Учебная работа. Женевские конвенции

Женевские конвенции

Содержание

1. Разработка и принятие Женевских конвенций

. основные положения Женевских конвенций

. Женевские конвенции и современные вооруженные конфликты

список использованной литературы

1. Разработка и принятие Женевских конвенций

война это всегда страшно, и без жертв дело ни когда не заканчивается.

Каждая эпоха в военной истории человечества имеет свою технологическую и политическую специфику. войны ХХ века были вооруженными конфликтами глобальных масштабов. В этих конфликтах участвовали практически все крупные индустриальные державы.

Вторая мировая война вошла в историю как конфликт, который отличался беспрецедентным уровнем насилия. И это было не просто жесточайшее насилие одного комбатанта (сражающегося) против другого; во многих случаях оно было обращено против гражданских лиц (нонкомбатантов — несражающихся), которые со времен Тридцатилетней войны не платили так дорого за милитаристские устремления человечества.

Правда о нацистских концентрационных лагерях и о массовом уничтожении людей в их стенах стала еще одним ужасным актом в трагедии, которую мир пережил с 1939 по 1945 годы. Настроение того времени могут передать слова генерала Эйзенхауэра, сказанные при посещении одного из нацистских лагерей смерти в 1945 г.: «Мир должен узнать, что произошло, и никогда этого не забывать».

Поэтому не может быть сомнений, что решение о разработке Женевских конвенций 1949 г. было обосновано трагедией Второй мировой войны, и что Конвенции должны были заполнить пробелы в международном гуманитарном праве, которые выявил этот конфликт.

однако, заявляя, что такой прогресс, достигнутый в 1949 г., объясняется лишь ужасными страданиями, причиненными Второй мировой войной, не надо забывать, что усиление защиты жертв войны (в частности, гражданских лиц) обсуждалось еще задолго до начала войны. С начала 20-х годов прошлого столетия Международный комитет Красного Креста (МККЛ) рассматривал различные проекты. Один из них предназначался для защиты гражданского населения от последствий войны, в частности от ведения военных действий в воздушном пространстве. Комитет также разработал проект конвенции, предоставляющей защиту гражданским лицам, находящимся во власти неприятеля. Этот проект, который стал известен под названием Токийский проект, поскольку он был представлен в 1934 г. на международной конференции Красного Креста в столице Японии, должен был в будущем стать предметом дипломатической конференции, созываемой Швейцарией. Как и в случае с Дипломатической конференцией 1929 г., на которой была принята Конвенция о военнопленных, в МККК питали большие надежды на то, что она станет еще одним проявлением доброй воли государств, в этот раз — по отношению к гражданским лицам. Однако этому не суждено было сбыться. Отсутствие энтузиазма со стороны государств привело к тому, что Швейцария смогла объявить о проведении дипломатической конференции лишь в июне 1939 г., а намечена она была на начало 1940 г. Что было дальше — достояние истории.

Во время войны МККК был, в основном, сосредоточен на своей деятельности на местах, однако, будучи хранителем международного гуманитарного права, он продолжал обсуждать возможность скорейшего возобновления процесса пересмотра и расширения женевского права.

Поэтому в феврале 1945 г., еще до окончания военных действий, МККК объявил государствам и национальным обществам Красного Креста о своем намерении пересмотреть существующие Женевские конвенции и принять новые конвенции, хотя он и не был уверен, осталось ли место для гуманитарных норм в эпоху тотальной войны.

Несмотря на свои опасения, МККК организовал в сентябре 1945 г. в Женеве предварительную конференцию национальных обществ Красного Креста, чтобы изучить конвенции, защищающие жертв войны; за ней последовала Конференция правительственных экспертов в 1947 г. Последняя должна была высказаться относительно пересмотра двух действовавших Женевских конвенций «о раненых и больных» и «о военнопленных» и, прежде всего, относительно подготовки новой конвенции о положении и защите гражданских лиц во время войны.

