Учебная работа. Всемирный банк как международная финансовая организация

всемирный банк как международная финансовая организация

ВВЕДЕНИЕ

столетие характеризуется все новыми вызовами перед человечеством в сфере дальнейшего социально-экономического прогресса. На первый план вышла необходимость устранения крайней бедности, минимизации загрязнения окружающей среды, искоренения расовой дискриминации, устранения значительных диспропорций в социально-экономическом развитии различных регионов, стран и т. д.

Разрешение данных проблем обладает существенным значением для улучшения благосостояния как нынешнего, так и будущих поколений. Международное сотрудничество для таких целей призвано обеспечить актуальную юридическую и экономическую основу.

В наши дни благосостояние огромного множества людей всего мира во многом зависит от решений наднациональных финансовых организаций. Наиболее влиятельными из них являются всемирный банк, МВФ, ВТО и т. д. К деятельности международных финансовых организаций приковано пристальное внимание всего мирового сообщества.

Группа Всемирного банка является одним из наиболее влиятельных и крупных международных институтов. Основным видом деятель Всемирного банка является предоставление финансовой и технической помощи развивающимся странам.

всемирный банк выступает в роли своеобразного катализатора для привлечения капитала, а также является мощным источником экспертной поддержки и консультационной помощи. помимо этого, он в значительной мере способствует развитию частной инициативы, способствует реформирования систем борьбы с коррупцией и государственного управления во множестве развивающихся стран.

таким образом, Всемирный банк своей активной Деятельностью влияет на такие сферы как финансы, торговля, образование, здравоохранение, способствует смягчению последствий изменения климата.

С усилением процессов глобализации и интернационализации мировой экономики в значительной мере усложняется и система международных валютно-финансовых отношений. Ведущие мировые страны все в большей мере занимаются установлением межгосударственного контроля, пытаясь минимизировать отрицательные для всей мировой экономики последствия.

Именно для таких глобальных целей в разные годы учреждены были самые различные международные организации, которые были призваны решить целый спектр задач.

Постепенно на макроуровне возникло огромное многообразие самых различных межгосударственных финансово-экономических организаций, основной целью которых был тщательный мониторинг мирового экономического развития, а также предупреждение возникновения дисбалансов и последующее оказание в случае необходимости нуждающимся странам всесторонней поддержки. нетрудно догадаться, что речь идет о таких колоссах как, в первую очередь, группа Всемирного Банка и международный Валютный Фонд.

Целью данной работы является рассмотрение основных этапов развития, анализ роли и деятельности Группы всемирного банка, выявление основных тенденций и направлений развития.

Для реализации данной цели следует всесторонне проанализировать политику Группы всемирного Банка, для чего необходимо решение следующих задач:

рассмотреть основные этапы создания и развития Группы Всемирного банка;

определить основные направления и тенденции развитии всемирного Банка;

изучение основных функций и организационной структуры всемирного банка;

выявление основных стратегий и целей работы Группы Всемирного Банка;

анализ значения деятель Всемирного Банка в системе международных отношений.

Актуальность данной темы курсовой работы обуславливается следующими обстоятельствами:

во-первых, рост масштабов мировой экономики, которая становится все более тесно интегрированной и открытой, обуславливает возрастание роли международных организаций;

роль всемирного банка приобретает все более важную роль в мировой экономике, а потому возрастает и интерес к деятельности этой межгосударственной организации;

в современных условиях непрерывного роста населения Земли при глобальном спаде темпов экономического роста, проблема преодоления крайней бедности становится первоочередной.

объект работы — Всемирный банк как международная финансовая организация.

Предметом работы — новые направления деятельности Всемирного банка и его роль в развитии системы международных отношений.

РАЗДЕЛ 1. ВСЕМИРНЫЙ 1.1 История создания и основные этапы развития Группы Всемирного банка

после окончания серьезнейших финансово-экономических кризисов 30-х гг. ХХ в., которые потрясли практически весь мир, а также в результате значительных потерь от Второй мировой войны, мировая Экономика оказалась совершенно разбалансированной. Страны одна за другой разжигали торговые конфликты, а мировые финансово-кредитная и валютная системы переживали глубокий кризис. Однако к середине ХХ столетия, наконец, постепенно у лидеров наиболее развитых стран начало появляться понимание того, что мировая экономика не способна стабильно работать без определенных общих для всех стран механизмов управления и координации. В роли одного из ключевых таких механизмов и стал Всемирный банк.

всемирный банк выступает в качестве одного из наиболее крупных в мире источников помощи стран и регионам, основная цель которого заключается в содействии их развитию, реформированию, а также оказании помощи наиболее бедным слоям населения.

