Учебная работа. Международный валютный фонд, его деятельность и механизм кредитования

международный валютный фонд, его деятельность и механизм кредитования

Реферат

Курсовая работа: ____с., 1 рис., 27 источников, 2 прил.

международный ВАЛЮТНЫЙ ФОНД, КВОТА, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ, "СТЕНД-БАЙ", МЕХАНИЗМ резервных ДОЛЕЙ, МЕХАНИЗМ КРЕДИТНЫХ ДОЛЕЙ, СОГЛАШЕНИЯ О резервных КРЕДИТАХ, МЕХАНИЗМ РАСШИРЕННОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ, специальные КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ.

Объект исследования ― Международный валютный фонд

Предмет исследования ―деятельность МВФ и его механизмы кредитования.

Цель работы: изучить деятельность Международного валютного фонда, его основные инструменты кредитования стран-участниц, определить роль Фонда в мировой экономике, а также дать характеристику его сотрудничеству с Республикой Беларусь.

методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Исследования и разработки: проведено исследование деятельности МВФ и его роли в формировании политики развитых стран и Республики Беларусь, в результате которого были выделены основные направления сотрудничества МВФ и охарактеризована его деятель в Беларуси.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

международный валютный фонд беларусь

Содержание

Введение

1. История и цели создания Международного валютного фонда. Функции Международного валютного фонда

2. Характеристика Международного валютного фонда

3. деятельность Международного валютного фонда в Республике Беларусь

3.1 характеристика деятельности Международного валютного фонда в Республике Беларусь

3.2 Перспективы функционирования международного валютного фонда в Республике Беларусь

Заключение

список использованной литературы

Приложения

Введение

За более чем шестидесятилетнюю историю Международный валютный фонд прошел путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. МВФ за относительно небольшой срок своей деятельности превратился в ведущую международную финансовую организацию — субъект мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую в целом. В составе членов Фонда состоят практически все страны мира, а ее работниками являются представители более ста стран. МВФ является структурным подразделением ООН, однако практически не зависит от него. МВФ предоставляет поддержку странам-участницам в регулировании своих платежных балансов, осуществляет кредитование и дает рекомендации по реформированию их экономических систем. МВФ является относительно открытой организацией, публикующей свою отчетность на сайте www.imf.org. Фонд составляет два основных отчета, широко используемых во всем мире: World Economic Outlook ("Мировое экономическое положение") и Global Financial Stability Report ("Доклад о глобальной финансовой стабильности"). Они выходят дважды в год наряду с другими исследованиями, проводимыми МВФ, и широко используются специалистами ООН, мировыми рейтинговыми агентствами, инвесторами, аналитиками и т.д.

конечно же, МВФ иногда делает ошибки, за которые его сильно критикуют, но, несмотря на это, на мой взгляд, Фонд вносит неоценимый вклад в развитие мировой экономики, постоянно следит за валютными системами своих стран-участниц, делает прогнозы развития мировой экономики, являясь, в некотором смысле, "часовым, держащим руку на пульсе мировой экономики".

основными целями данной курсовой работы являются: изучение задач и деятельности МВФ, определение основных механизмов кредитования им стран-участниц, а также характеристика и оценка работы, проведенной Фондом в Республике Беларусь.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

Определить место МВФ в мировой экономике и дать его характеристику

Выявить механизм принятия решений в МВФ и источники его финансовых ресурсов

Определить основные механизмы кредитования стран-участниц Международным валютным фондом

Охарактеризовать основные этапы сотрудничества Республики Беларусь и МВФ

Курсовая работа состоит из введения, основного содержания, состоящего из 3-х разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В работе использованы данные отчетов МВФ, Национального банка Республики Беларусь, изданий об МВФ, официального сайта ООН, а также материал отечественных информационных агентств.

1. История и цели создания международного валютного фонда. Функции Международного валютного фонда

В настоящее время МВФ является известной международной экономической организацией, прошедшей долгий процесс становления и развития. МВФ был создан в ответ на Великую депрессию и Вторую мировую войну как средство для укрепления валютного сотрудничества, финансовой стабильности и экономического роста всех стран. Первоначально МВФ задумывался как механизм наблюдения за системой фиксированных валютных курсов, но постепенно трансформировался в международную организацию, основная цель которой — достижение стабильности в международной экономике.

Идея создания МВФ, также известного как "Фонд", зародилась на конференции Организации Объединенных Наций, созванной в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США, в июле 1944 года. Правительства 44 стран, представленных на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, которое позволило бы не допустить повторения круга девальваций в целях получения конкурентных преимуществ, ставшего одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. В основе Бреттон-Вудской системы было, прежде всего, совместное регулирование валютных курсов, фиксированных и взаимосвязанных. Для управления системой был образован международный валютный фонд, первоначально состоявший из 44 стран. Каждый член организации определял золотое содержание своей валюты и на этой базе фиксировал курс в валютах других стран-участниц. Колебания курса допускались в пределах 10%. Первоначально МВФ представлял в основном краткосрочные кредиты для урегулирования платежных балансов стран-участниц.

Уже 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция берет у МВФ первый кредит [2].

По данным МВФ в 2011 году в состав участников Фонда входит 188 государств, что на семь стран меньше, чем в Организации Объединенных Наций. Эту разность составляют Куба, Северная Корея и пять очень небольших стран: Андорра, Лихтенштейн и Монако в Европе и островные страны в Тихом океане — Науру и Тувалу.

Куба была первоначальным членом МВФ, но вышла из его состава в 1964 году; ни одна из остальных шести стран не подавала заявления о приеме в члены. чтобы стать членом, страна должна подать заявление, а затем быть принята большинством существующих членов. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, округ Колумбия, США, а в его структурах работают приблизительно 2610 сотрудников из 154 стран [3, стр.2].

По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ статьи соглашения трижды пересматривались. Первая серия поправок была осуществлена в 1968-69гг., в связи с образованием механизма специальных прав заимствования (СДР — аббревиатура от английского SDR (Special Drawing Rights)), во второй, произведенной в 1976-78гг., были определены основные принципы нового, Ямайского международного валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную систему. Третья поправка 1990-92гг. предусматривала введение санкций в виде приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед фондом. кроме того, в стадии ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся также поправки, накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации международного движения капиталов [1, стр.1].

однако, несмотря на изменения уставных документов МВФ, его основные принципы деятельности поменялись не существенно. В настоящее время Международный Валютный Фонд (МВФ) занимается содействием международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере, обеспечивает финансовую стабильность, способствует международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всем мире.

МВФ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и участвует в работе Экономического и социального Совета ООН, однако он действует независимо от них и имеет собственный устав, структуру управления и финансы. МВФ является центральным учреждением международной валютно-финансовой системы — системы международных платежей и курсов национальных валют, которая позволяет странам вести между собой экономические операции [4]. Выполняя огромную роль в мировой валютно-финансовой системе, МВФ осуществляет следующие функции по ее регулированию:

наблюдение за валютной политикой стран-членов Фонда

кредитно-финансовая деятельность

техническая помощь

эмиссия СДР

Наблюдение представляет собой надзор за политикой стран-членов в сфере установления валютных курсов. каждая страна обязана предоставить МВФ по его требованию информацию, необходимую для осуществления надзора: информацию о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторе экономики, о структурной политике правительства (приватизация, Рынок труда, окружающая среда). В процессе наблюдения обнаруживаются потенциальные дисбалансы, которые могут дестабилизировать валютные курсы. По итогам наблюдения МВФ предоставляет соответствующие рекомендации. Наблюдение осуществляется в трех основных формах: консультаций с руководителями основных экономических институтов; многостороннего надзора в форме анализа международной экономике в целом с прогнозом развития на 2-3 года, который публикуется в специальном докладе МВФ "Мировой экономический обзор" (Word Economic Outlook); углубленного надзора, проводимого тогда, когда страна оказывается в тяжелом финансовом положении, имеет большую задолженность и просит перенести сроки платежей по внешнему долгу. После осуществления углубленного надзора МВФ разрабатывает рекомендации по коррекции экономической политики, которым должно следовать правительство страны [23, cтр.312]. ярким примером углубленного надзора служит деятельность МВФ в Греции в 2011-2012 году.

