Учебная работа. Южная Корея в условиях финансового кризиса

Южная Корея в условиях финансового кризиса

Южная Корея в условиях финансового кризиса

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ НА СТЫКЕ ТЫСЯЧЕЛЕНИЙ

.1 КОРЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ чудо

.2 СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ НА ПОРОГЕ финансового КРИЗИСА

. РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ — ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

.1 влияние ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

.2 АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА И основные РЕЗУЛЬТАТЫ БОРЬБЫ С КРИЗИСОМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях текущего кризиса правительства развитых стран мира вынуждены консолидировать усилия в поисках решений, способствующих выходу из сложившейся ситуации, а также использовать внутренние потенциалы и резервы государств — для поддержки реального производства и стабилизации национальных экономик. В этом смысле, для экономики России определенный практический интерес представляют антикризисные шаги правительства Южной Кореи, основывающиеся на инновационном подходе, мощном финансовом резерве и способности эффективно привлекать иностранные инвестиции в собственную экономику.

Степень изученности проблемы. Изучению проблем антикризисного управления посвящены многие работы родоначальников теории управления кризисными процессами и современных исследователей. Исследованию классификации кризисных явлений и проблемам формирования комплексных систем антикризисного управления посвящены работы Г.Б.Юна, А.Д. Чернявского, Э.А.Уткина, Н.Н. Тактарова, М.Л. Хараева, Г.Ю. Шатского, Р.А. Шмакова и др.

В работе над исследованием по теме «Южная Корея в условиях финансового кризиса» использовались научные труды Абдурасуловой Д., Абишевой М.А., Рахимжановой А.Ж., Гила К.С., Гладкова И.С., Димитрова Д.И., Павлова В., Петров Л., Русецкого Е.А., Самофаловой О., Суслиной С.С., Федоровского А.

Цель исследования — исследовать влияние финансового кризиса на экономику Южной Кореи и антикризисные меры правительства республики.

задачи исследования:

Рассмотреть основы «корейского экономического чуда»;

определить состояние экономики Южной Кореи на пороге финансового кризиса;

Проанализировать влияние финансового кризиса на экономику Южной Кореи;

Изучить антикризисные меры Правительства Южной Кореи.

С учетом того, что Южная Корея имеет достаточно успешный опыт борьбы с экономическим кризисом (1997-1998гг), целесообразно начать исследование с изучения данного опыта и состояния экономики Кореи до начала финансового кризиса 2008г. далее логично проследить влияние финансового кризиса на экономику Южной Кореи с конца 2008г. до начала 2010г. и проанализировать антикризисные меры Правительства республики, а так же полученные результаты. Данная последовательность объясняет общий порядок исследования и структуру работы.

1. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ НА СТЫКЕ ТЫСЯЧЕЛЕНИЙ

.1 КОРЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ чудо

Основы «корейского экономического чуда» закладывались примерно четыре десятилетия назад. Эффективная реализация принятой в 1961 г. программы хозяйственного развития по обеспечению форсированного экономического роста с выраженной ориентацией на внешние рынки, позволили Южной Корее (в течение двадцати лет) перейти в разряд новых индустриальных стран. При этом ВВП увеличился более чем в 200 раз, а в расчете на душу населения — почти в 130 раз.

Важно, что ведущая роль в разработке и реализации стратегии и тактики ускоренного развития южнокорейской экономики в 1960-х-1980-х годах принадлежала государству, опиравшемуся на «чеболи» — крупные национальные финансово-промышленные группы (ФПГ).

В рассматриваемый период упор делался на экспортную ориентацию и на экономическое развитие с замедленным ростом жизненного уровня населения РК. Опыт последующих лет ускоренного хозяйственного развития способствовал закреплению первоначального успеха. После принятия программы форсированного развития до начала кризиса конца 1990-х годов стоимостные объемы южнокорейского товарного экспорта увеличились в 3930 раз. В результате успешного экономического прорыва Республика Корея превратилась в одну из ведущих экономик мирового сообщества на современном этапе его эволюции.

