Учебная работа. Международный кредит и его развитие

международный кредит и его развитие

БЕЛКООПСОЮЗ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

университет ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра финансов и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «международный кредит и его развитие»

Гомель 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. сущность МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА

. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

. ПЕРСПЕКТИВЫ развития МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Реферат

Курсовая работа: 39 с, 6 рисунков, 2 таблицы, 18 источников.

Тема: международный кредит и его развитие.

Ключевые слова: международный кредит, ссудный капитал, экономика, капитал, средства, ВВП, займы, производства, кредитор, заёмщик.

Объектом исследования курсовой работы являются, международные кредитные отношения и международный .

Цель исследования: международный кредит в Республике Беларусь его развитие в современных условиях экономики и рыночных отношений, влияние международного кредитования на экономику страны, перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь.

В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены статьи белорусских, украинских, российских авторов исследующих темы развития международного кредита, а также внешней внешнеэкономической деятельности, проведён анализ данных полученных из официальных источников сайта национального Банка Республики Беларусь, а также данных международного Валютного Фонда, Евразийского Банка и других международных организаций, а также проанализированы данные статистики.

Элементы научной новизны полученных результатов: на основании результатов анализа и оценки деятель Республики Беларусь в области международного кредитования, проведена оценка возможностей страны в области кредитования и получения кредитов, рассмотрены дальнейшие возможности перспективного развития международного кредита.

экономическая и социальная значимость работы: полученные результаты проведённого курсового исследования позволяют оценить внешнеэкономическую деятельность страны, состояние международного кредитования, дать предложения по более перспективным направлениям деятельности Республики Беларусь в области международного кредитования.

Введение

Актуальность темы: Международный и международные кредитные отношения играют важную роль в экономическом развитии любого государства. Международный кредит способствует развитию экономики при условии эффективного использования заимствованных средств, а также позволяет устранить нехватку данных средств у развивающихся предприятий, активно содействует развитию импорта и экспорта.

учитывая то, что Республика Беларусь находится на этапе развития рыночных отношений, она ещё не обладает достаточной инфраструктурой и не имеет определённого уровня развития для использования всех форм международного кредита, а также то, что за 2009 — 2014 годы Республика Беларусь принимает активное участие в международном кредитовании, поэтому углубленное изучение данной формы кредитования крайне необходимо.

Оценка современного состояния решаемой проблем: Учитывая активную деятельность страны на международной кредитной арене, нарастания внешнего долга, темпы развития экономики, развития модернизации производств, влияния внешних политических и экономических факторов на экономику необходимо понять сущность международного кредита, рассмотреть организационную структуру международных кредитных отношений и определить перспективы развития международного кредитования Республики Беларусь.

Цель и задачи работы: понятие сущности международного кредита, выявление особенностей видов международного кредита в РБ, изучение организации международного кредитования, определение проблем и перспектив развития международного кредита.

Основные исходные данные для разработки темы: Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, а также нормативные документы Республики Беларусь. Исследуемую проблему широко рассмотрели в экономической литературе следующие учёные: Кудравец А.И., Еремеева И.А., Красавина Л.Н., Щегорцов В.А., Жуков В.Ф., Лаврушин О.И., Рябинина Л.Н., Белотелова Ж.С., Федякина Л.Н., Щегорцов В.А., в периодических изданиях достаточно глубоко исследования проводили следующие авторы: Т.В. Щека и др.

Перечень применяемых методов исследования:

В процессе исследования применялись: метод анализа и синтеза, методы наблюдения, сравнения, табличный.

Объём и структура результатов: Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа включает 39 с., 6 рисунков, 2 таблицы, 18 источников.

1. сущность международного кредита

Во внешнеэкономической деятельности Республике Беларусь всё большее страны и в международном товарообороте. Прежде чем понять сущность международного кредита, рассмотрим само понятие кредита.

представляет опору современной экономики, неотъемлемый элемент экономического развития. Кредит используют как крупные организации, так и малые производственные, сельскохозяйственные структуры: как государства, правительства, так и отдельные граждане. Отличие кредитных отношений от денежных заключается в разном составе участников. Кредит может предоставляться как в денежной так и товарной форме. Это временное заимствование вещи или денежных средств. [4, с 205]

Определение международного кредита трактуется по разному в различных литературных источниках, приведём некоторые из них.

Международный кредит является одной из форм кредита и представляет собой совокупность международных экономических отношений между резидентами разных стран — кредитором и заёмщиком по поводу движения ссудного капитала, основанного на определённых принципах. [1, с 25].

международный кредит — неотъемлемая составная часть и важная сфера мировой экономики. Интернационализацию хозяйственной жизни неизбежно увеличивают международные потоки товаров, услуг капиталов. Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением ресурсов финансовым институтами и хозяйствующими субъектами одной страны или группы стран на общепринятых условиях срочности, возвратности и платности. [2, с 49].

международный кредит — предоставление в денежной или товарной форме ресурсов субъектами хозяйствования, государственными институтами и международными организациями в рамках мирового хозяйства на условиях прочности, платности возвратности. [3, с 56].

Международный представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением товарных и валютных ресурсов. Международный кредит как разновидность категории кредита связан с такими экономическими категориями, как деньги, цена, прибыль, платежный баланс, валютный курс и др. Важную роль он играет в реализации требований закона стоимости и других экономических законов. [12, с 209].

Международный — движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процента. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации. Международный кредит возник на заре капитализма и был одним из рычагов первоначального накопления капитала. Объективной основой его развития стали выход производства за национальные рамки, интернационализация и глобализация экономики. Темп его роста в несколько раз превышает темп роста производства и внешней торговли. международный кредит играет важную роль в реализации требований основного экономического закона, создавая условия для получения прибылей субъектами рынка. Как элемент механизма действия закона стоимости международный кредит снижает индивидуальную стоимость товаров по сравнению с их интернациональной стоимостью, например, на основе внедрения импортного оборудования, купленного в кредит. Международный кредит связан с законом экономии рабочего времени, живого и овеществленного труда, что способствует развитию экономики при условии эффективного использования заимствованных средств.

