Учебная работа. Услуги связи как объект международной торговли

услуги связи как объект международной торговли

Академия управления при президенте Республики Беларусь

Институт управленческих кадров

Факультет управления

Кафедра международных отношений

Специальность: Государственное управление и экономика

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: международная торговля

на тему:

Услуги связи как объект международной торговли

Студент Е.А. Мацукевич

курс ГРВЭД зв 2.

Минск 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ СВЯЗИ

.1 характеристика и особенности развития сферы услуг связи

.2 анализ современного состояния сферы услуг связи в Республике Беларусь

. особенности РАЗВИТИЯ УСЛУГ СВЯЗИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Доходы от услуг связи

.2 Развитие электросвязи в Республике Беларусь

.2.1 Телевидение и радиовещание

.2.2 сеть сотовой подвижной электросвязи

.2.3 Сеть передачи электросвязи

.2.4 сеть стационарной электросвязи

.3 Развитие почтовой связи в Республике Беларусь

. ПЕРСПЕКТИВЫ развития УСЛУГ СВЯЗИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях рыночных отношений в повышении эффективности общественного производства и решении социальных задач существенно возрастает роль услуг связи.

Важную роль в организации международной торговли и решении социальных задач существенно возрастает роль услуг связи. Современные экономисты под этим термином понимают коммерческую деятельность в любой сфере бизнеса, осуществляемую с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и систем.

Телекоммуникации обеспечивают управление общественными и производственными процессами, расширяют возможности общения, обучения и информированности, позволяют экономить затраты и упрощать развитие торговых услуг. Этот эффект оказывает влияние на все сферы производственной, общественной и личной жизни. Поэтому чрезвычайно важным является повышение эффективности деятель услуг связи и применение их в международной торговле.

Цель работы состоит в обосновании научных основ формирования услуг связи и разработке предложений по улучшению применения их в международной торговле.

Задачи работы:

выявить рассмотреть сферу услуг связи Республики Беларусь;

проанализировать совершенствование организации обеспечения населения Республики Беларусь услугами связи.

Объектом моего исследования является муниципальное образование — Уфимский район Республики Башкортостан.

Предметом исследования является услуги связи Республики Беларусь.

Методологической базой исследования являются системно-структурный и системно-функциональный методы анализа.

В качестве нормативно-правовой базы исследования использованы: Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, законы, Указы Президента Республики Беларусь и постановления правительства, методические и инструктивные материалы министерств и ведомств Республики Беларусь, международных организаций по вопросам социально-экономического развития общества.

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ СВЯЗИ

.1характеристика и особенности развития сферы услуг связи

СВЯЗЬ — отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Она является одним из основных компонентов инфраструктуры любого государства, обеспечивая передачу и распространение информации, необходимой для нормальной деятельности всех сфер общества.

Связь является одной из отраслей общественного производства. Функции связи состоят в оказании потребителям услуг по передаче различного рода сообщений: писем, телеграмм, телефонных разговоров, данных и других видов информации. Предоставляя услуги по сбору, обработке и передаче информации различным хозяйствующим субъектам и населению, связь обладает всеми характерными чертами материального производства (в отрасли связи создается потребительная стоимость и стоимость).

Потребительная стоимость — это полезный эффект процесса передачи сообщений, который потребляется в производственной и непроизводственной сферах, общественной и личной жизни людей.

Создаваемая в отрасли связи стоимость в части обслуживания производственной сферы включается в валовой внутренний продукт, а также в ту часть этого продукта, стоимость которого создается необходимым и прибавочным трудом и образует национальный доход.

Экономическим признаком связи как отрасли материального производства является также и то, что в создании услуг связи аналогично промышленности и другим отраслям производства участвуют средства труда, предметы труда и труд работников связи. Связь относится к сфере материального производства [2, 57 с.].

Вместе с тем экономической природе связи присущи специфические черты, вытекающие из ее отраслевых особенностей.

первая особенность определяется спецификой создаваемого продукта, который не является новым вещественным продуктом, а представляет собой конечный полезный эффект процесса передачи информации, выступающий в форме услуги.

Вторая особенность связи характеризуется неотделимостью во времени процесса потребления услуг связи от процесса их производства.

Из этой особенности вытекают требования максимального приближения средств связи к потребителям, повышения плотности сети пунктов связи коллективного (отделений связи, переговорных пунктов) и индивидуального (абонентских пунктов) пользования.

Третья особенность отрасли связи состоит в том, что в производственном процессе информация как предмет труда должна подвергаться только пространственному перемещению.

В связи с этим особое воспроизведения и обеспечение в процессе передачи всех качественных и количественных параметров, характеризующих ее потребительные свойства.

Четвертая особенность связи заключается в том, что процесс передачи информации всегда является двусторонним, т. е. происходит между отправителем и получателем информации.

Участие в производственном процессе связи нескольких операторов предъявляет единые требования к организации и правилам технической эксплуатации средств связи на территории всей страны, а также приводит к необходимости введения системы взаиморасчетов между организации связи за взаимно оказываемые услуги в целях обеспечения их хозрасчетных интересов в условиях рыночной экономики.

