Учебная работа. Основные направления деятельности Международного валютного фонда на примере России

основные направления деятельности Международного валютного фонда на примере россии

НОУ ВПО «Международный Институт Рынка»

Тольяттинский филиал

Специальность «финансы и кредит»

Курсовая работа

по дисциплине: «деньги, кредит, банки»

на тему: «основные направления деятельности МВФ

на примере россии»

Подготовила студент

Жильцова Д.М

Группа: ДФ-381

Проверила

к.э.н., доцент Иванина Н.М

Тольятти 2011г.

Содержание

Введение

1.Международные финансовые организации

1.1 Международный Валютный Фонд

2.Отношения МВФ и россии

2.1 Финансовые условия участия России в МФВ

.2 Обязанности россии как члена МВФ

.3 Роль МВФ в реформировании российской экономической системы

Заключение

Библиография

Глоссарий

приложение 1

Введение

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы — один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения — составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В настоящее время особенно важна для страны поддержка мировых финансовых систем, в том числе МВФ. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Так как валютные и финансовые организации проводят анализ и собирают статистику данных экономического роста стран, необходимо придерживаться их рекомендаций.

Тема работы — основные направления деятельности Мирового Валютного Фонда. В частности цель работы — рассмотреть как реализуются основные функции МВФ на примере россии.

Перед работой стоят задачи:

  • рассмотреть устройство МВФ, его основные функции и задачи;
  • рассмотреть прогноз развития экономической системы России, предложенный Фондом;
  • проанализировать отношения россии и МВФ;
  • Под влиянием резкого расширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связей функционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной экономики, ведь Россия все более включается в мировое хозяйство. Постепенная Интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международный валютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

    наиболее подробно рассматривали мировые валютные и кредитные организации такие авторы, как Лаврушин О.И., Кузнецов В.С. Их работы создают основу для изучения международных финансовых организаций.

    1. Международные финансовые организации

    Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

    Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть:

    • операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
    • межгосударственные кредиты — кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;
    • инвестиционная деятельность, кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты);
    • инвестиционная деятельность, кредитование в области внутренних проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.);
    • благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований [2, c.152].

    В качестве примеров международных финансовых организаций можно назвать Международный валютный Фонд, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и развития, Международная Финансовая Корпорация. Все эти организации активно участвуют в финансировании российских проектов.

    Для осуществления своих функций МФО используют весь спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками: от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках.

    Эффективность деятель МФО в значительной степени зависит от взаимодействия с правительствами и правительственными организациями стран-участниц. Так инвестиционная деятельность МФО зачастую предполагает тесное сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами, осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным проектам.

    Подробнее механизм действия МФО можно рассмотреть на примере Международного Валютного Фонда, членом — основателем которого являлся Советский Союз, чьим правопреемником является россия.

    1.1Международный Валютный Фонд

    Статьи соглашения международного Валютного Фонда приняты 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), на Валютно-финансовой конференции Объединенных наций. Вступили в силу 27 декабря 1945 года. Соглашение действует и сегодня с внесенными поправками в 1969, 1968, 1978, 1976, 1990,1992 годах.

    Межправительственная валютно-кредитная организцаия по содействию международному валютному сотрудничесству на основе консультаций его членов и предоставления им кредитов. создан в 1944 г., имеет более 150 стран-членов. МВФ занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютных ресурсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансов и др. устав МВФ обязывает страны при получении кредитов предоставлять информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики. Одной из основных задач МВФ является регулирование валютных курсов и поддержание устойчивости валютных паритетов.

    основными функциями МВФ являются:

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике;
  • расширение мировой торговли;
  • кредитование;
  • стабилизация денежных обменных курсов;
  • консультирование стран дебиторов;
  • разработка стандартов международной финансовой статистики;
  • сбор и публикация международной финансовой статистики [1, c.93].
  • Особенно актуальна для формирования путей экономического развития стран является аналитическая функция Фонда. Составляются аналитические прогнозы для стран-участниц, в том числе и для России. Так года Международный валютный фонд повысил прогноз темпов экономического роста для россии на 2011 год.

    Согласно обновленным данным, Экономика России в 2010 году вырастет на 4,3%, а в 2011 году — на 4,1%. По сравнению с прогнозами, сделанными в апреле, увеличение составляет 0,3 и 0,8 процентных пункта соответственно.

