Учебная работа № 12280. «Курсовая Взаимодействие государства и местного самоуправления в современной России

Учебная работа № 12280. «Курсовая Взаимодействие государства и местного самоуправления в современной России

Количество страниц учебной работы: 55
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Историческое формирование взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России. 8
1.1 Развитие исторических форм местного самоуправления в России 8
1.2 Общетеоретические основы взаимоотношения государства и местного самоуправления 14
2.3 Реформа местной власти со второй половины 80-х годов XX века 18
Глава 2. Особенности взаимодействия государства и местного самоуправления в современной России 25
2.1 Конституционные основы взаимодействия государства и местного самоуправления в РФ 25
2.1.1 Основы конституционного регулирования местного самоуправления 25
2.1.2 Конституционные гарантии местного самоуправления 27
2.2 Местное самоуправление и государство 37
Заключение 51
Литература: 53

Введение

Проблемы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом научного ос¬мысления и широких общественных дискуссий.
Становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе современного переходного состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуп¬равления, не накоплен достаточный опыт его органи¬зации и функционирования, не выработаны теоретичес¬кие научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обще¬стве и государстве.
Становление и развитие местного самоуправления — задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях, а теоретическое осмысление этого процесса — задача науки.

В теории и практике наблюдаются два основных, прямо противоположных и, на первый взгляд, взаимо¬исключающих подхода. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при котором исключается какое-либо влияние государства (кроме правового) на организацию местного самоуправления. Дру¬гой состоит в «огосударствлении» местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной струк¬туре и рассмотрении самоуправления как продолжения государственной власти на местах.
Эти позиции порождены не чьим-либо субъектив¬ным желанием, в них отражается объективный процесс становления и развития местного самоуправления в на¬шей стране, неоднозначность его правового регулирова¬ния, а также имеющиеся правовые пробелы.
Поэтому особенно актуальное значение приобрета¬ет сегодня проблема взаимодействия государства и мест¬ного самоуправления, осмысление теоретических и пра¬вовых аспектов взаимодействия государственных и са¬моуправленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового госу¬дарства и гражданского общества.
Важно, чтобы самоуправленческие струк¬туры не замыкались только на местном уровне, а уже сегодня возносились на уровень общероссийский. Такая трансформация может в итоге привести, по выраже¬нию А. И. Солженицына, к установлению «государствен¬но-земского строя» , в котором государственные и са¬моуправляющиеся начала организации общественной жиз¬ни сольются в единое целое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободных терри¬торий и народов — Российский Союз Федеральных окру¬гов и республик.
Исторический опыт развития местного самоуправ¬ления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на ком уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и за¬частую независимо от государственных структур.
Оценивая российский опыт местного самоуправления, уместно вспомнить слова И. Л. Солоневича, что «самоуп¬равления, равного московскому, не имела тогда ни одна страна в мире, ибо повсюду до середины или даже до конца XIX века все европейское самоуправление носило чисто сословный характер», далее, сравнивая стиль москов¬ского государственного устройства с западноевропейским, он пишет, что «в нем не было той разделенности, того торгашества, той «враждебности»… для отношений между центральной и местной властью». Этот стиль он определяет как «исключительный в истории человечества пример внут¬реннего единства, добившегося, прежде всего, полной са¬мостоятельности и выдвинувшего два основных принципа государственности: самодержавие и самоуправление».
XX век принес понимание того, что демократичес¬кое, правовое государство может решать основные за¬дачи только при наличии развитой системы самоуправ¬ления.
Характерной чертой современного этапа развития России является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий центра, регионов и муниципалитетов.
Россия пока делает первые шаги на пути внедрения различных правовых установлений, касающихся сути, организации и деятельности местного самоуправления, органы которого все еще не обладают достаточными воз¬можностями для реализации этих правовых установле¬ний, хотя усилия, направленные на то, чтобы право и способность его осуществления слились воедино, пред¬принимаются как федеральными, так и региональными органами государственной власти и самими органами ме¬стного самоуправления. При этом важно учитывать опыт прошлого нашей отечественной истории, накопившего немало ценного в сфере земского, и городского самоуп¬равления, советского строительства, что может и дол¬жно быть использовано на современном этапе развития местного самоуправления.
Многие вопросы местного самоуправления до сих пор остаются нерешенными. В их числе:
• отсутствие общепризнанной теории местного са¬моуправления. Господствующий в обществе конституци¬онный принцип идеологического плюрализма порождает множественность подходов, порой взаимоисключающих, к местному самоуправлению, что связано с недостаточ¬ным вниманием к этим проблемам со стороны таких фун¬даментальных наук, как теория государства и права, философия, политология, социология;
