Учебная работа. Степень активности взаимоотношений Соединенных Штатов и России в период администрации Вудро Вильсона

Степень активности взаимоотношений Соединенных Штатов и России в период администрации Вудро Вильсона

РЕФЕРАТ

россия, США, ВУДРО ВИЛЬСОН, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, СБЛИЖЕНИЕ, ОКТЯБРЬСКАЯ революция

В работе исследована степень активности взаимоотношений Соединенных и россии в период администрации двадцать восьмого президента США.

На разных этапах развития США и России отношения между ними претерпевали изменения от самых теплых к полному отчуждению. Данному положению дел способствовал ряд факторов, которые в конечном итоге определили вектор отношений между Соединенными Штатами и Россией. С приходом к власти в России Временного правительства возобладали дружественные связи между государствами. Но многие историки называют данный период временем упущенных возможностей, так как уже в октябре 1917 года произошла следующая революция, в ходе которой к власти пришли большевики. Выход России из первой мировой войны на данном этапе обусловил начало отчуждения двух стран, который продолжался не одно десятилетие и дает отклики и в наше время.

В работе использованы официальные и неофициальные виды докумен-тальных источников, а также современная отечественная и зарубежная лите-ратура.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Концептуальный аспект взаимоотношений США и России в период

-1920 гг.

.1 факторы, повлиявшие на характер отношений между США и Россией

.2 целевые установки внешней политики США и России

Эволюция американо-российских отношений в период от Первой мировой войны до интервенции США в Россию

.1 Отношения США и царской России (1913-1917 г.)

.2 США и Временное правительство

.3 Трансформация американо-российских отношений после Октябрьской революции 1917 г.

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

В начале XXI века Соединенные Штаты Америки являются одной из ведущих стран мира, поэтому отношения с ними занимают приоритетное место во внешней политики Российской Федерации. Важную роль в политических и культурных контактах играет образ стран, сложившийся друг о друге, поскольку он явно или скрытно влияет на отношение стран в настоящее время. Именно поэтому актуальность данной проблемы на сегодняшний день достаточно высока, так как именно в период нахождения у власти Вудро Вильсона сложились те принципы, отголоски которых до сих пор звучат во внешней политике обеих стран. Речь идет о взаимоотношениях во время первой мировой войны и времени революционных событий в России. Результаты внешней политики россии и США относительно друг друга в данный период имеют место и в наше время.

Целью данной работы является определить степень активности взаимоотношений Соединенных Штатов и россии в период администрации двадцать восьмого президента США. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

определить факторы, оказавшие влияние на развитие американо-российских отношений;

рассмотреть внешнеполитическую стратегию США и россии в указанный период;

проследить развитие американо-российских отношений в период от Первой мировой войны до интервенции США в Россию;

Для решения поставленных задач и полноценного понимания проблемы в ходе работы над темой были проанализированы источники официального и неофициального характера. К официальным относятся:

Декларация принципов внешней политики США (Monroe Doctrine) . Данная декларация была провозглашенная 2 декабря 1823 г. в ежегодном послании президента США Джеймса Монро к Конгрессу США. Ведущая роль в разработке данного документа принадлежала государственному секретарю Джону Адамсу. Она была разработана в связи с угрозой интервенции Священного союза в Латинскую Америку в целях восстановления господства Испании и ее американских владений.

Донесение Ю.П. Бахметева С.Д. Сазонову о стремлении торговых кругов США к сближению с Россией от 12 декабря 1913 года . Документ был отправлен послом России в США министру иностранных дел Российской империи в связи с желанием американских финансовых кругов наладить продуктивные американо-российские экономические отношения.

Нота Д.Френсиса П.Н. Милюкову с приветствием американских профсоюзов в адрес Временного правительства России от 23 мая 1917 года . Данный документ был отправлен послом США в россии Дэвидом Френсисом министру иностранных дел Временного правительства в связи с захватом власти в России Временным правительством.

Нота послу Соединенных Штатов Америки от 8 ноября 1917 года . Данное дипломатическое обращение было выслано советским правительством к послам союзных держав, в том числе и США, с предложением немедленного перемирия и открытия мирных переговоров.

Послание В. Вильсона Временному правительству о российско-американских отношениях от 13 мая 1917 года . Послание было отправлено президентом США Вудро Вильсоном в связи с предшествующим прибытие американской делегации в Россию.

Телеграмма агента министерства торговли и промышленности России в США К.Ю. Медзыховского С.Д. Сазонову об учреждении русско-американской торговой палаты в Вашингтоне от 31 января 1916 года . Данный документ был отправлен с целью выражения симпатии Америкой к россии и разъяснением целей создания американо-российской торговой палаты.

Телеграмма К.М. Ону министру иностранных дел М.И. Терещенко о реакции США на заявление Временного правительства относительно целей россии в войне от 12 мая 1917 года . В данной телеграмме правительство Соединенных Штатов высказывает свою симпатию и одобрение относительно решения Временного правительства продолжать участие в Первой мировой войне.

Телеграмма Ю.П. Бахметева в МИД об откликах в США на Февральскую революцию от 8 марта 1917 года . Данная телеграмма была отправлена послом россии в США с целью показать сочувственные настроения американского общества к февральским событиям.

Речь президента Вудро Вильсона на совместном заседании Конгресса по вопросу мира от 8 января 1918 года . В данном послании Вильсон сформулировал свои тезисы относительно целей войны, получившие известность как «Четырнадцать пунктов». В одной из части своей речи он оправдывал решение российских представителей в Брест-Литовске прервать мирные переговоры с Германией.

первое ежегодное послание президента Вудро Вильсона к Конгрессу США от 2 декабря 1913 года . В данном послании Вильсон делает акценты на имеющихся проблемах и дает свою оценку. В частности данном послании президент высказывает свои идеи и принципы, которые в дальней составят основу его политики.