Правительственные эксперты поддержали предложения МККК, в том числе передовую идею о том, что Конвенции должны применяться во всех случаях вооруженных конфликтов, включая внутренние конфликты. Ободренный этой поддержкой, МККК уведомил правительство Швейцарии о своем желании созвать еще одну дипломатическую конференцию. Тем временем участники XVII Международной конференции Красного Креста в Стокгольме в 1948 г. высказались в пользу пересмотра и изменения Женевских конвенций.

Дипломатическая конференция начала свою работу 21 апреля в присутствии представителей 64 стран, то есть почти всех государств мира на тот момент. По свидетельствам многих очевидцев, еще ни одна конференция не была так хорошо подготовлена. Тем не менее, потребовалось почти четыре месяца, чтобы завершить ее работу, что удивило общественность и означало, что конференция продолжалась гораздо дольше, чем ожидалось. Однако на совещаниях царили позитивные настроения, можно даже сказать, атмосфера товарищества и открытости, несмотря на то, что мир только что вступил в эпоху «холодной войны».

В результате этих переговоров были приняты следующие четыре конвенции:

·Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

·Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

·Женевская конвенция об обращении с военнопленными;

·Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны.

Все вместе эти четыре документа значительно расширили сферу действия международного гуманитарного права. Общая статья 3 четырех Женевских конвенций стала настоящим прорывом, так как она распространила принципы Женевских конвенций на немеждународные вооруженные конфликты и отмела некоторые препятствия, связанные с государственным суверенитетом. Согласно общей статье 3 стороны во внутреннем вооруженном конфликте обязаны соблюдать основополагающие права человека. Вполне понятно, что общая статья 3 была предметом самых напряженных и продолжительных обсуждений в ходе всей Конференции [2, с.183].

однако самым главным достижением является принятие четвертой Конвенции, которая представляет гражданским лицам ту же защиту, что и другим жертвам войны. Четвертая Конвенция, которую президент МККК Пауль Рюггер назвал «чудом» , заполнила один из самых больших пробелов, которые выявили Вторая мировая война и все другие предшествовавшие ей войны.

Четыре Женевские конвенции датированы 12 августа 1949 г. В этот день был подписан Заключительный акт Дипломатической конференции, к которому прилагался текст Конвенций. В тот же день четыре новые Конвенции подписали 18 правительственных делегаций.

другие делегации попросили дать им время, чтобы их правительства могли изучить текст Конвенций, поэтому вторая церемония подписания состоялась в Женеве 8 декабря 1949 г. По этому случаю, представители правительств подписали новые Конвенции на том же столе, на котором была подписана Женевская конвенция 1864 г., — глубоко символичный жест, свидетельствующий о связи поколений.

Женевские конвенции немедленно получили широкую поддержку. Они вступили в силу уже 21 октября 1950 г., когда были ратифицированы первыми двумя государствами. В 50-х годах прошлого столетия их ратифицировали 74 государства, в 60-х — еще 48. Процесс ратификации неуклонно продолжался в 70-х (20 ратификаций) и 80-х (20 ратификаций) годах.

В начале 90-х годов имела место новая волна ратификаций (26), в основном, в результате распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии. после 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число государств-участников составило 194 — все государства мира.

Женевские конвенции составлены на французском и английском языках. Оба текста являются одинаково аутентичными. Федеральный совет Швейцарии обеспечивает официальные переводы конвенций на русский и испанский языки.

Женевские конвенции требуют от сторон, участвующих в конфликте, проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий (комбатантами) с целью обеспечения защиты гражданского населения и гражданских объектов. Запрещены нападения как на гражданское население в целом, так и на отдельных мирных граждан.

Нападения должны быть направлены только против военных объектов. лица, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях (включая военнопленных), имеют Право на уважение их жизни, а также физической и психической неприкосновенности. Таким людям должна быть обеспечена защита и гуманное обращение при всех обстоятельствах без какой бы то ни было дискриминации.

Запрещено убивать или наносить ранения противнику, который сдался в плен или не может более принимать участия в боевых действиях.

