Учебная работа № 12279. «Диплом Государственное управление и местное самоуправление

Учебная работа № 12279. «Диплом Государственное управление и местное самоуправление

Количество страниц учебной работы: 66
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Историческое формирование взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в России. 7
1.1 Развитие исторических форм местного самоуправления в России 7
1.2 Общетеоретические основы взаимоотношения государства и местного самоуправления 11
2.3 Реформа местной власти со второй половины 80-х годов XX века 14
Глава 2. Государственное управление и местное самоуправление: понятие, признаки, структура ..19
2.1. Государственное управление и местное самоуправление: соотношение понятий ……………..19
2.2. Структура местного самоуправления в современной России ……………………………………27
2.3. Взаимодействие государства и местного самоуправления ………………………………………34
Глава 3. Особенности взаимодействия государства и местного самоуправления в современной России 42
3.1 Конституционные основы взаимодействия государства и местного самоуправления в РФ 42
3.1.1 Основы конституционного регулирования местного самоуправления 42
3.1.2 Конституционные гарантии местного самоуправления 43
3.2 Местное самоуправление и государство 51
Заключение 62
Литература: 64

Введение

Проблемы взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом научного ос¬мысления и широких общественных дискуссий.
Становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе современного переходного состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуп¬равления, не накоплен достаточный опыт его органи¬зации и функционирования, не выработаны теоретичес¬кие научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обще¬стве и государстве.
Становление и развитие местного самоуправления — задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях, а теоретическое осмысление этого процесса — задача науки.