международный кредит участвует в кругообороте капитала на всех его стадиях: при превращении денежного капитала в производственный путём приобретения импортного оборудования, сырья, топлива; в процессе производства в форме кредитования под незавершенное Производство; при реализации товаров на мировых рынках. международный кредит в тесной связи с внутренним обеспечивает непрерывность воспроизводства.

Источниками международного кредита служат: временно высвобождаемая у предприятий в процессе кругооборота часть капитала в денежной форме; денежные накопления государства и личного сектора, мобилизуемые банками. Международный отличается от внутреннего межгосударственной миграцией ссудного капитала и укрупнением этих традиционных источников за счет их привлечения из ряда стран. В ходе воспроизводства на определенных участках возникает объективная потребность в международном кредите. Это связано с: 1) кругооборотом средств в хозяйстве; 2) особенностями производства и реализации; 3) различиями в объеме и сроках внешнеэкономических сделок; 4) необходимостью одновременных крупных капиталовложений для расширения производства. [14, с 220].

В международной форме кредита, как ни в какой другой ярко проявляется взаимосвязь всех форм кредитных отношений характеризующаяся внешние стороны единой сущности кредита. Тем не менее, существуют некоторые особенности, присущие международной форме кредита. например предоставление ссуд в валюте третьего государства (в евровалюте), что является одним из наиболее важных признаков именно, международной формы кредита. [14, с 220 ]

Субъектами международных отношений выступают кредитор — продавец ссудного капитала и заёмщик — покупатель ссудного капитала. Кредитор и заёмщик являются нерезидентами и осуществляют кредитные операции на международных рынках ссудного капитала. Международные кредитные отношения и их субъекты не имеют принципиальных национальных интересов. Главным мотивом выступает получение максимально возможной прибыли и в этом случае международные кредитные отношения формируются в среде наибольших прибыльных возможностей. — на международных рынках ссудных капиталов. Цель международного кредита зависит непосредственно от субъекта. [1, с 25]

Необходимость международного кредита в экономических отношениях имеет объективную природу, которая в конкретной ситуации включает политическую и субъективно психологическую ситуацию принятия экономических решений. Необходимость международного кредита для государства определяется природой функционирования государственных финансов. Бюджетный дефицит требует финансирования из источников в том числе и из внешних. Развитые страны могут себе позволить бюджетный дефицит для стимулирования экономического роста, так как могут найти платёжеспособные внутренние источники. В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой (в Республике Беларусь) вследствие неразвитости национальных рынков ссудных капиталов и денежно-кредитных систем нет такой возможности. Поэтому существует необходимость финансировать бюджетный дефицит используя международное кредитование. Если развивающиеся страны и страны с рыночной экономикой используют внутренний , то в условиях слабой экономики большая часть средств уходит на обслуживание этого долга и меньшая часть на его инвестировании и финансирование экономики, что неблагоприятно сказывается на экономическом росте.

Производственный и другие сектора используют международный кредит как дополнительный источник при развитости внутреннего кредитования или как основной при неразвитости национального рынка ссудных капиталов для расширенно производства. международный кредит в этом смысле выступает каналом импорта высоких стандартов экономических отношений. Способствует бесперебойности международных расчётов, ускоряет оборачиваемость средств и повышает экономическую эффективность внешней торговли и применяется, как орудие для конкурентной борьбы за рынки сбыта.

Международный нужен для национальной экономики лишь при определённых условиях, где условия предполагают стабильность и предсказуемость, когда заёмщики и кредиторы действуют согласно кредитному договору. однако на практике такие условия бывают не достижимы, поэтому распространение международного кредита может привести к негативным моментам- перепроизводству товаров, накоплению задержке и реализации, а также ухудшению финансового состояния заёмщика. Кредит размещается в наиболее прибыльные отрасли что приводит к диспропорциям в экономике. иностранный капитал редко учитывает национальные интересы, он циничен к социальным обязательствам государства. Малейшая угроза прибыли провоцирует Капитал на перемещение в другие страны. Такая мобильность может дестабилизировать платёжный баланс, валютный курс и в целом национальную экономику. Поэтому международный кредит должен быть целевым, прозрачным, срочным с преобладанием прямых инвестиций.

Важную роль отводится государству, которое должно создавать благоприятные условия для иностранного капитала и справедливые для национальной экономики условия существования кредита. С другой стороны государство может нерационально использовать международные кредитные ресурсы. Вложение в непроизводственную сферу на содержание государственного аппарата приводят к тому что уплата долга и возврат процента по нему осуществляется не за счёт использованного эквивалента, что в итоге сказывается на сокращении ВВП страны. Созданные материальные блага, строительство заводов, предприятий, больниц могут компенсировать будущим поколениям Издержки возврата кредита. [ 1, 26-28]

Международный кредит основывается на главных принципах, возвратности, срочности, платности, материальной обеспеченности кредита, т.е. наличие обеспечения гарантии поручительства целевого характера.

1. Возвратность кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заёмщиком. [5, с 179]

. Срочность кредита. Данный принцип отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре или заменяющем его документе.

. Платность кредита. Ссудный процент. Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая сущность платы за отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором.

Ставка (или норма) ссудного процента, определяемая как отношение суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита выступает в качестве цены кредитных ресурсов.

. Обеспеченность кредита. Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии. Особенно актуален в период общей экономической нестабильности, например, в отечественных условиях.

. Целевой характер кредита. Распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора. Находит практическое выражение в соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудного процента.

. Дифференцированный характер кредита. Этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков.

Международный кредит участвует в кругообороте капитала на всех его стадиях: при превращении денежного капитала в производственный путем приобретения импортного оборудования, сырья, топлива; в процессе производства в форме кредитования под незавершенное Производство; при реализации товаров на мировых рынках. международный кредит в тесной связи с внутренним принимает участие в смене форм стоимости, обеспечивает непрерывность воспроизводства, обслуживает все его фазы. Разновременность отдельных фаз воспроизводства, несовпадение времени и места вступления в международный оборот реализуемой стоимости и необходимых для этой реализации платежных средств, несовпадение валютного оборота с движением ссудного капитала определяют взаимосвязь международного кредита и производства. [9, с 110].