В 1944 г. в г. Бреттон-Вудс, была конференция, в которой участвовали представители 45 стран мира. Основной целью проведения данной конференции была разработка новой финансово-экономической системы, которая на основе конструктивной международной кооперации позволила бы добиться в глобальном масштабе долгосрочного и устойчивого экономического роста.

основным инициатором и ключевым игроком в процессе создания новой международной валютно-финансовой системы, которая основывалась на повсеместном доминировании доллара была США. Эта страна превратилась к тому времени в супердержаву, обладателя огромных золотовалютных резервов, а также долговых обязательств союзников.

Результатом данной конференции стало учреждение Группы всемирного банка, который начал свою деятельность с 1946 г. В 1947 г. был оказан первый кредит для Франции на её реконструкцию. Размер его составлял 250 млн. $ (эквивалентно нынешним 2,4 млрд. $).

За первые 2 года функционирования, помимо вышеназванного кредита, были выделены еще 247 млн. $ на финансирование производства в Голландии, Дании и Люксембурге.

изначально Всемирный банк воспринимался в качестве основного агента реконструкции европейских стран, который пришел на замену Плану Маршалла.

В середине ХХ в., менее развитых странах, однако роль его была все ещё незначительной и объяснялась значительной зависимостью от рынка частного капитала.

Финансировал Всемирный Банк лишь те проекты, которые сулили достаточную для погашения первоначальных инвестиций прибыль.

Проекты, которые рассматривал финансовый институт лишь на коммерческой основе, с обычными рыночными ставками процента и довольно длительным графиком погашения — от десяти до двадцати лет.

Роль Всемирного Банка в стимулировании притока частного капитала расширена была благодаря созданию двух новых подразделений — Международной финансовой корпорации (МФК), которая призвана была способствовать инвестированию государственных финансовых ресурсов в акционерный Капитал частных фирм в странах с незначительным уровнем экономического развития, а также Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, функцией которого является арбитраж в разрешении споров между правительствами и иностранными инвесторами.

С течением времени топ-Менеджмент Группы Всемирного банка пришел к такой мысли, основной акцент в деятельности финансового института следует сместить в несколько иную сферу, а именно: острая необходимость восстановления европейских стран вовсе не умаляла другую необходимость — развития и восстановления других уголков планеты, которые ещё более нуждались в поддержке. Это, в первую очередь, касалось стран Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки. основной приоритет деятельности Всемирного Банка стал заключаться в финансировании проектов отсталых на то время регионов.

Таким образом, если на первоначальном этапе целью Банка была экономическая и политическая стабилизация на европейском континенте, то со временем, в процессе распространения американского и европейского капитала, финансовый институт установил приоритет кредитной политики на развивающиеся страны, а после и на страны с переходной экономикой. У последних основное внимание уделялось рыночным трансформациям и, таким образом, ускорению процесса их интеграции в мировую экономику.

Уже в 1948 г. Группа всемирного Банка приступила к оказанию долгосрочной финансовой помощи развивающимся странам: экономике Чили был предоставлен долгосрочный заем на 13,5 млн. $. затем были предоставлены кредиты таким развивающимся странам, как Мексика, Бразилия, Индия, Югославия, Япония.

Уже к концу 50-х годов ХХ в. страны Западной Европы, а также Япония окрепли до такой степени, что уже смогли отказаться от финансирования со стороны Всемирного Банка, перейдя к частным займам. об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что за период с 1952 по 1960 годы доля этих государств в кредитном портфеле Всемирного Банка упала с 50% до 27%. Таким образом, поворотный пункт в политике всемирного банка пришелся на 1960 гг. ХХ в.

следующая ключевая веха в развитии Банка связана с валютным кризисом 1958 г. в Индии. Этот кризис послужил в качестве одной из основных причин создания в 1960 г. следующего важного структурного компонента Группы Всемирного банка: международной ассоциации развития (MAP). Именно Международная ассоциация развития сыграла значительную роль в преодолении негативных последствий валютного кризиса в Индии.

В 1960-х гг. Всемирный связаны с покрытием издержек, связанных с колебаниями валютных курсов, открыв для себя также такие сферы, как образование и сельское хозяйство. позднее Банком была ещё более расширена сфера оказания финансовой помощи, поскольку охвачены были также проекты в области здравоохранения и планирования семьи.

Естественно, для реализации проектов в социальных сферах, Всемирный Банк прибегнул к тесному сотрудничеству с такими международными организациями, как ООН и ЮНЕСКО, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, всемирной организацией здравоохранения и т.д.

