Учебная работа. Первые последствия вступления России в ВТО
первые последствия вступления России в ВТО
Введение
внешнеторговый всемирный россия
В современных условиях социально-экономического и политического развития России экспортно-импортные операции активно и динамично развиваются, поэтому государственная поддержка внешнеэкономической деятель страны необходима, также необходима активизация участия в международных организациях (в рамках работы интересен опыт ВТО).
Актуальность изучения темы также определяется тем, что в сложившихся условиях хозяйствования, обусловленных началом посткризисного подъема, перед экономической наукой и практикой предстало много сложных и принципиально новых вопросов, требующих своего осмысления и решения, в частности, в аспекте организации внешнеторговой деятель.
Цель курсовой работы — исследовать особенности позитивных и негативных особенностей вступления Российской Федерации к ВТО.
К основным задачам работы следует отнести:
Изучение истории создания ВТО;
рассмотреть зарубежный опыт взаимодействия стран с ВТО;
Проанализировать влияния присоединения России к ВТО на внешнеторговую деятельность;
определить проблемы участия России в ВТО;
выявить основы совершенствования.
Практическая значимость изучения данной темы заключается в том, что полученные в ходе написания результаты, выводы позволяют сделать общий вывод о сложившейся ситуации во внешнеэкономической деятель России, выявить наиболее перспективные и наиболее проблемные сферы, определить наиболее оптимальные пути решения сложившихся проблем.
Объект в работе — внешнеторговая деятельность России, предмет — анализ возможных позитивных и негативных последствий для россии в условиях участия в ВТО.
Степень разработанности темы. Острая дискуссия вокруг вступления россии в ВТО стала основой для большого числа исследований, затрагивающих, прежде всего, экономические и юридические аспекты данного вопроса. Политические же проблемы, сопутствовавшие переговорному процессу, поднимались в литературе очень редко. При этом существующие работы, затрагивавшие политические аспекты этой проблемы, либо со временем частично теряли свою актуальность, либо затрагивали лишь узкие сферы переговорного процесса и его составляющих.
Научная новизна исследования. Дан комплексный анализ всех политических составляющих вступления россии в ВТО, что позволяет говорить о результатах следующего характера:
изучены основные политические особенности переговорного процесса и системы организации;
обозначены потенциальные последствия вступления в ВТО.
структура курсовой работы определена целью, задачами и логикой исследования, состоит из введения, трех глав и заключения, а также списка использованной литературы.
Глава 1. характеристика и роль ВТО в современной мировой экономике
1.1 История создания и современные основы функционирования ВТО
Впервые переговоры о создании ВТО начались в 1987 году. Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году как преемница Генерального соглашения о тарифах и торговле.
По состоянию на начало 2013 года ВТО насчитывает 153 страны-участницы. среди стран-наблюдателей по состоянию на современный момент (конец 2013 года) можно выделить Афганистан, Андорру, Багамы, Российскую Федерацию, Иран, Ирак, Казахстан, Сербию, Судан, Таджикистан, Узбекистан и ряд других. Организационная структура ВТО определена на Рисунке 1.2.
Рис.1.1. Организационная структура ВТО
В соответствии с Рисунком 1.1 организационная структура ВТО представлена следующими составляющими:
.Министерская Конференция.
.Генеральный совет:
Совет по торговле товарами.
Совет по торговле услугами.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
1.2 Зарубежный опыт сотрудничества стран мира с ВТО
Рассмотрим особенности функционирования указанных государств в мировой экономике, в частности, в аспекте сотрудничества с ВТО.
Экономика США — одна из крупнейших в мире. сегодняшний уровень экономики США является результатом длительного развития и достигнут благодаря действию многих факторов. На развитие экономик стран мира, в частности США, существенное влияние оказал мировой финансово-экономический кризис. рассмотрим далее основные составляющие экономического развития США в современных условиях.
Таблица 1.1 Экономика США в динамике за 2008-2013 годы
2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.ВВП, млрд. долл.13,0512,114,314,815,616,3Уровень безработицы, в %4,85,35,75,25,35,0И, в %4,54,23,84,03,73,2
США с 1995 года являются членом ВТО. США играет важную роль в развитии мировой торговли и ее регулирования. всемирная торговая организация призвана регулировать торговые отношения США. Она играет важную роль в разрешении споров и конфликтов между странами-участницами ВТО.