сущность финансовой помощи заключается в использовании финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ по преодолению этих трудностей. финансовые ресурсы Фонда состоят из собственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой), процентного дохода за пользование ресурсами МВФ и ряда заемных средств. При вступлении страны в члены МВФ для нее устанавливается первоначальная квота в том же диапазоне, что и квоты существующих государств-членов, которые в целом сопоставимы с ней по масштабам и характеристикам экономики. МВФ использует формулу расчета квот в качестве руководства для оценки относительного положения государства-члена в организации. действующая формула расчета квот представляет собой средневзвешенное международных резервов (5 процентов). Для этой цели ВВП измеряется как составной показатель ВВП на основе рыночных обменных курсов (с весом 60 процентов) и на основе обменных курсов по паритету покупательной способности (40 процентов). Эта формула также включает "коэффициент сжатия", уменьшающий дисперсию расчетных долей квот между государствами-членами.

Совет управляющих МВФ проводит общий пересмотр квот через регулярные промежутки времени (обычно раз в пять лет). Любые изменения квот должны утверждаться большинством в 85 процентов от общего числа голосов, и квота государства-члена не может быть изменена без его согласия. При общем пересмотре квот решается два главных вопроса: общий размер увеличения и его распределение между государствами-членами. Что касается первого вопроса, общий пересмотр квот позволяет МВФ оценить адекватность квот как относительно потребности государств-членов в финансировании платежного баланса, так и с точки зрения его собственной способности удовлетворить эти потребности. По второму вопросу, общий пересмотр позволяет увеличить квоты государств-членов с учетом изменения их относительного положения в мировой экономике. специальные увеличения вне общих пересмотров производятся нечасто, однако увеличение квот 54 государств-членов, утвержденное в рамках реформы 2008 года, является одним из таких последних примеров [9, стр.3]. На рисунке 1 показаны все изменения квот, осуществленные МВФ за время своей деятельности.

Рисунок 1 — Общие пересмотры квот стран-участниц МВФ [9, стр.3]

В целом МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита — обратный обмен. Кредиты МВФ выдаются долями (траншами). использование финансовых ресурсов МВФ предусматривает их выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программы экономических реформ. Кредитные транши (начиная со второго) могут быть получены только в случае выполнения установленных в этой программе условий. Данное свойство траншей МВФ называют обусловленностью финансирования. Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, которые разрабатываются совместно как экспертами МВФ, так и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом.

Квота является основным показателем, определяющим влияние страны на деятельность МВФ. Квота страны в МВФ является одним из основополагающим элементом ее финансовых и организационных отношений с Фондом. Квоты выражаются в СДР. крупнейшим государством-членом МВФ являются США, квота которых в настоящее время составляет 42,1 млрд СДР (приблизительно 68 млрд долл. США), а наименьшим по размеру — Тувалу с квотой в 1,8 млн СДР (приблизительно 2,9 млн долл. США) [9, стр.2]. Квоты определяют основные аспекты отношений государства с МВФ, а именно:

Взносы (доля квоты). Взнос государства-члена по квоте определяет максимальную сумму финансовых ресурсов, которую вносить свой взнос в полном объеме при вступлении в Фонд: до 25 процентов должно быть внесено в СДР или широко принимаемых валютах (таких как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов), остальное — в собственной валюте государства-члена.

Число голосов (доля голосов). Квота в значительной мере определяет право голоса государства-члена в решениях МВФ. Голоса каждого государства-члена МВФ состоят из базовых голосов плюс один дополнительный голос за каждые 100 000 СДР квоты. Реформа 2008 года зафиксировала число базовых голосов на уровне 5,502 процента от общего числа голосов. Текущее число базовых голосов отражает увеличение почти в три раза их числа до вступления в силу реформы 2008 года.

Доступ к финансированию. Сумма финансирования, которую лимит доступа), определяется на основе его квоты. например, в рамках договоренностей о кредитах "стэнд-бай" и о расширенном кредитовании, своей квоты ежегодно и до 600 процентов нарастающим итогом. вместе с тем, в исключительных случаях размеры доступа могут быть увеличены [9, стр.2-3].

техническая помощь МВФ заключается в содействии странам-членам в осуществлении ими денежной, валютной политики, бюджетной и налоговой политики, банковского надзора, упорядочивании статистики, разработке финансового и экономического законодательства. Техническая помощь осуществляется путем направления миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы страны. Такая помощь, предоставляется по просьбе страны. Эксперты миссии работают в стране несколько лет (2-3 года).

Эмиссия специальных прав заимствования (СДР.) является специфической функцией МВФ для пополнения международных валютных резервов. СДР (special drawing rights) является международным резервным активом, который был введен МВФ в 1969 году (согласно Первой поправке к своим Статьям соглашения) из-за опасений государств-членов МВФ, что существующие международные резервы и их потенциальный рост могут оказаться недостаточными для обеспечения роста международной торговли.

В международной экономике СДР составляют примерно 2% мировых резервов и выполняют функции международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой; расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями; валюты фиксации валютного курса в некоторых странах и деноминатора ряда частных финансовых инструментов. Во время создания СДР основными резервными активами были золото и доллары США, и государства-члены МВФ не хотели ставить мировые резервы в зависимость от добычи золота, которой объективно присуща неопределенность, а также от сохранявшихся дефицитов платежного баланса США, которые были бы необходимы для обеспечения дальнейшего роста резервов в долларах США. СДР был введен в качестве дополнительного резервного актива, который МВФ мог периодически "распределять" между своими членами при возникновении

такой потребности, а при необходимости аннулировать. СДР — иногда называемые "бумажным золотом", хотя они не имеют физической формы — распределяются между государствами членами (в виде бухгалтерских записей) в определенном процентном отношении к их квотам [6, стр.297].

С учетом общего распределения СДР, произошедшего 28 августа, а также специального распределения, осуществленного 9 сентября 2009 года, сумма СДР возросла с 21,4 млрд СДР до 204 млрд СДР (эквивалентно приблизительно 308 млрд долл. США по курсу на 31 августа 2010 года) [24, cтр.1]. Государства-члены МВФ могут использовать СДР в операциях друг с другом и с 16 "институциональными" держателями СДР среди которых МВФ. СДР является расчетной единицей Фонда. Ряд других международных и региональных организаций и международных конвенций использует его в качестве расчетной единицы или основы расчетной единицы. Стоимость СДР устанавливается ежедневно с использованием корзины из четырех основных валют: евро, японской иены, фунта стерлингов и доллара США. На 24.05.2012 1 СДР был равен 1.5264 доллара США [25]. Состав этой корзины рассматривается каждые пять лет, для того чтобы обеспечить, что его компоненты соответствуют валютам, используемым в международных операциях и что веса, установленные для входящих в корзину валют, отражают их относительную значимость в торговой и финансовой системах мира. В ноябре 2010 г. Исполнительный совет завершил пересмотр проводимой раз в пять лет стоимостной оценки СДР. Было решено, что стоимость СДР будет по-прежнему основываться на средневзвешенной стоимости четырех валют — доллара США, евро, фунта стерлингов и японской иены. Утверждены пересмотренные веса этих валют в корзине СДР. С 1 января 2011 г. они составляют: доллар США — 41,9% (против 44% после пересмотра 2005 г.); евро — 37,4% (против 34%); фунт стерлингов — 11,3% (против 11%); и японская иена — 9,4% (против 11%). таким образом, произошло некоторое увеличение долей евро и фунта стерлингов за счет соответствующего снижения долей доллара и иены [7, стр.5]. В связи с расширением влияния Китая на международную экономику в настоящее время рассматривается вопрос о внесении в состав корзины валют для расчета СДР китайского юаня.