Кредит, как один из инструментов влияющий на развитие экономики страны, играет в ней важную роль. общепринято, что под ролью кредита следует понимать объективный результат, к которому приводит развитие функций кредита в конкретной экономической ситуации. Однако доктор эконом. Наук проф. О.И. Лаврушин считает, что роль кредита «.. заключается не столько в результатах его функционирования, сколько в назначении кредита в экономическом процессе» Тем не менее, он также увязывает роль кредита с его использованием и «.. особенностями методов, с помощью которых эти результаты достигаются…». вместе с тем, главенствующие место в роли кредита всё же отводится его функциям. [13, с 426]

Функции международного кредита сводятся к следующему:

. Перераспределение ссудных капиталов между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства.

. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем замены металлических денег (золотых, серебряных) кредитными, а также путем ускорения безналичных платежей, замены наличного валютного оборота международными кредитными операциями.

. Ускорение концентрации и централизации капитала. [14, с 222]

международный кредит выполняет функцию регулятора экономических процессов, в то же время становится объектом государственного и межгосударственного регулирования. Международное движение факторов производства, к которым относится государственный кредит является предметом более жёсткого государственного регулирования, чем международная торговля товарами. владельцы избыточных факторов производства выигрывают, а владельцы недостаточных факторов проигрывают. [2, с 50]

Таким образом субъектами международного кредитования являются:

Физические лица

Фирмы, предприятия,

Коммерческие банки,

— Правительство и международные экономические финансовые организации

Различные ссуды, предоставляемые в денежной или товарной форме

Источники международного кредита:

временно свободная часть денежных средств фирм и предприятий

денежные сбережения населения (страховые и пенсионные ФОНДЫ)

денежные накопления государств

ресурсы международных финансовых институтов

Международные кредиты необходимы для:

Обеспечения кругооборота капитала

Крупных инвестиций

Стабилизации валютного курса и платёжного баланса

Принципы международного кредитования:

Возвратность

— Срочность

— Платность (привязка к ставке Lubor)

-Залоговое обеспечение и целевой характер (связанные кредиты)

Функции кредита:

Перераспределение ссудного капитала между странами

Экономия издержек обращения в сфере международных расчётов и платежей

Усиление концентрации и централизации капитала

Положительная роль международного кредита заключается в следующем:

Стимуляция внешнеэкономической деятель страны

Создание благоприятных условий для зарубежных частных инвестиций путём предоставления льгот

Обеспечение бесперебойности международных расчётов и платежей

Повышение экономической эффективности внешней торговли и позиции страны на мировом рынке [3, стр 68].

Негативная роль международного кредита заключается в следующем:

Обостряет противоречия в экономике путем усиления диспропорций (стимулирует развитие наиболее прибыльных отраслей в ущерб другим)

Является орудием конкурентной борьбы за рынки сбыта и сферы приложения капитала

усиливает неустойчивость денежного обращения [3, стр 68].

Вывод: — это экономические отношения, прежде всего движение ссудного капитала или особая форма движения денег. Международный же кредит, это, прежде всего форма кредита, представляет из себя перемещение финансовых требований, представляющих из себя потоки между кредиторами и заёмщиками в различных странах, а также находящиеся в их подчинении заграницей, между собственниками и предприятиями с целью получения дивиденда или процента. С одной стороны международный кредит может ускорить развитие производительных сил, расширить процессы производства и внешнеэкономическую деятельность, а с другой обострить противоречия в рыночной экономике, тем самым, усиливая диспропорции общественного производства и конкурентной борьбы за рынки сбыта, сферы приложения капитала и источники сырья. В современных условиях международный кредит задействован в сфере международной торговли, в процессе реальных инвестиций, при регулировании платёжных балансов, при обслуживании внешнего долга стран дебиторов. Международные кредиты могут быть использованы как на производственные, так и не на непроизводственные цели. международный кредит расходуется на производственные цели для приобретения за границей нового оборудования или важного вида сырья для непосредственного осуществления инвестиций в производство. Такие кредиты увеличивают масштабы производства ВВП в стране-заёмщике, и следовательно сами создают эквиваленты той суммы средств, которая должна пойти на возмещение полученной за рубежом ссуды и уплату процентов по ней. Международные кредиты, расходуемые на непроизводственные цели для приобретения продовольствия за границей, содержания госаппарата, преодоления дефицита госбюджета или платежного баланса. В этом случае возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляется не за счет созданного с использованием их эквивалента и следовательно ведёт к сокращению ВВП страны.

2. Организация международного кредитования в Республике Беларусь

международный кредит экономика беларусь

В Республике Беларусь международные кредитные отношения можно разделить на государственные (с участием государства) и не государственные (банки и негосударственные учреждения). международная кредитная деятельность государства в первую очередь зависит от экономического развития страны. Если страна относится к государствам с развитой экономикой, то деятельность государства может осуществляться по разным направлениям. Государственные кредитные отношения осуществляются в рамках внешней политики. Государственные интересы развитых стран тесно связаны с приоритетами частного сектора. Развитые страны проводят широкое международное кредитование, поскольку они могут это выполнить. В основном кредитование осуществляется на решение глобальных проблем. Для этих целей финансовые средства предоставляются как напрямую нуждающимся странам и проектам, так и через международные организации. В четвёртых, международные кредитные отношения развиваются благодаря желанию любого финансового субъекта получить Прибыль. Появившиеся новые рынки и новые возможности привлекают государственные финансовые потоки. Кроме того власти развитых стран участвуют в операциях на мировых финансовых рынках. Если страна относится к государствам с менее развитой экономикой к развивающимся странам, к таким странам относится Республика Беларусь, то она преимущественно является заёмщиком, а не кредитором. Экспорт капитала из таких стран маловероятен из-за недостатка средств на проведение международных финансовых операций на мировых финансовых рынках и рынках развитых стран. Республика Беларусь выступает чаще заёмщиком нежели кредитором. Нехватка собственных финансовых ресурсов вынуждает всё чаще обращаться к внешним заёмным средствам. [2, стр 50]

Внешнее финансирование страны включает такие звенья как:

международные финансирование — займы на мировых финансовых рынках (выпуск суверенных еврооблигаций)

кредиты международных финансовых организаций (МВФ, Группы всемирного банка, региональных фондов и банков)

двухсторонние и многосторонние кредиты других государств , иностранных банков и компаний (проектное финансирование и т.д).

