Учебная работа. Основные закономерности и тенденции в эволюции международных отношений
основные закономерности и тенденции в эволюции международных отношений
Министерство образования и науки российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Тульский государственный университет»
Институт гуманитарных и социальных наук
Кафедра социологии и политологии
Курсовая работа по дисциплине
«мировая политика и международные отношения»
основные закономерности и тенденции в эволюции международных отношений
Студент гр. 820431__________________________________Щукина Е.С.
Научн. рук.: канд. социол. наук, доц.___________________Смирнов С.В.
Тула 2017
Оглавление
Введение
Глава 1. Развитие системы международных отношений в исторической ретроспективе.
.1 Эволюция систем международных отношений.
.2 Проблемы определения системы международных отношений конца XX — начала XXI вв.
Глава 2. Эволюция роли россии в мировом сообществе на рубеже XX — начала XXI вв.
.1 отношения со странами дальнего зарубежья.
.3 Отношения с бывшими республиками СССР.
.4 внешняя политика России в 2000-х гг.
Глава 3. Глобальные угрозы современности и пути их преодоления.
.1 Проблемы, связанные с качеством и уровнем жизни людей
.2 Проблемы глобальной безопасности
Заключение
список использованной литературы и источников.
Введение
Актуальность темы. Глобальные изменения всего мирового порядка, происшедшие в результате распада СССР, падения Берлинской стены, поставили перед современниками вопрос о дальнейшей парадигме развития системы международных отношений. Вместе с тем перед политологами вновь встал вопрос о характере и закономерностях международных отношений. Холодная война с распадом Советского Союза закончилась, однако несмотря на ожидания либерально настроенной общественности равноправного партнерства между новой Россией и Западом не получилось. Вопреки устным заверениям руководителей НАТО, альянс стал активно расширяться на Восток, и сегодня его войска уже стоят у наших границ.
рубеж XX-XXI веков обозначил целый ряд крупных международных проблем. Это глобальные экологические проблемы, региональные конфликты, тенденции сепаратизма, угрозы международного терроризма.
За прошедшие не полные три десятка лет геополитическая ситуация менялась трижды. В эволюции международных отношений новейшего времени можно выделить следующие этапы:
двухполюсный мир — противостояние двух блоков (НАТО и ОВД) во главе с США и СССР (до конца 1980-х гг. — до ослабления, а затем до распада Советского Союза);
однополярное мироустройство, где гегемоном выступали США (до начала 2000-х гг. — кризис во всех сферах российского общества и доминирование Вашингтона на международной арене);
попытки построения многополярного мира, начавшиеся после возрождения социально-экономической ситуации в россии, роста китайской экономики, а также экономик других стран: на мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой», идут интеграционные процессы в Юго-Восточной Азии (АТЭС), а также между развивающимися странами (БРИКС). В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Набирает обороты интеграционный процесс в рамках СНГ. Все большую независимость от Европы и США проявляет Турция. особняком стоит КНДР, которая является серьезной угрозой сохранения международной безопасности.
Именно третий этап и обуславливает актуальность выбранной темы. Важно выяснить причины сложившейся кризисной ситуации в мировой политике, а также попытаться определить пути выходы из данного кризиса.
Целью работы является рассмотрение закономерностей, принципов развития системы международных отношений и определение основных современных тенденций.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть основные события истории международных отношений конца XX — начала XXI вв.;
определить глобальные проблемы современности, а именно, угрозы, которые касаются всех стран без исключения;
проследить эволюцию роли и места СССР / россии в мировом сообществе;
изучить новейшие тенденции развития международных отношений в конце второго десятилетия XXI века.
гипотеза: современная система международных отношений находится в перманентном изменении; после распада СССР и краткого существования однополюсного миропорядка сегодня мир ищет новый политический уклад, основой которого будет многополярность.
Объектом исследования является система международных отношений.
Предметом является их эволюция в истории, основные закономерности и тенденции.
Степень научной разработанности темы. В настоящее время принято выделять следующие теоретические подходы в исследованиях международных отношений: (нео)реализм, (нео)либерализм, неомарксизм и Постмодернизм.
Глава 1. Развитие системы международных отношений в исторической ретроспективе
1.1Эволюция систем международных отношений
Начало складывания современной системы международных отношений можно отнести к Вестфальскому миру 1648 г., положившему конец Тридцатилетней войне в Западной Европе и приведшему к распаду Священной Римской империи на самостоятельные государства. Именно с этого времени главной формой политической организации общества становится «* мир состоит из суверенных государств, следовательно, отсутствует какая-либо едина высшая власть (в лице Ватикана), также и нет какой-либо единой модели управления, общей иерархии;
* были заявлены принципы равенства государств, а также их невмешательства в дела друг друга;
* суверенное пределах своей территории;
* международные отношения регулируются системой двусторонних и многосторонних договоров суверенных государств, которые образуют собой систему международного права;
* суверенные государства выступают субъектами международного права, только они — международно-признанные субъекты;
* международное Право и регулярная дипломатическая практика — неотъемлемые атрибуты отношений между государствами.
