Учебная работа. Комплексный анализ рынка Японии за 2007-2009 гг

комплексный анализ рынка Японии за 2007-2009 гг.

комплексный анализ рынка Японии за 2007-2009 гг.

Содержание

1. Экономические показатели

1.1 ВВП

1.2 Уровень инфляции и безработицы

1.3 Внешний долг, государственные доходы и расходы

1.4 Индекс потребительских цен в японии, % (Национальное бюро статистики Японии) 2001-09 гг.

1.5 Уровень экономического развития страны

1.6 Демографическая ситуация

1.7 Внешние экономические связи

1.8 Устойчивость и конвертируемость валюты

2. Политические показатели

1.1 Политическое устройство

2.2 Внешнеполитический курс

2.3 Политические движения и партии

2.4 Судебная система Японии

3. Образование

3.1 Количество выпускников

3.2 новые университеты, новые специальности

3.3 Правительственные программы

3.4 Сезонность

3.5 Стоимость обучения, проживания, стипендии

3.6 Отношение иностранных студентов к Японии

3.7 Потребительские расходы, финансирование образовательных программ

3.8 Частота покупок товара (%)

3.9 Барьеры

3.10 Филиалы

3.11 Документы

4. Культурная среда рынка

4.1 Приверженность основным традиционным культурным ценностям

4.2 Субкультуры

4.3 Временные изменения вторичных культурных ценностей

4.4 Местная культурная среда

5. Технологическая среда рынка

5.1 Уровень технологий

5.2 Уровень образованности

5.3 Технологические особенности

Список использованных источников

1. Экономические показатели

1.1 ВВП

По основным экономическим показателям — валовому внутреннему продукту и промышленному производству в 2007 г. Япония вышла на 2-е место в капиталистическом мире. ВВП в 2007 году составил 4,272 млрд. долларов по паритету покупательной способности <#"justify"><#"justify"> <#"justify"> <#"justify"><#"justify"> <#"justify"> <#"justify"><#"justify"> <#"justify"> <#"justify">Сектор услуг составляет три четверти внутреннего валового продукта.

1.2 Уровень В мае 2007 года Банк японии опубликовал исследование «Преимущества инфляции для японской экономики«, в котором пытался установить оптимальную ставку годовых.

Уровень безработицыгод2007г. 2008г. 2009г. показатель3,8%4,3%5,1%

1.3 внешний долг, государственные доходы и расходы

Внешний долг <#"center">1.4 Индекс потребительских цен в японии, % (Национальное бюро статистики Японии) 2001-09 гг.

1.5 Уровень экономического развития страны

Япония относится к индустриально развитым странам. По производству целого ряда промышленных товаров (автомобилей, судов, видеомагнитофонов, промышленных роботов, металлообрабатывающих станков и др.) эта страна занимает ведущие позиции в мире, осуществляются научные разработки в области науки о жизни, информационных технологий, окружающей среды, нанотехнологий, материалов и других областях. Непрерывный технологический прогресс не только поддерживает экономический рост, но и становится важным ключом к решению всей совокупности проблем, с которыми сталкивается человечество. Япония, определяя научные технологии как один из национальных приоритетов, провозгласила реализацию идеи создания «государства, основанного на научных технологиях и креативности».

1.6 Демографическая ситуация

На данный момент гражданами Японии являются приблизительно 127 450 000 человек.

Последняя перепись населения была в 2004 г. (127 333 002 чел.).

по численности населения Япония занимает седьмое место в мире. В национальном отношении население Японии однородное. японцы составляют 99.4% населения. Экономически активное население составляет больше половины жителей Японии. В промышленности занято свыше 1/3, в сельском хозяйстве — 6%, в непроизводственной сфере — 50% всего работоспособного населения.

Рынок япония экономический образованность

1.7 Внешние экономические связи

Япония является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром. важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их направленность на США. До настоящего времени на американском рынке реализуется 28 — 30% японского экспорта и обеспечивается 22 — 24% импорта. В свою очередь на Японию приходится порядка 11% американского экспорта, в том числе почти 20% сбыта сельскохозяйственной продукции, и 14% импорта.

основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция внедрения компаний высоких технологий, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах. В Азии основными центрами притяжения японского капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке — Панама (40%).

Структура экспорта: транспортные машины, автомобили, мотоциклы, электроника, электротехника, химикаты. структура импорта: машины и оборудование, топливо, продовольствие, химикаты, сырье.

1.8 Устойчивость и конвертируемость валюты

национальная валюта Японии — Йена (JPY, код 392 <#"266" src="/wimg/11/doc_zip2.jpg" />

.Средняя заработная плата в японии, динамика по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Опережающий индикатор потребительских расходов и потенциальной инфляции. Кроме того, резкий рост зарплат может свидетельствовать о дефиците рабочей силы, что указывает на возможное сокращение уровня безработицы в ближайшем будущем. По состоянию на 2007 год Япония занимала 19-е место по отношению ВВП к отработанным часам. Согласно индексу Биг-Мака <#"center">2. Политические показатели

1.1 Политическое устройство

Япония — демократическое унитарное правовое Конститу 1947 года.

В Конституции специально оговорён статус императора, который является символом государства и единства народа, но не наделён полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, определены зоны компетенции парламента, кабинета министров и органов местного самоуправления. Высший орган государственной власти и единственный орган законодательной власти — парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Высший орган исполнительной власти — кабинет министров, которым руководит премьер-министр и который наделён правом законодательной инициативы. В Конституции японии нет указания на фигуру главы государства. В стране действует всеобщее избирательное право <#"center">2.2 Внешнеполитический курс

Внешнеполитический курс страны нацелен на обеспечение её национальной безопасности, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятной атмосферы для выхода японских компаний на мировые рынки. Экономические средства достижения этих целей преобладают. Среди политических средств выделяется активная работа в ООН (Япония входит во все её специализированные организации).

несмотря на периодические трения в японо-американских отношениях, союз с США, держащих над Японией ядерный «зонтик«, остаётся краеугольным камнем её внешней политики. В отношениях с КНР, характер которых во многом определяется комплексом японской вины за эксцессы императорской армии в прошлом, Японию в первую очередь интересуют возможности обширного рынка.

Япония входит в число стран-членов:

большой восьмёрки <#"center">2.3 Политические движения и партии

В японии существует две основных партии. В 2009 году социал-либеральная <#"center">2.4 Судебная система японии

Судебная система Японии состоит из четырех уровней: Верховного суда <#"center">3. Образование

2007 г. — 873697 (из них 184175 иностранных)

г. — 987629 (из них 198683 иностранных)

г. — 1014778 (из них 219856 иностранных)

В 2010 г. японские вузы ожидают выпуска 1227675 студентов.

3.2 Новые университеты, новые специальности

В Японии в целом, 80% всех университетов частные.

Университет Кэйо. Основной его кампус расположен в районе Мита-тё, Минато-ку, Токио. среди выпускников — значительное число политиков и людей, причисляемых к элите японского общества, в том числе бывший премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Также среди новых университетов можно выделить Bukkyo University, Chitose Institute of Science and Technology, Tokyo University of Pharmacy & Life Science.

уникальные и инновационные факультеты, аспирантуры и исследовательские институты возникали один за другим. Среди них: Институт микробных заболеваний и Институт научных и промышленных исследований, Институт исследований белка <#"center">3.3 Правительственные программы

Новая Политика Министерства образования — регионализация университетской системы. Политика правительства направлена на то, чтобы обуздать безудержную гонку создания и расширения университетов и младших колледжей в регионах, сосредоточенных около крупных промышленных городов: Токио, Нагоя и Осака. Этот необходимый шаг связан с уменьшением численности возрастных групп, поступающих в вузы. Такая политика способствует увеличению числа университетов в регионах и может привести к усилению конкуренции между вузами их дифференциации.

Некоторые крупные вузы в соответствии с такой политикой пересматривают свои принципы и формируют связи с местным сообществом. Токийский университет, который переместился в жилой пригород, построил новое здание и разработал специальные курсы для продолжения образования взрослых. В будущем местные вузы будут, вероятно, брать на себя инициативу в сфере непрерывного образования. Направленность вузов на укрепление связей с региональным сообществом способствует удовлетворению потребностей местных жителей.

