Учебная работа. Политика регулирования экспорта в Республике Беларусь

Политика регулирования экспорта в Республике Беларусь

1Реферат

Курсовая работа: ___ с., 4 табл., 3 рис., 25 источников

внешняя ТОРГОВЛЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА, ИМПОРТ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ТОРГОВЫЙ БАЛАНС, ЭКСПОРТ

объект исследования — внешнеторговая политика.

Предмет исследования — теоретические, экономические и организационно-правовые аспекты формирования внешнеторговой политики в Республике Беларусь.

Цель работы: изучение системы и механизма формирования внешнеторговой политики и выявление направлений развития внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, классификация, группировка и сравнение, дедукции и индукции.

Исследования и разработки: рассмотрена сущность государственной внешнеторговой политики, особенности ее реализации и пути совершенствования в Республике Беларусь.

автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение

1. Внешнеторговая политика — важнейшая форма внешнеэкономической политики

1.1 понятие, цели, инструменты государственной внешнеторговой политики

1.2 состояние внешней торговли Республики Беларусь

2. Особенности экспортной политики в Республике Беларусь

2.1 Развитие экспорта — одна из мер обеспечения экономической безопасности страны

2.2 Структура, объем и направленность экспорта товаров и услуг

2.3 Формы и методы стимулирования экспорта в Республике Беларусь

2.4 Государственная система поддержки экспорта в Республике Беларусь

Заключение

список использованных источников

Введение

Развитие международных интеграционных процессов привело к образованию в последние десятилетия качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятель позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

В условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством международного разделения труда, специализации и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов, что позволяет рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития. Вместе с тем активное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик.

Данные проблемы особенно значимы для стран с развивающейся, трансформационной экономикой. Современный этап социально-экономического развития Республики Беларусь не только обусловливает потребность в развитии сферы внешнеэкономической деятель, но и актуализирует поиск новых практических мер в сфере внешнеторгового государственного регулирования, нацеленных на формирование устойчивой положительной динамики национальной экономики. Таким образом, вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятель имеют актуальное научно-практическое значение.

экспорт внешнеторговая Политика беларусь

Объектом исследования является внешнеторговая Политика. Предметом исследования выступают теоретические, экономические и организационно-правовые аспекты формирования внешнеторговой политики в Республике Беларусь. Цель работы: изучение системы и механизма формирования внешнеторговой политики и выявление направлений развития внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:

-раскрыть сущность, особенности, формы и функции государственной внешнеторговой политики;

-проанализировать состояние внешней торговли Республики Беларусь;

-изучить особенности экспортной политики в Республике Беларусь;

-определить основные формы и методы стимулирования и поддержки экспорта в Республике Беларусь.

При доказательстве теоретических положении и разработке практических рекомендаций, обработке и анализе материалов исследования использовались методы наблюдения, классификации, сравнительного и логического анализа, группировок, дедукциии индукции.

При написании курсовой работы были использовано бюджетное и налоговое законодательство Республики Беларусь, периодические издания, а также материалы научно-исследовательских работ.

1. Внешнеторговая Политика — важнейшая форма внешнеэкономической политики

.1 Понятие, цели, инструменты государственной внешнеторговой политики

Характер, направленность и эффективность внешнеэкономических связей государства и внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования во многом зависят от внешнеторговой политики.

Внешнеторговая Политика — это комплекс мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры или направления товарных потоков.

Стратегической целью внешнеторговой политики является стимулирование позитивных внутренних экономических процессов [14, с.55].

Различают два основных направления внешнеторговой политики (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 — Направления внешнеторговой политики

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [21, с.66].

Протекционистская политика направлена на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В основе нее лежит предположение, что свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран, а неограниченная конкуренция со стороны более сильных государств может привести к формированию неэффективной для данной страны экономической структуры. Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары; стремлением к замещению импорта отечественной продукцией; введением запретов и ограничений на внешнеторговые и сопутствующие им операции.

свободная торговля — это политика, при которой рынку [20, с.81].

В чистом виде протекционизм и свободная торговля практически не встречаются. Но для различных стадий исторического развития общества характерно тяготение к различным системам внешнеторговой политики.

совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность с помощью набора различных методов и инструментов.

Необходимо отметить, что понятие «государственное регулирование ВЭД» может употребляться в широком и в узком смысле.

В широком смысле под государственным регулированием ВЭД понимают все формы деятельности государства и его органов по упорядочению внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей, включая заключение международных соглашений, разработку национального законодательства, а также правоприменительную деятельность в рассматриваемой сфере.

В узком смысле государственное регулирование ВЭД — это конкретная управленческая (административная) деятельность компетентных государственных органов по выдаче лицензий, определению квот, регистрации внешнеторговых контрактов, сбору таможенных пошлин и т.д., направленная на реализацию действующего внешнеэкономического законодательства.

Целью государственного регулирования внешнеэкономической деятель является стимулирование национальной экономики.

Государственное регулирование внешнеторговой деятель осуществляется с учетом следующих основных принципов [10, с.106]:

-реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики;

-обеспечения национальной безопасности;

-единства таможенной территории;

-приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

-невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

-обеспечения выполнения обязательств, принятых страной по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров государства;

-применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятель с учетом взаимности;

-выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятель, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

-обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

-гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

-гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование внешнеторговой деятель осуществляется посредством следующих методов:

-таможенно-тарифного регулирования;

-нетарифного регулирования;

-запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;

-мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности (сбор, обработка, хранение и распространение внешнеторговой информации; конкретные государственные мероприятия по развитию внешней торговли; создание объединений, содействующих внешнеторговой деятель).

Одним из методов экономического регулирования внешней торговли является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ. Тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов внешнеэкономической деятель при осуществлении торговых операций [6, с.14].

В соответствии со ст.11 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятель таможенно-тарифное регулирование является основным методом государственного регулирования ВЭД в Республике Беларусь.

В настоящее время тарифное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. «О таможенном тарифе». законКодекс устанавливает общие правила применения таможенных процедур.

основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через границу Республики Беларусь, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ.

Таможенная пошлина же определена как «обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь или вывоза товаров с этой территории и является неотъемлемым условием этого ввоза или вывоза». В соответствии с Законом о таможенном тарифе в Республике Беларусь могут устанавливаться конвенциальные, автономные, индивидуальные и специальные импортные таможенные пошлины [11, с.113].

Меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами устанавливаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством путем введения количественных и/или иных ограничений внешней торговли товарами исходя из интересов экономической политики Республики Беларусь или по основаниям неэкономического характера.

По общему правилу, внешняя торговля товарами осуществляется без количественных ограничений. Случаи применения количественных ограничений внешней торговли специально определены законом (п.2 ст.13; ст. 19, 24 и 32 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

В соответствии с Законом могут быть установлены:

-временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Республики Беларусь. перечень таких товаров определяется Президентом или по его поручению Правительством;

-ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Республику Беларусь в любом виде, если необходимо:

-сократить производство или продажу аналогичного товара, происходящего с территории Республики Беларусь;

-устранить на рынке временный излишек аналогичного товара, происходящего с территории Республики Беларусь;

-ограничить Производство продуктов животного происхождения, зависящее от импортируемого в Республику Беларусь товара, если производство в Республике Беларусь аналогичного товара является относительно незначительным.

Указанные ограничения применяются вне зависимости от страны происхождения товара (принцип недискриминации при применении количественных ограничений).