Вестфальская система международных отношений просуществовала до начала XIX века. Венский конгресс 1814-1815 гг. оформил новую систему мироустройства. По окончании наполеоновских войн державы-победительницы поставили перед собой цель не допустить распространения революционных движений в Европе. Отсюда обращение к идеям легитимизма. Венской системе международных отношений присуща идея европейского концерта — баланса сил между европейскими государствами. «Европейский концерт» (англ.: Concert of Europe) базировался на общем согласии больших государств: России, Австрии, Пруссии, Франции, великобритании. Элементами Венской системы выступали не только государства, но и коалиции государств. «Европейский концерт», оставаясь формой гегемонии больших государств и коалиций, впервые эффективно ограничил их свободу действий на международной арене.
Сложившаяся венская система международных отношений определяла распределение сил на европейской арене, а также закрепляла границы национальных государств.
Венская система зафиксировала новую географическую карту Европы, новое соотношение геополитических сил. В основу этой геополитической системы был положен имперский принцип контроля географического пространства в пределах колониальных империй. Во время действия Венской системы сформировались империи: Британская (1876), немецкая (1871), Французская (1852). В 1877 г. турецкий султан взял себе титул «Император османов», а россия стала империей раньше — в 1721 г.
В рамках этой системы впервые было сформулировано понятие великие державы (тогда, в первую очередь, Россия, Австрия, великобритания, Пруссия), оформились многосторонняя дипломатия и дипломатический протокол. Многие исследователи называют Венскую систему международных отношений первым примером коллективной безопасности.
В начале XX в. на мировую арену выходят новые государства. Это прежде всего США, Япония, Германия, Италия. С этого момента Европа перестает быть единственным континентом, где формируются новые мировые государства-лидеры.
Эти процессы привели к первому общемировому вооруженному конфликту — к Первой Мировой войне 1914-1918 гг. Ее итогом стало создание нового миропорядка — Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Наибольшую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. Характерной особенностью новой системы было игнорирование интересов побежденных стран, а также откровенно антисоветская направленность международных договоров Версаля и Вашингтона.
Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция Советской россии и антигерманская направленность превращали её в несбалансированную и противоречивую систему, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.
Следует отметить, что составной частью Версальского мирного договора был Устав Лиги Наций — международной организации, который определил в качестве основных целей развитие сотрудничества между народами, гарантии их мира и безопасности. первоначально его подписали 44 государства. США не ратифицировали этот договор и не вошли в число членов Лиги Наций. Тогда не вошли в нее СССР (советский Союз вступил в организацию в 1934 г.), а также Германия.
одной из ключевых в создании Лиги Наций была идея коллективной безопасности. Предполагалось, что государства имеют законное право противостоять агрессору. На практике, как известно, это не удалось сделать, и мир в 1939 г. был ввергнут в новую мировую войну. Лига Наций фактически тоже прекратила существование в 1939 г., хотя формально была распущена в 1946 г. однако многие элементы структуры и процедуры, а также основные цели Лиги Наций были унаследованы Организацией Объединенных Наций (ООН).
Вашингтонская система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была не универсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии, тогдашний изоляционизм США и др.
Эволюция международных отношений после 1945 г. Происходила в рамках двух международных порядков — сначала биполярного (1945-1991 гг.), затем плюралистически-однополярного, который стал формироваться после распада СССР. Первый известен в литературе под названием ялтинско-потсдамского — по названиям двух ключевых международных конференций (в Ялте 4-11 февраля и в Потсдаме 17 июля -2 августа 1945 г.), на которых руководители трех главных держав антинацистской коалиции (СССР, США и великобритании) согласовали базовые подходы к послевоенному мироустройству.
В условиях конфронтации международные отношения приобрели характер временами остро конфликтного взаимодействия, пронизанного подготовкой главных мировых соперников — Советского Союза и США — к отражению гипотетического взаимного нападения и обеспечению своей выживаемости в ожидаемом ядерном конфликте. Это породило во второй половине XX в. гонку вооружений невиданных масштабов.
