Учебная работа .Тема:Перспективы развития бухгалтерского учета в Российской Федерации на основе международных стандартов финансовой отчетности№476.

Тема:Перспективы развития бухгалтерского учета в Российской Федерации на основе международных стандартов финансовой отчетности»,»

Содержание

Введение

1. Сущность Международных стандартов финансовой отчетности и их роль в жизни национальной экономики

2. Этапы развития бухгалтерского учета в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности

3. Перспективы развития бухгалтерского учета в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности

Заключение

Список литературы

Введение

Основу глобализации, охватывающей в настоящее время разные стороны развития современного мирового сообщества, составляют всеобъемлющие процессы экономического сближения на уровне отдельных стран и интеграционные процессы в мировой экономике в целом. На фоне этих процессов усиливается значение бухгалтерского учета как инструмента деловой коммуникации, способного передавать экономическую информацию о субъекте.

В течение десятилетий ведется работа по разработке единых правил и стандартов бухгалтерского учета, которые могут быть признаны в большинстве стран наряду с национальными стандартами учета, так как без использования единых учетных нормативов ведение бизнеса на международном уровне практически невозможно.

Очевидно и то, что развитие бизнеса и предпринимательства в условиях глобализации экономических процессов, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования финансовой отчетности.

Последние тенденции в этой сфере указывают на готовность профессионального сообщества к улучшению качества национальных систем учета и отчетности, и их сближению на межгосударственном уровне.

Актуальность темы обуславливается ростом количества предприятий, ведущих хозяйственную деятельность, а, соответственно и бухгалтерский учет, а также развитием бухгалтерского учета в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности.

Целью данной работы является изучение применения Международных стандартов бухгалтерского учета в РФ.

бухгалтерский учет международный стандарт

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть сущность Международных стандартов финансовой отчетности и их роль в жизни национальной экономики;

изучить этапы развития бухгалтерского учета в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности;

рассмотреть перспективы развития бухгалтерского учета в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности.

1. Сущность Международных стандартов финансовой отчетности и их роль в жизни национальной экономики

Одной из заметных черт современной мировой хозяйственной системы стала активная работа по глобализации национальных моделей бухгалтерского учета. В рамках данной работы определяющим направлением является подготовка, согласование и внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Эти стандарты издаются с 1973 года независимым Комитетом со штаб квартирой в Лондоне.

Формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих национальным компаниям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует полной открытости компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами. До тех пор, пока иностранный инвестор не будет иметь возможность проследить и понять через финансовую отчетность, как используется предоставленный им капитал, любая страна останется зоной повышенного риска и, соответственно, будет проигрывать другим государствам в привлечении финансовых ресурсов с международных рынков.

В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. Это не означает автоматического предоставления компании искомых ею ресурсов, так как для этого ей необходимо пройти долгий путь. Однако это однозначно означает, что компания попадает в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий может рассчитывать на иностранное финансирование. Если же компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения зарубежного инвестора, не заслуживает доверия, и не может рассматриваться как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала.

Как показывает международная практика, отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. С самого начала стандарты разрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. При выборе того или иного методического подхода основным критерием является полезность информации для принятия экономических решений.

Кроме того, отчетность, подготовленная по МСФО, рассматривается в качестве одного из важнейших элементов системы корпоративного управления, обеспечивающей эффективное взаимодействие с акционерами лиц, ответственных за текущее ведение дел компании.

При этом использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки комплекса национальных правил ведения отчетности.

МСФО закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров практиков и бухгалтеров исследователей, представителей различных научных школ.

Стандарты учитывают запросы и опыт работы с отчетностью предпринимателей, банковских и других финансовых структур, финансовых аналитиков, профсоюзов, правительственных организаций, представители которых с 1981 года образовывали Консультативную группу в рамках Комитета по МСФО.

Вместе с тем, активное использование МСФО создает основу для укрепления и развития бухгалтерской профессии. В условиях рыночной экономики бухгалтер превращается из счетовода, фиксирующего события хозяйственной жизни и осуществляющего их последующий анализ, в экономиста высочайшего класса, способного не только понять и оценить любое явление хозяйственной жизни, но и предусмотреть его, предложить пути развития событий.

МСФО ставят бухгалтера в положении, когда он неизменно должен расширить круг своих полномочий, обязанностей и, как следствие, знаний и навыков. Это, в свою очередь, заставляет каждого бухгалтера переосмыслить свою роль и место в управленческой структуре, а общество в целом осознать значение бухгалтерской профессии для устойчивого развития экономики государства.

Таким образом, становится очевидным, что МСФО действительно важны для эффективной работы рыночной экономики, привлечения инвестиций, стимулирования экономического роста, справедливых отношений компаний с акционерами и между акционерами.

