Учебная работа. Единое экономическое пространство ЕврАзЭС и развитие российского финансового права

Единое экономическое пространство ЕврАзЭС и развитие российского финансового права

ЭССЕ

Единое экономическое пространство ЕврАзЭС и развитие российского финансового права

В современных условиях, при все ускоряющейся глобализации, интенсивном развитии науки, техники и усложнении общественных отношений, едва ли можно представить эффективную экономику, отказывающуюся от межгосударственного взаимодействия.

Так, и российская Федерация сегодня позиционирует себя как часть глобализирующегося мира. В последние годы межгосударственное сотрудничество развивалось наиболее интенсивно: было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в его рамках начал работу Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, разработан и подписан пакет основных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство (ЕЭП), с 1 января 2012 года активно протекает практический этап его создания; кроме того, 22 августа 2012 года Россия вступила в ВТО.

Представляется, что интеграционные процессы на территории постсоветского пространства имеют особое значение для российской политики, так как являются своеобразным ответом на процессы глобализации и «регионализации» протекающие в остальном мире. При этом форсированное реформирование выразилось в колоссальной нагрузке на российскую экономическую и правовую систему.

Соглашения между Белоруссией, Казахстаном и Россией предполагают, что на территории ЕЭП проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная Политика. Таким образом, в рамках интеграционных процессов существенным образом изменяется национальное финансовое, налоговое, таможенное Право: производится унификация таможенных тарифов, льгот по уплате таможенных пошлин, правил и критериев определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, таможенных режимов, порядка таможенного оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, мер нетарифного регулирования. Более того, правовое регулирование переходит на новый — наднациональный — уровень. Таможенное Право уже не может называться только отраслью российского права — оно становится наднациональным явлением, симбиозом норм международного и национального права. В п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) закреплен важнейший принцип таможенного права Таможенного союза ЕврАзЭС — приоритет наднационального регулирования. Это первая отрасль российского права, где в качестве главнейших источников, обладающих прямым действием и приоритетом для норм российского законодательства, назывались бы акты наднациональных органов власти.

Таким образом, из состава национального финансового права выведен большой пласт общественных отношений и передан в наднациональную юрисдикцию. В перспективе в ЕврАзЭС будут созданы и союзные институты регулирования: финансовый, антимонопольный, таможенный и др. следовательно, можно сделать вывод о том, что в результате создания Таможенного союза, формирования его органов, его структуры и появления нового таможенного законодательства принципиальным образом изменяется понятие таможенного права, его предмет и круг источников.

однако едва ли одного только принятия ТК ТС можно считать достаточным для создания правового поля для ЕЭП. Конечно, за истекший период также сформирована основная нормативно-правовая база Таможенного союза в области косвенного налогообложения, регламентирующая порядок взимания налогов в странах-участницах, обеспечен обмен информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов об уплаченных суммах косвенных налогов, однако установления фрагментарного наднационального регулирования не достаточно для эффективного функционирования ЕЭП.

Очевидно, что требуется также унификация и сближение структур и принципов налогообложения, общих направлений налоговых реформ, согласования налоговой политики и национального налогового права государств. Сейчас государства — члены Таможенного союза и ЕЭП, в том числе россия, находятся на этапе реформирования налогового законодательства, которое должно осуществляться с учетом гармонизации, в противном случае едва ли можно рассчитывать на построение взаимовыгодных торговых отношений. На единой таможенной территории уже существуют многосторонние соглашения, устанавливающие согласованные принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Однако достижение цели сопряжено с определенными трудностями, например при решении вопроса о том, как осуществлять налоговый контроль над перемещением товаров, работ и услуг во взаимной торговле стран-участниц в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля.

Нормативно-правовая база, формирующая ЕЭП, должна унифицировать и взимание прямых налогов: в связи с их влиянием на уровень налоговой нагрузки в экономике государств недопустимо установление различных налоговых условий, так как это поставит под сомнение рыночную конкурентоспособность отдельных государств. Однако на практике реализовать это требование представляется довольно сложным, так как установление тех или иных налоговых условий, как правило, вызвано объективными причинами. Например, разные ставки прямых налогов в государствах — членах ЕЭП объясняются различным уровнем экономического развития, а также проводимой налоговой политикой каждого государства и ходом реформ в данной сфере.

кроме того, в условиях ЕЭП необходимо обеспечить транспарентность национальных налоговых законодательств, гарантировать их простоту и стабильность, исключить двойное налогообложение и возможность уклонения от уплаты налогов, что невозможно без повышения уровня налогового администрирования и налогового контроля и их гармонизации в странах-участницах.

Согласованная налоговая Политика — важный фактор развития межстрановой конкурентной среды, развития предпринимательства и промышленного производства в рамках формирующегося интеграционного объединения. после осуществления унификации правовых норм представляется необходимым детально проработать механизмы для координации деятель стран-участниц, сформировать наднациональную финансовую систему, подробно урегулировать принципы формирования бюджета наднациональных органов.

При этом, помимо фагментированности правового регулирования. «"авральное" создание нормативной базы привело к многочисленным коллизиям и пробелам». В том числе наблюдаются коллизии между нормами права ЕврАзЭС и нормами общего международного права; между нормами права ЕврАзЭС и других межгосударственных объединений, сосуществующих на одной и той же территории; между нормами права ЕврАзЭС и нормами национального права государств — участников, а также коллизии внутри правовой базы самого ЕврАзЭС. Например, в российской Федерации все еще действует Закон российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе».

Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19 октября 2011 г. N 97 была утверждена Декларация о евразийской экономической интеграции, которая, констатируя успешное функционирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вступления в силу международных договоров, формирующих правовую основу ЕЭП, подтвердили создание единой системы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, таможенного, ветеринарного, санитарного и фитосанитарного контроля и заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства ЕЭП. Однако до полного построения правовой основы ЕЭП еще очень многое нужно сделать: требуется не только устранить коллизии в позитивном праве и соблюсти требования юридической техники, но и пересмотреть доктрину по многим вопросам — в связи с принципиальными новшествами в таможенном регулировании большая часть научных концепций теряет свою актуальность.

список ЛИТЕРАТУРЫ

единый экономический пространство национальный

1.Гармонников С.Н. О соотношении единого таможенного пространства Союзного государства и единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС / Таможенное дело. 2012. N 4. СПС КонсультантПлюс.

.Калмыкова А.В., Каширкина А.А., Лукьянова В.Ю., Морозов А.Н. Система правовых актов в сфере технического регулирования в условиях формирования Единого экономического пространства // журнал российского права. 2011. N 6. С. 88 — 100.

.Мамбеталиев Н.Т., Мамбеталиева А.Н. Налоги в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве / Налоговый вестник. 2012. СПС КонсультантПлюс.

.Матвеева Т.А. Развитие таможенного права в условиях становления интеграционных объединений в рамках ЕврАзЭС / Административное Право и процесс. 2013. N 6. СПС КонсультантПлюс.

.Пащенко А. В. Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: к вопросу о статусе участников / под ред. А. Н. Козырина. М.: Институт публично-правовых исследований, 2013. СПС КонсультантПлюс.

.Пащенко А.В. Организационно-правовые основы единого таможенного тарифа Таможенного союза ЕврАзЭС : публичные финансы и финансовое право: Сборник научных трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики / под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012. СПС КонсультантПлюс.

Учебная работа. Единое экономическое пространство ЕврАзЭС и развитие российского финансового права