Послевоенная биполярность приобрела форму политико-идеологического противостояния между «свободным миром» во главе с США и «социалистическим лагерем», руководимым советским Союзом. Хотя в основе международных противоречий чаще всего лежали геополитические устремления, внешне советско-американское соперничество выглядело как противостояние идеалов и моральных ценностей. идеалов равенства и уравнительной справедливости — в «мире социализма» и идеалов свободы, конкурентности и демократии — в «свободном мире». Острая идеологическая полемика привносила в международные отношения дополнительную непримиримость.
Она вела к взаимной демонизации образов соперников — советская пропаганда приписывала Соединенным Штатам замыслы по части уничтожения СССР точно так же, как американская — убеждала западную общественность в намерении Москвы распространить коммунизм на весь мир.
Ялтинско-потсдамский порядок складывался в эпоху ядерного оружия, которое, внося дополнительную конфликтность в мировые процессы, одновременно способствовало появлению во второй половине 1960-х годов механизма предупреждения мировой ядерной войны — модели «конфронтационной стабильности». Ее негласные правила, сложившиеся между 1962 и 1991 гг., оказывали сдерживающее влияние на международную конфликтность глобального уровня. СССР и США стали избегать ситуаций, способных спровоцировать вооруженный конфликт между ними. В эти годы сложились концепция взаимного ядерно-силового сдерживания и основанные на ней доктрины стратегической стабильности на базе «равновесия страха». Ядерная война стала рассматриваться лишь как самое крайнее средство решения международных споров.
Конец Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений связан с горбачевской перестройкой в СССР и последовавшему за ней распаду советского Союза.
1.2 Проблемы определения системы международных отношений конца XX — начала XXI вв.
американский гегемонизм получал выражение в президентских доктринах: Трумэна, Эйзенхауэра, Картера, Рейгана, Буша — наделяли США в период «холодной войны» почти неограниченными правами по обеспечению безопасности в том или ином регионе мира; основой доктрины Клинтона являлся тезис о «расширении демократии» в Восточной Европе с целью превращения бывших социалистических государств в «стратегический резерв» Запада. США (в рамках операций НАТО) дважды осуществили вооруженное вмешательство в Югославии — в Боснии (1995) и в Косово (1999). «расширение демократии» получило свое выражение и в том, что в состав Североатлантического альянса в 1999 г. впервые были включены бывшие члены Организации Варшавского договора — Польша, Венгрия и Чехия; доктрина «жесткой» гегемонии Дж. Буша-младшего представляла собой ответ на террористическую атаку 11 сентября 2001 г. и опиралась на три столпа: непревзойденную военную мощь, концепцию превентивной войны. В качестве потенциального противника в «Доктрине Буша» фигурировали государства, поддерживающие терроризм или разрабатывающие оружие массового уничтожения, — выступая перед конгрессом в 2002 г. президент употребил ставшее широко известным выражение «ось зла» применительно к Ирану, Ираку и Северной Корее. белый дом категорически отказывался вести диалог с подобными режимами и заявлял о решимости всеми силами (вплоть до вооруженного вмешательства) способствовать их ликвидации. Откровенно гегемонистские устремления администрации Дж. Буша-младшего, а затем и Б. Обамы катализировали рост антиамериканских настроений по всему миру, в том числе и активизацию «асимметричного ответа» в форме транснационального терроризма.
другой особенностью данного проекта было то, что новый миропорядок был основан на процессах глобализации. Это была попытка создать глобальный мир по американским стандартам.
наконец, данный проект нарушал баланс сил и не имел договорной базы вообще, на что обратил в своей Валдайской речи в г. Сочи В.В. Путин. В его основе лежала цепь прецедентов и односторонних доктрин и концепций США.
сначала события, связанные с распадом СССР, окончанием холодной войны и т.д., во многих странах, прежде всего западных, были восприняты с воодушевлением и даже романтизмом. В 1989 г. в США появилась статья Фрэнсиса Фукуямы (F. Fukuyama) «Конец истории?» (The End of the History?), а в 1992 г. его книга «Конец истории и последний человек». В них автор предрекал торжество, триумф либеральной демократии западного образца, что мол это свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и формировании окончательной формы правительства, о конце века идеологических противостояний, глобальных революций и войн, искусства и философии, а вместе с ними — о конце истории.
Концепция «конца истории» оказала большое влияние на формирование внешнеполитического курса Президента США Джорджа Буша-младшего и фактически стала «каноническим текстом» неоконсерваторов, так как был созвучен основной цели их внешней политики — активному продвижению либеральной демократии западного стиля и свободного рынка по всему миру. А после событий 11 сентября 2011 г. администрация Буша пришла к выводу, что исторический прогноз Фукуямы носит пассивный характер и история нуждается в сознательной организации, лидерстве и управлении в соответствующем духе, в том числе путем смены неугодных режимов как ключевого компонента антитеррористической политики.
