Учебная работа. Анализ особенностей военно-политических отношений США и Казахстана в 2000-е г

анализ особенностей военно-политических отношений США и Казахстана в 2000-е г.

Содержание

Введение

Глава 1. факторы, определяющие отношения Казахстана и США

.1 Становление внешнеполитического курса независимого Казахстана

.2 Интересы США в Казахстане

Глава 2. анализ основных этапов казахстанско-американских военно-

политических отношений в 2000-х годов

.1 Развитие казахстанско-американских военно-политических отношений на протяжении 2000-х годов

.2 Современный этап и перспективы казахстанско-американских отношений

Заключение

список литературы

Введение

Актуальность исследования. Проблематика взаимоотношений США со странами Центральной Азии, к числу которых относится Казахстан, на сегодняшний день является одной из важных в международных отношениях. Государства (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан) в настоящее время развиваются динамично, чему в немалой степени способствуют значительные запасы углеводородных и биоресурсов. В то же время, отсутствие единой выработанной стратегии у центральноазиатских государств ставят под угрозу стабильное развитие региона. вместе с тем, выгодное геостратегическое положение Центральной Азии и наличие «большой» нефти и газа отвечает интересам ведущих мировых держав, в первую очередь, США и обусловливают укрепление внешних сил в регионе.

Географически Казахстан располагается помимо Центральноазиатского региона (преимущественно южные области Казахстана) в восточноевропейской зоне (Атырауская, Западно-Казахстанская области, часть Актюбинской и Мангистауской областей), на Урале (частично Актюбинская и Костанайская области), Сибири (северные области Казахстана). Омывается водами внутриконтинентальных Каспийского и Аральского морей. Каспийский же регион, обозначенный Вашингтоном в 1997 г. зоной американских национальных интересов, составляет часть «большой игры», развернутой США в зоне Центральной Азии. американская стратегия на Каспии, несомненно, является частью их большой стратегии и угрожает исконным интересам России в данном регионе. США реализуют свои далеко идущие планы путем создания цепочки зависимых и проамерикански настроенных государств, к которым они относят и Казахстан. Каспий стал не только центром пересечения интересов самих прикаспийских государств, но и фактически сферой противодействия США и россии.

Особое значение имеет изучение отношений США и Казахстана в 2000-е годы, когда наиболее рельефно проявились устремления США во всеобъемлющем закреплении собственных позиций в регионе. В этой связи исследование военно-политических отношений США с Казахстаном в начале XXI в. представляется актуальным и значимым.

Степень изученности темы. По данной теме имеется ряд разноплановых исследований, опубликованных монографий и статей. Среди общетеоретических и специальных трудов, посвященных исследуемой проблематике, необходимо выделить работы Гильмутдиновой Д., Жасузакова С., Кыбырбекулы Д., Михалёвой М., Парканского А., Петренко Е., Сахиева С., Сергеева Н., Сигова Ю., Скаковского Л., Троицкого Е., Царегородцевой И., Шайхутдинова М., Язьковой А. и др. Эти работы посвящены различным аспектам эволюции казахстанско-американских военно-политических отношений и перспективам их развития в ближайшие годы. Вместе с тем, рассматриваемая проблема во многих материалах представлена спектром мнений, зачастую полярных.

Целью исследования является анализ особенностей военно-политических отношений США и Казахстана в 2000-е гг.

Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:

) выявить факторы, определяющие развитие казахстанско-американских отношений;

) охарактеризовать основные направления казахстанско-американского сотрудничества в политической и военно-технической сферах;

) сделать вывод о характере военно-политических отношений США и Казахстана в 2000-е гг. и определить перспективы сотрудничества этих двух стран на ближайшее будущее.

Объектом исследования являются основные направления военно-политических отношений США и Казахстана.

Предметом исследования выступают факторы развития отношений США и Казахстана в 2000-е гг.

Источниковая база. Для раскрытия темы привлечен широкий круг разнохарактерных источников. Всю источниковедческую базу работы можно условно разделить по характеру на ряд групп: иностранные (в основном, казахстанские), отечественные, статистические материалы, а также материалы специализированных сайтов в сети Интернет.

Методологической основой исследования служит комплексный, системный анализ факторов экономического, политического, социального, географического характера, влияющих на эволюцию отношений США и Казахстана.

Практическая значимость. В исследовании проведен анализ достаточно обширного материала, который может быть использован в дальнейшем при анализе отношений США и Казахстана. Выводы, сделанные автором, представляют определенную пользу в деле разработки конкретных решений при формировании внешнеполитической концепции россии в отношении Казахстана.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

казахстанский американский сотрудничество

Глава 1. Факторы, определяющие отношения Казахстана и США

.1 Становление внешнеполитического курса независимого Казахстана

Основы взаимоотношений Казахстана и США в 2000-е гг. были заложены в предыдущий период, а именно — в 1990-е гг., когда в сложных внутриполитических и международных условиях происходило становление внешнеполитического курса независимого Казахстана, формирование его концепции национальной и региональной безопасности.

С распадом СССР и образованием новых независимых государств изменилась ситуация в Каспийском регионе. Казахстан (а также Азербайджан и Туркменистан) в своей каспийской стратегии поставили, в том числе, задачу проведения независимого от России политического и экономического курса, включающего установление контроля над собственным национальным сектором. Казахстан, как и другие новые прикаспийские государства, стремится активно участвовать в интеграции в мировую экономику и использует для этого свои большие запасы углеводородных ресурсов, привлекая к их добыче крупные иностранные нефтяные и газовые компании, в том числе компании США. Такая политическая линия Казахстана встречает поддержку США, в политике которых Каспийский регион обозначен как зона национальных интересов.

