Учебная работа. Интеграционные объединения с Россией. Пути развития
Интеграционные объединения с Россией. Пути развития
Оглавление
Введение
. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
.1История АТЭС
.2Состав и .3Цели и задачи АТЭС
.4Развитие
. Россия в АТЭС
.1 Региональная экономическая интеграция, либерализация торговли и инвестиций
.2 Итоги АТЭС-2012
.2.1 Содействие торговле и инвестициям, региональная экономическая интеграция
.2.2 Укрепление продовольственной безопасности
.2.3 Создание надёжных транспортно-логистических цепочек
.2.4 Интенсивное сотрудничество для содействия инновационному росту
.2.5 Другие ключевые инициативы
.2.6 Борьба с коррупцией
Заключение
Введение
международная экономическая интеграция — процесс объединения экономики стран, при котором постепенная отмена тарифных и нетарифных ограничений приводит к унификации экономической политики в отраслях экономики и имеет ряд выраженных последствий. К ним относятся законувеличение объема торговли, увеличение производительности труда, миграции трудовых потоков, выравнивание величины внутренних сбережений, появление единой сетки тарифов на границах экономического объединения. Считается, что экономическая интеграция есть второй лучший вариант после режима свободной торговли по степени благоприятствования.
. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество
Рис. 1. Эмблема АТЭС (APEC)
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (англ. Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.
В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли.
1.1История АТЭС
На протяжении всего ХХ в. Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70-летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в основном СССР и США), здесь во второй половине столетия происходил экономический взлет японии, новых индустриальных стран и Китая.
Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение замысла организации, которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. идея эта вынашивалась долго и трудно: предлагались различные варианты ее осуществления, разнящиеся как по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла военно-политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский вариант НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах. Тихоокеанское объединение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского кольца — вот некоторые предполагавшиеся названия организации. В 1967 г. был образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin Economic Council), в 1968 г. проведена первая Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), в 1980 г. учрежден Тихоокеанский совет экономического сотрудничества (Pacific Economic Cooperation Council).
Это и привело к тому, что в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и новой Зеландии было образовано АТЭС.
АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.
Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.
Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.
В 1998 году одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов — России, Вьетнама и Перу — введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.
1.2Состав и В настоящее время в АТЭС 21 государство, среди них — большинство стран с береговой линией у Тихого океана. одна из немногих международных организаций, к которым Тайвань присоединился с полным одобрением Китая. В результате в АТЭС принят термин участвующие экономики, а не страны-участники.
Таблица 1. Участвующие экономики
Участвующие экономикиДата вступленияАвстралия1989Бруней1989Канада1989Индонезия1989Япония1989Республика Корея1989Малайзия1989Новая Зеландия1989Филиппины1989Сингапур1989Таиланд1989США1989Китайский Тайбэй1991Гонконг, Китай1991КНР1991Мексика1993Папуа-новая Гвинея1993Чили1994Перу1998россия1998Вьетнам1998
Рис. 2. Участвующие экономики на карте мира
Такое количество государств, среди которых есть как главные промышленно развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обусловливает экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической арене.
АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу ХХI в. на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а их совокупный валовой продукт превышал 24 трлн долл., то есть 56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи между странами.
За 1990-2000 гг. доля экспорта стран — членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6% от общего объема экспорта этих стран, доля импорта — с 65,4 до 68,1%.
.3Цели и задачи АТЭС
В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. каждая экономика самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.
.4Развитие
первая встреча министров иностранных дел, экономики и торговли стран АТЭС состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Были выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются неполитический характер форума, его консультативный статус и равноправие всех участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.
В 1993 г. в США, в городе Сиэтле (точнее, на острове Блэйк рядом с Сиэтлом) состоялась первая неформальная встреча глав государств и правительств стран АТЭС. На втором саммите, состоявшемся в городе Богоре (Индонезия) в ноябре 1994 г., была принята «Декларация об общей экономической решимости лидеров АТЭС», в которой официально зафиксировали главную долгосрочную цель организации, а также сроки ее осуществления: для развитых стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся — к 2020 г.
Если Богорская декларация определила стратегию форума, то Осакская программа действий, принятая на третьей встрече руководителей стран АТЭС (Япония, 1995 г.), определила тактику организации. В ней были названы 15 областей, в которых странам — членам АТЭС необходимо произвести преобразования для достижения «богорских целей»: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств Всемирной торговой организации, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Участникам форума также было поручено разработать индивидуальные планы по либерализации торговли и инвестиций.