В начале XXI века новая южнокорейская администрация продолжала преобразовывать крупнейшие ФПГ, добиваясь при этом не только отделения «непрофильных» филиалов, но и сосредоточения деятель оставшихся структур на наиболее важных направлениях деятель корпораций. Как результат прогнозировалось выживание на рынке лишь ведущих производителей в ключевых отраслях национальной промышленности (выпуск полупроводников, электроника, автомобилестроение и химическая промышленность).

Выполнялась стратегия продажей части собственности конгломератов, директивного отделения их предприятий, обменом между ними отдельными видами предпринимательской деятель.

По оценке авторитетных экспертов, слабеющим «тяжеловесам» южнокорейского бизнеса конкуренцию уже в ближайшем будущем составят национальные венчурные компании, которые готовятся положить конец безраздельному доминированию на отечественном рынке неповоротливых в рыночных условиях крупнейших ФПГ — «чеболей».

Последствия азиатского кризиса 1996-1998 гг. Южная Корея преодолела достаточно успешно, реализовав комплекс мер, направленных на стимулирование экономического развития страны путем поощрения потребления и инвестиций, расширения экспортной базы. важно, что акцент при этом был сделан на продолжении радикальной трансформации экономики Южной Кореи.

В ходе кризиса заметно уменьшились золотовалютные резервы страны. В докризисный период их реальный объем сохранялся на уровне примерно 30 млрд. долларов США, а к ноябрю 1997 года он снизился почти до 7 млрд. долларов США.

Стратегия экономического развития, ориентированная на внешние связи, в которой главным двигателем роста был экспорт, внесла большой вклад в радикальное изменение экономики Республики Корея. На основании этой стратегии было успешно осуществлено много программ экономического развития. В результате с 1962 по 2005 гг. валовой национальный доход страны вырос с 2,3 до 786,8 млрд. долларов, а доход на душу населения увеличился с 87 долларов до 16 тыс. 291 доллара США. (см. рис.1)

Рис. 1 Валовой национальный доход, Республики Корея, 1990-2005гг., млрд. долл. США

Эти впечатляющие цифры наглядно показывают масштабы успехов, которых удалось достичь благодаря реализации этих экономических программ. В 1998 г. из-за колебаний обменного курса иностранной валюты валовой национальный доход и доход на душу населения резко сократились до 340,4 млрд. и 7 тыс. 335 долларов соответственно, но в 2002 г. эти показатели вернулись к докризисному уровню.

Поддерживают экономический рост Республики Корея ключевые отрасли, уровень развития которых получил признание в мире. Динамика производственных показателей в ключевых отраслях экономики Республики Корея — автомобилестроение, судостроение и металлургия представлены на рис.2,3 и 4 соответственно.

Рис.2 Производство автомобилей, тыс. ед.

Рис. 3 Судостроительные заказы, тыс. тонн валового тоннажа

Рис. Производство стали, тыс. метрических тонн

Республика Корея является крупнейшим мировым производителем судов; занимает третье место в мире по производству полупроводников и четвертое по производству цифровой электронной аппаратуры. По объему производства текстиля, стали и нефтехимической продукции, страна занимает пятое место, а по количеству производимых автомобилей шестое место в мире. Кораблестроительная отрасль является лидером южнокорейской промышленности в течение последних трех лет, на долю которой в 2005 г. пришлось 40% от всех заказов, сделанных в мире на строительство судов.

Правительство страны остается твердо приверженным курсу реформ и намерено и далее проводить реструктуризацию в финансовом и корпоративном секторах, одновременно осуществляя гибкую макроэкономическую политику, способствующую экономическому росту.

Цель Республики Корея заключается в том, чтобы решить проблемы, корни которых лежат в прошлом, и создать экономическую систему, соответствующую развитой экономике 21 века.

