Учебная работа. Основные направления социально-экономического развития ключевых регионов мира на рубеже ХХ-XXI веков

основные направления социально-экономического развития ключевых регионов мира на рубеже ХХ-XXI веков

основные направления социально-экономического развития ключевых регионов мира на рубеже 20-21 веков

Содержание

1. ускорение научно-технического развития и его результаты в конце 20-начале 21 века

.1 новая эпоха в развитии науки и техники

.2 Информационное общество

.3 Глобализация жизни человечества и модернизации мировой экономики

. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока

.1 Модернизационные процессы в США, японии и странах Европы

.2 Страны Азии, Африки, Латинской Америки: проблемы модернизации

.3 Новая социальная структура современного общества

. Социально-экономическое развитие россии на рубеже веков

.1 Россия: трудности и противоречия модернизации

.2 Роль россии в мировом обществе

1. Ускорение научно-технического развития и его результаты в конце 20-начале 21 века

.1 новая эпоха в развитии науки и техники

Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями в жизни человеческого общества. Глубокие сдвиги в экономических, политических, общественных структурах периодически взрывают устоявшийся порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. В основе этих движений — научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются.

Произошла целая серия технологических и фундаментальных открытий в области электроники, радиофизики, оптоэлектроники и лазерной техники, современного материаловедения (новые материалы), химии и катализа, создание современных авиации и космонавтики, бурное развитие информационных технологий, поразительные результаты в области микро- и наноэлектроники породили производство наукоемких продуктов, в основе которых лежат наукоемкие технологии, за счет которых происходит экономическое развитие в последние годы. Поэтому научно-технический прогресс в последние десятилетия приобретает ряд новых черт. Новое качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Одно из проявлений этого — резкое сокращение срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919 г. 37 лет, с 1920 по 1944 г. — 24 года, с 1945 по 1964 г. — 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) — 3-4 года. Произошло, таким образом, сокращение этого периода до продолжительности строительства крупного современного предприятия. Это означает, что появилась фактическая конкуренция научного знания и технического совершенствование производства, стало экономически более выгодным развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе самой современной, но сегодняшней техники. В результате изменилось взаимодействие науки с производством: раньше техника и производство развивались в основном путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали развиваться на основе науки — в виде наукоемких технологий. Это технологии, в которых способ производства конечного продукта включает в себя многочисленные вспомогательные производства, использующие новейшие технологии. В наукоемких отраслях высоки темпы научно-технического прогресса. например, в ключевой области современного НТП — микроэлектронике — скорость накопления опыта характеризуется ежегодным удвоением сложности и объема выпуска интегральных схем при 30-процентном снижении издержек и цен. В этих условиях отставание чревато не только потерей позиций в данной отрасли, но и безнадежным отставанием отраслей, где широко применяется электроника — в таких наукоемких отраслях как лазеры, авиастроение, отдельные виды машиностроения и др. Эти технологии используют многочисленные достижения фундаментальных и прикладных наук. Скорость появления новых изобретений и совершенно новых направлений исследований, которые иногда становятся самостоятельными отраслями научного знания способствует увеличению скорости морального износа уже имеющейся техники и технологии.

Следующее за этим обесценение постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. поэтому у производителей высок интерес к научным знаниям, они заинтересованы в контактах с наукой. кроме того наукоемкие технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга. Но для их комплексного использования необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей. Чрезвычайно важны также распространение одной и той же научно-технической идеи в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынка. Требуется вести активный научный поиск, чтобы не пропустить какой-либо способ перспективного применения нововведения. За последние 15-20 лет развитые страны накопили значительный опыт организации инновационной деятельности. Возникли различные формы внедрения научных разработок в Производство (ведь сами по себе технологии никому не нужны, если нет их практического использования: технологическая кооперация, межстрановый технологический трансферт, территориальные научно-промышленные комплексы. Овладение ядерной энергией, развитие средств транспорта, ракетная техника и освоение космоса, развитие генетики, биохимии и медицины, электроника и робототехника — яркие примеры ускорения научно-технического развития.