    Схожие тенденции МВФ отмечает и в странах СНГ в целом. Темпы экономического роста в регионе как в 2010, так и в 2011 годах составят по 4,3%. Это на 0,3 и 0,7 процентных пункта выше апрельских показателей.

    Рост мировой экономики, согласно оценкам МВФ, в 2010 году составит 4,6%, что на 0,4 процентных пункта выше по сравнению с весенними ожиданиями. Прогноз на 2011 год остался неизменным и равен 4,3%. «Локомотивами развития» выступают Китай и Индия: их экономический рост в ближайшее время будет составлять около 9-10%. У стран с развитой экономикой темп роста в 2010 году повышается до 2,6% (по сравнению с апрельским показателем в 2,3%), а в 2011 году остается на уровне 2,4%. наилучшие перспективы у США, чья экономика в нынешнем году вырастет на 3,3%, а в следующем — на 2,9%. В обоих случаях корректировка, сделанная МВФ, равна примерно 0,25%.

    Экономика стран зоны евро, по оценкам МВФ, в 2010 году вырастет только на 1%, а в 2011 году — на 1,3%. причем, если первый показатель за прошедшие с апреля месяцы не изменился, то второй понизился на 0,2 процентных пункта [4, c.105].

    Несмотря на некоторое улучшение прогнозов, авторы доклада отмечают, что «в условиях возобновления финансовой нестабильности риски ухудшения ситуации резко возросли». Они обращают внимание на необходимость реализации «политики по восстановлению доверия и стабильности». В особенности это касается, по их мнению, стран зоны евро. Согласно рекомендациям, развитым странам следует заняться «вызывающей доверие бюджетной консолидацией», а государствам с развивающейся экономикой — предпринять шаги, которые будут «содействовать перебалансированию мирового спроса». Речь, в частности, идет о структурных реформах.

    Международный Валютный Фонд создается и действует в соответствии с положениями Соглашения в его первоначально принятом варианте и с последующими поправками.

    Для обеспечения возможности проведения своих операций и сделок Фонд создает департамент общих счетов и департамент специальных прав заимствования. Членство в Фонде дает Право на участие в департаменте специальных прав заимствования.

    Операции и сделки, разрешенные Соглашением, проводятся через департамент общих счетов, состоящий из счета общих ресурсов, счета специальных выплат и инвестиционного счета; исключение составляют операции и сделки, связанные со специальными правами заимствования, которые проводятся через департамент специальных прав заимствования.

    Основными целями Международного валютного Фонда являются:

    1.Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;

    2.способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов;

    .содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;

    .Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

    .За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

    .Сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

    Первоначальными государствами-членами Фонда являются страны, представленные на Валютно-финансовой конференции Объединенных наций, правительства которых принимают членство до 31 декабря 1945 года.

    Другие страны имеют право на вступление в число членов Фонда в такое время и на таких условиях, какие принимаются Советом управляющих. указанные условия, включая условия выплаты взносов в Фонд, базируются на принципах, которые не противоречат тем, которые применяются в отношении государств, уже являющихся членами.

    Для каждого государства-члена устанавливается квота, которая выражается в специальных правах заимствования. Они определяются Советом управляющих. Взнос каждого государства-члена равен его квоте и выплачивается Фонду в полном размере через соответствующее учреждение-депозитарий.

    Изменение квот

  • Не реже чем через каждые пять лет Совет управляющих проводит общий пересмотр квот и, если он считает это целесообразным, вносит предложение об изменении размеров квот государств-членов. Совет управляющих также имеет Право, если признает это уместным, рассмотреть в любое другое время возможность изменения квоты любого конкретного государства-члена по его просьбе;
  • Фонд может в любой момент выступить с предложением об увеличении квот государств-членов Фонда;
  • Для любого изменения квот необходимо большинство в восемьдесят пять процентов от общего числа голосов;
  • Квота государства-члена не изменяется до тех пор, пока от него не поступило согласие на это и пока не выплачена соответствующая сумма.
  • Государство-член может заменить любую часть собственной валюты на счете общих ресурсов Фонда. Фонд принимает от любого государства-члена векселя или аналогичные обязательства, выпущенные государством-членом или учреждением-депозитарием; такие ценные бумаги являются непереводными, беспроцентными и погашаются по требованию по номинальной стоимости.