.2 состояние ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ НА ПОРОГЕ финансового КРИЗИСА

Экономика Южной Кореи <#"justify">основные макроэкономические показатели20072008ВВП (в трлн. вон, в текущих ценах)901,19702,4ВВП (в млрд. долл. США, в текущих ценах)969,9637Темпы роста ВВП (%)5,03,8Динамика потребительского спроса (%)4,72,6Динамика промышленного производства (%)6,85,3Динамика инвестиций в средства производства (%)7,62,3Динамика инвестиций в строительство (%)1,2-1,2объем экспорта (в млрд. долл. США)371,5422,4Темпы роста экспорта (%)14,113,7объем импорта (в млрд. долл. США)356,85435,4Темпы роста импорта (%)15,322Сальдо торгового баланса (в млрд. долл. США)14,64-13Объем южнокорейских портфельных инвестиций за рубежом (в млрд. долл. США)24,6314,73Объем южнокорейских прямых иностранных инвестиций за рубежом (в млрд. долл. США)27,4822,81объем прямых иностранных инвестиций в РК (в млрд. долл. США)10,510Сальдо платежного баланса по текущим операциям (в млрд. долл. США)5,95-7,12Золотовалютные резервы (в млрд. долл. США)262,22201,1Уровень безработицы (%)3,23,2Рост розничных цен (%)2,54,7Уровень доллар США)936,11 345Источник Корейский институт развития (Korea Development Institute) #»justify»>В 2008г. около 30% из 232 административно-территориальных единиц республики признаны отсталыми, в то время как столица насчитывает 47,7% производств ВРП, здесь также размещено 91% представительств ТНК и крупных компаний, 84% — общего числа органов государственного управления и административных инстанций, проживает 48,7% населения (или 10,3 млн. человек).

Промышленная политика в качестве инструмента выравнивания существующих диспропорций, как на уровне самих провинций, так и между регионами в целом и столичным административным округом начала действовать с 1999 г. в рамках инициированной в тот момент широкомасштабной программы структурных преобразований и изначально была связана не с содействием становлению нового технологического уклада в стране, а с изысканием и задействованием собственных ресурсов для стабилизации национальной экономики и возвращения ее на траекторию устойчивого роста. Спустя 3 года (в 2002 г.) данный проект по содействию точечной отраслевой диверсификации охватил все провинции и остальные крупные города особого подчинения, а его осуществление продолжилось по схеме «4 (первых по хронологии субъектов-участников) + 9 (единиц, присоединившихся впоследствии)», которая и выступает основой промышленной политики страны.

На основе ключевых отраслей местной промышленности, выбранных на региональном уровне исходя из темпов их роста, нормы прибыли и доли соответствующего сегмента рынка в долгосрочном периоде, была определена производственная структура формируемой новой инновационной индустриальной экономики (табл. 2).

Таблица 2

Производственная структура экономики в отраслевом разрезе к 2020 г.

Вид передового производстваПродукт соответствующих отраслей12Производство полупроводников нового поколенияНовое поколение плат памяти, типовые полупроводникиПроизводство биологически совместимых искусственных органовИнновационные биомедикаменты и биоорганыСети коммуникацийУсилители дециметровых частот, интегрированные средства обработки и передачи данных, домашние ИТК-сети, мобильные телефоны нового поколенияВизуальные технологии нового поколенияЦифровые LCD и OLED — телевизоры, голографические навигаторыПроизводство компьютеров нового поколенияПортативные компьютеры, интеллектуальные компьютеры с высоким разрешениемПроизводство транспортных средств нового поколенияИнтеллектуальные транспортные средства, автотранспорт с топливным элементом, экомобилиКультура и отдыхТематический культурный продукт, электронные и автоматизированные игрыМедицинское обслуживаниеУслуги по профилактике трудноизлечимых болезней, услуги по лечению старческих заболеваний, и медицинскому уходу за престарелымиПроизводство источников энергии нового поколенияВторичные батареи, солнечные батареи, водородная энергияМехатроника (роботостроение)Промышленные роботы и роботы для сферы обслуживанияПроизводство высокотехнологичных химических веществПолимеры с использованием искусственного интеллекта, рафинированные химические вещества для сферы электронной информации, экологически чистые химические материалы, нанотекстильИнновационные воздушные и морские перевозкиМорские перевозки с высокой добавленной стоимостью, аэрокосмическая продукция нового поколенияПроизводство деталей для высокоточного оборудованияУльтра-микроприборы, высокотехнологичные датчики, тепловые датчики, биологически совместимые микросхемы, медицинское оборудование для перемещения лиц преклонного возрастаВысокотехнологичное машиностроениеГибкие интеллектуальные системы переработки, многофункциональное экологичное производственное оборудование, генераторы энергии с высоким КПДПримечание: шрифтом выделены продукты, по которым прогнозируется наибольшее увеличение роста объемов продаж, а курсивом и подчеркиванием — те товары, которые, несмотря на сравнительно низкую Рентабельность, характеризуются стратегически важным для реализации интересов государства мультипликативным эффектом.