Одним из наиболее важных этапов при принятии решения о долгосрочном финансировании являлась в основном проверка платежеспособности заемщика. однако, со временем, усилия Всемирного Банка сконцентрировались и на макроэкономической стабилизации, а также повышении эффективности экономической политики страны-заемщика в целом.

Одним из первых примеров реализации программы содействия развитию можно считать сотрудничество, начатое в 1963 году с Индонезией. после Индонезии последовали Мексика, Бразилия, Аргентина, Перу, Турция. Преобладали страны Латинской Америки в эти годы совсем неслучайно, потому как именно они характеризовались наиболее быстрыми темпами экономического роста. Также, стоит отметить, что в 60-е годы более трети всех займов Всемирного Банка направлялись на развитие транспортной инфраструктуры, агропромышленного комплекса именно в латиноамериканских странах.

В 1965 г. обязательства по уже заключенным контрактам Всемирного Банка превысили отметку в 1 млрд. $.

С 1968 по 1981 г. всемирный банк возглавлял Роберта Макнамара. Именно под его руководством произошли важнейшие изменения в кредитной политике.

Для того периода была характерна ситуация с низкой платежеспособностью стран-заемщиков. Перед менеджментом всемирного Банка возникла дилемма, когда нужно было либо аннулировать часть долгов, либо же наращивать объемы кредитования. Несмотря на значительный риск, все же принято было решение следовать вторым путем. Как результат, общий объем заимствований к 1981 г. возрос более чем в 10 раз, составив уже 12 млрд. $.

Акцент в кредитовании был смещен от создания крупных объектов инфраструктуры и промышленности в сторону системных программ развития промышленного роста, оптимизации распределения доходов и т.д., что должно было улучшить финансовую составляющую дебиторов.

Также, среди направлений, по которым произошел рост вложений, были развитие человеческого капитала, сельскохозяйственной сферы, водоснабжение и санитарные мероприятия, разработка месторождений нефти и газа.

Большее внимание стало уделяться обеспечению занятости населения, институциональному развитию, обучению местных кадров, а также вопросам противодействия загрязнению окружающей среды.

Усиленное внимание стало уделяться проблеме борьбы с бедностью, и это не взирая на то, что все прошлые годы принято было считать, что иностранных инвестиций, которые направлялись в основном на инфраструктурные проекты в развивающихся странах было вполне достаточно для достижения экономического роста и, как следствие, решения острых социальных проблем. Данная концепция, как показала практика, оказалась несостоятельной, и поэтому Банк отказался ее развивать в дальнейшем. вместо неё был принят несколько более взвешенный подход, который сочетал в себе ускорение экономического роста и борьбу с крайней бедностью посредством претворения в жизнь программ, связанных с повышением производительности труда и уровня жизни населения. Начиная с 60-х годов ХХ в., таким образом, стала осуществляться полным ходом прямая помощь наиболее бедным слоям населения.

В начале 70-х гг. стремительное повышение цен на нефть за собой повлекло, соответственно, увеличение объемов внешних заимствований со стороны стран-импортеров (их уровень возрос с 46 млрд. $ в 1970 г. до 410 млрд. $ в 1980 г. страны-экспортеры также, пользуясь случаем, стали наращивать размеры взятых кредитов в расчете на продолжительный рост цен. Однако, когда цены на нефть стали снижаться — убытки понесли все, что послужило причиной развития долгового кризиса 1982 г. Сначала Мексика, а после и другие латиноамериканские страны оказались не в состоянии рассчитываться по внешнему долгу (стоит отметить, что на этот регион приходилось около 37 % от общего объема кредитного портфеля, адресованного развивающимся странам).

Эти обстоятельства побудили специалистов Всемирного Банка, с одной стороны, активнее искать пути поддержки должников, а с другой, достигать договоренностей с коммерческими банками о реструктуризации займов.

В качестве результата адаптации к текущим условиям уже на тот момент существовавшей практики льготного финансирования послужило принятие программ предоставления целевых кредитов на проведение экономических реформ стран-реципиентов.

Основной особенностью подобного рода кредитов, являлось отсутствие жесткой объектной привязки и Всемирный Банк, в контексте преследуемых целей и осуществляемых функций, таким образом, во многом приблизился к Международному валютному фонду.

Активное сотрудничество Группы Всемирного банка в начале 90-х годов с постсоциалистическими странами дало возможность деятельности финансового учреждения придать по-настоящему глобальный характер. Данное сотрудничество послужило причиной дальнейшей трансформации кредитной политики Банка и появлению новых видов кредитов.

В 1991 г. Всемирный года Россия подала заявку на вступление в члены Группы всемирного банка.