    Важнейшая цель международной валютно-финансовой системы заключается в том, чтобы служить структурной основой, способствующей обмену товарами и услугами и движению капитала между странами и поддерживающей устойчивый экономический рост, а также что одной из основных задач является непрерывное совершенствование упорядоченных базисных условий, необходимых для финансовой и экономической стабильности. Каждое государство-член обязуется сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами в обеспечении упорядоченности валютных режимов и в содействии стабильности системы обменных курсов. В частности, каждое государство-член:

    1.прилагает усилия, чтобы направить свою экономическую и финансовую политику на стимулирование упорядоченного экономического роста в условиях разумной стабильности цен, с учетом существующих обстоятельств;

    2.стремится содействовать стабильности за счет усилий, направленных на поддержку упорядоченных базисных экономических и финансовых условий, а также такой денежно-кредитной системы, которая не ведет к возникновению непредсказуемых сбоев;

    .избегает манипулирования обменными курсами или международной валютной системой в целях предотвращения действенной стабилизации;

    .платежного баланса или для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами;

    .проводит валютную политику, не противоречащую обязательствам по настоящему разделу [3, c.217].

    В рамках международной валютно-финансовой системы валютный режим может включать: поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования, режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валют других государств-членов.

    Фонд осуществляет контроль над международной валютной системой для обеспечения ее эффективного функционирования.

    Фонд ведет строгий надзор за политикой государств-членов в отношении их обменных курсов. Каждое такого надзора информацию.

    Учреждения, поддерживающие отношения с Фондом являются казначейство каждого государства-члена, свой центральный банк или стабилизационный фонд.

    Государство-член имеет Право на покупку у Фонда валют других государств-членов за эквивалентную сумму собственной валюты при выполнении следующих условий:

  • использование общих ресурсов Фонда государством-членом соответствует положениям настоящего Соглашения и принятым исходя из них правилам;
  • Потребность в покупке валюты в связи с состоянием его платежного баланса и его резервов или с динамикой его резервов;
  • предполагаемая покупка будет представлять собой покупку в рамках резервной доли либо не приведет к увеличению авуаров Фонда в валюте государства-члена, совершающего покупку, свыше двухсот процентов от квоты последнего;
  • Для предоставления возможности выполнения Фондом возложенных на него функций на территориях каждого государства-члена Фонду предоставляются статус, иммунитеты и привилегии.

    международный Валютный Фонд имеет полный статус юридического лица и, в частности, право вступать в договорные обязательства, приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им, а так же возбуждать судебное преследование.

    Фонд, его имущество и активы, независимо от их местонахождения и их держателя, пользуются иммунитетом от всех форм судебного преследования, за исключением тех случаев, когда он недвусмысленно отказывается от своего иммунитета в целях того или иного разбирательства либо по условиям того или иного контракта. Имущество и активы Фонда, независимо от их местонахождения и их держателя, не могут быть подвергнуты обыску, реквизиции или конфискации.

    Все имущество и активы Фонда освобождаются от ограничений, нормативных положений и мер контроля любого характера, если это необходимо для выполнения предусмотренных Соглашением операций.

    Фонд, его активы, имущество, доходы, а также операции и сделки, санкционированные Соглашением, имеют иммунитет от любого налогообложения и таможенных сборов.

    В рамках настоящего Соглашения Фонд сотрудничает с любыми международными организациями общего характера и с международными общественными организациями, имеющими специализированные функции в смежных областях.

    международный Валютный Фонд состоит из Совета управляющих, Исполнительного совета, Директора-распорядителя и штата сотрудников. Каждое государство-член имеет двести пятьдесят голосов и такое количество голосов, которое пропорционально вносимой квоте.

    Фонд ежегодно определяет, какая часть его чистого дохода перечисляется в общий резерв или в особый резерв и какая часть распределяется. особый резерв может использоваться для любых целей за исключением распределения. Если производится любое распределение чистого дохода за какой бы то ни было год, его получают все государства-члены пропорционально своим квотам.

    Фонд имеет Право в любой момент в неофициальном порядке сообщить любому государству-члену о своей позиции по любому вопросу, возникающему в рамках Соглашения.

