Учебная работа. Международные финансовые и кредитные институты: направления деятельности и их развитие

Международные финансовые и кредитные институты: направления деятельности и их развитие

Международные
финансовые и кредитные институты: направления деятельности и их развитие

Курсовая
работа

СОДЕРЖАНИЕ

Условные
обозначения

Введение

1.
Международные кредитно-финансовые институты: теоретические вопросы формирования
и развития

.1
сущность, характеристика и функции международных кредитно-финансовых институтов

.2
проблемы формирования международных кредитно-финансо-вых институтов

.3
Правовое обеспечение деятель международных кредитно-финансовых институтов

Состояние
развития международных кредитно-финансовых институтов

2.1
Международный валютный Фонд

.2
Группа Всемирного Банка

.3
Банк международных Расчетов

3
Направления деятельности международных кредитно-финансовых институтов

3.1
Деятельность Международного Валютного Фонда

.2
деятельность группы Всемирного Банка

.3
Деятельность Банка международных Расчетов

Заключение

Список
использованных источников

Приложения

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

БМР — маги — Международное агентство по гарантиям и
инвестициям;

МАР — международная ассоциация развития;

МБРР — Международный банк реконструкции и
развития;

МВФ — Международный Валютный Фонд;

МФК — международная финансовая корпорация;

МФКИ — международные кредитно-финансовые
институты;

МЦУИС — Международный центр по урегулированию
инвестиционных споров;

СДР (Special Drawing Rights, SDR) — специальные
права заимствования.

ВВЕДЕНИЕ

Международные кредитно-финансовые институты
представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных
соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для
обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансово-кредитных
институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом
хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых
финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и
в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в
области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном
регулировании этих отношений.

Международные валютно-финансовые организации
создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для
решения определенных задач в области развития мировой экономики.

Этими задачами могут быть:

—    операции на международном валютном и фондовом
рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и
стимулирования международной торговли;

—       межгосударственные кредиты — кредиты
на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;

—       инвестиционная
деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов,
затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую,
так и через коммерческие организации-резиденты);

—       инвестиционная
деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов,
непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой
организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное
воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты,
проекты в области информационных технологий, развития транспортных и
коммуникационных сетей и т.п.);

—  благотворительная деятельность (финансирование
программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных
исследований.

В качестве примеров международных финансовых
организаций можно назвать Банк международных расчетов, международный банк
реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Европейский
инвестиционный банк, Международный Валютный Фонд, Мировой стран-участниц. Так инвестиционная
деятельность валютно-финансовых организаций зачастую предполагает тесное
сотрудничество с государственными экспортными кредитными агентствами,
осуществляющих страхование и управление рисками по крупным международным
проектам.

Объектом исследования данной курсовой являются
международные кредитно-финансовые институты.

Предметом исследования являются
кредитно-финансовая деятельность МФКИ.

Цель курсовой работы — описание развития
международных финансово-кредитных институтов, а также анализ их деятельности и
влияние на международную экономику в целом.

задачи курсовой работы:

—    выявить основные черты, особенности формирования
и развития МФКИ;

—       рассмотреть направления деятель
МФКИ;

—       определить принципы формирования
МФКИ и возникающие с этим проблемы;

—       оценить значение МФКИ для развития
глобальной экономики.

Данная курсовая работа пишется на основе
печатных и источников информации глобальной сети INTERNET. Это все источники
как теоретического, так и аналитического, а также статистического характера.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе
рассматриваются теоретические вопросы формирования и развития МФКИ. Во второй
главе — описание основных МФКИ, их состояние развития и международное деятель МФКИ. В
заключении дается анализ результатов деятель МФКИ, их значение в развитии
международной экономики.

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ вопросы ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

1.1 Сущность,
характеристика и функции международных кредитно-финансовых институтов

Международные финансово-кредитные институты
представляют собой международные организации, создаваемые на основе
межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и
финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансово-кредитных
институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в
мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых
финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и
в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в
области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном
регулировании этих отношений.

Институциональная структура международных
валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные
организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами,
осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых
отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного
обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и
кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации,
статистические и научно-исследовательские издания по актуальным
валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом.

Международные валютно-кредитные и финансовые
организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти
организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение
целостности и целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного
хозяйства. Международные финансовые организации занимают существенное место в
развитии финансовых отношений, т.к. это обусловлено следующими причинами:

1.   Усиление интернационализации хозяйственной
жизни, образование транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных
банков (ТНБ), выходящих за национальные границы.