Декрет о мире от 26 октября 1917 года . Разработан В.И. Лениным и единогласно принят на Втором съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов после того, как в результате вооруженного переворота было свергнуто Временное правительство.

К неофициальным относятся:

архив полковника Хауза . Данная книга представляет собой сборник материалов из дневника советника президента США Вильсона. Материалы представлены переписками с президентом и другими политическими деятелями за период с 1914 по 1919 года.

Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю 1660-1783 . В свое труде, выпущенном в 1889 году, он впервые ввел в оборот термины, которые впоследствии стали определяющим фактором поведения во время морских войн. Сформулированные Мэхэном концепции оказали влияние на развитие теории военно-морского искусства и разработку внешнеполитической морской доктрины многих государств.

История американо-российских отношений является достаточно изученной темой, сохраняя, вместе с тем, особую актуальность в современной историографии. Это обусловлено специфическим характером американо-российских отношений не только в прошлом, но и в настоящем. Изучению американо-российских отношений в период администрации Вудро Вильсона также уделено большое внимание в научной литературе, как отечественной, так и зарубежной. В основу моей работу вошла литература более современного периода, так как после 60-х годов XX века литературная база расширилась. Это произошло в связи с увеличением интереса к отдельным сюжетам взаимоотношений США и России на разных этапах. В частности для моей работы наибольший интрес представили книги таких авторов, как Н.Н.иноземцев, В.А. Емец и А.И. Уткин . В их работах хорошо прослеживаются попытки администрации официального Вашингтона найти способы изменения положения США на международной арене в ходе революционных кризисов и гражданской войны в России.

Также большую ценность для моего исследования представляют книга В. Малькова и книга В.В. Носкова . В них рассматриваются главные вехи американо-российских отношений, а также показана острая политическая борьба классов, партий по вопросам внутренней и внешней политики стран.

Также мое внимание привлекли статьи отечественных авторов, таких как С. Листиков, О.А. Наумов и В.В. Романов . В своих статьях они уделили большле внимание изучению факторов, повлиявших на процесс принятия решений по «русскому вопросу» администрацией Вильсона, а также осветили разные аспекты политических контактов и связей между США и Россией.

Из зарубежных авторов был использован труд американских профессоров Д.Э. Дэвиса, Ю.П. Трани . В своей книге «Первая холодная война» они высказали идею о том, что холодная война началась задолго до 1947 года и прекрасно аргументировали свою позицию, ссылаясь на исторические факты. А также книга Г. Киссинджера, в которой автор стремится проанализировать факторы, позволяющие оценивать прочность и долговечность того или иного мирового порядка, начиная с Вестфальского мира 1648 года и вплоть до наших дней.

1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ аспект ВЗАИМООТНОШЕНИЙ США И РОССИИ В ПЕРИОД 1913 — 1920 гг.

.1 факторы, повлиявшие на характер отношений между США и Россией

российский американский война вильсон

Трения по «еврейскому вопросу», связанные с ограничениями прав евреев в россии и активной эмиграцией российских евреев в США , позиция администрации президента Теодора Рузвельта и американских СМИ по отношению к россии, особенно во время Русско-японской войны, а также столкновение экономических интересов на дальнем Востоке и в Маньчжурии влечет за собой вхождение американо-российских отношений в новую фазу своего развития. Этот процесс проходит под влиянием ряда факторов.

В конце XIX века массовый исход евреев из России стал важной составляющей иммиграционной волны, устремившейся к берегам Америки из россии. Для того чтобы разобраться почему произошел такой резкий скачек эмиграции из России необходимо осветить причины, повлиявшие на данную ситуацию.

главным побудительным мотивом эмиграции евреев из россии было отсутствие гарантий их прав на жизнь и собственность, еврейские погромы, ненормальные социальные и экономические условия жизни в черте оседлости. Кроме того, в ней обозначались интеллектуальная составляющая вследствие введения процентной нормы для евреев при поступлении в высшие и средние учебные заведения и запрета заниматься некоторыми видами деятельности .

Также на миграционный процесс оказывали влияние всплески антисемитизма в России: выселение евреев из Москвы и московской губернии в 1891 году, кишиневский погром в 1903 году3 , еврейские погромы в период революции 1905-1907 годов, а также разрушившее надежды на изменение правового статуса еврейского меньшинства в российской империи «дело М.Буйлиса» в 1911-1913 годах. В результате, у берегов Америки появились толпы обездоленных евреев, у которых хватило сил и средств лишь на то, чтобы добраться до первого американского порта.

Остановить этот переселенческий поток могла только либерализация внутренней политики России по отношению к евреям. Но этого не происходило. Напротив, в законодательстве российской империи существовал запрет на эмиграцию, так что переселение в США носило полулегальный характер. Фактически это привело к тому, что большая часть российских эмигрантов находились в США нелегально , и при возвращении на территорию России им грозило уголовное преследование.

таким образом, нелегальный статус российских переселенцев и нежелание царской администрации решать проблему нелегальной эмиграции из страны стало одним из факторов, способствовавших ухудшению американо-российских отношений в начале XX века .

В 1880-е годы США окончательно укрепились на Тихом океане. В 1886 году по инициативе президента Гровера Кливленда Конгресс провел слушания на тему будущей политики США на Тихом океане. Участники слушаний пришли к выводу, что из всех тихоокеанских стран только Российская империя является потенциальной угрозой для США . В связи с этим США не поддерживали русско-германо-французский ультиматум Японии (1895). В 1899 году Соединенные штаты провозгласили политику «открытых дверей», которая предусматривала сохранение территориальной целостности Китая, в первую очередь за счет сдерживания российского продвижения в Маньчжурию и Корею. В 1900-1902 годах американский военно-морской теоретик Альфред Мэхэн разработал теорию «сдерживания» россии как мощной континентальной державы путем создания блока морских государств во главе с США. Он полагал, что США должны проводить политику активной экспансии на дальнем Востоке . Соперничество между Вашингтоном и Петербургом из-за экономического преобладания в данном регионе и стало еще одной причиной ухудшения американо-российских отношений.

