Учебная работа. Институциональная система Европейского Союза

Институциональная система европейского Союза

Оглавление

Введение

Институты и их функции в экономике

понятие институциональной среды

Европейский Союз

Институциональная система европейского Союза

Заключение

Введение

Эффективность экономики определяется институциональной средой ее развития. В связи с существующими на сегодняшний день тенденциями в развитии европейского Союза (далее по тексту — Евросоюз, ЕС), большое внимание в работах многих ученых юристов-международников уделяется вопросам организационно-институциональной структуры Евросоюза. Если говорить о деятельности Евросоюза в целом, то его главным звеном является, непосредственно, наличие внутренней структуры, которая характеризуется формированием определенных органов, перед которыми ставятся цели и задачи, которые обладают полномочиями и несут ответственность за принятые решения и за осуществляемую деятельность.

Система органов управления Европейским Союзом построена на институтах и органах власти. Институты ЕС — это высшие органы, осуществляющие самые важные и обширные полномочия ЕС. Институты ЕС можно определить как относительно обособленное, но в то же время составное подразделение аппарата ЕС, которое участвует в осуществлении его задач и функций, действует от имени и по поручению ЕС, имеет определенную компетенцию и структуру, а также наделено учредительными договорами властными полномочиями. Статус институтов закреплен в Договоре о ЕС и в Договоре о функционировании ЕС. В настоящее время к институтам отнесены: Европейский Парламент, Европейская Комиссия, Совет, Счетная палата, Суд, Европейский Центральный Банк и Европейский Совет. каждый из этих институтов ЕС выполняет свою функцию, осуществляя на практике принцип разделения властей.

институты и их функции в экономике

Понятие экономические институты введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории. основоположниками институционализма признаны Торстейн Веблен и его ученик, специалист в области промышленных циклов Уэсли Митчелл, публицист и политический деятель Джон Гэлбрейт, экономист и разработчик глобальных проблем Ян Тинберген и др.

институты — совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля по их соблюдению и защите.

Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение или нарушение правила, а также применение стимулирующих или дестимулирующих санкций.

Институтами являются как формальные законы (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальные правила (традиции, обычаи, кодексы поведения). институты создавались людьми с целью обеспечить порядок и устранить неопределенность в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив и таким образом — издержки производства и обращения и соответственно — прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности.

Трудно переоценить роль институтов роль в современной экономической жизни, поскольку именно благодаря им упорядочивается взаимодействие между людьми, и разрешаются конфликты, возникающие в мире ограниченных ресурсов.

сущность институтов проявляется в их функциях. Первая функция, как отмечалось ранее, связана с ограничением доступа к ресурсам и вариантом их использования. В свою очередь ограничительная функция связана с функцией координации экономических агентов, то есть описание содержания института содержит в себе знание о том, как должны вести себя экономические агенты, оказавшиеся в той или иной ситуации. Исходя из него, агенты будут формировать собственную линию поведения, учитывая ожидаемые действия другой стороны, что и означает возникновение координации в их поступках. важным условием такой координации является информированность агентов о содержании института, регулирующего Функция координации неразрывно связана с возникновением координационного эффекта, суть которого заключается в обеспечении экономии для экономических агентов на издержках изучение и прогнозирования поведения других экономических агентов, с которыми они сталкиваются в различных ситуациях. Таким образом, координационный эффект институтов реализуется через снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. важным является тот факт, что координационный эффект институтов оказывает положительное влияние на экономику лишь в том случае, когда институты согласованы между собой.

Следующая функция — распределительная — связана с тем, что институт, ограничивая возможные способы действия, влияет и на распределение ресурсов. важно подчеркнуть, что на распределение ресурсов, выгод и издержек воздействуют не только те правила, содержанием которых непосредственно является передача благ от одного агента другому (например, налоговое законодательство или правила определения таможенных сборов), но и те, которые прямо не касаются этих вопросов.

Таким образом, институт — это базовое понятие новой институциональной экономической теории и неотъемлемая часть общей экономической теории. В целом институты могут быть определенны как совокупность формальных и неформальных правил, включая механизмы, обеспечивающие их соблюдение. Значимость института заключается в том, чтобы направить индивидуальное поведение в нужное направление путем закрепления норм поведения экономических агентов, а также ограничения использования индивидами ресурсов и вариантов их использования.

Институциональная среда — в теории институционализма совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения.

институты существуют и функционируют в экономической системе, сферу их существования выделяют в особую среду, которую принято называть институциональной.

В понятие институциональной среды входят:

а) институты — правовые и неправовые традиционные установления определенного порядка хозяйствования на различных уровнях экономической, в нашем случае не сложившейся до конца, рыночно-капиталистической системы;

б) институты — организации и учреждения, реализующие институты первого ряда в практическом хозяйствовании;

в) конкретные формы проявления экономических (общественно-производственных) отношений, используемые как методы (рычаги, средства) в соответствии с правилами, ограничениями и разрешениями ведения хозяйственной деятель (цены, издержки всех видов в различных фазах воспроизводственного процесса, включая Издержки управления им, прибыль в ее различных превращенных формах, заработная плата наемных работников, доходы на всех стадиях распределения и перераспределения, бюджетная, налоговая, кредитная система и т.п.