Характеристика и особенности развития сферы услуг связи в РБ

средства телекоммуникаций не только обслуживают производство, но и являются элементом систем регулирования, автоматизированных технологических процессов. Средства связи обеспечивают определение наиболее эффективной структуры построения технологии производства и организационно-производственной деятель, способствуя сбережению всех видов ресурсов, улучшению условий труда [1, 106 с.].

В структуре связи страны следует выделить две главные составляющие: электросвязь и почтовую связь. С помощью средств электросвязи осуществляется прием и передача речевых сигналов, документальных изображений, звуков по проводным, радио, оптическим и другим электромагнитным системам. Основной функцией почтовой связи является прием и доставка почтовых отправлений, материальных ценностей и денежных средств.

Электросвязь объединяет в себя комплекс сетей (технологических систем), используемых для передачи различных видов информации. совокупность технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Республики Беларусь.

Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятель", утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 №65 (далее — Классификатор), определено, что разд. 64 "Связь" включает в себя следующие виды деятельности:

деятельность национальной почты (прием, обработка, хранение, перевозка, доставка (вручение) почтовых отправлений, включая отправления ускоренной почты, а также пенсий и пособий; досылка и возвращение почтовых отправлений; прием подписки на печатные средства массовой информации, их доставку и переадресование; предоставление в пользование абонементных почтовых ящиков);

курьерская деятельность (вывоз, перевозка и доставка писем, бандеролей и пакетов, осуществляемые предприятиями, кроме национальной почты, а также услуги фельдъегерской связи);

электросвязь (передача и прием сигналов, отражающих звуки, изображения, письменный текст, знаки или сообщения любого рода по проводной, оптической, радиосистеме или иным электромагнитным системам связи; техническое обслуживание сети электросвязи; предоставление консультаций или оказание помощи коммерческим учреждениям или организациям по вопросам, касающимся электросвязи).

В зависимости от вида связи (почтовая, телеграфная, телефонная, звуковое вещание, телевидение), средств и способов передачи информации, технологии производства и профессионального состава кадров отрасль связи делится на две подотрасли основной деятельности: почтовую и электрическую связь.

Подотрасль почтовой связи обеспечивает обработку, пересылку и доставку разного рода почтовых отправлений (писем, бандеролей, посылок, денежных переводов и др.) и периодических изданий между абонентами внутри страны и за ее пределами. Почтовая связь предоставляет потребителям наиболее массовые и доступные услуги, имеет достаточно разветвленную сеть предприятий и пунктов, соединенных между собой почтовыми маршрутами.

Подотрасль электрической связи объединяет в своем составе телеграфную связь, междугородную телефонную связь, местную (городскую и сельскую) телефонную связь и звуковую проводную связь [4, 73 с.].

Функциями телеграфной связи являются быстрая и точная передача телеграмм, фототелеграмм, газетных полос, передача данных по коммутируемым и некоммутируемым сетям связи, организация переговоров между абонентами по абонентскому телеграфу (AT), предоставление каналов телеграфной связи другим организациям и учреждениям на условиях аренды.

Междугородная телефонная связь реализует передачу звуковой информации (разговоров) между абонентами, расположенными в различных населенных пунктах, осуществляет сдачу каналов в аренду другим организациям и учреждениям.

Местная телефонная связь обеспечивают ведение телефонных переговоров между абонентами, находящимися на территории одного населенного пункта (городская телефонная связь) либо одного административного района (сельская телефонная связь). Местная телефонная связь обслуживает пункты коллективного пользования — таксофоны, а также предоставляет в аренду линии и каналы местной связи потребителям для передачи различного рода информации.

Организации звуковой проводной связи обеспечивают прием, усиление и передачу программ вещания к абонентским пунктам — трансляционным радиоточкам — и реализуют их обслуживание.

В последние годы на базе сети электросвязи создан новый вид связи — электронная почта, которая относится к комплексу так называемых тематических служб.

Организации радиосвязи, радиовещания, телевидения и спутниковой связи организует радиоканалы для передачи сообщений, передачи данных, предоставляют радиоканалы в аренду другим министерствам и ведомствам, обеспечивают организацию широкополосных каналов для передачи телевизионных и радиовещательных программ.

кроме рассмотренных отраслей связи основной деятельности в системе связи имеются организации неосновной деятель, функцией которых является обслуживание нужд эксплуатационных организаций связи в области строительства, транспорта, выпуска специального оборудования связи подготовки кадров.

.2 анализ современного состояния сферы услуг связи в Республике Беларусь

Связь как часть инфраструктуры общества является одним из источников подъема экономики государства. В новых экономических условиях существенно возросла ее роль. однако для нормального функционирования рынка потребовались современные средства и системы коммуникаций, обеспечивающие быстрое перемещение огромных потоков информации, высококлассный сервис, надежную связь с любой точкой планеты [2, 84 с.].