указанные положения не применяются к мерам по защите экономических интересов Республики Беларусь.

Принимая решения о введении квот на внешнюю торговлю, Президент или Правительство определяют также метод и порядок распределения квоты. Квота распределяется из принципов равноправия участников внешнеторговой деятель и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации и положения на рынке.

Право на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров может ограничиваться путем закрепления за государством исключительного права на осуществление внешней торговли отдельными видами товаров. Данное право реализуется уполномоченными Президентом Республики Беларусь государственными органами, организациями и гражданами Республики Беларусь [13, с.5].

перечень видов товаров, на внешнюю торговлю которыми предоставляется исключительное Право, определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.

внешняя торговля отдельными видами товаров может осуществляться только на основании лицензий.

Лицензирование внешней торговли устанавливается:

случае введения временных количественных ограничений внешней торговли отдельными видами товаров;

-в целях установления разрешительного порядка экспорта и/или импорта товаров;

-в целях выполнения Республикой Беларусь международных обязательств.

Перечни видов товаров, подлежащих лицензированию, порядок лицензирования, государственные органы Республики Беларусь, уполномоченные выдавать соответствующие лицензии, определяются Президентом или по его поручению Правительством Республики Беларусь.

В настоящее время лицензирование внешней торговли регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1267 «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров».

В сфере внешней торговли услугами, как правило, действует национальный режим принимающего государства. Вместе с тем, в соответствии с нормами международных договоров и национального законодательства Республики Беларусь, исходя из национальных интересов могут вводиться затрагивающие внешнюю торговлю услугами меры, если они:

необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; для охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды; для выполнения международных обязательств Республики Беларусь; для обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, целостности и стабильности ее финансовой системы, защиты прав и законных интересов инвесторов;

направлены на обеспечение равного или эффективного налогообложения иностранных исполнителей услуг;

-являются мерами по реализации положений договора об избежании двойного налогообложения;

-необходимы для обеспечения соблюдения нормативных правовых актов Республики Беларусь, касающихся в том числе: предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных постановлений; предотвращения недобросовестной практики или невыполнения договоров об оказании услуг; защиты от вмешательства в частную жизнь и защиты личной, семейной и банковской тайны.

При этом такие меры не должны являться дискриминационными для конкретных государств, а также представлять собой скрытые ограничения внешней торговли услугами.

Аналогичным образом в Республике Беларусь могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю объектами интеллектуальной собственности, если это необходимо для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды, выполнения международных обязательств и обеспечения национальной безопасности.

Таким образом, внешнеторговая Политика — это комплекс мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры или направления товарных потоков. Целью государственного регулирования внешнеэкономической деятель является стимулирование национальной экономики. Государственное регулирование внешнеторговой деятель осуществляется посредством следующих методов: таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности; мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности.

1.2 Состояние внешней торговли Республики Беларусь

Республика Беларусь сегодня — это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную, миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности [1, с.103].

На сегодняшний день наша страна поддерживает дипломатические отношения со 174 государствами, в 68 из которых открыто 54 посольств, 2 постоянных представительства при международных организациях, 9 генеральных консульств и 1 консульство. За границей функционирует также 12 отделений посольств Республики Беларусь.

иностранные государства представлены в нашей стране 43 посольствами, 3 отделениями посольств, 1 торгпредством, 29 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации — 17 представительствами. По совместительству аккредитовано 85 иностранных диппредставительств.

Экспорт является одним из основных приоритетов развития белорусской экономики. В структуре экономики экспорт традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта, в силу чего является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста в стране.

За годы развития экономики Республики Беларусь в целом завершено формирование на государственном уровне системы стимулирования и поддержки экспорта, основанной на эффективной международной практике. Эта система постоянно развивается и совершенствуется, создаются условия для введения новых эффективных механизмов [3, с.14].

Внешняя торговля Республики Беларусь подверглась определенной структурной трансформации в посткризисный период развития мировой торговли. Сегодня взят курс на увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в структуре экспорта, диверсификации поставок на новые рынки.

Республика Беларусь традиционно реализует многовекторную внешнеэкономическую политику, поддерживает внешнеторговые контакты с большинством зарубежных стран, активно участвует в международных интеграционных процессах.

Важнейшими событиями, которые существенно влияют на условия осуществления экспортной деятельности, являются фундаментальные изменения во внешней торговле, связанные с участием Республики Беларусь в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном, формированием общего единого экономического пространства, предстоящим вступлением в ВТО.

исследование Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business) представляет собой серию ежегодных докладов, посвященных изучению условий создания и функционирования национальных малых и средних предприятий, в том числе анализу норм регулирования предпринимательской деятель как способствующих ее развитию, так и затрудняющих ведение бизнеса.

Данное исследование состоит в оценке основных направлений деятель субъектов хозяйствования (показателей), в том числе правовых условий учреждения нового предприятия, получения разрешений на строительство, регистрации прав собственности, получения кредитов, защиты прав инвесторов, уплаты налогов, осуществления международной торговли, обеспечения исполнения договоров, доступа к системам электроснабжения и ликвидации предприятия.

По итогам Отчета «Ведение бизнеса 2015″, изданного в октябре 2014 г., Республика Беларусь заняла 57-е место из 185 государств.

Республика Беларусь выглядит более привлекательно на фоне стран-партнеров по Таможенному союзу (в указанном исследовании россия занимает 62-е место, Казахстан — 77-е место), а также стран СНГ (Молдова занимает 63-е место, Азербайджан — 80-е, Украина — 96-е Узбекистан — 141-е, Таджикистан — 166-е).

Министерством иностранных дел Республики Беларусь совместно с заинтересованными органами государственного управления и организациями проводится постоянная работа по улучшению позиции Республики Беларусь по показателю «международная торговля» рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса«. Цель данной работы состоит в установлении и устранении факторов, отрицательно влияющих на временные и стоимостные показатели при осуществлении внешнеторговых операций. Результатом становится уменьшение количества документов, оформляемых участниками внешнеэкономической деятельности, сокращение времени на их подготовку и оформление, снижение платы, взимаемой с экспортеров и импортеров за проведение процедур, связанных с внешнеторговыми операциями.

В отчете «Ведение бизнеса 2015″ по показателю «международная торговля» Беларусь заняла 145-е место среди 189 стран, охваченных исследованием [9, с.16].

Начиная с текущего года рейтинг условий ведения бизнеса основывается также на показателе удаленности от передового рубежа. Данный показатель демонстрирует, насколько та или иная страна удалена от передового рубежа, принимает значения от 0 до 100 баллов, где 0 баллов присваивается наихудшим показателям, а передовой рубеж получает 100 баллов. Чем выше балл, полученный по данному показателю, тем благоприятнее предпринимательская среда в стране.

В Отчете «Ведение бизнеса — 2015″ по показателю «международная торговля» Республика Беларусь улучшила Республика Беларусь за период с 2009 года стала одной из стран, в значительной степени сократившей относительный отрыв от наилучшего показателя указанного рейтинга (с 34,57 баллов в 2010 году до 59,09 баллов в 2015 году).

В Отчете отмечена серия реформ Республики Беларусь в сфере таможенного администрирования и электронного документооборота, включая внедрение системы управления рисками и оптимизацию операций на границе.

