Учебная работа. Развитие механизмов государственного регулирования внешней торговли России в условиях членства в ВТО (изменение таможенных пошлин)

Развитие механизмов государственного регулирования внешней торговли России в условиях членства в ВТО (изменение таможенных пошлин)

Содержание

Введение

1. Теоретические основы внешнеторговой деятельности

1.1 Понятие внешнеторговой деятельности

1.2 Регулирование внешнеторговой деятель РФ

2. Анализ внешнеторговой деятельности РФ

2.1 анализ внешней торговли

2.2 Развитие механизмов государственного регулирования внешней торговли России в условиях членства в ВТО (изменение таможенных пошлин)

3. Перспективы развития внешнеторговой деятельности РФ

3.1 Перспективы Внешнеторговой деятель РФ в рамках Таможенного союза

3.2 Предложения по совершенствованию внешнеторговой деятель РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Глобализация хозяйственной жизни во второй половине двадцатого столетия — это основная тенденция эволюции мирового хозяйства. Итогом становления внешнеэкономических связей явилось мировое разделение труда. основные формы, внешних экономических связей, в зависимости от функциональных признаков подразделяются на:

внешнюю торговлю;

научно-техническое сотрудничество;

экономическое сотрудничество;

кооперирование.

основной формой внешнеэкономических связей на сегодняшний день является внешняя торговля. Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства. В нынешнее время нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятель.

Вот отчего эта тема востребована сегодня. Наша страна встала на путь становления и развития рыночной экономики, и стало очевидно, что уже существующие методы регулирования неэффективно применять в современных, динамично меняющихся условиях. Разработка и внедрение новых способов регулирования внешнеторговой деятельности, наиболее эффективных для экономики России, до нынешнего времени не завершена. россия с каждым годом становится всё более интегрирована в интернациональную экономику. Одним из ключевых компонентов экономики страны является внешнеторговая деятельность. Удельный вес своих потребностей наша страна удовлетворяет за счёт импорта товаров, средства на которые она получает от экспорта других товаров, в наибольшей степени сырьевых источников.

внешнеторговый таможенная пошлина российский

Бесспорно, нужно руководствоваться опытом стран, давным-давно вставшим на пути глобализации, впрочем, использовать их наработки стоит с учётом специфики российской экономики.

Степень разработанности проблемы: в нашей стране за последние десять лет накоплен значительный опыт осуществления внешнеэкономической деятельности, но пока Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала, поэтому на данном этапе развития российской экономики необходимо создать благоприятные условия для применения уже разработанных методик и принципов.

Отдельные аспекты этой проблемы, связанные с особенностями осуществления внешнеэкономической деятель в современных условиях исследуются в научных трудах Дегтяревой О.И., Зыкина И.С., Кузьминой Т.И., Носковой И.Я., Пузановой Е.Н., Бодягина О.В., Сафонова И.А., Смирнова В.В. и др.

Целью работы является анализ развития внешнеторговой деятельности россии. Задачи исследования:

.Рассмотреть понятие внешнеторговой деятель.

2.Определить правовое регулирование внешнеторговой деятельности в россии.

.Проанализировать тенденции внешней торговли России.

.рассмотреть развитие механизмов государственного регулирования внешней торговли россии в условиях членства в ВТО.

.Проанализировать перспективы внешней торговли России в рамках Таможенного союза.

.рассмотреть предложения по совершенствования внешнеторговой деятельности РФ.

Информационной базой написания работы послужили нормативные акты РФ, труды российских ученых в области международной торговли, статьи периодических изданий, а также данные Федеральной службы статистики.

структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

1. Теоретические основы внешнеторговой деятель

1.1 Понятие внешнеторговой деятельности

Внешнеэкономическая деятельность, как часть общей структуры народного хозяйства, улучшает внутрихозяйственные пропорции, структуру и развитие производственных сил. В мире нет ни одной страны, которой бы удалось создать здоровую экономику, изолировав себя от мировой экономической системы [24, c.10].

Для российских предприятий внешнеэкономическая деятельность — достаточно новая сфера, так как развитие международных связей российских предприятий началось только с начала 90-х годов 20 века.

Выход на внешний рынок требует от предприятий самостоятельного решения широкого круга вопросов, связанных с экспортно-импортной деятельностью. К основным вопросам здесь следует отнести изучение мирового рынка в целом, поиск и выбор партнеров и контрагентов, исследование факторов эффективности деятельности фирм на внешнем рынке, современных форм, методов и приемов движения товаров и услуг на мировых рынках товаров и услуг, ссудного капитала и иностранных инвестиций.

По нашему мнению и видению, российская Федерация повернула на путь либерализации внешней торговли, открыв возможность предприятиям, организациям и другим хозяйствующим субъектам участвовать в ней.

Именно это и происходит во внешнеэкономических отношениях на современном этапе, а именно [19, c.89]:

расширение прав отраслевых министерств и ведомств предприятий, объединений, организаций по выходу на внешний рынок;

расширение числа участников внешнеэкономической деятель;

формирование стабильной нормативной базы внешнеэкономической деятель.

Российские предприятия и фирмы в настоящее время имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции и несут ответственность за организацию и управление своей внешнеэкономической деятельностью.

Развивая внешнеэкономическую деятельность, российские предприятия получают новые возможности, а именно они приобрели возможность свободно принимать решения на уровне производственных задач и использовать преимущества международной кооперации производства. Если озвучивать те самые производственные задачи в порядке значимости, то они на мой взгляд выглядят следующим образом [16, c.51]:

свобода выбора направлений и возможностей повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, закрепления экспортного потенциала;

свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;

свобода выбора путей и форм реализации произведенной продукции с оптимальной прибылью;

свобода назначения производственного партнера по кооперации, наиболее выгодного для экономических интересов предприятия;

создание основы для экономической стабильности отдельных звеньев предприятия.

Все хозяйствующие субъекты, производящие конкурентоспособную продукцию, имеют Право самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции. однако организации малого и среднего бизнеса чаще пользуются услугами внешнеторговых фирм-посредников в силу того, что это сокращает их расходы и ускоряет процесс внедрения на мировой Рынок. Крупные предприятия, не имеющие устойчивого и надежного внешнеторгового аппарата, также могут пользоваться услугами внешнеторговых организаций.

Внешнеторговые фирмы-посредники оказывают ряд организационных услуг, например, таких как: кредитование покупателей согласование разработанных контрактов и документов с зарубежными партнерами, банками, брокерами, посредниками, экспедиторами и иными заинтересованными лицами посредничество в платежных операциях других государственных органах.

Помимо перечисленных, внешнеторговые организации производят предпродажную доработку товаров, что повышает их конкурентоспособность на том рынке, куда намерено выйти предприятие. В последнее время большая часть мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники, что помогает повысить эффективность внешнеторговых операций [7, c.89].

главное отличие внешнеэкономической деятельности от внутрихозяйственной заключается в том, что она осуществляется на валютной основе, что приносит в нее дополнительные риски, связанные с развитием и стабильностью национальной экономики, системой мировых цен, различиями в юридических, бухгалтерских и налоговых аспектах.

Основными формами ВЭД предприятий в России является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.

Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами и услугами, связанными с осуществлением товарооборота. В основе внешнеторговой деятель лежат внешнеторговые операции. Внешнеторговая операция — это комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. В полный комплекс, характеризующий внешнеторговую операцию, могут входить: изучение рынка конкретного товара, его реклама, создание сбытовой сети, проработка коммерческих предложений, проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов. Среди прочих форм ВЭД российских предприятий наиболее значительная роль принадлежит экспорту. россия экспортирует в основном углеводородное сырье (нефть, газ, уголь), нефтепродукты, металлургическую продукцию, машины и оборудование, вооружения, минеральные удобрения, пшеницу.

крупнейшая тройка товаров экспорта за январь-ноябрь 2013 года: сырая нефть — ЗЗ % (общей стоимости экспорта), нефтепродукты — 17,7 %, природный газ — 10,9 %; за январь-ноябрь 2011 года: сырая нефть — 34,7 % (общей стоимости экспорта), природный газ — 12,4 %. таким образом, доля экспорта топливно-энергетических товаров в России продолжает расти. В 2011 году из россии было экспортировано машин и оборудования на $23,2 млрд. [5, c.21]

Выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что на современном этапе развития мирового хозяйства обычная торговля уступила место более сложным отношениям между продавцами и покупателями.

международная кооперация производства — это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве. В современном обществе международная кооперация производства давно уже заняла ведущее место среди иных форм внешнеэкономических отношений, в силу присущих ей объективных преимуществ [13, c.90].