Интерес США в Каспийском регионе складывается из нескольких составляющих: экономической, политической, гуманитарной, военной и др. и носит комплексный характер. Не являясь прикаспийским игроком, Вашингтон, тем не менее, рассматривает регион как средство не только удовлетворения своих экономических потребностей, но и военно-политических амбиций. Следует подчеркнуть, что, хотя объектом исследования в настоящей работе являются военно-политические отношения Вашингтона и Астаны, но они находятся в теснейшей связи с их экономическими отношениями, и, к тому же, по мнению многих экспертов, последние более развиты. поэтому в дальнейшем изложении мы будем затрагивать и экономические отношения США и Казахстана.

Одним из основных факторов, оказывающих благоприятное влияние на развитие взаимоотношений между данными двумя государствами, явилось признание США независимости Казахстана одним из первых государств. Дипломатические отношения между США и Казахстаном были установлены на следующий день после того, как Республика Казахстан объявила о своей независимости — 26 декабря 1991 г. А 15 сентября 1992 г. в Алматы открылось американское посольство. Таким образом, была заложена основа дипломатических отношений между двумя государствами.

В 1991-1992 гг. правительство США всесторонне изучило Казахстан, тогда лишь недавно отделившийся от СССР, определило контуры дальнейшей внешней политики и исследовало характер, суть и перспективы отношений между Казахстаном, Россией и другими государствами региона. Именно на этом этапе Казахстан стал доказывать свое намерение создать правовое государство, опирающееся на принципиальную, последовательную, постоянную независимую внешнюю политику, а также такие принципы, как Демократия, приверженность миру, защите основных прав и свобод человека. Казахстан должен был перейти из разряда стран, не отвечающих интересам США, в ряд государств, интересующих названную страну с точки зрения сотрудничества в различных областях.

Последовательное осуществление соответствующих тактических шагов в области имеющих место во внешней политике Казахстана конструктивных изменений, правильной оценки позиции США на международной арене со стратегической точки зрения, регулирования и развития отношений привели к устранению недоразумений и противоречий, а также созданию правовой нормативной базы, обуславливающей развитие в направлении стратегического сотрудничества.

За годы независимости Президент Казахстана Н. Назарбаев совершил несколько официальных визитов в США, в результате которых был подписан ряд двусторонних соглашений, заложивших основу для развития дальнейшего плодотворного сотрудничества двух стран. Так, в мае 1992 г. состоялся первый визит Н.Назарбаева в США, в ходе которого был подписан ряд соглашений экономического характера, в частности Соглашение о торговых отношениях, Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Совместное заявление о заключении Конвенции об избежании двойного налогообложения.

В результате второго визита Н. Назарбаева в США в феврале 1994 г. была подписана Хартия о демократическом партнерстве США и Республики Казахстан. Следует отметить, что США, наряду с ключевыми сферами сотрудничества, такими, как экономика, Политика и безопасность, «уделяют особое внимание развитию демократии в Казахстане и других центральноазиатских государствах. Это прослеживается в финансировании различных неправительственных организаций, инициировании региональных проектов, призванных развивать демократию в регионе» (следует, однако, отметить, что по данному поводу имеется и иное мнение: «Так что за продвижение экономических и политических интересов США в Казахстане американскому посольству можно ставить твердую четверку, а вот продвижение демократических реформ, прав и свобод, пожалуй, даже и на троечку не тянет…»).

В 1994 г. Казахстан вступил в программу «Партнерство во имя мира» (ПИМ), инициированную Соединенными Штатами, с целью создания базы для военного сотрудничества, а также взаимодействия в области обеспечения безопасности НАТО со странами постсоветского пространства. В рамках программы ПИМ Казахстан взаимодействует с НАТО по широкому спектру вопросов — демократический контроль над вооруженными силами и оборонными структурами, оборонная Политика и тактика, военные учения, подготовка военных кадров и т.д. значимым событием в развитии двусторонних отношений стал отказ Казахстана от ядерного оружия. Подобный шаг подтвердил приверженность Республики Казахстан мирному развитию и значительно повысил уровень взаимного доверия между двумя странами.

В ноябре 1997 г. состоялся очередной визит Президента Казахстана в США, в результате которого была подписана Хартия об экономическом партнерстве. Не менее важным является тот факт, что Казахстан впервые был назван американской стороной «геостратегически важным партнером в торговле и инвестиционных проектах».

В апреле 1999 г. официальный визит Н.Назарбаева в США совпал с празднованием юбилея НАТО в Вашингтоне. Данный визит можно назвать одним из наиболее сложных и важных для дальнейшего развития казахстанско-американских отношений, так как он проходил на фоне осложнения ситуации на балканском полуострове. В условиях обострения отношений США с Россией и Китаем, что было связано с бомбардировками Югославии силами НАТО, перед Казахстаном стояла задача озвучить собственную позицию в отношении политики США таким образом, чтобы она отражала, прежде всего, национальные интересы страны и в то же время не стала поводом для ухудшения отношений и снижения взаимного доверия со своим стратегическим партнером — Россией и соседним Китаем. Как известно, эти страны заняли критическую позицию в отношении политики США и НАТО в разрешении косовского кризиса. В итоге Н. Назарбаев высказал неодобрение силовых подходов в урегулировании международных проблем и в то же время подчеркнул, что сотрудничество с НАТО соответствует национальным интересам Казахстана. Таким образом, Казахстан, выразив неодобрение военных методов решения международных проблем, снова продемонстрировал Вашингтону позицию миролюбивого государства. Также в ходе апрельского визита Н. Назарбаева в США в Конгрессе состоялась встреча президентов Центральной Азии и Закавказья, на которой была принята Декларация о Шелковом пути.