2.       Развитие межгосударственного
регулирования мирохозяйственных связей, в том числе международных
валютно-кредитных и финансовых отношений.

.        Необходимость совместного решения
проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему,
мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные кредитно-финансовые институты
преследуют следующие цели:

—    объединить усилия мирового сообщества в целях
стабилизации международных финансов и мировой экономики;

—       осуществлять межгосударственное
валютное и кредитно-финансовое регулирование;

—       совместно разрабатывать и
координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой
политики.

классификация международных организаций может
проводиться по различным признакам и критериям, и главными из них являются
интересы государств.

В соответствии со своими целями международные
кредитно-финансовые институты выполняют следующие функции:

а)   предоставление кредитных механизмов;

б)      финансирование проектов;

в)      оказание финансовой помощи отдельным
странам для стабилизации их платежного баланса;

г)       благотворительность;

д)      проведение форумов для совместного
обсуждения различных проблем и путей их решения;

е)       исследование мировой экономики и
механизмов ее функционирования;

ж)      публикация материалов статистического
характера.

К институтам глобального типа относится ООН с ее
структурой подразделений. задачами ее в области финансов являются: разрешение
споров в соответствии с принципами справедливости и международного права, которые
могли бы привести к нарушению мира; обеспечение единого управления
экономическим развитием стран.

Ряд организаций ООН носят самостоятельный
специализированный характер: Международный валютный фонд (МВФ), международный
банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая отдельно стоит Банк международных расчетов (БМР),
основанный в 1930 году.

другие институты имеют региональный характер:
Лига арабских государств, Европейский союз и т.д [1, с. 383].

Таким образом, можно сказать, что международные
институты разделяются на глобальные (МВФ, МБРР), которые функционируют на
уровне мировой экономики, и региональные (ЕС), ведущие деятельность на
определенной территории и с присущими ей экономическими условиями и
особенностями.

1.2 Проблемы
формирования международных кредитно-финансовых институтов

Формирование современных МФКИ связано с
интенсивной глобализацией во всех сферах деятель, в частности в сфере
кредитно-финансовых отношений. несомненно, кредитно-финансовая глобализация
имеет позитивные последствия. К ним, несомненно, относится снижение недостатка
финансовых ресурсов в разных регионах мира. Кроме того, глобализация усиливает
конкуренцию на национальных кредитно-финансовых рынках, что сопровождается как
снижением стоимости финансовых услуг.

Повсеместное присутствие международных
финансовых институтов означает усиление давления на правительства отдельных
стран, содействуя сокращению вмешательства государства в деятельность на
внутреннем рынке и либерализации международных финансовых отношений.

Следующий аспект финансовой глобализации связан
с международной финансовой интеграцией, т.е. с устранением барьеров между
внутренним и мировым финансовым рынком с развитием множественных связей между
ними. финансовый капитал может без ограничений перемещаться с внутреннего на
мировой финансовый рынок, и наоборот. При этом финансовые институты основывают
филиалы в ведущих финансовых центрах для выполнения функций заимствования,
кредитования, инвестирования и оказания других финансовых услуг.

Особо активную роль в интеграции мировых
финансовых потоков играет такая группа корпораций, как Транснациональные банки
(ТНБ), которых в мире насчитывается теперь более 100. Их основными клиентами
являются промышленные и торговые ТНК.

Финансовая Интеграция приносит
в равной степени выгоду и заемщикам, и кредиторам. однако и заемщики, и
кредиторы подвержены риску в равной степени, включая рыночный, процентный, валютный
и политический риски.

Однако международная финансовая Интеграция
ставит перед МФКИ и другими участниками рынка новые проблемы.

Во-первых, инвесторам может быть сложно получить
надежные данные относительно деятельности на международных рынках капитала.
Например, многие финансовые операции, такие, как процентные свопы, относятся к
забалансовым статьям и не фиксируются четко по обычным каналам отчетности.

Во-вторых Интеграция финансовых
рынков привела к упрощению начала процедуры обращения финансового ресурса.
Финансовым институтам, особенно тем, чья деятельность оказывает значительное
влияние на состояние финансового рынка, трудно своевременно спрогнозировать или
обнаружить дестабилизирующие потоки средств для того, чтобы сформировать
корректирующую стратегию.

