Учебная работа .Тема:Порядок осуществления процедуры банкротства. Учет и анализ банкротств № 1470.

Тема:Порядок осуществления процедуры банкротства. Учет и анализ банкротств»,»

ФКОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: «Порядок осуществления процедуры банкротства. Учет и анализ банкротств»

Выполнил: Дарькина Ю.В.

Рязань, 2014

Содержание

Введение

1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

. Основные процедуры банкротства

.1 Наблюдение

.2 Финансовое оздоровление

.3 Внешнее управление

.4 Конкурсное производство

.5 Мировое соглашение

. Практическое задание

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Социально экономическая ситуация, сложившаяся в России в результате осуществления экономических реформ, характеризуется спадом производства во многих отраслях промышленности, обнищанием определенной части населения, утратой определенных идеалов, нарушением нравственных устоев общества. Казалось бы, взят курс на проведение реформ, а экономика остается нестабильной. Причина тому наличие множества нормативных правовых актов не обеспеченных действенным механизмом реализации.

Стабильность экономики это, прежде всего нормальное функционирование хозяйствующих субъектов, их способность быстро и гибко реагировать на изменяющуюся инфраструктуру рынка. Любое даже самое, казалось бы, стабильное предприятие подвержено риску на банкротства, не говоря уже об индивидуальных предпринимателях, которые осуществляют свою деятельность на свой страх и риск.

Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределяет необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена предприятия фирмы корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности.

Рыночные реформы и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий выбор методов антикризисного управления превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности.

В течение последнего десятилетия в силу сложившегося устойчивого кризиса неплатежей абсолютное большинство российских предприятий легко подпадает под критерии признания их банкротами. Следует отметить, что банкротство одного отдельно взятого промышленного предприятия никогда не происходит «локально» кризисные явления не ограничиваются рамками данного предприятия. Любой достаточно крупный субъект хозяйственной деятельности связан разнообразными отношениями с большим количеством других предприятий. Поэтому самого пристального внимания требуют, прежде всего, определение понятия банкротства глубокий и всесторонний анализ механизма его осуществления связь антикризисного управления и банкротства причины и формы проявления банкротства как практически неизбежного результата кризисных процессов на предприятиях формулирование адекватных процедур и управленческих решений.

1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Правовой институт банкротства является сравнительно новой категорией для современного российского права. Только в 1992 году с принятием Закона РФ N 3929 I «»О несостоятельности (банкротстве) предприятий»» в российском праве впервые за много лет нашел законодательное закрепление сам термин «»несостоятельность (банкротство)»», а также составляющие его существо процедуры.

В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативные правовые акты:

.Гражданский Кодекс РФ;

.Арбитражный процессуальный кодекс РФ;

.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40 ФЗ «»О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»»;

.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122 ФЗ «»Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно энергетического комплекса»»;

.Федеральный закон от 27 сентября 2002 г. N 127 ФЗ «»О несостоятельности (банкротстве)»»;6.Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «»О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «»О несостоятельности (банкротстве)»» и другие.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон о банкротстве предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников:

) юридических лиц градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг;

) физических лиц индивидуальных предпринимателей, крестьянских фермерских хозяйств;

) упрощенные процедуры банкротства в отношении ликвидируемого и отсутствующего должника.

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Признаки несостоятельности (банкротства):

а) наличие денежного обязательства должника долгового характера;

б) неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

в) наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица не менее 100 тыс. руб.;

г) официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества. В основу определения признаков банкротства юридических лиц положен принцип неплатежеспособности, суть которого состоит в следующей презумпции: если должник длительное время (свыше трех месяцев) не расплачивается с кредиторами по обязательствам и не вносит обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, предполагается, что он не в состоянии это сделать, т.е. является неплатежеспособным. Данная презумпция строится на адекватном понимании современных требований имущественного оборота, участники которого должны своевременно оплачивать проданные им товары, выполненные работы, оказанные услуги, своевременно возвращать полученные ими суммы займа, т.е. добросовестно исполнять свои обязательства и публично правовые обязанности.