Создание ВТО еще больше размягчило американский протекционизм. Интеграция США в мировую экономику, участие страны в глобальных многосторонних торговых переговорах, достигнутые с торговых партнеров договоренности о либерализации торговли на двустороннем уровне, новые региональные торговые и преференциальные соглашения ослабили влияние протекционистски настроенных групп, но не ликвидировали его. Либеральные тенденции доминируют в США, но в то же время позиции сторонников жесткой защиты внутреннего рынка традиционно прочны.
Япония является одной из наиболее развитых стран современности. В настоящее время японии развиты высокие технологии (электроника и робототехника), транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение.
Экономика Японии в динамике за 2008-2013 годы представлена в Таблице 1.2.
Таблица 1.2 Экономика Японии в динамике за 2008-2013 годы
2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.ВВП, млрд. долл.5,24,85,66,36,77,7Уровень безработицы, в %2,32,62,21,81,71,5И, в %4,04,2403,73,73,0
Япония является участницей ВТО с 1 января 1995 г. По своему экономическому развитию страна Япония в 2013 уступает только США.
Рассмотрим также опыт Германии. Германию можно назвать промышленным лидером ЕС.
Таблица 1.3 Экономика Германии в динамике за 2008-2013 годы
2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.Уровень безработицы, в %4,64,65,89,39,510,3И, в %2,54,2-0,10,81,61,3Промышленное производство млрд. долл.1,51,7-8,9-0,31,01,0важно отметить, что Германия, также, как и рассмотренные нами выше США и Япония, является участницей ВТО с 1 января 1995 года. Интересно определить практику вступления Китая в ВТО.
Таблица 1.4 отношения зарубежных стран и ВТО
Страна/основы участия в ВТОСШАЯпонияГерманияКитайДата вступления1995 год1995 год1995 год2001 годОсновы участия и преимуществаДля каждой из указанных стран участие в ВТО представило возможность расширения деятельности на мировых рынках товаров, услуг. Особо можно выделить Китай. Китайская Экономика выигрывает от расширения диапазона услуг — в области финансов, страхования, распределения после его вступления в ВТО. отечественного сектора услуг в Китае, в результате чего компании и потребители получат еще более широкий диапазон выбора.
В целом, в качестве вывода можно отметить, что участие ВТО позволило рассмотренным нами развитым странам обеспечить динамичный и планомерный рост их экономик и предопределить лидирующие позиции на рынке. России на основе изученного опыта стран целесообразно активизировать сотрудничество с ВТО. В качестве примера анализа особенностей функционирования развивающейся страны можно привести Армению. Экономика Армении в динамике за 2008-2013 годы представлена в Таблице 1.5.
Таблица 1.5 Экономика Армении в динамике за 2008-2013 годы
2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.ВВП, млрд. долл.0,60,610,680,650,690,7Уровень безработицы, в %9,412,311,611,010,710,5И, в %11,013,212,311,711,010,2
Заключительные пленарные неформальные встречи переговорной группы по присоединению Армении ко всемирной торговой организации с представителями стран — членов ВТО состоялись в Женеве в 2002 году.
Армения — член ВТО с 2003г. Переговоры о вступлении Армении в ВТО начались в 1996 г. и продолжались более шести лет. Переговорный процесс был облегчен тем обстоятельством, что с самого начала рыночных реформ в стране проводился либеральный экономический курс.
В Таблице 1.6 будут представлены позитивные и негативные последствия вступления стран мира в ВТО.