И наконец, рыночная Интеграция
может усилить уязвимость финансового рынка и усложнить проблему контроля за его
деятельностью.

Степень участия и влияния отдельных стран в
международных и финансовых институтах определяется величиной их взноса в Капитал,
так как обычно применяется система «взвешенных голосов», т.е. чем больше страна
вносит капитала, тем больше ее вес и влияние на деятельность МФКИ. Изменение
соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах
трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному
американоцентризму, отражается в деятель международных финансовых
институтов [3, с. 208].

Как известно, с истока своего существования ООН
были созданы специализированные учреждения, призванные обеспечить глобальное
управление мировой экономикой. среди них важнейшими были Международный Валютный
Фонд, всемирный банк (прежнее название — Международный банк реконструкции и
развития). Сама по себе идея создания подобных национальных структур управления
международными отношениями выглядела заманчиво для всего мира — обеспечить
стабильность и устойчивое развитие национальных экономик на справедливых и всем
понятных принципах. В частности, в задачи МВФ как основного наднационального
института, обеспечивающего стабильность международной валютный системы,
входили: противодействие валютным ограничениям, создание многонациональной
системы платежей по валютным операциям и др.

более чем шестидесятилетний период работы этих
международных организаций показал, что время иллюзий прошло, а наднациональные
институты стали подвергаться справедливой и жесткой критике [4, с. 48].

МВФ часто критикуют различные учёные и политики.
Причин находится много, но чаще всего упоминают проамериканский характер
действий МВФ и неэффективность его рекомендаций для выхода из кризисных
ситуаций.

нужно учитывать, что голоса при принятии решений
о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Для одобрения решений
Фонда необходимо 85 % голосов. США обладают около 17 % всех голосов (более
подробную информацию см. в приложении А). Этого недостаточно для
самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать любое решение
Фонда. Сенат США может принять законопроект, запрещающий международному
валютному фонду выполнять определённые действия, например, выделять кредиты
странам.

МВФ предоставляет займы с
выдвижением ряда требований — свобода передвижения капиталов
<#"538838.files/image001.gif">

рисунок 1 — Годовой потенциал операций МВФ,
1994-2010 гг. (млрд. СДР)

МВФ предоставляет финансирование своим членам
главным образом для того, чтобы они могли преодолеть несбалансированность
платежного баланса, не прибегая к торговым и платежным ограничениям. При этом
соблюдается требование равного доступа стран к ресурсам МВФ. Получение кредитов
фонда способствует дополнительному привлечению в страну частных и
государственных инвестиций.

финансовые ресурсы МВФ могут поступать в
распоряжение его членов в рамках целого ряда подходов и механизмов,
различающихся главным образом по видам проблем финансирования дефицита
платежного баланса, на решение которых они направлены, а также по содержанию
выдвигаемых МВФ условий.

Обычные механизмы финансирования используются
МВФ для решения проблем платежного баланса государства-заемщика в целом.
специальные механизмы предназначены для предоставления членам МВФ помощи в
случаях возникновения у них особых проблем при финансировании своего платежного
баланса. Эта помощь носит дополнительный характер, то есть ее использование не
оказывает влияния на суммы заимствований, которые страна имеет Право получить
из своей резервной доли или кредитных долей. Однако для решения одной и той же
проблемы, связанной с финансированием платежного баланса, страна имеет Право
получить средства только по одному из механизмов финансирования.

Механизмы финансирования на льготных условиях
были разработаны в целях оказания сравнительно долгосрочной помощи
развивающимся странам с низким доходом на душу населения. Для предоставления
такой помощи используются не общие ресурсы МВФ, а созданные им альтернативные
источники средств (специальные фонды).

Для использования любых ресурсов МВФ страна
должна представить аргументированное обоснование потребности в финансировании
своего платежного баланса. В качестве критериев, определяющих необходимость
финансирования, МВФ использует состояние платежного баланса страны, сальдо ее
международных резервов и динамику резервной позиции страны. Учитывается также
эффективность мер, принятых страной для ликвидации причин неравновесия
платежного баланса.

после того как необходимость финансирования
дефицита платежного баланса установлена, МВФ устанавливает, сможет ли страна
выполнить свои обязательства по погашению задолженности. Определенной гарантией
возврата является проведение страной соответствующей экономической политики
(выполнение программы стабилизации).