Однако зачастую российским предприятиям приходится строить свою деятельность лишь через подрядную кооперацию, в силу того, что продвижению к наиболее развитым, комплексным формам международной кооперации производства у российских предприятий мешает ряд факторов. Наиболее важными факторами можно назвать отсутствие у многих предприятий опыта в кооперационном сотрудничестве, недостаточно развитый научно-технический и производственно-технологический потенциал, существенно уступающий ведущим компаниям развитых стран и отсутствие средств на перестройку производства.

российская предпринимательская деятельность представлена в основном в рамках малых предприятий. Малые фирмы являются основой динамичного экономического развития в силу своих очевидных преимуществ [11, c.62]:

организационно-технологической мобильности;

высокого темпа внедрения инноваций;

активной конкурентной политики;

отсутствия жесткой бюрократической структуры и громоздкого управленческого аппарата;

создания новых рабочих мест;

быстрой реакции на потребности рынка;

возможности государства получать доход от их налогообложения.

До кризиса 2008 года в России количество малых и средних предприятий и их вклад продукции в совокупный объем ВВП постепенно росли, однако, начиная с 2009 года по 2010 год количество малых предприятий сократилось с 227,8 тысяч предприятий до 219,7 тысяч, что говорит о некотором торможении в темпах развития России в данный период времени. Соответственно, для того, чтобы ситуация не ухудшалась, необходима либерализация в области малых предприятий: новые законы, новые налоговые ставки, льготы — облегчения появления, существования и функционирования малых предприятий на период восстановления предпринимательства после кризиса [12, c.41].

Федеральный закон Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятель" от 06 марта 2002 года разрешает предприятиям самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятель" всем зарегистрированным на территории российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности разрешено осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации.

однако сложность внешнеэкономической деятельности отечественных юридических и физических лиц — частных предпринимателей связана с целым комплексом факторов. прежде всего, необходимо отметить, что участники ВЭД вынуждены сталкиваться в своей деятельности с отечественным законодательством, которое, как известно, является достаточно противоречивым и несовершенным. Кроме этого, участнику ВЭД приходится учитывать ключевые аспекты таможенного и хозяйственного законодательства страны своего контрагента, а также — основные аспекты международного таможенного права. К сожалению, российские бизнесмены далеко не всегда оказываются достаточно компетентными в этих вопросах. В результате этого, при осуществлении внешнеэкономической деятель могут быть нарушены положения тех или иных нормативных актов в сфере налогового, таможенного права и т.д. Причем, зачастую в этих нарушениях отсутствует злой умысел, а их причиной является элементарное незнание законов [15, c.9].

При ведении внешнеэкономической деятель ее субъект может столкнуться с комплексом рисков правового и юридического характера на каждом из этапов осуществления ВЭД. Как правило, начинаются проблемы уже при выборе партнера и составлении внешнеэкономического контракта. На этом этапе необходимо полностью исключить возможности мошенничества со стороны контрагента, выявить возможные пункты контракта, ущемляющие интересы участника ВЭД. Кроме этого, контракт должен однозначно трактоваться обеими сторонами. Все его пункты должны полностью соответствовать нормам законодательства РФ и страны контрагента, а также — нормам международного права. Это требует досконального знания законодательства с учетом специфики той или иной страны. Например, осуществляя грузоперевозки в Китай, приходится сталкиваться с совершенно особенными правовыми аспектами, по сравнению с международными перевозками в страны Евросоюза.

максимальное количество проблем возникает у компаний, которые осуществляют ВЭД и международные грузоперевозки, во взаимоотношениях с таможней. здесь проявляются особенности таможенного законодательства, в котором, порой, может запутаться даже достаточно квалифицированный юрист. кроме этого, приходится сталкиваться с недостаточной компетентностью самих работников таможни, которые зачастую допускают неоднозначные трактовки законодательных норм, а порой — их прямое нарушение. Многие участники ВЭД вынуждены терпеть убытки. Однако необходимо понимать, что действующее законода оставляет достаточное количество эффективных механизмов, которые позволяют значительно упростить внешнеэкономическую деятельность и повышают ее эффективность. К числу подобных механизмов можно отнести оформление предварительных класс-решений, предварительное декларирование грузов и другие процедуры [27, c.88].

Особые правила действуют в отношении перевозок отдельных типов грузов. Эта специфика должна учитываться участниками внешнеэкономической деятельности. В частности, при перевозке целого необходимым условием является специальная сертификация. Особый порядок декларирования и таможенного оформления также предусмотрен для товаров, которые представляют предмет интеллектуальной собственности. При несоблюдении всех формальностей возможны самые суровые санкции, вплоть до конфискации груза.

кроме этого, необходимо отметить, что в том случае, если грузоперевозчик считает решение таможенного органа необоснованным, то к этому решению не стоит относиться как к окончательному приговору. законода дает возможность оспаривать действия и решения таможенных органов в судебном порядке. При условии соблюдения правовых норм ведения ВЭД, компания, осуществляющая международные грузоперевозки, имеет все шансы отстоять свои интересы.

Разумеется, для учета всего разнообразия правовых аспектов ВЭД большинство компаний малого и среднего бизнеса, а зачастую — и представителей крупного бизнеса, не имеет эффективных возможностей. Это связано, прежде всего, с необходимостью содержания значительного штата высококвалифицированных юристов достаточно узкой специализации.

1.2 Регулирование внешнеторговой деятель РФ

Внешнеторговая деятельность является объектом пристального внимания со стороны государства. За последние 20-25 лет в государственной внешнеторговой политике произошли большие изменения. государства за внешнеторговыми связями пришел механизм государственного регулирования таких связей с использованием инструментов и методов, традиционных для стран с рыночной экономикой [20, c.51].

особую значимость подчеркивает законодательство в сфере регулирования внешнеторговой деятель. Общественные отношения здесь урегулированы Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом о валютном регулировании и валютном контроле, Законом о таможенном тарифе, Законом о техническом регулировании, Законом об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности и др.

анализ данного законодательства позволяет сделать вывод, что Политика нашего государства направлена на [21, c.62]:

защиту экономического суверенитета, под которым понимается полнота государственной власти в системе внутриэкономических отношений и участие в международных экономических отношениях в соответствии с принципом суверенного равенства государств;

обеспечение экономической безопасности;

стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику.

Но, прежде всего, политика России направлена на установление сотрудничества и налаживание связей с мировым сообществом.

Регулирование внешнеторговой деятель осуществляется посредством тарифных и нетарифных регуляторов, причем применение данных регуляторов зависит от курса политики государства. Согласно правилам Всемирной торговой организации (далее — ВТО), приоритет имеют именно тарифные регуляторы; нетарифные регуляторы признаются лишь отчасти. Страна-участница ВТО должна привести национальное законода в соответствие с данными требованиями.

В течение 18 лет Россия добивалась вступления в ВТО. Мнения российских политиков и экономистов о возможном вступлении разделись: одни выступали за участие России в ВТО, другие — против. У каждой позиции есть свои обоснованные аргументы [30, c.25].

причины стремления России вступить в ВТО лежат скорее в политической плоскости, чем в экономической. Часто, говоря о минусах, указывают, что многие российские предприятия имеют устаревшее оборудование и неэффективную систему управления, а им придется конкурировать с крупнейшими корпорациями. Приток дешевого импорта может привести к закрытию ряда слабых производств или к их поглощению зарубежными компаниями.

Это в свою очередь приведет к росту уровня безработицы в стране. В то же время некоторые исследователи данного вопроса выделяют и плюсы — "перспектива конкуренции с мировыми брендами должна стимулировать наши предприятия к модернизации, оптимизации системы управления, внедрению энергосберегающих технологий, бережному отношению к ресурсам, созданию эффективных производств".

До вступления России в ВТО можно было с уверенностью говорить, что наша страна придерживалась политики протекционизма. таким образом, отказ во вступлении в ВТО был связан с тем, что Политика Российского государства не соответствовала рыночным отношениям международного сообщества: большое количество ограничений, усиленный таможенный режим — все это затрудняло осуществление торговли иностранными компаниями в рамках России. наиболее выгодные условия установлены именно для национального производителя. Такая политика не соответствует стандартам ВТО. Российское законодательство содержит в ряде случаев нормы, регулирующие таможенные отношения иначе, чем это предусмотрено международными конвенциями.

В связи с этим долгое время Российской Федерацией разрабатывался пакет соглашений, в котором четко прописывались изменения в данной области [6, c.85].