По сравнению с соседними и постсоветскими странами Беларусь привлекательно выглядит по показателю «Международная торговля» на фоне Молдовы (152-е место), Украины (154), России (155), Казахстана (185).

В соответствии с Планом действий, реализация которых позволит обеспечить рейтинг Республики Беларусь в отчете всемирного банка «Ведение бизнеса» не ниже 30-й позиции, в Республике Беларусь в 2014 году в рамках показателя «международная торговля» проведены следующие основные мероприятия:

-сокращено количество документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость и представляемых в таможенный орган для регистрации таможенной декларации;

-внедрен принцип «две службы на границе» в автодорожных пунктах пропуска на Государственной границе Республики Беларусь (с 1 января 2014 г. таможенным органам переданы функции автомобильного и документарного санитарно-карантинного контроля);

-отменена необходимость представления плательщиком в таможню документа, подтверждающего уплату таможенных платежей.

Для дальнейшего совершенствования регулятивной среды в сфере внешней торговли, с учетом передовой международной практики и рекомендаций Всемирного банка, в ближайшее время планируется сконцентрировать усилия на следующих аспектах:

-развитие таможенного декларирования товаров в электронной форме;

-внедрение механизма «единого окна» как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровнях, создание единого государственного портала внешнеторговой деятельности, переход на использование во внешней торговли единого унифицированного электронного документа;

-принятие эффективных мер по сокращению временных и стоимостных издержек при транспортировке грузов.

успешная реализация указанных направлений вместе с иными мероприятиями Плана действий по улучшению условий ведения бизнеса на 2015 год позволит повысить рейтинг Республики Беларусь по показателю «международная торговля» в следующем отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса — 2016″.

Таким образом, Республика Беларусь сегодня — это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную, миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности. Экспорт является одним из основных приоритетов развития белорусской экономики. В структуре экономики экспорт традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта, в силу чего является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста в стране.

2. особенности экспортной политики в Республике Беларусь

2.1 Развитие экспорта — одна из мер обеспечения экономической безопасности страны

Следует отметить, что сальдо внешней торговли является одним из важнейших показателей экономической безопасности страны. Отрицательный торговый баланс создает дефицит иностранной валюты на внутреннем рынке, усиливает давление на курс белорусского рубля. В конечном итоге снижает конкурентоспособность белорусских товаров на внешних рынках по ценовому фактору. поэтому рекордный за последние годы минус внешнеторгового сальдо Республики Беларусь крайне негативный показатель, который серьезно сказывается на состоянии валютного рынка и реального сектора национальной экономики. В кратчайшие сроки необходимо переломить ситуацию, а заложенные в Национальной программе развития экспорта параметры должны обеспечить выход на запланированное к концу пятилетки положительное сальдо внешней торговли [5, с.5].

При осуществлении внешнеторговых операций товары подразделяются на инвестиционные (оборудование, транспорт, технологии и др.), промежуточные (энергоносители, сырье) и потребительские (продовольственные товары, бытовая техника и др.). В Республике Беларусь основным источником формирования отрицательного баланса внешней торговли являются промежуточные товары. Как подтверждает мировая практика, решение проблемы отрицательного баланса есть по каждой группе товаров. К примеру, сокращать отрицательное сальдо по промежуточным товарам можно и нужно за счет внедрения в Производство энерго — и материалосберегающих технологий и оборудования. Сокращать потребительский импорт и увеличивать экспорт следует за счет повышения качества отечественной продукции, расширения ее ассортимента. Что касается инвестиционных товаров, то они необходимы для проведения технической модернизации национальной экономики и повышения ее эффективности, создания новых производств. В конечном счете — для наращивания экспортного потенциала белорусской экономики. Добиться значительного превышения темпов роста экспорта над импортом здесь вполне по силам.

Республика Беларусь должна в кратчайшие сроки перейти от экспорта сырья и полуфабрикатов к поставкам на внешний рынок материало — и энергоемкой готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Добиться этого можно за счет экспорта товаров из местных ресурсов и сырья, высокотехничной и наукоемкой продукции в традиционных отраслях, а также товаров сырьевых отраслей.

Проект плана комплексного использования полезных ископаемых страны на ближайшие пять лет, который позволит существенно увеличить объемы их добычи, подготовило Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. В этом документе содержатся предложения по освоению белорусских месторождений целого ряда стратегически важных месторождений. В том числе калийных солей, каменной соли, доломита, строительного и облицовочного камня, стекольного сырья, торфа, железной руды, гипса и бентонитовых глин. Конкретные сроки освоения этих месторождений пока не определены, хотя железная руда, гипс и бентонитовые глины являются статьей белорусского импорта [12, с.25].

Приоритетными в ближайшее пятилетие будут также проекты разработки отечественных запасов бурых углей и горючих сланцев, которые позволят повысить эффективность диверсификации топливно-энергетического баланса страны. В марте текущего года ожидается проведение открытых международных конкурсов по выбору инвесторов для проектов по освоению этих месторождений. Проекты направлены на удовлетворение потребности национальной экономики в углеводородном сырье и продуктах его переработки, в сырье для строительной индустрии, металлургического производства, а также на расширение экспортных возможностей Республики Беларусь.

Способствовать продвижению отечественной продукции должны новые формы и механизмы представления белорусских экспортеров на внешних рынках. А именно оптимизация работы товаропроводящей сети отечественных предприятий за рубежом, развитие транспортно-логистических схем экспортных поставок. Так, важным фактором укрепления позиций белорусских предприятий на международном рынке станет их участие в глобальных производственных цепочках транснациональных корпораций. гораздо больший вклад в формирование положительного сальдо внешней торговли должна внести сфера услуг. Как известно, в мире на одну единицу прибыли в добывающих отраслях приходится до десяти единиц прибыли в обрабатывающих отраслях и до 1000 — в информационных, инновационных и финансовых сферах. В итоге поступления от экспорта в сфере услуг с избытком перекрывают отрицательный баланс по торговле товарами в развитых странах мира. К тому же развитие сферы услуг не требует энергетического и другого промежуточного импорта.

Таким образом, сальдо внешней торговли является одним из важнейших показателей экономической безопасности страны. Отрицательный торговый баланс создает дефицит иностранной валюты на внутреннем рынке, усиливает давление на курс белорусского рубля. В конечном итоге снижает конкурентоспособность белорусских товаров на внешних рынках по ценовому фактору. четкая и согласованная программа действий по наращиванию экспортного потенциала страны определит основные меры обеспечения экономической безопасности страны.

2.2 Структура, объем и направленность экспорта товаров и услуг

Баланс товаров и услуг за 2010-2013 гг. представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Баланс товаров и услуг за 2010-2013 гг., млн долл. США

Показатель2010201120122013Абсолютный прирост 2013/2010, %Темп прироста 2013/2010, п. п. Экспорт товаров и услуг29906,146576,351909,843870,313964,246,7Импорт товаров и услуг37360,747762,349052,645828,98468,222,7Сальдо внешней торговли-7454,6-11862857,2-1958,65496-73,7

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [4].

Как видно из таблицы 2.1, сальдо внешней торговли Республики Беларусь до 2013 года имело тенденцию к постепенному превышению объемов экспорта над импортом, однако после 2013 года ситуация изменилась в обратную сторону. В 2011 году экспорт товаров и услуг составил 46 576,3 млн долларов США, импорт товаров и услуг — 47 762,3 млн долларов США, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 55,7 и 27,8 процента соответственно. В результате по внешнеторговым операциям сформировался чистый импорт в размере 1 186 млн долларов США против отрицательного сальдо 7 454,6 млн долларов США в 2010 году. Активизация экспортно-импортных операций в 2011 году связана как с увеличением долларовых цен, так и с ростом физических объемов. При этом необходимо отметить улучшение условий торговли в 2011 году — темпы роста цен экспорта превышали темпы роста цен импорта на 9,9 процентного пункта.