Закон о банкротстве применительно к отдельным категориям должников устанавливает специальные правила, последние будут подлежать приоритетному применению. К числу таких специальных правил относятся, в частности, положения об основаниях признания банкротом индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства. Указанные субъекты могут быть признаны банкротами в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Для этого вовсе не требуется, чтобы общая кредиторская задолженность превысила стоимость их имущества.

Специальные признаки банкротства, основанные на применении критерия неплатежеспособности, предусмотрены также в отношении таких категорий должников, как стратегические организации и субъекты естественных монополий. Дело о банкротстве в отношении должников указанных категорий может быть возбуждено арбитражным судом лишь в том случае, когда денежные обязательства и обязанность по уплате обязательных платежей окажутся неисполненными в течение шести месяцев, а сумма задолженности превысит 500 тыс. рублей.

банкротство учет ликвидационный баланс

2. Основные процедуры банкротства

Статья 27 Закона о банкротстве устанавливает следующие процедуры банкротства:

) наблюдение процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

) финансовое оздоровление процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

) внешнее управление процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

) конкурсное производство процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

) мировое соглашение процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Рассмотрим более подробно каждую процедуру банкротства.

.1 Наблюдение

При введении арбитражным судом в отношении предприятия должника процедуры наблюдения наступают следующие негативные последствия:

а) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, предъявляются к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка; б) приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника предприятия денежных средств;

в) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда;

г) запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника предприятия о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

д) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

е) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная Законом о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя предприятия должника и иных органов управления должника.

Сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника совершаются исключительно с письменного согласия временного управляющего. Органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками); о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций; о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций; об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово промышленных группах и иных объединениях юридических лиц; о заключении договоров простого товарищества.

Временный управляющий проводит анализ финансового состояния предприятия должника (в соответствии с Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367) в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены Законом о банкротстве.

Временный управляющий на основе анализа финансового состояния предприятия должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании предприятия должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

.2 Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление вводится после окончания процедуры наблюдения определением арбитражного суда. Максимальный срок финансового оздоровления составляет два года.

Ключевым документом на стадии финансового оздоровления является график погашения задолженности, который с даты утверждения его судом создает одностороннее обязательство предприятия должника погасить свою задолженность перед кредиторами в указанные в нем сроки.С графиком погашения задолженности связан другой документ план финансового оздоровления, предусматривающий способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов. План финансового оздоровления готовится учредителями (участниками) должника или собственником имущества должника унитарного предприятия и утверждается собранием кредиторов. Общие требования к графику погашения задолженности согласно Закону о банкротстве таковы:

а) график должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления; б) график погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах;

в) графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной Законом о банкротстве.

Иные условия графика определяются по соглашению между кредиторами и предприятием должником.

Предприятие должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. Такое положение соответствует общему принципу возможности досрочного исполнения обязательств должником. Последствия введения финансового оздоровления определяются в статье 81 Закона о банкротстве и могут быть классифицированы на два вида: меры по защите должника от кредиторов и меры по защите кредиторов. Не позднее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления предприятие должник обязано представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету прилагаются баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках должника и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

По результатам рассмотрения отчета административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. Заключение рассматривается в судебном заседании. По итогам заседания суд принимает один из следующих судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными); определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника); решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

2.3 Внешнее управление

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.

С даты введения внешнего управления:

) прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

) внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

) прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве. Органы управления должника в пределах компетенции, установленной Законом о банкротстве, вправе принимать решения: о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала; об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций; об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций; об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций; об определении порядка ведения общего собрания акционеров; об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника; о замещении активов должника; об избрании представителя учредителей (участников) должника; о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника; иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требований, перевод долга, отчуждение или приобретение акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, учреждение доверительного управления, совершаются внешним управляющим после согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов). Указанные сделки могут заключаться внешним управляющим без согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов), если возможность и условия заключения таких сделок предусмотрены планом внешнего управления.

Имущество, являющееся предметом залога, продается только на открытых торгах. Продажа имущества, являющегося предметом залога, допускается только при согласии кредитора, требования которого обеспечены залогом этого имущества. В указанном случае требования кредитора, обеспеченные залогом, погашаются за счет стоимости проданного имущества преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Внешний управляющий в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. Такой отказ может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

Сторона по договору, в отношении которого заявлен отказ от исполнения, вправе потребовать от должника возмещения убытков, вызванных отказом от исполнения договора должника.