иностранное инвестирование (прямое и портфельное) на национальном рынке (продажа государственной собственности, выпуск государственных облигаций на национальном рынке).

финансовая помощь (гранты на развитие отраслей и т.д.) между банковскими учреждениями и инвестиционными компаниями. [7, c 220].

Республика Беларусь может выступать;

— заёмщиком (при получении международных кредитов);

— гарантом (предоставляя гарантии при получении кредитов субъектами ВЭД);

— кредитором (предоставляя льготные кредиты национальным экспортерам).

Для поступления иностранных кредитов существуют три направления:

— межправительственные кредитные линии;

линии международных экономических, валютно-финансовых и кредитных организаций;

— кредиты, привлекаемые на основе соглашений между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и иностранных государств (под гарантии Правительства, без гарантий).

Роль государственных кредитов в последнее время значительно сократилась. Соответственно возросла роль кредитов международных финансово-кредитных организаций (Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и Т.Д.).

Международные кредиты обычно предоставляются в виде открытия кредитных линий, а не одноразового кредита. Выделяют кредитные линии общего направления и специальные кредитные линии. Специальные кредитные линии предусматривают кредитование определенных объектов; линии общего назначения открываются на определенную сумму.

Предоставление кредитов обусловливается в ряде случаев наличием гарантий со стороны правительства. Особенностями получения и погашения кредитов, привлеченных, например, в Республику Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, является то, что гарантом в данном случае выступает Правительство в лице Министерства финансов Республики Беларусь. иностранные кредиты могут привлекаться субъектами и без гарантий правительства. [11, стр74]

особый порядок существует по привлечению, использованию и погашению внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг.

Он регламентируется следующими документами:

Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 № 252 «об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)»

Указом Президента Республики Беларусь от 21.03.2008 № 168 «О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов)»

К таким кредитам и займам относятся:

1)займы, привлекаемые Республикой Беларусь и Правительством Республики Беларусь (Республика Беларусь — для покрытия дефицита республиканского бюджета, Правительство Республики Беларусь — для решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий и поддержки экономических реформ, а также для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами);

2)займы, привлекаемые резидентами Республики Беларусь под государственные гарантии Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь (далее — гарантии Правительства Республики Беларусь);

)займы, привлекаемые Правительством Республики Беларусь, резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь для предоставления их другим резидентам на условиях переуступки (займы, предоставленные заемщикам-резидентам на условиях переуступки, приравниваются к займам, полученным под гарантии Правительства Республики Беларусь) (для импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики; для реализации инвестиционных проектов и государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики; для иных целей в соответствии с законодательными актами).

Внутренняя организация международного кредитования очень разнообразна. Это обусловлено тем, что к такой форме кредита относятся кредитные отношения, устанавливаемые на межправительственном уровне, на межбанковском уровне, между фирмами, между банками и фирмами и т.д. Однако рассматривая кредитные отношения на межправительственном уровне необходимо иметь ввиду следующее. Если на основе межправительственных договорённостей центральный другой страны (в валюте третьего государства), то это в первую очередь, банковский , объединённый с международной формой кредита. Но если на основе межправительственных договорённостей, правительство одной страны, размещает на внутреннем рынке другой страны свои ценные бумаги (облигации и казначейские векселя) в валюте другой страны, то это прежде всего государственный кредит. [13, стр 414].

В Республике Беларусь иностранные кредиты привлекаются для поддержки экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики республики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедрения современных технологий, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др. Решения о привлечении и использовании государственных иностранных кредитов, а также предоставлении государственных гарантий по ним принимаются Правительством Республики Беларусь, а в случае привлечения таких кредитов для пополнения валютных резервов — совместно с Национальным банком. Указанные решения подлежат согласованию с Президентом Республики Беларусь. средства по иностранным кредитам предоставляются резидентам Республики Беларусь независимо от формы их собственности. Операции по привлечению и погашению иностранных кредитов осуществляются на условиях, определенных международным договором (соглашением), межбанковским соглашением, индивидуальным кредитным соглашением.

Иностранные государственные кредиты привлекаются на основе соглашений, заключенных между Правительством Республики Беларусь и правительствами других государств, а также международными валютно-кредитными и финансовыми организациями. иные иностранные кредиты могут привлекаться на основании соглашений, заключенных между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и иностранных государств, банками. Однако в последнее время иностранные кредиторы стремятся к получению гарантии не столько со стороны государства, а прежде всего со стороны банков.

международных кредитов и предоставлении гарантии при получении этих кредитов субъектами хозяйствования).

основными странами кредиторами белорусской экономики являются российская Федерация, Нидерланды, Венесуэла, Франция, Германия, Австрия, Кипр, Япония, Чехия. Кредитование также осуществляется международными кредитными организациями МВФ, ЕБРР, МБРР В основном кредитование направлено на такие отрасли как промышленность, торговля и общественное питание, связь и строительство АЭС.

Более 80% внешнеторговых операций и сделок во всем мире осуществляется посредством схем и механизмов внешнеторгового финансирования, которое представляет собой комплекс методов, инструментов и механизмов по финансированию внешнеторговых операций клиентов путем привлечения отечественными банками кредитных ресурсов с международных кредитно-финансовых рынков.

Рисунок 2.1.Схема реализации сделки торгового финансирования.

Источник — [13,с 79]

очевидным преимуществом торгового финансирования является его конкурентная стоимость для кредитополучателя (импортера).