Затем, в начале 1990-х годов, последовал всплеск конфликтов, причем в спокойной, казалось бы, Европе (что вызвало особую озабоченность и европейцев, и американцев). Это породило прямо противоположные настроения. Сэмюэл Хантингтон в 1993 г. в статье «Столкновение цивилизаций» (The Clash of Civilizations) выступил с противоположных Ф. Фукуяме позиций, предсказывая конфликты на цивилизационной основе. В вышедшей в 1996 г. в одноименной книге, С. Хантингтон пытался доказать тезис о неизбежности в недалёком будущем противостоянии между исламским и западным мирами, которое будет напоминать советско-американское противоборство во времена холодной войны. Эти публикации также получили широкое обсуждение в различных странах. Затем, когда число вооруженных конфликтов пошло на спад, наметилось прекращение огня и в Европе, идея С. Хантингтона о цивилизационных войнах стала забываться. однако всплеск жестоких и демонстративных террористических актов в начале 2000-х в различных частях земного шара (особенно взрыв башень-близнецов в США 11 сентября 2001 г.), хулиганских погромов в городах Франции, Бельгии и других стран Европы, предпринятых выходцами из стран Азии, Африки и Ближнего Востока, заставил многих, особенно журналистов, вновь заговорить о конфликте цивилизаций. Развернулись дискуссии относительно причин и особенностей современного терроризма, национализма и экстремизма, противостояния богатого «Севера» и бедного «Юга» и др.
первые два десятилетия XXI века характеризуются разными тенденциями в международных отношениях.
Во-первых, набирает ход оформление многополюсного мира. Ни европоцентризм, ни гегемония США, ни блоковое противостояние уже не определяют современный миропорядок. новые центры силы все активнее диктуют свои правила игры, не желая оставаться на периферии международной политики.
Набирающая силы Россия сталкивается с противодействием стран Запада, которые под различными предлогами вводят против Москвы санкции, наращивая присутствие войск НАТО на границах россии.
К сожалению, новой тенденцией в международных отношениях стал фактор мирового терроризма. Данная угроза обострилась в ходе гражданской войны в Сирии и оформления террористической организации ИГИЛ (запрещенной в России).
Подводя итог рассмотрению эволюции системы миропорядка на протяжении истории, можно сделать вывод, что на современном этапе отсутствует какая-либо определенности или структурированность системы международных отношений.
Глава 2. Эволюция роли россии в мировом сообществе на рубеже XX — начала XXI вв.
В 1980-х гг. противостояние двух блоков — НАТО и ОВД — усилилось, произошел резкий скачек напряженности. однако Советский Союз уже не имел экономических возможностей продолжать гонку вооружений. Кроме того, начавшаяся в середине 1980-х гг. Перестройка кардинальным образом изменила внешнюю политику СССР. «Новое политическое мышление», которое провозгласил М.С. Горбачев, предполагало нормализацию отношений с Западом. В одностороннем порядке Советский Союз сократил свои ядерные вооружения, надеясь на ответные действия НАТО. Североатлантический альянс, обещая на словах сохранить статус-кво, продолжил свое расширение на Восток. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. СССР / россия вывели свои войска с территорий стран Восточной Европы. вскоре эти страны вступили в НАТО.
В качестве правопреемницы СССР россия получила не только членство в международных организациях (РФ является постоянным членом Совета Безопасности ООН), но и советские долги.
Международное положение России в начале 1990-х гг. сложно назвать простым. Страна лишилась многочисленных военных баз, располагавшихся на территориях советских республик. Дефицит бюджета, нехватка финансирования привели к сокращению численности армии. В результате экономических реформа 1990-х гг. уровень расходов РФ на военные нужды был в 20 раз ниже, чем у стран НАТО.
Опасные явления возникли вдоль всех российских границ, где обострились межнациональные противоречия.
россия потеряла традиционных союзников в разных концах мира — в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.
основными направлениями внешней политики России в 1990-е гг. были отношения со странами Запада, Востока и с бывшими республиками СССР.
.1 отношения со странами дальнего зарубежья
Отношения с Западом. В 1992 г. российский президент Б.Н. Ельцин заявил, что ядерные ракеты россии более не нацелены на США и другие страны НАТО. Бала подписана декларация об окончании «холодной войны». российское руководство взяло курс на установление партнерских, дружественных отношений со странами Запада.
В 1993 г. между Россией и США был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Две страны обязались к 2003 году сократить свои ядерные потенциалы на 66 %.
В 1994 г. россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», предполагающая возможность военного сотрудничества.