• непоследовательность практики муниципального строительства — существование различных моделей ме¬стного самоуправления, которые зачастую создаются без учета объективно назревших общественных потребнос¬тей и интересов местных сообществ, в угоду региональ¬ным и местным элитам;
• противоречивость и незавершенность правовой осно¬вы местного самоуправления, пробелы правового регули¬рования, отсутствие необходимых основополагающих зако¬нов и в то же время множественность подзаконных норма¬тивных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированность порождают зачастую правовую неопределенность и неразбериху;
• существующее ныне реальное отчуждение народ¬ных масс от публичной власти, отторжение граждан от участия в управленческих процессах, проявление обще¬ственной пассивности и политической апатии масс;
• отсутствие на местном уровне достаточных матери¬ально-финансовых средств, необходимого кадрового потен¬циала: слабая учебная подготовка кадров муниципальной службы и повышения квалификации должностных лиц, занимающихся вопросами муниципального управления; не¬достаточное проведение учебы депутатского корпуса;
• слабость информационного обеспечения местных самоуправленческих структур; недостаточность пропа¬гандистской просветительской деятельности, направлен¬ной на разъяснение широким народным массам феноме¬на местного самоуправления;
• законодательное закрепление общих принципов местного самоуправления без учета различных его ти¬пов, уровней, видов ведет к его единообразию, что в условиях российских геополитических, пространствен¬ных, национальных, демографических особенностей при¬водит скорее к негативным, чем к позитивным результа¬там организации самоуправления и муниципального стро¬ительства в различных регионах страны; в конечном итоге, сковывает разнообразие форм и каналов самоорганизации граждан, живое творчество и потенциал народных масс;
• отсутствие четкого разграничения предметов веде¬ния и полномочий местного самоуправления и государ¬ственной власти, что нередко на практике приводит к их смешению. Так, многие вопросы местного значения, пе¬речень которых установлен Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решаются также и региональ¬ными органами государственной власти. Нет такого раз¬граничения и между различными уровнями местного са¬моуправления, а также между представительными и ис¬полнительными органами местного самоуправления;
• неоднозначный подход на практике, а иногда и в научных исследованиях, к принципу разделения влас¬тей, распространение его на организацию муниципаль¬ной власти, что иногда приводит к коллизиям, а то и к конфликтным ситуациям;
• нерешенность вопроса о возможности местного са¬моуправления для защиты своих прав использовать на федеральном уровне институт конституционного судо¬производства.
Не случайно одной из конечных целей реализации государственной политики в области развития местного самоуправления, утвержденной Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г., является создание системы взаи¬модействия населения, местного самоуправления и го¬сударственной власти, которая должна обеспечить: улуч¬шение условий жизни населения; обретение граждана¬ми навыков демократичного взаимодействия с органами местного самоуправления, а также навыков обществен¬ного контроля за эффективностью их деятельности; ус¬тойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.
В соответствии с вышесказанным, детальный анализ взаимодействия государственной власти и местного самоуправления приобретает особую важность и актуальность.
Для раскрытия особенностей указанного взаимодействия необходимо использовать различные, связанные с данной проблемой, источники.
На современном этапе важным событием следует считать появление ра¬бот, в которых предприняты попытки обобщения мате¬риала и осмысления опыта, накопленных на предыду¬щих стадиях развития местного самоуправления. Так, в ряде работ говорится о том, что становление муниципального права в российском пра¬воведении — свершившийся факт. Это книги С. А. Авакьяна, О. Е. Кутафина, В. И. Фадеева, В. И. Васильева и Н. А. Емельянова, комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправ¬ления в Российской Федерации» под редакцией Ю. А. Ти¬хомирова, статьи О. Савранской, Л. Лаптевой. Стало воз¬можным говорить и о появлении политического анализа местного самоуправления (работы 1997—1998 гг. В. Гель¬мана, С. Митрохина, С. Рыженкова).
Кроме того, начал приобретать осмысленность тра¬диционный для России исторический подход к проблемам местного самоуправления (статьи В. Абрамова, А. Демен¬тьева). Появляются новые методы и темы исследований — социология и аксиология (Н. Миронова, Ж. Тошенко, Ф. Бродкин) местного самоуправления.
Сегодня накоплен достаточный опыт специализи¬рованных, фрагментарных исследований по отдельным проблемам местного самоуправления, возникла новая научная дисциплина муниципального права, которая имеет своим предметом изучение вопросов организа¬ции и осуществления местного самоуправления, об¬щественных отношений, возникающих на местном уровне. На этом благотворном фоне обращает на себя внима¬ние то, что феномен местного самоуправления остает¬ся пока за рамками академических исследований и те¬оретического осмысления.
В отечественной научно-теоретической литературе не уделяется достаточного внимания проблемам местно¬го самоуправления с позиций философии, политологии, социологии и, к сожалению, теории государства и пра¬ва.