Сделка, совершенная должником, в том числе сделка, совершенная должником до даты введения внешнего управления, может быть признана судом, арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего по основаниям, предусмотренным законом.

Решения, влекущие за собой увеличение расходов должника, не предусмотренных планом внешнего управления, могут быть приняты внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства.

План внешнего управления должен: соответствовать требованиям, установленным федеральными законами; предусматривать срок восстановления платежеспособности должника; содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

Рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.

Собрание кредиторов имеет право принять одно из решений:

а) об утверждении плана внешнего управления;

б) об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

в) об отклонении плана внешнего управления. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать два месяца с даты принятия указанного решения; г) об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требований к кандидатуре внешнего управляющего.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

) перепрофилирование производства;

) закрытие нерентабельных производств;

) взыскание дебиторской задолженности;

) продажа части имущества должника;

) уступка прав требования должника;

) исполнение обязательств должника собственником имущества должника унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

) увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

) размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

) продажа предприятия должника;

) замещение активов должника;

) иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

.4 Конкурсное производство

Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Собственник имущества должника унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания конкурсного производства вправе одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов в порядке и на условиях, установленных Законом о банкротстве.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

) срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

) прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

) сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

) совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном Законом о банкротстве;

) прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства; 7) исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном Федеральным законом;

) снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, установленных Законом о банкротстве. После завершения расчетов с кредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, по результатам рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

.5 Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом.

Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными Федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.

Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах.

Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме.

На непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований кредиторов.

Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение.

Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается.

Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику.

Расторжение мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве, за исключением случаев, если в отношении должника введены процедуры банкротства по новому делу о банкротстве.

Расторжение мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов не влечет за собой обязанность конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых были удовлетворены в ходе исполнения мирового соглашения, возвратить должнику все полученное ими в ходе исполнения мирового соглашения.

В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе без расторжения мирового соглашения предъявить свои требования в размере, предусмотренном мировым соглашением, в общем порядке, установленном процессуальным законодательством.

3. Практическая часть

Исходные данные

Решение о ликвидации ГУП «Зеленый сад» в связи с признанием его банкротом принято в январе 2014 года. По состояния на 1 января остатки на счетах учета были согласно таблице 1. За время ликвидации заработная плата не начислялась, следовательно задолженность в бюджет по НДФЛ и во внебюджетные фонды не увеличивалась. Основные средства на сумму 50000 руб. находятся в залоге под выданный краткосрочный кредит банка.

Таблица 1 Сальдо начальное по счетам

№ счетаНаименование счетаСальдо на 01.01.14ДебетКредит01Основные средства20761502Амортизация основных средств5175010Материалы3000019НДС1250051Расчетный счет60Расчеты с поставщиками7500062Расчеты с покупателями1820066Расчеты по кредитам5000068Расчеты по налогам4351569Расчеты по соц. Страхованию1585070Расчеты по оплате труда1720080Уст. Капитал15000ИТОГО268315268315

В результате проведенной инвентаризации имущества выявлено:

. Недостача основных средств 5000 руб. с амортизацией 4500 руб., виновники не обнаружены;

. Излишки материалов на сумму 3000 руб.;

. Недостача новых основных средств на сумму 800 руб., которая была удержана из заработной платы виновных лиц. Расхождения в учете с дебиторами и кредиторами не обнаружены. Дебитор не расплатился по своим долгам, задолженность списывается. При выверке расчетов с ИФНС и внебюджетными фондами начислено дополнительно 2500 руб. и 800 руб. штрафных санкций, ПФ 1500 руб. и 350 руб. штрафных санкций. Доначислены налоги согласно акту проверки ИНФС и акту сверки.

Основные средства реализованы за 96000 руб. (в т. ч. НДС 14640 руб.), основные средства в залоге проданы ща полную сумму залога 50000 руб. Материалы реализованы за 30000 руб. (в т. ч. НДС 4575 руб.).

1.Отразить в учете хозяйственные операции и составить промежуточный ликвидационный баланс.