деятельность МВФ направлена на достижение целей, закрепленных в уставе этой организации, включающих:

Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;

Содействие расширению сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических стран-членов;

Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддерживания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивать упорядоченные отношения в валютной области между странами-членами;

Определение паритетов и курсов валют; не допускать конкурентного обеспечения валют;

Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;

Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;

Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;

Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам;

Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях [5, стр.11].

Вся деятельность фонда, направлена на достижение вышеизложенных целей в пределах выполняемых МВФ функций. Для своевременного и адекватного реагирования Фонд должен обладать исчерпывающей и актуальной информацией, в связи с этим каждая страна участница МВФ обязана предоставлять в Фонд следующую информацию:

) О состоянии платежного баланса

) О состоянии денежного обращения в стране

) О заграничных инвестициях

На основе этих показателей МВФ осуществляет анализ текущего экономического состояния стран-участниц, распределяет между ними свои кредитные ресурсы, делает оценку, а также осуществляет прогнозы по развитию валютной системы отдельных стран и мировой системы в целом, публикуемых в двух основных отчетах: World Economic Outlook ("Мировое экономическое положение") и Global Financial Stability Report ("Доклад о глобальной финансовой стабильности"), выходящих два раза в год.

созданный в 1945 г., МВФ по-прежнему остается одним из основных институтов, играющих важную роль в поддержании мирового экономического равновесия. Являясь структурным подразделением ООН, международный валютный фонд проводит свою политику, направленную на поддержание стабильности международной валютной системы. Это закреплено положением МВФ о том, что ООН не имеет права давать Фонду рекомендации, относящиеся к проводимой им политике. деятельность МВФ на данном этапе развития состоит главным образом в предоставлении краткосрочных кредитов странам, испытывающим трудности с платежным балансом и валютной системой, в соответствии с целями и функциями, закрепленными в уставе Фонда. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам стран и могут предоставляться в качестве СДР или иностранной валюты. Фонд также может предоставлять помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов. Членство в Фонде открыто для любой страны, способной и готовой выполнить связанные с ним обязательства, что является предпосылкой для вступления страны в Международный банк реконструкции и развития [22, cтр.22].

2. характеристика Международного валютного фонда

Организационно — правовая форма МВФ схожа с акционерным обществом, в котором число голосов стран-участниц определяется их долей в капитале Фонда. например, на развитые страны приходится свыше 60% общей суммы голосов. Оперативной Деятельностью МВФ руководит Исполнительный совет (Совет директоров), который назначает директора-распорядителя. постоянными членами исполнительного совета являются 5 стран с наибольшими квотами (взносами): США, Германия, Япония, великобритания и Франция. Организационная структура МВФ в полном виде представлена в приложении А.

Правят фондом Совет управляющих (Board of Governors) и Исполнительный комитет (Executive Board). Совет управляющих, который заведует фондом, состоит из 1-го управляющего и дополнительно по одному управляющему от каждой страны-члена. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внешние изменений в статьях и соглашениях, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 "базовых" голосов независимо от величины его взноса в Капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — "специальным большинством" (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). Отсюда следует, что США могут их блокировать единолично. Страны ЕС также обладают блокирующим числом голосов. Развивающиеся страны в принципе обладают такой же возможностью, но в отличие от ЕС им труднее согласовывать свои позиции позиции [26, стр.456]. несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Существенную роль в организационной структуре МВФ играет международный валютный и финансовый комитет МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC). (C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы.) Он состоит из 24 управляющих МВФ и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ.

подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда Joint IMF — World Bаnk Development Committee). Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса. Исполнительный комитет, ответственный за повседневную деятельность фонда, состоит из 22 исполнительных директоров, представляющих одно либо более государств. Исполнительным комитетом управляет директор-распорядитель (Managing Director), выбираемый на пятилетний срок. Он возглавляет штат сотрудников Фонда. Директор-распорядитель должен быть представителем одной из европейских стран. Директором-распорядителем на сегодняшний день является — Кристин Лагард (с мая 2011 года), а ее первым заместителем (августа 2011 года) Дэвид Липтон [12, стр.1].

МВФ располагает значительными запасами кредитных ресурсов. Их основная часть поступает от государств-членов, главным образом в форме платежей в счет квот. С начала 2009 года МВФ заключил ряд новых двусторонних соглашений о займах и покупке облигаций в целях приобретения дополнительных возможностей для поддержки государств-членов в период глобального экономического кризиса. Многосторонние соглашения о займах служат еще одним источником ресурсов МВФ. Финансирование льготных кредитов и облегчения бремени задолженности для стран с низким уровнем дохода осуществляется через отдельные трастовые фонды, средства которых поступают за счет взносов. Все кредитные ресурсы находятся на счете общих ресурсов, через который проводятся все финансовые операции Фонда.

Квоты стран участниц и соглашения о займах являются не единственными источниками финансовых ресурсов МВФ. Помимо квот займов МВФ располагает золотые авуарами, которые составляют примерно 90,5 млн тройских унций (2814,1 метрической тонны), что делает МВФ третьим крупнейшим официальным держателем золота в мире. Однако Статьи соглашения МВФ жестко ограничивают использование этого запаса. При условии одобрения большинством, составляющим 85 процентов от общих прав голоса стран — членов, МВФ может осуществить продажу золота или принять золото в качестве платежа от стран-членов, но Фонду запрещено покупать золото или заниматься другими операциями с золотом.

В декабре 2010 года МВФ завершил программу ограниченной продажи золота объемом в 403,3 метрической тонны, что составляет, приблизительно, одну восьмую всех золотых авуаров Фонда, которая была утверждена Исполнительным советом в сентябре 2009 года. 222 тонны золота было продано официальным держателям, включая резервный банк Индии (200 тонн), Банк Маврикия (2 тонны), Центральный программа продажи золота была реализована с сильными защитными мерами, чтобы не нарушать работу рынка, и все продажи золота, включая прямые продажи официальным держателям, производились по рыночным ценам. Поступления от продажи будут финансировать обеспечительный фонд, являющийся одним из компонентов новой модели доходов МВФ, согласованной для того, чтобы поставить финансирование МВФ на устойчивую основу. Исполнительный совет также решил, что 0,5-0,6 млрд СДР (по чистой приведенной стоимости на конец 2008 года) из ресурсов, связанных с продажами золота, будет использовано для субсидирования финансирования стран с низкими доходами и расширения предоставления МВФ льготных кредитов [10, стр.1-2].