С 1901 года США начали оказывать Японии большую финансовую и военно-техническую помощь, что не могло не отразиться на отношениях с Россией, так как Япония была основным противником России на Дальнем Востоке. русско-японская война 1904-1905 годов ознаменовала новый рубеж в развитии американо-российских отношений. Она имела сразу несколько последствий, во-первых, как серьезное событие, повлекшее за собой внешнеполитические изменения, затрагивавшие интересы США на международной арене. Во-вторых, война послужила толчком, побудившим американскую прессу и публицистику обратиться к россии. Этот конфликт ознаменовал определенный перелом в представлениях американского общественного мнения о России, и не последнюю роль в этом сыграла позиция Теодора Рузвельта . Он фактически поддерживал Японию, а синдикат американских банков предоставил японии значительную финансовую помощь. Также важным моментом является то, что одновременно были предприняты усилия с целью закрыть россии доступ к западным кредитам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сильное влияние на американо-российские отношения периода администрации Вильсона оказали события, происходившие на рубеже XIX-XX веков. Столкновение на дальнем Востоке положило конец представлениям о существовании дружеских отношений между двумя странами. Рост взаимного недоверия, который усиливался антирусской направленностью внешнеполитического курса США и трениями по «еврейскому вопросу», привели к усилению негатива в восприятии стран друг друга.

.2 Целевые установки внешней политики США и россии

Значительный контраст в социально-экономическом положении, формах политического строя и культуры, определили повышенное внимание русских и американских общественных кругов друг к другу. По мнению В.В. Носкова «образ россии слагался из трех основных элементов», одним из которых было развития России и Америки, исключающей возможность их мирного сосуществования». Для того чтобы иметь более четкое понимание по данному высказыванию необходимо проследить внешнюю политику обеих государств в начале XX века.

Как в республиканской, так и в демократической традиции США основной набор характеристик внешнеполитического поведения определяется наличием базовых составляющих американского менталитета. Уверенность в превосходстве — первая и, возможно главная черта американского мировидения, на которой основывается махина американского патриотизма .

Оборотной стороной американского патриотизма является искренняя убежденность в том, что предназначение США в том, чтобы служить миру примером, а так же упорно помогать ему прийти в соответствие с американскими представлениями о добре и зле. С этим убеждением связан выбор США вектора развития внешней политики в пользу экспансии. Выражением данной направленности стала так называемая доктрина Монро (Monroe Doctrine). Данный документ, направленный на предотвращение попыток экспансии со стороны любого европейского государства, в то же время содержал попытку обосновать принцип, ставивший рост могущества США в зависимость от присоединения новых территорий и образования новых штатов, что свидетельствовало об экспансионистских устремления США.

К началу XX столетия отношения к доктрине Монро изменилось. Президент Т. Рузвельт в документе под названием «Логический вывод из доктрины Монро», 6 декабря 1904 года говорил о том, задачей Америки является благотворное воздействие на остальной мир. Но, в отличие от его предшественников, он утверждал, что истинные американские внешнеполитические интересы выходят далеко за рамки простой заинтересованности в сохранении собственной неприкосновенности. Рузвельт основывался на том, что США, как и другие страны, в определенном межгосударственном конфликте имеет Право собственными усилиями переломить ситуацию в свою сторону.

Со временем Америка приняла на себя ту самую роль, которую предписывал ей Рузвельт, но произошло это уже под влиянием другого президента. Вудро Вильсон был живым воплощением традиций американской исключительности и основателем того, что потом превратилось в господствующую интеллектуальную школу американской внешней политики. Хаус говорил он нем, что это был человек, которым « не владела алчность, его не влекло всеобщее признание, славу и деньги он считал инструментами для достижения реальной власти в стране, в непосредственном окружении, в мире в целом. Его интересовало ни много ни мало делание истории».

Приход Вильсона к власти совпал с изменениями в международной обстановке. В начале XX века Германия стремительно укрепляла свои позиции на Евразийском континенте и со временем стала главным потенциальным конкурентом американского центра. Такие перемены в международной расстановке сил несомненно повлияли на задачи американской внешней политики. В данной обстановке Вильсон сумел выстроить такой внешнеполитический курс, который в итоге вывел страну на передовые роли в мировой политике.

Вильсону удалось добиться поразительного успеха. Отвергая силовую политику, он знал, как затронуть чувствительные струны американского народа. В своем первом послании «О положении в стране» от 2 декабря 1913 года он высказал те идеи, которые потом стали определяться термином «вильсонианство». С точки зрения Вильсона всеобщность права и доверие наций друг к другу являются опорой международного порядка. Сущность политики Вильсона заключалась в том, чтобы обеспечить универсальность применения американских ценностей и их распространение, когда наступит время. Вильсон вновь подчеркивал то, что являлось общепринятым со времен Джефферсона: «Мы не способны бояться силы какой-либо иной нации. Мы не ревнивы в отношении соперничества на поприще торговли или в сфере любых мирных достижений. Мы намереваемся жить собственной жизнью по нашему усмотрению; но мы также намереваемся давать жить другим. Мы на самом деле являемся настоящими друзьями всех стран мира, поскольку мы не угрожаем ни одной из них, не домогаемся владений ни одной из них, не желаем поражения ни одной из них» .