Казахстан не только сохранил межконфессиональный мир на собственной территории, но и способствует укреплению и развитию межрелигиозного и межцивилизационного диалога в международном масштабе. Можно утверждать, что Казахстан является эффективно действующей моделью светского государства, гарантирующего представителям различных религиозных конфессий возможность исповедовать свою религию, не ущемляя при этом прав и свобод других граждан. Религиозный экстремизм на территории Республики Казахстан не имеет той социальной базы, масштаба и размаха, которые могли бы стать источником нестабильности для страны и ее соседей. Признанием достижений Казахстана в сфере межконфессиональных отношений стало проведение в стране форумов представителей мировых религий.

Следует подчеркнуть, что Казахстан на протяжении всех лет независимости проводит достаточно взвешенную и продуманную внешнюю политику. В кратчайшие сроки после провозглашения независимости страна вступила в ООН и ряд других международных организаций, а также стала инициатором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) — азиатского аналога ОБСЕ.

Итак, с начала 1990-х гг. Казахстан активно развивает сотрудничество с США практически во всех сферах двусторонних отношений.

.2 Интересы США в Казахстане

О факторах, обуславливающих взаимоотношения США и Казахстана, пишет Фредерика Пенья, министр энергетики США в 1990-е гг., в статье «В чем состоит наша Политика по отношению к каспийскому региону?»: «Энергетика занимает важное место в политике, проводимой Соединенными Штатами в Каспийском регионе. Мы ставим перед собой цель помочь развитию стабильных демократических государств с рыночной экономикой и таких экономических условий в регионе, которые способствовали бы производству энергоресурсов в Каспийском регионе и их экспорту на мировые рынки. Наша Политика в этом регионе основана на трех ключевых принципах: 1) повышение уровня надежности в вопросах обеспечения энергоресурсами; 2) решение геостратегических задач и 3) развитие коммерческих возможностей».

Остановимся на каждом из указанных факторов в отдельности.

Повышение уровня надежности в вопросах обеспечения энергоресурсами. Энергоресурсы Каспийского региона имеют важное значение: по имеющимся оценкам, разведанные запасы нефти в Каспийском регионе составляют от 15 до 20 миллиардов баррелей, что сравнимо с запасами Северного моря. возможно, что неразведанными остаются еще 163 миллиарда баррелей, а это составляет примерно четверть всех нефтяных запасов Ближнего Востока. Возможно, Каспийский регион по своим запасам никогда не сможет составить конкуренцию странам Персидского залива, однако добыча энергоресурсов в этом регионе может иметь важные последствия с точки зрения увеличения мировых запасов и диверсификации мировых источников энергии. Когда на энергетический Рынок выходят новые игроки, это способствует повышению конкуренции, прозрачности и повышает чуткость к рыночной конъюнктуре, а все это, в свою очередь, является предпосылкой развития эффективного и отлаженного мирового рынка энергоресурсов.

Геостратегические задачи. Быстрая разработка энергоресурсов этого региона и развитие торговых связей являются важнейшими предпосылками независимости, экономического процветания, демократии и стабильности во всех странах Средней Азии. Правительство США концентрирует свои усилия на поддержке проекта сооружения ряда трубопроводов и диверсифицированных инфраструктур, что поможет вывести эти страны на глобальный рынок, ускорить развитие регионального сотрудничества, которое необходимо для установления мира и стабильности, и обеспечить страны региона альтернативными запасами энергии и экспортными маршрутами для транспортировки энергоресурсов.

Коммерческие возможности. Правительство США оказывает поддержку деятельности энергетических компаний США в области мировой торговли и инвестиций; подобные инвестиции могут сыграть ключевую роль в разблокировании энергоресурсов Каспийского региона и принесут выгоды в виде укрепления региональной стабильности и экономического благосостояния, а также в виде вклада в развитие собственной экономики США.

Характерна в отношении к Астане динамика взглядов известного американского политолога З. Бзежинского, одного из главных врагов СССР. Концепция этого видного аналитика претерпела любопытную эволюцию взглядов на геостратегическую ситуацию в мире, а также место и роль Казахстана в геополитических и экономических процессах. В своей нашумевшей статье «Великое преобразование», опубликованной в журнале The National Interest в 1993 г., экс-советник Президента США по национальной безопасности в 1977 — 1981 гг. предложил некую классификацию посткоммунистических стран, в соответствии с которой предлагался прогноз их будущего. По этой классификации будущее Казахстана выглядело весьма туманным. Спустя четыре года после этой статьи З. Бзежинский публикует свою знаменитую книгу «Великая шахматная доска». В ней продемонстрирован несколько иной взгляд на место и роль Казахстана в геополитических процессах. Как пишет З. Бзежинский, Евразия — это главный геополитический приз для Америки, причем в силу ряда чрезвычайных обстоятельств. На ее долю приходится около 60% мирового ВНП и около 75% известных мировых энергетических запасов. Она представляет собой огромную шахматную доску, на которой продолжается борьба за глобальное господство. На юге лежит богатый энергетическими ресурсами регион, представляющий важность и для западных, и для восточных стран.