В 1999 г. под руководством Д. Вулфенсона всемирным банком были приняты «Рамки всеобъемлющего развития», которые призывали страны не только к совершенствованию макроэкономической политики, но также и к созданию более эффективных государственных структур, более активной борьбе с коррупцией и верховенству права.

Пост Президента Всемирного банка 2007 г., занял Роберт Зеллик, под началом которого продолжилось Политика по преодолению бедности, стимулированию экономического роста, защиты окружающей среды и т. д.

всемирный банк послужил стимулом и моделью для создания самых различных региональных банков развития в латиноамериканских, африканских, азиатских и европейских странах. Консорциум Всемирного банка и консультативные группы объединяют все многообразие стран-доноров, координируя их усилия по поддержке международного плана развития.

Сегодня число сотрудников всемирного банка насчитывает более 10 тыс. человек, являющихся гражданами более 160 стран, среди которых высококвалифицированные экономисты, специалисты по вопросам образования инженеры, экологи, финансовые аналитики и т.д.

Членами международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются на сегодняшний день 184 страны, то есть практически все страны мира. Международная ассоциация развития (МАР) включает 163 страны, Международная финансовая инвестиционным гарантиям (МАИГ) — 158, а Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) — 134 государства.

Согласно Статьям соглашения МБРР, для того чтобы стать полноправным членом Группы Всемирного Банка страна сперва должна вступить в МВФ. В свою очередь, для вступления в МАР, МФК и МАИГ, необходимо уже являться членом МБРР.

1.2 Структура Группы всемирного банка

В Группу Всемирного банка входят пять между собой тесным образом взаимосвязанных структур. Их собственниками являются страны-члены. Каждой структуре принадлежит своя четко определенная роль в решении проблемы крайней бедности и повышения благосостояния населения.

. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был создан в 1946 г. по итогам договоренности участников Бреттон-Вудской конференции. Так, 28 странами был подписан «Статус соглашения о Международном банке реконструкции и развития», разработанный на конференции ООН по валютно-финансовым вопросам.

Штаб-квартира Международного банка реконструкции и развития находится в Вашингтоне. Основная цель банка — предоставление ссуд сравнительно благополучно развивающимся странам.

Международный банк реконструкции и развития управляется наподобие своеобразного кооперативного общества, акционерами которого выступают страны-члены этой организации. В зависимости от масштабов экономической системы и рассчитывается количество «акций» у каждой из стран. Так, крупнейшим «акционером» выступают США (16,41%), далее — Япония (7,78%), Германия (4,49%), Англия (4,31%), Франция (4,31%). остальные «акции» распределяются среди других стран-членов.

Все ссуды, выдаваемые всемирным Банком, обладают возвратным характером. Группа всемирного Банка выступает в роли партнера для стран с расширяющимися рынками и развивающейся экономикой, в целях улучшения уровня жизни большинства населения.

Региональные миссии МБРР активно работают в Африке, Европе, Азии и в странах Латинской Америки.

. международная ассоциация развития (МАР). Была основана в 1960 г. Целью её деятель является предоставление льготных ссуд наиболее бедным развивающимся странам, которые не соответствуют параметрам для получения кредитов со стороны всемирного банка.

Во многих отношениях Международная ассоциация развития не отличается от Международного банка реконструкции и развития. Обе эти организации финансируют, казалось бы, аналогичные проекты долгосрочного развития, обладают одним и тем же штатом персонала, руководитель МБРР выступает одновременно в качестве и президентом МАР.

Тем не менее, различие между этими двумя структурами есть, и оно заключается в, способе получения финансовым ресурсов для осуществления кредитования. следующее различие заключается в условиях, на которых эти структуры предоставляют ссуды развивающимся странам. Так, если международный банк реконструкции и развития значительную часть средств привлекает на мировых финансовых рынках, предоставляя на более длительные сроки погашения и под более низкий процент ссуды развивающимся странам, нежели это делают коммерческие банки, то международная ассоциация развития (МАР) предоставляет беспроцентные кредиты развивающимся странам. основными источниками финансирования МАР выступают взносы стран-доноров.

Кредиты Международной ассоциации развития предназначены для наиболее бедных и. при этом, наименее кредитоспособных стран. При принятии решении о предоставлении кредита принимаются во внимание размеры территории страны, ВВП на душу населения, а также макроэкономическая ситуация. каждый из финансируемых Международной ассоциацией развития проектов подвергается серьезной экспертизе с целью максимальной оптимизации использования финансовых ресурсов.

Значительная часть финансовых ресурсов международной ассоциации развития поступает из трех основных источников:

переводы из прибыли Международного банка реконструкции и развития;

капитал, подписчиками которого выступают страны-члены;

взносы более развитых стран-участников Международной ассоциации развития, в частности страны со средним уровнем развития.