Стоимость данной учебной работы: 1560 руб.Учебная работа №   12280.  "Курсовая Взаимодействие государства и местного самоуправления в современной России

 
Форма заказа готовой работы

    Укажите Ваш e-mail (обязательно)! ПРОВЕРЯЙТЕ пожалуйста правильность написания своего адреса!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Выдержка из похожей работы


    Самоуправление
    в Российской Федерации осуществляется гражданами путем референдума, выборов,
    других форм прямого волеизъявления, через систему органов самоуправления,
    законодательно закрепляемую по мере формирования социально — экономических,
    финансовых и организационных предпосылок,
    Городская
    администрация как исполнительный орган городского самоуправления имеет
    территориальные отделения в районах города -районные Управы, являющиеся
    органами власти районов,Муниципальные службы города подчиняются органами
    власти города,В ведении федеральных органов государственной власти находятся
    службы по охране общественного порядка и государственной безопасности,
    юриспруденции, налоговые службы, служба по делам гражданской обороны и
    чрезвычайным ситуациям, органы статистики и др,
    Основные
    трудности характерные для отношений между местными и государственными органами
    власти заключаются в недостаточном правовом урегулировании ряда статусных
    положений города Москвы, вопросов разграничения государственной собственности,
    в постоянных попытках федеральных властей урезать бюджетные возможности города,
    в ослаблении местного самоуправления из-за передачи федеральным центром в
    региона и на места значительного объема новых делегированных полномочий без
    соответствующего финансирования; отсутствие достаточной прозрачности и
    сбалансированности финансовых отношений между тремя уровнями власти,
    Характерной
    чертой современного этапа развития России является поиск оптимальных путей
    сочетания централизации и децентрализации системы управления, предметов ведения
    и полномочий федерального центра, регионов и муниципалитетов,В настоящее время
    наблюдаются два основных подхода к реформированию и дальнейшему развитию
    института местного самоуправления в Российской Федерации,Первый состоит в том,
    чтобы отделить местное самоуправление от государства,Второй подход
    заключается  в жесткой привязке к
    государственной структуре и рассмотрении его как продолжения государственного
    управления на местах,Эти позиции отражают объективный процесс становления
    развития местного самоуправления, неоднозначность его правового регулирования,
    а также имеющиеся правовые пробелы в федеральном и региональном
    законодательстве,
    Основываясь
    на предшествующем опыте в современных демократических государствах,
    муниципальные органы не подчинены центральной администрации,Они имеют
    финансовую самостоятельность и собственные службы,Например, финансовые ресурсы
    района, используемые Управой для решения районных вопросов, составляют
    средства, переданные из бюджета города Москвы для расходования в соответствии со
    сметой; дотации и субвенции из средств бюджета города; средства целевого фонда
    на развитии территории района,Управа самостоятельно распоряжается финансовыми
    ресурсами района в пределах утвержденной сметы доходов и расходов, за
    исключением тех случаев, когда целевое назначение средств, передаваемых району,
    особо оговорено,Финансовые ресурсы, выделяемые районной Управе, достаточны для
    выполнения органом своих функций»