В 2012 году экспорт товаров и услуг составил 51 909,8 млн долларов США, импорт товаров и услуг — 49 052,6 млн долларов США, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 11,4 и 2,5 процента соответственно. В результате по внешнеторговым операциям сформировался чистый экспорт в размере 2 857,2 млн долларов США против отрицательного сальдо 1 186 млн долларов США в 2011 году. Активизация экспортно-импортных операций в 2012 году связана с ростом физических объемов главным образом промежуточных, а также инвестиционных и потребительских продовольственных товаров. При этом необходимо отметить улучшение условий торговли на 7,7 процентного пункта (без учета энергетических товаров — на 2,6 процентного пункта). По данным национального статистического комитета превышение темпов роста стоимостных объемов экспорта товаров над темпами роста их импорта составило 9,7 процентного пункта.

В 2013 году экспорт товаров и услуг составил 43 870,3 млн долларов США, импорт товаров и услуг — 45 828,9 млн долларов США, сократившись по сравнению с 2012 годом на 15,5 и 6,6 процента соответственно. В результате по внешнеторговым операциям сформировался чистый импорт в размере 1 958,6 млн долларов США (в 2012 году чистый экспорт составил 2857,2 млн долларов США). Снижение динамики экспортно-импортных операций в 2013 году связано со снижением физических объемов экспортных поставок промежуточных товаров, как энергетических, так и неэнергетических, а также инвестиционных товаров. В импорте в натуральном выражении сократились объемы поставок энергетических товаров. Условия торговли ухудшились по сравнению с 2012 годом на 2 процента (без учета энергетических товаров — на 0,9 процента).

Анализ индексов развития экспорта товаров за 2010-2013 гг. произведем с использованием таблицы 2.2.

Таблица 2.2 — Индексы развития экспорта товаров за 2010-2013 гг.

Показатель2011/20102012/20112013/2012Абсолютный прирост, п. п. Индекс экспорта товара: 2012/20112013/2012стоимостного объема16311180,2-52-30,8физического объема129,5110,682,6-18,9-28цен123,1100,497,9-22,7-2,5

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [22].

В результате проведенного анализа таблицы 2.2 можно отметить, что экспорт товаров в 2011 году по сравнению с 2010 годом в стоимостном выражении увеличился на 63 процента, при этом экспорт энергетических продуктов вырос в 2,1 раза, остальных товаров — на 47,3 процента. Физический объем экспорта товаров к уровню 2010 года увеличился на 29,5 процента, в том числе неэнергоносителей — на 20,7 процента, а энергоресурсов — на 51,3 процента. Экспорт товаров в 2012 году по сравнению с 2011 годом в стоимостном выражении увеличился на 11 процентов, при этом экспорт энергетических продуктов вырос на 12,9 процента, остальных товаров — на 9,9 процента. Физический объем экспорта товаров к уровню 2011 года увеличился на 10,6 процента, в том числе неэнергоносителей — на 11,5 процента, а энергоресурсов — на 9,5 процента. Экспорт товаров в 2013 году по сравнению с 2012 годом в стоимостном выражении снизился на 19,8 процента, при этом экспорт энергетических продуктов сократился на 27 процентов, остальных товаров — на 15,8 процента. Физический объем экспорта товаров к уровню 2012 года снизился на 17,4 процента, в том числе неэнергоносителей — на 14,5 процента, а энергоресурсов — на 21,5 процента.

структура экспорта за 2010-2013 гг. представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 — Экспорт инвестиционных, промежуточных и потребительских товаров за 2010-2013 гг., млн долл. США

Показатель2010201120122013Абсолютный прирост 2013/2010, млн долл. СШАТемп прироста 2013/2010, п. п. инвестиционные товары2827444450654352152553,9Промежуточные товары, в том числе: 16304287383218623601729744,8энергетические6850142721608111718486871,1прочие промежуточные товары9453144651610511883243025,7Потребительские товары, в том числе: 5548784483368756320857,8продовольственные3185375844545170198562,3непродовольственные2363408638823591122852,0

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [4].

В товарной структуре экспорта в 2011 году по сравнению с 2010 года возросли объемы поставок с 2827 до 4444 млн долл. США, объемы промежуточных товаров увеличились с 16 304 до 28 738 млн долл. США, а потребительских — на 2 296 млн долл. CША, однако снизилась доля инвестиционных поставок в общей структуре экспорта (с 11,2 до 11 процентов), промежуточных неэнергетических (с 37,4 до 35,9 процента) и потребительских товаров (с 21,9 до 17,2 процента). Удельный вес энергоносителей увеличился с 27,1 до 34,9 процента.

В товарной структуре экспорта в 2012 году по сравнению с 2011 годом объемы поставок также имели тенденцию к повышению: инвестиционные товары выросли на 621 млн долл. США, объемы промежуточных товаров увеличились с 28 738 до 32 186 млн долл. США, поставки потребительских товаров увеличились на 6,3 п. п.

Однако в 2013 году объемы поставок экспорта стали снижать обороты, так поставки инвестиционных товаров снизились с 5065 до 4352 млн долл. США, промежуточные товары снизились на 8 585 млн долл. США, а на объемы потребительских товаров снизились на 291 млн долл. США. В товарной структуре экспорта в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизилась доля промежуточных неэнергетических товаров (с 35 до 31,9 процента) и энергоносителей (с 34,9 до 31,5 процента). увеличился удельный вес потребительских (с 18,1 до23,6 процента) и инвестиционных товаров (с 10,9 до 11,6 процента).

На рисунке 2.1 отражена информация по внешней торговле товарами Республики Беларусь с отдельными странами за 2013 год.

рисунок 2.1 — Внешняя торговля товарами Республики Беларусь с отдельными странами за 2013 год, млн долл. США

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [22].

Изучив рисунок 2.1 можно отметить, что в 2013 году наибольший объем экспортных поставок был осуществлен в Россию (22 905 млн долл. США), в Германию было проэкспортировано на 3 036 млн долл. США, в Китай на 2 829 млн долл. США. Экспорт в Россию в 2013 году относительно 2012 года вырос на 2,2 процента, в остальные страны СНГ — сократился на 16,5 процента, в страны вне СНГ — на 36,6 процента. Рост экспорта в Россию связан с увеличением объемов поставок большинства традиционно поставляемых товаров, в том числе молока и молочных продуктов (на 26 процентов), сельскохозяйственных машин и механизмов (на 2,8 процента) и мебели (на 10,1 процента). вместе с тем снизился экспорт некоторых ключевых товаров, таких как мясные продукты (на 2 процента), шины (на 3,7 процента), черные металлы (на 7 процентов), тракторы (на 9 процентов), грузовые автомобили (на 32,5 процента), седельные тягачи (на 55,1 процента).

Товарная структура экспорта за 2013 год представлена на рисунке 2.2.

рисунок 2.2 — Товарная структура экспорта за 2013 год, млн долл. США

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [4].