Таблица 1.6 Положительные и отрицательные аспекты участия стран в ВТО
Позитивные последствия присоединения к ВТОНегативные последствия присоединения к ВТОИсключение дискриминации во всем комплексе внешнеторговой деятель со странами — участницами ВТОПодавление хозяйственной деятель предприятийЗащита интересов отечественных экспортеров от применения дискриминационных налогов, акцизов, пошлин, сборовСвертывание и ликвидация производств ввиду усиления экспансии иностранных производителейРяд отраслей экономики страны может значительно выиграть от участия в ВТОСамо существование отдельных отраслей отечественной экономики может оказаться под угрозой
В общем, участие в ВТО для страны, скорее, положительно, поскольку страна имеет возможность расширить горизонты своей деятельности, обеспечить рост экспорта и обеспечить гораздо большую тесноту связей.
Посте того, как определили современные реалии организации ВТО, в частности в аспекте роли международной организации, положительных и отрицательных сторон, представим далее анализ международных соглашений в рамках ВТО, а также особенности функционирования Российской Федерации в рамках ВТО.
Глава 2. позитивные и негативные последствия вступления России в ВТО
2.1Отраслевые проблемы взаимоотношений России и ВТО
На организацию внешнеторговой деятель России существенное влияние оказывают международные организации, в частности, ВТО.
процесс вступления России в ВТО был одним из самых долгих за всю историю существования ВТО (начался в 1994 году).
Рис.2.1. Число принятых нормативно-правовых актов россии в рамках отношений в ВТО
В процессе присоединения к ВТО россия заключила 57 договоров о доступе на рынки товаров.
Присоединение к ВТО усилит зависимость нашей страны от других стран. Да, это так. Но и другие государства станут зависимыми от России. Это тоже факт. Отсюда заинтересованность Запада в сохранении политической и экономической стабильности в россии, где размещены капиталы иностранных компаний и заключены долгосрочные взаимовыгодные контракты, а на подходе другие выгодные проекты. Но Россия вступила в ВТО не только для того, чтобы привлечь иностранный Капитал и получить доступ на рынки стран-участниц ВТО, но и для того, чтобы создать, наконец, внятную правовую среду для бизнеса в России и в ВТО.
Целесообразность присоединения России к ВТО изначально определялась тщательно выверенным балансом выгод и потерь, которые получит Россия от членства в этой организации в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. Другого мотива вхождения россии в эту международную организацию нет и быть не могло. Никакая страна не подаст прошения о принятии ее в какую-либо международную экономическую организацию, если от этого нет экономической выгоды. Страна, вступившая в ВТО, должна чем-то пожертвовать и что-то получить взамен. такова логика рынка. Иными словами, в таком большом деле без издержек не обойтись. Но они не будут столь драматичными, как это представляется некоторыми аналитиками.
Присоединение россии к ВТО обусловливается различными мотивами, но главный из них стремление повысить конкурентоспособность и эффективность экономики.
Организацию сотрудничества России и ВТО представим в аспекте таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Средний тариф после вступления и переходного периода составили 7,8% по сравнению с 10% в 2011 году. Динамика снижения пошлин после вступления в ВТО определена на Рисунке 2.2.
Таблица 2.1 Последствия вступления в ВТО для отраслей россии
в %
ОтрасльИзменение выпускаСтроительная отрасль-0,15Отрасль оптовой и розничной торговли0,46Грузовой транспорт-0,03Ж/д транспорт0,24Трубопроводный транспорт-0,31Морской транспорт-2,37Воздушный транспорт-2,41отрасль связи-0,74Отрасль финансов и страхования-0,04Наука-0,25Административное управление, Искусство, культура0,03Сфера ЖКХ-0,32Сельское хозяйство-0,2Энергетический сектор+1,6
Определим плюсы и минусы вступления РФ в ВТО. важно отметить, что плюсы и минусы вступления россии в ВТО целесообразно рассматривать в аспекте отраслей экономики России.
Противниками членства России в ВТО являются производящие отрасли, определяющие реальный сектор экономики. К таким отраслям, прежде всего, относятся:
-машиностроительный комплекс;
-авиастроительный комплекс;
судостроительный комплекс;
сельхозмашиностроение;
черная металлургия и др.
Определим далее отрасли, вступление в ВТО для которых окажется положительным: прежде всего, это нефтяная и газовая отрасли. Так, вступление в ВТО для нефтяной отрасли позволит привлечь дополнительные иностранные инвестиции в освоение шельфа.
Представим основные показатели российских нефтедобывающих компаний в 2013 году.
