Учебная работа. Современная внешнеполитическая концепция России и ее реализация в отношениях с балканскими странами
Современная внешнеполитическая концепция России и ее реализация в отношениях с балканскими странами
Современная внешнеполитическая концепция России и ее реализация в отношениях с балканскими странами
ВВЕДЕНИЕ
внешнеполитический балканский сотрудничество
Актуальность темы исследования в данной курсовой связана с тем, что во-первых, россия исторически представляла собой влиятельного игрока на внешнеполитической арене. особенно значимая роль России в сопредельных регионах, которые находятся в непосредственной близости ее границ.
Во-вторых, современные внешнеполитические проблемы, с которыми столкнулась Россия, заставляют её расширять свое внешнеполитическое влияние в тех регионах, которые исторически входили в сферу интересов российского государства. Одним из таких регионов являются Балканы.
В-третьих, отношения России с балканскими странами в научной и учебной литературе описываются, как правило, в рамках определенного периода, будь то отношения, которые имели место быть в далеком прошлом, например во времена Первой мировой войны или же отношения, которые имели место быть в 1990-е годы, в то время, когда россия только начинала нащупывать необходимый ей вектор внешней политики, а на территории балканских стран происходили острые (в том числе и вооруженные) конфликты. Исходя из этого, необходимо рассмотреть внешнеполитические отношения между Россией и балканскими странами, как в разрезе недавней исторической перспективы (1990-е годы), так и применительно к сегодняшней действительности и текущим геополитическим процессам как в балканском регионе, так и в мире.
Целью данной курсовой работы является исследование современной внешнеполитической концепции россии и ее реализации в отношениях с балканскими странами. Выявить особенности, характеристики, тенденции,
Для того, чтобы достигнуть цель, которая поставлена в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику концепции внешней политики Российской Федерации;
рассмотреть основные направления сотрудничества россии с балканскими странами.
Объектом исследования в курсовой работе является современная внешнеполитическая концепция России.
В качестве предмета исследования можно рассмотреть отношения России с балканскими странами.
На защиту выносится положение о том, что балканские страны являются одним из основных союзников россии международной политики, что подтверждается как историческими традициями, так и текущими отношениями между Россией и балканскими странами.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. ОБЩАЯ характеристика КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В современном мире происходят динамичные и фундаментальные перемены, которые глубоко затрагивают интересы Российской Федерации, а также интересы ее граждан. Россия представляет собой активного участника данного процесса. Россией оказывается существенное влияние на формирование нового мироустройства ввиду того, что россия поддерживает интенсивные отношения с ведущими государствами мира, обладает значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, а также является постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Возможности сотрудничества на мировой арене существенно расширились ввиду продвижения российских реформ, прекращения конфронтации и последовательного преодоления последствий «холодной войны», а также трансформации международных отношений. Угроза, которую представляет собой возможность глобального ядерного конфликта, была сведена к минимуму. несмотря на тот факт, что значение военной силы в отношениях между государствами сохраняется, все более значительную роль начинают играть такие факторы как информационные, экологические, научно-технические, политические и экономические. В качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации, на передний план выходят такие ее возможности как коммуникационные, информационные и интеллектуальные. Также важное значение для России начинают приобретать диверсификация экономических связей и концентрация финансового капитала, степень сопряжения производственных и научных ресурсов, образовательный уровень населения и населения и его благосостояние. Подавляющее большинство государств в настоящее время устойчиво ориентированы на демократические ценности и рыночные методы хозяйствования. Взаимозависимость государств начинает иметь глобальный характер в связи с тем, что был осуществлен крупный прорыв по ряду ключевых направлений научно-технического прогресса, который привел к тому, что было создано единое общемировое информационное пространство, углубились и диверсифицировались международные экономические связи. В то же время осуществляется создание предпосылок, направленных на построение более устойчивого к кризису и стабильного мирового устройства.
однако международная сфера характеризуется тем, что в ней происходит зарождение новых вызовов и угроз, которые имеют отношение национальным интересам Российской Федерации. Усилилась тенденция к созданию однополярной структуры мира, которая связана с силовым и экономическим доминированием Соединенных Штатов Америки. В процессе решения вопросов, которые являются принципиальными в сфере международной безопасности, делается ставка на форумы, имеющие ограниченный состав, и западные институты. Роль Совета Безопасности ООН ослабевает.