Электросвязь — вид связи, представляющий собой любые излучения, передачу или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных сообщений по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Национальный оператор электросвязи — оператор электросвязи, на которого Министерством связи и информатизации Республики Беларусь возлагаются функции по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на всей территории Республики Беларусь и который имеет исключительное Право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств.

Обязанности национального оператора электросвязи возложены на Республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком».

Министерство связи и информатизации Республики Беларусь в области электросвязи осуществляет:

разработку и реализацию программ развития электросвязи;

координацию деятельности в области создания и развития сетей электросвязи;

перспективное планирование использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами гражданского назначения;

установление единого порядка взаимодействия сетей электросвязи через сеть электросвязи общего пользования, а также мониторинга и централизованного управления сетью электросвязи общего пользования;

определение требований к построению, нумерации, организационно-техническому обеспечению функционирования сетей электросвязи, управлению ими, к обеспечению защиты сетей электросвязи от несанкционированного доступа к ним и передаваемым по ним сообщениям, использованию радиочастотного спектра, порядку пропуска трафика, оказанию услуг электросвязи;

регулирование деятель операторов электросвязи;

международное сотрудничество в области электросвязи, включая взаимодействие с международными организациями и администрациями

электросвязи других государств, обеспечение выполнения обязательств по международным договорам Республики Беларусь;

разработку и принятие нормативных правовых актов.

Для осуществления координации работ по созданию и строительству в республике средств и сетей электросвязи, имеющих выход на сеть электросвязи общего пользования, создан постоянно действующий орган — Межведомственный координационный совет при Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь (далее — МВКС).

За органами же местного самоуправления муниципальных районов и городских округов закрепляется только обязанность содействовать организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи. К универсальным услугам связи данным законом отнесены услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» с использованием пунктов коллективного доступа.

Связь и информатизация являются составной частью производственной инфраструктуры любого государства. В экономике связь стала одной из наиболее инвестиционных привлекательных отраслей. При этом техническая и экономическая стратегия развития услуг связи строится в направлении создания информационной инфраструктуры, на вхождение Беларуси в глобальное информационное сообщество.

Информационно-коммуникационные технологии и услуги в настоящее время являются ключевым фактором развития всех областей социально-экономической сферы. Как и во всем мире, в Беларуси эти технологии демонстрируют бурные темпы роста. Так, в последние пять лет рост рынка услуг связи у нас ежегодно составляет около 45% [3, 42 с.].

Из всех существующих компьютерных сетей, используемых банками, предприятиями торговли и прочими экономическими агентами, первую скрипку в формировании глобального и национальных электронных рынков играет, безусловно, Интернет. поэтому многие авторы не без оснований сосредоточивают свое внимание на интернет-коммерции, на сфере деловой активности в Глобальной Сети. правда, деловая активность в Интернет — это не «любая сделка», но именно она определяет современный облик электронной коммерции.

В любом коммерческом предприятии, будь то традиционный магазин или электронный, основным слагаемым успеха является план маркетинга, разработанный и внедренный владельцем компании. Причем необходимо проводить маркетинговые мероприятия как в Сети, так и за ее пределами [4, 67 с.].

важно уметь представить на рынке товары и услуги; необходимо также решить все связанные с этим задачи: сегментирование рынка, определение потребностей покупателей в целевых сегментах и способы продвижения товара, связь с потребителями (другими словами, реклама).

2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УСЛУГ СВЯЗИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Доходы от услуг связи

Центральным органом управления отраслью является Министерство связи, которое разрабатывает и реализует программы развития связи и сетевой инфраструктуры; координирует деятельность субъектов хозяйствования в области связи в целях удовлетворения потребностей центральных органов управления, предприятий, учреждений, организаций и населения в услугах связи. Министерству связи подведомственны 32 объединения, предприятия и учреждения и 285 обособленных структурных подразделений.

Численность работников связи составляет 62 тыс. человек, из них 29 тыс. работников электросвязи, 26 тыс. специалистов почтовой связи, 1,2 тыс. человек, работающих на предприятиях республиканского радиотелевизионного передающего центра, и 4 тыс. человек работают на промышленных предприятиях Министерства связи Республики Беларусь.

рисунок 2.1

Данные об основных финансовых результатах организаций связи

Из таблицы видно, что выручка от реализации, товаров, услуг выросла на 182,3%, чистая Прибыль увеличилась в 4 раза, что говорит о эффективности развития сферы услуг связи и их развитии.

рисунок 2.2

Доходы от услуг связи по видам услуг

Доходы от услуг связи в 2011 году составили 7,2 триллиона рублей. В составе доходов наибольший удельный вес приходится на услуги сотовой подвижной электросвязи — 2,8 триллиона рублей.

Изобразим динамику доходов от видов услуг связи.