Таблица 2.2 основные показатели российских нефтедобывающих компаний в 2013 году
КомпанияКапитализация, млрд. руб.Запасы нефти, млрд. барр.Добыча нефти, млн. тоннРоснефть9422,8122,5Лукойл5817,395,9ТНК509,085,3Сургутнефтегаз37,59,060,7Газпром20,2230,757,2Татнефть14,099,597,0Башнефть10,71911,613,1Славнефть0,426,713,5
В соответствии с Таблицей 2.2 можно судить о наибольших запасах у Башнефти и Газпрома.
Вступление в ВТО обеспечить рост экспорта нефти в средне и долгосрочной перспективах. В рамках участия в ВТО представлен на Рисунке 2.3 прогноз экспорта нефти в перспективе до 2020 года.
Рис. 2.3. Экспорт топливно-энергетических ресурсов в перспективе до 2020 года
Дальнейшее развитие российской экономики до сих пор находится в зависимости от цен на нефть, которая влияет на курс рубля, наполняемость бюджета страны, ВВП страны, величину резервного фонда страны.
Представим прогнозы развития экономики России во взаимоувязкой ее с уровнем цен на энергоносители.
Вариант 1. Среднегодовая стоимость барреля нефти кратковременно снизится до 80 долларов США. Предполагается, что федеральный бюджет России выдержит подобную нагрузку и не испытает серьезных проблем.
Вариант 2. Стоимость барреля нефти также, как в первом прогнозе, составит 80 долларов в 2014, 2015 и 2016 году, что обеспечит снижение уровня ВВП страны.
Вариант 3. Стоимость барреля нефти также, как в первом прогнозе, составит 60 долларов в 2014, 2015 и 2016 году, что обеспечит резкое уровня ВВП страны. Указанный сценарий, все же, маловероятен.
Прогноз динамика экспорта нефти россии определен на Рисунке 2.4.
Рис.2.4. Прогноз динамики экспорта нефти в рамках участия в ВТО в 2010 — 2013 гг., в млрд. руб.
структура экспорта нефти России в динамике до 2016 года представлена на Рисунке 2.5, в соответствии с которым можно отметить увеличение доли стран СНГ в импорте российской нефти к 2016 году.
Рис.2.5. структура экспорта нефти в 2010 — 2013 гг., в млрд. руб.
Можно также заметить, что вступление в ВТО в целом позволит стимулировать экспортно-импортные отношения. Также рассмотрим качестве примера особенности положения отрасли легкой промышленности от вступления в ВТО.
Рис.2.6. Динамика иностранных инвестиций в отрасль легкой промышленности России
рисунок 2.6 свидетельствует о положительной динамике инвестиций в отрасль легкой промышленности России. В 2011 году объем инвестиций составил 79,12 млрд. руб., а к концу 2012 года наблюдалось получение инвестиций в размере 94,3 млрд. руб. Отметим, что вступление в ВТО позволит повысить рост инвестиций в сектор легкой промышленности России (Рисунок 2.7).
Рис.2.7. Динамика иностранных инвестиций в отрасль легкой промышленности России в связи с вступлением в ВТО, в млрд. руб.
В соответствии с Рисунком 2.7 можем отметить, что в перспективе ожидается положительная динамика иностранных инвестиций в отрасль легкой промышленности России в связи с вступлением в ВТО (к 2012 году в объеме 120,95 млрд. руб.)
Легкая промышленность от вступления в ВТО также подвергается значительным рискам (Рисунок 2.8).
Рис.2.8. Риски присоединения россии к ВТО
Также представим пример положения отрасли сельского хозяйства в рамках участия России в ВТО.
Сельское хозяйство играет важную роль в экономике россии, обеспечивая 3,7% ВВП и около 8% занятости населения. Растениеводство занимает чуть более 40% выпуска сельского хозяйства, остальное — животноводство. В растениеводстве доминирует Производство пшеницы, на его долю приходится до 60-65% в зависимости от урожайности и рыночных цен. В животноводстве преобладает Производство свинины, говядины и мяса птицы. В денежном выражении на них приходится около 37% 36% и 20% соответственно. после вступления России в ВТО здесь начнет действовать принятая в этой организации классификация мер поддержки по «корзинам»:
.Меры «зеленой корзины» (Green Box Policies) осуществляются посредством государственных программ, не предусматривают перераспределения средств от потребителей и не влекут за собой ценовой поддержки производителей. Эти меры направлены на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, реализацию программ регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д.