российские интересы имеют непосредственную связь и с рядом других тенденций, среди которых можно выделить:
глобализация мирового экономического развития. Вместе с дополнительными возможностями, которые дает научно-технический прогресс и расширение человеческих контактов, подобная тенденция приводит также к возникновению и новых опасностей, особенно для тех государств, которые являются экономически ослабленными. Вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов усиливается. Происходит возрастание риска зависимости информационного пространства РФ и экономической системы государства от возможного внешнего воздействия;
возрастание в мировой экономики роли международных механизмов и институтов, среди которых МБРР, МВФ и др. Данный факт связан с тем, что имеет место быть объективный рост взаимозависимости между государствами. растет также необходимость повысить управляемость международной системы. Российские интересы направлены на то, чтобы принимать равноправное и полноформатное участие в процессах, связанных с разработкой основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в сложившихся современных условиях;
тенденции, связанные с развитием региональных и субрегиональных интеграционных процессов в Европе, Латинской Америки, Африки и Азиатско-Тихоокенском регионе. Интеграционным объединением придается все большее существенный фактор миротворчества, а также региональной и субрегиональной безопасности;
тенденции, связанные с военно-политическим соперничеством между региональными державами, ростом сепаратизма, религиозного и этнонационального экстремизма.
Те угрозы, которые имеют связь с описанными тенденциями, усугубляет также ограниченность, связанная с ресурсным обеспечением внешней политики Российской Федерации. Данный факт делает затруднительным отстаивание российской Федерацией своих интересов во внешней политике. Рамки информационного и культурного влияния России за рубежом, в связи с этим, сужаются.
вместе с тем, у Российской Федерации имеется реальный потенциал для того, чтобы обеспечить себе достойное место в мировом сообществе. В данном плане, определяющее значение принадлежит дальнейшему укреплению российской государственности, консолидации гражданского общества и скорейшему переходу россии к устойчивому росту экономики.
За последние десятилетия российской Федерации удалось воспользоваться дополнительными возможностями, которые связаны с международным сотрудничеством и которые были открыты в результаты определенных преобразований в стране. россия смогла существенно продвинуться на пути, связанном с интеграцией в систему мировых хозяйственных связей, а также смогла вступить в ряды влиятельных международных институтов и организаций. Благодаря напряженным усилиям в этом направлении, россия смогла укрепить свои позиции на международной арене.
Российской Федерацией проводится самостоятельная и конструктивная внешняя политика. В основе этой внешней политик лежит последовательность и предсказуемость, а также взаимовыгодный прагматизм. Данная Политика является максимально прозрачной, учитывающей законные интересы прочих государств и нацеленной на поиск совместных решений.
россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.
Главным центром регулирования международных отношений в XXI веке должна оставаться Организация Объединенных Наций. Российская Федерация будет решительно противодействовать попыткам принизить роль ООН и ее Совета безопасности в мировых делах.
Главным приоритетом внешней политики российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения россии в систему мирохозяйственных связей.
Россия, приверженная ценностям демократического общества, включая уважение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы:
добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире на основе соблюдения норм международного права;
защищать права и интересы российских граждан и соотечественников за рубежом на основе международного права и действующих двусторонних соглашений. Российская Федерация будет добиваться адекватного обеспечения прав и свобод соотечественников в государствах, где они постоянно проживают, поддерживать и развивать всесторонние связи с ними и их организациями;
развивать международное сотрудничество в области гуманитарного обмена;
расширять участие в международных конвенциях и соглашениях в области прав человека;
продолжить приведение законодательства российской Федерации в соответствие с международными обязательствами России.
важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях российской Федерации, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества.
В качестве одного из приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации можно назвать направленность на то, чтобы обеспечить соответствие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами, которые являются участниками Содружества независимых Государств (СНГ), тем задачам, которые связанны с обеспечением безопасности страны.