3.4 Сезонность

Учебный год в высших учебных заведениях японии начинается в апреле и завершается в конце марта следующего года (1 апреля — 31 марта). продолжается учебный год в течение 35 учебных недель, составляя 310 учебных дня. С 20 июля по 20 сентября студенты выходят на летние каникулы. весенние каникулы длятся 40 дней и приходятся на март-апрель, зимние — две недели, в декабре — январе.

3.5 Стоимость обучения, проживания, стипендии

Расходы на обучение предусматривают траты на оплату вступительных экзаменов, самого обучения, приобретение учебных материалов и оборудования. первый год обучения в Японии обходится студенту-иностранцу в среднем в 7-8 тыс. долларов (в зависимости от вуза эта сумма может колебаться в сторону уменьшения или увеличения в пределах 2-3 тыс. долл.). Расходы на второй и последующие годы обучения составляют 60-70% от суммы первого года обучения за счет экономии расходов на вступительный взнос. В японии разработаны одни из лучших студенческих программ в государственных университетах (стоимость $7,500 в год), самые престижные частные вузы просто согласовывают свои цены с лучшим из них. В Токийском университете Аояма Гакуин, образовательное учреждение, основанное в 1874 году Методистским епископом-миссионером, плата за обучение в год составляет от $11,700 до $16,100. Дороже всего стоит обучение экономике, медицине, филологии. Стоимость проживания в общежитии токийского университета составляет 45-60 тыс. иен в год. Аренда квартиры в Токио стоит 90-120 тыс. иен в месяц (включая коммунальные платежи). Поиск квартиры начинается с похода в агентство недвижимости. Его гонорар обычно составляет одну месячную плату. Поиск квартиры своими силами практически безнадежное занятие для иностранца, который находится в японии лишь первый месяц.

При нахождении квартиры предвидятся следующие расходы: плата залога хозяину квартиры (3 месячных платы), обязательный подарок хозяину квартиры (рейкин), обычно это 1-2 месячных платы. Подарок дарится при заключении контракта. Расходы на питание и прочее составляют примерно 70-90 тыс. иен в месяц в зависимости от города, в котором расположен ВУЗ.

Стипендия составляет 134 000 йен в месяц (примерно 1 300 долларов)

Медицинское обслуживание в Японии достаточно дорого. Один визит к врачу для студента, не имеющего медицинской страховки, может стоить до 50 долларов (в случае обычной простуды). Оплата пребывания в течение 1 недели в стационаре в связи, например, с операцией аппендицита, может составлять до 3-х тысяч долларов. Все эти расходы существенно снижаются в случае приобретения страховки. Обладатели таковой платят всего лишь 20 — 30% от всей стоимости медицинского обслуживания.

3.6 Отношение иностранных студентов к Японии

По числу иностранных студентов, обучающихся в японии, первое место занимает Китай (около 22 тыс. чел.), за ним следуют Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Индонезия, Соединенные Штаты, Таиланд, Бангладеш и т.д. Число студентов из Восточной Азии составляет 92 % от всех приехавших на обучение. Приблизительно 41 % обучается в четырехлетних или двухлетних колледжах, 31% — в средних школах, 28 % — в профессиональных школах, и лишь 0,5 % — в технических колледжах. Социальные науки (наиболее популярная область изучения) привлекают 28% от общего числа обучающихся, за ними следуют гуманитарные (20 %) и инженерные науки (19 %).

однако, в настоящее время все большее число студентов колледжей и университетов выражают неудовлетворенность политикой правительства в отношении высшего образования. Социологические исследования показывают, что многие студенты пассивны на занятиях, у них отсутствует мотивация к серьезному обучению. Их не устраивает учебная программа, содержание лекций и практических занятий, особенно на фоне тех трудностей, с которыми они столкнулись, готовясь и сдавая вступительные экзамены. Так, исследование в одном из самых престижных университетов — Токийском показало, что 37 % студентов выразили неудовлетворенность содержанием занятий; более 30 % студентов частных университетов также недовольны обучением.