Российская империя к началу столетия являлась крупнейшей державой на Евразийском континенте. Она принадлежала к числу первоклассных великих держав, выделяясь значительным своеобразием и разномерностью характеристик. Вместе с тем по промышленному производству россия не являлась лидером, а находилась на уровне стран среднего уровня капиталистического развития. Во много данное положение России было связано с внутренней политикой. Внутреннее положение страны характеризовалось социальной и политической нестабильностью, связанной со стремительными темпами модернизации страны, которая в недавнем прошлом еще имела институт крепостного права. В результате быстрых темпов изменения структуры страны и пересмотра устоявшегося мировоззрения произошло своеобразное наложение друг на друга социальных конфликтов. Нараставший кризис экономической, социальной и политической систем поставил страну перед выбором путей дальнейшего развития.

Активная политика России на Балканах, в Закавказье, Средней Азии и на дальнем Востоке неоднократно приводила к столкновениям с ведущими мировыми державами. Исторически европейское направление во внешней политике России занимало центральное место. На рубеже XIX-XX между крупнейшими державами возросла конфликтность, обусловленная тем, что к периоду завершения борьбы за передел мира обнаружилась неравномерность развития великих держав. В силу отсутствия адекватного механизма урегулирования международных отношений, страны разрешали возникающие территориальные споры путем гонки вооружений и противостоянием союзов и коалиций государств. В дальнейшем это приведет к серии войн, в которых россия будет принимать непосредственное участие.

Не последнее место во внешней политике Российской империи занимала проблема черноморских проливов. Государство, владеющее проливами, оказывало определяющее влияние на расстановку сил в Черном море и в Восточном Средиземноморье. после поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. особое значение приобрела задача обороны черноморского побережья и укрепления позиций россии в Закавказье. Кроме того, экономическое развитие юга страны требовало беспрепятственного выхода к Средиземному морю, а также, чтобы компенсировать неудачи дальневосточной политики, необходимо было расширить сферу влияния в Маньчжурии .

Итак, по данному вопросу можно сделать вывод, что внешнеполитический курс США и россии во многом различался. Большое влияние на формирование политических взглядов в США оказали политические лидеры, находящиеся у власти в определенный промежуток времени. Вильсон, например, видел основный рычаг управления международной ситуации в мирной политике расширения влияния США за счет таких элементов, как Право нации на самоопределение и указания на богоизбранность Америки. В свою очередь администрация Петербурга в указанный период времени выступила активным участником борьбы за экономический и особенно политический передел мира путем ведения боевых действий.

Суммируя вышесказанное можно сказать, что на протяжении многих лет и даже веков отношения США и россии претерпевали значительные изменения. В один период времени отношения двух стран были довольно близкими и продуктивными, а в другой период выступали злейшими врагами. Помимо официальных дипломатических связей между ними всегда осуществлялись многообразные контакты в экономической, культурной и гуманитарной сферах. однако даже в первые десятилетия XX века Россия и США оставались друг для друга далекими и малоизвестными мирами, мало соприкасавшимися между собой.

2 ЭВОЛЮЦИЯ АМЕРИКАНО-российских ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД ОТ ПЕРОВОЙ МИРОВОЙ войны ДО ИНТЕРВЕНЦИИ США В РОССИЮ

.1 Отношения США и царской России (1913-1917г.)

История американо-российских отношений уходить своими корнями в 1807 год, когда и были установлены дипломатические отношения. В XIX веке отношения США и России носили в целом дружественный характер, несмотря на проблемы, возникшие в начале века в результате столкновения интересов в районе Аляски и тихоокеанского побережья Северной Америки. Заключение в 1832 году торгового договора, представляющего режим наибольшего благоприятствования гражданам и товарам двух стран, свидетельствовало о взаимопонимании между Российской империей и США.

В начале XX века ситуация мало меняется. В Европе, да и в самих Соединенных Штатах, в конечном счете, возобладало осуждение, как говорил С.Ю. Витте, варварского, дикого отношения России к таким вопросам, которые в «культурных странах», как ему казалось, были давно решены .

Социальная чувствительность американского населения заслонила коммерческие и дипломатические соображения и выгоды, даже не смотря на то, что дискриминация черного населения в Америке ничуть не уступала унижениям, испытываемым национальными меньшинствами в россии. Показательным можно считать довольно скептическое отношение общественного мнения США к участию России в блоке Антанты, чья победа в войне с Центральными державами в связи с этим многим представлялась даже нежелательной. Так, бывший к 1912 году президент Теодор Рузвельт по различным поводам до войны рассуждал, что Германия является неким барьером на пути русской экспансии. Также, ставший президентом в 1912 году Вудро Вильсон, разделял точку зрения Рузвельта в этом вопросе. Вильсон полагал, что возвышение Российской империи (в случае разгрома Германии) в Европе создаст абсолютно неприемлемую обстановку дисбаланса во всем регионе .

однако перед самой войной ситуация меняется и в новых условия обнаружилась тенденция к увеличению объема американо-российской торговли. Несмотря на разрыв американского торгового договора 1832 года, осуществленный правительством США в 1912 году, торговый оборот между США и Российской империей (преимущественно американский ввоз в Россию) накануне войны непрерывно возрастал. В мае 1913 г. в Москве была учреждена русско-американская торговая палата (РАТП), ставившая своей целью содействовать притоку американских капиталов в Россию и развитию русско-американских торговых отношений. Палата издавала свой периодический орган — «Вестник РАТП», — который пропагандировал преимущества взаимовыгодного экономического сотрудничества с США.

После того как началась война, нейтральное положение США давало американскому капиталу уникальную возможность для активизации экономической деятельности и наращивания его мощи, разумеется связанную с продолжением войны. В первые же дни войны российский министр иностранных дел С.Д.Сазонов через поверенного в делах США в Петрограде внушал правительству США, что перед Америкой открылась возможность заменить прекращенный в связи с войной германский экспорт в Россию американским.