Россия будет делать упор на то, чтобы развивать добрососедские отношения и стратегическое партнерство со всеми странами, которые являются участниками СНГ. Практическое выстраивание отношений с каждой страной необходимо осуществлять исходя из необходимости учета встречной открытости для сотрудничества, а также готовности тех или иных стран учитывать интересы России, которые связаны, в том числе, и с обеспечением прав российских соотечественников.
Традиционно приоритетным направлением внешнеполитической деятельности российской Федерации является выстраивание отношений с государствами Европы. В качестве главной цели европейского направления российской внешней политики можно выделить создание демократической и стабильной системы сотрудничества и общеевропейской безопасности. Россия имеет Интерес в том, чтобы многофункциональный характер Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) продолжил сбалансированное развитие. российская Федерация готова прилагать в этом направлении все усилия.
важное значение в российской внешней политике уделяется отношениям с Европейским Союзом (ЕС). Те процессы, которые происходят в ЕС, в постоянно увеличивающейся степени оказывают влияние на динамику ситуации в Европе. В качестве данных процессов можно назвать расширение границ ЕС, переход стран ЕС к единой валюте, проведение институциональной реформы, развитие внешний политики в сфере безопасности на общих началах. Проводя рассмотрение этих процессов в качестве объективной составляющей европейского развития, россия будет добиваться того, чтобы ее интересы учитывались должным образом. Это касается в том числе и сферы двусторонний отношений, которые Российская Федерация имеет с отдельными странами, являющимися членами европейского Союза. ЕС для России является одни из важнейших экономических и политических партнеров. Исходя из этого, задачами Российской Федерации является развитие с ним долгосрочного, устойчивого и интенсивного сотрудничества, которое было бы лишено каких-либо колебаний конъюнктурного характера.
Также Россия стремиться к всестороннему содействию к достижению справедливого и прочного урегулирования ситуации на Балканах, которое должно иметь в своей основе согласованные решения международного сообщества.
Также Российская Федерации имеет готовность к тому, чтобы преодолевать те значительные трудности, которые имеют место в отношениях с Соединенными Штатами Америки. Россия желает сохранить ту инфраструктуру российско-американского сотрудничества, которая сложилась на протяжении ряда лет. Несмотря на тот факт, что имеют место быть срезные разногласия, которые в ряде случаев являются принципиальными, сотрудничество между Россией и Соединенными Штатами Америки представляет собой необходимо условие для того, что была обеспечена глобальная стратегическая стабильность, а также улучшалась международная обстановка.
В заключение первой главы курсовой работы можно сделать вывод о том, что общая концепция внешней политики Российской Федерации ориентирована на конструктивное решение тех проблем, которые встают перед мировым сообществом и Россией в том числе.
Можно выделить следующие мировые тенденции, которые не мог ни быть замеченными или упомянутыми в вопросах, которые касаются внешней политики Российской Федерации:
— глобализация мирового экономического развития;
возрастание в мировой экономики роли международных механизмов и институтов, среди которых МБРР, МВФ и др.
тенденции, связанные с развитием региональных и субрегиональных интеграционных процессов в Европе, Латинской Америки, Африки и Азиатско-Тихоокенском регионе;
— тенденции, связанные с военно-политическим соперничеством между региональными державами, ростом сепаратизма, религиозного и этнонационального экстремизма.
традиционными направления сотрудничества по внешнеполитическим вопросам для российской Федерации остаются такие направления как взаимодействие со странами, которые являются участниками Союза независимых Государств (СНГ), отношения со странами европейского Союза, которые продолжают являться одним из стратегических партнеров российской Федерации на международной арене, а также отношения с балканскими странами, которые имеют с Российской Федерацией длительные исторические, культурные и экономические связи.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА россии С БАЛКАНСКИМИ СТРАНАМИ
Те конфликты, которые имели место быть на территории бывшей Югославии в 1990-е гг. весьма существенно воздействовали на всю существующими сейчас систему отношений в мире, равно как и на внешнюю политику российской Федерации.
Приобретение «фактором Косово» и боснийским кризисом особого значения связно также с тем, что самой системой современных международных отношений также осуществляется становление и переход от биполярной системы к иной, которая еще не достигла свою окончательную кристаллизацию в современной мировой архитектуре.