МВФ может направлять полученные в счет квот авуары в национальных валютах стран, характеризующихся прочным финансовым положением, на финансирование кредитования. Исполнительный совет МВФ производит отбор таких валют каждые три месяца. Эмитентами большинства таких валют являются промышленно развитые страны, однако в список валют включались и валюты стран с более низким уровнем дохода, таких как Ботсвана, Китай и Индия. Авуары МВФ в этих валютах, наряду с его собственными авуарами в СДР, составляют собственные используемые ресурсы МВФ. В случае необходимости МВФ может на временной основе привлекать заемные средства для пополнения этих ресурсов (о заемных ресурсах будет рассказано ниже)

О сумме, имеющейся в распоряжении МВФ для немедленного предоставления новых (нельготных) кредитов, позволяют судить его потенциальные возможности брать в будущем обязательства предоставить кредит. Эти возможности определяются имеющимися у Фонда используемыми ресурсами (включая не использованные суммы в рамках соглашений о займах и покупке облигаций) и суммами, доступными в рамках двух постоянно действующих многосторонних соглашений о займах, плюс прогнозируемая сумма погашения займов в течение предстоящих двенадцати месяцев минус ресурсы, которые Фонд уже обещал предоставить в соответствии с существующими кредитными соглашениями, минус пруденциальный остаток.

МВФ имеет два постоянно действующих многосторонних соглашения о займах — расширенные новые соглашения о займах (НСЗ) и Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), в соответствии с которыми он может получить займы на общую сумму 367,5 млрд СДР (примерно 590 млрд долл. США) [10, стр.3]. МВФ может привести в действие эти соглашения, если он сочтет, что его потенциальных возможностей брать обязательства по предоставлению кредита может оказаться недостаточно для удовлетворения потребностей стран-членов, например, в случае крупного финансового кризиса. В 2007 году было утверждено продление этих соглашений еще на пять лет, начиная с 2008 года. В апреле 2010 года Исполнительный совет утвердил предложение о расширении и повышении гибкости НСЗ, в результате чего объем НСЗ был расширен до 367,5 млрд СДР (примерно 590 млрд долларов), при увеличении числа участников этого механизма на 13 стран, включая ряд стран с формирующимся рынком, внесших значительный вклад в это крупное расширение объема НСЗ. Расширенные НСЗ вступили в силу 11 марта 2011 года и вскоре были введены в действие на период в шесть месяцев на сумму 211 млрд СДР (примерно 340 млрд долларов) [10, стр.3].

С 2009 года МВФ заключил ряд двусторонних соглашений о займах. В настоящее время у МВФ имеется семнадцать двусторонних соглашений о займах на сумму примерно 206 млрд долларов. В июле 2009 года Исполнительный совет МВФ утвердил принципы выпуска облигаций для официального сектора. Выпуск таких облигаций позволит странам-членам вкладывать средства в безопасный инструмент и поможет сохранить возможности для предоставления своевременной и эффективной помощи МВФ странам-членам на цели урегулирования платежного баланса. В настоящее время МВФ имеет два двусторонних соглашения о покупке облигаций на сумму примерно 61 млрд долларов США [10, стр.4]. В случае участников НСЗ, имеющих двусторонние кредитные линии, эти кредитные линии не увеличивают общие ресурсы, доступные МВФ в рамках их кредитных соглашений НСЗ. после учреждения периода вступления в действия согласно НСЗ МВФ будет использовать двусторонние кредитные линии, предоставленными участниками НСЗ, только для финансирования обязательств в рамках других поддерживаемых МВФ договоренностей, утвержденных до первого периода вступления НСЗ в действие [10, стр.2].

Накопленные фондом финансовые ресурсы идут на поддержание мировой валютно-финансовой системы. В частности, на кредитование стран, испытывающих затруднения с платежным балансом. Механизмы предоставления кредитов МВФ нуждающимся странам разнообразны. В зависимости от целей и условий кредитования МВФ использует различные механизмы и специально организуемые им внутри себя фонды. Обычная практика кредитования заключается в том, что страна-заемщик покупает у Фонда необходимые ей валютные средства за национальную валюту. после истечения срока займа происходит обратный выкуп. поскольку заемщиком в большинстве случаев является страна, не имеющая свободно конвертируемой валюты, то эта операция превращается в обычный кредит. За саму операцию фонд берет 0,5% комиссионных от суммы сделки, а процентная ставка базируется на рыночных котировках.

МВФ может предоставить финансовые средства любой стране-члену, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах или нуждается в финансовых ресурсах для осуществления экономических реформ или стабилизации платежного баланса. Современная кредитная деятельность МВФ осуществляется несколькими видами финансирования: обычное, специальное и льготное финансирование. По методологии МВФ эти виды финансирования называются механизмами:) Обычные механизмы (Tranche Policies) — механизмы, финансирование которых осуществляется с помощью собственных ресурсов МВФ, находящихся на Счете общих ресурсов (General Resources Account).

) резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ, называлась до Ямайского соглашения "золотой долей", а с 1978 г. — "резервной долей" (Reserve Tranche). Если наличие валюты данной страны на счете общих ресурсов меньше ее квоты, то разница образует резервную позицию, или позицию по резервной доле. своей резервной доли. Единственным условием для такой покупки является наличие у страны потребности в финансировании платежного баланса. Они не облагаются сборами, и Фонд не требует последующего выкупа.

) Механизм кредитных долей. средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями.

Согласно первоначальному уставу, они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за 12 месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). таким образом, в соответствии с этими положениями предельная сумма кредита, которую страна могла приобрести у Фонда в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. В 1978 г. после пересмотра Устава первое ограничение было устранено, а действие второго МВФ получил право приостанавливать. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел.

) Договоренности о резервных кредитах (кредитах "стэнд-бай"). Договоренности о резервных кредитах (Stand-by Arrangements) стали практиковаться с 1952 г. Они обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она сможет при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. подобная практика предоставления кредитов фактически представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, то выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. То есть соглашение о Право на покупку ресурсов в пределах очередной суммы в течение установленного срока. Покупки обычно производятся поэтапно на ежеквартальной основе, причем выделение Фондом средств зависит от выполнения условий реализации и завершения периодических обзоров. С начала 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах "стэнд-бай" имели срок действия до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов. Погашение полученных кредитов осуществляется путем выкупа национальной валюты заемщиком в течение от 3,25 до пяти лет.

) Механизм расширенного кредитования. В 1974 г. резервная и кредитные доли были дополнены механизмом расширенного кредитования — МРК (Extended Fund Facility — EFF). Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей. Срок расширенного финансирования составляет обычно три года и может быть продлен еще на один год. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о расширенном кредитовании, выдается определенными порциями (траншами) — ежеквартально, раз в полугодие или, в некоторых случаях, помесячно. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этих требований по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в "письме о намерениях" (Letter of Intent) или "меморандуме об экономической и финансовой политике" (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности контролируется со стороны МВФ путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых "критериев реализации" (Performance Criteria). Если МВФ сочтет, что страна использует кредит неэффективно, не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша [21, стр. 351-352].) специальные механизмы — механизмы, созданные в целях расширения масштабов и совершенствования структуры кредитных операций МВФ. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами — членами Фонда средств по линии специальных механизмов является дополнением к их кредитным долям. Как правило, финансирование в рамках специальных механизмов МВФ осуществляется за счет собственных средств Фонда. специальные механизмы включают:

) Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования — МКЧФ (Compensatory and Contingency Financing Facility — CCFF); предназначен для кредитования стран — членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей и т.п.

) Механизм финансирования буферных запасов — МФБЗ (Buffer Stock Financing Facility — BSFF); создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит — 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984 г.

) Механизм финансирования системных (структурных) преобразований — МФСП (Systemic Transformation Facility — STF); был учрежден в апреле 1993 г. как временный специальный механизм для стран, осуществлявших переход от централизованно планируемой экономики к рыночной. Практически этот механизм был образован главным образом для стран бывшего СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие требования МВФ. страны-члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% величины их квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода. Всего за время существования этого механизма кредиты получили 20 стран на общую сумму почти в 4,0 млрд. СДР (около 6 млрд долл. США). В конце декабря 1995 г. функционирование механизма финансирования системных преобразований завершилось.