Независимый Казахстан может стать коридором для доступа Запада к энергетическим ресурсам Каспия и Средней Азии. И наоборот, подчиненный Казахстан означал бы возможность изоляции Средней Азии и уязвимость от давления России.

Как известно, в недрах Центральной Азии и бассейна Каспия есть достаточные запасы газа и нефти. Эти, по выражению З. Бзежинского, «евразийские Балканы» включают девять стран, которые в той или иной мере соответствуют указанному описанию, причем еще две страны являются потенциальными кандидатами. В эту «девятку» входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Армения, Грузия и Афганистан. Потенциальные кандидаты в этот список — Турция и Иран.

Все страны региона рассматривают участие США как необходимое для своего выживания. Отсюда, делает вывод Бзежинский, первостепенный интерес США состоит в том, чтобы помочь обеспечить такую ситуацию, при которой ни одна держава не контролировала бы данное геополитическое пространство, а мировое сообщество имело бы к нему беспрепятственный финансово-экономический доступ.

Анализируя высказывания З. Бзежинского, можно утверждать, что, не трансформируя в принципе геополитическое одного из элементов этой модели — Казахстана. З. Бзежинский выдвинул его в ранг принципиально важного геополитического центра. Тем самым он отдал дань успешной политике, проводимой Астаной в 1990-е гг.

«Казахстан очень важен для США, ведь он является самым экономическим сильным и стабильным государством в Средней Азии, через территорию которого к тому же проходят все основные транспортные коммуникации и маршруты энергоносителей», — отметил в беседе с РБК daily гендиректор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ Алексей Власов.

Сдерживающим фактором в устремлениях США на Каспии, и, соответственно, в их отношениях с Казахстаном, выступает россия, являющаяся активным участником Содружества Независимых государств (СНГ). За годы существования СНГ ею накоплен определенный опыт выстраивания отношений, как на многосторонней, так и на двусторонней основе, развивается сотрудничество в экономической и военной областях в рамках ЕврАзЭС и ОДКБ. Новое выражение получило и гуманитарное направление сотрудничества, призванное укрепить межгосударственные связи. В силу этих обстоятельств в отношениях США и Казахстана невозможно не считаться с таким государством, как Россия.

Что касается очевидных выгод от взаимоотношений с Казахстаном для американской стороны, то они хорошо известны: Казахстан за все эти годы умудрился не нажить себе врагов в международных отношениях, а напротив — со всеми поддерживал ровные и взаимовыгодные связи. У Астаны была все эти годы самая предсказуемая среди всех постсоветских государств внешняя Политика, плюс Казахстан добровольно избавился от накопленных на его территории арсеналов ядерного оружия.

Не забывают в Америке и о том, что у Казахстана самая сильная экономика во всей Центральной Азии, а в казахстанских недрах находится более трех процентов всех природных ресурсов нашей планеты. По прогнозам экспертов, к 2020 г. ВВП Казахстана может превысить 16000 долларов на душу населения, а его экономический потенциал вырастет почти вдвое.

Особый упор в сотрудничестве с Казахстаном США делают на энергетическое сотрудничество, памятуя о том, что наряду с Россией и Норвегией Казахстан (как страна, не входящая в ОПЕК) является крупнейшим энергоснабженцем Европы. И в самой ближайшей перспективе Казахстан может сыграть одну из ведущих ролей в налаживании снабжения энергоресурсами стран Среднего Востока, включая Афганистан и Пакистан.

наибольший интерес для США Казахстан представляет как ключевое звено в налаживании маршрута всестороннего сотрудничества по так называемому «Новому шелковому пути» при вовлечении в процессы региональной интеграции не только стран Центральной Азии, но и Афганистана. На сегодня объем инвестиций Соединенных Штатов в Казахстан превысил 20 млрд. долларов, а товарооборот между двумя странами в прошлом году составил 2,5 млрд. долларов.

Итак, с распадом биполярной системы мирового порядка, основанного на жестком соперничестве двух идеологий, в качестве приоритетных начали выступать, в первую очередь, экономические интересы, а также интересы стратегического порядка, реализуемые подчас не только экономическими, но и политическими, и даже военными средствами. подобное изменение природы геополитического процесса предопределило расширение состава его участников. Центральноазиатское направление становится все более важным во внешней политике Соединенных Штатов Америки.

Глава 2. анализ основных этапов казахстанско-американских военно-политических отношений в 2000-х годов

.1 Развитие казахстанско-американских военно-политических отношений на протяжении 2000-х годов

Начало 2000-х гг. — новый этап в казахстанско-американских отношениях.

События 11 сентября 2001 г. ознаменовали новый этап в казахстанско-американских отношениях. Казахстан выступил с жестким осуждением террористических актов, совершенных в Вашингтоне и Нью-Йорке и поддержал антитеррористическую кампанию США в Афганистане. Поддержка Казахстаном контртеррористических операций США в Афганистане и Ираке была высоко оценена американской стороной. В этой связи закономерным явился пятый визит Н. Назарбаева в США, состоявшийся 18-21 декабря 2001 г. В ходе встречи лидерами Казахстана и США были обсуждены вопросы обеспечения международной и региональной безопасности, а также дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в данной сфере. По итогам переговоров Н. Назарбаев и тогдашний Президент США Дж. Буш приняли совместное заявление о новых казахстанско-американских отношениях, в котором подтверждалась взаимная приверженность к укреплению долгосрочного стратегического партнерства между Казахстаном и Соединенными Штатами. Также на этой встрече Глава Казахстана выдвинул предложение о реализации Хьюстонской инициативы, которая предусматривает обмен опытом и налаживание сотрудничества между двумя странами в сфере предпринимательства.