первая половина 1990-х гг. характеризуется тем, что Москва стремилась к приведению отношений с государствами, которые относятся к Балканскому региону, в соответствие с тем, как понимались новые российские международные задачи. В этом процессе Балканы представляли собой не новый самостоятельный объект, на который распространялся российский национальный интерес, а только вспомогательную часть отношений с Западом.
несмотря на то, что у России всегда имелись традиционные прочные связи с Сербией, в связи с деидиологизированным «видением геополитических интересов» и отказом учитывать во внешней политике «славянский фактор», власти России приняли сторону запада, первоначально выразив осуждение только в отношении сербов за жестокость, которая была проявлена в отношении мусульман, проживающих на территории независимой Боснии.
Весной и летом в 1992 г. Россией были поддержаны те санкции, которые были введены ООН против Югославии и которые вели к тому, чтобы приостановить членство данной страны в ОБСЕ, хотя изначально существовала склонность к переговорам по определенной линии в вопросах, связанных с Югославией. Также Москвой не было выдвинуто возражений против резолюции, принятой Совбезом ООН, который санкционировал возможность использования силы против Югославии.
Эскалация боснийского конфликта, а также возможность участия в конфликте НАТО привело к росту внутренней полемики, которая относилась курса россии в Югославии. Верховным Советом были развернуты активные атаки на официальный политический курс и даже инициирована собственная челночная дипломатия с Белградом. В июне 1992 года было принято Постановление «О содействии урегулированию Югославского кризиса», которое заключало в себе призыв Правительства Российской Федерации к обеспечению внешнеполитического курса, который исключал бы вооруженное вмешательство извне под тем или иным предлогом.
Исходя из данных фактов, можно сделать вывод о том, что на первоначальном этапе развития российской дипломатии, вопрос, связанный с Югославией, не считался приоритетным, а у министерства иностранных дел отсутствовала продуманная концепция внешней политики, которая включала бы себя долгосрочные или даже краткосрочные интересы. Тот факт, что россия полностью поддерживала Запад в отношении кризиса в Югославии, был связан со следованием за либеральными ценностями, а также стремлением России быстро занять то место, которое в международных организациях занимал СССР. Кроме указанного, в конце 1992 года, вопросы, которые касались Югославии, находили свое отражение и в событиях, которые относятся к внутренней российской политике. Эти вопросы стали оружием в институциональном противоборстве, которое имело место быть между Президентом, Правительством и Парламентом.
Процессы, связанные с давлением на российскую внешнюю политику в отношении балканских стран было усилено в апреле 1994 года. В это время НАТО начало наносить воздушные удары по боснийским сербам. За некоторое время до этого было объявлено о новой концепции «расширения демократии» в Европе. Согласно данной концепции США выполняли функции лидера, давали отпор агрессору и содействовали либерализации стран, которые противятся демократии и рынку.
Также, при осуществлении процесса принятия решений, руководством ООН и НАТО, Россия даже не была поставлена в известность. В значительной степени в ответ на односторонние действия со стороны НАТО, А.В. Козыревым в его послании западным странам было констатировано, что россия не может и не должна исключаться из общих попыток урегулирования конфликта на Балканах. В данном случае, в рамках официального заявления за Россией признавались ее традиционные интересы и влияние в данном регионе.
В качестве одной из тех задач, которые являлись приоритетными, была необходимость переместить вектор принятия и реализации решений в сторону СБСЕ/ОБСЕ и противопоставить его тем самым НАТО. МИД РФ выразил инициативу, согласно которой концепция СБСЕ должна быть обновлена. Исходя из плана Москвы, совещание должно иметь центральную роль в вопросах, связанных с обеспечением безопасности и стабильности на континенте. Предлагалось даже осуществить разработку специального устава, который должен был быть оформлен по образцу Устава ООН , а также осуществить создание в СБСЕ руководящего органа (исполкома), который имел бы ограниченный состав по тому типу, который имеет Совет безопасности ООН. Принятие решений данного органа осуществлялись бы на основе консенсуса и обладали бы обязывающим характером. В таком случае, также как и в Совбезе ООН, у России имелось бы Право вето.
Поимо этого, Россией предпринимались попытки перемещения урегулирования конфликта в рамки Контактной группы. Это делось с целью получить больший политический вес, а также больше средств для того, чтобы вести обсуждения, связанные с урегулированием и смещением акцента с односторонних действий ряда государств в сторону использования методов, которые соответствуют многосторонней дипломатии.