В товарном разрезе по экспорту в 2013 году наибольшая доля приходится на минеральные продукты (33 %), машины и оборудование (19,2 %), продукция пищевой продукции (15,2 %) и продукция химической промышленности (15,1 %).

Баланс товаров и услуг за 1 полугодие 2013-2014 гг. представлен в таблице 2.4.

Таблица 2.4 — Баланс товаров и услуг за 1 полугодие 2013-2014 гг., млн долл. США

ПоказательЯнварь-июнь 2013Январь-июнь 2014Абсолютный прирост 2014/2013, %Темп прироста 2014/2013, п. п. Экспорт товаров и услуг51909,843870,3-8039,5-15,5Импорт товаров и услуг49052,645828,9-3223,7-6,6Сальдо внешней торговли2857,2-1958,6-4815,8-168,5

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [22].

Как видно из таблицы 2.4, в январе-июне 2014 г. экспорт товаров и услуг составил 21 989,2 млн долларов США, импорт товаров и услуг — 21 386,5 млн. долларов США, сократившись по сравнению с январем-июнем 2013 г. на 1,1 и 4,5 процента соответственно. В результате по внешнеторговым операциям сформировался чистый экспорт в размере 602,7 млн долларов США (в январе-июне 2013 г. он составил минус 165,6 млн. долларов США).

Экспорт товаров в январе-июне 2014 г. по сравнению с январем-июнем 2013 г. в стоимостном выражении снизился на 1,6 процента, при этом экспорт энергетических продуктов сократился на 1 процент, остальных товаров — на 1,9 процента. Физический объем экспорта товаров к уровню января-июня 2013 г. вырос на 2,3 процента, в том числе энергоресурсов — снизился на 0,2 процента, неэнергоносителей- увеличился на4 процента.

Таким образом, мировой финансово-экономический кризис для многих стран создал препятствия для развития мировой экономики, вызвал падение основных макроэкономических показателей и оказал сильнейшее влияние на состояние внешней торговли стран. В целом, в Республике Беларусь для сохранения и наращивания внешнеторговых потоков были предприняты такие меры, как привлечение дополнительного внешнего финансирования, стабилизация ситуации в банковском секторе и на валютном рынке, стимулирование экспорта и ограничение импорта, создание дополнительного внутреннего потребительского и инвестиционного спроса на отечественную продукцию, сотрудничество с международными финансовыми организациями.

2.3 Формы и методы стимулирования экспорта в Республике Беларусь

Основными элементами системы стимулирования экспорта Республики Беларусь является предоставление финансовой поддержки посредством экспортного кредитования и страхования экспортных рисков. В соответствии с указом президента № 534 от 25.08.2006 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» данная поддержка предусматривает предоставление экспортных кредитов в иностранной валюте и российских рублях в соответствии с положениями Соглашения об официально поддерживаемых экспортных кредитах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОСЭР). Экспортные кредиты предоставляются как резидентам Республики Беларусь — организациям и физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, так и нерезидентам, включая иностранные банки. Резиденты Республики Беларусь могут получить для [7, с.17]:

-производства товаров, оказания услуг (работ),

осуществления на территории иностранных государств инвестиций, связанных с созданием коммерческих организаций,

-приобретения в Собственность товаров других резидентов для их передачи в Лизинг организациям, не являющимся резидентами, включая иностранные банки,

-создания совместных предприятий и сборочных производств за рубежом. Данный пункт был внесен в перечень видов деятельности, попадающих под экспортное кредитование, указом президента № 3 от 3.01.2011 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534″ в целях содействия наращиванию экспорта капитала белорусских предприятий за рубеж для создания совместных предприятий и сборочных производств.

Экспортные кредиты нерезидентам выдаются для оплаты за реализованные резидентами товары (работы, услуги).

В связи с отсутствием в Беларуси специализированного экспортно-импортного банка (Эксимбанка) за экспортным кредитом можно обратиться в любой банк страны. При этом в случае возникновения потерь банков от предоставления экспортных кредитов они могут быть компенсированы при условии страхования экспортных рисков с поддержкой государства. Страхование экспортных рисков с поддержкой государства в Беларуси осуществляется Белорусским республиканским предприятием экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант» по следующим направлениям:

-страхование риска неоплаты покупателем, поставленной ему продукции,

-страхование риска непогашения банковского кредита, выданного отечественному экспортеру/лизингодателю,

-страхование инвестиций юридических лиц в иностранных государствах от политических рисков,

-страхования убытков, связанных с невозможностью реализации экспортного контракта,

-страхование банковских гарантий (убытков, вследствие нарушения банком-эмитентом своих обязательств, связанных с выдачей банковских гарантий или исполнением аккредитивов),

-страхование экспортных банковских кредитов иностранным покупателям (риска непогашения кредита иностранному покупателю),

-страхование экспортных рисков по операциям, осуществляемых на условиях лизинга. Для обеспечения выполнения «Белэксимгарант» своих обязательств ежегодно в республиканском бюджете выделяются средства для компенсации потерь банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Решение о выплате компенсации принимается Советом Министров.

несмотря на то, что объем заключенных Белэксимгарантом договоров растет, а также увеличивается общий объем страхового покрытия по заключенным договорам, экспортное кредитование в Республике Беларусь еще недостаточно развито. Согласно базе данных «Мировые торговые индикаторы» всемирного банка, по застрахованному объему экспортных кредитов в процентах к их общему объему Республика Беларусь находится на 153 месте в мире. Причем у всех стран-соседок, а также партнеров по Таможенному союзу/единому экономическому пространству, включая Россию, он значительно выше, за исключением Казахстана, показатель которого лишь немного лучше, чем у Республики Беларусь. В целях создания благоприятных условий для белорусского экспорта и стимулирования продаж на российском рынке 24 сентября 2009 года был подписан Указ Президента № 466, согласно которому в случае приобретения зарубежными покупателями белорусских товаров в республиканский бюджет мог компенсировать часть процентов по нему, если он выдан банками государств, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление. Льготные кредиты выдавались в 2009-2010 гг. на срок не более 5 лет. Действие данной меры было продлено в 2011 г., а потом и в 2012 г. указом президента от 16 января 2012 г. «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466″ При этом в механизм компенсации было включено рефинансирование затрат, понесенных лизинговыми компаниями. С белорусской стороны агентом по выполнению договора был определен ОАО «Белпромстройбанк». С российской стороны льготным кредитованием товаров белорусского производства осуществляет Сбербанк, согласно договору, заключенному с Правительством Беларуси в 2009 г. Данная мера направлена в первую очередь на стимулирование инвестиционного экспорта в Россию, прежде всего грузовых автомобилей, седельных тягачей, троллейбусов, тракторов, кормоуборочной и зерноуборочной техники, т.е. на поддержку экспорта крупных предприятий [8, с.3].

В качестве меры финансовой поддержки экспорта в Республике Беларусь также используется международный лизинг. В 2009 г. в соответствии с Постановлением Совета министров Беларуси от 19.11.2009 № 1505 ОАО «Промагролизинг» были предоставлены полномочия на создание и реализацию механизма международного лизинга по продвижению белорусской продукции на внешние рынки, и с 2010 г. началась реализация проектов поставок белорусской техники на условиях лизинга. Компания работает с крупными и средними белорусскими предприятиями, занимающимися производством сельскохозяйственной, дорожной техники, лифтового оборудования, грузовых автомобилей и их деталей, а приборостроительных заводов.