Для вступления в ВТО необходимо согласие всех стран ее участников. Итак, в декабре 2011 г. было дано последнее согласие страны-участницы ВТО — Грузией, что в конце концов разрешило столь серьезный вопрос. Было подписано соглашение объемом в 2 тома, в котором говорится, как именно должна осуществляться политика нашего государства в дальнейшем.

Протокол о присоединении России к глобальному торговому клубу был подписан 16 декабря в Женеве.

В итоге Политика нашего государства будет претерпевать изменения.

Обложение ввозимых и вывозимых товаров таможенными платежами использовалось в той или иной мере во все времена и всеми странами. На современном этапе развития нашего государства, в связи с вступлением в ВТО, изменятся тарифные ставки. Прежде всего выиграет потребитель. За счет снижения импортных тарифов многие товары должны стать дешевле, а их ассортимент — расшириться. Средний тариф на товары после вступления в силу всех соглашений снизится до 7,8% по сравнению с 10% в 2014 году. Об этом говорится в протоколе о присоединении россии к ВТО.

При этом на сельскохозяйственные товары пошлины снизятся с 13,2 до 10,8%, на товары обрабатывающей промышленности — с 9,5 до 7,3%. В частности, средняя ставка российских пошлин на молочную продукцию будет снижена до 14,9% (с текущего уровня в 19,8%), злаки — до 10,0% (с 15,1%), масличные культуры и растительные масла — до 7,1% (с 9,0%) [18, c.8].

На химическую продукцию пошлины снизят с 6,5% до 5,2%, на автомобили — с 15,5% до 12,0%, на электрооборудование — с 8,4% до 6,2%, на бумагу и древесину — с 13,4% до 8,0%. Импортная пошлина на сахар-сырец будет снижена до 223 долл. за тонну (с текущих 243 долл. /т). россия также обнулит импортные пошлины на хлопок и продукцию сектора информационных технологий. Но следует отметить, окончательный уровень "связывания" импортных пошлин будет устанавливаться постепенно: на первом этапе сокращение ставок коснется одной трети всех тарифных позиций, через 3 года вступят в действие новые тарифы еще по четверти позиций. Самый продолжительный имплементационный период установлен для мяса птицы (8 лет), легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов (7 лет).

Что касается нетарифных регуляторов, то в соответствии с требованиями ВТО Россия должна полностью отказаться от неколичественных ограничений. Количественные же ограничения от части должны быть смягчены. Так, через 4 года после вступления в ВТО перестанет действовать 49-процентное ограничение иностранного участия в уставном капитале телекоммуникационных операторов. иностранные страховые компании получат право учреждать отделения в россии через 9 лет после присоединения РФ к ВТО. кроме того, не будет ограничений на иностранное участие в капиталах отдельных банковских учреждений, хотя общее иностранное участие в банковском секторе РФ будет ограничено 50%. возникают опасения, что государство под видом заботы о потребителе, развития внешнеторговой деятельности делает это в ущерб национальным производителям.

Таким образом, в свете произошедших событий, нельзя не отметить возросшую роль государственного регулирования внешнеторговых сделок. В связи с этим, не вызывает сомнения возможность выделения на теоретическом уровне данного направления в качестве самостоятельной функции государства.

2. Анализ внешнеторговой деятельности РФ

2.1 Анализ внешней торговли

Внешнеторговый оборот, по оценке (по методологии платежного баланса), в январе 2014 г. составил 61,1 млрд. долл. США, превысив показатель января 2013 г. на 1,0%, при этом экспорт вырос на 1,4%, импорт — на 0,2 процента. В общем объеме товарооборота в январе 2014 г. на долю экспорта приходилось 64,5%, импорта — 35,5 процента. Сальдо торгового баланса составило 17,7 млрд. долл. США, по сравнению с январем 2013 г. увеличилось на 2,8 процента [33].

В январе 2013 г. по сравнению с предыдущим месяцем отмечалась слабовыраженная разнонаправленная динамика развития конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров — важных статей российского экспорта, небольшой рост цен был характерен только для никеля и меди.

После небольшого увеличения нефтяных цен в декабре 2013 г. вновь наблюдалась нисходящая динамика, что во многом обусловлено дисбалансом спроса и предложения на мировом рынке в результате роста добычи в США и других странах, не входящих в ОПЕК. вместе с тем за счет продолжающегося восстановления нефтедобычи в Ливии отмечалось расширение отгрузок со стороны государств-членов ОПЕК. дополнительным фактором, повлиявшим на снижение цен, стало ослабление напряженности в ближневосточном регионе, где наметился компромисс большой "шестерки" по вопросу иранской ядерной программы, и не наблюдается обострений в Сирии. кроме того, отмечается усиление позиций американского доллара относительно других валют, что также оказывает давление на мировые нефтяные цены.

В январе 2014 г. нефть марки Urals снизилась относительно предыдущего месяца на 3,1% и составила 106,4 долл. США за баррель, по сравнению с январем 2013 г. цена на нефть уменьшилась на 4,8 процента.

Ставка экспортной пошлины на нефть, рассчитанная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 276 и изменениями, внесенными в него в начале 2014 года, с 1 января 2014 г. составила 401,0 долл. США за тонну (в декабре 2013 г. — 385,7 долл. США за тонну), рост на 4,0 процента.

На региональных рынках природного газа отмечалась разнонаправленная динамика. На западноевропейском рынке отмечалась слабая нисходящая динамика, что преимущественно обусловлено скромными темпами роста в реальном секторе экономики, а также увеличением предложения СПГ ввиду небольшого снижения спроса на азиатском рынке. На североамериканском рынке отмечалась положительная динамика цен ввиду значительного расширения спроса со стороны жилищно-коммунального сектора в условиях резкого похолодания на большей части территории США. На восточноазиатском рынке напротив наблюдалась разнонаправленная динамика, при этом в целом цены остались на уровне предыдущего месяца.

Средние контрактные цены на российский природный газ, по данным Международного валютного фонда, на границе Германии в январе 2014 г., снизились относительно декабря 2013 г. на 0,8% и составили 392,4 долл. США за тыс. куб. м., по сравнению с январем 2013 г цена на газ снизилась на 4,3 процента.

На мировом рынке цветных металлов в январе 2014 г. наблюдалась разнонаправленная динамика цен. С одной стороны, ФРС США урезала программу по количественному смягчению, при этом сохраняются большие складские запасы. С другой стороны, макроэкономическая ситуация в целом улучшается, по результатам января 2014 г. отмечалось усиление деловой активности в КНР, а также расширение китайского импорта меди. По мнению аналитиков, выраженную динамику на мировых рынках цветных металлов следует ожидать ближе к началу второго квартала текущего года.

По данным лондонской биржи металлов в январе 2014 г. относительно декабря 2013 г. цены на медь и никель увеличились на 1,3% и 1,2% соответственно, цена на алюминий снизилась на 0,7 процента. По сравнению с январем 2013 г. цена на алюминий снизилась на 15,3%, никель — на 19,4%, медь — на 9,4 процента [33].

В январе 2014 г. в силу небольших темпов роста в реальном секторе экономик развитых стран цены на черные металлы продемонстрировали слабовыраженную разнонаправленную динамику по отдельным видам продукции относительно декабря 2013 г. (наметился рост цен на стальную заготовку при небольшом снижении на прокат). вместе с тем, по оценке экспертов, ситуация на мировом рынке черных металлов должна измениться в лучшую сторону в краткосрочной перспективе ввиду восстановления промышленного производства в крупнейших национальных экономиках.

В 2013 году внешнеторговый оборот увеличился на 0,3% по сравнению с 2012 годом и составил 844,2 млрд. долл. США, что объясняется слабым приростом стоимостных объемов как экспорта так и импорта. Экспорт товаров в 2013 году увеличился на 0,3% до 526,4 млрд. долл. США, импорт — на 0,2% до 317,8 млрд. долл. США.

Увеличение стоимостных объемов внешней торговли России в 2013 году обусловлено небольшим ростом экспортных поставок за счет увеличения физических объемов вывоза и ростом импорта за счет повышения средних цен.

Условия внешней торговли в 2013 году были значительно хуже, чем в 2012 году, в результате индекс "условий торговли" России с зарубежными странами в 2013 году составил 93,4% (против 104,5% в 2012 году), что во многом обусловлено снижением темпов роста цен на экспортируемые товары. Индекс условий торговли со странами дальнего зарубежья составил 93,2%, со странами СНГ — 94,8 процента. Данная ситуация во многом объясняется ухудшением конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров — важных статей российского экспорта.

Коэффициент товарной диверсификации российского экспорта за январь-декабрь 2013 г. составил 1,99 (январь-декабрь 2012 г. — 2,01).