В 1995 году произошло усиления влияния российский коммунистов и национал-патриотов на внешнюю политику россии и Министерство иностранных дел. Таким образом, для Кремля балканское направление становится все больше вопросом, связанным с внутренней политикой, чем с политикой внешней.
Государственной Думой югославский вопрос был взят на особую повестку дня. В апреле 1995 года из государственной Думы было выдвинуто предложение Президенту, которое было связано с тем, что необходимо предпринять действенные шаги, направленные на отмену экономических санкций, введенных против Союзной Республики Югославия. В мае было принято заявление, осуждающее новые бомбардировки позиций боснийских сербов в районе Сребреницы со стороны НАТО. Также в заявлении утверждалось, что во многом из-за того, что НАТО выступило с открытой поддержкой одного из участников конфликта, международные усилия, направленные на урегулирование югославского кризиса завершились провалом.
Принципы, а также направления, связанные с реализацией внешней политики в вопросах, связанных с югославским кризисом, которые были заложены Е.М. Примаковым, а затем продолжили иметь место и при его приемнике И.С. Иванове, оставались неизменными в своей основе. Тем не менее, они приобрели более детальный и четкий характер.
Та позиция, которой россия придерживалась в Совете Безопасности, должна была находиться в зависимости от того, насколько адекватные меры предлагались касательно той ситуации, которая имела место быть на тот момент. Также нужно отметить, что российская дипломатия начала все активнее использовать экспертные оценки в процессе анализа тех или иных событий, а также в подготовке решений. россия занимала позицию, согласно которой категорически осуждалось применение военной силы НАТО в конфликтах, которые носят этнополитический характер, если это не имело одобрения со стороны Совета Базопасности ООН. Также Россией были активизированы усилия, связанные с укреплением роли ООН и ОБСЕ в системе, связанной с международной и европейской безопасностью.
Самим Е.М. Примаковым отмечалось, что необходима резкая активизация содействия в вопросах, связанных с социально-экономическим восстановлением Боснии и Герцеговины. Он считал, что важно создать условия для того, чтобы беженцы смогли вернуться, а также продолжалась последовательная линия, направленная на вовлечение Югославии в международную жизнь как полноправного участника после того, как с боснийских сербов и Югославии будут сняты санкции.
Контактная группа (КГ) представляла собой тот механизм, который с наибольшим вниманием подходил к проблеме Косово до того времени, как начались переговоры в Рамбуйе и последовала интервенция со стороны НАТО. Встречи контактной группы, которые были посвящены Косово, проходили практически каждый месяц. С данным периодом принято связывать основную фазу интернационализации косовского конфликта.
важно сделать замечание о том, что в 1997-1998 года во властных структурах Российской Федерации впервые можно было отметить совпадение интересов, которые касались вопросов урегулирования югославского кризиса. Также была признана опасность, связанная с несанкционированным вовлечением внешнего фактора.
Решение НАТО о том, чтобы начать удары с воздуха по Белграду, которые было принято в марте 1999 года, привело к тому, что структура взаимоотношений между НАТО и Россией претерпела изменения. Несмотря на то, что между Россией и Западом существовали множество серьезных разногласий, военное вмешательство представляло собой шок для внешнеполитического российского сообщества.
Исходя из сказанного, внешнеполитическая деятельность Российской Федерации, касательно балканского кризиса, дает возможность для отслеживания основных этапов ее эволюции.
Наличие концептуального вакуума и тенденции, связанные с поиском внешнеполитической идентичности привели к тому, что россия укрепилась в восприятии себя как страны, чья идентичность отличается от западной. Россия осознала, что у нее имеются как права, так и обязанности, которые соответствуют великой державе. определился также региональный пояс безопасности, внутри которого вмешательство со стороны НАТО было бы недопустимым.
Также нужно отметить, что начиная с середины 90-х годов, из-за влияния, которое оказала балканская политика НАТО, руководство России, а также российское общество, пришло к понимаю того, что Запад настроен на ни на то, чтобы «расширить демократию», а на то, чтобы создать сферу эффективного контроля. Данный факт, в свою очередь, привел к необходимости найти более рельефную модель, которая поддерживала бы многополярное мироустройство. В такой модели центральную роль должны играть коллективные механизмы, направленные на то, чтобы поддерживать мир и безопасность. Цементирующее начало в данных вопросах должно отводиться международному праву.