К косвенным мерам поддержки экспортеров могут быть отнесены льготы по НДС и ряд льгот по ввозной таможенной пошлине. Данные льготы не направлены исключительно на поддержку белорусских экспортеров, но, несомненно, могут оказать положительное влияние на деятельность предприятий, воздействуя на их внутренние стимулы к экспорту.

Согласно Декрету Президента Республики Беларусь № 16 от 13.06.2001, при импорте организациями и индивидуальными предпринимателями технологического оборудования и запасных частей к нему, для которых применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0%, предусматривается возможность предоставления рассрочки по уплате НДС сроком на один год с внесением ежемесячно 1/12 суммы начисленного налога. При этом не вводятся никакие ограничения по пользованию и распоряжению оборудованием [23].

Помимо этого в соответствии с особенной частью Налогового Кодекса Беларуси от НДС освобождаются технологическое оборудование и запасные части к нему, предназначенные для реализации инвестиционных проектов:

-финансируемых, за счет внешних государственных займов,

-осуществляемых в рамках инвестиционных договоров между инвестором и Республикой Беларусь.

Также не облагаются НДС товары, ввозимые резидентами Парка высоких технологий в порядке и на условиях определяемых Президентом Республики Беларусь и оборудование и приборы для осуществления научно-исследовательских, опытно-конструкторский и опытно-технологических работ.

после вступления Республики Беларусь в Таможенный союз основанием для предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины белорусским предприятиям и индивидуальным предпринимателям является трехстороннее Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 г., а также решения Комиссии Таможенного союза №130 от 27.11.2009 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и российской Федерации». Согласно Соглашению льготы по импортной пошлине могут быть предоставлены при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный Капитал. Однако в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза №130 эта льгота распространяется также и на резидентов, реализующих инвестиционные проекты. Порядок предоставления льготы определяется каждым из государств-участников Таможенного союза самостоятельно. В Беларуси порядок предоставления льгот по инвестиционным проектам, в том числе по уплате таможенной ввозной пошлины в отношении технологического оборудования определен инвестиционным кодексом. Однако в целом, следует отметить, что для предприятий экспортеров ввозящих промышленное оборудование эта льгота не является значимой, в первую очередь потому, что по большинству товарных позиций данного вида оборудования ставки ввозной таможенной сейчас составляют 0 %. Более важным является возможность декларирования крупного оборудования, поставляемого партиями, одним кодом ТН ВЭД, поскольку компоненты оборудования, если оно ввозится партиями поэтапно, классифицируются по 73-й группе ТН ВЭД, ставка пошлины по которой составляет 15%. В Республике Беларусь согласно постановлению государственного таможенного комитета № 1117 от 23.11.2007 такая возможность предусмотрена, если компоненты ввозятся в срок, не превышающий одного года.

Больший интерес для стимулирования экспорта может представлять решение Комиссии Таможенного союза №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании» (п.7.1.11), согласно которому от ввозной таможенной пошлины могут освобождаться сырье и материалы, ввозимые для реализации инвестиционных проектов. Указанная льгота предоставляется, если «сырье и/или материалы не производятся (либо производятся в недостаточном для реализации инвестиционного проекта количестве) в государствах-участниках таможенного союза или, если производимые в государствах-участниках таможенного союза сырье и/или материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта». Следует отметить, что в Республике Беларусь с 2005 г. уже имеется льгота, касающаяся ввоза сырья и материалов предприятиями для производства экспортной продукции.23 августа 2005 г. был принят указ президента «об отсрочке уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость», согласно которому «при таможенном оформлении комплектующих, запасных частей, материалов и сырья, ввозимых в Республику Беларусь для изготовления экспортной продукции, в отношении которых подлежащие уплате суммы таможенных пошлин не превышают 10 процентов от их таможенной стоимости, таможенными органами, предоставляется отсрочка уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость до шести месяцев». При этом, если указанные товары вывозятся за пределы Беларуси в составе готовой продукции в указанный срок, таможенная пошлина и НДС с них не взымается.

Информационная поддержка белорусских экспортеров осуществляется через национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен, который представляет предприятиям информацию по широкому кругу вопросов, касающихся внешнеэкономической деятель, в том числе проводит маркетинговые исследования и семинары в рамках бизнес-образования, предоставляет информацию о тендерах, конкурсах и торгах в россии, Украине, Казахстане, других странах СНГ, Европы, Африки, Азии, Америки. реклама экспортного потенциала Беларуси и его информационная поддержка осуществляется через портал www.export. by <#"justify">-высокая зависимость экспорта Республики Беларусь от ценового фактора;

высокая концентрация экспорта республики по товарным группам;

низкий уровень инноваций в экспортных производствах;

-«ненасыщенная» экспортная корзина в сравнении со странами торговыми партнерами, которая имеет тенденцию к сокращению;

-концентрация поддержки и стимулирования внутреннего спроса в ущерб экспортным сектора экономики;

-низкий международный рейтинг белорусских банков.

таким образом, в Республике Беларусь создана необходимая законодательная база и институциональная основа функционирования системы поддержки экспорта, которая осуществляется посредством финансовой поддержки, налоговых льгот и информационно-маркетинговой поддержки, однако для исключения факторов ограничения реализации экспорто-ориентированного роста необходимо совершенствование системы стимулирования экспорта.

2.4 государственная система поддержки экспорта в Республике Беларусь

государственная программа поддержки экспорта в Республике Беларусь определена в программе социально-экономического развития до 2015 года и Национальной программе развития экспорта на 2011-2015 годы.

Для решения указанных задач необходимо [18, с.28]:

-повышение эффективности действующих и создание новых экспорто-ориентированных производств, увеличение рентабельности экспорта и объемов поступления валютной выручки;

увеличение доли услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг за счет развития новых видов информационно-коммуникационных, туристических, компьютерных, инжиниринговых, страховых, банковских, финансовых и прочих услуг;

-увеличение экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью;

-развитие системы кредитования и страхования экспорта, использование иностранных кредитов и механизмов международной помощи для продвижения отечественных товаров и услуг на зарубежные рынки;

привлечение кредитных ресурсов и прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями страны в инвестициях;

-снижение импортоемкости ВВП;

-освоение новых внешних рынков, выход на стратегический уровень отношений с динамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки;

-создание предприятий за рубежом в целях снижения транзакционных издержек и увеличения экспортной прибыли;

-активизация участия Республики Беларусь в интеграционных процессах, направленных на укрепление торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ (Союзное пространство), а также в рамках Европейского союза (Восточное партнерство);

-устранение барьеров доступа товаров и услуг на внешние рынки и снятие ограничений в торговле с основными странами-партнерами;

-упрощение таможенных процедур и внедрение новых прогрессивных технологий таможенного администрирования;

-приближение нормативных правовых актов к требованиям ВТО, что будет иметь важное значение для привлечения прямых иностранных инвестиций и расширения рынков сбыта;

-гармонизация стандартов, сертификации и других нормативных требований к производимой продукции с нормами ЕС/ОЭСР для выхода на новые экспортные рынки.

Реализация перечисленных мероприятий позволит увеличить экспорт товаров и услуг в 2,2 раза и выйти на положительное сальдо внешней торговли.

Правительством Республики Беларусь утверждена национальная программа развития экспорта на 2011-2015 годы. национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы разработана в развитие основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы для ее конкретизации и детализации в части реализации приоритетных целей, задач и механизмов их достижения в области внешнеэкономической деятельности [25, с.37].