Рост внешнеторгового оборота произошел за счет расширения торговых связей со странами дальнего зарубежья, товарооборот с которыми вырос за 2013 год на 1,6% (экспорт увеличился на 1,7%, импорт — на 1,5 процента).

Товарооборот со странами СНГ снизился на 7,5%, темпы роста экспорта и импорта демонстрировали отрицательную динамику — 92,8% и 92,0% соответственно. В географической структуре внешней торговли России особое место, как крупнейший экономический партнер страны, занимает Европейский союз (ЕС). На его долю в 2013 году приходилось 49,4% российского товарооборота (в 2012 году — 48,7 процента). объем внешнеторгового оборота с этой группой стран в 2013 году возрос по сравнению с 2012 годом на 1,9 процента. При этом экспорт вырос на 2,2%, импорт — на 1,3 процента.

второй группой по объему внешнеторгового оборота являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), удельный вес которых в 2013 году составил 24,7% (23,8% в 2012 году).

Торговый оборот со странами АТЭС вырос на 4,2%, экспорт увеличился на 8,9%, импорт — на 0,2 % по отношению к предыдущему году.

Показатели внешней торговли со странами СНГ в 2013 году были ниже 2012 года. Товарооборот со странами СНГ составил 92,5% к 2012 году.

доля стран СНГ в товарообороте России уменьшилась с 14,7% до 13,6 процента.

Сальдо внешней торговли увеличилось на 0,5% до 208,6 млрд. долл. США. Коэффициент несбалансированности внешней торговли (отношение сальдо к обороту) в 2013 году номинально вырос до 24,7% по сравнению с 24,6% в 2012 году [33].

По всем группам стран, кроме АТЭС, сальдо торгового баланса сложилось положительное. значительное отрицательное сальдо у России в 2013 году было в торговле с Китаем (17,6 млрд. долларов США), США (5,3 млрд. долларов США), Францией (3,8 млрд. долларов США), Австрией (2,6 млрд. долларов США), Бразилией (1,5 млрд. долларов США), Канадой (1,3 млрд. долларов США). Со странами СНГ в 2013 году относительно 2012 года сальдо торгового баланса снизилось на 6,2%, со странами дальнего зарубежья увеличилось на 1,9 процента.

Экспорт товаров в 2013 году составил 526,4 млрд. долл. США, что на 0,3% выше уровня прошлого года. Положительная стоимостная динамика российского экспорта обусловлена ростом стоимости экспорта топливно-энергетических товаров из-за увеличения физического объема экспорта природного газа и нефтепродуктов, а также расширением вывоза машинно-технической продукции, древесины и целлюлозно-бумажных изделий благодаря увеличению количественных объемов вывоза и росту средних цен. Сдерживающим фактором более быстрого роста отечественного экспорта выступило снижение отгрузок черных и цветных металлов, нефти сырой, пшеницы, при этом существенно ухудшилась конъюнктура мирового рынка черных и цветных металлов.

Экспорт в страны дальнего зарубежья в 2013 году по отношению к предыдущему году вырос на 1,7%, спад экспорта пришелся на поставки в страны СНГ, снижение составило 7,2%.

В общем объеме экспорта в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, удельный вес стран дальнего зарубежья увеличился с 84,9% до 86,0%, доля стран СНГ снизилась с 15,1% до 14,0 процента.

В структуре экспорта россии в 2013 году увеличился удельный вес топливно-энергетических товаров, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, машин, оборудования и транспортных средств, снизилась доля продовольственных товаров и с/х сырья, металлов и изделий из них, продукции химической промышленности и каучука. Экспорт — наиболее значимой группы — топливно-энергетические товары — увеличился на 0,9% до 371,8 млрд. долл. США, при этом доля данной товарной группы выросла на 0,4 процентных пункта до 70,6 процента. Увеличение стоимости экспорта этой товарной группы произошло за счет роста физических объемов вывоза при снижении средних контрактных цен. Положительная динамика была обусловлена, прежде всего, увеличением вывоза нефтепродуктов и природного газа, стоимостные объемы экспорта которых увеличились на 5,3% и 8,8% соответственно, что стало результатом расширения физических объемов отгрузок на 9,6% и 9,9% соответственно. Наряду с этим вывоз нефти сырой и угля каменного в стоимостном выражении продемонстрировали отрицательную динамику — спад на 4,0% и 9,2% соответственно. Для экспорта нефти было характерно снижение физических объемов на 1,4% и средних контрактных цен — на 2,7%, вывоз угля каменного в физическом выражении вырос на 6,6%, экспортные цены снизились на 14,8 процента.

основу российского экспорта помимо топливно-энергетических товаров составляют продукция химической промышленности и каучук, металлы и изделия из них, на долю этих трех групп в 2013 году суммарно приходилось 84,2% стоимостного объема российского экспорта, при этом их удельный вес уменьшился на 0,6 процентных пункта по сравнению с 2012 годом. Низкие темпы роста отечественного экспорта товаров преимущественно обусловлены ухудшением конъюнктуры мировых рынков черных и цветных металлов, продукции химической промышленности. Наибольшее снижение средних экспортных цен в отчетном периоде было характерно для синтетического каучука (-18,1%), каменного угля (14,8%), калийных удобрений удобрений (-14,7%), никеля необработанного (-10,4%) и стальных полуфабрикатов (-7,8%). Кроме того, отмечалось снижение поставок в физическом выражении железнодорожной техники (-51,1%), калийных удобрений (-29,6%), пшеницы и меслин (-13,9%), рафинированной меди (-12,5%) и стальных полуфабрикатов (-10,7 процента), пришлось на каменный уголь — на 4,0 процентных пункта, благодаря расширению поставок на китайский Рынок, активно расширяющийся в последние годы. Заметно увеличились доли вывозимых за рубеж грузовых автомобилей — на 4,1 процентных пункта, нефтепродуктов на 3,4 процентных пункта и каучуков синтетических — на 3,3 процентных пункта.

Наибольшее снижение пришлось на газетную бумагу, что обусловлено более высокими темпами спада экспорта по сравнению с динамикой производства.

Стоимостный объем российского импорта в 2013 году продемонстрировал слабую положительную динамику. Импорт составил 317,8 млрд. долл. США, что на 0,2% больше, чем в 2012 году. Указанное явление объясняется преимущественно удорожанием ввозимой продукции при небольших темпах спада закупок в физическом выражении.

доли стран дальнего зарубежья и стран СНГ в стоимости импорта составили 87,0% (против 85,8% в 2012 году) и 13,0% (против 14,2%) соответственно. Резкое сокращение удельного веса СНГ в российском импорте во многом обусловлено сильным спадом закупок машинно-технической продукции, в том числе железнодорожной техники в Украине, а также одежды и полиэтилена (из-за простаивавшего завода "Карпатнефтехим").

В товарной структуре российского импорта увеличился удельный вес продовольственных товаров и с/х сырья, химической продукции и каучука, текстиля, изделий из него и обуви, древесины и целлюлозно-бумажной продукции при этом уменьшилась доля топливно-энергетических товаров, машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них.

Главной статьей российского импорта остаются машины, оборудование и транспортные средства, закупки которых в 2013 году по отношению к 2012 году уменьшились на 2,5% до 154,4 млрд. долл. США, при этом удельный вес данной товарной группы в структуре отечественного ввоза сократился на 1,3 процентных пункта до 48,6 процента. Наиболее сильно уменьшился импорт аппаратуры, основанной на использовании рентгеновского излучения — на 54,0%, железнодорожных вагонов грузовых — на 43,4%, частей железнодорожной техники — на 38,2%, тракторов, включая седельные тягачи — на 36,6%, аппаратуры передающей — на 28,8%, грузовых автомобилей — на 23,0%, стиральных машин бытовых — на 24,0%, оборудования для сельского хозяйства — на 23,8%, легковых автомобилей — на 15,9 процента. Наряду с этим отмечалось увеличение импорта пассажирских железнодорожных вагонов — в 5,2 раза, готовых носителей для записи звука — в 2,3 раза, прочих судов — на 80,8%, паровых котлов — на 54,3%, электрогенераторных установок — на 40,3% процента. Физический объем импорта легковых автомобилей уменьшился на 17,3%, а грузовых — на 26,1 процента [33].

основу российского импорта кроме машин, оборудования и транспортных средств составляют продукция химической промышленности и каучук, продовольственные товары и с/х сырье,

суммарная доля которых в 2013 году в товарной структуре российских закупок составила 78,0%, сохранившись на уровне 2012 года. Стоимостные объемы товаров продовольственной группы увеличились на 6,0%, продукции химической промышленности — на 3,1 процента. Положительная динамика импорта обусловлена также расширением ввоза текстиля и изделий из него, обуви на 3,6%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий — на 6,4 процента. Данный рост полностью перекрыл снижение закупок топливно-энергетических товаров, металлов и изделий из них, машин, оборудования и транспортных средств.