РАТП незамедлительно отреагировала на новую ситуацию, выступив под девизом «Америка на смену Германии». Деятели РАТП подчёркивали, что американская промышленность вполне готова заменить на русском рынке все те товары, которые до сих пор поставлялись главным образом из Германии .

Но, несмотря на желание российских финансовых кругов на скорейшее сближение, Николай II все еще проявлял осторожность в вопросе экономического сотрудничества с США. В данном случае решающую роль сыграло его личное неприятие политических нравов заокеанской республики. Однако непрерывный рост военных расходов, острая нужда в материальных и денежных средствах заставили царское правительство придать идее экономического сближения с Америкой характер государственной политики, перейти от молчаливого одобрения этой идеи к непосредственному претворению её в жизнь.

К 1917 году положение Антанты ухудшилось. Фронт нуждался в финансовой поддержке, которую в немалой степени оказывала Америка. 6 апреля 1917 года Вильсон, отказавшись от своей мирной политики, вступил в войну на стороне Антанты. Вступление США в войну дало им возможность оказывать большое влияние на союзников при помощи кредитов и военных поставок.

благоприятная экономическая обстановка способствовала американо-российских отношений. Президентская администрация и деловые круги США начали рассматривать Россию как своего партнера и как важный фактор в мировой политике. Несколько улучшился образ россии и в американской печати. Ю.П.Бахметьев докладывал в Петроград, что англия потеряла в глазах американцев свою мощь из-за поражения морского флота. Россия же в глазах американцев стала «колоссом силы», которая смогла «объединиться против врага человечества и цивилизации под руководством государя императора». В отличие от англичан, многие американцы восхищались русским духом, считали, что именно Россия занимает ведущие позиции в Антанте, а не великобритания или

Франция .

Еще одним фактором, повлиявшим на сближение США и российской Империи, стало то, что активные англо-американские дипломатические контакты в 1915-1916 гг. создавали опасность для российских позиций в Антанте, поэтому российское правительство стремилось проработать возможность установления особых отношений с Соединёнными Штатами, а именно обеспечить американскую поддержку интересам Российской империи при территориальных и иных претензиях по окончании войны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Россия оказалась одним из наиболее открытых и привлекательных рынков для американского капитала. Начавшаяся мировая война значительно расширила возможности для проникновения американского бизнеса в Россию. Именно этими соображениями руководствовались американские политики и бизнесмены, развивая экономическое сотрудничество с воюющей российской империей. Они перевесили все прочие негативные аргументы, связанные с политическими и моральными факторами.

.2 США и Временное правительство

Февральская революция 1917 г. стала переломным событием в отношениях между США и Россией, ознаменовавшим выход этих отношений на качественно новый дружелюбный уровень. Она сняла многие барьеры, главным образом, политико-идеологического характера на пути сближения двух стан .

марта 1917 г. посол США Девид Фрэнсис доложил, что Монархия в России была свергнута, к власти пришло Временное правительство. Ситуация в российской Империи под контролем Думы, которая составила министерство во главе с князем Львовым, а новым министром иностранных дел стал Милюков. Временное правительство во главе с кадетами официально заявило о своем намерении вести войну «до победного конца». В данной ситуации Америке представился шанс повысить свой авторитет на международной арене, а также получить огромную экономическую выгоду.

Посол США Д. Френсис считал, что возникшая ситуация может способствовать тому, что США будут обладать решающим влиянием на новое правительство. Временное правительство нуждается в капитале и финансовая помощь от Америки станет основным козырем. Кроме того, он считал что если США первыми признают новое правительство россии, то это будет иметь большой моральный эффект и Временное правительство будет решительно выступать за продолжение войны. Такое же мнение разделял и главный советник президента Вильсона Эдвард Хауз. Полковник Хауз настоятельно убеждал президента в том, что необходимо признать новое русское правительство скорее, чем это сделают англия и Франция. Свою позицию советник президента обосновывал тем, что России надо помочь в построении демократического государства, а также предотвратить опасность возникновения союза между Россией и Германией в будущем. Благодаря этому шагу, по мнению Хауза, президент мог бы стать центральной фигурой в этой войне, «великим либералом современности» .

марта Д. Френсис вручил кн. Г. Е. Львову уведомление о дипломатическом признании . Теперь американское общественное мнение испытывало симпатии к дружественной российской демократии. В США был создан «Американский комитет содействия демократическому правительству россии». Собрание комитета, 27 марта в Нью Йорке, постановило, что необходимо оказать России все возможное содействие в деле сохранения и развития либеральных институтов, и что присоединение России к числу демократических стран является огромным шагом на пути к тому времени, когда все правительства Европы будут формироваться из народа, народом и для народа .

Но уже в начале апреля Д. Френсис направил в госдепартамент тревож-

ный отчет о развитии политической ситуации в России. Но президент Вильсон отреагировал спокойно на отчет Френсиса, так как он считал, что прошло слишком мало времени, чтобы понять, что в действительности происходит в России: «вполне возможно, что утверждая новую форму правительства и проводя внутренние реформы, русские сочтут войну нестерпимым злом и захотят из нее выйти любым способом. И это будет серьезным ударом для союзников. возможно, за продолжение войны придется платить» . Но он не был готов финансировать Россию, пока существует такая угроза, так как в случае выхода россии из войны США лишалась очередных траншей американского займа. К тому же, в описываемый период США уже вступили в войну, и в данном контексте россии, по плану администрации Вашингтона, выпадала роль — отвлечь неприятеля на Востоке, что в свою очередь значительно уменьшило бы американские потери.

Администрация Вильсона всяческими путями пыталась удержать Россию в войне и тем самым поддерживала Временное правительство. Правительство США решило отправить делегацию из Вашингтона во главе с Элиу Рутой. Роберт Лансинг составил предписание, в котором обозначалась цель миссии — содействовать России в ведении войны. Он убедил В. Вильсона отправить ноту с разъяснением целей войны, в которой содержалось требование мира без аннексий и контрибуций и указывалось, что деньги Россия получит, если продолжит боевые действия .