Основными механизмами реализации национальной программы являются:

-формирование благоприятной институциональной среды;

совершенствование структуры и организационных форм управления экономикой;

-реализация инновационной стратегии развития экспорта;

-рациональное импортозамещение.

Формирование благоприятной институциональной среды

Для формирования благоприятной институциональной среды в рамках выполнения национальной программы Правительством Республики Беларусь будут использоваться следующие регулятивные механизмы:

-финансовое стимулирование экспорта;

-создание условий для привлечения ПИИ;

-улучшение условий ведения внешнеэкономической деятель;

-улучшение деловой среды и защита инвесторов.

Активизация экспортных операций требует совершенствования финансовых механизмов их стимулирования. Прямыми источниками средств для развития экспортоориентированных видов деятельности должны быть Прибыль организаций, занимающихся экспортом работ и услуг, банковские кредиты, бюджетная поддержка, средства инновационных фондов и фондов поддержки предпринимательства, накопления граждан, вкладываемые в открытые акционерные общества.

государственная кредитная поддержка экспортеров должна осуществляться в отношении организаций, соответствующих следующим требованиям:

-направление кредитных ресурсов на осуществление экспорта продукции с высокой степенью переработки;

-своевременное исполнение кредитных договоров в сроки и объемах, которые установлены в графике погашения кредита;

-отсутствие просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

В международной практике позитивный эффект от ПИИ для экономики страны-реципиента заключается в пополнении внутренних источников финансовых вложений, повышении эффективности производства за счет внедрения новых и высоких технологий, улучшения менеджмента и маркетинга, внедрения схем логистики, расширении и увеличении объемов экспорта, совершенствовании платежного баланса страны-реципиента и ряда других [2, с.21].

Анализ международного опыта показывает, что эффективным механизмом привлечения ПИИ является разработка национальных стратегий, содержащих комплексные и последовательные системы мероприятий по повышению привлекательности инвестиционного климата (первыми по использованию такой практики стали Ирландия, Малайзия, Сингапур, затем Турция, Чехия, Польша и другие). Эти стратегии позволили им увеличить объемы продуктивного инвестирования, обеспечить структурную перестройку экономики, сохранить стабильный уровень занятости и налоговых поступлений, обеспечить защиту окружающей среды.

Основным приоритетом государственной инвестиционной политики Республики Беларусь до 2015 года должно стать привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций для целей развития экспорта. среди первоочередных задач — разработка Минэкономики Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата.

Наиболее перспективными областями привлечения ПИИ с точки зрения экспортной динамики и снижения ресурсоемкости производства для Республики Беларусь являются:

-фармацевтика и медикаменты, включая ветеринарные;

медицинские инструменты и оборудование;

-измерительное оборудование;

-оборудование для обогрева (охлаждения);

-электрооборудование, домашние электроприборы;

-оборудование для распределения электроэнергии;

компоненты телекоммуникационного оборудования;

-механическое погрузочно-разгрузочное оборудование;

-оптика и оптическое оборудование;

теле-, видеопроекторы и др.

Для улучшения условий международной торговли и его индикаторов необходимы [24]:

-дебюрократизация процесса оформления внешнеторговых сделок за счет сокращения перечня требуемых документов и максимального их соответствия международной практике и рекомендуемым международными организациями типовым документам;

-либерализация контроля за поступлением валютной выручки в страну, отмена осуществления банками функции валютного контроля;

-упрощение порядка подтверждения происхождения товаров на основе эффективного международного опыта, в том числе с использованием в качестве декларации о происхождении товаров грузовых, транспортных или иных товаросопроводительных документов.

В условиях Таможенного союза и формирования единого экономического пространства Республике Беларусь стратегически важно быть более привлекательной для иностранных инвесторов, чем страны-партнеры по ключевым направлениям ведения бизнеса и защиты инвесторов.

Улучшение деловой среды должно предусматривать [16, с.4]:

-совершенствование системы налогообложения и снижение налоговой нагрузки;

-упрощение процедуры согласования проектов хозяйственных решений;

-недопущение практики изменения хозяйственного законодательства, ухудшающего положение предприятий «задним числом» или со дня принятия;

-либерализацию ценообразования путем сохранения его административного регулирования исключительно на товары организаций-монополистов и важнейшие социально значимые товары, отмену обязательного экономического обоснования уровня применяемых цен с одновременным развитием конкурентной среды по производству и реализации товаров;

-устранение бюрократических барьеров и гарантирование на практике сохранности имущества предпринимателей, обеспечение соразмерности экономических нарушений и применяемых административных взысканий, уменьшение проверок коммерческих организаций;

-проведение действенной антимонопольной политики, обеспечивающей эффективное функционирование товарных и финансовых рынков, пресечение недобросовестной конкуренции;

-демонополизацию рынка страховых, медицинских, образовательных, строительных, телекоммуникационных, жилищно-коммунальных и иных услуг, в том числе путем доступа нерезидентов;

-сокращение числа сфер и конкретных видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию.

В результате совершенствования законодательства, регулирующего деловую и инвестиционную среду, в Республике Беларусь должны быть созданы благоприятные условия для предпринимательской деятельности, адекватные передовым странам мира.

В области защиты инвесторов необходимо усовершенствовать законодательство в части уточнения условий национализации, экспроприации и реквизиции и условий компенсации путем внесения соответствующих изменений в инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Особо необходимо обратить внимание на пересмотр (отмену) положения об отказе Республики Беларусь от судебного иммунитета при заключении инвестиционного договора (статья 46 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь), а также введение положения об односторонней гарантии всем иностранным инвесторам права обращения за разрешением инвестиционных споров в международный арбитраж, восстановление норм Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, устанавливающих для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями Право на проведение самостоятельной коммерческой политики.

Интеграция национальных организаций в производственные структуры ТНК напрямую связано с привлечением ПИИ, несущих в себе новые технологии для инновационной модернизации национальной экономики, и является мощным фактором роста ее конкурентоспособности.

важнейшим условием привлечения лидирующих ТНК является открытие новых производств, которые размещаются в виде отдельных звеньев международных систем интегрированного производства.

Организация и распределение производственных операций и иных функций в создании добавленной стоимости должно охватывать различные звенья — от разработки технологий, собственно производства до распределения и маркетинга. В большей мере необходимо фокусировать внимание на интеллектоемких производствах — НИОКР, управленческие услуги, маркетинг и франчайзинг [17, с.108].

Вхождение белорусских субъектов хозяйствования в глобальные ТНК позволит:

-снизить инвестиционные риски;

-обеспечить доступ к ресурсам, прогрессивным технологиям и рынкам сбыта, повысить конкурентоспособность продукции;

-подключиться к глобальным товаропроводящим сетям.

вместе с тем процесс внедрения глобальных ТНК в отечественную экономику может иметь неоднозначные последствия. Наряду с положительным влиянием могут возникнуть определенные угрозы. ТНК представляют значительную конкуренцию для местных компаний и ориентируются, прежде всего, на высокодоходные сегменты экономики, что оказывает негативное воздействие на финансовое положение менее доходных отраслей. Они переносят в развивающиеся страны трудоемкие, энергоемкие и материалоемкие производства, а также экологически опасные производства. Вхождение в ТНК обусловливает необходимость совершенствования механизмов управления, передачи части функций государственного управления управляющей организации, что может ограничить возможность принятия самостоятельных решений в развитии экономики. В результате инвестиционной активности ТНК может также возникать угроза чрезмерной зависимости от иностранного капитала в исследовательской и инновационной деятельности.