В 1996 г. РФ вошла в «большую семерку», объединяющую группу семи самых развитых стран. Таким образом «Большая семерка» была преобразована в «большую восьмерку».
В 1990-е гг. Россия стала выстраивать тесные экономические отношения со странами Запада. после распада командно-административной экономической системы россия активно входила в глобальную экономическую систему.
Стремясь установить партнерские отношения со странами Запада, Россия зачастую шла на излишние уступки, что воспринималось как признак слабости. Подобная внешняя политика была характерна для россии, когда МИД страны возглавлял Сергей Козырев.
С приходом в январе 1996 г. в МИД РФ Е.М. Примакова парадигма внешней политики России стала меняться. Москва стала все громче заявлять о необходимости построения многополярного мира. А система международных отношений должна основываться исключительно на нормах международного права.
В самом конце XX в., в 1999 г. произошел перелом в отношениях между Россией и НАТО, когда альянс вопреки резолюциям Совета безопасности ООН начал бомбардировку Югославии, приведшую к распаду страны.
Отношения с Востоком.
В первой половине 1990-х гг. отношениям со странами Востока россия придавала второстепенное значение. Однако вскоре российское руководство поняло ошибочность своей восточной политики. С 1996 г., после смены руководства МИД РФ, активизировались отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки.
Одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России стал Китай. Расширялось сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Ираном, Японией, Южной Кореей.
В 1998 г. россия была принята в организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Это дало новый импульс развитию экономических связей россии со странами региона и усилило ее политические позиции.
Балканский кризис сильнее сблизил Россию и Китай. Две страны взяли курс на стратегическое партнерство, заявили о необходимости строить многополярный мир.
.3 Отношения с бывшими республиками СССР
СССР распался, но сохранилась глубокая экономическая взаимозависимость, распад которой неизбежно привел бы национальные экономики к глобальным потрясениям. Кроме экономических аспектов распад СССР затронул все сферы жизни народов бывшего Союза. Серьезно обострились межнациональные противоречия, из многих прежде братских республик буквально выгоняли русских. Многие республики взяли курс на интеграцию с Западом. однако глубокая экономическая интеграция, которая сложилась за годы советской власти, определяла необходимость продолжения межгосударственных контактов. Для решения этих задач в 1991 г. было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). СНГ стало той площадкой, на которой бывшие союзные республики решали возникавшие противоречия и разрабатывали новые принципы сосуществования и сотрудничества. Было принято сотни совместных решений — в том числе Договор о коллективной безопасности (1992-1994), Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете и др.
однако СНГ все же не принесло того эффекта, который от него ожидали. Многие принятые решения так и остались на бумаге. Объемы торговли в СНГ сокращались. Нарастали новые экономические и политические противоречия. Нередко их раздували из-за рубежа: многие страны Запада не желали, чтобы бывшие советские республики вновь объединились в новое мощное разные стороны, включить их в орбиту своего влияния.
В результате на постсоветском пространстве появлялись новые коалиции государств.
В 1998 году при поддержке США и других западных стран образовался ГУУАМ — политический союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии. Он носил явно антироссийский характер, был нацелен на снижение ведущей роли России в Евразии. Однако ГУУАМ не выполнил своих задач, не оправдал ожиданий его учредителей и стоявших за ними некоторых стран Запада.
Успешно решала Россия вопрос обеспечения стабильности вдоль своих границ. С помощью российских войск и при активном участии российской дипломатии удалось погасить военные конфликты в Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Карабахе, Приднестровье.
В целом благодаря усилиям россии и других стран постсоветского региона удалось сохранить основные экономические и культурные связи между бывшими союзными республиками, избежать коллапса в экономиках республик и серьезных, неразрешимых конфликтов между ними.
.4 Внешняя Политика России в 2000-х гг.
В 2000 г. Президентом российской Федерации был избран В.В. Путин, с именем которого связывается действительный переход к внешнеполитическому курсу отстаивания национальных интересов.
Начало президентства В.В. Путина ознаменовано принятием новой Концепции внешней политики Российской Федерации, впервые чётко определившей внешнеполитическую стратегию страны и позиции по основным направлениям российской внешней политики.
Концепция 2000 г. официально закрепляла идею великодержавности россии в сочетании с трезвой оценкой мировой ситуации, а также возможностей самой России.
Развили положения концепции 2000 г. статьи новой концепции, утвержденной в 2008 г.
Впервые в самостоятельный раздел выделена проблема верховенства права в международных отношениях. Подчёркивается, что поддержание и укрепление международной законности — приоритетное направление для Российской Федерации. обращает на себя внимание то, что тезис о решимости россии выступать на международной арене в поддержку права проходит через весь документ.