1.2 Информационное общество

экономика технический модернизация социальный

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Современное материальное производство и другие сферы деятель все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества". При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. В обществе происходит информационная революция, то есть целый комплекс перемен в общественной жизни, характере труда, быта и досуга людей. Ключевым сектором экономики становится индустрия производства знаний, возрастает роль интеллектуального труда. Компьютерная связь, Интернет, радио и телекоммуникации охватывают весь мир, обеспечивая качественно новый уровень единства всех сфер общественной жизни.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

основные черты информационного общества:

автоматизация и роботизация производства,

индустрия и конкуренция в сфере производства знаний,

новая социальная структура общества.

1.3 Глобализация жизни человечества и модернизации мировой экономики

Глобализация — это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Самый мощный фактор глобализации — экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические условия в своих интересах. Но не нужно полагать, что глобализация — это своего рода гигантизация или смесь разнородных процессов.

Глобализация — это объективный процесс, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом. Центральная идея, лежащая в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, т. е. на уровне отдельной страны и ее международных отношений с другими странами. Вместо этого их необходимо формулировать с точки зрения глобальных процессов. некоторые исследователи зашли в этом настолько далеко, что они предсказывают, что глобальные силы (под которыми имеются в виду транснациональные компании, другие глобальные экономические образования, глобальная настолько сильными, что ставится под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств. Одни возлагают на глобализацию огромные надежды как на панацею от различных перекосов экономики. А другие — антиглобалисты — люто ненавидят и всячески ругают все, что связано с ней.

В глобализации сегодня видят:

А) интенсификацию трансграничных экономических, политических, социальных и культурных связей.

Б) исторический период (или эпоху), наступивший после завершения холодной войны.

В) трансформацию мировой экономики, буквально направляемую анархией финансовых рынков.

Г) триумф американской системы ценностей, обеспеченный комбинацией нелиберальной экономической программы с программой политической демократизации.

Д) ортодоксальную идеологию, настаивающую на вполне логичной и неизбежной кульминации мощных тенденций работающего рынка.

Е) технологическую революцию с многочисленными и не до конца ясными социальными последствиями

Ж) неспособность национальных государств справиться с глобальными проблемами (демографическими, экологическими, прав человека и распространением ядерного оружия), требующими глобальных решений.

В условиях глобализации — расширения и увеличения протяженности и интенсивности экономических, культурных и финансовых связей во всем мире — мы все больше живем не в «пространстве мест», а в «пространстве потоков», пространство «сокращается», время «исчезает», мир «сжимается», «скручивается» и, казалось бы, становится все более единым.

2. особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока

.1 Модернизационные процессы в США, японии и странах Европы

Не все занимающиеся данной проблемой исследователи едины в своем понимании того, что представляет собой Модернизация, а потому для начала приведем содержащееся в энциклопедии определение, с которым трудно не согласиться. «Модернизация — это современный термин, используемый для характеристики давно уже идущего в мире процесса — процесса социальных изменений, посредством которых менее развитые общества приобретают характеристики, отличающие большинство развитых обществ» [426, с. 386]. Приведенное выше определение дает нам лишь самое общее представление о сути модернизации, которое в дальнейшем будет уточняться. Сейчас же мы попробуем нарисовать картину модернизации лишь самыми крупными штрихами.

Что такое «менее развитые общества»? Что представляют собой в отличие от них общества развитые? Автор приведенного выше «энциклопедического» определения, Даниэль Лернер в одной из своих монографий дал более образную и в то же время обстоятельную картину отличия современного общества от традиционного. «Там, где традиционный человек,- заметил Д. Лернер,- отвергает всякие инновации, говоря: "Так быть не может", представитель современного Запада, скорее, спросит: "А не сделать ли это?" — и проложит новый путь без лишней суеты». иначе говоря, человек в современном обществе — это «то, чем он может стать, а общество — это то, что предоставляет ему для этого соответствующие возможности» [425, с. 48-49].