Помимо всего прочего, важно отметить и то, что на формирование российской внешней политики в балканском регионе оказал также влияние и внутриполитический фактор. Не взирая на тот факт, что Балканскую карту часто разыгрывали как политическую для того, чтобы усмирить оппозицию и повысить собственный авторитет, часто именно заявления, слушания и постановления парламента оказывали влияние на формирование мнения в обществе.
После того, как в 1990-е годы имело место быть определенное охлаждение в отношениях с теми странами, которые относятся к Центральной и Юго-Восточной Европе, 2000-е годы характерны тем, что Россия начала укреплять свои позиции в данном регионе за счет инвестиционных и экономических методов. Активнее всего эти методы использовали в отношении Западных Балкан, где располагаются страны бывшей Югославии. Подобный выбор со стороны Москвы может быть объяснен следующими причинами:
слабостью экономик тех стран, которые входят в данный регион, которая была вызвана войной и переходом в 1990-е годы к рыночной системе от системы социалистической;
традиционной исторической и геостратегической важностью данного региона для российской Федерации;
достаточно благожелательным отношением к России как к богатой стране с близкой культурой.
Исходя из того факта, что во всех странах бывшей Югославии были сформированы собственные элиты, в 2000-е годы с каждой страной у России были сформированы особые взаимоотношения.
традиционным партнером России выступает, прежде всего, Сербия, которая является связанной с российской Федерацией исторически. Также к данной категории может быть отнесена и Черногория, однако лишь отчасти, так как, несмотря на тот факт, что Черногория представляет собой объект для активных инвестиций со стороны российских частных лиц, политический курс страны больше ориентирован на запад.
В качестве перспективных партнеров можно назвать также Боснию и Герцеговину (БиГ), особенно в части одного из субъектов боснийской федерации — Республики Сербской, а также Македонию.
В качестве потенциальным партнеров, особенно в части экономического сотрудничества, можно рассмотреть Хорватию и Словению.
Надо отметить, что в странах балканского региона активно ведут свою работу российские корпорации, в том числе и с государственных участием. Это наглядно иллюстрирует тот факт, что данный регион представляет для российской Федерации не только политический, но и серьезный экономический интерес.
Несмотря на перспективы взаимовыгодного экономического сотрудничества между Россией и балканскими странами, в настоящее время, в связи с введением стран санкций против РФ, внешнеполитические контакты между Российской Федерации и рядом стран данного региона также претерпели существенные изменения.
В качестве единственных среди балканских стран, причем которое на являются членами ЕС, не присоседившимся к санкциям против российской Федерации, можно назвать Сербию и Республику Сербскую. несмотря на тот факт, что имелось серьезное давление со стороны Брюсселя, премьер-министром Сербии А. Вучичем в октябре 2014 года было сделано заявление о том, что Сербией на деле было показано, что она является другом россии не только в то время, когда россии было легко, но и когда Россия оказалась в сложной ситуации. Сербией никогда не вводились какие-либо санкции против РФ. Также, по словам премьер-министра Сербии, страна не собирает вводить по отношению российской Федерации каких-либо санкций. Исходя из того, что в регионе набирает силу русофобия, данные слова можно считать серьезны актом поддержки. Также Вучич выразил надежду на то, что Белград никогда не будет вводить против россии санкции.
Во время своего визита в государственную Думу Российской Федерации, подобные настроения также были подтверждены председателем сербской Народной скупщины М. Гойковичем. В свою очередь, С. Наршкиным было подчеркнуто, что россия относится к такой позиции властей Сербии не только с уважением, но и с большой благодарностью. Нарышкин выразил свое почтение тому, что Сербия, несмотря на давление Брюсселя и Вашингтона, не присоединилась к антироссийским санкциям, которые, по словам Наршкина, представляют собой инструмент политического и экономического шантажа.