3.7 Потребительские расходы, финансирование образовательных программ

Финансирование образования осуществляется как национальным правительством, так и администрациями префектур и муниципалитетов. Расходы правительства на образование формируются из ассигнований на содержание национальных образовательных учреждений и субсидий, выделяемых на поддержание образования на местном уровне и для частных учебных заведений. Объем финансирования образовательных расходов на местном уровне определяется непосредственно администрациями префектур и муниципалитетов из собранных налогов и других доходов. Расходы на образование в Японии составляют 9,5% от общего объема государственных расходов, с другой стороны, доля частных расходов на образование в Японии составила 31,4%.

3.8 Частота покупок товара (%)

Японское высшее образование занимает одно из ведущих мест в мире по уровню охвата.

Рис.1. Динамика численности студентов в японии по отношению к потенциальному числу студентов (молодежи в возрасте от 18 до 22 лет)

Источник: Facts and Figures of Japan. Tokyo: Foreign Press Center, 1995. P.93; The Internationalisation of Japan / Ed. by Glenn D. Hook and Michael A. Weiner. Routledge. London. 1992. P.278

3.9 Барьеры

серьезным препятствием для прибывающих в Японию студентов служит незнание языка. Хотя школы по изучению японского языка возникают во всем мире, большинство студентов, прибывающих в Японию на обучение за собственный счет, в течение года или шести месяцев изучают японский язык в государственных университетах и только потом сдают вступительные экзамены в вузы. Плата за обучение и расходы на проживание резко увеличивают финансовое бремя иностранных студентов. Государство стремится снизить эти расходы, направляя преподавателей японского языка за границу, главным образом в восточно-азиатские страны. Японская ассоциация международного образования проводит экзамен по японскому языку за границей в 46 городах 21 страны, включая Бразилию, Китай, Германию и Южную Корею.

Претендент должен предъявить документ о том, что он проучился 12 лет в своей стране. Применительно к России это означает, что он должен окончить школу (11 лет), затем отучиться в колледже, институте или на подготовительных курсах, включая Школу японского языка в International Students Institute или Kansai International Students Institute. Претендент должен быть не моложе 18 лет. затем абитуриент должен пройти тест по японскому языку, который проводит Ассоциация международного образования в 31 стране мира. Он включает три блока: проверку знания иероглифов и лексики; восприятие на слух, чтение и проверку знаний в области грамматики. Этот экзамен проводится по четырем уровням сложности. Первый уровень предполагает изучение японского языка в течение 900 час. И знание 2000 иероглифов, второй — 600 часов и 1000 иероглифов, третий — 300 часов, 300 иероглифов, четвертый — 150 часов, 100 иероглифов.

3.10 Филиалы

университеты Японии открыли центры для образования и научных исследований в Сан-Франциско <#"center">3.11 Документы

Министерство образования не признает дипломы таких учреждений и классифицирует их как «разные школы» — термин, которым называют в основном профессионально-технические школы. До недавнего времени правительство запрещало принимать на работу в государственные учебные заведения иностранных педагогов. Формальная причина — утверждение о несоответствии программ этих учебных заведений государственным стандартам. Фактически же это продолжение старой консервативной политики, неприятие новых элементов действительности, страх потери контроля над системой образования.

Эта Политика основывается также на «бесспорном принципе права для государственных служащих», в соответствии с которым только государственные служащие (в данном случае педагоги), являющиеся японскими гражданами, могут участвовать в формировании общественного сознания так, чтобы оно отвечало интересам народа. Для этого необходимо, чтобы служащие состояли с государством в отношениях особого доверия, то есть, чтобы это были люди, подчиняющиеся суверенной власти государства.

Некоторые японские университеты тем временем основали свои отделения в Соединенных Штатах и в других странах, установили связи с местными школами или купили их. Правительство считает, что необходимо пересмотреть определение понятия «университет» так, чтобы иностранные учебные заведения, предлагающие в Японии курсы на уровне колледжа, могли получить тот же самый статус, что и японские, включая признание полученных зачетов и прослушанных курсов [18].