МВФ предоставляет финансовые ресурсы своим
членам на условиях, которые должны стимулировать принятие страной мер,
направленных на экономическую стабилизацию, а значит, обеспечивающих возврат
средств фонду (уменьшение дефицита платежного баланса до управляемой величины,
обеспечение экономического роста, повышение занятости и финансовая
стабильность; шаги по структурной перестройке экономики). При этом ожидается,
что в решении структурных проблем и оздоровлении платежного баланса
финансирование и стабилизационные меры будут дополнять друг друга (о том, какие
были достигнуты договоренности об использовании ресурсов МВФ, можно посмотреть
в приложении Д).

МВФ предоставляет свои рекомендации по
экономической политике и техническую помощь странам в определенных
специализированных областях, входящих в его компетенцию. Этими областями
являются разработка и реализация бюджетно-налоговой и денежно-кредитной
политики, формирование организационно-правовых структур (в частности, создание
центральных банков, казначейств, налоговых и таможенных органов), аудиторская
деятельность, организация бухгалтерского учета, сбор и составление официальной
статистики. Помощь оказывается в случаях, когда страна в связи с отсутствием
подготовленных кадров обращается в МВФ с просьбой прислать специалистов для
передачи необходимых знаний и подготовки кадров.

Необходимость в такой помощи была особенно
велика в 60-70 гг. XX века, когда многие страны обрели независимость, и в 90-е
годы, когда страны Восточной Европы и республики СНГ стали проводить рыночные
реформы.

Фонд занимается также сбором и публикацией статистики
своих стран-членов. Предоставление статистических данных — обязательное условие
конструктивного сотрудничества каждой страны с этой организацией. Поскольку МВФ
имеет доступ к статистике большинства стран мира, он располагает сведениями,
характеризующими состояние государственных финансов, денежной, кредитной и
валютной систем, платежного баланса, развития реального сектора экономики
каждой страны, а также другими данными. Все это позволяет сделать имеющуюся
информацию доступной мировому сообществу.

МВФ публикует материалы, содержащие информацию о
финансовом положении стран-членов МВФ, отчеты и другие документы; выпускает
периодические издания (статистические бюллетени и т.д.), экономические и
финансовые обзоры и др.

Наряду с публикациями статистического характера
МВФ издает серию брошюр, разъясняющих его политику и программы; выпускает
журнал, в котором публикуются результаты фундаментальных исследований; печатает
книги по правовым, институциональным и экономическим аспектам функционирования
мировой валютной системы [2, с. 429].

Политика и рекомендации МВФ в отношении
развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в
том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на
повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики
государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

несмотря на некоторое сокращение удельного веса
голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения
Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает,
что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью
осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его
деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий
развивающие страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их
решений. однако достичь согласованности большому числу разнородных стран
сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано
намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными
экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ
[17].

Можно сделать вывод, что деятельность МВФ с
начала его образования постоянно расширялась, благодаря чему эта международная
организация приобрела большой вес и значение для мировой экономики сегодня.

3.2 Деятельность группы
Всемирного Банка

На первых этапах своей деятельности
с 1945 <#"538838.files/image002.gif">

рисунок 2 — Привлеченные средства,2005-2010 гг

Управляя резервами центральных банков, БМР
осуществляет традиционные формы инвестирования. Средства, не востребованные для
кредитования других центральных банков, размещаются на мировых финансовых
рынках. Основными формами инвестиций являются депозиты в коммерческих банках и
покупка краткосрочных обращающихся ценных бумаг, включая казначейские векселя
США. Эти операции в настоящее время составляют основу деятельности банка. БМР
также кредитует другие центральные банки за счет средств, полученных в качестве
депозитов из центральных банков. Кредитные операции БМР могут быть в форме
«свопов» с золотом, кредитов, обеспеченных золотом, или легко реализуемых на
рынке краткосрочных ценных бумаг, кредитов под золото или размещенных в БМР
валютных депозитов на ту же сумму и с теми же сроками погашения, необеспеченных
кредитов в форме авансов или депозитов и кредитов на условиях «стэнд-бай».
кроме того, также применяются различные сочетания указанных выше видов кредита.
В области валютных операций БМР является участником соглашения ФРС об операциях
«своп». Отчет о деятельности БМР за 2005-2010 гг. можно проследить на графике:

рисунок 3 — Чистая прибыль от деятельности,
2005-2010гг

однако БМР не имеет права предоставлять ссуды
правительствам и открывать им определенные виды счетов. Также не разрешаются
операции с недвижимостью. По уставу, при проведении банковских операций БМР
должен гарантировать, что его действия не противоречат денежной политике
центрального банка-клиента.