.Составить реестр требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 №127 ФЗ.

.Отразить в учете операции по реализации имущества и удовлетворению требований кредиторов.

.Составить ликвидационный баланс.

Для отражения операций, связанных с ликвидацией организации, утвержден рабочий план. Введены дополнительно:

К счету 76 субсчета 76/5/0 76/5/5 для отражения требований различных групп кредиторов в соответствии с очередностью, предусмотренной законодательством.

Таблица 2 Журнал хозяйственных операций (очистка баланса)

Наименование хозяйственной операцииСумма, тыс. руб.ДебетКредит1. Списана недостача основных средств500001 В01Списана начисленная амортизация основных средств45000201 ВОстаточная стоимость ОС5009401 ВНедостача списана на расходы50091 2942. Списана начисленная амортизация остальных основных средств предприятия472500201 В3. Оприходовать излишки материалов30001091 14. Списана недостача новых основных средств80001 В018009401 ВНедостача новых основных средств удержана из зарплаты виновных лиц800739480070735. Списана задолженность дебитора1820091 2626. Доначисление налогов по акту проверки ИФНС и акту сверки250091 268Учитывается штраф, причитающийся налоговой80099687. Списан НДС по приобретенным ценностям1250068198. Доначисление сборов по акту проверки и сверки150091 269Учитывается штраф, причитающийся ПФ35099699. Задолженность по выплате заработной платы работникам учитывается в составе требований кредиторов164007076 5 210. Задолженность по кредиту банка, обеспеченному залогом учитывается в составе требований кредиторов500006676 5 311. Задолженность перед ФСС и ПФ по уплате взносов учтена в составе требований кредиторов177006976 5 412. Задолженность перед бюджетом по уплате налоговых обязательств учтена в составе требований кредиторов343156876 5 413. Задолженность перед поставщиками учтена в составе требований кредиторов750006076 5 514. Выявлен промежуточный финансовый результат за период конкурсного производства197009991 9

Таблица 3 Промежуточный ликвидационный баланс ГУП «Зеленый сад»

АКТИВПАССИВНаименование статейВступит. балансПромежуточный ликвидационный балансНаименование статейВступит. балансПромежуточный ликвидационный балансI. Конкурсная масса III Капитал и финансирование15000 5 8501. Материальные ценности1983651875651. Капитал1500015 0001а Основные средства155865154 5652. Непокрытый убыток001б Материалы3000033 0003. Целевое финансирование на покрытие разницы между суммой требований кредиторов и конкурсной массой 1в Готовая продукция001г НДС по приобретенным ценностям1250004. Непокрытый убыток за период конкурсного производства 208502. Финансовые активы182000IV Требования кредиторов по реестру и прочие2015651934152а Требования к покупателям и заказчикам1820001. Задолженность по требованиям, заявленным после закрытия реестра 2б Денежные средства002. Кредиторы нулевой очереди 2в Финансовые вложения003. Кредиторы первой очереди II. Расходы на конкурсное производство и имущество, исключаемое из конкурсной массы004. Кредиторы второй очереди17200164001. Судебные расходы 05. Кредиторы третьей очереди50000500002. Имущество, исключаемое из конкурсной массы 6. Кредиторы четвертой очереди59365520153. Прочие расходы 07. Кредиторы пятой очереди7500075000БАЛАНС216565187565БАЛАНС216565187565

Таблица 4 Реестр требований кредиторов

Наименование кредиторов (в порядке очередности)№№ и даты оформления документов, по исполнению которых имеется задолженностьСумма задолж сти Решение: Комментарий«+» удовлетворить « » отказатьI очередь II очередьЗадолженность по выплате заработной платы работникам16400+III очередьЗадолженность по кредиту банка, обеспеченному залогом50000+IV очередьЗадолженность перед ФСС и ПФ17700+Задолженность перед бюджетом по уплате налоговых обязательств34315+V очередьЗадолженность перед поставщиками 75000+Итого193415

Для окончания расчетов с кредиторами осуществлены следующие хозяйственные операции:

Таблица 5 Журнал хозяйственных операций (окончательные расчеты)