Другая сквозная тема Концепции — роль и место ООН в современном мире. Главный тезис, который всесторонне обосновывается в тексте документа, утверждает, что ООН и в XXI веке должна оставаться центром регулирования международных отношений и координации мировой политики. действия каждой страны на мировой арене должны строиться в соответствии с принципами и нормами Устава Организации Объединённых Наций. любое применение силы с миротворческой целью допустимо только с санкции Совета Безопасности ООН.
В Концепции осуждается применение в международной политике двойных стандартов; отмечается возрастание влияния религиозного фактора в международных отношениях, что требует обращения к таким категориям как справедливость и нравственность; обращается внимание на недопустимость избирательного подхода к истории и превращение исторической темы в инструмент практической политики.
В 2013 г. Президент РФ В.В. Подписал новую Концепцию внешней политики России. Одним из главных приоритетов внешней политики страны объявлялась ее независимость. Министр иностранных дел России С.В. Лавров отмечал, что мы не можем даже гипотетически рассматривать вариант «пристёгивания» России в качестве ведомого к какому-либо другому ключевому игроку на международной арене. Независимость внешней политики России обусловлена её географическими размерами, уникальным геополитическим положением, многовековой исторической традицией, культурой и самосознанием нашего народа.
В 2016 г. появилась новая редакция Концепции внешней политики россии. Внешнеполитическая деятельность России, говорится в документе, направлена на обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности, укрепление правового государства и демократических институтов; на создание благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности российской экономики, ее технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения; на упрочение позиций россии как одного из влиятельных центров современного мира. документ демонстрирует миролюбивый характер российской внешней политики. Заявляется стремление к сотрудничеству со странами Запада. Особо отмечается кризис на Украине, в связи с которым РФ призывает стороны конфликта к примирению.
Первые два десятилетия ХХ века являются особенно сложными для России в плане внешнеполитической деятель. Поднимая экономику страны, расплатившись с внешними долгами, руководство страны взяло курс на выведение страны из тени международных отношений. Сначала страны Запада не осознавали возвращения России на международную арену, а осознав во втором десятилетии XXI века, стали активно препятствовать этому.
Однако в XXI веке мир серьезно изменился, и Россия заняла в нем подобающее положение. К сожалению, далеко не все страны на Западе готовы это принять и продолжают пытаться проводить политику изоляции России. Чего только стоят слова бывшего президента США Б. Обамы о россии как о региональной державе и о том, что россия скоро окажется в международной изоляции.
Доказательств подобной агрессивной политики стран Запада масса. Это завуалированное противодействие российской миротворческой миссии в Сирии, фактический саботаж борьбы с запрещенной в РФ ИГИЛ, развязывание гражданской войны на Украине.
таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе Россия является одним из главных акторов международных отношений, преодолевая упорное нежелание стран Запада признавать это и параллельно обретая все больше новых партнеров на других континентах. Было бы непозволительно умолчать и о таком факторе, как роль личности в истории. Российские дипломаты последних десятилетий внесли неоценимый вклад в дело возрождения России. Е.М. Примаков, В.И. Чуркин, С.В. Лавров… Ну и конечно огромная заслуга тут принадлежит президенту РФ В.В. Путину.
Глава 3. Глобальные угрозы современности и пути их преодоления
В XXI веке мир живет в условиях глобализации. Это тотальное взаимодействие, взаимопроникновение всех сфер жизни разных стран друг в друга. От быта до политики. Глобализм современного мира проявляется помимо прочего и в возникновении угроз, которые затрагивают каждый уголок земного шара и справиться с которыми в одиночку невозможно.
3.1 Проблемы, связанные с качеством и уровнем жизни людей
Именно от числа живущих на планете людей, территориального размещения и масштабов их хозяйственной деятель зависят такие важнейшие параметры, как обеспеченность населения ресурсами, состояние биосферы Земли, мировая социальная и политическая среда. Демографическая проблема заключается в резком росте населения Земли, особенно в странах, бедных ресурсами. Возникает огромная пропасть между т.н. «золотым миллиардом» (наиболее богатые страны) и остальным миром.
На всем протяжении истории человечества производство продуктов питания, как правило, не успевало за ростом народонаселения. лишь на протяжении 40 лет ХХ века (с 1950 по 1990 гг.) ситуация была иной: население земли за это время удвоилось, тогда как мировой сбор зерновых увеличился в три раза. Однако в конце 1980 — начале 1990-х гг. рост мирового производства продуктов питания начал замедляться, тогда как Спрос на них продолжал расти. Последнее связано уже не только с увеличением числа жителей на планете, но и с таким новым фактором, как повышение благосостояния большой массы людей вследствие широкой Индустриализации развивающихся стран, в первую очередь в Азии. сегодня развитие сельского хозяйства уже не поспевает за изменениями в объёме и структуре мирового спроса на продовольствие. Если подобную тенденцию не остановить, то в ближайшие два-три десятилетия Потребность в покрытии недостающих продуктов питания может увеличиться в несколько раз.