По данным таможенной статистики в 2013 году составил 729,4 млрд. долл. США и относительно 2012 года увеличился на 1,6 процента. Экспорт увеличился на 1,7% до 452,9 млрд. долл. США, а импорт — на 1,5% до 276,5 млрд. долл. США.

Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза занимали Нидерланды в значительной мере за счет больших объемов реэкспорта российских углеводородов), Германия и Италия, на долю которых приходилось 49,1% внешнеторгового оборота с данной группой стран.

Наиболее важными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являются Китай, Япония, США и Республика Корея, на долю которых в 2013 году приходилось 83,9% внешнеторгового оборота.

По итогам 2013 года Китай — крупнейший внешнеторговый партнер России. Удельный вес крупнейших партнеров России в рассматриваемом периоде составил 10,5% для КНР, и 8,9 % для Германии.

В товарной структуре импорта россии из стран дальнего зарубежья увеличился удельный вес химической продукции и каучука, текстиля, изделий из него и обуви, металлов и изделий из них, продовольственных товаров и с/х продукции, при этом сократилась доля машин, оборудования и транспортных средств, минеральных продуктов. Доля древесины и целлюлозно-бумажных изделий не изменилась по сравнению с 2012 годом.

Внешнеторговый оборот россии со странами СНГ в 2013 году сократился на 7,5% до 114,8 млрд. долл. США. Экспорт России в страны СНГ уменьшился на 7,2% до 73,5 млрд. долл. США, а импорт России из стран СНГ — на 8,0% до 41,3 млрд. долл. США. Со всеми странами СНГ в 2013 году сложился профицит торгового баланса.

В товарной структуре экспорта россии в страны СНГ увеличился удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), продукции химической промышленности, машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них, древесины и целлюлозно-бумажных изделий. Снизилась только доля топливно-энергетических товаров. Снизилась доля металлов и изделий из них, продукции химической промышленности, машин, оборудования и транспортных средств, текстиля, текстильных изделий и обуви.

2.2 Развитие механизмов государственного регулирования внешней торговли России в условиях членства в ВТО (изменение таможенных пошлин)

использование инструментов тарифного регулирования — таких, как эскалация таможенного тарифа — может стать фактором, который сделает экономику россии более привлекательной для иностранных инвесторов и поможет стимулировать развитие сельского хозяйства.

В 2012 году завершился процесс вступления России во Всемирную торговую организацию. Данное событие оказало влияние на дальнейшее социально-экономическое развитие страны. В данный момент в России подводят первые итоги присоединения, к которому страна готовилась 18 лет [9].

Правительство должно контролировать использование инструментов защиты отечественного производителя в условиях присоединения ко Всемирной торговой организации, а субсидирование данной отрасли в 2013 году вырастет до 180 млрд руб. Данная система функционирования экономики, когда развитие производства поддерживается только лишь финансированием из бюджета, не всегда эффективна. Особо важна тщательно продуманная Политика государства в области таможенного законодательства, приведение ее в соответствие с принципами ВТО.

В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию важно не только поддерживать те отрасли промышленности и сельского хозяйства, которые могут пострадать вследствие изменения импортных пошлин, но и не забывать о том, что одной из задач внешнеэкономической политики является привлечение в страну инвесторов, создающих высокотехнологичный продукт. инновационная экономика требует, в первую очередь, конкурентоспособного товара, который будет произведен с использованием последних достижений науки и техники. В данный момент количество предприятий, создающих продукт, обладающий высокой добавленной стоимостью, в России крайне мало. Присоединение нашей страны к Всемирной торговой организации, завершившееся в 2012 году, должно стать важным этапом в процессе перехода отечественной экономики на инновационные рельсы. В условиях отмены таможенных барьеров, защищавших национальных производителей, необходимо обратиться к опыту развитых стран, который сочетает соответствие всем тарифным нормам ВТО и создание конкурентоспособной продукции [8, c.42].

Существует зависимость между величиной пошлин на отдельно взятый товар и продукцию, отличающуюся степенью переработки. Если тарифная ставка на сырье составляет 0%, то пошлина на готовое изделие приходится на добавленную стоимость. таким образом, чем ниже уровень таможенного обложения полуфабриката, тем выше конкурентоспособность готового изделия; вместе с тем повышается тарифная защита продукта с высокой степенью переработки. Допустим, если необходимо повысить таможенный барьер определенной продукции, не всегда выгодно повышать его тарифную ставку, достаточно снизить пошлину на соответствующий ему полуфабрикат или сырье.

В исследованиях ЮНКТАД была разработана формула, позволяющая определить эффективную ставку пошлины, которая отражает зависимость между увеличением таможенной защиты продукции и повышением разницы по-шлин на готовую продукцию и сырья для его производства [29, c.83]:

= (t — Σms) / V,

где Z — эффективная ставка пошлины, t — номинальная ставка пошлины на готовую продукцию, s — номинальная ставка пошлины на сырье, м — коэффициент, показывающий долю сырья в цене товара, V — коэффициент, показывающий долю стоимости, добавленной в процессе обработки.

Из формулы видно, что уровень тарифной защиты повышается не только за счет увеличения разницы в величинах пошлин на сырье и готовые изделия, но и по мере уменьшения степени обработки продукции.

В российской Федерации практика использования эскалации импортного тарифа получила свое отражение в программе Минэкономразвития, которая была принята в 2008 году с целью радикального изменения таможенно-тарифной политики. Задачи данной программы заключались в защите внутренних рынков, обеспечении прозрачности мер внешнеэкономического регулирования, а главное — в стимулировании производственно-технологической кооперации российских и иностранных предприятий. Важную роль в данном процессе сыграло вступление россии в ВТО. Так, например, импорт компьютерной и офисной техники в России в 2011 году составил 3% от общего объема или 7.45 млрд долларов. Основными нашими партнерами по данной продукции являются Китай (49.1%), Германия (14.4%), Нидерланды (6.4%), Чехия (5%), Венгрия (3%) [28, c.10].

До вступления в ВТО размер пошлины на данные товары составлял 0%, однако после вступления — 10%. Таможенные пошлины на персональные компьютеры будут составлять 10% до августа 2013 года, до августа 2014 — 6%, а с августа 2015 года — нулевая ставка. Доля компьютеров, произведенных в россии, на рынке не превышает 20%, а в то же время на рынках Белоруссии и Казахстана достигает 75%. Эти данные говорят о перспективах переноса сборочных предприятий иностранных компаний в Россию. Так, например, часть сегмента персональных компьютеров составляют моноблоки, то есть совмещенный системный блок и монитор, пошлина на них составляет те же 10%, нулевая ставка остается только для моделей премиум-класса.

По заявлениям Олега Артамонова, старшего технического эксперта департамента информационных технологий Samsung, при необходимости компания сможет запустить локальное производство моноблоков — как сборочное, так и полного цикла — в россии. У компании уже есть опыт производства мониторов, телевизоров и стиральных машин для российского рынка на заводе в Калужской области. вместе с тем 4 декабря 2012 года были снижены пошлины на микропроцессоры, исполненные по технологическому процессу не более 32 нанометра. Снижение ставок для комплектующих элементов персональных компьютеров может быть одним из примеров эскалации импорта [19, c.93].

Таможенная Политика, проводимая правительством Российской Федерации, однако, пока не в полной мере соответствует данному принципу. Ставка ввозных пошлин на ноутбуки все еще составляет 0%, тогда как ставки тех же пошлин на многие комплектующие к ним достигают 20%. Данный факт является ключевым обстоятельством при принятии решения иностранными компаниями касательно того, где размещать производство данных высокотехнологичных продуктов — в России или за ее пределами. Для соответствия принципу эскалации таможенного тарифа необходимо и дальше снижать пошлины на другие радиоэлектронные комплектующие. важно при этом понимать, что таможенные пошлины являются одним из инструментов поддержки локальных производителей. Опыт других государств при вступлении в ВТО свидетельствует о том, что снятие таможенных барьеров компенсировалось экономическими льготами (снижение налогового бремени, фиксированные льготные тарифы на энергоносители, субсидирование создания рабочих мест и обучения технического персонала, дешевые заемные средства, система сертификации и др.).

В то же время не стоит забывать, что и несоответствие принципам эскалации таможенного тарифа сведет на нет все финансовые льготы, предоставленные государством. Так, например, увеличение субсидирования сельского хозяйства, о котором говорилось в Послании Президента, не даст в полной мере желаемого эффекта, пока снижение пошлины на готовые мясные изделия не будет сочетаться с соответственным снижением пошлины на сырье.