На манильском саммите (Филиппины, 1996 г.) было решено, что реальные шаги по процессам либерализации станут предприниматься в 1997 г. однако разразившийся в 1997-1999 гг. финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии притормозил исполнение этих планов, и главной темой нескольких последующих ежегодных встреч было изучение причин и поиск выходов из кризиса.
главным достижением встречи в Ванкувере (Канада, 1997 г.) было принятие программы ускоренной добровольной либерализации, определившей 15 секторов, в которых к 2010 г. должны быть устранены тарифные и нетарифные ограничения. На шестом саммите (Куала-Лумпур, Малайзия, 1998 г.) было решено представить этот вопрос на рассмотрение в ВТО.
Десятилетие своего существования форум встретил в новозеландском городе Окленде, где были подведены первые итоги работы. Восьмая неформальная встреча лидеров государств АТЭС, прошедшая в ноябре 2000 г. в Брунее, была посвящена обсуждению влияния процесса глобализации, а также ее выгод и издержек в свете экономического развития региона.
В октябре минувшего года в Шанхае (Китай) прошел 9-й неформальный саммит глав государств и правительств стран АТЭС. Главной темой форума была борьба с международным терроризмом, что, впрочем, несмотря на неполитический характер организации, вполне закономерно: большинство стран АТЭС — экспортно-ориентированные державы, и поэтому сложившаяся после событий 11 сентября 2001 г. в США неблагоприятная конъюнктура серьезнейшим образом воздействует на недавно оправившийся от финансового кризиса регион. Было продолжено обсуждение глобализационных процессов, эффективного использования людских ресурсов (что особенно важно в свете того, что в АТЭС входят такие густонаселенные страны, как Китай и Индонезия).
. Россия в АТЭС
экономический сотрудничество инновационный интеграция
Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой.
россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении россии к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления россии в организацию завершилась в ноябре 1998 года.
С 2 по 8 сентября 2012 года саммит АТЭС проходил в России, во Владивостоке на острове Русском.
Россия нацелена на активные интеграционные позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, использование взаимного потенциала для поддержания высоких темпов роста экономик АТЭС. россия — неотъемлемая часть АТР, и заинтересована развивать восточный интеграционный вектор, рассматривая эту цель как долгосрочный внешнеполитический и внешнеэкономический ориентир. Российская Федерация в последние годы меняет экономическую политику с тем, чтобы интеграция в регионе АТР давала реальные результаты. При формировании повестки председательства россия исходила из того, что сейчас АТР является одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. В экономическом росте данного региона сейчас заинтересована вся мировая экономика. Это, в первую очередь, связано с изменением качества роста — Азиатско-Тихоокеанский регион растет не только как центр производства, но и как центр потребления, вытягивая за собой на траекторию устойчивого роста всю мировую экономику. Совместные усилия экономик АТЭС важны для сохранения высоких темпов роста в регионе, дальнейшей либерализации торговли и инвестиций, ответа на вызовы, связанные с дисбалансами и барьерами для развития торговли и инвестиций в регионе.
Важнейшие внешние факторы для экономического роста и развития торговли и инвестиций в АТЭС — это стабильность мировых товарных и финансовых рынков, устранение чрезмерной волатильности цен на ключевые товары и ресурсы. Работа Форума нацелена на тесное двустороннее и многостороннее взаимодействие, более тесную интеграцию с партнерами, облегчение торговли и инвестиций.
При формировании повестки россия исходила из принципа преемственности повестки АТЭС и считает необходимым в числе приоритетных направлений продолжить обсуждение всего комплекса вопросов региональной экономической интеграции, либерализации торговли и инвестиций, снятия барьеров для взаимной торговли, в том числе для малых и средних компаний. кроме того, важно в рамках АТЭС активно поддерживать многостороннюю торговую систему и прилагать усилия по недопущению возникновения новых барьеров и усиления протекционизма. Не менее важны вопросы будущей архитектуры продовольственных рынков, удастся ли экономикам АТЭС совместно ответить на вызовы продовольственной безопасности, снизить колебания цен на продовольствие, обеспечить его физическую и экономическую доступность, развивать предложение продовольствия, основанное на росте взаимных инвестиций, использовании современных технологий, соблюдении стандартов качества.