Кроме того, БМР периодически организует
совещания экспертов для анализа экономических, валютных и других вопросов,
представляющих интерес для центральных банков. Он проводит исследования в
области денежной и валютной политики и теории. На БМР возложена обязанность по
наблюдению за международными финансовыми рынками, созданию банков данных для
центральных банков Группы десяти стран и Швейцарии, а также по подготовке
статистического обзора международного банковского дела. (Группа десяти стран
состоит из Бельгии, Канады, Франции, Италии, японии, Нидерландов, Швеции,
Великобритании, США и Западной Германии. Швейцария принимает в ней участие)
[23, с. 79].

Из всего выше написанного следует, что БМР
является главной международной организацией, деятельность которой направлена на
операции с центральными банками, поддержке их стабильности, предоставлению им
различных кредитно-финансовых услуг и аналитики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К числу основных глобальных международных
кредитных организаций относят международный Валютный Фонд, Банк Международных
Расчетов, а также группу организаций всемирного Банка.

Основные задачи данных организация являются
содействие сбалансированному росту международной торговли, предоставление
кредитов странам-участникам, межгосударственное валютное регулирование

Капитал данных организаций формируется за счет
взносов стран-участников. Размер взноса определяет возможность влияния страны
на деятельность той или иной финансово кредитной организации.

Международный валютный фонд, всемирный банк и
Банк Международных расчетов играют значительную роль в организации
международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных
расчетов.

Во-первых, их деятельность позволяет внести
регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность
всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование
валютно-финансовой сферы.

Во-вторых, они призваны служить форумом для
налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением
идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной.

В-третьих, возрастает значение международных
валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации
о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам
всемирного хозяйства.

вместе с тем принятие решений об оказании
финансовой помощи нужно демократизировать, дистанцируясь от нынешнего порядка,
основанного практически на принципах акционерной компании, где музыку
заказывает тот, кто больше платит. Сегодня МВФ не без оснований подозревают в
том, что он проводит политику, отвечающую прежде всего интересам США.

Нужно повышать ответственность МФКИ, расширять
до глобальных масштабов сферы действия некоторых принципов, правил и кодексов
поведения, которые существуют в наиболее развитых национальных финансовых
системах.

С другой стороны, необходимо наделить МФКИ более
широкими полномочиями по надзору за соблюдением государствами-членами правил
поведения в финансовой сфере.

Также желательно увеличивать финансовые ресурсы
МФКИ, предназначенные для оказания финансовой поддержки тех стран, которые
проводят надлежащую экономическую политику, но сталкиваются с трудностями в
получении внешних кредитов из-за ухудшения ситуации на мировом рынке.

разумеется, все это — очень непростые задачи,
которые невозможно решить быстро и безболезненно. Но определенные шаги в этом
направлении уже предпринимаются на базе существующих международных организаций
— МВФ и Всемирного банка. И руководство Фонда, и лидеры «большой
семерки», и так называемая «группа десяти» (самых крупных
стран-доноров МВФ) активно обсуждают проблемы реформирования МФКИ, занимающих
центральное место в системе механизмов регулирования мировой финансовой системы
и принимают конкретные меры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.   Международные
валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. —
2-е изд., перераб. и доп. — М.: финансы и статистика, 2000. — 608 с.: ил.

2.       Деньги.
. Банки. Учебник/Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др. ; Под
ред. Г.И. Кравцовой. — Минск: БГЭУ, 2003.-527с.

.        мировая
экономика: Учебник / Под ред. проф. А. С. Булатова. М.: Экономисть, 2005. — 734
с.

4.   Хмыз О.В. проблемы реформирования МВФ
Финансовый бизнес, 2009. — № 6. — С.48.

5.   Тарасов
М.И. Еще одна жертва МВФ// РИФ [электрон. Ресурс].

Режим
доступа :

<HTTP://fairway.h1.ru//3/225_1.html>.

.        Стуканов
А.А. Бедные страны и богатый Всемирный банк
// IREX [электрон.
Ресурс].

Режим
доступа :://www.irex.ru/press/pub/polemika/05/stu/.