. Международная финансовая корпорация (МФК). Основана в 1956 г. МФК призвана способствовать экономическому росту в развивающихся странах через оказание поддержки частной инициативе, преимущественно в производственной сфере.

Ресурсы международной финансовой корпорации состоят в основном из взносов стран-членов, кредитов МБРР, процентов с предоставленных ссуд, дивидендов и участия в прибылях, финансовых сборов, доходов от продажи активов, депозитов, платы за услуги, а также из средств, полученных на международных рынках капитала.

МФК выступает в качестве инвестиционного банка для развивающихся стран. Данная структура из Группы Всемирного банка предоставляет ссуды непосредственно частным фирмам, инвестируя в них собственные средства, не располагая гарантиями правительств. Помимо всего прочего, МФК привлекает и иные источники финансирования для проектов частного сектора, среди которых: содействие развитию предпринимательства, инфраструктурные проекты, охрана окружающей среды, техническая помощь и консультационные услуги.

Международная финансовая долгосрочные ссуды, предоставляемые в основных валютах по фиксированным или плавающим ставкам;

вложения собственного капитала;

другие механизмы кредитования (ценные бумаги с доходом, субординационные займы);

вспомогательное финансирование и предоставления гарантий;

Менеджмент рисков.

МФК также занимается консультированием деловых кругов и правительств развивающихся стран по самым разнообразным вопросам, среди которых:

финансовую и физическую реструктуризация;

разработку планов предпринимательской деятель;

идентификация рынков, технологий, продукции, технических и финансовых партнеров;

мобилизация ресурсов для финансирования проектов.

. Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) было основано в 1988 г. в качестве филиала всемирного банка, однако в финансовом отношении структура является независимой. Также Агенство входит в систему ООН как специализированное учреждение.

Целью МАИГ является стимулирование притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны посредством предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

Агентство в ходе процесса подачи изучает проекты заявок с целью обеспечения их финансово-экономической, а также экологической обоснованности, полезности для развития страны и т. д.

Международное агентство по инвестиционным гарантиям предоставляет самые различные услуги по оказанию технической помощи в целях содействия усилиям стран-членов по стимулированию потоков прямых иностранных инвестиций.

Основной акцент Агентства с 1994 г. стал приходиться на вопросы создания потенциала поощрения инвестиций. активно пошел процесс разработки электронных средств, которые способствовали ускорению распространения информации об инвестиционных возможностях в развивающихся странах и странах с трансформационной экономикой.

Содействие инвестиционному потенциалу включает проведение конференций, встреч, семинаров и учебных программ, а также ознакомительные поездки отраслевого и межгосударственного характера. Информационная политика МАИГ подразумевает применение новейших средств коммуникации в целях установления контактов с потенциальными инвесторами.

. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Целями Центра выступают консультирование, научные исследования, предоставление информации об инвестиционном законодательстве.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров выступает в качестве самостоятельной организации, тесно связанной со Всемирным банком. Все участники Центра являются также членами Банка. В Административный совет МЦУИС входит по одному представителю от каждой страны, ратифицировавшей Конвенцию.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) способствует расширению объемов международных инвестиций посредством предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между иностранными инвесторами и правительствами.

Всемирный банк, таким образом, представляет собой многостороннее кредитное учреждение, которое состоит из 5 институтов, тесно связанных между собой. Основной целью Группы всемирного банка является повышение уровня жизни в развивающихся странах благодаря оказанию финансовой помощи со стороны развитых стран.

.3 Управление Деятельностью банка

Всемирный банк собой представляет своеобразное акционерное общество. Его «акционерами» являются 184 страны-члена данной организации. Количество голосов страны-участницы будет зависеть от доли в капитале всемирного Банка. В свою очередь, доля страны в капитале банка определяется их долей в мировой экономике. Акционеры Банка представлены Советом управляющих. последний является высшим органом, который имеет Право принятия стратегических решений, определяющих политику Банка.

В основном, управляющими в Совете являются министры финансов стран-участниц. Совещания проводятся, как правило, один раз в год во время ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и международного валютного фонда.

В период между заседаниями Совета управляющих конкретные полномочия по управлению Банком переданы 25 исполнительным директорам, работающих непосредственно в штаб-квартире Банка в Вашингтоне.

Эти исполнительные директора образуют Совет директоров возглавляемый Президентом Банка. В Совет директоров входят пять исполнительных директоров, представляющих интересы государств-членов, держателей наиболее крупных пакетов акций: США, Германия, Япония, великобритания, Канада, Италия, Франция. Что касается остальных 20 исполнительных директоров, то те представляют группы стран.