В 2015 году начнут действовать либеральные пошлины на готовые мясные изделия. доля импорта на рынке России по говядине по данной позиции достигает 30%, или 2209 млн долларов (по мясу птицы — 18%, или 890 млн долларов; по свинине 25%, или 1942 млн долларов). Снижение импортного тарифа по коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятель таможенного союза (ТН ВЭД ТС) 1601 "Готовые мясные изделия" с 0.40 евро за 1 кг продукции до 0.25 евро сочетается с полным отказом от 25% адвалорной составляющей импортной пошлины. Данный сектор сельского хозяйства имеет огромное значение для экономики России, объем рынка достигает 550 млрд рублей в год, а доля отечественных производителей в мясной отрасли достигает 95% [31, c.11].

При существующих темпах аграрной инфляции сегодняшний фактический импортный тариф с 0.69 евро за 1 кг к моменту введения новых заниженных пошлин к 2015 году в 0.25 евро за 1 кг будет соответствовать пошлине около 7-8% от стоимости ввозимой продукции. Эскалация импортных пошлин является приоритетным направлением таможенной политики в условиях создания инновационной экономики. За последнее время был проведен огромный объем работы в данном направлении, а вступление россии в ВТО должно стать тому катализатором. Внедрение новых технологий в производство должно стать важным фактором повышения конкурентоспособности российской экономики. Для этого требуется привлечение в страну иностранных инвесторов, для которых необходимо создать прозрачное правовое поле, а также показать очевидные экономические выгоды. Соблюдение принципа эскалации таможенного тарифа, например, в сфере производства радиоэлектроники, позволит крупным иностранным компаниям размещать свои производства в нашей стране. Когда иностранным контрагентам будет выгоднее везти в страну полуфабрикаты, а не готовые изделия, тогда таких предприятий, как сборочный цех компании samsung в Калужской области, станет намного больше.

3. Перспективы развития внешнеторговой деятельности РФ

3.1 Перспективы Внешнеторговой деятель РФ в рамках Таможенного союза

В 2000 году было учреждено Евразийское экономическое сообщество. В 2007 году было принято решение о создании Таможенного союза (ТС) России, Республики Беларусь и Республики Казахстан "в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами" (договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза" от 6 октября 2007 г.) [25, c.65].

Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяются единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Задачи, решаемые Таможенным союзом, изложены в договоре о его создании. С 1 января 2010 года в рамках созданного Таможенного союза россии, Казахстана и Белоруссии вступили в силу его основные механизмы: единый таможенный тариф, единая система тарифных льгот и преференций, а также единая товарная номенклатура. С 1 июля задействован соответствующий союзный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах. Все это оказало серьезное влияние на внешнеэкономическую деятельность компаний, работающих в рамках союза.

На этапе формирования Таможенного союза одним из главных вопросов являлось обсуждение ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ). изначально ставки пошлин у трех стран совпадали только на 40%. В связи с этим начался долгий процесс унификации ставок почти по 11 тысячам товарных позиций. Существовали определенные противоречия между странами в процессе обсуждения ставок:

Казахстан не был готов к изменению почти 55% ставок своего национального таможенного тарифа. поэтому Казахстан до 2014 года зарезервировал перечень из 400 товарных позиций, на которые ставки пошлин остаются на более низком уровне. К товарам, вошедшим в данный перечень, отнесены лекарственные средства, пластмасса, бумага и картон, изделия из алюминия и прочие товарные группы. Ставки российского таможенного тарифа, действовавшие на территории Российской Федерации до 1 января 2010 года, также претерпели существенные изменения и в большинстве своем снизились. В частности, значительные изменения коснулись более 300 позиций технологического оборудования, устройства и механизмов, ставки на которые были обнулены. незначительное изменение ставок в сторону увеличения произошли в отношении мясной и молочной продукции, а также черных металлов.

Безусловно, значительные изменения тарифной политики стран Таможенного союза повлияли на размер таможенных платежей. Так, по оценке Минфина РФ, введение ЕТТ сокращает поступление в российский бюджет на 50-60 млн долл. США в год.

Следует отметить, что ставки ЕТТ подлежат пересмотру. Ставки пошлин на часть товарных позиций, относимых странами Таможенного союза к группе "чувствительных", подлежат изменению только в случае достижения тремя странами консенсуса. Речь идет о продуктах питания, одежде, изделиях из древесины, ткани и др. В отношении остальных товаров изменение ставок ввозных пошлин возможно в случае их принятия 2/3 голосов (в таком голосовании у россии — 57%, у Казахстана — 21, у Белоруссии — 21,5%). страны-участницы таможенного союза договорились об установлении тарифных квот в отношении сельскохозяйственных товаров (группы 1-24 ТН ВЭД ТС) при их ввозе на территорию таможенного союза. Тарифные квоты означают возможность ввоза определенного количества товара по сниженной ставке пошлины. В случае превышении квоты импортер обязан уплатить в бюджет более высокую ставку импортной пошлины. Тарифные квоты устанавливаются и распределяются между странами-участницами Комиссией ТС [17, c.83].

Одним из важнейших вопросов тарифного регулирования по-прежнему остается возможность применения компаниями, осуществляющими внешнеторговую деятельность, тарифных льгот — освобождений от уплат ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара). Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный Капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008. более специфические виды льгот были отражены в решении Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.01.2009 №18.

одна из главнейших задач оценки эффективности интеграционного взаимодействия — определение количественной выгоды каждой страны участницы от вклада в реализацию мероприятий по увеличению объемов взаимной торговли, развитию финансовых и производственных связей, кооперации и специализации. очень важно оценить реальное влияние интеграционных процессов на экономику стран участниц.

К наиболее важным экономическим показателям относятся: внешнеторговый обо рот, сальдо внешнеторговых операций ТС, удельный вес и динамика экспорта и импорта, темпы их прироста. Одним из главных индикаторов состояния интеграционных процессов является рост торговли между странами. Суммарный объем внешней торговли членов ТС с третьими странами по итогам 2012 г. составил 939,3 млрд долларов, увеличившись на 253 млрд долларов по сравнению с 2010 г. (или на 36,9%). Этот процесс отражает улучшение хозяйственных связей между странами. Положительное сальдо внешней торговли говорит о превышении экспорта из стран участниц ТС над импортом. По итогам 2012 г. оно увеличилось на 72,8 млрд долларов (до 260,9 млрд долларов). Такие позитивные показатели обусловлены в том числе отменой процедуры таможенного оформления на внутренних границах, переносом таможенного контроля на внешние границы, принятием нормативно правовых документов о формировании ЕЭП, что позволило проводить согласованную политику по свободному перемещению рабочей силы, капиталов, техническому регулированию. вместе с тем в структуре внешнеторгового оборота стран участниц за время функционирования ТС существенных сдвигов не произошло: экспорт и импорт изменились в той же пропорции, что и внешнеторговый оборот; удельный вес экспорта и импорта по годам практически не менялся, лишь в 2012 г. произошло некоторое снижение доли им порта по сравнению с 2010 г. (на 0,2%), соответственно выросла доля экспорта. Сравнение показателей 2012 и 2011 гг. показывает снижение темпов роста. Внешнеторговый оборот вырос лишь на 2,9%, объем экспорта — на 0,5%, импорта — на 3,9%, прирост сальдо оказался минимальным — 0,9 млрд долларов [17, c.84].

июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменен таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. C целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и единого экономического пространства была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Она стала преемницей комиссии Таможенного союза, деятельность которой, согласно статье 39 договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, была прекращена 1 июля 2012 года. Формирование ЕЭК стало одним из шагов на пути трансформации Таможенного союза и ЕврАзЭс в Евразийский союз. С 1 января 2012 года в результате создания Таможенного союза сформировалось единое экономическое пространство на территории России, Белоруссии и Казахстана.16 декабря 2011 года подписан протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО). Таможенный союз, Евразийская экономическая комиссия — очень хорошая и единственно правильная альтернатива вступлению во Всемирную торговую организацию. Создание региональных таможенных союзов является международной практикой. К организациям, которые построены по региональному принципу, относятся, например, НАФТА, Mercosur (Южноамериканский южный рынок), Европейский союз и т.д. Количество таких организаций быстро растет и вопросы решаются, во-первых, быстро, а во-вторых, взаимовыгодно. В то время как такая глобальная структура, как ВТО, за последние 10 лет никаких значительных решений не принимала, переговоры часто заходили в тупик, эффективность ее действий снижена. структура ВТО направлена на продвижение интересов крупных компаний, а не стран. Поэтому Таможенный союз — это реальная альтернатива ВТО. В то же время присоединение к ВТО создает определенные проблемы для функционирования Таможенного союза. 19 мая 2011 года был подписан договор "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", цель которого — последующая скоординированная работа членов ТС [1]. одной из особенностей вступления России в ВТО является следующее: для сглаживания неизбежных противоречий в нормах Таможенного союза и ВТО, согласно Договору, после вступления в организацию одного из членов Таможенного союза, которым в данном случае является Россия, нормы, предусмотренные Протоколом о ее присоединении к организации, становятся частью правовой системы Таможенного союза. Соответственно, правила ВТО станут обязательными и для Белоруссии, и Казахстана [3, 4]. Фактически члены Таможенного союза, ратифицировав договор, взяли на себя обязательства включить ставки таможенных пошлин, которые будут применяться для россии после вступления в ВТО, в Единый таможенный тариф Таможенного союза. При этом на текущий момент почти треть предельных ставок, установленных обязательствами по ВТО, превышают применяемые в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

получается парадоксальная ситуация, когда ставка пошлин в россии по многим товарам ниже, чем в Белоруссии и Казахстане, хотя у нас единое таможенное пространство. Таким образом, ВТО разрушает идеологию ТС.

Присоединение россии к ВТО отдельно от Казахстана и Белоруссии изначально противоречит идее создания Таможенного союза. Это связано с тем, что Россия взяла на себя обязательства по значительному открытию рынка для импортных товаров, то есть обеспечила 156 странам преференции в торговле, соответственно, создание ТС становится бессмысленным. К примеру, Украина, не вступая в ТС, получит такие же условия на российском рынке, как Белоруссия и Казахстан. Кроме того, Казахстан планирует присоединиться к ВТО на своих условиях, отличных от российских, следовательно, таможенный тариф ТС снова будет пересмотрен с учетом обязательств Казахстана. Условия для российских производителей ухудшатся после вступления в ВТО наших коллег по ТС [31, c.12].

Вступление россии в ВТО налагает на партнеров по Таможенному союзу обязательство перейти на нормы всемирной торговой организации и, более того, вступить в нее. вопрос остается в том, кому придется править условия членства — россии или Казахстану, планирующему вступить в ВТО. Казахстан согласился на более либеральные условия внешней торговли, чем россия.

Страны ТС до сих пор торгуют в основном сырьем, и ТС сейчас одновременно находится как бы в двух таможенных зонах: с Россией, вступившей недавно в ВТО, и Белоруссией и Казахстаном, которые пока еще не члены этой организации. Это приводит к противоречиям в реализации таможенной политики.

таким образом, при решении вопроса о том, как ТС будет существовать внутри ВТО, в первую очередь, необходимо в рамках ТС добиться создания особых условий для региональной торговли, договориться в области таможенных пошлин по отдельным, особо чувствительным для стран ТС видам товаров, а также по вопросам миграции, инвестиций и даже безопасности со странами, входящими в ВТО.

3.2 предложения по совершенствованию внешнеторговой деятельности РФ

внешняя торговля России в своем современном состоянии не позволяет полноценно использовать имеющиеся страновые преимущества и заложенный в ней потенциал влияния на рост эффективности национальной экономики в целом. главным препятствием на пути реализации эффективной модели внешнеторгового взаимодействия россии в условиях глобализирующейся мировой экономики является отсталость технологической базы и отраслевой структуры экономики, которые делают страну заложницей внешнеэкономической конъюнктуры, поставщиком материально-энергетических ресурсов, действующим в рамках устаревшей торгово-посреднической концепции внешнеэкономической деятель [18, c.8].

Доминирование несоответствующих современным стандартам методов организации производства и технологий, слишком высокая ресурсоемкость и затратность производства, в то числе в технологически развитых секторах; большой износ основных фондов и имеющие предел возможности внутреннего накопления; низкая мотивация и интенсивность труда, значительная социально-политическая нестабильность, инерция бюрократизации экономики, влияние на стандарты жизни и производственной модернизации импорта и привлечения зарубежных кредитов и, наконец, отсутствие опыта ведения бизнеса и маркетинга в новых условиях и адекватной инфраструктуры порождают неконкурентоспособность российской экономики не только на глобальных, но и на внутреннем рынке.

Следствием этого становятся структурная деформация производства и экспорта и перераспределение значительной части произведенной внутри страны добавленной стоимости в пользу внешнеторговых партнеров.

В решении названных проблем российской экономике невозможно обойтись без модернизации ее структуры и технико-технологической базы, совершенствования продуктового ряда и бизнес-процессов, повышения уровня инфраструктурной обеспеченности. Необходимость реализации крупномасштабной программы модернизации российской экономики вполне осознана как в научных кругах, так и в органах государственного управления. Однако реализуемые в этом направлении мероприятия носят точечный, несистемный характер и не отличаются высокой результативностью.

Проблема здесь видится в том, что хотя модернизация российской экономики и заявлена как программа, выраженных признаков программного подхода мы не наблюдаем. Не достаточно конкретными представляются цели и задачи программы, не определены приоритеты и точки роста и, наконец, отсутствует вписанная в имеющийся бюджет и меру ответственности исполнителей система действий. Это особенно актуально в условиях ограниченности средств, которые может направить национальная экономика на эти цели [17, c.85].

Осуществляя выбор направлений модернизации экономики России, как нам представляется, необходимо отталкиваться от имеющегося потенциала, целей социально-экономического развития, международных тенденций и опыта передовых стран мирового пространства, чьи достижения убедительно свидетельствуют о высокой эффективности принимаемых в анализируемой области решений.

Вместе с тем такой выбор не возможен без четкого определения национальной специализации и формирования на этой основе прогрессивной отраслевой структуры экономики и экспорта, которая, по сути, и предопределит сбалансированности выбора приоритетов и направлений модернизации.

один из важнейших ориентиров совершенствования структуры национальной экономики дает нам опыт развитых в экономическом отношении стран. Для экономик этих стран характерными признаками отраслевой структуры экономики является сохранение одной из ведущих ролей за промышленностью, преобладание в последней высокорентабельных обрабатывающих отраслей (свыше 80%) и лидерство в их числе основных инвестиционных отраслей — машиностроения (более 40%) и химии (около 13%). особое внимание к машиностроению и химии уделяется в связи с тем, что от развития данных сфер промышленности зависит научно-технический прогресс всех отраслей экономики. Так как именно они должны обновить экономику современными средствами производства, новейшими материалами и химикатами, которые будут способствовать перспективному росту национальной конкурентоспособности.

Вместе с тем, на первый план выходят новейшие наукоемкие виды химической промышленности и машиностроения: производство электронной и лазерной техники, оборудования для атомной энергетики, средств автоматизации, производство микробиологических препаратов и материалов с определенными характеристиками. В США на долю данных перспективных отраслей относится более половины всех товаров, производимых обрабатывающей промышленностью. В Германии, Франции, Великобритании, Италии — от 35 до 40% [31, c.15].

одновременно с формированием эффективных макро — и мезопропорций модернизация структуры российской экономики предусматривает оптимизацию совокупности видов экономической деятель или ее микроструктуры. Данная задача решается на разных уровнях — на уровне страны, организации, цепочки формирования законченной стоимости (бизнес-процесса), команды или определенного исполнителя.

В принципе российская экономика имеет все необходимые предпосылки для действенного вхождения в процесс транснационализации: существенный научно-технический, ресурсный и кадровый потенциал; опыт управления в условиях поликультурной среды и больших, рассредоточенных территориально образований; высокую степень адаптации вследствие возникающих кризисных явлений. Тем не менее, на темпы и уровень транснационализации российских организаций отрицательно воздействует позднее вхождение российской экономики в данный процесс, ненадежность экономических и организационно-правовых механизмов формирования и продвижения российских транснациональных корпораций.

На уровне предприятий — это отсутствие или невысокое качество стратегий международного инвестирования, механизмов управления глобальной сетью и продвижения фирмы в мировом пространстве, на уровне страны — неэффективная государственная поддержка международной экспансии российских организаций, а также проблемы формирования положительного имиджа (образа) страны.

Конечно, возможность осуществлять экономическую деятельность с достаточно низкими факторными издержками еще не определяет реальную эффективность этой деятельности в понятиях рынка (доля рынка, конкурентоспособность товара или услуги, объем продаж). Кроме того, минимизация производственных издержек зачастую достигается путем реализации эффекта масштаба. Но использование данного эффекта возможно только при наличии ненаполненного или растущего рынка и соответствующего уровня конкурентоспособности производителя.