.     всемирный
банк: направления деятельности, критика его политики// эффективный бизнес
решения [электрон. Ресурс].

Режим
доступа:

<HTTP://www.ebrc.ru/library/74190/91354>.

8.   Дж.
Стиглиц. Человеческое лицо глобализации// Белорусская цифровая библиотека
[электрон. Ресурс].

Режим
доступа:://library.by/portalus/modules/ruseconomics/readme.php?subaction=showfull&id=1130409940&archive=&start_from=&ucat=12&.

.     Внутреннее
Право международных организаций/ Маргиев В.И. — Майкоп, 1999. — 282 c.

10.     Толочко
О.В. Внешнеэкономические отношения как объект правового регулирования//
Белорусский журнал международного права и международных отношений 2003 — № 2

11. Международное
Право: Учебник Отв.ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.: Международные
отношения, 1996. — 608 с.

12.     Международное
право. Особенная часть. Лукашук И.И. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс
Клувер, 2005. — 517 с.

.        устав
Организации Объединенных Наций 1945 года.

.        Конвенция
Объединенных Наций о представительстве государств в отношениях с международными
межправительственными организациями 1975года.

15.     Международный
валютный фонд <Международный%20валютный%20фонд>// официальный сайт
[электрон. Ресурс].

Режим
доступа:

<HTTP://www.imf.org>.

16.
Моисеев С.Р. Международные финансовые рынки и международные финансовые
институты. / Московский международный институт эконометрики, информатики,
финансов и права. М., 2003 г. -245 c.

17.
МВФ// Википедия [электрон. Ресурс].

Режим
доступа:

HTTP://ru.wikipedia.org/wiki/МВФ#cite_note-0
<HTTP://ru.wikipedia.org/wiki/МВФ>.

.
Владимирова М.П. Деньги, , банки. — М.: КНОРУС, 2006. С.157.

.
МВФ// онлайн Энциклопедия Кругосвет [электрон.
Ресурс].

Режим
доступа:

<HTTP://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/MEZHDUNARODNI_VALYUTNI_FOND_MVF.html?page=2,1>.

20.
Группа Всемирного банка// Википедия [электрон. Ресурс].

Режим
доступа:

<HTTP://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный_>Банк.

21.
МБРР// официальный сайт [электрон. Ресурс].

Режим
доступа:

html>.

22
БМР// Википедия [электрон. Ресурс].

Режим
доступа:

<HTTP://ru.wikipedia.org/wiki/Банк_международных_расчётов>.

.
Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Ж85 Международные финансы: Учеб. пособие
/ Под общ. ред. И.Н. Жук. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 149 с.

.
МВФ годовой отчет 2010.

.
Группа Всемирного банка годовой отчет 2010.

.
Банк Международных расчетов годовой отчет 2010.

приложение А

Финансовые механизмы Международного валютного
фонда

кредитный
механизм (год введения)

цель

условия

поэтапное
осуществление покупок и мониторинг

Договоренности
«стэнд-бай» (1952 г.)

среднесрочная
помощь странам, испытывающим трудности платежного баланса краткосрочного
характера.

принятие
политики, обеспечивающей уверенность в том, что трудности платежного баланса
государства-члена будут разрешены в течение разумного периода.

Квартальные
покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации
и других условий.

Гибкая
кредитная линия (2009 г.)

Гибкий
инструмент использования кредитных траншей для удовлетворения всех
потребностей, связанных с платежным балансом, потенциальных или фактических.

Очень
сильные перспективные макроэкономические детерминанты, основа экономической
политики и демонстрируемые в течение определенного времени положительные
результаты.

утвержденные
суммы доступны немедленно и на весь период действия договоренности при
условии завершения среднесрочного обзора в случае однолетних договоренностей.

Механизм
расширенного кредитования (1974 г.)

более
долгосрочная помощь для поддержки структурных реформ государств-членов в
целях преодоления трудностей платежного баланса долгосрочного характера.

принятие
3-летней программы, включающей структурные преобразования, с ежегодным
подробным представлением мер политики на последующие 12 месяцев.

Квартальные
или полугодовые покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением
критериев реализации и других условий.

Экстренная
помощь

помощь
в преодолении трудностей урегулирования платежного баланса, связанных со
следующим:

не
применимо, хотя помощь в постконфликтных ситуациях может быть сегментирована
на две и более покупки.

1.
на случай стихийных бедствий (1962 г.)

стихийные
бедствия.