Актуальными темами является развитие транспортно-логистических цепочек, снижение издержек для торговли внутри Азиатско-Тихоокеанского региона и во внешней торговле с другими странами и региональными группировками. россия готова предложить экономикам АТЭС использовать географические преимущества России и сформированного Единого экономического пространства, которое выходит к границам с ЕС.
учитывая существующие вызовы поддержания высоких темпов роста в регионе, россия считает важным рассмотреть проблематику инновационного развития экономик АТЭС, так как именно инновационное взаимодействие является основой для будущих торговли и инвестиций в регионе. Эта тема вошла в число приоритетов российского председательства в АТЭС и находит очень живой отклик у партнеров. Россия призывает стремиться к снятию барьеров, организации активного сетевого взаимодействия университетов, исследовательских центров и компаний. На основе лучшего опыта и достижений экономик АТЭС в области образования и формирования человеческого капитала предлагается реализовывать идеи, нацеленные на раскрытие творческого потенциала личности.
.1 Региональная экономическая интеграция, либерализация торговли и инвестиций
вопросы либерализации торговли и инвестиций, региональной экономической интеграции признаны лидерами экономик АТЭС ключевыми для поддержания мира и стабильности в регионе. И это еще раз подчеркнуто тем фактом, что эта тема стала одним из приоритетов российского председательства в АТЭС. При формировании повестки рабочих обсуждений в год председательства Россия исходила из безусловной поддержки достижения Богорских целей для развития экономик АТЭС и признания формирования Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли ключевым проектом форума АТЭС. Развитие интеграционных процессов стало самостоятельным источником роста, как внешней торговли, так и экономик в целом. Россия осуществляет проект создания всеобъемлющего экономического пространства трех стран, находящихся на стыке Европы и Азии (россия, Белоруссия и Казахстан), рассчитывая, что этот проект привнесет свой вклад в экономический рост на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона. ключевую роль в продвижении интеграционных процессов на постсоветском пространстве с участием России играет созданный наднациональный орган -Евразийская экономическая комиссия, которая приняла на себя основные полномочия по регулированию деятельности в рамках создания Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Для российской экономики этот проект, наряду с заключением принципиально нового соглашения о свободной торговле в рамках Содружества независимых государств и заключением других соглашений о свободной торговле, — один из ключевых факторов экономического роста на ближайшие годы. Развитие интеграции с партнерами по региону АТЭС в сочетании с новым форматом Таможенного союза и Единого экономического пространства создаст новые возможности в части развития региональной экономической интеграции.
крайне важно учитывать и использовать существующий опыт всех экономик при обсуждении текущей интеграционной повестки региона. вместе с тем, опыт последних лет показывает, что необходимо уделять дополнительное внимание вопросам совместимости региональных торговых соглашений. задачи дальнейшей либерализации торговли и реализация общих задач перспективного развития АТЭС требуют обеспечения взаимодействия и совместимости таких РТС.
Уже второй год обсуждаются вопросы торговли и инвестиций следующего поколения, которые являются крайне важными для либерализации в регионе, а также построения современного интеграционного пространства, перспектив формирования новых соглашений о свободной торговле. Начиная с 2011 года, экономики АТЭС договорились выделить перспективные темы соглашений о свободной торговле, чтобы сосредоточиться на работе по ним в рамках Форума. В 2011 г. к таким темам были отнесены следующие:
содействие формированию глобальных цепочек поставок;
поддержка участия малых и средних предприятий в глобальных цепочках;
развитие эффективной недискриминационной и рыночно ориентированной инновационной политики.
Практика показала эффективность такой организации дискуссии. На министерском совещании министров торговли экономик АТЭС в Казани было одобрено предложение россии провести обсуждения по вопросу транспарентности в соглашениях о свободной торговле.
Россия впервые председательствовала в АТЭС с момента своего вступления в организацию в 1998 году. Остров русский стал местом проведения двадцатой встречи лидеров экономик АТЭС.
Принимая во внимание нестабильность мировой экономики, ключевой задачей для экономик-участниц АТЭС стала разработка предложений по сдерживанию протекционизма, продвижению по пути к реализации Богорских целей в области формирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе системы свободной и открытой торговли и инвестирования.
Для этого в 2012 году были обозначены следующие приоритеты в работе АТЭС: либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция; укрепление продовольственной безопасности; создание надёжных транспортно-логистических цепочек; интенсивное сотрудничество для содействия инновационному росту.