Два различных типа общества характеризуются совершенно различной мотивацией деятельности. В традиционном — человек не может сотворить ничего принципиально нового. И не просто потому, что это трудно с технической, если можно так выразиться, точки зрения. Трудности созидания не главное. Гораздо важнее то, что ему даже не свойственно мышление, предрасполагающее к созиданию. Он просто видит мир абсолютно неподвижным. Так же как дальтоник не различает цвета, человек традиционного общества по самой природе своей не различает развития. Модернизированная личность, напротив, плохо понимает, каким образом можно жить без развития. «В том, что известно, пользы нет, одно неведомое нужно»,- заметил мельком гетевский Фауст, рожденный поэтом как раз тогда, когда Германия находилась на старте своей модернизации. Но это, казалось бы, случайное замечание фактически определяет всю философию современности. Человек теперь постоянно стремится добиваться каких-то новых целей, преобразуя себя и общество. Не столь важно даже, какие это цели — материальные или духовные, карьерные или творческие, технические или гуманитарные. Важно то, что они есть.

В той мере, в какой изменился человек, изменяется в эпоху модернизации и общество. Д. Лернер сделал общий набросок картины жизни, протекающей в этом обществе. Оно является промышленным (Лернер писал еще до того, как получила распространение теория постиндустриального общества) и урбанизированным, характеризуется высокой степенью грамотности населения. А самое главное, оно представляет собой так называемое общество участия.

Первые европейские страны — Голландия, англия — стали модернизироваться еще в XVII веке. однако ни в тот момент, ни позднее, когда модернизационный процесс захватил их соседей — Францию, многочисленные германские государства во главе с Пруссией и Австро-Венгрию, представлявшую или даже тенденциях, характерных для любого общества, двигающегося от традиции к современности, еще не возникало.

Подобное состояние дел не должно удивлять. Общество просто не испытывало потребности понять, что же такое модернизация. На это, как представляется, было две основных причины. Во-первых, не сформировались еще четкие образцы, на которые могли бы ориентироваться те страны, в которых начинались перемены. Во-вторых, в каждом из модернизирующихся государств были сильны представления об его уникальности, неповторимости и даже превосходстве над соседями. поэтому на данном этапе развития общества научные исследования в модернизирующихся странах шли преимущественно по пути изучения отдельных прогрессивных черт, имеющихся в других государствах, как современных им, так и известных из прошлого.

Весьма характерным в этом плане является знаменитый труд Шарля Луи де Монтескье «О духе законов», опубликованный в 1748 г., т.е. именно в то время, когда Франция всерьез начинала задумываться об осуществлении радикальных преобразований. Монтескье тщательно собрал со всего мира отдельные крупицы прогрессивных идей и начинаний. В числе взятых им для изучения объектов — и античные государства, и Китай, и арабский мир, и современная ему Англия. В числе поднимаемых проблем — и политическое устройство, и налогообложение, и народные обычаи. Из всего им собранного, как из отдельных кирпичиков, Монтескье стремился сформировать картину некоего целесообразного общественного устройства.

Модернизация предполагает, что существуют некие общие для всего мира тенденции, закономерности, благодаря которым традиционные общества превращаются в современные, но это сложное движение к современности ни в коем случае не есть примитивное превращение Востока в Запад.

Во-первых, надо учитывать, что некоторые важные элементы культуры стран Запада в ходе модернизации могут быть приняты, тогда как другие — отторгнуты. Если масштабы этого отторжения не превышают некоего критического уровня, за которым существование модернизированного общества как системы оказывается невозможно, то появляется очередное время, сохраняющее и свою национальную специфику. Впоследствии эта специфика вполне может быть легитимизирована модернизированным сознанием и станет считаться уже не признаком отсталости, а одним из возможных признаков современности.

Например, следует отметить, что в различных странах Запада существуют различные политические модели (конституционные монархии, президентские и парламентские республики), различные механизмы проведения парламентских выборов (мажоритарные, пропорциональные, смешанные) и различные подходы к обеспечению государственного единства (унитарные государства и федерации). Кроме того, практически в каждой стране сохраняется какой-то символический культурный пласт, берущий начало в прошлом и практически очень слабо связанный с современностью (приверженность монархии в англии, бравирование революционной традицией во Франции, подчеркивание религиозности в Польше, апеллирование к античной демократии в Греции и т.д.). Но подобные различия, уходящие, как правило, корнями в национальную историю, не считаются с точки зрения модернизированности общества принципиальными. Признается, что существование развитой гражданской культуры возможно в различных формах, хотя в прошлом многие англичане или французы полагали, будто лишь та модель, которая складывается у них в стране, является единственно возможной.