    Штаб-квартира Фонда расположена на территории государства-члена, имеющего наибольшую квоту, а на территориях других государств-членов могут создаваться представительства или местные отделения Фонда.

    Каждое своей валюте, либо, если в нем нет центрального банка, оно назначает другое учреждение, приемлемое для Фонда.

    В 2008 году вступил в силу пакет реформ, который помог МВФ достигнуть важных рубежей для укрепления собственной легитимности. Усиливается влияние динамичных стран с формирующимся рынком и стран с низкими доходами. Помимо того, открывает путь для утверждения пакета реформ 2010 года [5, c.37].

    Реформа предусматривает увеличение квот 54 стран, при этом наибольшее увеличение приходится на долю динамичных стран с формирующимся рынком, в том числе таких различных стран, как Корея, Китай, Турция, Бразилия и Мексика. Реформа также усилит влияние стран с низкими доходами на процесс принятия решений в МВФ, в том числе в его Исполнительном совете, насчитывающем 24 члена.

    после обращений Директора-распорядителя МВФ Доминика Стросс-Кана к государствам-членам об официальной ратификации соглашения, которое было утверждено управляющими МВФ в апреле 2008 года, пакет был подписан и стал законом в 117 государствах-членах, на долю которых приходится 85,04 процента общего числа голосов в МВФ. Благодаря этому пакет получил голосов больше необходимого большинства в 85 процентов и был одобрен, по крайней мере, 113 государствами-членами, которые необходимы для утверждения такого типа реформ [3, c.38].

    Проведение в жизнь этой реформы отражает приверженность членов МВФ повышению эффективности и укреплению авторитета и легитимности МВФ, считает Директор распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан.

    За реформами 2008 года последовал другой пакет реформ управления, принятый государствами-членами МВФ в декабре 2010 года, который, после того как вступит в силу, приведет к совокупному перераспределению долей квот в объеме примерно 9 процентов динамичным странам с формирующимся рынком и развивающимся [4, c.234].

    2. отношения МВФ и России

    Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке. Вступление в эти организации открывает доступ к важному источнику валютных кредитов.

    В виду названных причин в середине 1980-х годов был взят курс на поэтапное присоединение СССР к МВФ и МБРР. Отдельные контакты с ними, носившие информационный и технический характер начали осуществляться с конца 1988 г. В сентябре 1989 г. на 44-й сессии Генеральной Ассамблее ООН советский Союз официально заявил о своем намерении установить постоянные связи с МВФ и Всемирным банком. В июле 1990 г. СССР впервые посетил директор-распорядитель Фонда М. Камдессю.

    после распада СССР входившие в его состав государства, большая часть которых образовала Содружество независимых Государств (СНГ), пошли по пути индивидуального вступления в бреттоно-вудские институты. Российская Федерация подала заявление о присоединение к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. одновременно с учетом требований МВФ был разработан «Меморандум об экономической политике Российской Федерации», утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.

    апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за примем россии и 14 других бывших советских республик. после подписания российскими представителями Статей соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июля 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. россия официально стала участницей этих организаций [7, c.295].

    В соответствии с уставом МВФ Россия оплатила в конвертируемой валюте 25% суммы своей подписки на капитал Фонда.

    .1 Финансовые условия участия России в МФВ

    В ходе дискуссий о предполагавшемся вступлении СССР в МВФ специалисты оценивали возможную квоту Советского Союза в диапазоне от 4 до 7млрд. дол. (3,5-6% от капитала Фонда). после распада Советского Союза МВФ разделил рассчитанную для него квоту между 15 бывшими советскими республиками.

    По величине квоты (8,3млрд доларов по курсу на конец января 2000 г.) россия занимает девятое место вслед за Канадой. такая квота не дает России право на постоянное место в Исполнительном совете в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, великобритания, Франция), за которыми устав МВФ закрепляет такое место. Однако, располагая 59704 голосами (2,79% общего их количества на 1 сентября 2000 г.), она, подобно двум другим странам — Китаю и Саудовской Аравии, не входит в какую-либо группу государств — членов, образуемую для избрания исполнительного директора, а единолично «избирает» собственного директора.