2. Этапы развития бухгалтерского учета в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности

В 1992 году Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 года № 3708 1 была утверждена государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

Несмотря на то, что большая часть реализованных мероприятий в рамках принятой государственной программы касалась реформирования системы статистики, были осуществлены первые шаги и по реформированию национальной учетной системы, что выразилось в принятии 21 ноября 1996 года Федерального закона «»О бухгалтерском учете»» № 129 ФЗ и первых четырех национальных стандартов бухгалтерского учета:

ПБУ 1/94 «»Учетная политика предприятия»»;

ПБУ 2/94 «»Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»»;

ПБУ 3/95 «»Учет имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»»;

ПБУ 4/96 «»Бухгалтерская отчетность организации»».

Именно принятие указанных законодательных и нормативных правовых актов позволило в 1994 году впервые системно описать существующую Российской Федерации четырехуровневую систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Все законодательные и нормативные акты, затрагивающие вопросы организации ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности на российских предприятиях, в зависимости от статуса и степени детализации регулируемых вопросов условно были подразделены на четыре уровня.

В состав документов первого уровня входят Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности представлен национальными стандартами бухгалтерского учета, определяющими концептуальные основы бухгалтерского учета. Национальные стандарты получили официальное наименование «»Положения по бухгалтерскому учету»», каждое из которых имеет порядковый номер и указание на год последней редакции. Разработка национальных стандартов ведется на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Несмотря на то, что на первом этапе реформирования было разработано и принято всего четыре Положения по бухгалтерскому учету, именно эти документы стали базой для сближения национальной учетной системы с Международными стандартами финансовой отчетности.

В третий уровень были объединены все остальные нормативные акты различных министерств и ведомств, регламентирующие конкретные вопросы ведения бухгалтерского учета применительно к конкретным видам деятельности, отраслям, объектам учета.

Четвертый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации учетная политика организации, представляющая собой совокупность способов ведения учета и отчетности, избранных организацией.

Начало второго этапа можно связать с одобрением 29 декабря 1997 года Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров и Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации Концепции развития бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Несмотря на то, что указанная Концепция не носит статуса нормативного правового акта, именно в этом документе был четко определен инструмент реформирования национальной учетной системы Международные стандарты финансовой отчетности и, соответственно, определены основные параметры системы учета и отчетности, которая должна быть достигнута в результате реформирования национальной учетной системы на основе МСФО.

Нормативно решение о развитии национальной учетной системы в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности было оформлено Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 года № 283 «»Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности»».

Утвержденная Постановлением Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности не была выполнена в установленные сроки в полном объеме. Но, при этом, мероприятия по ее реализации, в частности, принятие новых и пересмотр ранее принятых национальных стандартов, внесли существенный вклад в приближение национальной учетной системы к МСФО.

Принятие в 2004 году Концепции развития бухгалтерского учета в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (приказ Минфина РФ от 01.07.2004 №180) положило начало третьему этапу развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Принципиальным отличием настоящего этапа реформирования от всех предыдущих является четкое понимание целей, инструмента и сроков его реализации.

В соответствии с результатами информационного исследования по состоянию на начало 2004 года:

преобладало позитивное отношение к переходу на МСФО не только в центральных районах, но и в целом по стране;

подавляющее большинство респондентов (64%) выразили мнение, что переход на МСФО должен быть осуществлен в течение 5 лет (к 2010 году);

по мнению респондентов, основными сдерживающими факторами на пути перехода к МСФО являлись различия между МСФО и российскими стандартами учета, отсутствие соответствующей законодательной базы и качество обучения и материалов, доступных на сегодняшний день.

Проведенный Министерством финансов РФ анализ текущей ситуации в вопросах реформирования национальной учетной системы позволил выявить как успехи процесса реформирования, так и недостатки.

К успехам были отнесены следующие результаты:

четкое определение инструмента реформирования Международные стандарты финансовой отчетности;

ориентация изменений в системе нормативного регулирования на формирование в финансовой отчетности информации, полезной заинтересованным пользователям;

наличие у российских компаний значительного опыта подготовки консолидированной и индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО или иным признаваемым на международном уровне стандартам;

создание профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов с одновременным возрастанием престижа бухгалтерской профессии и развитие рынка аудиторских услуг.

К недостаткам относятся:

отсутствие оптимального статуса отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, и инфраструктуры их применения;

формальное применение либо неприменение новых учетных принципов, закрепленных в национальных стандартах;

высокие затраты организаций на подготовку отчетности по МСФО посредством трансформации российской бухгалтерской отчетности, на параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета, представление излишней отчетности органам государственной власти;

слабая система контроля качества бухгалтерской отчетности, выражающаяся как в недостаточном уровне качества аудиторских услуг, так и в недостатках контроля со стороны надзорных органов;

низкий уровень подготовки в сфере МСФО как профессиональных бухгалтеров и аудиторов, так и пользователей бухгалтерской отчетности;

недостаточное участие профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерской профессии и аудиторской деятельности.