рисунок 2.3 — Доходы от услуг связи в 2011 году (триллионов рублей)

.2 Развитие электросвязи в Республике Беларусь

.2.1 Телевидение и радиовещание

На сегодняшний день наиболее эффективным и технологичным видом доставки информации населению является эфирная трансляция телевизионных и звуковых программ.

В Республике Беларусь телевизионное вещание государственных, региональных и коммерческих телепрограмм обеспечивает более 285 телевизионных.

На территории Республики Беларусь осуществляется эфирная трансляция следующих государственных телевизионных программ в аналоговом формате:

. Беларусь 1;

. Общенациональное телевидение (ОНТ);

. Столичное телевидение (СТВ);

. Беларусь 2 + Областное вещание;

. РТР-Беларусь;

. НТВ-Беларусь.

По всем каналам транслируются телемагазины, которые действуют как на территории Беларуси, так и за рубежом.

.2.2 Сеть сотовой подвижной электросвязи

услуги сотовой подвижной электросвязи в республике оказывают четыре оператора: ИП «Велком», СООО «Мобильные ТелеСистемы», ЗАО «БеСТ», СП ООО «БелСел».

Общее количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в республике достигло 10,6 миллиона. Уровень проникновения сотовой связи в республике составил 115,2 абонента на 100 жителей республики.

Рисунок 2.4 — Количество абонентов сотовой подвижной электросвязи

Сотовой подвижной электросвязью охвачено 98 процентов территории республики, на которой проживает 99,7 процента населения.

Операторами сотовой подвижной электросвязи стандарта GSM внедрены перспективные технологии, обеспечивающие беспроводной широкополосный доступ в Интернет (GPRS и EDGE), обмен мультимедийными сообщениями (MMS). 3,4 миллиона абонентов сетей сотовой подвижной электросвязи пользуются услугой беспроводного доступа в Интернет.

РУП «Белтелеком» и операторами сотовой подвижной электросвязи ведутся работы по обеспечению оказания операторами сотовой подвижной электросвязи стандарта GSM услуги переносимости номера — предоставление возможности для абонента, обслуживаемого одним из операторов сотовой подвижной электросвязи, сохранить его абонентский номер при переходе на обслуживание к другому оператору.

Любой вид деятельности в области международной торговли поддерживается через услуги связи.

.2.3 сеть передачи электросвязи

В соответствии с данными государственной статистической отчетности на начало 2012 года общая монтированная емкость сетей передачи данных в Республике Беларусь составила 4,689 млн. портов, из них:

в г. Минске смонтировано 2,87 млн. портов;

в областных центрах 0,7 млн. портов;

в районных центрах и населенных пунктах 1,12 млн. портов.

Общая монтированная емкость сетей стационарного широкополосного доступа на начало 2012 года составила 2,51 млн. портов.

На начало года в целом по Республике Беларусь насчитывалось более 1150 точек доступа для публичного пользования, в том числе в г. Минске — более 550 точек доступа.

Исходя из спроса населения на услуги передачи данных, а также иных социально-экономических факторов на сегодняшний день сложилось следующее распределение операторов электросвязи в целом по Республике Беларусь (по месту регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя):

Рисунок 2.5 — Распределение операторов электросвязи

На сегодняшний день национальный оператор электросвязи РУП «Белтелеком» (торговая марка ByFly) эксплуатирует сеть электросвязи, имеющую узлы передачи данных во всех областных и районных центрах Республики Беларусь. помимо РУП «Белтелеком» также в каждом областном центре республики присутствуют ИООО «альтернативная цифровая сеть» (торговая марка «Шпаркий домовик») и СП ООО «Деловая сеть» (торговая марка SML).

Количество абонентов и пользователей сети Интернет на начало текущего года достигло 6,8 млн., в том числе физических лиц — 6,1 млн. количество абонентов и пользователей беспроводного доступа в сеть Интернет составило 4,5 млн. и возросло за год на 34,2%. В общем количестве абонентов и пользователей сети Интернет абоненты широкополосного доступа (стационарного и беспроводного) составили 57,4%., которые в общей сложности дали Br 854 млрд. товарооборота. Но уже в 2012 году товарооборот возрос до Br1300 млрд, а количество интернет-магазинов увеличилось до 4,63 тысяч.

Рисунок 2.6- Интернет на 1 000 человек населения (единиц)

По роду деятельности лидируют «специалисты» (25%), на втором месте — студенты и учащиеся (16%).

С 1 января 2013 г. вступает в силу законтоваров (работ, услуг)» от 13 июля 2012 г. №419-з. документ приводит порядок их осуществления в нашей стране в соответствие с Соглашением о государственных (муниципальных) закупках, подписанным 9 декабря 2010 г. в рамках формирования единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Согласно документу в большинстве случаев процедура проведения госзакупок приобретет электронный формат.

Электронный формат является наиболее эффективным инструментом в борьбе с коррупцией в этой сфере, позволяет заказчику (организатору) уменьшить расход бюджетных средств на проведение закупки. В то же время для непосредственных участников соответствующей процедуры это еще и экономия времени и финансов, а также гарантия удобства работы. наконец, возможность проявить свою оперативность при принятии решений и подаче предложений в условиях здоровой конкуренции с другими участниками.