2.2.1 Содействие торговле и инвестициям, региональная экономическая интеграция
В 2012 году участники форума АТЭС концентрировали усилия на укреплении региональной экономической интеграции, содействии росту потоков прямых иностранных инвестиций и продвижении сотрудничества в области торговли и охраны окружающей среды. экономики-участницы продолжали заниматься вопросами торговли и инвестиций следующего поколения для укрепления соглашений о свободной торговле и региональных торговых соглашений, а также осуществляли конкретные шаги по направлению к реализации идеи создания Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ).
Участники форума также принимали дополнительные меры для смягчения торговых ограничений посредством гармонизации стандартов и регулирования, а также укрепления взаимосвязанности и согласованности с целью развития региональной экономической интеграции, обеспечения безопасности продукции, сопряжения цепочек поставок и охраны окружающей среды.
значительный прогресс был достигнут министрами финансов в вопросах обеспечения финансовой устойчивости, развития казначейских систем и выработки внутренних стратегий укрепления финансовой грамотности в экономиках-участницах АТЭС.
основные итоги:
Прозрачность торговой среды. В 2012 году была утверждена модельная глава по транспарентности, рекомендованная для использования в соглашениях о свободной торговле между участниками АТЭС. Она была признана важным и ценным вкладом в стремление АТЭС к достижению Богорских целей и в дальнейшее продвижение процесса конвергенции — сближения друг с другом региональных торговых соглашений и соглашений о свободной торговле.
Продвижение «зелёного роста». В 2012 году экономики АТЭС разработали, согласовали и приняли список экологических товаров, что стало прямым позитивным вкладом в обеспечение «зеленого роста» и реализацию целей устойчивого развития.
Либерализация торговли услугами. Был принят план действий АТЭС по статистике в области торговли услугами, благодаря чему появилась всеобъемлющая рамочная конструкция для работы АТЭС в направлении совершенствования процесса сбора и повышения качества собираемой статиститеческой информации в сфере услуг в регионе.
Усиление стабильности инвестиционной среды и защита инвестиций. В 2012 году форум АТЭС предпринял дальнейшие шаги по укреплению механизмов предотвращения и урегулирования споров. С этой целью было разработано руководство по практической реализации таких механизмов.
Продвижение структурных реформ. Было достигнуто соглашение о представлении в 2013 году экспертного отчёта со среднесрочной оценкой хода реализации новой стратегии АТЭС в области структурных реформ.
Обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости. Были согласованы конкретные шаги, которые будут предприняты для поддержания долгосрочной устойчивости финансовых систем региона при учете необходимости поддерживать восстановление экономик-участниц АТЭС.
2.2.2 Укрепление продовольственной безопасности
Неоднократно в течение 2012 года, в том числе на встрече министров АТЭС по вопросам продовольственной безопасности в Казани, экономики-участницы АТЭС подтверждали важность обеспечения региональной и общемировой продовольственной безопасности.
форум АТЭС сконцентрировал внимание на выработке мер по повышению производительности аграрного сектора, развитию продовольственных рынков, обеспечению безопасности и повышению качества продукции, расширению доступа к продовольствию для социально уязвимых слоев населения, а также по обеспечению устойчивого управления морскими экосистемами и борьбе с незаконным, неучтённым и нерегулируемым выловом рыбы и связанной с этим торговлей.
Основные итоги:
Достижение устойчивого роста в сельскохозяйственном секторе за счёт создания благоприятной среды для увеличения числа государственно-частных партнёрств в разных областях, в том числе, в области прямых иностранных инвестиций и распространения передового опыта в сфере ответственных вложений в сельское хозяйство;
увеличение производительности в сельском хозяйстве за счёт внедрения инновационных сельскохозяйственных технологий, включая биотехнологии, значительное увеличение объёмов долгосрочных инвестиций в сельскохозяйственные исследования, развите исследовательских институтов и инновационных центров в экономиках-участницах АТЭС, а также налаживание взаимодействия между в рамках региональных сетей;
создание и развитие продовольственных рынков и противодействие протекционизму посредством эффективного мониторинга для повышения их транспарентности и предсказуемости, а также для смягчения волатильности цен на продовольствие, развитие инфраструктуры продовольственных рынков, улучшение работы транспортно-логистических цепочек поставок и сокращение потерь продовольствия;
укрепление партнёрских отношений между государственным сектором и деловыми кругами в решении вопросов продовольственной безопасности, включая сотрудничество в рамках Партнёрства по политике в области продовольственной безопасности — первая встреча в рамках этой инициативы прошла в Казани в 2012 году;
поддержка деятель, осуществляемой Форумом по сотрудничеству в сфере продовольственной безопасности, улучшение внутренних систем контроля безопасности продуктов питания и гармонизация внутреннего регулирования в данной сфере с международными стандартами, а также укрепление потенциала мер превентивного контроля;
развитие диалога и сотрудничества по улучшению доступа к продовольствию для уязвимых групп населения, обмен передовым опытом в этой области, включая передовой опыт в сфере школьного и социального питания;
выработка рекомендаций по устойчивому управлению морскими экосистемами, укреплению двустороннего и многостороннего сотрудничества в области борьбы с незаконным, неучтённым и нерегулируемым выловом рыбы и связанной с этим торговлей, разработка взаимодействия и обмен информацией по незаконному рыболовству с региональными организациями, регулирующими рыболовную отрасль, и улучшение управленческой практики и развитие устойчивой аквакультуры.