) Механизм финансирования дополнительных резервов — МФДР (Supplemental Reserve Facility — SRF); учрежден в декабре 1997 г. Образование этого механизма явилось следствием азиатского кризиса и частью политики МВФ по предотвращению распространения таких кризисов. Предоставление кредитных средств через МФДР, в отличие от кредитов по линии других механизмов, не ограничено какими-либо лимитами и может производиться в любых размерах. Погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем во всех других случаях, срока — от одного года до полутора лет. В исключительных случаях Исполнительный совет может продлить этот срок еще на один год. В течение первого года с момента утверждения кредита Фонд взимает надбавку к обычной процентной ставке по его кредитам в размере 300 базисных пунктов. В конце года ставка увеличивается на 50 б. п., а затем по истечении каждого года ставка возрастает на такую же величину, пока не достигнет 500 б. п. впервые механизм был использован в декабре 1997 г. для предоставления помощи Южной Корее на сумму 9,95 млрд СДР, затем в июле 1998 г. для предоставления помощи россии — 4 млрд СДР, в декабре 1998 г. — Бразилии 9,1 млрд СДР.

) Чрезвычайные кредитные линии — ЧKJI (Contingent Credit Lines — CCL). По предложению президента США У. Клинтона, с которым он выступил на открытии ежегодной сессии Советов управляющих МВФ и МБРР 6 октября 1998 г., Большая семерка 30 октября 1998 г. официально предложила Фонду образовать еще один широкомасштабный кредитный механизм. Он был учрежден в апреле 1999 г. В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам-членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса, "бегства" капиталов из страны вследствие возможного негативного воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся преимущественно вне сферы контроля со стороны стран-заемщиц. Кредиты ЧKJ1 представляют собой расширенный вариант МФДР. Если кредиты последнего предназначены для стран, уже находящихся в кризисе, то кредиты ЧKJI призваны не допустить, предотвратить кризис. Финансовые характеристики ЧKJI схожи с МФДР: отсутствие жесткого ограничительного лимита (предполагается, что сумма кредита будет составлять от 300 до 500% квоты страны-члена); установление надбавки к действующей процентной ставке МВФ; погашение кредита в течение одного-полутора лет [26, стр.287-288].) Механизмы льготного финансирования созданы для оказания помощи самым бедным развивающимся странам. Эти займы финансируются не за счет общих ресурсов Фонда, а путем использования других источников — главным образом кредитов и субсидий, которые те или иные страны предоставляют МВФ, давая ему тем самым возможность оказывать льготную финансовую помощь другим странам, имеющим право на ее получение. Для льготного кредитования развивающихся стран применялись (или применяются) следующие механизмы.

) Трастовый (доверительный) фонд — ТФ (Trust Fund — TF) действовал в 1976-1981 гг. Был создан за счет доходов от продажи на аукционах 1/6 части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов стали наименее развитые страны (доход на душу населения в 1973 г. не выше 300 СДР и в 1975 г. — не более 520 долл. США). Страны-заемщицы не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка по кредиту была 0,5% годовых, погашение — в течение срока, начинавшегося через пять с половиной лет и заканчивавшегося через 10 лет после даты фактической выборки средств. 55 стран получили из трастового фонда 3,0 млрд СДР (3,7 млрд долл. США). Остальная часть средств была передана развивающимся странам пропорционально их квотам.

) Механизм финансирования структурной перестройки — МФСП (Structural Adjustment Facility — SAF) действовал в течение периода 1986-1993 гг. В рамках МФСП предоставлялись льготные кредиты развивающимся странам с низким уровнем дохода, испытывающим хронические трудности в области платежного баланса, в целях поддержки среднесрочных программ макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Условия займов: 0,5% годовых; погашение в течение 10 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты (с годовыми лимитами в 15,20 и 15% для первого, второго и третьего года соответственно). Кредитами по линии МФСП могли пользоваться страны-члены МВФ, имевшие Право на получение льготных займов Международной ассоциации развития (МАР) — одного из филиалов всемирного банка. К моменту прекращения действия механизма 36 стран получили кредиты на сумму 1,9 млрд СДР, или около 2.6 млрд долл. США, из которых фактически были использованы1.6 млрд СДР (2,2 млрд долл. США).

) Механизм расширенного финансирования структурной перестройки — МРФСП (Enhanced Structural Adjustment Facility — ESAF) существует с декабря 1987 г. По своим целям и принципам функционирования этот механизм стал преемником механизма финансирования структурной перестройки. однако условия стабилизационных программ, осуществляемых при поддержке ресурсов МРФСП, более комплексные и радикальные по своим целевым установкам, чем те, которые реализовывались в рамках МФСП. Страна-член имеет возможность получить по линии МРФСП кредит сроком на три года в размере до 190% квоты, при исключительных обстоятельствах — до 255% квоты. Для получения средств нужно разработать при содействии экспертов МВФ и всемирного банка "Документ об основах экономической политики" — ДОП (Policy Framework Paper — PFP) на весь трехлетний период действия программы структурной перестройки. наблюдение за выполнением договоренностей МРФСП ведется с помощью ежеквартальных финансовых и структурных контрольных показателей. Средства по кредитам МРФСП предоставляются один раз в полгода: первоначально — после утверждения годовой договоренности, а затем в зависимости от выполнения критериев реализации и по завершении анализа достигнутых результатов, проводимого в середине срока действия договоренности [21, стр.354-355].

В условиях, когда объем необходимой финансовой помощи недостаточен или он не может быть обеспечен в рамках обычного и специального финансирования, МВФ предоставляет его посредством различных специальных процедур. Они имеют целью расширение масштабов финансовой поддержки стран-членов, адаптацию деятель Фонда к возникшим в современных условиях потребностям. В их числе:

) Механизм экстренного финансирования — МЭФ (Emergency Financing Mechanism — EFM). Был образован в сентябре 1995 г. И представляет собой комплекс процедур, обеспечивающих ускоренное предоставление Фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, которая требует незамедлительной помощи со стороны МВФ.

) Поддержка фондов валютной стабилизации (Support for Currency Stabilisation Funds) может осуществляться в рамках договоренностей с государствами-членами о кредитах "стэнд-бай" или расширенном кредитовании в целях повышения доверия к их мерам по стабилизации валютных курсов, предусматривающим образование фондов валютной стабилизации. Стабилизационные валютные фонды, по мнению МВФ, могут эффективно выполнять свою роль только при достаточно жесткой экономической политике. Поэтому применение этого механизма должно сочетаться с проведением жесткой макроэкономической политики, обеспечивающей низкие темпы изменения валютного курса.

) Экстренная помощь (Emergency Assistance) оказывается государствам-членам, которые испытывают трудности в финансировании платежного баланса в результате неожиданных и непредсказуемых стихийных бедствий. Кредиты такого рода предоставляются единовременно, как правило, в пределах 25% квоты, и не предполагают процедуры проверки с помощью использования критериев реализации. однако в большинстве случаев они сопровождаются договоренностями с МВФ в рамках его обычных механизмов.