В данном вопросе необходимо сделать замечание о том, что, несмотря на желания европейских чиновников, сербские земли только выиграли от введения санкций. В октябре 2014 года были достигнуты соглашения, которые касались квоты на поставку в Российскую Федерацию автомобилей марки FIAT, которые производятся в Сербии. Также были достигнуты соглашения о поставках молочной продукции. На текущий момент времени Сербией в Россию поставляет продукция сельского хозяйства на 130-150 млн. долларов. Помимо указанных, были достигнуты договоренности, которые позволят этим поставкам достигнуть 500 млн. долларов за весьма короткий промежуток времени. За счет увеличения сербского экспорта на территорию Российской Федерации, планируется увеличить товарооборот между странами в несколько раз.
Можно наблюдать также рост российских инвестиций в экономику Сербии. На текущее время объем инвестиций составляет около трех миллиардов долларов. Являющееся флагманом сотрудничества между двумя странами, предприятие NIS наращивает свое обороты. Данной компанией обеспечивается 14% от всех поступлений в бюджет Сербии.
Российскими участниками уже были проинвестированы два миллиарда долларов и ожидается вложение еще миллиарда. Такие крупные российские компании как «Лукоил» уже вложили в проекты на территории Сербии 300-400 млн. долларов и также готовы продолжить развитие своего сотрудничества.
После того, как оказались безрезультатными долгие и мучительные попытки начать строительства газопровода, который был бы очень выгоден для южноевропейских стран, Россия отказалась от планов по строительству «Южного потока». среди стран балканского региона в качестве основного тормоза в реализации данного проекта можно считать Болгарию, которая является страной с крайне нестабильной политической ситуацией. Российская сторона посчитала нецелесообразным находиться в зависимости от американских кураторов, которые навязывают свои решения болгарским политикам, и приняла решение транспортировать газ через турецкую территорию.
По сравнению с болгарским, руководство Сербии является более самостоятельным в принятии решений. Во многом это связано с тем, что Сербия пока не является членом ЕС. однако, факт того, что Россия и Сербия имеют политические и исторические связи, не дает возможность политикам, которые являются настроенными евроцентрично, изменить настроения большего числа сербов, которые выступают на стороне россии.
Наличие братских отношений между народами россии и Сербии, причем отношения, которые постоянно развиваются, не устраивают политиков европейского Союза и Соединенных Штатов. Западные контрагенты россии пытаются противодействовать усилению присутствия России в балканском регионе за счет уже проверенных ими в разных точках мира технологий, направленных на организации политических переворотов, так называемых «цветных» революций.
В процессе выстраивания своей политики на Балканах, Россия должна не только отслеживать развитие ситуаций, сценарии для которых пишутся западными политтехнологами, но проводить самостоятельные активные действия, которые должны выражаться в работе с молодежной аудиторией балканских стран, распространении своего информационного присутствия в регионе, укреплении экономических связей. В качестве позитивных шагов указанного направления можно отметить в 2014 году запуск интернет-канала «Голос России», который ведет вещание на сербском языке, а также открытие представительства телеканала «Россия сегодня» в Белграде.
активизируется также самое широкое гуманитарное сотрудничество между Сербией и Россией. Среди самых знаковых событий следует назвать участие В.Путина в праздновании 70-летия освобождения Белграда от нацистских оккупантов, премьеру фильма Н.Михалкова «Солнечный удар»; открытие памятника Николаю II, которого сербы почитают как своего национального героя, спасителя и заступника; визит Патриарха Кирилла; проведение целой серии конференций и круглых столов, посвященных 100-летней годовщине начала Первой мировой войны; антитеррористические учения ВДВ России и Сербии.
огромная работа была проведена Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М.Горчакова. Очередной «Балканский диалог» в очень непростой политической ситуации в мае 2014 года открыл в Сербии С.Нарышкин. Санкции, объявленные Евросоюзом в отношении спикера Госдумы, не помешали ему приехать с визитом в Белград. Хотя почти до последнего дня происходили согласования визита: до конца сохранялись сомнения в возможности его проведения. Дело в том, что на сербское руководство оказывалось серьезное давление: сербам недвусмысленно давали понять, что спикер Госдумы — нежелательный гость. В итоге визит прошел успешно.