В итоге Хьюстонская инициатива была запущена 3 октября 2002 г., о чем объявили в Алматы министр иностранных дел Республики Казахстан К. Токаев и посол США в Казахстане Л. Нэппер. По заявлению К. Токаева, Хьюстонская инициатива является партнерством Республики Казахстан и США по сближению частных секторов двух стран, которое способствует повышению конкурентоспособности бизнес-сектора Казахстана, а также совместному производству и сбыту продукции на мировых рынках. Презентация Хьюстонской инициативы была организована Посольством Республики Казахстан в США совместно с Торговой палатой США и Казахстанско-американской деловой ассоциацией в ноябре 2002 г. и была приурочена к визиту в Вашингтон заместителя Премьер-министра Республики Казахстан К. Масимова.

января 2004 г. состоялась встреча в Астане министра иностранных дел Республики Казахстан К. Токаева с координатором государственного департамента США по вопросам оказания помощи Европе и Евразии К. Паскуалем. В ходе переговоров стороны отметили эффективность двустороннего сотрудничества при выполнении первого этапа Хьюстонской инициативы, главной задачей которого являются сближение деловых кругов двух стран, реализация различных совместных проектов, а также развитие среднего класса в Казахстане.

мая 2006 г. в ходе официального визита в Астану вице-президента США Р. Чейни был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительствами Казахстана и США по казахстанско-американской программе по экономическому развитию. На современном этапе бюджет программы составляет $40 млн на четыре года и включает следующие компоненты: финансы и инвестиции, развитие человеческого капитала, рост предпринимательства и конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата и глобальная интеграция.

Одним из наиболее значимых событий в развитии казахстанско-американских отношений явился официальный визит государственного секретаря США К. Райс в Астану, состоявшийся в октябре 2005 г. Данный визит проходил в рамках турне по странам Центральной Азии и Афганистана и во многом был связан с резким ухудшением отношений США с Узбекистаном из-за событий, произошедших в мае 2005 г. в Андижане. На фоне обострения взаимоотношений США с Узбекистаном Вашингтон проводил политику сближения с другими центральноазиатскими государствами. В этом смысле для США Казахстан оказался одним из наиболее подходящих партнеров для расширения двустороннего сотрудничества и укрепления собственных позиций в Центральной Азии. таким образом, спад в узбекско-американских отношениях стал косвенным стимулирующим фактором для развития казахстанско-американских отношений, о чем свидетельствует визит в Казахстан Госсекретаря США. В Астане К. Райс поддержала усилия Казахстана по экономическому развитию, а также заявила, что США рассматривают Казахстан как двигатель экономического роста в Центральной Азии.

В конце сентября 2006 г. состоялся шестой официальный визит Президента Казахстана Н. Назарбаева в Вашингтон, где он провел ряд встреч с высокопоставленными официальными лицами США, что является свидетельством совпадения интересов двух стран во многих аспектах двустороннего сотрудничества. В частности, Н. Назарбаев встретился с вице-президентом США Р. Чейни, министром торговли США К. Гутиерресом, министром энергетики США С. Бодманом, директором ЦРУ М. Хайденом, а также с Президентом США Дж. Бушем. главным итогом очередного визита Главы Казахстана в США стало принятие Казахстанско-американского совместного заявления, в котором Вашингтон поддержал Стратегию Казахстана по вхождению в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, его лидерство в региональных интеграционных процессах, а также желание Казахстана вступить в ВТО. Данный визит явился одним из наиболее плодотворных для казахстанской стороны и способствовал повышению степени доверия между Казахстаном и США.

ноября 2008 г., когда стал известен новый глава «Белого дома», депутаты Мажилиса парламента Казахстана одобрили законопроект «О ратификации меморандума о взаимопонимании между правительством Республики Казахстан и правительством Соединенных Штатов Америки» от 15 декабря 2001 г. Был одобрен и другой документ: «О ратификации меморандума о взаимопонимании между правительством Республики Казахстан и правительством Соединенных Штатов Америки» от 10 июля 2002 г. То есть на официальном уровне Казахстан одобрил усилия США по борьбе с экстремизмом и поддержал антитеррористическую операцию «Несокрушимая свобода», проводимую НАТО в Афганистане. Согласно этим документам, Казахстан предоставил воздушные коридоры и аэронавигационное обслуживание без взимания сборов с самолетов США, задействованных в операции «Несокрушимая свобода».

Следует отметить, что отношения с новым руководством Белого дома у Казахстана тоже сложились позитивно. В 2009 г. по инициативе американской стороны состоялся телефонный разговор Нурсултана Назарбаева с вице-президентом США Джозефом Байденом, который выразил от имени Барака Обамы благодарность за роль, которую Казахстан играет в возрождении Азии. чуть позже в Казахстане побывал с визитом заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам Уильям Бернс.