Кредитные ресурсы мирового рынка значительно дешевле, чем кредиты отечественных банков, что особо актуально в период кризисных изменений рынка. Даже учитывая комиссионные расходы за проведение документарных операций (за конвертацию и перевод средств, комиссию за обязательство, комиссию за организацию сделки, маржу иностранного банка и др.), конечная стоимость ресурсов, которая формируется, как правило, из процентной ставки LIBOR (EURIBOR) и спрэда, сложится ниже рыночной ставки на такие же сроки на отечественном денежном рынке.

Вторым преимуществом является среднесрочный характер (в отдельных случаях до 10 лет) торгового финансирования, а также возможность получения максимально возможной отсрочки платежа за товар для импортера либо возмещения кредита для экспортера.

Также торговое финансирование минимизирует риски, связанные с невыполнением партнерами контрактных обязательств. При импортных сделках исполнение документарного аккредитива (который является гарантией платежа) в пользу продавца-экспортера осуществляется банком только после документарного подтверждения поставки (отгрузки в адрес покупателя-импортера) товара. Риск неоплаты товара (или его непоставки) может быть минимизирован и за счет применения другого документарного инструмента — банковской гарантии. таким образом, при предэкспортном финансировании у экспортера появляется возможность не только профинансировать производство либо закупку товара, но и получить гарантию снижения риска неплатежа со стороны покупателя от иностранных экспортных агентств и банков.

Существует также банковское кредитование (государственное и фирменное кредитование) в той или иной мере включают банковские критерии.

Следует различать три вида банковского межгосударственного кредитования :

— покупка банками кредитных обязательств (векселей, банковских гарантий) у экспортеров. Этот вид кредитования, в сущности, представляет собой форму рефинансирования фирменных кредитов;

— выписка импортером (или его банком) долговых обязательств непосредственно на имя кредитора. Банки в этом случае предоставляют непосредственно импортеру;

— акцепт банками векселей (тратт), выставленных на них импортерами или экспортерами. Обычно банки-акцептанты в этом случае кредита не предоставляют, а привлекают для этого временно свободные средства участников национальных валютных (или денежных) рынков. Для привлекательности акцепт должен быть надежным, т.е. принимается только акцепт первоклассных банков.

Рисунок 2.2. Схема кредита покупателю.Источник — [14, с 229 ].

На практике наиболее распространённой формы кредитных отношений между резидентом и нерезидентом является фирменное кредитование т.е. продажа фирмой экспортёром товара импортёру на условиях отсрочки платежа. другими словами фирменное кредитование — внутренняя организация коммерческой формы кредита в международных отношениях между резидентом и нерезидентом. Понятно, что при выдаче ссуды в валюте третьего государства можно говорить о сращивании коммерческой формы кредита с международным кредитом. [13, с 221]

Коммерческий (фирменный) кредит — это ссуда, предоставляемая фирмой-экспортером (импортером) одной страны импортеру (экспортеру) другой страны. Коммерческий кредит выступает в двух основных формах: отсрочки платежа и покупательского аванса. наиболее типичной формой коммерческого кредита является отсрочка платежа — ссуда, предоставляемая экспортером импортеру путем перенесения срока платежа за поставленный товар на более позднее время.

Импортеры предоставляют коммерческий и в форме покупательского аванса — предоставление ссуды продавцу до поставки импортируемого товара в счет его оплаты. Покупательские авансы используются для производства и закупки экспортных товаров.

Коммерческому кредиту присущи определенные особенности:

— его предоставляют друг другу фирмы нефинансового (небанковского) сектора экономики, занимающиеся производством и торговлей. Наиболее широко используется кредитование экспортером импортера;

— он тесно переплетается с расчетами по сделке;

— с расширением международной торговли машинами и оборудованием, сложно-техническими изделиями складывается тенденция удлинения сроков коммерческого кредитования;

— коммерческий кредит, как правило, замещается банковским.

Фирменные кредиты по срокам кредитования бывают краткосрочными, средне- и долгосрочными и традиционно охватывают период от 2 до 7-8 лет. Так, поставки сырья и потребительских товаров сопровождаются предоставлением краткосрочного кредита (финансируются оборотные средства импортера). машины и оборудование торгуются, как правило, на условиях средне» и долгосрочного кредита, т.е. данный вид кредита предназначен для инвестиций в основные фонды.[7, стр 75]

Международное кредитование может быть как долгосрочным, так и краткосрочным. Причём долгосрочное в основном [8, 308] применяется для финансирования крупных проектов к нему относится проектное финансирование.

рисунок 2.3. примерная схема проектного финансирования

Источник — [14, с 238 ].

Существует также факторинг, форфейтинг, Лизинг. Есть также совместное финансирование для финансирования крупных проектов за счёт коммерческих банков. Формой международного кредитования является и синдицированный кредит- ссуда выдаваемая группой банковских кредиторов одному заёмщику в виде отдельных кредитов от каждого банка на идентичных условиях в рамках одного договора. [3, с 76]

Организация международного кредитования включает несколько основ [9, c 310 ]:

Предварительные переговоры о предоставлении кредита; подготовке письма об обязательстве заемщика в случае предоставления кредита; заключения соглашения о кредите (обычной или восстановительной), если это синдицированный , то существует еще соглашение банков об участии в кредите и соглашение об уступке долга одного из участников синдиката другим участника.

Соглашение о предоставлении международного кредита должна содержать следующие условия:

валюта кредита и платежа;

сумма (лимит) кредита;

срок кредита;

стоимость кредита;

обеспеченность кредита;

защита от кредитных, валютных, региональных и других рисков

Вывод: организация международного кредитования имеет разнообразную структуру, очень много форм и видов международного кредита, где каждая форма международного кредитования имеет свои определённые особенности. Такое разнообразие кредитного международного финансирования позволяет наиболее рационально использовать свои ресурсы.

3. Перспективы развития международного кредитования в Республике Беларусь

Прежде чем рассмотреть перспективы развития кредитования в Республике Беларусь рассмотрим текущее состояния погашения кредитов и займов стране за период январь-сентябрь 2014 года по данным платёжного баланса Национального Банка Республики Беларусь.