разумные
усилия по преодолению трудностей платежного баланса.

2.
В постконфликтных ситуациях (1995 г.)

последствия
гражданских беспорядков, политических потрясений или международных
вооруженных конфликтов.

упор
на развитие институционального и административного потенциала, с тем чтобы
заложить основу для договоренности в рамках верхнего кредитного

расширенный
кредитный механизм (ЕСФ) (1988 г.)5

более
долгосрочная помощь в преодолении устойчивых трудностей платежного баланса,
носящих структурный характер; обеспечение устойчивого экономического роста
при сокращении бедности.

принятие
трехлетней договоренности об использовании программы, поддерживаемые в рамках
ЕСФ, основываются на документах по стратегии сокращения бедности, которые
готовятся странами в рамках процесса широкого участия заинтересованных сторон
и включают в себя меры макроэкономической и структурной политики и политики
сокращения бедности.

полугодовые
(или иногда квартальные) фактические выплаты, обусловленные соблюдением
критериев реализации и других условий.

Механизм
кредита «стэнд-бай» (ссФ) (2010 г.)

подобные
целям договоренностей о заменяет компонент высокого доступа механизма
финансирования для преодоления внешних шоков и используется для оказания
поддержки в большом числе случаев.

Механизм
ускоренного кредитования (2010 г.)

ускоренная
помощь для удовлетворения срочных потребностей, связанных с регулированием
платежного баланса и вызванных внешними шоками, стихийными бедствиями.

нет
необходимости в программе, основанной на проведении обзоров, или предъявлении
ретроспективных условий. Заменяет компонент доступа экстренной помощи

Обычно
одно отчисление средств.

приложение Б

Международный валютный фонд: условия погашения
кредитов

лимиты
доступа

сборы

График
погашения (годы)

Очередные
платежи

годовой:
200% квоты; кумулятивный: 600% квоты.

ставка
сборов плюс дополнительный сбор (200 базисных пунктов с непогашенного кредита
сверх 300% квоты; дополнительно 100 базисных пунктов, если непогашенный
продолжает превышать 300 процентов квоты в течение более чем 3 лет) .

31/4-5

Ежеквартально

лимиты
доступа отсутствуют.

ставка
сборов плюс дополнительный сбор (200 базисных пунктов с непогашенного кредита
сверх 300% квоты; дополнительно 100 базисных пунктов, если непогашенный
продолжает превышать 300 процентов квоты в течение более чем 3 лет).

31/4-5

Ежеквартально

Годовой:
200% квоты; кумулятивный: 600% квоты.

ставка
сборов плюс дополнительный сбор (200 базисных пунктов с непогашенного кредита
сверх 300% квоты; дополнительно 100 базисных пунктов, если непогашенный
продолжает превышать 300 процентов квоты в течение более чем 3 лет) .

41/2-10

Один
раз в полугодие

Обычно
ограничивается 25% квоты, хотя в исключительных случаях могут быть
предоставлены более крупные суммы, до 50%.

ставка
сборов; однако при наличии ресурсов ставка сборов может субсидироваться до
0,5 процента в год.

31/4-5

Ежеквартально

годовой:
100% квоты; кумулятивный: 300% квоты.

0%
(7/1/2010-конец 2011 года)

51/2-10

Один
раз в полугодие

Годовой:
100% квоты; кумулятивный: 300% квоты.

0%
(7/1/2010-конец 2011 года)

4-8

Один
раз в полугодие

0%
(7/1/2010-конец 2011 года)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Международный валютный фонд: двусторонние
соглашения о займах и покупке облигаций, действующие на 30 апреля 2010 года
(млрд.)

Валюта
и сумма

Эквивалент
в долл.США

Япония

долл.США

100,00

100,0

Канада

долл.США

10,00

10,0

национальный
банк Дании

евро

1,95

2,9

банк
Португалии

евро

1,06

1,6

Франция

евро

11,06

16,7

национальный
банк Бельгии

евро

4,74

6,4

Центральный
национальный банк

евро

1,03

1,4

Центральный
банк Швеции

евро

2,47

3,3

резервный
банк Индии

долл.США

10,00

10,0

ИТОГО

270,3

приложение Г

Международный валютный фонд: объем сделок в
2009-2010 году (млрд. СДР)

государство-член

вид
договоренности

дата
вступления в силу

утвержденная
сумма

Ангола

27
месяцев, “стэнд-бай”