Модернизация в японии

год стал поворотным пунктом в истории японии эпохи сегунов. Это означало, необходимо открыть свои границы и принимать западные модели для того, чтобы модернизировать страну, чтобы она могла конкурировать с современными промышленно-развитыми странами.

Это усвоение западных моделей влияние практически на все сферы жизни в японии: политика, экономика, армия, нравов, общественной жизни, и, конечно, культура тестирования поля за то, что правительство призвало bunmei kaika (цивилизации и просвещения). В течение первых двух десятилетий эпохи Мэйдзи (1868-1912) этот процесс принес о том, что исследователь Эми Ньюленд называют слепым и безудержной ассимиляции западной технологии и культуры. Все вещи западной рассматривались как лучше, более продвинутые и предпочтительнее вещи японцы. вкус< к западной объектов пронизана жизнь важных городов, таких как Токио и Йокогама.

.2 Страны Азии, Африки, Латинской Америки: проблемы модернизации

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.

При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя — Португалии — рухнула в 1975 г.

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.

наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья — соседним Заиром.

Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения.

Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников.

Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств.

В годы второй мировой войны возрос Спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны обеспечили приют многим эмигрантам из воюющих стран, скрывающимся от войны и ее последствий (в том числе и из разгромленных держав фашистской оси). Это обеспечило приток квалифицированных специалистов, рабочих. Латинская Америка воспринималась как относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США. Соединенные Штаты не стеснялись прибегать к прямому военному вмешательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы. Так, в ответ на национализацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компании США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое правительство вернуло компании ее собственность.

Неудачи попытки свержения правительства Ф. Кастро на Кубе, пришедшего к власти революционным путем, после свержения режима генерала Ф. Батисты в 1959 г. и взявшего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректировать свою политику. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд. долларов. Цель этой программы, принятой 19 странами, состояла в содействии решению назревших социально-экономических проблем стран континента, предотвращению появления у них стремления искать поддержки СССР.

Авторитарные режимы: опыт модернизации. программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности. Цикл чередования военных и гражданских режимов в Латинской Америке прервать не удалось, поскольку он выполнял, по сути дела, ту же социально-экономическую роль, что смена у власти правых и левых партий в странах демократии.

Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах, создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки — Бразилии (население 160 млн. человек) «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964-1985).

Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья вглубь территории (из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа). Началось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн. человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал Моторс», в стране было налажено Производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Ее аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна начала вкладывать свой капитал в менее развитые страны, в частности Африку.

.3 новая социальная структура современного общества

Социальная структура общества — это есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.

Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства.

3. Социально-экономическое развитие россии на рубеже веков

.1 Россия: трудности и противоречия модернизации

Процессы модернизации в россии, рассматриваемые с социально-философских позиций, имеют, наряду с общими характеристиками, присущими модернизации любого общества, также целый ряд особенностей и отличительных черт. среди этих особенностей прежде всего обращает на себя внимание необычайная длительность, растянутость во времени процесса российской модернизации: он насчитывает уже по крайней мере три века и еще далек от завершения. Для сравнения можно привести пример Китая, Модернизация которого началась лишь в конце XIX в. и насчитывает всего около века. несколько дольше — около двух веков — идет процесс модернизации в странах Латинской Америки и Индии; что же касается большинства других стран, то в них длительность периодов модернизации еще меньше. Понятно, что необычная растянутость во времени и незавершенность процесса модернизации российского общества сама по себе является проблемой, требующей объяснения. Но пока мы ограничимся констатацией этой важной особенности российской модернизации, а объяснение этого феномена попытаемся дать чуть позже.