воздействие рынка на выбор видов экономической деятель проявляется и в том, что возрастание многообразия и напряженности конкурентной борьбы увеличивает риски экономической деятельности и делает все более неопределенным ее результат. Эффективным средством преодоления рыночной неопределенности является диверсификация экономической деятель, которую можно определить как меру внутреннего разнообразия экономической деятельности. Формами реализации диверсификации являются расширение: направлений экономической деятельности (внутри — и межотраслевая форма), выпускаемых товаров (продуктовая форма) и рынков, на которых эти товары представлены (региональная форма). Ее ключевая цель — формирование устойчивости экономического развития и сокращение рыночных рисков в результате не совпадающих в пространстве и времени изменений рыночной конъюнктуры.

Диверсификация производства и экспорта находится в диалектической связи с национальной специализацией. Эти явления характеризуются разнонаправленностью, в силу чего требуется установление и поддержание баланса в их использовании. Методическую основу поддержания такого баланса может составить оптимум Парето для трех показателей — уровень диверсификации, доходы и народнохозяйственная эффективность.

По оценкам специалистов, объем коэффициента диверсификации, определяющий достаточную резистентность производств в условиях современного рынка, должен составлять от 130 до 150 [8]. Для сравнения, у лидеров по уровню диверсификации производства и экспорта США и Китая этот показатель больше и находится на уровне, соответственно, 530 и 391. В российской Федерации, несмотря на все предпринимаемые усилия, этот коэффициент в производстве не выше 40, а в экспорте — меньше единицы [31, c.17]. такая ситуация определяет российскую экономику как незащищенную в отношении колебаний рыночной конъюнктуры.

Достижение эффективного уровня диверсификации является важнейшей задачей модернизации отраслевой структуры российской экономики, поскольку позволяет не только сформировать долгосрочную основу устойчивости и экономического роста, но и создать условия, обеспечивающие активную внешнеторговую экспансию российских компаний, пусть изначально и на довольно узких сегментах мирового рынка.

В числе критериев модернизации отраслевой структуры экономики необходимо выделить также критерий экономической безопасности страны, учитывающий ее возможности в плане производства товаров первой необходимости и развития отраслей, формирующих базовые условия для функционирования и развития национальной экономики. К числу таких отраслей относится, например, машиностроение, которое призвано обеспечить структурную перестройку и техническое перевооружение всего народного хозяйства.

важнейшим векторов развития современной международной торговли являются стремительные темпы научно-технического прогресса, без которых нельзя представить положительный сценарий экономического совершенствования страны в будущем. Отсюда необходимость включения в число критериев выбора перспективных видов экономической деятельности критерия инновационности. Так при выборе вида экономической деятель целесообразно принимать во внимание уровень соответствия выбираемого вида деятельности ключевым тенденциям инновационного развития страны и формирования инновационно-проводящих структур [17, c.87].

необходимо учитывать и то обстоятельство, что поддержание конкурентоспособности в большинстве высокотехнологических видов деятель взаимосвязано с достижением первенства в технологическом развитии.

Сохранение технологического первенства требует высокого уровня концентрации ресурсов развития, и, конечно же, выбор направлений инновационной деятельности должен соответствовать имеющимся возможностям.

К сожалению, последнее требование не отражено в процессе создания стратегии инновационного развития РФ и не позволит поддерживать необходимую концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях.

Заключение

Внешнеторговая деятельность играет особую роль в развитии национальной экономики. В процессе интеграции России в мировое хозяйство ВЭД становится все более важным фактором, воздействующим на социально-экономические процессы, происходящие как в масштабах всей страны, так и отдельных регионов.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, целью внешнеэкономической политики на перспективу является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, среди которых:

достижение лидирующих позиций в поставках энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта;

реализацию имеющихся конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;

усиление позиций россии на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала;

создание интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, превращение России в один из мировых финансовых центров и другие.

Для практического решения задач модернизации отраслевой структуры российской экономики критерии должны быть дополнены эффективными механизмами структурных преобразований.

основные отрасли промышленности, являющиеся базовыми конструкциями национальной экономики, которые определяют ее независимость;

перспективные отрасли, которые формируют основу экономического роста;

структурно-депрессивные отрасли, предприятия и производства, к которым относятся экологически вредные, ресурсо — и трудоемкие, полагающиеся на устаревшие технологии и бесперспективные направления экономической деятель.

По нашему мнению, огромные масштабы структурной реорганизации экономики Российской Федерации и ее нынешнее состояние создают препятствие в решение данной проблемы в короткие сроки. Для реализации таких программ разумно создать специальные законы. целесообразно выполнить ряд поэтапных программ правительства, обладающих преемственностью во времени.

Список использованной литературы

1.Таможенный Кодекс Таможенного союза (в ред. от 16.04.2010) // Собрание Законодательства РФ. 13.12.2010. № 50. Ст.6615.

2.Федеральный закондеятель" от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ.

.Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" от 14 апреля 1998 года № 63-ФЗ.

.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. — М.: ИКЦ ".Алексеев С.Г. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // проблемы современной экономики. 2013. № 2.С. 20-29.

.Андреев Ф. Долгая дорога к ВТО. Что приобретет и что потеряет Россия от вступления во Всемирную торговую организацию // Российская газета. 2011. № 6. C.84-96.

.Богомолов О.Т. мировая экономика в век глобализации: учебник. — М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2012. — 336 с.

.Бурмистров В.Н. Холопов К.В. Внешняя торговля РФ. — М.: Юрайт, 2013. — 401 с.

.Васильева Ю. Минэкономразвития предлагает радикально перестроить таможенно-тарифную политику // российская Бизнес-газета. 2012. № 642. С.89-95.

.Внешнеэкономическая деятельность предприятий / под ред. Ищенко. — М.: Экономика, 2011. — 521 с.

.Гурова И.П. Мировая экономика: Учебник. — М.: Омега-Л, 2011.482 с.

.Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. — М.: Дело, 2012. — 339 с.

.Кизим А.А., Склярова Л.В. Инструменты международной торговли на мировом рынке // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 5 (20). C.89-94.

14.Кудров В.М. мировая экономика. — М.: Юрайт, 2010. — 594 с.

.Кузык Б. Инновационное развитие россии: сценарный подход // Экономические стратегии. 2014. № 1. C.6-19.

.Мингалева Ж.А. Механизм инвестирования прогрессивных структурных сдвигов в экономике: проблемы и решения. — Екатеринбург, Институт Экономики УрО ран, 2012. — 162 с.

.Мингалева Ж.А., Оборина Е.Д. Управление внешнеэкономической Деятельностью в рамках структурной модернизации экономики региона (на примере Пермского края) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2013. № 1. С.82-87.

.Мищенко Л.Я., Кизим А.А., Пономаренко Л.В. влияние основополагающих тенденций развития мирового хозяйства на мировую торговлю // Экономика устойчивого развития. 2014. № 9. C.7-14.

19.Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства // проблемы прогнозирования. 2013. № 5. С.88 — 99.

.Основы внешнеэкономических знаний / под. ред. И.П. Фаминского. — М.: Международные отношения, 2011. — 305 с.

.Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятель: учебник. — М.: Юристъ, 2013. — 483 с.

.Попов С. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. — М.: Юрайт, 2012. — 339 с.

.Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: учебник / под. ред.С.И. Долгова, И.И. Кретова. — М.: Норма, 2009. — 603 с.

.Прокушев Е.В. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие. — М.: Инфра — М, 2011. — 446 с.

.Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. — М.: Альпина Паб-лишер, 2013. — 452 с.

.Региональная Экономика: учеб. пособие / под. ред. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ, 2010. — 673 с.

.Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической Деятельностью предприятия. — М.: Приор, 2013. — 448 с.

.Спартак А. государственная поддержка экспорта в России // Внешняя торговля. 2013. №4. С.8 — 12.

.Стровский Л.Е. внешний рынок и предприятие. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 385 с.

.Товкайло М., Никитина Е., Рожков А. "россия, откройся!" После 18 лет переговоров россия вступает в ВТО фактически на своих условиях // Ведомости. 2012. № 3. C. 20-31.

.Шанин П.Э. Перспективы внешней торговли России в ближайшей перспективе // внешняя торговля. 2014. № 4. С.10-17.

.Управление внешнеэкономической Деятельностью хозяйствующих субъектов в России: учеб. пособие / под. ред.А.К. Иванова. — М., 2012. — 572 с.

.Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru.

Учебная работа. Развитие механизмов государственного регулирования внешней торговли России в условиях членства в ВТО (изменение таможенных пошлин)