В январе 2010 г. генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен и министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев подписали соглашение, позволяющее НАТО осуществлять транзит в Афганистан через территорию Казахстана. В апреле 2010 г. во время встречи в Вашингтоне президентов Барака Обамы и Нурсултана Назарбаева была достигнута новая договоренность по транзиту американских военнослужащих и военных грузов в Афганистан через воздушное пространство Казахстана. В ноябре того же года стороны подписали соответствующее соглашение, а 14 апреля 2011 г. парламент Казахстана ратифицировал «Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном транзите грузов и персонала через территорию Республики Казахстан в связи с участием Соединенных Штатов Америки в усилиях по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан». Ранее (в июле 2010 г.) парламент Казахстана одобрил договоренность о железнодорожных перевозках американских спецгрузов в Афганистан.

Итак, начиная с 2001 г., отношения между Казахстаном и США стали развиваться по восходящей линии в направлении достижения стратегического союзничества. В 2000-2011 гг. отношения между двумя странами были расширены во всех областях — политической, экономической, регионального сотрудничества, международной безопасности и военных вопросах, достигнув уровня стратегического сотрудничества. Все перечисленные факты доказывают, что США считают Казахстан наиболее близким для себя государством в регионе.

.2. Современный этап и перспективы казахстанско-американских отношений

В целом на современном этапе развитие казахстанско-американских отношений имеет динамичный характер.

В свете повышения роли Казахстана как регионального экономического лидера США проявляют все больший интерес к расширению сотрудничества с Республикой Казахстан практически во всех сферах взаимоотношений. Ключевыми направлениями двустороннего казахстанско-американского сотрудничества в военно-политической сфере можно назвать взаимодействие в обеспечении региональной стабильности и борьбы с международным терроризмом. В то же время Казахстан является важным геостратегическим партнером для США в Центральной Азии, оставаясь наиболее стабильным в политическом и социально-экономическом отношениях государством региона. главным для США, однако, остается то, что, учитывая устойчивые темпы экономического роста, Казахстан в перспективе может стать главным поставщиком энергоносителей для стран Запада из Центральной Азии.

«Мы хотим, чтобы Казахстан рос и развивался как процветающее и стабильное государство с тем, чтобы его населению хорошо жилось, и с тем, чтобы он продолжал оставаться оплотом стабильности в Центральной Азии», — выразил главную цель США американский дипломат Кеннет Фейрфакс. При этом, как отметил Фэйрфакс, если у США и правительства Казахстана существуют какие-либо разногласия, то «это несогласия между друзьями». Разногласия возникали, например, по поводу развития демократии в Казахстане. «Но, как сказала госсекретарь Клинтон, мы приветствуем развитие представительского управления по всему миру, но мы понимаем, что у каждой страны свой путь и своя дорога», — процитировал Фэйрфакс госсекретаря США.

руководство США в беседах со своими казахстанскими партнерами постоянно подчеркивает, что от Астаны ждут более активных действий по созданию в стране системы многопартийности, свободы печати, либерализации местного законодательства, с тем чтобы все они отвечали ключевым международным требованиям. И даже председательство в ОБСЕ, которое Астана пробивала для себя с таким трудом и при очевидной поддержке со стороны Вашингтона, отнюдь не привело к ослаблению именно политического давления со стороны Соединенных Штатов на функционирование внутренней социальной системы в Казахстане.

Важно отметить помимо всего прочего то, что Соединенные Штаты не стремятся занимать позицию в защиту Казахстана на международной арене, когда дело касается вопросов демократии. Хотя те льготы и привилегии, которые получил американский бизнес в этой республике, должны были бы сделать Соединенные Штаты более терпимыми и менее требовательными по отношению к позиции Астаны.

тут заметим, что взаимоотношения Соединенных Штатов со всеми постсоветскими республиками строятся на двухполюсной основе. Экономика и политика идут почти всегда несколько впереди, и в странах Центральной Азии все государства стремятся в этих направлениях развивать с Вашингтоном свои отношения по самому максимуму. А вот другое направление — построение демократического государства, соблюдение прав человека, многопартийность и многое остальное, чему Америка привержена, в Центральной Азии не совсем «по-американски» понимается и соответствующим образом на практике реализуется.

При этом с казахстанской стороны (как, впрочем, и со стороны других стран региона) стремление США «помочь» демократическим преобразованиям встречает известную долю настороженности и иногда откровенного недовольства. Америка же в свою очередь считает, что Казахстан «недопустимо медленно» переходит к демократическим преобразованиям и тем самым тормозит политические и экономические реформы как в самой стране, так и в окрестном регионе, где Казахстан играет ведущую роль.

Но при всей имеющейся в отношении Казахстана критике со стороны американского руководства, США по-прежнему хотели бы видеть республику примером для дальнейшего развития всей Центральной Азии, причем касается это и политического, и экономического, и общественного развития.

Следует подчеркнуть, что Республика Казахстан извлекла максимум внешнеполитических дивидендов из новой геополитической ситуации, сложившейся после событий 11 сентября 2001 года. С одной стороны, Астана заявила о своей готовности оказать любую помощь США в их борьбе с международным терроризмом и вносит значительный вклад в стабилизацию экономической и политической ситуации в Афганистане и Ираке. С другой стороны, Казахстан, в отличие от Кыргызстана и Узбекистана, не предоставил свою территорию для размещения американских военных баз, благодаря чему сумел сохранить стабильность отношений с Россией.