Провозглашенный в 90-х годах японским правительством курс на полный пересмотр роли государства, на расширение международного сотрудничества позволяет иностранным компаниям все в большей степени проникать на Рынок Японии. Каких-нибудь десять лет назад, подчеркивает российский ученый В. Рамзес, преобладающая часть выпускников престижных вузов не стала бы и рассматривать возможность устройства на работу в иностранную фирму. ныне ситуация стремительно меняется, а сотрудничество с иностранцами означает восприятие западных приемов работы и постепенное забвение традиционных японских.

Таким образом, японское общество (и в том числе система высшего образования) все активнее включается в процессы глобализации и интернационализации. Однако только провозглашая политику увеличения числа иностранных студентов и создавая отделы международных отношений в рамках университетов, нельзя сформировать «интернационально ориентируемую» окружающую среду. Этого не достичь, приглашая на работу учителей иностранного языка или увеличивая число студенческих программ обмена.

4. Культурная среда рынка

4.1 Приверженность основным традиционным культурным ценностям

Современные японцы в большинстве своем не привержены основным культурным ценностям своей родины. Многие из тех, кто сейчас учится в университетах Японии ни разу не надевали кимоно. Эта часть студентов не знакома с традиционной японской музыкой и театром. Они никогда не были в саду камней, не видели Кабуки и довольно мало, что знают об истории и традиционной культуре своей страны. Их интересы одновременно космополитичны и ограниченны благодаря вековому «особому пути» Японии.

Поколение родителей нынешней молодежи обеспечило экономический прогресс Японии. А у современной молодежи, похоже, уже нет цели трудиться ради процветания фирмы. Современная японская молодежь больше интересуется собой, и у нее нет желания решать социальные проблемы и улучшать общество. С 1982 года число таких молодых людей, которых здесь называют «фрита», утроилось, составив уже 1,5 миллиона человек.

Ниже предложено схематическое выражение уровня приверженности основным традиционным ценностям. (временные рамки взяты за десятилетия, так как иначе проследить тенденцию было бы затруднительно):

4.2 субкультуры

В Японии существует множество субкультур. Среди них популярны:

·»Родзин курабу», то есть «клубы стариков», цель которой найти японцам занятие на 20—25 лет после ухода на пенсию — наглядное олицетворение «серебряной революции».

·Ассоциация «вторая жизнь» — это клубы в которые входят люди старше 60 лет, целью которых является быть здоровым, быть экономически независимыми, иметь друзей, оптимистически смотреть на жизнь, Там есть школы бальных танцев, кружки икебаны и чайной церемонии, курсы иностранных языков.

·»Фрита» — молодежное течение с идеями индивидуализма. Индивидуализм японской молодежи — не эпохи. Молодые японцы стремятся к достижению не тех целей, которые навязываются им со стороны, внешними условиями, а тех, которые диктует им их индивидуальный внутренний мир.

4.3 Временные изменения вторичных культурных ценностей

среди подростков очень популярны различные течения, такие как «эмо», «готы», «панки» и др. обилие свободного времени (так как образованию в японских семьях уделяют все меньше внимания) вкупе с поголовной мобильной телефонизацией, выводящей контакты подростков из-под контроля родителей, позволяют им заниматься, чем заблагорассудится. В результате японская молодежь имеет все шансы прослыть самой эпатирующей и экстремальной в мире.

В моде большинство японцев придерживаются западных стандартов, но не без национального колорита.

4.4 Местная культурная среда

·снижение цен приводит к падению репутации товаров в глазах потребителей, так как в Японии не практикуется снижение цен на регулярной основе и местное население связывает это со снижением качества продукта.

·трудовые отношения строятся на философии «Фирмачеловеческого потенциала». Еще на рубеже 60 — 70-х годов в ряде японских компаний пришли к выводу, что служащий получает наибольшее удовлетворение в том случае, если его работа носит более целостный характер, отличается разнообразием. Работник при этом определяет специфику и график работы, элементы контроля качества, издержек, безопасности и т.п.