) Помощь странам, пережившим конфликт. В сентябре 1995 г. Исполнительный совет распространил положения, относящиеся к оказанию экстренной финансовой помощи, на кризисные ситуации, являющиеся результатом пережитых странами военно-политических конфликтов. На этом основании была оказана финансовая помощь Албании, Руанде и Таджикистану, Сьерра-Леоне, Республике Конго. кроме выше перечисленных механизмов и процедур МВФ имеет Право учреждать временные кредитные механизмы, которые финансируются за счет привлеченных средств. Примером такого временного механизма может служить: Нефтяной фонд (Oil Facility — OF), который использовался в 1974-1976 гг. для предоставления кредитов странам-членам, являвшимся импортерами нефти, в целях покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости нефти и нефтепродуктов; Механизм дополнительного финансирования (Supplementary Financing Facility — SFF), или "Фонд Витгевеена" (Witteveen Facility) названный по имени директора-распорядителя МВФ, время действия — 1979-1982 гг., который предоставлял дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ; Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (Policy of Enlarged Access to Funds Resources), действовавшая в 1981-1992 гг. в целях предоставления дополнительных кредитов странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов были непомерно велики по сравнению с размерами их квот.

В своей деятельности МВФ придерживается жесткой финансовой политики, предполагающей выполнение страной, нуждающейся в займе, обязательств скоординировать свою политику с рекомендациями МВФ. Рекомендации МВФ (разработанные Дж. Вильямсоном и получившие название "Вашингтонский консенсус",) относятся как к развивающимся, так и к странам с переходной экономикой. В них заложены определенные критерии, обязательные для выполнения:

) бюджетная дисциплина (крупный и устойчивый бюджетный дефицит способствует инфляции и бегству капитала; следовательно, правительства должны удерживать его на минимальном уровне);

) приоритеты общественным расходам (субсидии должны быть сокращены или отменены вовсе; правительственные затраты должны быть перенаправлены на образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры);

) налоговая реформа (база налогообложения должна быть широкой, и предельные ставки налогов должны быть умеренными);

) процентные ставки (внутренние финансовые рынки должны определять размеры процентных ставок данной страны; позитивные реальные ставки процента препятствуют бегству капитала и увеличивают накопления);

) обменные курсы валют (развивающиеся страны должны принять конкурентные обменные курсы, которые будут стимулировать экспорт);

) либерализация торговли (тарифы должны быть минимизированы и никогда не должны применяться по отношению к промежуточным товарам, необходимым для производства экспорта);

) прямые иностранные инвестиции (зарубежные капиталовложения могут принести необходимый капитал и квалификацию и потому должны поощряться);

) приватизация (частная промышленность функционирует более эффективно, поскольку управляющие или имеют прямую личную долю в прибылях предприятия, или подотчетны тем, кто ее имеет; государственные предприятия следует приватизировать);

) дерегулирование (избыточное правительственное регулирование может способствовать коррупции и дискриминации более мелких предприятий, не располагающих широким доступом к высшим эшелонам бюрократии; правительства должны дерегулировать экономику);

) права собственности (права собственности должны быть укреплены; слабые законы и плохая правовая система снижают стимулы к накоплению и аккумулированию богатства) [21, c.360].

Кредиты МВФ, как правило, предоставляются под программы укрепления финансово-экономического положения стран и имеют связанный характер, обусловленный выполнением требований специалистов МВФ. Фонд оказывает огромное влияние на всю систему валютно-финансовых отношений в мировом хозяйстве, поскольку его нормы регулирования оказывают непосредственное влияние на движение ссудных капиталов в мировом хозяйстве [19, стр.631].

таким образом, МВФ по своей организационно-правовой структуре сильно напоминает акционерное общество, в котором степень влияния страны на принятие Фондом решений определяется ее квотой. наибольшую квоту имеют США. Квоты стран-участниц, а также золотые авуары и соглашения о займах формируют финансовые ресурсы МВФ. Они же являются источниками выдаваемых МВФ кредитов. сущность кредитования Фондом заключается в перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов, с одной стороны, к странам, испытывающим острую Потребность в заемных средствах, — с другой. Кредиты МВФ выдаются странам на разных условиях и основываются на одном из механизмов финансирования: обычном, специальном или льготном. каждый механизм включает в себя несколько видов финансирования, используемых в зависимости от ситуации, страны-заемщика и ее финансового состояния. В любой момент в случае острой необходимости МВФ всегда может учредить временный кредитный механизм, который будет способствовать локализации и сглаживанию последствий кризисных явлений в странах-членах и недопущению перерастания кризиса в мировой.

3. деятельность Международного валютного фонда в Республике Беларусь

3.1 характеристика деятельности Международного валютного фонда в Республике Беларусь

Республика Беларусь является членом МВФ с 10 июля 1992 года. Она приняла обязательства в соответствии со Статьей XIV МВФ и уже в октябре 1992 г. в Республике Беларусь открылось представительство МВФ. Членство в МВФ — один из определяющих факторов международного финансово-экономического сотрудничества Республики Беларусь. Беларусь занимает на последнюю позицию в МВФ как по объему квоты, так и по объему голосов, вместе с тем она значительно отстает от развитых европейских стран и США, а также от Польши по объему СДР и голосов, однако значительно опережает Литву и Латвию по этим двум показателям (см. приложение Б).

Деятельность МВФ в Республике Беларусь определена по трем основным направлениям: финансовая помощь, техническая помощь и сотрудничество с Правительством и национальным банком Республики Беларусь при подготовке программ экономической политики с акцентом на следующие макроэкономические вопросы: налогово-бюджетная и денежно-кредитная политики, обменный курс и торговая Политика. В 2006 — 2009 основные направления развития взаимоотношений с МВФ существенно не изменились и заключались в выработке согласованных подходов к определению параметров социально-экономического развития Республики Беларусь; учете и практическом использовании рекомендаций экспертов МВФ при разработке и реализации экономической политики.

В 2010 году со стороны Фонда Республике Беларусь было оказано содействие в следующих сферах экономики:

)обеспечение операционной и финансовой деятель центрального банка; помощь во внедрении и осуществлении проектов национального банка

2)формирование системы раннего предупреждения на макроуровне и управление рисками;

)совершенствование денежно-кредитной статистики (статистики платежного баланса, денежно-банковской статистики и статистики реального сектора);

)по методологии и практике инспектирования в банковском секторе [14].

В соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ проводит двусторонние переговоры со странами-членами МВФ. Миссия сотрудников МВФ посещает страну (как правило, ежегодно) с целью получения экономической и финансовой информации и обсуждения с властями страны экономической ситуации и политики. По возвращении в штаб-квартиру МВФ сотрудники готовят доклад, который составляет основу для рассмотрения на заседании Исполнительного Совета. По завершении дискуссии Директор-распорядитель в качестве председателя Исполнительного Совета подводит итог выступлениям исполнительных директоров, и итоговый отчет передается властям страны, который используется для выработки экономической политики. последняя миссия, действовавшая в РБ, прошла в период с 25 января по 2 февраля 2011 года, когда состоялся очередной визит экспертов МВФ для продолжения консультаций по Статье IV Статей соглашения МВФ.

Следует отметить, что миссии МВФ посещают страну не только для обсуждения сложившейся ситуации, но и в целях улучшения экономической системы стран-участниц. Темами таких миссий МВФ, проведенных в Республике Беларусь были следующие: статистика государственных финансов (28 апреля-12 мая 2005 г.), национальных счетов (10-21 января 2005 г.); налоговая Политика (19 марта-1 апреля 2003); управление государственными расходами (12-27 июня 2001); статистика платежного баланса (13-24 ноября 2000); банковский надзор (11-20 апреля 2005). В результате сотрудниками МВФ были даны рекомендации по улучшению методологии и сбора данных статистики государственных финансов и национальных счетов; приняты к сведению белорусским правительством советы работников Фонда по проекту налогового кодекса Беларуси, включая устранение налога с оборота, и мерам по компенсации потери доходов в бюджет от снижения ставки НДС. Была оказана помощь Министерству финансов в усовершенствовании технологий подготовки бюджета, внесены изменения в составление платежного баланса, а также по улучшению надзора за банковской Деятельностью.