В условиях нараставшего политического кризиса и развала фронта, настойчивые требования американцев принять меры по восстановлению боеспособности армии усугубляли положение Временного правительства. Недооценив социально-политическую ситуацию внутри России, Вильсон не сумел осуществить свои планы по присоединению россии к числу демократических государств.

Безусловно, Временному правительству выпало очень тяжелое время, когда нужно было восстанавливать внутреннюю политику страны и в тоже время не ослаблять позиции на фронтах Первой мировой. В данной ситуации нужен был верный союзник, готовый поддержать новое правительство во всех областях. таким союзником могло стать США но, преследовав прежде всего корыстные цели в данном сотрудничестве, администрация Вильсона еще больше усугубила внутриполитическую ситуацию в России и ослабила позиции Временного правительства в глазах граждан своей страны.

.3 Трансформация американо-российских отношений в период от Первой мировой войны до интервенции США в Россию

В августе 1917 года полковник Хауз, основываясь на выводах своей исследовательской группы и на информации из Европы, стал советовать президенту внимательно следить за событиями в россии. Вильсон согласился с тем, что ситуация в россии требует помощи тем силам, которые выступают за продолжение войны. Однако американское правительство не видело того, что силы и возможности Временного правительства слабеют. Ни президент, ни его окружение не видели, что в стране зрела новая социальная революция. В октябре 1917 года произошло крупнейшее событие XX века — Великая Октябрьская социалистическая революция, радикально изменившая всю европейскую и мировую ситуацию. С приходом к власти партии В.И. Ленина стало ясно, что все попытки правительства США с помощью займов и комплиментов продолжить трагедию русской армии и народа тщетны .

Утром 8 ноября в государственном департаменте США было получено официальное сообщение из российской столицы о том, что там действительно произошла революция и что большевики захватили власть в свои руки . Победа большевиков в России давала повод к глубоким опасениям участников Антанты в том, будет ли нынешняя политическая власть высказывать желания за участие в войне. Опасения были довольно обоснованы, так как к власти в России пришли политические силы, которые на протяжении продолжительного времени выступали за выход из войны.

К тому же стоить учитывать тот факт, что для Вильсона обрисовывалась еще одна проблема — проблема морального лидерства на мировой арене. С самого начала своего правления большевики попытались инициировать претворение в жизнь своей мирной программы, в частности это выразилось в Декрете о мире . В данном документе новое российское правительство призывает свой народ к демократическому миру, миру без аннексий и контрибуций. Содержание этого послания народу фактически дословно повторяло принципы «вильсонизма». На этой почве президент Вильсон почувствовал реальную угрозу в лице большевиков по вопросу влияния на послевоенный мир.

Но все же многим в то время казалось, что большевизм и вильсонизм могут в будущем найти общий язык. Да и сам американский президент, казалось, не отрицал схожести интересов двух стран. Вильсон не раз публично выражал свою солидарность с новой российской властью. Например, в речи перед Конгрессом, получившей название "14 пунктов" (8 января 1918 г.), Вильсон заявил об "искренности" и "честности" советских представителей в Брест-Литовске. "Их концепция справедливости, гуманности, чести, — подчеркнул он, — была высказана с такой откровенностью, широтой взгляда, душевной щедростью и таким общечеловеческим пониманием, которые не могут не вызвать восхищения всех, кому дороги судьбы человечества" . Таким образом, можно сказать о том, что именно программа послевоенного мироустройства делала Россию и США в этот период политическими попутчиками.

очень скоро ситуация в корне изменилась. Подписание большевиками сепаратного Брестского мира мгновенно перечеркнуло все надежды американской администрации повлиять на политический курс России. Возникновение ряда факторов, среди которых провозглашение курса на мировую революцию, разгон Учредительного собрания и начало «красного террора» изменило отношение руководства США к большевистской власти. Те принципы, которые стали выдвигать большевики не соответствовали вильсонистским принципам борьбы за демократию. именно эти причины обусловили американский отказ от признания нового правительства России.

Однако Вильсон не мог отказаться от своего благожелательного отношения к русскому народу. Вильсон четко разделял понятия «Россия», как совокупность народных мнений, и «большевистское правительство», как временное явление в жизни России. Свою главную задачу Вильсон видел не в свержении большевизма, а в обучении русского народа «демократии по-американски». Все дальнейшие действия, такие как участие Америки в военной интервенции и дискуссии на Парижской конференции, опирались именно на вывод о том, что Россия в конце концов сама придет к пониманию либерально-демократических принципов и вытеснит идеи большевизма из россии.

Определяя причины начавшейся в середине 1918 года вооруженной интервенции Соединенных Штатов против советского государства, американские профессоры Дэвис и Трани замечают, что Вильсон выступал против вмешательства во внутренние дела России. Военные действаия, которые оказывали США были произведены под давлением великобритании и Франции. США, как утверждают авторы, преследовали довольно мирные цели в данной интервенции, одной из которых являлась стабилизация «демократических режимов», там, где они существовали.

К 1920 году Вильсон окончательно оставил свои планы относительно России и, как и другие страны Антанты, приступили к свертыванию интервенции. В итоге Америка взяла курс на твердое непризнание советской власти. Именно это и стало, по мнению авторов, точкой отсчета в «первой холодной войне» . Фактически большевистской России был объявлен дипломатический карантин и в ход пошли те же технологии, которые позже станут неотъемлемыми атрибутами холодной войны .

Можно сделать вывод, что после Октябрьской революции 1917 года американо-российские отношения несомненно претерпели изменения по сравнению с недавним временем. Изначально эти изменения носили весьма дружественный характер, так как Вильсон видел схожесть политических взглядов большевизма и вильсонизма. Но после заключения Брестского мира между Россией и Германией администрация США отвергает всякую схожесть их дальнейших интересов. Политика непризнания нового российского правительства выразилась в участии США военной интервенции в Россию и начале долгого отчуждения двух стран.