.Меры «голубой корзины» (Blue Box Policies) связаны с прямыми выплатами в рамках программ сокращения производства. По соглашению, эти выплаты не должны подвергаться обязательной отмене, если они касаются фиксированных площадей и урожаев, а в животноводстве — если они осуществляются на фиксированном поголовье скота.
.«желтая корзина» (Amber Box Policies) содержит мероприятия, которые считаются стимулирующими производство и, следовательно, искажающими торговлю. К ним относят регулирование рыночных цен, прямые платежи и субсидии, льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скидками и т. п. В соглашении нет точного определения, какие меры государственной поддержки следует отнести к «желтой корзине», и в нее попадают любые меры, не помещенные в другие «корзины».
До сих пор нет ясности в вопросе о том, как правительство намерено использовать меры «зеленой» и «голубой корзин». поскольку поддержка сельского хозяйства государством в таких формах практически пока не осуществлялась, либо была неэффективной. потребуется время как на разработку программ, так и на подготовку соответствующих специалистов.
Рис.2.9. Объем разрешенных субсидий сельскому хозяйству в РФ, в млрд. долл. («желтая корзина»)
В соответствии с Рисунком 2.9 наблюдается снижение объема субсидирования отрасли в рамках вступления в ВТО.
Рис.2.10. объем поддержки с/х производителей на единицу посевной площади, долл./га
На основе представленного Рисунка 2.10 можно судить о том, что объем поддержки с/х производителей на единицу посевной площади в России как до вступления в ВТО, так и после, значительно ниже, чем в развитых странах мира. В современных условиях вступления в ВТО лишь крупные холдинги отрасли сельского хозяйства могут быть высоко рентабельными (Рисунок 2.11).
Рис.2.11. Положение предприятий сельскохозяйственной отрасли в рамках вступления в ВТО
Обязательства перед ВТО предусматривают:
снижение ставок импортных пошлин по широкому набору сельскохозяйственной продукции. В частности, с 45% до 5% снизится пошлина на импорт живых свиней; будут увеличены квоты, обнулены пошлины в пределах квоты и снижены пошлин с 75% до 65% вне квоты по свинине; пошлины на молочные продукты уменьшатся с 19,8% до 14,9%; на злаки — снизятся с 15,1% до 10%; на рыбу — с 10% до 3%;
рост цен на минеральные удобрения. На текущий момент многие российские сельхозпроизводители покупают минеральные удобрения по ценам, согласованным с российской ассоциацией производителей удобрений. С 1 января 2013 года они будут вынуждены покупать их по мировым ценам, что приведет к повышению цен на 35-40%;
отмену освобождения от НДС, применяемого к некоторым видам отечественной сельскохозяйственной продукции;
обнуление экспортных сельскохозяйственных субсидий.
Суммируя все эти риски, можно спрогнозировать, что совокупные потери сельхозпроизводства составят 3,3 трлн. Руб. или 35% недополученного роста к концу 2014 года.
Рис.2.12. Потери сельского хозяйства (также пищевой промышленности) от вступления в ВТО
Так, в целом можно отметить, что у россии есть возможности для завоевания более прочных конкурентных позиций за счет вступления в ВТО.
.2 анализ возможных экономических рисков взаимодействия России с ВТО
Внешнеэкономическое развитие россии напрямую связано с внешнеэкономическими угрозами и рисками, что значительно усиливает членство в ВТО.
Внешние угрозы, на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Для россии это, прежде всего, изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан.
Проведенные в последние годы исследования внутренних и внешних угроз показали, что наибольшую опасность для нового российского государства представляют и внешние, и внутренние угрозы.
Выяснилось, что длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективного экономического политики делает страну более уязвимой для внешних угроз. Это связано, во-первых, с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз.