Деятельность МВФ в Республике Беларусь не была ограничена только помощью в технической сфере экономике. Фонд предоставлял нашей стране помимо всего прочего и финансовую помощь. Так с 1992 года по 2008 год Республика Беларусь дважды использовала финансовые ресурсы МВФ:

)по линии фонда системных трансформаций — 217,2 млн. долларов США;

2)по механизму "стенд-бай" — 77,4 млн. долларов США.

В феврале 2005 года Республика Беларусь полностью погасила указанные кредиты МВФ.

В конце 2008 года белорусские власти обратились к руководству Международного валютного фонда с просьбой о заключении кредитного соглашения "стенд-бай". В результате согласования Республикой Беларусь и МВФ параметров указанного соглашения Совет Исполнительных директоров Фонда 12 января 2009 года одобрил программу сроком на 15 месяцев и выделение нашей стране финансовых ресурсов в объеме около 2,46 млрд. долларов США. По итогам первого обзора были скорректированы и одобрены обеими сторонами новые параметры программы и, в соответствии с запросом белорусской стороны, увеличен общий объем финансирования до 3,46 млрд. долларов США. Эти средства были зачислены в состав золотовалютных резервов (ЗВР) страны. Платежи по возврату этого кредита приходятся на 2012-2014 годы (в 2012 году — $ 0,46 млрд., в 2013 году — $ 1,7 млрд. и в 2014 году — $ 1,3 млрд). В 2011 году белорусские власти обратились в МВФ за новым кредитом в размере до 7 миллиардов долларов для структурных реформ экономики [13]. Однако на данном этапе какого-либо значительного прогресса в получении кредита белорусской стороной достигнуто не было.

средства, полученные Беларусью в результате кредитного соглашения "стенд-бай" позволили смягчить будущие последствия девальвации 2011 года, которые могли быть намного серьезнее. Полная и своевременная реализация Республикой Беларусь предусмотренных программой "стенд-бай" мер и мероприятий позволила обеспечить положительную динамику по ряду позиций в экономике и денежно-кредитной сфере. Реализация программы, завершившейся в апреле 2010 года, позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую устойчивость финансовой системы, избежать полномасштабного кризиса платежного баланса, а также предотвратить глубокую рецессию и сохранить низкий уровень безработицы.

До проведения визита экспертов МВФ в январе-феврале 2011 года Правительством Республики Беларусь было принято решение об увеличении квоты Республики Беларусь в Международном валютном фонде. Данное решение принято в соответствии со статьей 34 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 года "О международных договорах Республики Беларусь". Постановлением Совета Министров от 4 июля 2011 г. № 900 дано согласие Правительства на увеличение квоты Республики Беларусь в Международном валютном фонде до 681,5 млн. специальных прав заимствования (СДР.) в соответствии с четырнадцатым общим пересмотром квот, одобренным Советом управляющих этого фонда 15 декабря 2010 г [18].

таким образом, Фонд не только осуществляет рекомендации и выдает кредиты Беларуси. Институт МВФ также проводит обучение должностных лиц из Беларуси в области финансового программирования и финансовой политики, политики во внешнем секторе, статистики платежного баланса, государственных финансов, а также в других областях. Объединенный венский институт проводит обучение для должностных лиц в области анализа макроэкономической политики, государственных расходов, бухгалтерского учета центральных банков и управления налогово-бюджетной политикой [1].

3.2 Перспективы функционирования Международного валютного фонда в Республике Беларусь

За свое продолжительное функционирования в Республике Беларусь МВФ способствовал развитию экономики Беларуси, предоставлял ей необходимые кредиты, а также вывел статистическую отчетность и денежно-кредитную политику страны на новый уровень.

Миссия МВФ, находящаяся в Минске, намерена обсудить с белорусскими властями необходимость новой программы "стенд-бай". Между тем, президент Беларуси в недавнем интервью Reuters заявил, что Беларусь не нуждается еще одной кредитной линии со стороны МВФ. "У МВФ мы кредитов сейчас не просим", — подчеркнул белорусский президент.

Условием новой программы Международного валютного фонда в Беларуси является готовность страны к глубоким структурным реформам. Об этом заявил журналистам старший постоянный представитель МВФ в Центральной и Восточной Европе Марк Аллен. Марк Аллен сообщил, что 4 мая состоялось заседание исполнительного совета директоров МВФ по обсуждению ежегодного доклада в рамках консультаций по статье 4 и второго постпрограммного мониторинга. "Исполнительные директора выразили глубокую удовлетворенность мерами, предпринятыми национальным банком, Министерством финансов и правительством по макростабилизации в Беларуси. Основная обеспокоенность была высказана в том, чтобы данные меры не были ослаблены в ближайшее время, что касается или ослабления денежно-кредитной политики, или преждевременного увеличения заработной платы. При этом имелось в виду не увеличение заработной платы в бюджетной сфере, которое идет в настоящий момент по согласованному плану, а преждевременное увеличение заработной платы в реальной экономике.

Марк Аллен отметил, что некоторые директора подняли вопрос о возможности новой программы Беларуси с фондом. "Были сделаны выводы, что новая программа могла бы быть поддержана фондом в случае реализации глубоких структурных реформ. И что эта программа структурных реформ должна быть широко поддержана на всех уровнях государственной власти. Отвечая на вопрос журналистов, какие именно реформы советует МВФ провести Беларуси и какую сумму готов выделить для этого, представитель фонда сказал: "Преждевременно говорить о каких-то суммах на данном этапе. Это будет зависеть от потребностей страны и от ситуации. Что касается того, какие реформы будут необходимы, то это в руках Беларуси. Беларуси решать, какие необходимы реформы, а не фонд должен диктовать стране, какие ей проводить структурные реформы".

таким образом, в настоящий момент переговоры по новой программе Беларуси с МВФ не начались и никакая миссия по этому поводу не запланирована. До конца года состоится визит сотрудников МВФ в Беларусь, но на данном этапе не планируется, что это будет миссия по переговорам.

Седьмого мая в Совете Министров Беларуси состоялась встреча старшего постоянного представителя МВФ в Центральной и Восточной Европе Марка Аллена с вице-премьером Беларуси Сергеем Румасом, во время которого стороны обсудили результаты заседания исполнительного совета директоров МВФ и перспективы будущего сотрудничества.

В целом, завершение программы стенд-бай прошло гладко. У МВФ остались хорошие впечатления от проделанной Национальным банком работы, что вселяет уверенность в будущем сотрудничестве Фонда и МВФ. денежные поступления от МВФ позволяют во многом смягчить последствия глобального экономического кризиса и способствовать поступательному развитию экономики. Вместе с тем Республика Беларусь не стремится привлечь кредитные ресурсы любой ценой. Во главу угла неизменно ставится экономическая целесообразность и соответствие предлагаемых условий экономическим нуждам и потребностям нашей страны [15].

Таким образом, сотрудничество Беларуси с МВФ имеет хорошие предпосылки для дальнейшего развития. Оно должно продолжаться, так как МВФ способствует поддержке валютной и финансовой системы Беларуси, реформированию экономики страны, улучшению эффективности ее функционирования, а также повышению квалификации ее руководящих кадров. Вместе с тем слишком частое использование помощи МВФ имеет свои негативные последствия, а именно: увеличение государственного долга, отток капитала из страны и ухудшение платежного баланса.