«Институциональную среду» можно, видимо, интерпретировать с известной условностью как некий альтернативный аналог «хозяйственного механизма» плановой, централизованно управляемой экономики. Соответственно взаимосвязи элементов этой среды выступают как различные «институциональные отношения».

Европейский Союз

Европейский союз — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 г.) на принципах Европейских сообществ.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Восемнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии Евросоюза, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, большой восьмёрке и Группе двадцати.

Евросоюз — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами.

Институциональная система европейского Союза

Институты Евросоюза — учреждения Евросоюза, представляющие и обеспечивающие интересы, общие для всех стран-членов Евросоюза. На данный момент по всем соглашениям, связывающим все страны-члены на общих основаниях, сформировались семь самых главных и руководящих органов Евросоюза.

Европейский совет — высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов Евросоюза. Совет определяет основные стратегические направления развития Евросоюза. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет европейского союза. Заседания длятся два дня.

Вырабатываемые и принимаемые им решения имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, юридически обязаны их исполнить и обеспечить проведение в жизнь.

Европейский совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. после ратификации странами-членами Лиссабонского договора 2009 года Европейский совет приобрел статус института европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придает принятому решению одновременно значимость и высокую легитимность

Совет европейского союза — наряду с Европейским парламентом, один из двух законодательных органов Европейского союза. Официальное название — Совет, обычно упоминается как Совет министров. Наряду с Европейским парламентом, является одним из двух законодательных органов Европейского союза и один из семи его институтов. В Совет входят 27 министров правительств стран-членов Европейского союза в составе, зависящем от обсуждаемого круга вопросов. Также без права голоса в Совете участвует соответствующий еврокомиссар. Например, вопросами охраны труда занимаются 28 соответствующих министров государств-членов, ведающие охраной труда, — министров труда или социального обеспечения — а также комиссар по вопросам занятости, социальным вопросам и политике обеспечения равных возможностей.

Обычно каждый совет проводит не менее двух официальных заседаний и одной неофициальной встречи в течение одного председательского срока. Совет может собираться одновременно в разных составах.

Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. некоторые исследователи (С. Хикс) рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и европейского Парламента.

В её состав входят 28 комиссаров, которые назначаются единым соглашением правительств стран-членов на пятилетний срок. В Комиссии должен быть представлен как минимум один представитель из каждой страны-члена. Члены Комиссии в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно Европейский союз. Все предложения Евросоюза должны проходить через Комиссию. Представители Комиссии имеют Право участвовать в обсуждении предложения во всех правомочных органах ЕС.

задача Еврокомиссии — координация работы органов исполнительной власти всех стран Евросоюза, выработка рекомендаций для деятель Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов Евросоюза, наблюдение за соблюдением всеми 28 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

Суд Европейского союза — институт судебной власти европейского союза, который был основан в 1952 году и назывался Суд Европейского объединения угля и стали (с 1958-го — Суд Европейских сообществ). С вступлением в силу Лиссабонского договора суд в 2009 году поменял название на текущее.

В соответствии со ст. 19 Договора о Европейском союзе термин «Суд Европейского Союза» обозначает всю судебную систему ЕС в совокупности и включает:

. Первоначально единственное, а ныне — высшее звено судебной системы — Суд. Он может выступать в качестве суда первой инстанции или в кассационном порядке разрешать дела, рассмотренные трибуналом. Он функционирует с 1952 г., когда вступил в действие Договор о ЕОУС.

. Следующим звеном является созданный в 1988 г. Трибунал первой инстанции, переименованный Лиссабонским договором в Трибунал; Рассматривает в пределах своей юрисдикции дела по первой инстанции. Либо в кассационном порядке дела, разрешенные специализированным трибуналом.

. Ниццкий договор 2001 г. предусмотрел учреждение еще одного звена судебной системы, которое представляет собой специализированные трибуналы, рассматривающие отдельные категории правовых споров (служебные, в сфере интеллектуальной собственности и др.). Это звено, созданное в 2004 г., рассматривает дела в пределах своей юрисдикции в рамках первой инстанции.

Внутренняя организация суда включает 3 основных элемента:

. Председатель. Избирается самими судьями тайным голосованием на 3 года. Председатель осуществляет руководство деятельностью Суда, в частности созывает пленарные заседания; председательствует на них, распределяет дела между палатами Суда, может приостанавливать Производство по делу и др. европейский союз Суд банк

. Выделяют 8 генеральных адвокатов (5 из которых представляют великобританию, ФРГ, Испанию, Италию, Францию; остальные 3 — замещаются в порядке ротации). первый генеральный адвокат. Срок полномочий — 1 год. основной задачей этого должностного лица является распределение поступающих дел между отдельными членами.

. Пленум и палаты. В целях увеличения оперативности в разрешении поступающих дел в рамках суда создаются подразделения — палаты. Важнейшие дела разрешаются судом на пленарных заседаниях.