2.2.3 Создание надёжных транспортно-логистических цепочек
экономики-участницы форума АТЭС подтвердили свою приверженность общей для всех экономик форума цели — улучшить на 10% производительность транспортно-логистических цепочек поставок к 2015 году.
чтобы создать максимально эффективную сеть транспортно-логистических цепочек, было решено продолжить обсуждение со всеми заинтересованными сторонами возможных альтернативных транспортных маршрутов в регионе. Диверсификация маршрутов способна оказать значительный экономический эффект в плане снижения транспортных расходов и транзакционных издержек, тем самым способствуя уменьшению стоимости товаров для потребителей и созданию новых рабочих мест в соответствующих отраслях.
Из-за уязвимости экономик перед стихийными бедствиями, природными катаклизмами и техногенными катастрофами было отмечено, что необходимо уделить приоритетное внимание превентивным мерам, включая повышение уровня готовности к чрезвычайным ситуациям, укрепление способности к быстрому восстановлению, а также наращивание научного и технического сотрудничества в этой области между экономиками-участницами АТЭС, а также между научными сообществами и представителями бизнеса. Также была подтверждена поддержка укрепления института государственно-частного партнёрства, выработки общих стандартов систем раннего предупреждения о чрезвычайных ситуациях для трансграничного транспорта и дальнейшего повышения степени готовности кризисных центров и уровня их эффективности при реагировании на чрезвычайные ситуации .
Также была подчёркнута необходимость установить более жёсткий контроль над перемещением крупногабаритных и жидких грузов, а также опасных веществ и материалов, в том числе посредством более обширного обмена информацией и наращиванием и укреплением потенциала местных и региональных субподрядчиков, работающих в области предоставления транспортных и логистических услуг.
Неотложной задачей была признана дальнейшая оптимизация таможенных процедур в экономиках-участницах АТЭС.
Было решено продолжить обсуждение вопросов, связанных с технологическим совершенствованием транспортно-логистических цепочек с целью сделать их более «зелёными», более развитыми, более эффективными и более «умными».
Было подчёркнуто, что терроризм является серьезной угрозой для экономического роста, безопасности и надёжности транспортно-логистических цепочек в регионе АТЭС. поэтому была вновь подтверждена приверженность АТЭС консолидированной стратегии противодействия терроризму и обеспечения безопасной торговли.
2.2.4 Интенсивное сотрудничество для содействия инновационному росту
В 2012 году экономики-участницы АТЭС предпринимали скоординированные усилия по практической реализации стратегии роста АТЭС посредством проведения политики, которая создавала бы благоприятные условия для инновационного роста. Были выработаны совместные меры по поощрению, культивированию и взращиванию инноваций, поддержанию и развитию инвестиций в высокотехнологичный сектор, а также меры, направленные на рост трансграничной сети инновационных центров, университетов, исследовательских институтов, на рост сотрудничества в сфере науки и технологий и на определение возможных областей научного и коммерческого сотрудничества. Дальнейшее укрепление и продвижение региональной инновационной интеграции жизненно важно для улучшения местных научных и технологичных возможностей и для уменьшения всё увеличивающегося разрыва в инновационном потенциале между экономиками-участницами АТЭС.
основные итоги:
Было создано Политическое партнёрство по науке, технологиям и инновациям — уникальная платформа для диалога, собирающая вместе все заинтересованные стороны и расширяющая роль бизнеса и научных кругов.
Был создан Инновационный технологический диалог АТЭС для обсуждения вопросов, связанных с коммерческими технологиями, а также для того, чтобы делиться перспективами развития на соответствующих рынках.