Балканы всегда были и остаются особой геополитической и геоэкономической зоной, где сталкиваются интересы ведущих игроков мировой политики. В современных условиях борьба за территории, влияние и ресурсы не только не ослабевает, а наоборот, сопровождается возросшей нестабильностью на глобальном и региональном уровнях.
Россия, будучи крупнейшей мировой державой, как и ее балканские союзники, прежде всего Сербия, естественным образом оказывается включенной в это противостояние. В таких непростых условиях как никогда нужны новые подходы к европейским и глобальным проблемам безопасности и сотрудничества. Ключевую роль в выработке таких подходов должна сыграть публичная дипломатия, которая, в частности, формируется и реализуется такими структурами как МГИМО, РСМД, Фонд Горчакова. россии необходимо не только продолжать, но и максимально расширять свое гуманитарное присутствие в регионе, что серьезным образом усилит внешнеполитические позиции России.
В заключение второй главы курсовой работы можно сделать вывод о том, что современная россия, которая образовалась в результате распада СССР, в период острых конфликтов на территории балканских стран, которые имели место быть в 1990-е годы, сменила позицию начала 90-х годов, которая выражалась в поддержке западных стран в их политики на территории данного региона, на суверенную позицию поддержки традиционных союзников в этом регионе. Точкой раскола между векторами российской внешеней политики и политики западных стран стали бомбордировки Югославии со стороны НАТО.
В 2000-е годы отношения между Россией и балканскими странами постепенно укреплялись, в том числе и за счет экономических связей и инвестиций в страны данного региона со стороны российских, в том числе и государственных, компаний.
В связи с последними геополитическими событиями, которые связаны с введением санкций в отношении Российской Федерации, для руководства страны и политики России в балканском регионе большое значение имеет поддержка Сербии, ее народа и руководителей.
Давние традиции, культурные и экономические связи россии с балканскими странами является козырем Российской Федерации во внешнеполитической игре, которая происходит сейчас как в сфере мировой геополитики, так и применительно к политическому влиянию на территории определенных регионов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Общая концепция внешней политики Российской Федерации нправлена на конструктивное решение тех проблем, которые встают перед мировым сообществом и Россией в том числе.
Можно выделить следующие мировые тенденции, которые не мог ни быть замеченными или упомянутыми в вопросах, которые касаются внешней политики Российской Федерации:
— глобализация мирового экономического развития;
возрастание в мировой экономики роли международных механизмов и институтов, среди которых МБРР, МВФ и др.
тенденции, связанные с развитием региональных и субрегиональных интеграционных процессов в Европе, Латинской Америки, Африки и Азиатско-Тихоокенском регионе;
— тенденции, связанные с военно-политическим соперничеством между региональными державами, ростом сепаратизма, религиозного и этнонационального экстремизма.
традиционными направления сотрудничества по внешнеполитическим вопросам для российской Федерации остаются такие направления как
взаимодействие со странами СНГ;
взаимодействие со странами европейского Союза;
взаимодействие с балканскими странами.
Точкой раскола между векторами российской внешеней политики и политики западных стран в отношении Балканского региона стали бомбордировки Югославии со стороны НАТО.
В 2000-е годы отношения между Россией и балканскими странами постепенно укреплялись, в том числе и за счет экономических связей и инвестиций в страны данного региона со стороны российских, в том числе и государственных, компаний.
Российская Федерация имеет давние исторические, культурные и экономические традиции дружеских отношений с балканскими странами. Даже сейчас, несмотря на политические и экономическое давление в отношении россии, эти связи продолжают развиваться. Балканские страны (прежде всего Сербия) остаются надежными партнерами россии, как в регионе, так и на международном уровне.
список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Беблер А. Южная Европа и европейская безопасность // Вестник Европы. — 2013. — № 13. — С. 60.
.Богатуров, А. Три поколения внешнеполитических доктрин россии / А. Богатуров // Международные процессы. — 2012. — Т. 5. — № 1. — С. 54-69.
.Гуськова, Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000) / Е.Ю. Гуськова. — М. : русское право/Русский Национальный Фонд, 2013. — 720 с.
.Данилевский Н.Я. россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 2013.
.Конузин А.В. Европейская безопасность: Балканский вектор [Электронный ресурс]. Режим доступа: #»justify»>приложение
Балканские страны на карты