Основными инструментами Интернет-торговли в Республике Беларусь являются:

Интернет-магазин;

Интернет-аукцион;

Информационный корпоративный портал;

Интернет-биржа.

При организации электронной торговли, немаловажным является вопрос о том, каким образом будет проводиться оплата товара/услуги. Выбор формы оплаты зависит от специфики торговли, вероятных покупателей и других факторов:

. Оплата наличными производится курьеру при доставке товара или при визите покупателя в реальный магазин. Магазину неудобно, а зачастую невозможно, обслуживать клиентов, проживающих в других регионах страны или за рубежом.

. Оплата банковским или почтовым переводом достаточно актуальна для юридических лиц и при крупных суммах покупок.

. Чтобы уменьшить время транзакции и сохранить прочие преимущества предыдущей формы оплаты, можно воспользоваться приемом, который используют хостинг-провайдеры при реализации своих услуг — открытие лицевого счета клиента на сайте.

. Онлайновые платежные системы

В интернете существует множество платёжный систем. Самые распространенные среди них:

. Крупнейшие мировые платёжные системы — PayPal и Authorize.net;

. Egold.com — особенно эффективна для проведения международных платежей;

. Webmoney.ru — пионер рынка электронных платежей на территории СНГ.

.2.4 Сеть стационарной электросвязи

В настоящее время в республике построена развитая сеть междугородных магистральных линий по «кольцевой» структуре с применением волоконно-оптического кабеля и оборудования синхронной цифровой иерархии с выходом по двум подходам на все сопредельные государства (Польша, Литва, Латвия, Россия, Украина). Местная телефонная сеть состоит свыше 4,2 миллиона номеров. доля цифрового коммутационного оборудования местных телефонных сетей составляет более 80 процентов.

Рисунок 2.7- Количество телефонных аппаратов сети стационарной электросвязи

Плотность телефонных аппаратов на 100 человек на 1 января 2011 года составила 43,6. Стационарной телефонной связью обеспечено 99 процентов сельских населенных пунктов от их общего числа. Установлены телефоны во всех малонаселенных пунктах, где имелись заявления граждан.

Без стационарной связи не проходит ни одна торговая операция, договоры о сотрудничестве, сделке, продаже, оплате, доставке — все на начальной стадии обсуждается по средством связи.

.3 Развитие почтовой связи в Республике Беларусь

отрасль почтовой связи является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Республики Беларусь и функционирует на ее территории для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц, органов государственного управления в услугах почтовой связи. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О почтовой связи» Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта» обеспечивает бесперебойную работу по оказанию услуг населению на территории всей республики.

РУП «Белпочта» это: 6 областных филиалов и Производство «Минская почта», филиал «Узел специальной связи» и автотранспортное Производство, 116 узлов почтовой связи, 3743 объекта почтовой связи, в т.ч. 3616 отделений почтовой связи (из них 753 городских, 2771 сельское, 92 передвижных) и 127 пунктов почтовой связи.

Услуги почтовой связи — это прием, обработка, перевозка, доставка (вручение) адресатам отправлений письменной корреспонденции, посылок, денежных переводов, отправлений ускоренной почты, прием подписки и доставка печатных средств массовой информации, выплата пенсий и пособий.

Кроме того, отделения почтовой связи предоставляют более 50 видов непрофильных услуг: реализация товаров потребительского спроса и бланков строгой отчетности, карточек экспресс-оплаты, лотерейных билетов, прием различных видов платежей, ксерокопирование и сканирование, дилерские услуги по подключению к сети МТС, Velcom, предоставление услуг Интернет, банковские и страховые услуги, письменное поздравление от Деда Мороза, рассылка прямой почтовой рекламы и многое другое.

РУП «Белпочта» постоянно работает над расширением перечня услуг. Так, в сентябре 2010 г. белорусская почтовая служба внедрила услугу «Гибридная почта», которая включает в себя распечатку, конвертование и рассылку информации, полученной от потребителя услуги в электронном виде. услуга предназначена для организаций и предприятий, которые осуществляют массовые рассылки отправлений письменной корреспонденции. Предусматривается возможность дополнительного вложения в формируемые почтовые отправления материалов, представленных клиентом в физическом виде (буклеты, календари и прочая продукция). Юридические лица смогли по достоинству оценить преимущества прямой почтовой рекламы (directmail), которая позволяет быстро донести информацию или рекламу до потенциальных потребителей.

В настоящее время как физические, так и юридические лица в качестве знаков почтовой оплаты могут воспользоваться «Электронной маркой». Это электронный знак почтовой оплаты, наносимый на почтовые отправления вместо почтовых марок и подтверждающий оплату услуг почтовой связи.

«электронная марка» представляет собой специальный двумерный распознаваемый сканерами штрихкод (квадрокод), содержащий всю информацию о почтовом отправлении.