Запрещено также применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания.

Раненым и больным необходимо оказать медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне в конфликте они принадлежат. необходимо обеспечить защиту медицинского персонала и медицинских учреждений, а также их транспорта и оборудования.

Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. лица и объекты, использующие эмблемы красного креста и красного полумесяца, не могут подвергаться нападению. В то же время, нельзя использовать эмблему неправомерно.

Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют Право на сохранение жизни, уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). Они должны быть защищены от любых насильственных действий и репрессалий. Они имеют Право на переписку со своими семьями и на получение помощи. каждому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии.

Последующие вооруженные конфликты (национально-освободительные войны в 70е годы XX века) показали необходимость расширения правовых норм, применимых к боевым действиям. Это повлекло за собой принятие в 1977 году двух Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям [5].

В 2005 году был принят третий Дополнительный Протокол который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл. Эта эмблема может использоваться вместе с красным крестом и красным полумесяцем или самостоятельно.

Сегодня Женевские конвенции остаются ядром современного международного гуманитарного права. В них содержатся основные нормы по защите лиц, которые не принимают или перестали принимать непосредственное участие в военных действиях, когда они находятся в руках противной стороны.

. Основные положения Женевских конвенций

Говоря о защите жертв войны, подразумевают обеспечение сторонами конфликта международно-правовой защиты для определенных категорий, то есть предоставление им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательства, глумление над личностью и т.п.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ — военнопленные, раненые и больные, лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение на море, а также гражданское население, в том числе на оккупированных территориях.

Каждая из вышеперечисленных категорий жертв войны категорий находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г.

Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания за несовершенные правонарушения, в том числе коллективное наказание.

особой защитой и покровительством пользуются дети.

К женщинам предписывается относиться с особым уважением.

С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а также подвергать физическому калечению, научным и медицинским опытам. Они считаются находящимися во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. поэтому воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их Личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер).

Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться к работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера.

Военнопленные могут поселяться в специальных для них лагерях. Они должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью.

Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным может быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок или преступление.

Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. Однако частичная репатриация может производиться по соглашениям и до окончания войны.

лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. обязывают воюющие стороны обеспечить медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, категорически запрещают убивать их, оставлять без помощи. Их должно разыскивать, подбирать и предоставлять им те же условия, что и своим раненым и больным.

Воюющие стороны обязаны сообщать фамилии раненых, больных и умерших, хоронить их, ограждать от ограбления, разрешать местному населению (а на море — военным и торговым судам нейтральных стран) подбирать раненых и больных, ухаживать за ними без боязни преследования, разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты.

Санитарные формирования (санитарные отряды, госпитали, поезда, суда, самолеты) не могут быть объектами военных действий, они неприкосновенны. Отличительной эмблемой санитарных служб является белый флаг с красным крестом, красным полумесяцем. Госпитальные суда должны окрашиваться в белый цвет с соответствующими эмблемами. Воюющие должны возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных в Швейцарии все данные о раненых, больных и военнопленных, находящихся у них, и об их смерти.

В международном праве проводится разграничение между комбатантами (сражающимися) и нонкомбатантами (не сражающимися).

Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил и непосредственно принимающих участие в боевых столкновениях, автоматически являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами.

Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне её, даже если эта территория оккупирована, являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами, если отвечают нижеследующим условиям:

·имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,

·имеют определённый и явственно видимый издали отличительный знак,

·открыто носят оружие,

·соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

К комбатантам относятся:

·личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооруженных сил;

·партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведенным выше;

·население не оккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками;

·вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).

Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил. <#"justify">Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:

·являться представителями СМИ;

·сопровождать военные формирования;

·не являться членами военных формирований.

В этой же статье указывается, что военные корреспонденты при попадании в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные [3, с.43].

Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённого конфликта, не получают аккредитации в вооруженных силах, хотя могут сопровождать военные формирования, — по крайней мере, прямого запрета на подобное сопровождение нет. Такие журналисты обладают статусом гражданского лица и, как следствие, пользуются защитой от нападения, если только они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданского лица. Следует заметить, что норма ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. отсылочная и раскрывается в статьях, в которых говорится о защите гражданского населения.

Защита журналистов подразумевает не только необходимость предпринимать те или иные действия, но и обязательство не прибегать к определенного рода действиям по отношению к ним. Так, гражданские лица в соответствии со ст. 51 (2) I дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. (в том числе журналисты) не должны являться объектом нападения, в соответствии со ст. 52 Протокола гражданские лица имеют право на то, чтобы к их собственности относились с уважением, если она не имеет военного характера.

Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и дополнительными протоколами <#"justify">·делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов;

·наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;

·использовать голод среди мирного населения как средство войны;

·наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения;

·наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины <#"justify">В то же время, наличие гражданского населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

В протоколе также указано, что при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или, в крайнем случае, свести их к минимуму [1, с.284].

Рассмотрев вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов, можно сделать следующие выводы:

1. Жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации.

2. лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

3. Мирное гражданское население неприкосновенно.

. Женевские конвенции и современные вооруженные конфликты

В основе Женевских конвенций лежит понятие уважения к жизни и достоинству каждого отдельного человека. Люди, пострадавшие во время конфликта, должны получать помощь и заботу без какой-либо дискриминации. Конвенции также подтверждают и усиливают роль медиков: медицинский персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Это обязательное условие для того, чтобы они могли подбирать раненых и больных и оказывать им помощь. Принципы, на которых основываются эти нормы, столь же древние, как и сам вооруженный конфликт.

однако по-прежнему часто встает вопрос: актуальны ли еще Конвенции, имеют ли они Тот факт, что международное гуманитарное Право не утеряло своей значимости, подтверждают результаты опроса общественного мнения, в ходе которого людей в странах, пострадавших от войны, спрашивали, что они считают допустимым поведением в ходе боевых действий; им также задавали вопросы об эффективности Женевских конвенций. Это исследование под названием «Наш мир. взгляд из горячих точек» проводилось агентством «Ipsos» в Афганистане, на Гаити, в Грузии, Демократической Республике Конго, Колумбии, Либерии, Ливане и на Филиппинах. Данное исследование было специально заказано МККК по случаю 60ой годовщины Женевских конвенций.

большинство из примерно четырех тысяч человек, опрошенных в этих восьми странах, — 75% — говорят, что действия, которые комбатантам разрешено совершать во время боя, должны подпадать под какие-то ограничения. А на вопрос, слышали ли они когда-нибудь о Женевских конвенциях, чуть менее половины опрошенных ответили, что знают о существовании таких норм. Из них около 56% верят, что Женевские конвенции ограничивают страдания гражданских лиц во время войны.

Эти результаты говорят о том, что ключевые идеи, лежащие в основе Женевских конвенций и МГП в целом, пользуются широкой поддержкой среди людей, которые живут в странах, страдающих от конфликтов или ситуаций насилия.

Однако опрос также показал, что влияние этих норм на ситуацию на местах чувствуется гораздо меньше, нежели поддержка населением самих норм. По-видимому, это означает, что люди в пострадавших от войны странах хотели бы видеть более строгое соблюдение и выполнение правовых норм.

чтобы проанализировать вопрос об актуальности Женевских конвенций в международных (межгосударственных) и немеждународных вооруженных конфликтах и можно привести несколько примеров для каждого случая.