Следующая, связанная с предыдущей особенность модернизационного процесса в России состоит в периодически реализующейся разнонаправленности процессов модернизации государства и модернизации общества. Благодаря слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государства — его военно-индустриальной мощи, бюрократического аппарата, репрессивных органов, государственного сектора экономики и т.п. В итоге задачи форсированной военно-индустриальной модернизации государства, усиления его роли как мировой державы часто решаются за счет антимодернизации, частичной архаизации и деградации общества. Пожалуй, только в России это расхождение между модернизацией государства и общества становится столь радикальным, что внедрение современных и даже наукоемких производств в военных отраслях государственной экономики может происходить за счет восстановления тотального коллективизма, деиндивидуализации, ликвидации частной собственности, обращения к первобытным формам общинного коммунизма, перехода от интенсивного к экстенсивному развитию и т.п. Неучет этой разнонаправленности, амбивалентности российского модернизационного процесса, как представляется, существенно затрудняет его понимание и осмысление.

Еще одна общая особенность модернизационного процесса в России заключается в необычайно глубоком и долго существующем культурном и идейно-политическом расколе общества по отношению к определенному этапу модернизации (например преобразованиям Петра I) и к основным направлениям дальнейшей эволюции государства и общества. Это отмечалось целым исследователей, в том числе В.В. Розановым, Н.А. Бердяевым, Е.Н. Трубецким, а также А.С. Ахиезером, Б.С. Ерасовым и др. В частности, А.С. Ахиезер считает социокультурный раскол главной особенностью российского общества, определяющей весь путь его развития, он пронизал не только все отношения, институты, нравственность в обществе, но и саму Личность, ее мышление, поступки, деятельность. Сущность раскола А.С. Ахиезер характеризует следующим образом: «Всякое различие в обществе может в определенной ситуации превратиться в противоречие как в его относительно простых, легко преодолимых, так и в непреодолимых для соответствующего общества формах. В последнем случае умножаются неразрешимые, болезненные проблемы. В определенных социальных условиях различия превращаются в особый тип застойного противоречия, преодолеть которое общество оказывается не в состоянии и к которому оно соглашается приспосабливаться». Одним из главных последствий августовских событий 1991 г. стало перемещение государственной власти, сосредоточенной в союзном центре, в республики, в первую очередь в Россию. Распад СССР, оформившийся в декабре 1991 г., а затем и исчезновение СССР как субъекта международного права, поставили на повестку дня вопрос о социально-экономических основах будущего российского государства. Российскому президенту, Верховному Совету, правительству предстояло претворить в жизнь радикальные реформы в экономической и социальной сферах, идеи которых вынашивались, начиная еще с 1989 г. «Прыжок» в капитализм

Стратегия и тактика реформ. Процесс распада СССР приобрел необратимый характер после августовского путча 1991 г. Российская политическая Элита, осознавшая это, начала действовать на российском экономическом пространстве, ставя перед собой несколько стратегических и тактических задач. К числу стратегических задач относилось создание предпосылок для преобразования экономики социалистического типа в рыночную, изменение форм собственности, структурная перестройка народного хозяйства и его управления. Монетаристские реформы включают в себя два базовых инструмента — свободную торговлю и приватизацию государственной и колхозно-кооперативной собственности. Приватизация- это процесс продажи частному сектору полностью или частично имущества госпредприятий. Синонимом приватизации является понятие «денационализация».

Экономика страны бала значительно расшатана под воздействием как политических, так и экономических факторов. В стране к концу 1991 г. имел место системный социально-экономический кризис. Его основные проявления были в следующем.

. Снижение национального дохода более чем на 11%,ВВП — на 13%, промышленного производства — на 28%, продукции сельского хозяйства — на 4,5%. Уменьшился торговый оборот на 37%, импорт — на 36%.

. Накачка экономики деньгами в результате стремления союзных и российских властей привлечь население на свою сторону путем провозглашения новых социальных программ.

. Рост государственного долга. Внешний составлял 76 млрд. долларов, внутренний — 5,6 млрд. долларов.

. Потеря правительством контроля над финансовыми процессами и денежным обращением. Некоторые республики начали выпуск национальных валют.

. Дефицит государственного бюджета. Он увеличился по сравнению с запланированным на 1991 г. в 6 раз.

. Безработица насчитывала в конце 1991 г. 2 млн. человек и стала фактором социальной напряженности.