Развиваются услуги «товары-почтой», а также услуги на базе Интернет-технологий: интернет-подписка, интернет-оплата, Интернет-торговля.

Доходы от услуг почтовой связи в 2012 году составили Br 581 млрд., что в сопоставимых ценах на 28% больше, чем в 2011 году. В структуре доходов от услуг почтовой связи преобладали доходы от выплаты пенсий, пособий, компенсаций и осуществления других выплат (41,7%), приема подписки, доставки и переадресования печатных средств массовой информации (20,2%), от услуг пересылки письменной корреспонденции (16,9%). Доходы от пересылки денежных переводов составили 6,8%, от взаимодействия с международными операторами — 5,5%, а от пересылки посылок — 2,8%.Mail Service (EMS) — это услуга почтовой связи, при которой доставка и вручение почтовых отправлений осуществляется в максимально короткие сроки. Оказывается данная услуга как на территории Республики Беларусь, так и в более чем в 200 странах и территориях мира. Отправления ускоренной почты EMS подразделяются на внутренние и международные. В Беларуси эту услугу оказывает Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта».

Благодаря уникальной сети (прием осуществляют все почтовые отделения связи), устоявшейся инфраструктуре, эффективной системе перевозок, а так же сотрудничеству с Кооперативом EMS мы предлагаем надежную курьерскую доставку по принципу «от двери до двери» во все населенные пункты Беларуси и по всему миру.

услуга связь международный торговля

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УСЛУГ СВЯЗИ В международной ТОРГОВЛЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы (далее — Национальная программа) разработана на основании Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. №1174 «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год» (национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №197, 5/32317) (далее — Стратегия).

Для целей Национальной программы применяются термины и их определения в значениях, установленных Положением о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. №404 (национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №93, 5/29550) (далее — Положение), Стратегией, а также следующие термины и их определения:

заказчик мероприятия Национальной программы — государственный орган либо государственная организация, инициирующий(ая) через заказчика в рамках подпрограммы мероприятие и заинтересованный(ая) в его исполнении, а также использовании результатов, осуществляющий(ая) приемку результатов работ и их последующую эксплуатацию;

услуги в области информационных технологий — разработка и продажа программных продуктов, предоставление услуг, связанных с консалтингом, внедрением и поддержкой информационных технологий, включая выполнение внешним подрядчиком функций, связанных с поддержкой и обслуживанием информационных систем и ИТ-инфраструктуры, а также разработкой программного обеспечения под заказ.

Система национальных приоритетов, сформулированная в проекте основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, предполагает создание благоприятных условий для интеллектуального и физического развития населения, инновационно-структурное обновление экономики, повышение уровня конкурентоспособности продукции на основе структурной перестройки, технико-технологического переоснащения и реструктуризации производства.

Развитие услуг связи является важнейшим фактором в обеспечении функционирования экономики и удовлетворения потребностей населения. Приоритетное развитие таких услуг позволило многим государствам Центральной и Восточной Европы преодолеть разрыв в уровнях социально-экономического развития по сравнению с лидирующими (развитыми) странами.

Формирование информационного общества обеспечивается наличием развитого человеческого капитала, высокого научного потенциала, системы государственной поддержки разработки ИКТ.

Вместе с тем успешное развитие информационного общества сдерживается факторов. Для их устранения необходимо:

ускорить создание инфраструктуры для предоставления государственными органами электронных услуг с использованием средств электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП);

развивать экспортно-ориентированную отрасль услуг в области информационных технологий (ИТ-индустрия);

расширить представительство государства, бизнеса, общественных организаций в глобальной компьютерной сети Интернет;

принять меры по повышению уровня компьютерной грамотности государственных служащих и населения в целом;

обеспечить эффективное применение современных возможностей ИКТ при решении задач в сфере занятости населения;

совершенствовать систему взаимодействия государства и бизнеса в сфере информатизации.

Цель и основные задачи Национальной программы соответствуют стратегической цели устойчивого развития страны, которая определена Национальной стратегией как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений, а также Стратегии.

В Концепции государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол заседания от 21 апреля 2010 г. №11), среди важнейших направлений инновационного развития отраслей и регионов определены:

построение современной телекоммуникационной инфраструктуры;

создание и обеспечение функционирования государственной системы оказания электронных услуг;

формирование и развитие в республике услуг в сфере ИКТ, соответствующих мировому уровню.

В ходе реализации Национальной программы предполагается применение современных решений в области технологий, отнесенных Концепцией государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы к критическим, а именно:

обработки и передачи информации, формирования и хранения государственных информационных ресурсов;

создания и обеспечения функционирования государственной системы предоставления информационных услуг;

функционирования интегрированных систем автоматизации деловых и административных процедур, электронного документооборота;

функционирования технических и аппаратно-программных систем и средств защиты информации и контроля ее защищенности;

развития государственной системы научно-технической информации (образовательных, медицинских, библиотечных, музейных Интернет-ресурсов).