Наименование хозяйственной операцииСумма, тыс. руб.ДебетКредит1. Реализована конкурсная масса 1.1. Материалы300005191 1НДС457591 268Списана стоимость материалов33 00091 2101.2. Основные средства960005191 1НДС1464091 268Списана остаточная стоимость ОС154 56501 В01 154 56591 201 ВНДС учтен в составе требований кредиторов19 2156876 5 41.3. Основные средства в залоге500005191 1Списано с учета ранее выданное обеспечение обязательств в связи с его погашением денежными средствами50000 0092. Списаны расходы, связанные с конкурсным производством30 7809991 93. Выявлен финансовый результат5048084994. Погашены обязательства перед кредиторами согласно очередности 1640076 5 2515000076 5 35171 23076 5 4513837076 5 551

Выплаты кредиторам произведены и подготовлен ликвидационный баланс.

Таблица 8 Ликвидационный баланс ОАО «Мир»

АКТИВПАССИВНаименование статейПромежуточный ликвидационный балансЛиквид. балансНаименование статейПромежут. Ликвид. балансЛиквид. балансI Конкурсная масса187 565 III Капитал и финансирование 5 850 36 630II Расходы на конкурсное производство и имущество, исключаемое из конкурсной массы0 Непокрытый убыток0 30780Целевое финансирование на покрытие разницы между суммой требований кредиторов и конкурсной массой Непокрытый убыток за период конкурсного производства 20 850 IV Требования кредиторов по реестру 19341536630 1. Задолженность по требованиям, заявленным после закрытия реестра 2. Кредиторы нулевой очереди0 3. Кредиторы первой очереди0 4. Кредиторы второй очереди164000 5. Кредиторы третьей очереди500000 6. Кредиторы четвертой очереди520150 7. Кредиторы пятой очереди7500036630БАЛАНС1875650БАЛАНС187 5650Предприятие ликвидировано, конкурсная масса реализована, в порядке очередности погашены обязательства перед кредиторами, остаток непогашенных обязательств перед прочими кредиторами 5 ой очередности 36,6 тыс. рублей.

Заключение

Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики и реализации. Реализация указанных мер на разных стадиях банкротства возможна только при соответствующем управлении предприятием.

Управление предприятием в условиях кризиса в настоящее время многие авторы называют «»антикризисным управлением»».

Антикризисное управление это система управления предприятием, имеющая комплексный, системный характер и направленная на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы.

Целями антикризисной политики предприятия являются:

) обеспечение ликвидности и платежеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заемных источников средств;

) получение прибыли и уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех потребностей основной, инвестиционной и финансовой видов деятельности предприятия. Финансовый кризис меняет стратегию предприятия, его цели и способы их достижения.

Главной особенностью управления в условиях кризиса является жесткое ограничение сроков, смена критериев принятия решений. Наступление неплатежеспособности означает для предприятия превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия, то есть образование дефицита денежных средств. Для решения задачи по восстановлению платежеспособности необходимо совершенствовать или создать платежный календарь; превратить неликвидные активы в денежные средства или погасить с их помощью краткосрочные обязательства предприятия; переоформить краткосрочную задолженность в долгосрочную.

Список использованной литературы

1. Кращенко Д.А. «Банкротство предприятий: его признаки и условия». Право и экономика, N 6, 2000.

. Курочкина О.Л. «Риск банкротства предприятия и методы его предотвращения» СПС «КонсультантПлюс», 2007г.

. Байкина С.Г. Учет и анализ банкротств: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2009.

Основная литература.

. Акулова Н.Г. Учет и анализ банкротств: учеб. пособие для студентов вузов/ Н.Г.Акулова[и др.]. М.: КНОРУС, 2009.

. Гужвина О.Г., Проданов Н.А. Учет и анализ банкротств: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402 ФЗ

. О Несостоятельности (Банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 N 127 ФЗ (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) (действующая редакция от 12.03.2014)

. ПБУ 1/2008. Учетная политика организации.

. ПБУ 4/99. Бухгалтерская отчетность организации.

. ПБУ 5/01. Учет материально производственных запасов.

. ПБУ 6/01. Учет основных средств.

. ПБУ 9/99. Доходы организации.

. ПБУ 10/99. Расходы организации.

. ПБУ 15/2008. Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию.

. ПБУ 18/02. Учет расчетов по налогу на прибыль.