За 20 лет независимости Казахстан успешно развивал свои отношения с США на фоне усиления своего влияния в Китае и при сохраняющихся тесных партнерских отношениях Астаны с Москвой в целом ряде постсоветских объединений. причем расстояния, которые географически разделяют Соединенные Штаты и Казахстан, как показали прошедшие 20 лет, не особо являлись помехой для укрепления двухсторонних отношений.

От взаимного сотрудничества и кооперации обе страны все эти годы получали больше выгод, чем каких-либо неудобств. И соответственно, пересматриваться ключевые аспекты двухстороннего партнерства в ближайшей перспективе не будут. А если учесть всю нестабильность, которая глобально держит в постоянном напряжении отношения между многими государствами нашей планеты, Соединенным Штатам и Казахстану есть смысл укреплять и дальше взаимопонимание.

Стоит отметить и то, что все 20 лет независимости Соединенные Штаты регулярно предоставляли Казахстану немалую финансовую помощь и поставляли новейшее техническое оборудование — прежде всего для нефтяной промышленности. Все это позволило Казахстану довольно сбалансированно вести свои отношения с двумя другими ключевыми игроками на своем «экономическом поле» — Россией и Китаем, поскольку в случае каких-то сложностей американцы всегда могли оказать помощь казахстанскому руководству как политическими мерами, так и денежными вливаниями.

Залогом успешного развития казахстанско-американских отношений является и отсутствие в массовом сознании Казахстана устойчивых антиамериканских настроений. Население Казахстана не склонно воспринимать США как сколь-нибудь значительную угрозу своей независимости и безопасности. Напротив, казахстанцы помнят, что Соединенные Штаты (пусть даже из эгоистических соображений) поддержали Казахстан в первые годы его независимости. мнение казахстанцев не поколебали даже события конца 2011 г.: декабрь 2011 г. ознаменовался трагическими событиями в Жанаозене, последовавшими за не менее серьезными событиями в Таразе и Актобе, в результате чего относительно спокойная и размеренная жизнь в Казахстане была нарушена. между тем, некоторыми экспертами высказывалось мнение о причастности США к данным событиям. однако большинство авторов полагают, что в этом конкретном случае подобные утверждения не имеют под собой никакой почвы.

Таким образом, учитывая наличие общих интересов Казахстана и США во многих сферах двустороннего сотрудничества, высокий уровень взаимного доверия, а также успехи в реализации ряда совместных проектов, достигнутые за годы независимости Республики Казахстан, можно констатировать, что к данному времени между двумя странами заложена прочная основа для дальнейшего развития казахстанско-американских отношений в позитивном ключе.

Заключение

Сегодня и США, и Казахстан — значительные фигуры международного сообщества.

Совместный путь, начавшийся в 1991-м с признания независимости Казахстана и установления дипломатических отношений, достаточно быстро сблизил два государства и вывел их контакты на уровень стратегического партнерства.

В течение 2000-х гг. динамика межгосударственного взаимодействия в рамках центральноазиатской подсистемы консолидировала ее социальную конструкцию. Вокруг Казахстана продолжилось формирование двухполюсной структуры региональной подсистемы, однако преобразование экономического, демографического и военного потенциала Казахстана в региональное политическое Лидерство осталось далеко не завершенным.

Военно-политические отношения двух стран отражают их высокую степень взаимной выгоды и взаимного интереса. Казахстанско-американские отношения вызывают большой интерес и определяемые этим интересом действия мировых игроков: России, Европейского Союза (ЕС), региональных игроков, таких как Афганистан и Иран, и ближайших соседей Казахстана — россии, Китая, Киргизии, Узбекистана и Туркмении.

Разумеется, отношения Казахстана с великими державами носят несколько асимметричный характер, что вытекает из несопоставимости экономического, военного и иных потенциалов. Место Казахстана в системе внешнеполитических приоритетов США несопоставимо с местом Соединенных Штатов в системе внешнеполитических приоритетов Казахстана. Тем важнее сам факт стремления Казахстана играть все более активную международную роль, проводить достаточно независимую политику, самому выстраивать внешнеполитическую стратегию.

Как политические, так и военные отношения двух стран находятся в постоянном развитии, что связано как с изменением факторов влияния, создаваемых другими игроками международных отношений, так и с изменением в содержании внешней политики двух сторон. В целом эти отношения можно признать стабильно развивающимися, взаимовыгодными и имеющими позитивную тенденцию развития.

В целом, Казахстан готов и открыт к диалогу и сотрудничеству с США. Казахстан содержит в себе большой потенциал интересов США: политических, экономических, военных и идеологических. Смело можно назвать потенциал этого интереса ключевым в регионе.

Казахстанско-американские отношения могут стать формирующей основой установления в Центральной Азии региона мира и сотрудничества наряду с российско-казахстанскими отношениями при активном участии остальных заинтересованных сторон.

Казахстан имеет благоприятные геополитические перспективы. Он располагает не только природными богатствами и огромными пространствами, но и мощным (по региональным меркам) экономическим, научно-техническим и кадровым потенциалом, квалифицированными трудовыми ресурсами. Казахстан проявляет настойчивое стремление быть не наблюдателем или объектом, а активным участником, субъектом международной жизни. Наконец, Казахстан демонстрирует способность выстраивать долгосрочную внешнеполитическую стратегию, вырабатывать выгодную для страны систему внешнеполитических приоритетов, выступать посредником в сложных международных ситуациях, развивать межцивилизационный диалог. Одновременно Астана готова поддерживать плодотворные отношения со странами, которые находятся в конкурирующих (россия — Китай — США) и конфликтных (Иран — США, Индия — Пакистан) отношениях между собой, ставить далеко идущие геополитические цели и добиваться их реализации на практике. Все это, в сочетании с энергией и политической волей казахстанского руководства, позволяет надеяться на то, что Казахстан может рассчитывать на достойное место в современной системе международных отношений.