Требования резидентов Республики Беларусь к внешнему миру в форме предоставленных кредитов и займов увеличились на 116,6 млн. долларов. В том числе иностранные активы депозитных организаций возросли на 68,8 млн. долларов, других секторов — на 47,8 млн. долларов. Обязательства перед нерезидентами по привлеченным кредитам и займам увеличились на 1,3 млрд. долларов. В рассматриваемом периоде основными заемщиками иностранных кредитных средств выступили сектор государственного управления и сектор прочих финансовых и нефинансовых организаций. Правительством Республики Беларусь на внешних финансовых рынках заимствовано на чистой основе (с учетом погашения) кредитов и займов на сумму 615,4 млн. долларов. Валовое привлечение составило 4,7 млрд. долларов, что в 2,8 раза превысило аналогичный показатель за январь — сентябрь 2013 г. основной объем финансовых средств поступил от Правительства и банков российской Федерации (4,4 млрд. долларов), банков КНР (295,6 млн. долларов), МБРР (38,4 млн. долларов) и ЕБРР (0,3 млн. долларов). Вместе с тем, погашение внешнего государственного долга в форме кредитов и займов за девять месяцев 2014 года составило 4,1 млрд. долларов, что в 3 раза превысило объем выплат за аналогичный период 2013 года. В том числе 2,7 млрд. долларов выплачено по кредитам Правительства и банков российской Федерации, 1 млрд. долларов — по обязательствам перед МВФ по кредиту стэнд-бай, 176,6 млн. долларов — по кредиту Антикризисного фонда ЕврАзЭС, 159,3 млн. долларов — по кредитам банков КНР, 52,5 млн. долларов — по кредиту банка Венесуэлы, 12,9 млн. долларов — по прочим внешним государственным займам.

За январь — сентябрь 2014 г. другие секторы (в составе прочих финансовых и нефинансовых организаций) увеличили свои внешние обязательства по кредитам и займам на 802,8 млн. долларов, что соответствовало объему их чистого заимствования за январь — сентябрь 2013 г. (802 млн. долларов). Отмечен опережающий рост долгосрочных обязательств по кредитам и займам (увеличились на 469,1 млн. долларов) по сравнению с увеличением краткосрочных обязательств (на 333,7 млн. долларов). Основными кредиторами других секторов в рассматриваемом периоде 2014 года явились резиденты Российской Федерации, Нидерландов, Австрии, Соединенного королевства, Кипра.

Рисунок 3.1- изменение обязательств секторов экономики Республики Беларусь по иностранным кредитам и займам (привлечение минус погашение) за январь — сентябрь 2010 — 2014 годов.

Источник [10, стр 25]

Депозитные организации, за исключением центрального банка, напротив, снизили свои обязательства по полученным от нерезидентов кредитам и займам на 162,2 млн. долларов. В том числе краткосрочные обязательства по кредитам и займам сократились на 270,4 млн. долларов, в то время как долгосрочные обязательства увеличились на 108,2 млн. долларов.

Наибольшие объемы поступивших иностранных инвестиций в форме кредитов и займов направлены в организации промышленности (главным образом обрабатывающей промышленности), торговли, транспорта и связи. таким образом наблюдается хорошая тенденция по погашению кредитных обязательств перед иностранными кредиторами.

Республика Беларусь относится к развивающимся странам с переходной экономикой. Получение международных кредитов тесно связано с внешним государственным долгом страны. Валовой внешний долг Республики Беларусь на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.

рисунок 3.2- структура валового внешнего долга Республики Беларусь по срокам погашения на 1 января 2010 — 2014 годов и на 1 октября 2014 г.

Источник [ 10, стр 169 ]

чистый валовый внешний долг, представляющий собой разницу между валовым внешним долгом и величиной внешних активов в виде долговых инструментов, на 1 октября 2014 г. сложился в размере 26,6 млрд. долларов (36,3 % годового ВВП) и увеличился за январь — сентябрь 2014 г. на 1,5 млрд. долларов, или на 5,9 %. Можно сделать вывод, что за период с 1 января 2010 г по 1 октября 2014 г валовый внешний долг увеличился на 18511 млн.долл.

рисунок 3.1- Динамика чистого внешнего долга Республики Беларусь на 1 января 2011-2014 года.

Источник [10, c 172]

Относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь традиционно используются в качестве индикаторов платежеспособности страны и безопасного уровня внешнего долга. По итогам девяти месяцев 2014 года в пределах пороговых значений находились все показатели экономической безопасности по внешнему долгу, за исключением отношения валового внешнего долга к ВВП. На показателях платежеспособности страны не могли не отразиться такие тенденции, как сохраняющийся дефицит счета текущих операций, замедление темпов экспорта и поступлений валютной выручки в страну, снижение объемов международных резервных активов, рост валового внешнего долга и платежей по его погашению и обслуживанию.

Таблица 3.1.- валовый внешний долг Республики Беларусь .

ПоказательНа 1 января 2014 г., млн. доллНа 1 октября 2014 г., млн. долл(Прирост: + сокращение -) за январь — октябрь 2014 г.млн. долл%Валовый внешний долг39621,140,571,4+950,3+2,4Источники: [10,с 174]

Валовой внешний долг Республики Беларусь на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.

Как видно из таблицы 3.1. рост внешнего валового долга за период с 1 января 2014 г по 1 октября 2014 составил 950,3 млн. руб, рост в процентах по сравнению с внешним валовым долгом на 1 января 2014 года составил 2,4 %. Рост внешнего долга вызван тем, что, Республика Беларусь взяла кредит у Китая в 2014 году на реализацию совместных проектов.