Обычно совет директоров свои совещания проводит дважды в неделю. В его функции входит осуществление общего руководства работой Банка. В частности, Совет директоров отвечает за утверждение всех займов и принятие других решений, касающихся деятельности Банка:

·утверждение ссуд и гарантий;

·определение общих принципов функционирования Банка;

·разработка стратегий содействия странам-участникам;

·утверждение бюджета Банка;

·принятие решений, которые касаются заимствований и других вопросов финансовой деятельности.

Президент Всемирного банка (в наши дни им является Джим Ён Ким) отвечает за общее руководство деятельностью Банка и председательствует на совещаниях Совета директоров. Президентом всемирного банка, по традиции, становится гражданин Соединенных Штатов Америки, поскольку именно США является наиболее крупным акционером Банка.

Президент всемирного банка избирается Советом управляющих на срок 5 лет. После истечения пятилетней каденции президент может быть переизбран. пять вице-президентов, из которых три старших вице-президента, а также два исполнительных вице-президента за конкретные сектора, регионы, направления деятельности. Они выполняют также и другие конкретные функции.

Всемирный различных странах мира. Численность персонала Банка превышает 10000 человек.

Необходимым условием членства во всемирном банке является членство в МВФ.

Другими словами, любая страна, желающая стать членом Международного банка реконструкции и развития должна вначале должна иметь членство международного валютного фонда.

В свою очередь лишь страны, которые являющиеся членами Международного банка реконструкции и развития, могут являться членами других структур, входящих в Группу всемирного банка.

На сегодняшний день МБРР состоит из 184 стран-членов. Последней принятой в состав Банка страной была Черногория (18 января 2007 года). Согласно Уставу Международного банка реконструкции и развития каждой стране принадлежит определенная квота в уставном капитале. Пропорционально данной квоте распределяются и голоса при принятии решений.

РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ГРУППЫ всемирного БАНКА В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Основные цели, стратегии и новые направления деятельности Группы Всемирного банка

Две тесно связанные между собой в составе Всемирного банка структуры МБРР и МАР предоставляют ссуды:

по низкопроцентным ставкам;

под нулевой процент;

в виде грантов для стран, у которых нет доступа к международным рынкам капитала, либо же обладают им, однако условия доступа являются непривлекательными.

Всемирный банк, в отличие от традиционных коммерческих финансовых учреждений, не стремится к получению прибыли.

международный банк реконструкции и развития функционирует на рыночной основе, пользуясь чрезвычайно высоким кредитным рейтингом, который позволяет ему привлекать средства под низкий процент. Такое положение вещей дает возможность предоставления кредитов также под низкий процент для своих клиентов из числа развивающихся стран.

Операционные расходы, связанные с основной своей Деятельностью, МБРР покрывает самостоятельно, не прибегая при этом к внешним источникам финансирования.

Группа Всемирного банка предоставляет помощь как развитым, так и развивающимся странам. В сферу деятель Банка, помимо предоставления кредитов и гарантий, входит аналитическая работа и предоставление консультаций странам по самым различным вопросам. Такой широкий круг обязанностей естественным образом содействует расширению организационно-технических возможностей в глобальном масштабе.

В наиболее общем виде миссию Группы Всемирного банка можно выразить так: «Наша конкретного учреждения, которое входит в состав Группы всемирного банка.

В качестве основных компонентов принятой всемирным Банком стратегии сокращения бедности выступают инвестирование, имеющее своей целью повышение благосостояния населения и создание благоприятного инвестиционного климата.

Группа Всемирного банка каждые три года разрабатывает свой основной рамочный документ, под названием «Стратегия деятельности Группы всемирного банка». Данный документ лежит в основе сотрудничества со страной-участником. Документ позволяет увязать между собой программы Всемирного банка как по предоставлению займов, так и консультативных и аналитических услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заемщика.

Стратегия включает в себя программы и проекты, которые могут оказать максимальное влияние на решение проблемы крайней бедности, способствуя динамичному социально-экономическому развитию страны-реципиента.

Стратегия до подачи её на рассмотрение совету директоров всемирного банка обсуждается с правительством страны-реципиента, а также с другими заинтересованными структурами.

Отбор проектов в каждой из стран в значительной мере определяется приоритетными задачами развития.

В качестве основных принципов комплексной стратегии развития выступают инициативность стран, а также восприятие ими программ всемирного банка, словно своих собственных. Программы, как правило рассчитаны на глобальный стратегический подход и долгосрочную перспективу. Также к числу основных принципов следует отнести стратегическое партнерство между заинтересованными сторонами, а также ответственность за результаты принятия мер, направленных на развитие.