    .2 Обязанности россии как члена МВФ

    Членство в МВФ возлагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ.

    Во-первых, в соответствии со статьей 7 Устава обязанностью стран — членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья 14 позволяет вновь принятым странам в течении «переходного периода» (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения.

    К числу валютных ограничений обычно относят и требование обязательной продажи экспортерам части их валютной выручки (1992-1998 гг. — 50%, сначала 1999 г. — 75%). Действительно, это требование формально касается внешней торговли, которая относится к текущим операциям. однако по сути дела оно направлено на сдерживание вложений в иностранную валюту, а следовательно, ограничивает вывоз капитала. поэтому такое требование не вступает в противоречие с обязательствами России по статье 7.

    Во-вторых, статья 7 требует от стран-членов не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, т.е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком.

    В-третьих, непременным условием членства России и других государств бывшего советского Союза в МВФ является установление их информационной открытости. страны-члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т.п. помимо того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

    .3 Роль МВФ в реформировании российской экономической системы

    Членство в МВФ дает возможность россии и другим странам бывшего СССР пользоваться значительными кредитами в конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефицита платежного баланса. В условиях глубокого экономического, финансового и системного кризиса страна действительно остро нуждалась в экстраординарной иностранной финансовой помощи.

    августа 1992 г. МВФ предоставил россии в рамках договоренности о кредите «стэнд-бай» валютные средства в счет первой кредитной доли, при использовании которой он требует от страны- заемщицы выполнения сравнительно мягких условий (табл.2). Основанием для предоставления этого кредитного транша послужило соглашение между российским правительством и МВФ, достигнутое 5 июля 1992 г. и получившее одобрение «семерки» на саммите в Мюнхене 6-8 июля 1992 г. Кредитная линия была открыта на сумму 719 млн. СДР (1,04 млрд. дол.) из 7,5% годовых со сроком расходования на протяжении пяти месяцев. Соответствующие средства использовались для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства (6 млрд. дол.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. Таким образом, наиболее ценный компонент пакета финансовой помощи — несвязанные валютные средства, которые власти могли бы свободно использовать для проведения экономических реформ и макроэкономического регулирования, остался практически нереализованным[8, c.169].

    МВФ объяснил отказ предоставить россии в 1992 г. обещанный резервный кредит тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, что политика властей привела к срыву достигнутого в июле 1992 г. соглашения: объем ВВП уменьшился в 1992 г. на 14,5%; дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%; темп ежемесячно. По словам М. Камдессю, «вместо того, чтобы продолжить жесткую, ограничительную денежную политику, ориентированную на развитие рыночных отношений, власти обратились к совершенно иному варианту, который оказался ориентированным на инфляцию».

    важная роль отводилась МВФ и в рамках второго пакета помощи россии объемом 43,4 млрд. дол., который был принят на встрече министров иностранных дел и финансов «семерки» (Токио, 14-15 апреля 1993 г.) и подтвержден на ее годичном совещании на высшем уровне в Токио 7-9 июля 1993 г [6, c.140].

    Во-первых, токийский пакет предусматривал предоставление средств на «первоочередные стабилизационные меры» в размере 4,1 млрд. дол., в том числе 3 млрд. дол. — в рамках «механизма финансирования системных преобразований» МВФ, образованного специально для стран с переходной экономикой, испытывающих острейшие экономические и финансовые трудности. Однако вторая половина данного кредита в 1993 году не была получена. причиной этому послужила неудовлетворенность руководства МВФ результатами проводившейся финансовой стабилизации, ходом выполнения российскими властями их очередных обещаний, а также итогами парламентских выборов в декабре 1993 года и последовавшими за этим переменами в составе правительства.

    С начала февраля 1994 г. в россии в течении нескольких недель находилась делегация МВФ, а 17-22 марта этого же года Москву посетил М. Камдессю. Его переговоры с российским правительством привели к новому соглашению, основные положения которого были зафиксированы в подписанном 8 апреля 1994г. совместном Меморандуме правительства И Центрального банка об экономической политике в 1994 г. Достигнутое соглашение позволило россии получить второй транш кредита в поддержку системных преобразований. Это произошло 26 апреля 1994 г.