Прирост долгосрочных обязательств обусловлен ростом обязательств Правительства Республики Беларусь в форме долгосрочных кредитов и займов на сумму 950 млн. долларов, других секторов — на 349,7 млн. долларов и банковской системы Республики Беларусь (включая центральный внешнего долга долгосрочные обязательства на срок свыше одного года составили 25,5 млрд. долларов, или 62,9 %, и увеличились за январь — сентябрь 2014 г. на 1,5 млрд. долларов, или на 6,4 %. Краткосрочные обязательства (с учетом межфирменного кредитования других секторов) сократились на 581,5 млн. долларов, или на 3,7 %, и сложились в размере 15,1 млрд. долларов (37,1 %).

Критерии устойчивости валового внешнего долга Республики Беларусь на 1 октября 2014 г. сложились следующим образом: — отношение валового внешнего долга к ВВП составило 55,4 % (на 1 января 2014 г. — 55,5 %); — отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг увеличилось по сравнению с 1 января 2014 г. на 2,2 процентных пункта и составило 92,1 %; — валовой внешний долг в расчете на душу населения на 1 октября 2014 г. составил 4 281,9 доллара (на 1 января 2014 г.-4 184,7 доллара); — международные резервные активы Республики Беларусь покрывали 39,9 % краткосрочного внешнего долга (на 1 января 2014 г. — 42,5 %). За январь — сентябрь 2014 г. на обслуживание валового внешнего долга (без учета торговых кредитов и краткосрочных обязательств банков) направлено 8,8 млрд. долларов, что эквивалентно 16,3 % ВВП или 26,3 % экспорта товаров и услуг. В том числе на погашение основного долга потрачено 7,7 млрд. долларов, на платежи по процентам и другим выплатам — 1,1 млрд. долларов.;

В 2009-2010 гг. Беларусь погасила резервный кредит МВФ в размере около 80 млн. долл. В 2011 г. объем выплат по кредиту составит примерно 82 млн. долл. наибольшая долговая нагрузка приходится на 2012-2014 гг.: 2012 г. — 461 млн. долл., 2013 г. — 1711 млн. долл. и 2014 г. — 1368 млн. долл. В 2015 г. объем выплат снизится до 87 млн. долл.

основными кредиторами Республики Беларусь на современном этапе являются МВФ, Российская Федерация, ЕврАзЭС, Венесуэла, Китай.

Таблица 3.2- наиболее крупные непогашенные кредиты Республики Беларусь

КредиторДата предоставления кредитаСумма (млрд. долл США).Процентная ставка,Срок, летМВФ2009-2010 гг.3,5LIBOR + 0,75 %5российская федерация2011-2013 гг.3,0Стоимость фондирования российской Федерации на международных рынках10Российская федерация2014 г10LIBOR + 1-1,5%15ЕврАзэс2008-2009 гг.2,0LIBOR + 3 %.15Венесуэла2009 г.0,53 %7Китай2014 г.12-3%15-20, включая 5 летний льготный периодИсточники: Собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения данных полученных из официальных источников сети Интернет.

Европейский банк реконструкции и развития профинансировал в Беларуси 61 инвестиционный проект на общую сумму 1,293 млрд. евро. Остаток задолженности резидентов Беларуси по основному долгу кредитов ЕБРР по состоянию на 31 декабря 2014 г. составляет 610 млн. евро. Размер кредитной линии Всемирного банка для Беларуси по состоянию на 31 декабря 2014 г. составляет 955,306 млн.долл США. Остаток задолженности Беларуси по кредитам всемирного банка по состоянию на 31 января 2014 г. составляет 565,292 млн. долл. США.

Перспективой дальнейшего развития международного кредитования в Республике Беларусь является сотрудничество с российской Федерацией и Китаем. Сотрудничество с Российской Федерацией в основном будет связано с реализацией совместных интеграционных проектов на базе российских и Белорусских предприятий. Так Республика Беларусь в 2014 году получила в размере 10 млрд.долл США на строительство Атомной электростанции. В преддверие запуска Евразийского экономического союза (с 1 января 2015 г.) вопрос поступления кредитных ресурсов может быть смягчён со стороны руководства Российской Федерации. Перспективным будет также сотрудничество с Китаем, так как Республика Беларусь заинтересована в увеличении притока прямых иностранных инвестиций из Китая.

Вероятность привлечения кредита МВФ в рамках второй совместной программы очень низкая, так как ставка, в первую очередь будет делаться на привлечение кредитных ресурсов из России и Китая. В апреле 2015 г. Беларусь завершит погашение текущего кредита МВФ и не будет привлекать новый кредит у фонда.

В 2015 году наибольший объем внешних валютных платежей приходится на погашение и обслуживание госдолга, образовавшегося в связи с выпуском Беларусью пятилетних еврооблигаций в 2010 году, Страна должна будет выплатить в 2015 году почти 1,2 млрд. долларов. Кроме того, необходимо выплатить 716,3 млн. долларов по межгосударственным кредитам России. Наряду с этим запланированы выплаты по кредиту Антикризисного фонда ЕврАзЭС в 541,2 млн. долларов. По кредитам Китая и Венесуэлы Беларусь должна будет выплатить в 2015 году 380,4 млн. и 121,8 млн. долларов соответственно. По данным Министерства финансов, на погашение внешнего госдолга в 2015 году планируется направить 1,9 млрд. долларов поступлений бюджета от вывозных пошлин на нефтепродукты, еще около 330 млн. долларов планируется изыскать на выплаты по госдолгу за счет взимания пошлин от экспорта белорусской нефти. кроме этого, для выполнения обязательств по внешнему госдолгу правительство в 2015 году намерено разместить облигации на 1 млрд. долларов на внешнем рынке и занять около 800 млн. долларов за счет внутренних облигаций. С учетом пиковых выплат по внешнему госдолгу, которые начались в 2013 году, национальный банк в основных направлениях денежно-кредитной политики на нынешний год запланировал нулевой рост золотовалютных резервов. В 2013 году Беларусь направила на погашение внешнего госдолга 2 млрд. долларов, в январе-ноябре 2014-го — 4,23 млрд. долларов. [17], [18].

Вывод: В течение 2011 — 2014 годов Республика Беларусь привлекла очень много кредитных ресурсов, куда включён приток зарубежных инвестиций, включая кредиты иностранных государств и кредиты международных финансовых организаций.