Ссуды, которые предоставляются международным банком реконструкции и развития развивающимся странам, финансируются в значительной мере за счёт продажи на мировых финансовых рынках облигаций с наивысшим рейтингом надёжности «AAA».

Ресурсы МАР, выступающей в качестве крупнейшего в мире источника финансирования наиболее бедных стран мира в виде грантов и беспроцентных займов, пополняются каждые 3 года со стороны 40 стран-доноров.

дополнительные средства Международная ассоциация развития получает по мере погашения странами беспроцентных займов, предоставляемых на срок от 35 до 40 лет. Данные средства потом снова используются для предоставления кредитов. На долю международной ассоциации развития приходится почти 40 % от общего объема кредитного портфеля Всемирного банка.

Действуя через международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития, Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов: кредиты на цели развития и инвестиционные кредиты.

Инвестиционные кредиты предоставляются в целях финансирования производства товаров и услуг в самых различных секторах, в контексте проектов социально-экономического развития.

Кредиты на цели развития (ранее они назывались кредитами для структурных преобразований) предоставляются посредством выделения финансовых ресурсов в целях поддержки институциональных и политических реформ.

Заявка на финансирование проекта, получаемая от заёмщика сперва оценивается, для того чтобы убедиться в приемлемости того или иного проекта в социально-экономическом и экологическом плане.

На стадии переговоров по кредиту задачи развития, запланированные для разрешения в рамках проекта;

компоненты проекта;

ожидаемые результаты;

индикаторы эффективности реализации проекта;

план реализации проекта;

график выделения кредитных средств.

Во время реализации того или иного проекта часть средств непогашенных займов управляются директорами по странам, которые работают в постоянных представительствах Банка в государствах-членах. Около 30 % персонала Банка работают в постоянных представительствах. Их по всему миру насчитывается около ста.

Долгосрочные кредиты Международной ассоциацией развития являются беспроцентными, однако по ним взимается незначительный комиссионный сбор, который составляет 0,75 % от суммы предоставленных средств. Взимаемый международной ассоциацией развития сбор за резервирование средств составляет от 0 до 0,5 % неиспользованной суммы кредита.

помимо кредитования под низкий процент Группа всемирного банка осуществляет также финансовую поддержку стран в форме грантов, целью которых является содействие разработке проектов посредством стимулирования инноваций, сотрудничества между организациями и участия местных заинтересованных сторон в плодотворной работе над проектами.

В последнее время гранты Международной ассоциации развития, которые финансировались либо напрямую, либо же управлялись в рамках партнерских отношений, использовались в таких целях:

·для облегчения долгового бремени стран с высоким уровнем задолженности;

·для повышения эффективности служб водоснабжения и канализации;

·в целях поддержки программ иммунизации и вакцинации для снижения заболеваемости инфекционными болезнями;

·в целях борьбы со СПИДом;

·в целях стимулирования развития институтов гражданского общества;

·в целях поддержки программ сокращения выбросов парниковых газов.

.2 Критика деятельности банка

На протяжении довольно продолжительного периода времени деятельность Всемирного банка критиковалась учёными, различными неправительственными организациями. Среди наиболее известных критиков всемирного банка можно назвать нобелевского лауреата по экономике, бывшего главного экономиста Всемирного банка Джозефа Стиглица.

Так, к примеру, Стиглиц, политику по отношению к развивающимся странам, разработанную всемирным банком, МВФ, а также экономистами в правительстве США, назвал ошибочной. Как считал великий экономист, если бы этой политике следовали США, то значительного экономического роста ни в коем случае не последовало бы. Им также было замечено, что Россия, последовав рекомендациям банка, испытала падение реальных доходов населения, в то время, как Китай не последовал «рецептам» всемирного банка, а потому и переживает стремительный экономический подъём.

Также Дж. Стиглиц резко негативно отзывался по поводу политики Всемирного банка по отношению к россии, раскритиковав шоковую терапию переходного периода.

анализ развития мировой экономики свидетельствует о том, что программы Всемирного банка в основном не обеспечивали справедливого и устойчивого развития экономики. Постепенно, в этой связи, начало усиливаться и давление на Всемирный банк со стороны неправительственных организаций, как на национальном, так и на международном уровне. Эти группы давления стали добиваться более открытого и демократичного рассмотрения решений, альтернативных традиционной политике Всемирного банка.

В 2001 г. Комиссия Конгресса Соединённых Штатов Америки произвела оценку результатов деятель различных международных финансовых организаций и пришла к такому выводу, что около 60% проектов всемирного Банка были завершены.