Серьёзную глобальную проблему представляет собой растущий разрыв в уровне социально-экономического, политического развития, а также стандартов жизни и потребления между развитыми странами постиндустриального мира, с его «золотым миллиардом» населения и оставшейся большей частью человечества. Ось противостояния, грозящая глобальными столкновениями и конфликтами, от оси «восток — запад» переместилась к оси «север — юг». Необходимость уже не догоняющей, а опережающей модернизации грозит превратиться в планетарную проблему в силу своей исключительной многоаспектности, в которой заключены императивные необходимости глобального совершенствования образования, здравоохранения и всего того, что называют образом жизни человека.
Интересен вопрос о динамике глобальных проблем. В чисто содержательном аспекте, то есть вне социально-политического контекста, можно утверждать, что будет происходить как увеличение, так и уменьшение числа глобальных проблем. В самом деле, с развитием научного знания, техники и технологии будут осваиваться новые методы контроля над природными процессами. В круг используемых материалов будут включаться новые типы синтетического сырья. Будет продолжать осваиваться Мировой океан и Космос. В то же время каждое из этих свершений будет порождать новые проблемы во взаимоотношениях человека с окружающей его средой. С учётом набирающей темпы глобализации и интернационализации экономических и социально-политических процессов многие из этих проблем, наверное, приобретут глобальный характер. С другой стороны, развитие научно-технических знаний, прогресс производства, развитие международного сотрудничества будут способствовать разрешению некоторых из существующих глобальных проблем, а также которые будут возникать. То есть, число глобальных проблем одновременно будет и сокращаться.
.2 Проблемы глобальной безопасности
международный мировой глобальный безопасность
Глобальной энергетической опасности в её прежнем понимании как абсолютной нехватки энергоресурсов в мире практически не существует. Но сама по себе проблема надёжного обеспечения человечества энергией остаётся. суть её, прежде всего, состоит в том, что произошло общее ухудшение природно-географических условий добычи минерального топлива и, как следствие, значительный рост расходов на геологоразведку, добычу и транспортировку энергоносителей на большие расстояния. Районы добычи нефти и газа всё более отдаляются от основных центров их потребления.
Далее, удовлетворение быстро растущих энергетических потребностей пока в значительной мере осуществляется экстенсивным путём — вовлечением в оборот всё новых и новых энергоресурсов, их расточительного, не всегда оправданного расходования. Переход на энергосберегающую технику и технологию ограничивается пока передовыми странами «золотого миллиарда». В подавляющем большинстве развивающихся государств, в том числе и быстро индустриализирующихся, этот процесс, требующий крупных инвестиций, сильно задержался.
К этому следует добавить, что с расширением масштабов энергопотребления резко возросло загрязнение природной среды. В результате сжигания огромных масс угля и особенно нефти выброс углекислого газа достиг размеров, способных воздействовать не только на состояние воздуха, почвы, водных, лесных, биологических ресурсов, но и на состояние климата Земли. С освоением же новых районов нефтедобычи на морских шельфах, увеличением объёмов морских перевозок нефти, ростом протяженности континентальных нефтепроводов возросло число аварийных ситуаций, сопровождающихся загрязнением земной поверхности и Мирового океана.
Происшедший в мире рост числа стран-поставщиков энергоресурсов, ослабление позиций ОПЕК, превращение нефти с начала 80-х годов ХХ века в биржевой товар усилили неустойчивость мирового нефтяного рынка. Политические потрясения, подобные событиям 11 сентября 2001 года или иракскому кризису, вносят существенные коррективы в сценарии мирового развития.
И, наконец, существующий уровень производительных сил и технического прогресса не позволяет гарантировать безопасность замены традиционных источников энергии альтернативными, прежде всего атомными. Крупная техногенная катастрофа в Три — Майл — Айленде (США) и еще более трагичная на Чернобыльской АЭС привели к резкому сокращению строительства и ввода в эксплуатацию новых мощностей атомных электростанций. Проблема осложняется в связи со скоплением многих тысяч тонн опасных для биосферы и здоровья людей ядерных отходов. Очевидно, что понадобится время, прежде чем человечество сможет перейти к использованию надёжных, полностью безопасных для жизни людей и окружающей природы источников энергии, к её разумному расходованию, устойчивому и эффективному энергообеспечению.