Республика Беларусь относится к развивающимся странам, поэтому она выступает чаще в качестве страны заёмщика денежных средств. Экспорт капитала из-за недостатка средств на проведение международных финансовых операций невозможен. Республика Беларусь выступает чащё заёмщиком нежели кредитором. Нехватка собственных финансовых ресурсов вынуждает всё чаще обращаться к внешним международным кредитным средствам

Перспективы развития международного кредитования в Республике Беларусь заключаются в привлечении иностранных кредитных инвестиций для развития наиболее значимых для развития экономики страны крупных проектов направленных на реализацию программ энергосбережения, на снижение себестоимости продукции, создание конкурентно способной продукции идущей на экспорт с целью притока внешних валютных резервов в экономику страны, развития промышленности и инновационных технологий, проведения дальнейшей модернизации производств, приобретения инновационного качественного оборудования для изготовления продукции.

необходимо осуществить усовершенствование законодательной базы, снижения налоговой ставки на международный капитал. Необходим тщательный мониторинг экспорта и импорта капитала. тщательный контроль экономической безопасности республики.

Одним из направлений международного сотрудничества является работа с международными финансовыми организациями, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Мировой развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов. однако частым условием предоставления кредитов МВФ является проведение программы реформ затрагивающих структуру национальной экономики. Из этого следует, что Республике Беларусь следует также пересмотреть внешнюю кредитную политику с целью уменьшения потребности во внешнем кредитовании. Увеличение кредитования может привести к зависимости от иностранных государств, предоставляющих кредит, сокращение финансирования социальной сферы.

Заключение

международный кредит играет важную роль в международных торговых отношениях, а также в развитии экономики Республики Беларусь. На основании выполненной работы по изучению сущности международного кредита, организации международного кредитования и перспектив его развития можно сделать следующий вывод.

Организационная структура международного кредитования разнообразна по своей структуре, существует очень много форм и видов международного кредита, где каждая форма международного кредитования имеет свои определённые особенности. Такое разнообразие кредитного международного финансирования позволяет наиболее рационально использовать ресурсы страны.

В течение 2011 — 2014 годов Республика Беларусь привлекла очень много кредитных ресурсов, куда включён приток зарубежных инвестиций, включая кредиты иностранных государств и кредиты международных финансовых организаций, где большинство кредитных ресурсов направлены на модернизацию производства и развитие инфраструктуры.

таким образом, перспективами международного кредитования Республики Беларусь является:

1) Построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления совокупной внешней задолженностью, ее увязке с другими направлениями экономической политики государства.

) Усовершенствование законодательной базы, снижения налоговой ставки на международный капитал.

) тщательный мониторинг экспорта и импорта капитала. Тщательный контроль экономической безопасности республики.

) Привлечение иностранных кредитных инвестиций для развития наиболее значимых для развития экономики страны крупных проектов направленных на реализацию программ энергосбережения, на снижение себестоимости продукции, создание конкурентно способной продукции идущей на экспорт с целью притока внешних валютных резервов в экономику страны, на развития промышленности и инновационных технологий, проведения дальнейшей модернизации производств, приобретения инновационного качественного оборудования для изготовления продукции.

) Пересмотр внешней кредитной политики с целью уменьшения потребности во внешнем кредитовании.

) Тесное сотрудничество с крупными кредиторами Россией, Китаем и другими странами, предоставляющие наиболее выгодные условия кредитования.

) Развитие международного сотрудничества с международными финансовыми организациями, такими Мировой развития, по привлечению в республику финансовых ресурсов, но на взаимовыгодных условиях. Отказ от кредитования МВФ, так как это затрагивает национальную экономику страны.

Список использованных источников

1.Международный кредит. сущность и факторы развития. Банкаускi вестнiк январь 2005 г № 34 (с 25-30).

.[журнал образование в регионах России и СНГ стр 49-51] Т.В.Щека.

.Международные кредитные и расчётные операции во внешнеэкономической деятель Издание 2 — дополненное и переработанное А.И. Курадовец Конспект лекций Минск Издательство четыре четверти» 2013 г. 140 с.

.деньги, кредит, банки — учебник/коллектив авторов: под ред. О.И.Лаврушина — 13-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2014 ,- 448 с. — (Бакалавриат).

5. Щегорцов Валерий Александрович. мировая экономика. Международная финансовая система. Международный финансовый контроль: учебник для студентов вузов , обучающимся по специальности 060600 «мировая экономика» и 060400 «Финансы и кредит» /В.А. Щегорцов. Под ред. В.А. Щегорцова. .М.ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 528 с.

.Федякина Л. Н. Международные финансы. — СПб: Питер, 2005. — 560 с.: ил.: — (Серия «Академия финансов»).

.Левкович, А.П. Кредитные и расчётные операции по внешнеэкономической деятель: учеб. Пособие/ А.П. Левкович.-Минск: БГЭУ, 2006.-383 с.

8 . Белотелова Н. П. деньги. Кредит. Банки: Учебник / Н. П. Белотелова,

Ж. С. Белотелова. — 4-е изд. — М.: Издательско-торговая .Кравцова, Г.И. Деньги, , банки: учебник/ Г.И. Кравцова [ и др]; под ред. Проф. Г.И. Кравцовой.- 2-е изд. — Минск: БГЭУ, 2007.-447 с.

10. Статистические данные по валовому внешнему долгу Республики Беларусь Сайт национального банка республики беларусь <#"justify">14. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: М43 Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: финансы и статистика, 2005. — 576 с: ил.

15. Указ президента Республики Беларусь 18 апреля 2006 года № 252 г. Минск Об утверждении положения о внешних государственных займах (кредитах).

. О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов (кредитов): Указ Президента Республики Беларусь от 21.03.2008 № 168 [электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.pravo.by

17. Интернет-ресурс: html>.

. О проекте бюджета на 2015 год. финансы, учёт и аудит № 10 (249) октябрь 2014 г.

Учебная работа. Международный кредит и его развитие