В качестве вывода отметим, что вовлечение россии во внешнеэкономические связи увеличивает угрозу подрыва ее экономической безопасности, поэтому необходимо постоянное отслеживание как внутренних, так и внешних угроз экономики.
К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести:
1.Утечка умов за границу. К сожалению, именно Россия является сейчас основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж. И речь в данном случае идет о потере того слоя населения, который смог бы обеспечить России достойное место в мировом сообществе XXI века.
.Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам (по состоянию на 2014 год 80% российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка россии приходится на импорт).
Наиболее существенной проблемой в взаимодействия России и ВТО можно назвать проблему необходимости обновления законодательной базы России (в стране недостаточно уделено внимания отношениям в рамках сотрудничества с ВТО). важна также проблема недостаточно эффективно разработанной системы таможенного контроля товаров, через таможенную границу.
Рис.2.13. проблемы взаимодействия России и ВТО
В соответствии с Рисунком 2.13 можно отметить, что существенной проблемой в организации работы таможенных органов на основе применения рамочных стандартов ВТО можно назвать проблему недостаточно проработки таможенного законодательства. одной и существенных проблем деятельности таможенных органов россии на основе применения рамочных стандартов ВТО можно назвать недостаточно эффективную систему разработки споров в рамках осуществления внешнеторговой деятельности. Невыполнение обязательств по соглашению — наиболее часто встречающая причина споров в международной деятель.
Рис.2.14. Распределение стран, против которых были поданы жалобы в ВТО
В соответствии с Рисунком 2.14 можно отметить рост жалоб на Китай в 2009-2013 гг. Рост жалоб на Россию также увеличился к 2014 году. В России для снижения проблемного поля сотрудничества с ВТО необходима ориентация на совершенствование Апелляционного органа.
Договорная основа в рамках организации внешнеторгового сотрудничества с ВТО основана на достаточно мощном массиве нормативно-правовой документации ВТО (например, действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994 года и многосторонний Договор к Энергетической хартии 1994 года, которые максимально приближены к ГАТТ).
Участия в рамках участия в ВТО в настоящее время — одна из наиболее дискриминируемых стран (действует порядка 100 дискриминационных торговых ограничений), поэтому для снижения ущебра для экономики россии необходимо активное вовлечение России во внешнеторговую деятельность в рамках ВТО.
Глава 3 Совершенствование системы взаимодействия россии и ВТО
В среднесрочной перспективе положительный результат от вступления в ВТО следующие:
-выгода для России составит 7,3 % от объема российского потребления (или 3,4% ВВП).
В долгосрочной перспективе положительный результат от вступления в ВТО определен тем, что благодаря улучшению инвестиционного климата, выгода может вырасти до 24% от объема потребления.
В рамках долгосрочной стратегии развития внешнеторговой политики россии необходимо обеспечить планомерный и результативный рост отношений со странами — участницами ВТО. Основная задача экспортной стратегии при этом — повышение экспортного потенциала россии и ориентация на обеспечение внешнеэкономической безопасности страны и достижение национальных интересов.
В период 2014-2016 гг. таможенно-тарифная Политика будет осуществляться в принципиально новых организационно-институциональных и экономических условиях. Произойдет восстановление докризисных объемов внешнеторгового оборота, в более совершенной форме будет функционировать наднациональный механизм принятия решений во внешнеэкономической сфере.
основные меры национальной экспортной политики, направленной на поддержку экспортного потенциала производителей и стимулирование спроса на продукцию экспортеров должны заключаться в следующем (рис. 3.1):
Содействие развитию лизингового рынка россии, а также стимулирование развития денежно-кредитной политики как в отношении кредитования населения, так и для предпринимательских структур (позволит обеспечить в перспективе рост отечественного авиастроения, железнодорожного сектора экономики России, энергомашиностроения и проч.).
Ориентация на дальнейшее стимулирование притока инвестиций в экономику страны посредством содействия сделок по слияниям и поглощениям.
В целом, ориентация на совершенствование таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятель в России (особенно важна ориентация на сотрудничество в рамках ВТО).