Таким образом, можно сделать вывод, что отношения Соединенных Штатов и России в период 1912-1921 претерпевали изменения от самых дружественных отношений до полного отчуждения. отношения США и Царской России носили двухсторонний характер. С одной стороны в идеологическом плане эти страны проявляли неприязнь друг к другу и считали невозможным их сотрудничество, но с другой стороны начавшаяся первая мировая война оказалась катализатором развития американо-российских экономических связей. После Февральской революции 1917 года отношения США и России заметно улучшились. американское общество с одобрением встречало эту революцию, а администрация Вашингтона увидела в данной революции шанс присоединить Россию к блоку демократических государств. Но планам Вильсона не удалось сбыться, так как уже в октябре 1917 года произошла еще одна революция, по итогу которой к власти пришли большевики. В итоге, из-за подписания Россией Брестского мира межу Германией и Россией Вильсон отказался признавать новое правительство россии, США участвовали в военной интервенции и признание Америкой советского государства произошло лишь через 16 лет после прихода к власти большевиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что на протяжении долгого времени американо-российские отношения были развиты слабо. Этому способствовали такие факторы как массовый исход евреев из россии в США, столкновение интересов на Дальнем Востоке, а так же резкая отрицательная позиция Теодора Рузвельта и американских СМИ к россии и её политической идеологии.

В политических кругах обоих стран существовало мнение о невозможности конструктивного сотрудничества друг с другом в виду разных путей развития. Политический путь, которому придерживался президент США Вудро Вильсон, основывался на таких постулатах американского общества как превосходство американского народа и богоизбранность Америки. Центральными идеями Вильсона были Право нации на самоопределение и то, что Америка обладает особой миссией, она должна стоять выше повседневной дипломатии и служить маяком свободы для остального человечества. Россия же шла по другому пути развития. Российские политические круги стремились к активному расширению территорий. завершение борьбы за передел мира явилось ареной для столкновение интересов нескольких великих держав, где в том числе участвовала и российской Империи. Активная политика России на Балканах, в Закавказье, Средней Азии, дальнем Востоке, а в дальнейшем и участие в Первой мировой войне охарактеризовало внешнюю политику россии как политику расширения территорий за счет других стран.

Тем временем наступает Первая мировая война. В годы войны впервые проявились интенсивные экономические и военно-технические отношения России и Америки. Война создала для этого объективные предпосылки. Во-первых, традиционные торгово-экономические связи с Германией были разорваны и россия нуждалась в кредитах, займах и боеприпасах. В данной ситуации экономические отношения с США являлись хорошим выходом из сложившейся ситуации, а для США россия оказалась одним из наиболее открытых и привле-

кательных рынков для американского капитала.

Далее американо-российские отношения переходят в новую фазу. С приходом к власти Временного правительства США достаточно дружелюбно начало относиться к России, так как новые политические силы подтвердили готовность продолжать войну на стороне союзников, а также стремились поддержать интересы США в своем политическом курсе. Но результаты Октябрьской революции 1917 года снова изменили вектор американо-российских отношений. изначально Вильсон не был негативно настроен против идеологии большевиков, а наоборот усматривал в их высказываниях схожесть с его политическим курсом. Но после заключения Брестского мира между Россией и Германией американская администрация отказалась от идеи дальнейшего совмещения политического курса Соединенных Штатов и россии. Данная мысль выразилась в политике непризнания американской администрацией новой политической силы в России. Итогом данной политики стало начало долгого отторжения двух стран.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список

Источники:

Архив полковника Хауза : в 2т. / под ред. И. К. Александрова. — М. : АСТ, Астрель, 2004.

Декрет о мире. Принят II Всероссийским Съездом Советов: от 26 окт. 1917 г. // Документы внешней политики СССР: в 24 т. / под ред. И.Н. Земскова, С.М. Майорова. М., 1959. Т. 1: 7 ноября 1917 г.-31 декабря 1918 г. С. 11-14.

Доктрина Монро (из седьмого ежегодного послания Конгрессу Президента Джеймса Монро): от 2 дек. 1823 г. // История США : Хрестоматия. Учебное пособие для вузов / сост. Э.А. Иванян. — М. : Дрофа, 2005. — С. 76-77.

Донесение Р.Р. Розена В.Н. Ламздорфу о кампании в поддержку российских евреев: от 2 дек. 1905 г. // россия и США: Дипломатические отношения 1900-1917 / под ред. А.Н. Яковлева. — М. : Дипломатия, 1999. — С. 291.

Донесение Ю.П. Бахметева С.Д. Сазонову о стремлении торговых кругов США к сближению с Россией: от 12 дек. 1913 г. // россия и США: Дипломатические отношения 1900-1917 / под ред. А.Н. Яковлева. — М. : Дипломатия, 1999. — С. 587.

нота Д. Френсиса П.Н. Милюкову с приветствием американских профсоюзов в адрес Временного правительства России: от 23 мая 1917 г. // россия и США: Дипломатические отношения 1900-1917 / под ред. А.Н. Яковлева. — М. : Дипломатия, 1999. — С. 653.

нота послу Соединенных Штатов Америки. Обращение советского правительства к послам союзных держав с предложением немедленного перемирия и открытия мирных переговоров: от 8 нояб. 1917 г. // россия и США: Дипломатические отношения 1900-1917 / под ред. А.Н. Яковлева. — М. : Дипломатия, 1999. — С. 16.

Послание В. Вильсона Временному правительству о российско-американских отношениях: от 13 мая 1917 г. // россия и США: Дипломатические отношения 1900-1917 / под ред. А.Н. Яковлева. — М. : Дипломатия, 1999. — С. 672.