При взаимодействии с ТНК необходимо ориентироваться на привлечение инвестиций, связанных с развитием производства наукоемкой и инновационной продукции, энергосберегающих технологий, сферы услуг, а также создание и развитие транспортно-логистической системы.

Таким образом, выполнение вышеприведенных условий значительно обеспечит развитие сектора внешней торговли, сократит административные и финансовые издержки бизнеса, повысит конкурентоспособность продукции, услуг, предприятий, компаний и всей белорусской экономики и переведет ее на инновационный путь развития.

Заключение

В соответствии с поставленными целями курсовой работы сделаны следующие основные выводы:

)Внешнеторговая Политика — это комплекс мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры или направления товарных потоков.

2)Под государственным регулированием ВЭД понимают все формы деятельности государства и его органов по упорядочению внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей, включая заключение международных соглашений, разработку национального законодательства, а также правоприменительную деятельность в рассматриваемой сфере.

)Государственное регулирование внешнеторговой деятель осуществляется посредством следующих методов: таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности; мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности.

)Республика Беларусь сегодня — это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную, миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности. Экспорт является одним из основных приоритетов развития белорусской экономики. В структуре экономики экспорт традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта, в силу чего является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста в стране.

5)Cальдо внешней торговли является одним из важнейших показателей экономической безопасности страны. Отрицательный торговый баланс создает дефицит иностранной валюты на внутреннем рынке, усиливает давление на курс белорусского рубля. В конечном итоге снижает конкурентоспособность белорусских товаров на внешних рынках по ценовому фактору. четкая и согласованная программа действий по наращиванию экспортного потенциала страны определит основные меры обеспечения экономической безопасности страны.

)Мировой финансово-экономический кризис для многих стран создал препятствия для развития мировой экономики, вызвал падение основных макроэкономических показателей и оказал сильнейшее влияние на состояние внешней торговли стран. В целом, в Республике Беларусь для сохранения и наращивания внешнеторговых потоков были предприняты такие меры, как привлечение дополнительного внешнего финансирования, стабилизация ситуации в банковском секторе и на валютном рынке, стимулирование экспорта и ограничение импорта, создание дополнительного внутреннего потребительского и инвестиционного спроса на отечественную продукцию, сотрудничество с международными финансовыми организациями.

)В Республике Беларусь создана необходимая законодательная база и институциональная основа функционирования системы поддержки экспорта, которая осуществляется посредством финансовой поддержки, налоговых льгот и информационно-маркетинговой поддержки.

)Выполнение условий, отраженных в Программе социально-экономического развития до 2015 года и Национальной программе развития экспорта на 2011-2015 годы, значительно обеспечит развитие сектора внешней торговли, сократит административные и финансовые издержки бизнеса, повысит конкурентоспособность продукции, услуг, предприятий, компаний и всей белорусской экономики и переведет ее на инновационный путь развития.

Список использованных источников

1.Балашевич, М.И. Внешнеторговая Политика Республики Беларусь: состояние и направления совершенствования / М.И. Балашевич // Белорусский экономический журнал. — 2013. — № 1. — С.102-109.

2.Бобровская, Ж.В. Стратегия поддержки экспорта в Республике Беларусь / Ж.В. Бобровская // Белорусский государственный экономический университет. — 2014. — № 5. — С.21-26.

.Бохан, Т.И. Внешнеторговое финансирование экспортных операций в Республике Беларусь / Т.И. Бохан // Минский институт управления. — 2013. — № 3. — С.13-18.

.внешняя торговля Республики Беларусь // Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронныйресурс]. — 2015. — Режим доступа: #»justify»>.Гулевич.А. Рост экспорта — гарантия экономическойбезопасности страны / А. Гулевич // Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом. — 2012. — № 8. — С.5-7.

.Ерохова, В.А. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» / В.А. Ерохова // журнал «Планово-экономический отдел». — 2012. — № 5. — С.13-16.

.Зеленкевич, М.Л. Система поддержки экспорта Республики Беларусь: проблемы и пути ее решения / М.Л. Зеленкевич // ГИУСТ БГУ. — 2013. — № 6. — С.17-19.

.Иванов, С.Б. актуальные меры государственной политики по совершенствованию национальной инновационной системы / С.Б. Иванов // Инновации. — 2012. -№ 5. специальный выпуск. -С.2-5.

.Костромичева, Э.В. Проблемы устойчивого развития экономики Республики Беларусь при вхождении в Единое экономическое пространство / Э.В. Костромичева // Белорусский экономический журнал. — 2014. — № 2. — С.15-24.

.Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, JI. H. Новикова [и др.]. — Минск: БГЭУ, 2009. — 415 с.

.Марыганова, Е.А. Макроэкономика: учебное пособие / Е.А. Марыганова. -Москва: Кнорус, 2011. — 302 с.

.Матяс, А.А. Белорусская Экономика в условиях кризисного и посткризисного развития / А.А. Матяс // Банкаускiвеснiк. — 2013. -№ 31. — С.25-29.

.Матяс, А.А. Макроэкономическая Политика в Республике Беларусь и перспективы сбалансированного развития национальной экономики / А.А. Матяс // Белорусский экономический журнал. — 2013. — № 4. — С.4-21.

.Микроэкономика и макроэкономика: пособие для подготовки к экзаменам / под общ. ред.М.И. Плотницкого. — Минск: Мисанта, 2013. — 272 с.

.мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров: учебник для студентов / [Р.К. Щенин и др.]; под ред.Р.К. Щенина, В.В. Полякова. -Москва: Юрайт, 2013. — 446 с.

.Мясникович, М.В. Макроэкономическая сбалансированность и новые подходы к управлению социально-экономическим развитием Республики Беларусь / М.В. Мясникович // проблемы управления. — 2013. — № 2 (39). — С.4-7.

.Научные труды Белорусского государственного экономического университета: юбилейный сборник. Вып.6/М-во образования Респ. Беларусь, Белорусский гос. экон. ун-т; [ред. кол.: В.Н. Шимов (пред. ) и др.]. — Минск: БГЭУ, 2013. — 562 с.

.национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / национальная комиссия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. — Минск: Юнипак. — 2012. — 202 с.

.национальная экономика Беларуси: учебник / под ред.В.Н. Шимова. — Минск: БГЭУ, 2009. — 752 с.

.Нестерова, А.А. Макроэкономика: учебно-методический комплекс / А.А. Нестерова. — Минск: БГУ, 2013. — 271 с.

.Новиковa, И.В. Ясинский, Ю.М. Макроэкономика: учебное пособие / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2011. — 351с.

.Официальная статистика по внешней торговле // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [электронный ресурс] / Минск, 2014 г. — Режим доступа: #»justify»>- Дата доступа: 18.01.2015.

.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 2011 г. № 656О национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 гг. [электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: #»justify»>.Точинская, И. Система стимулирования и поддержки экспортав Беларуси в контексте международного опыта / И. Точинская [Электронный ресурс] / Минск, 2014 г. — Режим доступа: #»justify»>- Дата доступа: 18.01.2015.

.Шулековский, В. Стимулирование экспорта как мера экономической политики / В. Шулековский // Банковский вестник. — 2013. — № 10. — С.37-39.

Учебная работа. Политика регулирования экспорта в Республике Беларусь