23
ноября 2009 года

858,9

Босния
и Герцеговина

36
месяцев, “стэнд-бай”

8
июля 2009 года

1014,6

Колумбия

12
месяцев, гибкая кредитная линия

11
мая 2009 г

6966,0

Доминиканская
Республика

28
месяцев, “стэнд-бай”

9
ноября 2009

Сальвадор

36
месяцев, “стэнд-бай”

17
марта 2010

513,9

Ирак

24
месяцев, “стэнд-бай”

24
февраля 2010

2376,8

Ямайка

27
месяцев, “стэнд-бай”

4
февраля 2010 года

820,5

Мальдивы

36
месяцев, “стэнд-бай”

4
декабря 2009 года

49,2

Мексика

12
месяцев, гибкая кредитная линия

25
марта 2010

31
528,0

Молдова

36
месяцев, механизм расширенного кредитования

29
января 2010

184,8

Польша

12
месяцев, гибкая кредитная линия

6
мая 2009

13
690,0

Румыния

24
месяцев, “стэнд-бай”

4
мая 2009

11
443,0

Сейшельские
острова

36
месяцев, механизм расширенного кредитования

23
декабря 2009

19,8

Шри-Ланка

20
месяцев, “стэнд-бай”

24
июля 2009 года

1653,6

Армения

28
месяцев, “стэнд-бай”

22
июня
2009

165,6

Беларусь

15
месяцев, “стэнд-бай”

29
июня
2009

651,4

Грузия

33
месяцев, “стэнд-бай”

6
августа
2009

270,0

Пакистан

25
месяцев и 1 неделя, “стэнд-бай”

7
августа
2009

2067,4

Сербия

27
месяцев, “стэнд-бай”

15
мая
2009

2268,3

ИТОГО

5422,7

ВСЕГО

77
636,3

приложение Д

Объемы кредитования Всемирного
банка по секторам (млн. долл. США)

СЕКТОР

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Сельское
хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство

1
933,6

1
751,9

1
717,4

1
360,6

3
400,0

2
618,3

Образование

1
951,1

1
990,6

2
021,8

1
926,6

3
444,8

4
944,5

Энергетика
и горнодобывающая промышленность

1
822,7

3
030,3

1
784,0

4
180,3

6
267,4

9
925,2

Финансы

1
675,1

2
319,7

1
613,6

1
540,7

4
235,6

9
136,6

Здравоохранение
и другие услуги в социальной сфере

2
216,4

2
132,3

2
752,5

1
607,9

6
305,5

6
792,0

промышленность
и торговля

1
629,4

1
542,2

1
181,3

1
543,5

2
806,5

1
251,3

Информация
и связь

190,9

81,0

148,8

56,5

329,2

146,3

Судебно-правовая
система и государственное управление

5
569,3

5
857,6

5
468,2

5
296,4

9
491,6

10828,2

Транспорт

3
138,2

3
214,6

4
949,0

4
829,9

6
260,6

9
001,9

Водоснабжение,
канализация, защита от паводков

2
180,3

1
721,0

3
059,4

2
359,9

4
364,9

4
102,8

ВСЕГО
ПО СЕКТОРАМ

22
307,0

23
641,2

24
695,8

24
702,3

46
906,0

58747,1

Объемы кредитования всемирного банка по секторам
(%)

СЕКТОР

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Сельское
хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство

8,67

7,41

6,95

5,51

7,25

4,46

Образование

8,75

8,42

8,19

7,80

7,34

8,42

Энергетика
и горнодобывающая промышленность

8,17

12,82

7,22

16,92

13,36

16,89

Финансы

7,51

9,81

6,53

6,24

9,03

15,55

Здравоохранение
и другие услуги в социальной сфере

9,94

9,02

11,15

6,51

13,44

11,56

промышленность
и торговля

7,30

6,52

4,78

6,25

5,98

2,13

Информация
и связь

0,86

0,34

0,60

0,23

0,70

0,25

Судебно-правовая
система и государственное управление

24,97

24,78

22,14

21,44

20,24

18,43

Транспорт

14,07

13,60

20,04

19,55

13,35

15,32

Водоснабжение,
канализация, защита от паводков

9,77

7,28

12,39

9,55

9,31

6,98

ВСЕГО
ПО СЕКТОРАМ

100

100

100

100

100

100

Учебная работа. Международные финансовые и кредитные институты: направления деятельности и их развитие