более глубокое сотрудничество в сфере образования и трансграничная торговля услугами в области образования между экономиками АТЭС были признаны ключевыми факторами для содействия развитию человеческого капитала и человеческих ресурсов, преодоления разрыва в уровнях развития, укрепления региональной конкурентоспособности и достижения устойчивого экономического восстановления и развития.
На 2013 год была запланирована встреча главных научных советников экономик-участниц АТЭС, на которой предполагается обсудить важные для региона научные проблемы, тем самым укрепив отношения в области науки на высоком уровне между экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона.
Особое внимание было уделено вопросам человеческого капитала, в том числе поддержке на достаточном уровне инвестиций в здравоохранение и популяризации здорового образа жизни.
Продвижение активного участия молодёжи и женщин в экономике было признано критически важным для инновационного экономического развития и повышения деловой активности в регионе АТЭС.
.2.5 другие ключевые инициативы
Укрепление энергетической безопасности
Была подтверждена готовность продолжить работу над укреплением стабильности, эффективности, предсказуемости и прозрачности энергетических рынков экономик-участниц АТЭС.
Была подчёркнута важность увеличения доли природного газа в энергетическом балансе экономик АТЭС как средства для перехода к низкоуглеродной экономике, так как природный газ является наиболее широко распространенным экологически чистым ископаемым видом топлива. Была поставлена задача изучить перспективы производства сланцевого газа и его воздействие на окружающую среду, а также конъюнктуру рынка, рыночные возможности для этого и других видов альтернативного топлива.
Было отмечено, что в целях укрепления энергетической безопасности необходимо постоянно вкладывать средства в энергетическую инфраструктуру, в том числе предназначенную для сжижения газа.
Было подчёркнуто безопасность атомных электростанций и повышать соответствующие стандарты.
Энергетическая безопасность тесно связана с повышением энергоэффективности, уменьшением энергоёмкости и развитием использования низкоуглеродных источников энергии. поэтому экономики-участницы АТЭС будут продолжать снижать свой совокупный уровень энергоёмкости, ведя его к показателю в 45% к 2035 году, одновременно продолжая разрабатывать, продумывать и совершенствовать план действий АТЭС по «зеленому росту». Также была подчёркнута необходимость принимать во внимание рекомендации Инновационного технологического диалога АТЭС по нанотехнологиям в области энергоэффективности, и выполнить задачу, которая была поставлена на встрече министров транспорта АТЭС 2011 года — разработать энергоэффективные транспортные средства, включая общественный и железнодорожный транспорт, а также разработать автомобили, работающие на газе или электричестве, с целью уменьшить зависимость от нефти и снизить выбросы парниковых газов.
2.2.6 Борьба с коррупцией
поскольку коррупция подпитывает незаконную торговлю и подрывает безопасность, создавая серьёзные препятствия на пути экономического роста, была высказана твердая приверженность борьбе с коррупцией в интересах прозрачности экономических процессов в регионе АТЭС. Борьба с коррупцией также необходима для обеспечения безопасности граждан и развития экономического и инвестиционного сотрудничества между экономиками-участницами форума. Была поставлена цель обеспечить открытость работы органов государственной власти, уменьшить (там, где возможно) административные ограничения, предусмотренные внутренним законодательством экономик-участниц АТЭС, и усилить правовые меры, направленные на борьбу с взяточничеством.
Был отмечен вклад Делового консультативного совета АТЭС (ДКС АТЭС) в борьбу с коррупцией. Была подчёркнута роль государственно-частного партнёрства в разработке кодекса поведения для частного сектора и мер по борьбе с коррупцией, включая укрепление этических норм взаимодействия между государственными структурами, коммерческими организациями и другими участниками процесса делового общения.
Заключение
Создание АТЭС стало, в значительной степени, ответом стран региона на усиление европейской экономической интеграции. Отсутствие у АТЭС специального административного аппарата, полномочий правопринуждения при разрешении конфликтов, жесткого планирования перспектив эволюции Форума, а также сложившаяся в организации практика сотрудничества на основе консенсуса и невмешательства во внутренние дела членов организации и безусловном признании незыблемости государственного суверенитета, сделали форум чрезвычайно привлекательным клубом для обсуждения региональных и даже глобальных проблем.
С другой стороны, те же факторы, что способствовали росту привлекательности Форума, стали причиной чрезвычайно низкой практической эффективности АТЭС, закрепившей за ним ярлык «говорильни», «клуба болтунов» и тому подобное.