Суд также имеет своего секретаря и аппарат.

В русскоязычной научной литературе Суд ЕС часто также называют Европейским судом справедливости, что является дословным переводом официального англоязычного наименования этого органа (англ. European Court of Justice). Свои заседания Суд проводит в Люксембурге.

Европейский парламент — законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый гражданами государств — членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС, и считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира.

Европейский парламент является одним из семи институтов Евросоюза. В нём непосредственно представлено население европейского союза. С момента основания парламента в 1952 году его полномочия непрерывно расширялись, особенно в результате Маастрихтского договора в 1992 году и, в последний раз, Договора в Ницце в 2001 году. Тем не менее, компетенция Европарламента всё ещё уже, чем у национальных законодательных органов большинства государств.

Европейский парламент делит законодательные функции с Советом ЕС, который также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). С момента подписания договора в Ницце, в большинстве политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений (ст. 251 ЕС-договора), согласно которому Европейский парламент и Совет европейского союза обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленный Комиссией, должен быть рассмотрен в двух чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3-го чтения.

В целом эта система напоминает разделение законодательной власти в Германии между бундестагом и бундесратом. Тем не менее, Европейский парламент, в отличие от бундестага, не имеет права инициативы, другими словами он не может вносить свои собственные законопроекты. Это право на общеевропейской политической арене имеет только Европейская комиссия. Европейская Конституция и Лиссабонский договор не предусматривают расширения инициативных полномочий для парламента, хотя Лиссабонский договор все же допускает в исключительных случаях ситуацию, когда группа стран-членов Евросоюза вносит на рассмотрение законопроекты.

кроме системы взаимного законотворчества, существует также ещё две формы правового регулирования (аграрная политика и антимонополистическая конкуренция), где парламент обладает меньшими правами голоса. Это обстоятельство после Договора в Ницце распространяется только на одну политическую сферу, а после Лиссабонского договора должно и вовсе исчезнуть.

Европейская счётная палата — один из семи институтов, управляющих Европейским союзом. Палата создана в 1975 году для аудиторской проверки бюджета союза и его учреждений.

Функции счётной палаты имеют следующие направления:

проверка отчетов о доходах и расходах европейского союза и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам европейского союза;

контроль качества управления финансами;

составление доклада о своей работе после завершения каждого финансового года, а также представление Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;

помощь Европарламенту в контроле исполнения бюджета Европейского союза.

В целях выполнения возложенных на Счетную палату функций, аудиторы осуществляют выездные инспекции в другие институты ЕС, государства ЕС или иные государства, получающие финансовую помощь от ЕС. однако Счетная палата не имеет реальных полномочий. Если аудиторы обнаружат нарушения, они информируют о них Европейский антикоррупционный офис.

Европейский центральный Образован 1 июня 1998 года. Штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-н+а-Майне. В его штат входят представители всех государств-членов ЕС. Банк полностью независим от остальных органов ЕС.

Главные функции банка:

выработка и осуществление валютной политики зоны евро;

содержание официальных обменных резервов стран зоны евро и управление ими;

эмиссия банкнот евро;

установление основных процентных ставок.

поддержание ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня Европейский центральный банк является «наследником» европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл ведущую роль в подготовке к вводу евро в 1999 году.

Заключение

Европейский союз безусловно является уникальной организацией. ЕС — наиболее развитая организация региональной интеграции. ЕС — это организация, обеспечивающая согласование интересов 28 стран — в мире нет региональных интеграционных группировок с большим числом членов. В ЕС функционирует весьма специфическая институциональная структура, имеющая существенные признаки наднациональности. однако уникальность Европейского союза не может предвосхитить вывода о невозможности использования опыта функционирования его институциональной структуры другими интеграционными группировками. Скорее наоборот, творческое использование существующих в ЕС образцов институционально устройства и взаимодействия, при условии их адаптации к особенностям иных региональных группировок, потенциально может принести большой эффект.

Организационно-институциональная структура Евросоюза является ключевым звеном в дальнейшем развитии ЕС; институты и органы выполняют главенствующую роль как в принятии, так и в реализации норм права ЕС; несмотря на значимость существующих институтов и органов ЕС, а также их некий консерватизм, они представляют собой довольно гибкий механизм в рамках ЕС.

Список использованной литературы и источников

Алисиевич Е. С., Бордунов В. Д., Долинская В. В. Право Европейского Союза Изд.: Юрайт-Издат, 2013 г.

Бирюков П.Н. Международное Право: учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012

Капустин А.Я. Право Европейского Союза. Учебник для вузов. Гриф МО, 2013

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Европейский союз// Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

Романовский Д. С. молодой ученый. — 2011

Статья «Институты в системе органов Европейского Союза» Арабей Елизавета

Статья «К вопросу об институциональной среде инновационного развития». Черковец В.Н., д.э.н., профессор МГУ

Статья «Основные характеристики институциональной структуры европейского союза» Кавешников Н.Ю. к.п.н., с.н.с. Института Европы ран

Учебная работа. Институциональная система Европейского Союза