    После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал известный «черный вторник» (11 октября 1994 г.), руководство России взяло курс на резкое ужесточение финансовой и денежно-кредитной политики, на подавление Названная выше смена концептуальных приоритетов, естественно, встретила поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление Фондом России 11 апреля 1995 г. первого стандартного полномасштабного кредита «стэнд-бай» в объеме квоты страны в МВФ.

    В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители, в первую очередь на нефть и газ, а также сырье и продукцию первичного передела. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере 5,1 млрд. дол. Он привел к массированному сбросу иностранцами принадлежавших им российских ценных бумаг. Для того чтобы добиться уравновешивания государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ с предоставлением срочной масштабной финансовой помощи. О достижении этого соглашения было объявлено 13 июля 1998 г [5, c.58].

    помимо кредитов МВФ, Всемирный банк согласился предоставить во втором полугодии 1998 г. с учетом ранее согласованных объемов 1,7 млрд. дол., а в 1998 (вторая половина) — 1999 гг. в общей сложности — 6,0 млрд. дол. Наконец, правительство японии пообещало предоставить России заем на сумму 1,5 млрд. дол. в виде дополнения к займам МБРР.

    Договоренность о кредитном пакете МВФ предусматривала, что вся сумма, включая неиспользованные средства кредита 1996-1999 гг., будет представлена россии четырьмя траншами — 20 июля, 15 сентября, 15 декабря 1998 г. и 15 февраля 1999 г [4, c.142].

    жизнь показала, что предоставленный в срочном порядке МВФ уже не смог спасти положения ни на рынке государственных ценных бумаг, ни на валютном рынке. В результате 17 август 1998 г. российские власти вынуждены были принять решения о фактическом объявлении дефолта по внутреннему государственному долгу (в части, касающейся ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г.), установлении 90-дневного моратория на платежи по иностранным финансовым обязательствам коммерческих банков и осуществлении мероприятий в валютной области, которые в конечном счете привели к четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам.

    события, связанные со срывом российской антикризисной программы 1998 г. и правительственным решениям 17 августа 1998 г., явились чувствительным ударом по престижу МВФ. Политика МВФ по отношению к России оказалась под огнем критики, в особенности в кругах республиканской партии и ее сторонников в США.

    В общем итоге, как следует из табл. 2 на период 1992-1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о предоставлении валютных кредитов России (кредитный пакет, одобренный 20 июля 1998 г., рассматривается как единая договоренность) на общую сумму 25,8 млрд. СДР, или 36,6 млрд. дол. однако в связи с тем, что после 17 августа 1998 г. предоставление средств в рамках договоренностей о расширенном фактически по сентябрь 1999 г., т.е. с учетом июльского 1999 г. транша в размере 640 млн. дол., из этой суммы были использованы лишь 22,0 млрд. дол. Кроме того, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере примерно 1,4 млрд. долларов [8, c.382].

    Со временем выяснилось, что реструктуризация российского внешнего долга, осуществленная в 1996 г. не привела к кардинальному разрешению долговой проблемы. График платежей по государственной внешней задолженности с учетом этой реструктуризации предусматривал необходимость платежей в 1999г. в размере 16,74 млрд. дол., в 2000г. — 15,52 млрд. дол., в 2001г. — 14,35 млрд. дол., в 2002г. — 13,69 млрд. дол., и в 2003 — 19,48 млрд. дол. Россия не в состоянии обеспечивать выплату таких средств. Достижение договоренности с МВФ о кредите «стэнд-бай» в июле 1999 г. предоставило возможность осуществить новую реструктуризацию долга.

    августа 1999г., т.е. спустя несколько дней после одобрения Исполнительным советом МВФ кредита россии, было достигнуто соглашение с парижским клубом, задолженность которому на 1 января 1999 г. составила 41,3млрд.дол. Это соглашение предусматривает приостановку платежей на сумму 8 млрд. дол., т.е. оформление рассрочки до 2020 г.

    использование внешних финансовых ресурсов было бы оправдано в том случае, если бы оно послужило толчком для запуска механизма экономического роста, технологической перестройки экономики. Однако этого-то, к сожалению не происходило. Кредиты МВФ, по сути дела, попросту проедались, т.е. направлялись на затыкание бюджетных дыр, обслуживание все возрастающего государственного долга, финансирование импорта предметов потребления. Определенный «вклад» в формирование такой ситуации внесли и некоторые требования, которыми МВФ обуславливало предоставление своих кредитов России.