Рис.3.1. основные меры национальной экспортной политики России, в том числе, в аспекте участия в ВТО
Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и преследует обеспечение внешнеэкономических интересов России.
Для целей повышения конкурентных позиций России в рамках участия в ВТО в 2014 — 2016 гг. необходима ориентация на решение следующих задач, которые определены на Рисунке 3.2.
Рис.3.2. задачи в рамках совершенствования таможенно-тарифной политики россии в 2014 — 2016 гг. в рамках участия в ВТО
В соответствии с Рисунком 3.2 можно определить основные задачи:
ориентация таможенно-тарифной политики на применение рамочных стандартов ВТО;
ориентация таможенно-тарифной политики на применение инструментов таможенно-тарифного регулирования и защит отечественного рынка в совокупности;
ориентация таможенно-тарифной политики на создание единой системы освобождения отдельных категорий товаров и продукции от обложения таможенными пошлинами;
необходимость реформирования нормативно-законодательной базы в рамках участия в ВТО;
ориентация на обеспечение эффективной деятель и работы таможенных органов России;
обеспечение результативной таможенно-контрольной деятельности в рамках выполнения таможенных операций во внешнеторговой деятель со странами — участницами ВТО;
ориентация на совершенствование таможенных операций и процедур в рамках выполнения таможенных операций во внешнеторговой деятель со странами — участницами ВТО;
ориентация таможенно-тарифной политики на организацию эффективной системы поддержки отечественных секторов экономики и др.
В данной работе, таким образом, были определены положительные и отрицательные моменты вступления в ВТО россии.
Заключение
В настоящее время важно обеспечить эффективное сотрудничество в рамках ВТО. Участие в рамках ВТО представляет стране значимые преимущества:
Во-первых, появляется возможность расширить внешнеторговый оборот со странами — участницами ВТО.
Во-вторых, у секторов экономики страны — участницы и отечественных компаний появляется реальная возможность повысить свои конкурентные позиции и расширить свои горизонты деятель.
Как выяснили, противниками членства России в ВТО являются производящие отрасли, определяющие реальный сектор экономики. К таким отраслям, прежде всего, относятся: машиностроительный комплекс; авиастроительный комплекс; судостроительный комплекс; сельхозмашиностроение; черная металлургия; химическая промышленность; банковская и страховая деятельность; автомобилестроительный комплекс; агропромышленный комплекс и ряд других секторов.
Отрасли, вступление в ВТО для которых окажется положительным: прежде всего, это нефтяная и газовая отрасли.
Стимулирование экспортно-импортных отношений (внешнеэкономической деятельности) является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, в том числе и России, при этом, существенна роль ВТО.
В качестве собственных рекомендаций можем предложить необходимость повышения таможенного контроля экспортно-импортных операций в рамках взаимоотношений с ВТО, совершенствование нормативно — законодательной базы в рамках осуществления внешнеторговой деятельности в целом, дальнейшее содействие развитию внешнеторговых связей в рамках вступления в ВТО.
список использованной литературы
внешнеторговый всемирный экономический
1.ВВП Германии в 2011-2012 годах вырос // деньги.- 2012.- 22 мая
2.Гольцберг М.А, Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги. Москва бином, 2014. — 562 с.
3.Захаркин О. Экономика России в 2014-16 годах и цены на нефть // Финанс.- 2013.- 20 октября История создания ВТО // Российский союз промышленников и предпринимателей.- 2010.- 9 февраля
4.Макаров Д.А. Роль ВТО в интеграции в мировую экономику // российское предпринимательство.- 2011.- №11 (1-196)
.Перспективы развития нефтяной отрасли в среднесрочной перспективе // Лукойл.- 2013.- июнь
6.Официальный сайт: http://www.wto.ru/chto.asp?f=memb&t=7
7.Электронный ресурс: HTTP://www.wto.ru/docume№ts.asp?f=ruse№sure&t=14
.Электронный ресурс: HTTP://www.wto.ru/docume№ts.asp?f=ruse№sure&t=14
.Электронный ресурс: HTTP://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf
.Электронный ресурс: HTTP://o2geto№.livejour№al.com/14515.html