Основными задачами Национальной программы являются:

развитие национальной ИКИ, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства, создание благоприятной среды для оказания электронных услуг, формирования государственных информационных ресурсов (далее — ГИР) и обеспечение доступа к ним на всей территории республики, обеспечение информационного взаимодействия всех участников информационного обмена;

повышение эффективности реализации основных государственных функций посредством создания и развития государственной системы оказания электронных услуг;

создание условий, способствующих повышению качества и эффективности информационных отношений населения и государства, посредством формирования системы оказания информационных услуг по направлениям занятости и социальной защиты населения на основе применения ИКТ, повышение качества работы органов и организаций системы Минтруда и соцзащиты;

создание условий, содействующих развитию информационного общества, на основе развития человеческого капитала и широкого внедрения элементов электронного обучения;

реализация государственной информационной политики, содействующей развитию международной торговли как составной части экономики республики, обеспечению конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках, развитию направления по предоставлению электронных услуг участникам международной торговли как белорусским, так и иностранным;

расширение представительства государства, бизнеса, общественных организаций в глобальной компьютерной сети Интернет, развитие национального интернет-контента;

развитие системы информационной безопасности, обеспечивающей правовое и безопасное использование ИКТ, укрепление доверия, обеспечение условий для безопасного оказания и получения электронных услуг;

создание условий для развития ИТ-индустрии в целях ускоренного развития услуг в области информационных технологий, привлечения заказов по разработке ИТ-продукции, содействие росту валютных поступлений в республику.

Общая сумма бюджетного финансирования составляет 314 834,7 млн. рублей, в том числе за счет государственного целевого бюджетного инновационного фонда Минсвязи — 27 970 млн. рублей и государственного целевого бюджетного фонда универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания) — 77 857,0 млн. рублей.

Структура расходов на финансирование национальной программы за счет средств республиканского бюджета включает следующие статьи затрат:

на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — 119 953,7 млн. рублей, в том числе:

год — 28 938,6 млн. рублей;

год — 28 382 млн. рублей;

год — 16 273,3 млн. рублей;

на капитальные вложения — 89 054 млн. рублей*, в том числе:

год — 26 430 млн. рублей;

год — 26 200 млн. рублей;

год — 19 104 млн. рублей;

на инвестиции в основной капитал — 105 827 млн. рублей, в том числе:

из государственного целевого бюджетного инновационного фонда Минсвязи — 27 970 млн. рублей, из них:

из государственного целевого бюджетного фонда универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания) — 77 857 млн. рублей в 2011 году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Связь рассматривается как важнейший фактор экономического развития, повышения конкурентоспособности производства и процветания нации. По мнению Независимой международной комиссии по развитию всемирной связи при Международном союзе электросвязи, программа экономического развития любой страны не может рассматриваться как сбалансированная и эффективная, пока в ней не будет уделено должного внимания роли средств связи в развитии национальной экономики и пока определенный приоритет не будет предоставлен развитию национальных систем связи.

Центральным органом управления отраслью является Министерство связи, которое разрабатывает и реализует программы развития связи и сетевой инфраструктуры; координирует деятельность субъектов хозяйствования в области связи в целях удовлетворения потребностей центральных органов управления, предприятий, учреждений, организаций и населения в услугах связи.

В Республике Беларусь телевизионное вещание государственных, региональных и коммерческих телепрограмм обеспечивает более 285 телевизионных.

Общее количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в республике достигло 10,6 миллиона. Уровень проникновения сотовой связи в республике составил 115,2 абонента на 100 жителей республики.

Сотовой подвижной электросвязью охвачено 98 процентов территории республики, на которой проживает 99,7 процента населения. любой вид деятельности в области международной торговли поддерживается через услуги связи.

Количество абонентов и пользователей сети Интернет на начало текущего года достигло 6,8 млн., в том числе физических лиц — 6,1 млн. количество абонентов и пользователей беспроводного доступа в сеть Интернет составило 4,5 млн. и возросло за год на 34,2%. В общем количестве абонентов и пользователей сети Интернет абоненты широкополосного доступа (стационарного и беспроводного) составили 57,4%., которые в общей сложности дали Br 854 млрд. товарооборота. Но уже в 2012 году товарооборот возрос до Br1300 млрд., а количество интернет-магазинов увеличилось до 4,63 тысяч.

Основными инструментами Интернет-торговли в Республике Беларусь являются:

Интернет-магазин;

Интернет-аукцион;

Информационный корпоративный портал;

Интернет-биржа.

В настоящее время в республике построена развитая сеть междугородных магистральных линий по «кольцевой» структуре с применением волоконно-оптического кабеля и оборудования синхронной цифровой иерархии с выходом по двум подходам на все сопредельные государства (Польша, Литва, Латвия, Россия, Украина). Местная телефонная сеть состоит свыше 4,2 миллиона номеров. доля цифрового коммутационного оборудования местных телефонных сетей составляет более 80 процентов.