    Кредиты МВФ России и другим странам бывшего СССР обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержаться в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ добивается неукоснительной и последовательной реализации согласованных условий.

    Требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятель.

    Исходя и монетаристской модели макроэкономического равновесия национальной экономики, основной источник нарушения этого равновесия МВФ традиционно видит в дефиците государственного бюджета. Следовательно, в россии главным стержнем всех стабилизационных программ было устранение этого дефицита. Однако в условиях глубоко экономического кризиса власти не смогли выполнить этого требования.

    Вторым постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике, а именно:

    1.всемерное поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;

    2. усилие роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;

    .полное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, на первых порах, нескольких естественных монополий;

    .радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;

    .укрепление банковского сектора — усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны Центрального банка, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы;

    .формирование и развитие финансовых рынков;

    .обеспечение для иностранных инвесторов равных с национальными предпринимателями возможностей участия в приватизации собственности.

    Третья группа условий кредитов, предоставляемых МВФ россии — либерализация внешнеэкономической деятельности. В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий собственно торговой политики: лицензирование, количественные ограничения (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные тарифы. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ установок на либерализацию внешнеэкономической деятель механизм государственного регулирования этой деятельности был в значительной мере демонтирован.

    Результаты взаимоотношений России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов различаются в зависимости от идеологических установок и методических позиций отдельных общественно-политических сил. Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию обращаться к Фонду за кредитами. однако при этом нужно отдать отчет в том, что до тех пор, пока россия находится в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования ее макроэкономической, структурной и социальной политики.

    Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной-заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. первоначально такую программу называли программой приспособления, т.е. перестройки хозяйственного механизма. С конца 1980-х годов используется также термин «программа экономической реформы».

    При этом МВФ требует принятия так называемых предварительных мер, т.е. внесения страной-заемщицей определенных изменений в экономическую политику, которое должно быть осуществлено еще до утверждения кредитной договоренности.

    В официальных публикациях МВФ утверждается, что при разработке стабилизационных программ, выполнением которых странами-заемщицами обусловливается предоставление им кредитов, Фонд занимает «прагматические позиции», «признавая, что было бы неверно применять какую-либо универсальную модель ко всем странам». однако на деле, формулируя свои рекомендации, МВФ традиционно руководствуется монетаристским подходом к анализу инфляции и платежного баланса. такой подход сводит этот анализ к установлению зависимости между величиной денежной массы в стране, объемом совокупного платежеспособного спроса, с одной стороны, и динамикой цен, а также состоянием платежного баланса — с другой. Собственно основную (если не единственную) причину разбалансированности экономики, неуравновешенности международных расчетов стран-заемщиц Фонд видит в наличии избыточного совокупного платежеспособного спроса в стране, вызываемого в первую очередь дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы[8, c.388].

    Исходя их доминирующих в МВФ теоретических воззрений, его практические стабилизационные программы носят преимущественно дефляционный характер. Обычно они включают: сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели; отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги, что ведет к повышению цен на эти товары; увеличение налогов на личные доходы; сдерживание роста, или «замораживание», заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение объема кредита, в том числе потребительского назначения, либерализацию внешнеэкономических связей; девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров и т.п. В зависимости от конкретной ситуации, существующей в разных странах, эти меры используются в различных сочетаниях. По мнению МВФ, такие меры необходимы «для достижения устойчивого равновесия между спросом на ресурсы и их наличием», которое, в свою очередь, должно привести со временем к стабильному экономическому росту и повышению уровня занятости.

    Заключение

    Институциональную структуру международного валютно-кредитного рынка составляет совокупность международных банков, валютных бирж, валютных фондов, государственных учреждений и международных организаций, посредством которых осуществляется движение капитала в сфере международных валютно-кредитных отношений. Международные финансовые институты являются элементами системы валютно-кредитных отношений. одной из таких международных организаций является МВФ.

    МВФ — международная валютно-кредитная организация ООН, целями которой являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путём установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их выполнением, усовершенствование многосторонней системы платежей, предоставление странам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платёжного баланса.