Анализируя дальше вопрос об актуальности Конвенций, следует помнить, что по большей части Женевские конвенции регулируют международные вооруженные конфликты, включая ситуации военной оккупации. Хотя такие конфликты и случаи оккупации действительно, — к счастью, — происходят не так часто, как прежде, мы можем лишь заметить, что они не исчезли полностью. недавними примерами конфликтов, где в полной мере применялись Конвенции, служат конфликт в Афганистане (2001-2002 гг.), война в Ираке (2003-2004 гг.), конфликт на юге Ливане (2006 г.) и конфликт между Россией и Грузией (2008 г.) Следовательно, в той степени, в какой международные конфликты и случаи оккупации продолжают происходить и будут происходить дальше, Конвенции остаются в силе и сохраняют свою актуальность. поэтому очень важно сберечь это бесценный гуманитарный опыт, который удалось получить благодаря тому, что к Конвенциям присоединились все государства мира. Какие бы изменения ни происходили в будущем, они должны базироваться на этих уже существующих нормах.

Вот лишь один пример такого опыта: регулирование условий содержания под стражей сыграло огромную роль в спасении жизни и здоровья многих заключенных. именно на основании этих норм Женевских конвенций МККК может осуществлять свою работу на местах, включая посещения лиц, содержащихся под стражей. Цель таких посещений — предотвращение насильственных исчезновений, внесудебных казней, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, наблюдение за физическими условиями содержания под стражей и восстановление семейных связей, например, путем обмена посланиями Красного Креста.

Нескольких цифр, касающихся недавних международных вооруженных конфликтов, возможно, будет достаточно, чтобы показать, насколько актуальными остаются Женевские конвенции для жертв войны. Во время конфликта между Эритреей и Эфиопией только в 2001 г. делегаты МККК посетили более тысячи эфиопских военнопленных и 4300 интернированных гражданских лиц. кроме того, мы содействовали обмену 16326 посланиями между эфиопскими и эритрейскими военнопленными и их семьями. МККК также организовал безопасный переход через линию фронта для 12493 гражданских лиц эфиопского происхождения. В сотрудничестве с Эритрейским красным Крестом МККК распределял гуманитарную помощь среди более чем 150 тыс. гражданских лиц, пострадавших из-за конфликта, и предоставил хирургические материалы для лечения 10 тыс. раненых в сотрудничестве с министерством здравоохранения.

В Ираке с апреля 2003 г. по май 2004 г. делегаты МККК посетили 6100 военнопленных и 11146 интернированных гражданских лиц и лиц, содержавшихся под стражей оккупирующими державами. кроме того, были переданы 16 тыс. посланий красного Креста. Даже в довольно коротком конфликте между Россией и Грузией в 2008 г. ряду военнопленных помогли защитные положения Третьей Женевской конвенции и предоставляемый ею статус. На основании этой Конвенции делегаты МККК смогли посещать данных военнопленных [4].

однако не всякое положительное воздействие Женевских конвенций можно выразить в цифрах. истинная ценность Конвенций кроется не только в том добре, которое они помогают сделать, но, возможно, даже в более значительной степени — в еще большем зле, которое они помогают предотвратить. К примеру, мы знаем по опыту, что отличительные эмблемы красного креста и красного полумесяца защитили бесчисленное множество больниц, медицинских формирований и их сотрудников, а также огромное число раненых и больных. В последние годы мы, к сожалению, стали свидетелями слишком большого количества вопиющих нарушений неприкосновенности и отличительных эмблем, и медицинских миссий, однако, без норм, содержащихся в Конвенциях, ситуация была бы гораздо хуже. Хуже для жертв и гораздо тяжелее для тех, кто пытается предоставить им помощь и защиту.

женевский конвенция война вооруженный

Список использованной литературы

1. Кузнецов. В.И. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., М., 1969; Курс международного права, т. 5, М., 1969, с. 284.

. Лукашук И.И., Шинкарецкая Г.Г. Международное Право. Элементарный курс.

. Ушаков Н.А. Международное право. Учебник. — М.: Юрист, 2000 г.

. Женевские конвенции 1949 г.: истоки и актуальность. обращение Филиппа Шпёрри, директора Управления международного права МККК.

. Ретроспектива разработки и принятия ее дополнительного протокола 1977 года к женевским конвенциям от 12 августа 1949 года. Электронный ресурс.

Учебная работа. Женевские конвенции