Телеграмма агента министерства торговли и промышленности России в США К.Ю. Медзыховского С.Д. Сазонову об учреждении русско-американской торговой палаты в Вашингтоне: от 31 янв. 1916 г. // россия и США: Дипломатические отношения 1900-1917 / под ред. А.Н. Яковлева. — М. : Дипломатия, 1999. — С. 522.

Телеграмма К.М. Ону министру иностранных дел М.И. Терещенко о реакции США на заявление Временного правительства относительно целей россии в войне: от 12 мая 1917 г. // россия и США: Дипломатические отношения 1900-1917 / под ред. А.Н. Яковлева. — М. : Дипломатия, 1999. — С. 670.

Телеграмма Р. Лансинга Д. Фрэнсису о намерении администрации В. Вильсона признать Временное правительство: от 20 март. 1917 г. // россия и США: Дипломатические отношения 1900-1917 / под ред. А.Н. Яковлева. — М. : Дипломатия, 1999. — С. 650.

Телеграмма Ю.П Бахметева в МИД об откликах в США на Февральскую революцию: от 8 март. 1917 г. // россия и США: Дипломатические отношения 1900-1917 / под ред. А.Н. Яковлева. — М. : Дипломатия, 1999. — С. 650.

13 Mahan, A. T. The Influence of Sea Power upon History [электронный ресурс] / A. T. Mahan . — Boston. : Little, Brown and Company, 1890. — 557 c. — Режим доступа : HTTP://www.gutenberg.org/files/13529/13529-h/13529. — 28.04.2015.

Wilson W. Address to a Joint Session of Congress on the Conditions of Peace: 8 Jan. 1918. [электронный ресурс] // Gerhard Peter and John T. Woolley : The American Presidency Project : неофиц. сайт. 1999. — Режим доступа : http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=65405. — 15.04.2015.

Wilson W. First Annual Message: 2 Dec. 1913. [Электронный ресурс] // Gerhard Peter and John T. Woolley : The American Presidency Project : неофиц. сайт. 1999. — Режим доступа : http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=29554. — 2.05.2015.

Wilson W. Second Annual Message: 8 Dec. 1914. [Электронный ресурс] // Gerhard Peter and John T. Woolley : The American Presidency Project : неофиц. сайт. 1999. — Режим доступа : http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=29555. — 2.05.2015.

Литература:

Дэвис, Д. Э. первая «холодная» война. Наследние Вудро Вильсона в американо-советских отношениях / Д. Э. Дэвис, Ю. П. Трани. — М. : Олма-пресс, 2002. — 479 с.

Емец, В. А. История внешней политики России, конец XIX — начало XX века / В. А. Емец. — М. : Международные отношения, 1997. — 164 с.

Иноземцев Н. Н. Внешняя политика США В эпоху империализма / Н. Н. Иноземцев. — М. : Госполитиздат, 1960. — 762 с.

Киссинджер Г. Дипломатия / Г. Киссинджер. — М. : Ладомир, 1997. — 848 с.

Листиков С. В. Президент Вильсон и «новая» дипломатия. Столетие Первой мировой войны [Электронный ресурс] / С. В. Листиков // эксперт. — 2014. — № 31. — Режим доступа : http://expert.ru/expert/2014/33/prezident-vilson-i-novaya-diplomatiya/. — 22.02.2015.

Люлечник В. К. Еврейская эмиграция в США [электронный ресурс] / В. К. Люлечник // Русская Америка. — 2004. — № 374. — Режим доступа : HTTP://www.rusamny.com/347/t01(347).htm . — 25.04.2015.

Макурин, А.И. США и россия, формирование взаимных представлений в начале XX в.: Проблемы социального и экономического развития 1904-1909 гг. : автореф. дис…. канд. истор. наук : 07.00.03 / А.И. Макунин. — Санкт-Петербург : Изд-во Рос. гос. педагог. ун-та им. А.И. Герцена, 2001. — 29 с.

Мальков В. Л. россия и США в XX веке: очерки истории международных отношений и дипломатии в социокультурном контексте / В. Л. Мальков. — М. : Наука, 2009. — 453 с.

Назаров, П. В. российские иммигранты в США в конце XIX — начале XX века : автореф. дис…. канд. истор. наук : 07.00.03 / П.В. Назаров. — Москва : Изд-во Сургут. гос. ун-та, 2009. — 27 с.

Наумов А.О. первая «холодная» война. Наследие Вудро Вильсона в американо-российских отношениях [Электронный ресурс] / А. О. Наумов // россия в глобальной политике. — 2002. — Рец. на кн. : первая «холодная» война. Наследие Вудро Вильсона в американо-российских отношениях / Д. Э. Дэвис, Ю. П. Трани. — М. : Олма-пресс, 2002. — 479 с.

Носков, В. В. Образ россии в идеологии Американской империи / В. В. Носков. — Спб. : Наука, 1991. — 298 с.

Политические и психологические истоки внешнеполитического поведения США / под ред. А. А. Кокошина, А. Д. Боготурова. — М. : КомКнига, 2005. — 432 с.

Романов В. В. российская компонента внешнеполитической доктрины президента Вудро Вильсона [электронный ресурс] / В. В. Романов // Россия и Америка в XXI веке. — 2003. — № 6. — Режим доступа : HTTP://www.rusus.ru/?act=read&id=21. — 22.04.2015.

Эмиграция евреев в конце 19 — начале 20 веков в США [электронный ресурс] // Еврейские корни. — 2007. — № 10. — Режим доступа : HTTP://j-roots.info/index.php?option=com_content&view=article&id=305&Itemid=305. — 25.04.2015.

Учебная работа. Степень активности взаимоотношений Соединенных Штатов и России в период администрации Вудро Вильсона