    Официальные цели МВФ: содействие международному валютному сотрудничеству путём консультаций и взаимодействия по валютным проблемам; создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли; содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальваций валют, вызываемой конкуренцией; оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, препятствующих развитию мировой торговли; предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платёжных балансов, а также сокращение продолжительности и масштабов дефицита их международных платёжных балансов.

    Кредиты МВФ имеют несколько видов в зависимости от причин, вызвавших несбалансированность платёжного баланса. В рамках каждой формы кредитования существуют различные механизмы предоставления кредитов, различающиеся в зависимости от целей, объемов, сроков предоставления.

    МВФ управлял международной валютной системой (возникшей по итогам конференции в Бреттон-Вудсе в 1944), искусственно поддерживающей валютные курсы, до ее краха в 1971. Также Фонд предоставлял кредиты странам, испытывавшим проблемы с платежным балансом. МВФ организует регулярные встречи с целью обсуждения проблем мировой экономики, готовит финансовые программы стабилизации для кризисных и переходных экономик. В 1990-е гг. миссия МВФ (в числе активных участников переговоров которой был и председатель МВФ в 1987-2000 гг. М. Камдесю) участвовала в финансировании экономических программ правительств стран бывшего СССР, в значительной степени написанных с использованием рекомендаций Фонда. В конце 1990-х гг. усилилась критика МВФ в связи с финансово-экономическим кризисом в Азии и провалом ряда экономических программ оздоровления региональных экономик.

    МВФ тем не менее играет важную роль в развитии международной валютной системы, занимая одно из центральных мест в системе международных валютно-финансовых институтов. Предоставляемые МВФ кредиты используются странами-заёмщиками для преодоления своих экономических затруднений, что играет немаловажную роль в развитии как внутренней экономики таких стран, так и мировой экономики в целом.

    мировой валютный фонд кредит

    Библиография

  • Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под. ред. Л.Н. Красавиной. — СПб: Питер, 2003. — 528с.
  • Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения — М.: Банки и биржи, 2005. — 352с.
  • Смыслов Д. В. Международный валютный фонд: на рубеже столетия. Российский аспект. — М.: Деньги и кредит, 2009. — 387с.
  • Деньги Банки / Под ред. О.И. Лаврушина — М.: Финансы и статистика, 2002. — 448с.
  • Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Юрист, 2001.-121с.
  • Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина- М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. -368с.
  • Кузнецов В.С. отношения России с МВФ — М.: Мировая экономика, 2002. — 465с.
  • Рузавин Г. И. основы международной экономики. — М.: Банки и биржи, 1996. — 429с.
  • Википедия. свободная энциклопедия // ru.wikipedia.org
  • Глоссарий

    Международный валютный фонд — МВФ — специализированное учреждение ООН <#"justify">Таблица 1 Квоты россии, других стран СНГ и стран Балтии в МВФ

    СтраныПервоначальные квоты, 1992, млн СДРВ соответствии с 9-м пересмотром квот, на 30.04.1993**В соответствии с 11-м пересмотром квот*, на 30.04.2009***млн СДР% в общей сумме квотмлн СДРмлн долларов****% в общей сумме квотАзербайджан78117,00,08160,9241,00,07Армения4576,50,0592,0137,80,04Белоруссия187280,40,19386,4578,40,18Грузия7411,00,08150,3225,10,07Казахстан165247,50,17365,7547,80,17Киргизия4364,50,0588,8133,00,04Латвия6191,50,06126,8189,90,06Литва69103,50,07144,2216,00,07Молдавия6090,00,06123,2184,50,06россия28764313,12,985945,48905,22,73Таджикистан4060,00,0487,0130,30,04Туркменистан3248,00,0375,2112,60,03Узбекистан133199,50,14275,6412,80,13Украина665997,30,691372,02055,00,63Эстония3146,50,0365,297,30,03Всего45596837,34,729458,714167,54,35*В результате 10-го и 12-го пересмотров квот они не были увеличены.

    ** Дата завершения первого финансового года после вступления в силу 9-го пересмотра квот.

    ***Дата завершения очередного финансового года.

    **** Пересчитано по обменному курсу доллара к СДР на 30 апреля 2009 года, составлявшему 1 СДР = 1,49783 доллара.

    Учебная работа. Основные направления деятельности Международного валютного фонда на примере России