Заключение

Международный валютный фонд — специализированное агентство ООН, образованное в Бреттон-Вудсе, предназначенное для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса, путем предоставления кратко — и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Великая депрессия 1930-х гг., а также отказ от золотого стандарта явились основными причинами создания МВФ. Фонд был создан для контроля валютной системы и эволюционировал вместе с ней. Основным принципом, закрепленным в уставе МВФ, является обеспечение валютно-финансовой стабильности стран, через предоставление им кредитов для регулирования платежного баланса. Главные функции МВФ заключаются в наблюдении за валютной политикой стран-членов Фонда, кредитно-финансовом обслуживании и эмиссии СДР. Вся деятельность фонда главным образом направлена на обеспечение функционирования международной валютной системы путем координации валютной политики, поддерживания валютных курсов и обратимости валют стран-членов, а также на оказание помощи странам в виде займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов.

Источником кредитования МВФ государств-членов служат финансы Фонда, формируемые за счет золотых авуаров, соглашений о займах и квот стран-участниц. Средства, внесенные страной-участницей в качестве своей квоты, являются основным источником финансирования деятель МВФ. Квота не только оказывает влияние страны на принятие решений Фондом, но и формирует объем максимального возможного кредита, который страна может получить от МВФ, и определяет доступ к нему. Также на основе квот, Фондом распределяются СДР между всеми странами-членами МВФ, которые могут быть использованы для покупки иностранной валюты у Фонда. Если величина резервных запасов у страны слишком мала для покрытия возникших трудностей, то она может обратиться к Фонду с целью получения кредита. Получение кредитов от МВФ для регулирования экономики требует от страны-заемщика соблюдения жесткой денежно-кредитной политики, которая до недавнего времени не предусматривала особенностей отдельных стран и носила общий характер. В ее основу были заложены рекомендации, носящие название "Вашингтонский консенсус". особенности страны и ее текущие финансовое состояние определяет условия и величину кредита, выданного Фондом. У Фонда существует большой набор механизмов кредитования: обычный, специальный и льготный, однако особо следует упомянуть договоренности о кредите "стэнд-бай", отражающие основу деятельности МВФ. Этот вид кредита чаще всего используется МВФ при работе со странами и является залогом устойчивости мировой валютной системы.

В списках участников МВФ с 1992 года числится Республика Беларусь. За долгий срок своего членства в МВФ Центральный банк Беларуси реализовал ряд программ при поддержке Фонда. В частности были внесены изменения в сбор статистических данных страны, проводимую ей денежно-кредитную политику, а также получены кредиты от МВФ с целью регулирования экономической ситуации в стране. например, с помощью одного из таких кредитов, а также рекомендованной МВФ по поводу проводимой денежно-кредитной политики Центральному банку РБ удалось приостановить девальвацию белорусского рубля в 2011 году.

На данный момент Беларусь и МВФ не осуществляют никаких совместных программ, но по-прежнему сохраняют между собой дружеские отношения. МВФ выразил свою готовность к сотрудничеству с Беларусью и дальнейшему налаживанию связей с нашей страной.

Список использованной литературы

1. Официальный сайт Международного валютного фонда. // Основные сведения об МВФ [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Википедия // международный валютный фонд [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Официальный сайт Международного валютного фонда. // Приложение к обзору МВФ [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Официальный сайт ООН. // Международный валютный фонд [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Справочник по МВФ Издание на русском языке подготовлено Службой переводов МВФ Перевод: И.А. Таймасов, редактор: А.Э. Акчурина ISBN 1-58906-394-5, 52 стр.

. Киреев А.П. международная экономика. В 2-х ч. — Ч.П. Международная макроэкономика: открытая Экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов. — М.: Междунар. отношения, 2001. Т.2 — 488 с. ISBN 5-7133-1028-0

. Международный валютный фонд. годовой отчет 2011, 34 с.

. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

. Официальный сайт Международного валютного фонда. // Квоты в МВФ. [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Официальный сайт Международного валютного фонда //. Источники денежных ресурсов МВФ [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Энциклопедический словарь экономики и права А.В. Шестаков, Издательство: Дашков и Ко, 2000 г, 568 стр. ISBN 5-8316-0036-Х

. Официальный сайт Международного валютного фонда. // Пресс-релиз № 12/130 [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Новостной портал "TUT. BY" // Работа МВФ в Беларуси [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Официальный сайт Национального банка Беларуси. // Сотрудничество с МВФ [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Белорусское телеграфное агентство БЕЛТА. // Условием новой программы МВФ является готовность Беларуси к глубоким структурным реформам [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Официальный сайт Международного валютного фонда. // Схема организационной структуры международного Валютного Фонда [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Официальный сайт Международного валютного фонда. // IMF Members’ Quotas and Voting Power. [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2011 г. № 900

. деньги, кредит, банки: учебник / В.В. Иванов [и др.]; под общ. ред.В. В. Иванова, Б.И. Соколова. — 2-е изд. — Москва: Проспект, 2009. — 848 с.

. Официальный сайт Международного валютного фонда. // Режим доступа: #»justify»>. Глобальное экономическое регулирование: учебник / под
Г54 ред. проф.В.Н. Зуева. — М.: Магистр, 2009. — 574 с. ISBN 978-5-9776-0115-3 (в пер.)

. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Международные экономические организации" [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. международная экономика: учебное пособие / Ю.Г. Козак и др. М43 Ю.Г. Козака, С.Н. Лебедевой. — Минск: Из-во Гревцова, 2011. — 368 с.: ил. ISBN 978-985-6954-26-2.

. Официальный сайт Международного валютного фонда. // Специальные права заимствования (СДР.) [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Официальный сайт Центрального банка РФ [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Смитиенко Б.М. — 2 изд. — М.: ИНФРА-М, 2009 — 528 с. ISBN 978-5-16-0033570

. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Под ред.Л.Н. Красавиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: финансы и статистика, 2000. — 608 с.: ил. ISBN 5-279-02117-2.

Приложения

приложение А

Таблица 1 — Организационная структура МВФ

Примечание — источник [17].

приложение Б

Таблица 2 — распределение СДР и квот между странами

QUOTA VOTES MemberMillions of SDRsPercent of TotalGovernor AlternateNumber Percent of TotalBelarus 386.40.16Nadezhda Ermakova4,6010.18 Vladimir Amarin Belgium4,605.21.93Luc Coene 46,7891.86 Marc Monbaliu Belize18.80.01Dean O. Barrow9250.04 Glenford Ysaguirre Benin 61.90.03Adidjatou A Mathys1.3560.05 Alain Fagnon Koutangni Bhutan 6.30.003Daw Tenzin 8000.03 Vacant Bolivia171.50.07Luis Alberto Arce Catacora2,4520.10 Elba Viviana Caro Hinojosa Bosnia and Herzegovina 169.10.07Dragan Vrankic2,4280.10Latvia 142.10.06Ilmars Rimsevics2,1580.09 Sanita Bajare Lebanon 266.40.11Riad Toufic Salameh3,4010.13 Raed Charafeddine Liberia 129.20.05Amara M. Konneh2,0290.08 J.mills Jones Libya1,123.70.47Saddek Omar Elkaber11,9740.48 Ali Ramadan Shnebesh Lithuania 183.90.08Vitas Vasiliauskas2,5760.10 Ingrida Simonyte Poland1,688.40.71Jan Vincent-Rostowski17,6210.70 Jacek Dominik

Примечание — Источник [18].

Учебная работа. Международный валютный фонд, его деятельность и механизм кредитования