Реальная оценка состояния национальной учетной системы в сочетании с четким пониманием тенденций развития бухгалтерского учета и отчетности позволили определить цели развития на среднесрочную перспективу и способы их достижения.

3. Перспективы развития бухгалтерского учета в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности

Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию международных стандартов, несомненно, должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы.

Невозможность быстрого перехода на МСФО обусловлена необходимостью предварительного осуществления большого числа мероприятий, делающих такой переход реальным. В частности, потребуются коррективы в законодательстве, прежде всего гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности. Принимая во внимание, что МСФО имеют дело лишь с отчетностью, орган, регулирующий учет и отчетность в стране, должен разработать и издать детальные инструкции по внедрению и применению новых стандартов, включая вопросы организации учетного процесса. Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности, включая серьезные изменения в налоговых правилах.

Необходима определенная институциональная перестройка системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, в том числе образование органа, способного быстро реагировать на запросы практики и давать некоторые оперативные разъяснения по поводу новых стандартов. Целесообразно создать специальный орган, надзирающий за применением стандартов или контролирующий качество бухгалтерской отчетности.

Требуется переобучение и переаттестация бухгалтерских и, в первую очередь, главных бухгалтеров. Переход на МСФО предполагает обучение заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, в частности существующих и потенциальных собственников, ибо реформирование бухгалтерского учета в целом возможно и реально лишь при востребованности информации, формирующейся в нем. Опыт других стран показывает, что применение какого либо международного признанного решения в национальном стандарте возможно лишь в том случае, когда это решение соответствует реальной ситуации, существующей в стране. Иными словами, при использовании МСФО для создания национальной системы учета необходима своего рода адаптация.

В Российской Федерации разработан план развития бухгалтерского учета и отчетности на основе Международных стандартов финансовой отчетности до 2015 года. В Плане определены меры, которые будут предприняты по национальным стандартам, а именно:

повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности;

развитие профессии;

международное сотрудничество.

Отчетность, которую компании составляют по этим правилам, будет приближена к МСФО.

В результате реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах деятельности, а также обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей. Если подходить к реформе таким образом, то применение МСФО является не целью, а средством рыночных преобразований, весьма важным и эффективным, но лишь одним из целого ряда средств. Сведение же всей реформы исключительно к использованию международных стандартов ограничивает поле деятельности специалистов и вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

Современное ведение бизнеса требует, чтобы предприятия всех стран составляли внешнюю отчётность по единым стандартам, на понятном международном языке бизнеса.

Планируется, что к 2016 году будет осуществлен полный переход на МСФО.

Заключение

Формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих национальным компаниям возможность приобщения к международным рынкам капитала.

МСФО закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров практиков и бухгалтеров исследователей, представителей различных научных школ.

Применение Международных стандартов финансовой отчетности в бухгалтерском учете дает возможность различным экономическим субъектам взаимодействовать более эффективно и является основополагающим фактором развития предпринимательской среды по следующим причинам:

с помощью элементов стандартизированной финансовой отчетности информация о финансовом положении и финансовых результатах становится удобной для принятия на ее основе правильных экономических решений;

применение международных стандартов гарантирует права пользователей отчетности на качественную информацию, что способствует формированию благоприятной атмосферы доверия и повышает инвестиционную привлекательность;

сопоставимая информация, содержащаяся в финансовых отчетностях хозяйствующих субъектов, позволяет проводить сравнительный анализ финансового положения и результатов их деятельности.

Российский бухгалтерский учет был изначально выстроен на основе Международных стандартов финансовой отчетности, но окончательный переход на них запланирован на 2016 год.

Список литературы

1.Бровкина Н.Д. Международные стандарты финансовой отчетности. Учебное пособие. М.: 2012. 155 с.

2.Каспина Р.Г. Практическое применение Международных стандартов бухгалтерской отчетности в России. М.: Издательство «»Бухгалтерский учет»», 2010. 102 с.

.Карецкий А. стандартизация бухгалтерского учета и ее влияние на принятие МСФО в России // Власть, 2012. № 10.

.Старовойтова Е.В. развитие бухгалтерского учета и отчетности в России на основе международных стандартов // Аудит и финансовый анализ, 2009. № 3.

.Федина В.В. Перспективы развития бухгалтерского учета в России и применение МСФО // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы, 2012. № 6.

.Шнейдман Л.З. Введение в Международные стандарты финансовой отчетности. М.: 2005. 248 с.