Список литературы

Хартия о демократическом партнерстве США и Республики Казахстан 1994 г.

программа углубления политического и экономического сотрудничества между США и Республикой Казахстан 1997 г.

Беккин Р.И. Социально-экономическое развитие в государствах Евразии // проблемы современной экономики. — 2009. — № 1. — С. 34-39.

Бжезинский З. великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). Пер. с англ. О.Ю. Уральской. — М.: Междунар. отношения, 1998. — 456 с.

Борисова Е.А. Казахстан: президент и внешняя Политика. — М.: Междунар. отношения, 2005. — 289 с.

Братерский М.В. Политика США в Средней Азии: итоги десятилетия // США-Канада: Экономика, политика, культура. — 2002. — № 9. — С. 55-64.

Военная доктрина Республики Казахстан //

Волошин А.И., Алексеева З.И., Беляева Н.А. и др. россия и Азия — Геополитическая стратегия Российской Федерации // #»justify»>Гётц Р. Большая игра на Каспийском море // Россия и мусульманский мир. — 2007. — № 8. — С. 158-159.

Гильмутдинова Д. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан в орбите военно-политической стратегии США в Каспийском регионе (1991-2007) // россия и мусульманский мир. — 2008. — № 8. — С. 59-65.

Гушер А. Нефть и газ Казахстана и их роль в политике молодого государства // Азия и Африка сегодня. — 2003. — № 2. — С. 23-32.

долгосрочная стратегия развития Казахстана «Казахстан — 2030» // Дядюченко П.В. инвестиционные позиции США в Казахстане // Россия и Америка в XXI веке. — 2009. — № 1. — С. 17.

Жасузаков С. Сотрудничество в военной области занимает одно из ключевых мест в казахстанско-американских отношениях //

Жильцов С.С., Зонн И.С. США в погоне за Каспием. — М.: Междунар. отношения, 2009. — 345 с.

Кыбырбекулы Д.Б. Геостратегия США в Казахстане: от глобальному к малому измерению. — Алма-Ата: Мерсал, 2003. — 280 с.

Михалёва М. Каспий — зона соперничества или сотрудничества? // Россия и мусульманский мир. — 2010. — № 1. — С. 55-63.

Морозов Ю.В. влияние политики ведущих государств мира на трансформацию военно-политических отношений в Центральной Азии // россия и Америка в XXI веке. — 2009. — № 2. — С. 6.

Парканский А. Экономические отношения США с Казахстаном: новейшие тенденции // россия и мусульманский мир. — 2003. — № 3. — С. 89-100.

Петренко Е. Построение национальной государственности в Казахстане // Россия и мусульманский мир. — 2011. — № 9. — С. 68-73.

Развитие казахстанско-американских отношений за годы независимости // #»justify»>Ромашкина Н.П. Моделирование военно-политических процессов: оценка уровня стратегической стабильности в многополярной системе международных отношений // Стратегическая стабильность. — 2007. — № 4. — С. 67-73.

Саруханова О. Каспийское Эльдорадо // #»justify»>Сахиев С. Сотрудничество между Россией и Казахстаном в области обеспечения региональной безопасности // Россия и мусульманский мир. — 2009. — № 3. — С. 85-95.

Сергеев Н. Барометр показывает «ясно». Казахстанско-американские отношения развиваются только по нарастающей // #»justify»>Сигов Ю. Казахстан-США: 20 лет спустя // #»justify»>Скаковский Л.Р. Казахстан в международной политике // Международные процессы. — 2005. — Т. 3. № 9. — С. 132-136.

США будут укреплять и углублять стратегическое партнерство с Казахстаном

Троицкий Е.Ф. внешняя политика Казахстана: формирование и развитие (1992 — 2000 гг.) // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 337. — С. 96-99.

Троицкий Е.Ф. Политика США в Центральной Азии (1992 — 2004 гг.) / Е.Ф. Троицкий. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. — 184 с.

Троицкий Е.Ф. Центральная Азия: «отложенный нейтралитет» и международные отношения в 2000-х гг. Очерки текущей политики / А.Д. Богатуров, А.С. Дундич, Е.Ф. Троицкий. — М.: НОФМО, 2010. — 104 с.

Царегородцева И. интересы России и США столкнулись в Казахстане // #»justify»>Шайхутдинов М.Е. Геополитика, глобалистика и теория национальной безопасности: методологические и прикладные аспекты. — Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», 2005. — 528 с.

Energy and Security: Toward a New Foreign Policy Strategy / Jan H. Kalicki and David L. Goldwyn (eds.). Washington — Baltimore: Woodrow Wilson Center Press, Johns Hopkins University Press, 2005. — 604 p.National Security Strategy of The United States of America. March 2006 / The White House, Washington. — 54 р. National Defense Strategy of The United States of America. March 2005 / The Department of Defense. — 24 р.National Military Strategy of the United States of America. A Strategy for Today; A Vision for Tomorrow, 2004 / Joint Chiefs of Staff, Washington D.C. — 38 р.

1.

Учебная работа. Анализ особенностей военно-политических отношений США и Казахстана в 2000-е г