5. Технологическая среда рынка

5.1 Уровень технологий

Уровень технологий в японии довольно высок, в связи с чем, её причисляют к индустриально развитым странам. однако Япония среди индустриально развитых стран занимает одно из последних мест по самообеспеченности продуктами и многое импортирует.

К настоящему времени в Японии благодаря успешной реализации государственных программ «Электронная Япония» и «электронная Япония II» сформирована одна из самых передовых в мире информационных и телекоммуникационных инфраструктур. В НИОКР правительством вкладываются колоссальные средства с государственного бюджета.

Автомобильная промышленность занимает первое место в мире — 13 млн. автомашин в год, в том числе около 8 млн. легковых. автомобильные концерны «Тойота», «Ниссан», «Хонда» успешно конкурируют с американскими и западноевропейскими, захватывают зарубежные рынки.

среди отраслей второй группы, отличающихся высокой наукоемкостью, немало таких, где Япония также достигла лидерства в мире. прежде всего это бытовая радиоэлектроника — по производству видеомагнитофонов (около 80% мирового), цветных телевизоров, радиотехники страна не имеет конкурентов. Лидирует она и по производству роботов (более 100 тыс. в год), и по оснащенности ими хозяйства. В японии имеется несколько «безлюдных» заводов, где почти все производство обеспечивается роботами. По объему производства электронно-вычислительной техники Япония уступает лишь США, хотя уже выпускает ЭВМ пятого поколения.

Японская наука и индустрия занимают ведущие места по биотехнологии, производству полупроводников, разработке и использованию новых источников энергии (программа «Солнечный свет»).

5.2 Уровень образованности

В японии 47% населения имеют высшее образование. Это объясняется высоким уровнем автоматизации производства в стране, которая требует от представителей рабочей профессии высококвалифицированной подготовки. Высшее образование перестало быть прерогативой «белых воротничков». сегодня в стране около 600 университетов, включая 425 частных. В них учится около 2,5 млн. студентов.

Отмечается значительное увеличение домашних компьютеров, имеющих подключение к высокоскоростному Интернету. В сфере государственного управления введена в строй и продолжает активно развиваться информационная система «Электронное правительство», связывающая в единую сеть государственные учреждения страны и позволяющую гражданам напрямую взаимодействовать с государственными службами.

Предполагается увеличение как количества, так и качества магистров и докторов наук в области IТ. В планах японцев привлечь примерно 30 тыс. иностранных IТ-специалистов и тем самым превысить потенциал экспертов и исследователей в США в области высоких технологий уже в 2010 г. Бурный рост данной технологии приходился на 2007 — 2009 годы, в том числе благодаря активной маркетинговой стратегии компании Yahoo ВВ! (имеющей более 5 млн. абонентов), в результате чего количество подписчиков услуг DSL линий к 2007 году превысило 14 млн. человек. В настоящее время японское правительство уделяет первостепенное внимание развития информационных технологий, включив их в перечень четырех наиболее приоритетных направлений развития науки и техники и считая их одним из основных факторов непрерывного экономического роста и повышения международной конкурентоспособности японской индустрии.

5.3 Технологические особенности

Япония — мировой лидер в выпуске различных электротоваров и изделий машиностроения, оптических приборов, компьютеров.

Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. А также высокоскоростные поезда со скоростью движения более 300 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов, целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры, Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных перевозок в японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства.

Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжелого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

список использованных источников

2.Научная статья Усубалиева Эсена, к. и. н., директора Аналитического Центра «Prudent Solutions»

.Международные экономические отношения: Учебник для студентов экономических вузов/ Под ред.В.Е. Рыбалкина. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2008

.Алексеев В.В. Экономика Японии. М.: изд. «МГИМО — Университет» — 2008 г. (с.67-72)

.страны и регионы мира. справоч. под ред. проф. Булатова А.С. — М.: 2009 г. (с.48-49)

Интернет-ресурсы:

6.www.stat. go. jp — сайт статистического управления японии

7.www.meti. go. jp — официальный сайт Министерства экономики,

.торговли и промышленности Японии.

9.www.worldbank.org.

Учебная работа. Комплексный анализ рынка Японии за 2007-2009 гг