В теории и практике наблюдаются два основных, прямо противоположных и, на первый взгляд, взаимо¬исключающих подхода. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при котором исключается какое-либо влияние государства (кроме правового) на организацию местного самоуправления. Дру¬гой состоит в «огосударствлении» местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной струк¬туре и рассмотрении самоуправления как продолжения государственной власти на местах.
Эти позиции порождены не чьим-либо субъектив¬ным желанием, в них отражается объективный процесс становления и развития местного самоуправления в на¬шей стране, неоднозначность его правового регулирова¬ния, а также имеющиеся правовые пробелы.
Поэтому особенно актуальное значение приобрета¬ет сегодня проблема взаимодействия государства и мест¬ного самоуправления, осмысление теоретических и пра¬вовых аспектов взаимодействия государственных и са¬моуправленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового госу¬дарства и гражданского общества.
Важно, чтобы самоуправленческие струк¬туры не замыкались только на местном уровне, а уже сегодня возносились на уровень общероссийский. Такая трансформация может в итоге привести, по выраже¬нию А. И. Солженицына, к установлению «государствен¬но-земского строя» , в котором государственные и са¬моуправляющиеся начала организации общественной жиз¬ни сольются в единое целое и образуют новый социальный организм в виде добровольного союза свободных терри¬торий и народов — Российский Союз Федеральных окру¬гов и республик.
Исторический опыт развития местного самоуправ¬ления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на ком уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и за¬частую независимо от государственных структур.
Оценивая российский опыт местного самоуправления, уместно вспомнить слова И. Л. Солоневича, что «самоуп¬равления, равного московскому, не имела тогда ни одна страна в мире, ибо повсюду до середины или даже до конца XIX века все европейское самоуправление носило чисто сословный характер», далее, сравнивая стиль москов¬ского государственного устройства с западноевропейским, он пишет, что «в нем не было той разделенности, того торгашества, той «враждебности»… для отношений между центральной и местной властью». Этот стиль он определяет как «исключительный в истории человечества пример внут¬реннего единства, добившегося, прежде всего, полной са¬мостоятельности и выдвинувшего два основных принципа государственности: самодержавие и самоуправление».
XX век принес понимание того, что демократичес¬кое, правовое государство может решать основные за¬дачи только при наличии развитой системы самоуправ¬ления.
Характерной чертой современного этапа развития России является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий центра, регионов и муниципалитетов.
Россия пока делает первые шаги на пути внедрения различных правовых установлений, касающихся сути, организации и деятельности местного самоуправления, органы которого все еще не обладают достаточными воз¬можностями для реализации этих правовых установле¬ний, хотя усилия, направленные на то, чтобы право и способность его осуществления слились воедино, пред¬принимаются как федеральными, так и региональными органами государственной власти и самими органами ме¬стного самоуправления. При этом важно учитывать опыт прошлого нашей отечественной истории, накопившего немало ценного в сфере земского, и городского самоуп¬равления, советского строительства, что может и дол¬жно быть использовано на современном этапе развития местного самоуправления.
Многие вопросы местного самоуправления до сих пор остаются нерешенными. В их числе:
• отсутствие общепризнанной теории местного са¬моуправления. Господствующий в обществе конституци¬онный принцип идеологического плюрализма порождает множественность подходов, порой взаимоисключающих, к местному самоуправлению, что связано с недостаточ¬ным вниманием к этим проблемам со стороны таких фун¬даментальных наук, как теория государства и права, философия, политология, социология;
• непоследовательность практики муниципального строительства — существование различных моделей ме¬стного самоуправления, которые зачастую создаются без учета объективно назревших общественных потребнос¬тей и интересов местных сообществ, в угоду региональ¬ным и местным элитам;
• противоречивость и незавершенность правовой осно¬вы местного самоуправления, пробелы правового регули¬рования, отсутствие необходимых основополагающих зако¬нов и в то же время множественность подзаконных норма¬тивных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, их несистематизированность порождают зачастую правовую неопределенность и неразбериху;
• существующее ныне реальное отчуждение народ¬ных масс от публичной власти, отторжение граждан от участия в управленческих процессах, проявление обще¬ственной пассивности и политической апатии масс;
• отсутствие на местном уровне достаточных матери¬ально-финансовых средств, необходимого кадрового потен¬циала: слабая учебная подготовка кадров муниципальной службы и повышения квалификации должностных лиц, занимающихся вопросами муниципального управления; не¬достаточное проведение учебы депутатского корпуса;
• слабость информационного обеспечения местных самоуправленческих структур; недостаточность пропа¬гандистской просветительской деятельности, направлен¬ной на разъяснение широким народным массам феноме¬на местного самоуправления;
• законодательное закрепление общих принципов местного самоуправления без учета различных его ти¬пов, уровней, видов ведет к его единообразию, что в условиях российских геополитических, пространствен¬ных, национальных, демографических особенностей при¬водит скорее к негативным, чем к позитивным результа¬там организации самоуправления и муниципального стро¬ительства в различных регионах страны; в конечном итоге, сковывает разнообразие форм и каналов самоорганизации граждан, живое творчество и потенциал народных масс;
• отсутствие четкого разграничения предметов веде¬ния и полномочий местного самоуправления и государ¬ственной власти, что нередко на практике приводит к их смешению. Так, многие вопросы местного значения, пе¬речень которых установлен Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решаются также и региональ¬ными органами государственной власти. Нет такого раз¬граничения и между различными уровнями местного са¬моуправления, а также между представительными и ис¬полнительными органами местного самоуправления;
• неоднозначный подход на практике, а иногда и в научных исследованиях, к принципу разделения влас¬тей, распространение его на организацию муниципаль¬ной власти, что иногда приводит к коллизиям, а то и к конфликтным ситуациям;
• нерешенность вопроса о возможности местного са¬моуправления для защиты своих прав использовать на федеральном уровне институт конституционного судо¬производства.
Не случайно одной из конечных целей реализации государственной политики в области развития местного самоуправления, утвержденной Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г., является создание системы взаи¬модействия населения, местного самоуправления и го¬сударственной власти, которая должна обеспечить: улуч¬шение условий жизни населения; обретение граждана¬ми навыков демократичного взаимодействия с органами местного самоуправления, а также навыков обществен¬ного контроля за эффективностью их деятельности; ус¬тойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.
В соответствии с вышесказанным, детальный анализ взаимодействия государственной власти и местного самоуправления приобретает особую важность и актуальность.
Для раскрытия особенностей указанного взаимодействия необходимо использовать различные, связанные с данной проблемой, источники.
На современном этапе важным событием следует считать появление ра¬бот, в которых предприняты попытки обобщения мате¬риала и осмысления опыта, накопленных на предыду¬щих стадиях развития местного самоуправления. Так, в ряде работ говорится о том, что становление муниципального права в российском пра¬воведении — свершившийся факт. Это книги С. А. Авакьяна, О. Е. Кутафина, В. И. Фадеева, В. И. Васильева и Н. А. Емельянова, комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправ¬ления в Российской Федерации» под редакцией Ю. А. Ти¬хомирова, статьи О. Савранской, Л. Лаптевой. Стало воз¬можным говорить и о появлении политического анализа местного самоуправления (работы 1997—1998 гг. В. Гель¬мана, С. Митрохина, С. Рыженкова).
Кроме того, начал приобретать осмысленность тра¬диционный для России исторический подход к проблемам местного самоуправления (статьи В. Абрамова, А. Демен¬тьева). Появляются новые методы и темы исследований — социология и аксиология (Н. Миронова, Ж. Тошенко, Ф. Бродкин) местного самоуправления.
Сегодня накоплен достаточный опыт специализи¬рованных, фрагментарных исследований по отдельным проблемам местного самоуправления, возникла новая научная дисциплина муниципального права, которая имеет своим предметом изучение вопросов организа¬ции и осуществления местного самоуправления, об¬щественных отношений, возникающих на местном уровне. На этом благотворном фоне обращает на себя внима¬ние то, что феномен местного самоуправления остает¬ся пока за рамками академических исследований и те¬оретического осмысления.
В отечественной научно-теоретической литературе не уделяется достаточного внимания проблемам местно¬го самоуправления с позиций философии, политологии, социологии и, к сожалению, теории государства и пра¬ва.