Услуги почтовой связи — это прием, обработка, перевозка, доставка (вручение) адресатам отправлений письменной корреспонденции, посылок, денежных переводов, отправлений ускоренной почты, прием подписки и доставка печатных средств массовой информации, выплата пенсий и пособий.

РУП «Белпочта» это: 6 областных филиалов и Производство «Минская почта», филиал «Узел специальной связи» и автотранспортное Производство, 116 узлов почтовой связи, 3743 объекта почтовой связи, в т.ч. 3616 отделений почтовой связи (из них 753 городских, 2771 сельское, 92 передвижных) и 127 пунктов почтовой связи.

Доходы от услуг почтовой связи в 2012 году составили Br 581 млрд., что в сопоставимых ценах на 28% больше, чем в 2011 году. В структуре доходов от услуг почтовой связи преобладали доходы от выплаты пенсий, пособий, компенсаций и осуществления других выплат (41,7%), приема подписки, доставки и переадресования печатных средств массовой информации (20,2%), от услуг пересылки письменной корреспонденции (16,9 %). Доходы от пересылки денежных переводов составили 6,8%, от взаимодействия с международными операторами — 5,5%, а от пересылки посылок — 2,8%.

очевидно, что для Беларуси, вставшей на путь рыночных преобразований, с ее невысоким уровнем развития сети телекоммуникаций проблема ускоренного развития как традиционных, так и новых видов связи (телефакса и телетекса, сотовой телефонной связи и др.) приобретает особо важное значение не только как средство создания технической базы, но и важнейшего фактора повышения эффективности общественного производства и решения социальных задач.

Связь является одной из отраслей общественного производства. Функции связи состоят в оказании потребителям услуг по передаче различного рода сообщений: писем, телеграмм, телефонных разговоров, данных и других видов информации. Предоставляя услуги по сбору, обработке и передаче информации различным хозяйствующим субъектам и населению, связь обладает всеми характерными чертами материального производства (в отрасли связи создается потребительная стоимость и стоимость).

ключевая роль в разработке и реализации региональной концепции развития системы услуг связи должна принадлежать государству, его органам управления. прежде всего, должна быть глубоко осознана Идеология решающей роли государственной политики в создании современной сферы связи. последнее предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов обработки, переработки и передачи информации во всех сферах жизнедеятельности общества, активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), систем и средств связи, потребления разнообразных услуг.

Разработанные предложения поспособствуют улучшению обеспечения населения Уфимского района Республики Башкортостан услугами связи. Мероприятия по развитию средств связи, по развитию внутрипроизводственной телефонной связи, широкополосного доступа в Интернет следует проводить в отдаленных районах города, в которых ощущается проблема обеспеченности средствами связи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Абакарова, П.М. Приоритетные вопросы государственного регулирования сферы услуг связи // проблемы теории и практики экономики народнохозяйственного комплекса региона [текст]: сборник научных трудов / П.М. Акабарова. — СПБ: Питер, 2009. — 220 с.

2.Абакарова, П.М. анализ состояния и тенденции развития сферы услуг связи на современном этапе [Текст]: Обзорно-аналитический материал / П.М. Акабарова. — СПБ: Питер, 2010. — 120 с.

.Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное управление [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Глазунова. — М.: Проспект, 2007. — 410 с.

.Информационные ресурсы Беларуси: каталог. Вып. 8 / сост. В.Н. Агафонов; под общ. ред. О.И. Галиновского, С.А. Шаврова. — Минск: Адукацыя и выхаванне, 2009. — 454 с.

.национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020). — Минск: Юнипак, 2004.

.Карминский, A.M. Информатизация и коммуникация в бизнесе [Текст]: учеб. пособие / А.М. Карминский, П.В. Нестеров. — М.: финансы и статистика, 2007. — 389 с. 2. Короткое Э.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. — М.: ДеКа, 2010. — 562 с.

.Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления [Текст]: учеб. пособие / Р.Т. Мухаев. — М.:ЮНИТИ, 2007. — 325 с.

.Ноздрин, В.В. Перспективы развития рынка услуг спутниковой связи и вещания [текст] / В.В. Ноздрин // Технологии и средства связи. — 2008. — №4. — С. 7.

.Омарова, Д.М. Организационно-экономические аспекты успешной деятельности базового регионального оператора связи // проблемы теории и практики экономики народнохозяйственного комплекса региона [текст]: сборник научных трудов / Д.М. Омарова. — Москва. 2008. — 115 с.

10.Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления [Текст]: учеб. пособие / О.М. Рой. — СПБ: Питер, 2007. — 382 с.

11.Тихомиров, В.П. Введение в информационный бизнес [Текст]: учеб. пособие / В.П. Тихомиров, А.В. Хорошилов. — М.: финансы и статистика, 2008. — 338 с.

12.Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [электронный ресурс] / Нац. стат. Комитет Респ. Беларусь. — Минск, 2012

13.национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство связи и информатизации Респ. Беларусь. — Минск, 2012

Учебная работа. Услуги связи как объект международной торговли