Российские реформаторы, исходя из того, что объективные законы экономики приведут к складыванию рыночной инфраструктуры, решились на запуск рыночных реформ. Это бала радикальная модель реформы экономики.

Политика, с помощью которой планировалось решить задачу быстрого перехода к рыночной экономике, получила название «шоковой терапии». Термин «шоковая оздоровление»>терапия» достаточно точно отразил сущность проводимых мер: «извлечение» российской экономики от социализма быстрым и резким способом. Результатом такой терапии должна была стать структурная перестройка экономики. Главный советник от Международного валютного фонда Дж. Сакс Тоа определил суть структурной перестройки: «В стране сформировалась очень не здоровая структура экономики. Огромное количество людей работает на экономически нежизнеспособных предприятиях и живет в экономически бесперспективных районах. В будущем должны произойти колоссальные изменения в существующих видах трудовой деятельности, если россии суждено преодолеть кризис».

Идеологами «шоковой для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания»>терапии» стали молодые экономисты, сформировавшиеся как ученые и практики под воздействием либеральных рыночных теорий, разрабатываемых на Западе применительно к странам Латинской Америки и Восточной Европы, вступивших на путь демократических преобразований в ходе демократизации режимов в 1970-1980-е гг. реальная ситуация в стране во многом предопределила авральный характер реформ, смену тактических приемов реформирования. осенью 1991 г. под воздействием бюджетного и товарного дефицита в стране началась потребительская паника: с прилавков магазинов исчезли товары, люди делали запасы соли, муки, спичек.

.2 Роль россии в мировом обществе

Представления о будущем всегда играли важную роль в истории русской и мировой общественной мысли. Особое значение предвидение будущего имело в переломные эпохи истории человечества. На пороге XXI в. проблема будущего России и ее места в мировом сообществе приобретает особую актуальность. Все же думается, что будущее российского общества, да и всего человечества связано не с технотронным развитием, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликую часть тотального государства, а с гуманистическим обществом. Это общество должно стать подлинно человеческим обществом достойных и свободных граждан, стремящихся к знаниям. В процессе становления российского гуманистического общества должна осуществляться переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. В новом обществе должно гармонично сочетаться духовное и материальное богатство личности и общества при приоритете, разумеется, духовного совершенствования человека.

Россия — уникальная евразийская цивилизация, центр устойчивости и неустойчивости геополитического, глобального развития человеческой цивилизации. такая функция России в механизмах социально-глобального развития человечества обусловлена особенностями Евразии как единственного места, где на единой территории происходит соединение Запада и Востока. В остальных местах Запад и Восток разделены горами и водоразделами. Именно Евразия как "этногенетический вулкан" определяла этногенез Европы, Америки, в значительной степени Азии и Северной Африки на протяжении всей истории. Становление российского государства на евразийском континенте защитило Европу от "этнических войн" с Востока, обеспечило стабильность ее этногенеза в последнем тысячелетии. Именно "сильная" россия вместе со сформировавшимся на ее территории суперэтносом стабилизировала "глобальный мир" с позиций взаимоотношений Восток — Запад. Необходимость военного могущества россии, ее евразийская масштабность, сложившиеся духовно-культурные основания русского народа как основного "скрепа" российского суперэтноса, уникальный опыт взаимодействия более 100 народов и национальностей обусловлены исторически, определяют Россию как уникальную евразийскую цивилизацию общинного типа с доминантой ценностей коллективизма, соборности и державности.

Историческая миссия россии — стать центром, объединяющим Восток и Запад на духовной основе, т.е. новой целостной идеологии гуманизма. В этом суть великой русской идеи, объединяющей идеи мира. мировая идея социализма являлась разъединяющей идеей, она разорвала мир на системы капитализма и социализма, ведущих между собой бескомпромиссную идеологическую борьбу. Говоря о человеческой цивилизации, ее будущем, следует отметить, что равнодействующая прогресса человечества ведет к возникновению цивилизации глобального гуманизма. Будущее россии и человечества в целом не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего потребления, не за обществом казарменного социализма, а за подлинно человеческим обществом гуманизма.

Учебная работа. Основные направления социально-экономического развития ключевых регионов мира на рубеже ХХ-XXI веков