Стоимость данной учебной работы: 3900 руб.Учебная работа №   12279.  "Диплом Государственное управление и местное самоуправление

 
Форма заказа готовой работы

    Укажите Ваш e-mail (обязательно)! ПРОВЕРЯЙТЕ пожалуйста правильность написания своего адреса!

    Укажите № работы и вариант

    Соглашение * (обязательно) Федеральный закон ФЗ-152 от 07.02.2017 N 13-ФЗ
    Я ознакомился с Пользовательским соглашением и даю согласие на обработку своих персональных данных.

    Выдержка из похожей работы

    Вторая глава «Проблемы
    управления городом как открытой системой» посвящена анализу муниципального
    управления градообразующей сферой и социальной сферой города.

    В заключении даются общие выводы по данной курсовой работе.

    1,Теоретические основы организации местного
    самоуправления

    1.1 Понятие, принципы, особенности организации местного самоуправления

    Местное самоуправление в России
    имеет глубокие корни, которые уходят в догосударственные образования восточных
    славян с их патриархальным самоуправлением,Традиции вечевого самоуправления
    отмечают первые русские летописи в древнейших городах – избрание (приглашение
    на княжение) главного должностного лица города.

    Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное
    и многообразное явление, которое по-разному трактуется в разных источниках.
    Так, в Европейской Хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г,под
    местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов
    местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел
    и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в
    интересах местного населения[1].

    В Федеральном законе от 28 августа 1995 г,№154-ФЗ
    «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление
    в РФ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность
    деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного
    самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических
    и местных традиций[2].

    В Федеральном законе от 6 октября 2003 г,№131-ФЗ
    «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление
    в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных
    Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными
    законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность
    решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления
    вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических
    и иных местных традиций[3],Новый
    Федеральный закон определяет местного самоуправления не через «деятельность
    населения», а через «форму осуществления народом своей власти»,Признание
    местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3
    Конституции Российской Федерации.

    Местным самоуправлением называется организация власти
    на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного
    характера и управление муниципальной собственностью,Местное самоуправление
    осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также
    через выборные и другие органы местной власти[4].

    Началом становления местного
    самоуправления в Российской Федерации считается принятие Конституции Российской
    Федерации 12 декабря 1993 года, признавшей местное самоуправление одной из основ
    конституционного строя и установившей принципиальные положения о местном
    самоуправлении, соответствующие сложившимся общемировым традициям и Европейской
    Хартии местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1999 г.

    В соответствии с Конституцией Российской
    Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий.
    Государством гарантируется организационная обособленность органов муниципальной
    власти, признается и защищается муниципальная собственность,Участие граждан в
    осуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правами
    избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, направлять
    индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления,
    обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления,
    самостоятельно решать вопросы местного значения, самостоятельно определять
    структуру органов местного самоуправления.

    В Конституции Российской Федерации
    перечислены важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью,
    формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных
    налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.

    Положения Конституции Российской
    Федерации, определяющие основные принципы осуществления местного самоуправления,
    явились результатом осмысления отечественного опыта организации местной власти
    с учетом сформулированных в Европейской Хартии местного самоуправления
    принципов законности, децентрализации управления, самоорганизации граждан,
    осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем наиболее
    эффективно их реализовывать, при максимальном приближении к потребителям услуг.

    Местное самоуправление
    осуществляется населением самостоятельно,Это обозначает, что местное
    самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не
    находящийся в иерархическом подчинении государственной власти,Органы местного
    самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации
    не входят в систему органов государственной власти,Вместе с тем это не
    исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях
    контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного
    самоуправления,Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным
    законодательством.

    Местное самоуправление
    также осуществляется населением под свою ответственность,В данном
    случае речь идет о так называемой позитивной ответственности, которая
    обозначает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного
    самоуправления решений ложатся на само население»