В связи с обострением в перспективе энергетической проблемы страны мира ищут новые источники энергии, а также новые залежи газа и нефти. Огромный потенциал в этом плане представляет Арктика. россия активно ведет разработку месторождений на Арктическом шельфе. Можно предположить, что в обозримом будущем одним из центров противостояния стран мира станет именно Арктика, где уже сталкиваются интересы РФ, США, Канады, Швеции, Дании и других государств Северной Европы.
Со второй половины ХХ века антропогенное давление на природу достигло размеров, при которых она стала утрачивать способность к самовосстановлению. Деградацию окружающей среды стали сравнивать с «экологическим стрессом». «Под экологическим напор; гнёт; нагрузка; напряжение»>стрессом необходимо понимать экстремальную экологическую ситуацию, как правило, антропогенного характера, воздействия которой на органы и системы человека, влекут патологические изменения последних на микро и макроуровне, и как следствие этого приводят к снижению качества жизни и ее продолжительности». К спасению природы были подключены силы учёных, правительственных учреждений, международных организаций. В результате в последние десятилетия получили развитие экологические исследования, ускорилось формирование природоохранного права, были созданы целые отрасли по защите окружающей среды. особенно активно действует в разных уголках мира организация «Greenpeace». Тем не менее, глобальная экологическая опасность не только не ослабла, но даже возросла. Активизация природоохранной деятель коснулась преимущественно развитых государств и «золотой миллиард» их населения. В то же время быстрорастущая концентрация населения и высокие темпы экономической активности в развивающихся странах привели к значительному давлению на биосферу Земли, причем в условиях, когда необходимых средств для проведения экологической политики у этих стран просто нет.
Несмотря на то, что угроза глобального термоядерного конфликта существенно снизилась за годы, прошедшие после окончания холодной войны, она не исчезла вовсе. По-прежнему в арсеналах россии и США хранится объём ядерного оружия, заметно превосходящий реальные потребности обеспечения их безопасности и способный многократно уничтожить всё живое на планете. Возникла реальная угроза бесконтрольного «расползания» ядерного оружия по миру. Появление в результате этого процесса так называемых «ядерных карликов» способно существенно дестабилизировать обстановку в мире. Наконец, ядерное оружие может оказаться в руках сил, которые сами по себе представляют собой глобальную угрозу для человечества.
В 1980 г. Ирак начал агрессию против Ирана и в результате этой войны погибли 500 тыс. человек и сотни тысяч были ранены. В то же время пребывание войск Советского Союза в Афганистане продолжало провоцировать яростное сопротивление афганцев, что закономерно завершилось выводом наших войск из этой страны в 1989 году. Такое завершение событий стало возможным благодаря американской технике, саудовским и американским деньгам, поддержке Пакистана и военно-тренировочным лагерям на его территории, а также участию тысяч боевиков из других, преимущественно арабских, мусульманских стран.
В 1990-м году Саддам Хусейн вторгся в Кувейт, пытаясь присоединить его к своей территории, чтобы противостоять Ирану, Соединённым Штатам удалось организовать международную коалицию, в которую вошли и несколько мусульманских стран. Далее, на протяжении 1990-х годов насилие между мусульманами и немусульманами вспыхнуло в Боснии, Косово, Македонии, Чечне, Азербайджане, Таджикистане, Кашмире, Индии, на Филиппинах, в Индонезии, на Ближнем Востоке, в Судане и Нигерии. При этом афганские моджахеды стали основными участниками многих из этих конфликтов, они входили и входят также в мусульманские террористические организации во многих странах мира. На рубеже XX и XXI веков мусульмане оказались вовлечёнными в большую половину этнических конфликтов, вспыхнувших в мире. И это при том, что мусульмане составляют лишь одну пятую часть населения всего земного шара.
несомненно, ответственность за многое, если не всё, из перечисленного выше, лежит на разных правительствах и конкретных индивидуумах, — к примеру, суданское правительство отвечает за продолжающуюся войну против христиан, а власти Израиля и Палестины — за вторую интифаду. однако истоки эпохи мусульманских войн кроются в более общих причинах. Они происходят не из самой сущности исламской доктрины и верований, которые, как и в христианстве, могут быть использованы их приверженцами, в зависимости от трактовки, для оправдания войны или мира. Причины современных мусульманских войн, равно как и угрозу их возможной глобализации, следует искать в политике, а не в религиозных доктринах VII века.
Отдельным аспектом угрозы ядерного конфликта представляется наращивание НАТО ядерного потенциала в Европе. Декларировалось, что это вызвано угрозой со стороны Ирана и его ядерной программы. Однако после отказа Тегерана от военной ядерной программы планы НАТО не изменились.