Призванием Всемирного банка является борьба с бедностью, однако за несколько прошедших лет лишь 1% кредитов были получены бедными странами, которые более всех нуждались в подобного рода помощи. Уровень бедности в мире за прошедшие десятилетия заметно снизился, однако этот процесс объективный и его нельзя объяснить лишь деятельностью Всемирного банка. более того, часто экономических успехов добивались именно те страны, которые и вовсе не получали финансовой помощи Всемирного банка. И наоборот, очень часто страны-получатели основных пакетов помощи, совершенно не добивались успехов в борьбе с бедностью, а лишь только ухудшали свою экономическую ситуацию.

Исследовательским центром Heritage Foundation был проведен анализ влияния кредитной поддержки Всемирного Банка бедным странам. Так, за период с 1980 по 2003 гг. кредиты и гранты банка были получены 105 «бедными» странами.

Как результат, в 39-ти странах ВВП уменьшился, в 17-ти — рост валового внутреннего продукта был минимальным (от 0 до 1%), и лишь в 33-х — умеренным (1-4%). только 12 получателей помощи смогли в значительной мере увеличить темпы своего экономического развития.

Результаты исследования проиллюстрировали, что ещё более печальная ситуация оказалась в Африке, где средства Всемирного Банка были получены в общей сумме 48 странами, из которых лишь три продемонстрировали экономический рост, а в 23-х был отмечен резкий экономический спад.

критика ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире, который характеризуется непрерывно развивающимся процессом глобализации, ростом количества населения развивающихся стран, живущего за чертой бедности, роль и всемирного банка в значительной мере возрастает.

Первоначально стран. Однако по истечении периода восстановления опустошенных войной экономически развитых стран, Всемирным банком была поставлена совершенно новая цель, которая заключалась во всестороннем содействии социально-экономическому прогрессу развивающихся стран, повышению эффективности их экономики, и уровня благосостояния их населения.

Для этого стимулирует инвестиции из других источников. Всемирный чтобы финансировать потенциально высокорентабельные проекты. Он заимствует свои ресурсы на финансовых рынках развитых стран, и поэтому его кредиты также предоставляются на рыночных условиях.

Предоставление займов — значительная составляющая деятельности всемирного Банка. Однако работа Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогого строительного оборудования. Ежегодно Банк финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению специалистов. помимо этого, Институт экономического развития МБРР обучает людей из государств-заемщиков как создавать и выполнить программы развития.

Совместно с 189 странами и многочисленными организациями всемирный банк предпринимает беспрецедентные шаги с целью сокращения бедности в глобальном масштабе.

обширную базу знаний для оказания помощи каждой из развивающихся стран в процессе обеспечения стабильного, устойчивого развития, основанного на принципах социальной справедливости. Основное внимание уделяется оказанию помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам.

Также всемирный банк взял на вооружение новый подход к процессу развития, решая новые задачи, в том числе задачи гендерного развития, развития силами общин, проблемы коренных народов, а также прилагая усилия к созданию жизненно важной инфраструктуры для бедного населения.

Являясь одним из крупнейших источников помощи в целях развития, Банк обеспечивает финансирование усилий, прилагаемых правительствами развивающихся стран в процессе социально-экономического развития, содействуя строительству школ и учреждений здравоохранения, снабжению населения водой и электроэнергией, борьбе с заболеваниями и охране окружающей среды.

таким образом, с момента возникновения до сегодняшнего дня цели Всемирного банка претерпели некоторые изменения. Сегодня основной упор в деятельности Банка делается на борьбу с бедностью, в первую очередь, в развивающихся странах. В современных условиях увеличения разрыва в количестве и материальном достатке населения развитых и развивающихся стран деятельность Банка играет особенно важную роль в развитии системы международных отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Корниенко, О.В. мировая экономика: учеб. пособие / О.В. Корниенко. — СПб.: Питер, 2012. — 256 с.

. Максимова, В.Ф. Международные финансовые рынки и международные финансовые институты: учебно-методический комплекс / В.Ф. Максимова, К.В. Максимов, А.А. Вершинина — М.: 2013. — 175 с.

. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / под ред. Л.Н. Красавиной. — М.: финансы и статистика, 2012. — 576 с.

. Международные институты в глобальной архитектуре содействия Развитию: учеб. пособие / отв. Ред. М.В. Ларионова — М.: ИМОМС ГУ-ВШЭ, 2012. — 166 с.

. Смитиенко, Б.М. мировая экономика: учебник / Б.М. Смитиенко. — М.: Юрайт, 2012. — 590 с.

. Современные международные отношения: учебник / под. ред. А.В. Торкунова. — М.: российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013 — 584 с.

Учебная работа. Всемирный банк как международная финансовая организация