Источник: B.J. Song; D.Lim. Korean Industry vision 2020 and megatrends // KIET Industrial Economic Review. No. 1. 2006. P. 10.

Механизмы реализации проекта также были взяты на вооружение при разработке новой стратегии, поскольку в отличие от всех предыдущих программ проект «4+9» предусматривает вложение средств не столько на тех или иных приоритетных направлениях, сколько на развитие у регионов способности к восприятию новых знаний и передовых технологий. Как видно из табл. 3, не менее половины общего бюджета на каждом этапе программы было инвестировано в формирование инфраструктуры для инноваций и повышение качества трудовых ресурсов.

Таблица 3

основные направления развития ключевых отраслей «экономики знаний» в Республике Корея в рамках новой промышленной политики, (млрд. вон)

Основные направления инвестирования по программамВ 4 регионах на:В 9 регионах (2002-2007 гг.)В рамках программы развития региональной инфраструктурыИтого по программампервой стадии (1999-2004 гг.)второй стадии (2004-2008 гг.)Развитие инновационной инфраструктуры3,3023,0755,2121,19412,783НИОКР1.9035,1621,8103679,269техническая поддержка корпораций1,7911,091-592,941Специалисты в области планирования развития промышленности-168440-0,608Итого по направлениям7,0239,4967,4621,61925,600Источник: Источник: Y.S. Kim. Regional Industrial Policy in Korea — its outcomes and implications // КГЕТ Industrial economic review. No. 2. 2008. P. 20.

Исходя из основных задач проекта «4+9» по модернизации экономики на территориальном уровне и подходов к ее осуществлению в 2004 г. свое окончательное оформление получила новая стратегия индустриального развития страны. Она включает три этапа, каждый из которых опирается на проект «4+9» и органически связан с его результатами, а в целом все они показательны в вопросах определения последовательности действий и используемого на каждой конкретной стадии инструментария по систематизированному структурированию инновационных механизмов социально-экономического развития и содействию передовым видам производства.

Реализация масштабной стратегической программы мер к 2020 г. направлена на достижение определенных результатов в отношении ключевых макроэкономических показателей. Прежде всего, намечено добиться среднегодовых темпов роста промышленности и ВВП на уровне 4,9 и 4,1-5,1% соответственно, обеспечив повышение ВВП до 45 ООО долл. Удельный вес передовых отраслей обрабатывающей промышленности в общей структуре экспорта будет увеличен до 75%, позволив республике выйти к тому времени на 7-е место в мире по объемам торговли. Планируется также дополнительно создать 3,6 млн. новых рабочих мест и повысить уровень занятости по экономике до 67%.

Эффективность и вклад программы в развитие, и обеспечение функционирования «экономики знаний» еще предстоит оценить в будущем, однако предварительные итоги ее первого этапа позволяют сделать выводы о динамике процессов становления нового технологического уклада. Промышленная политика Кореи оказалась продуктивной уже на начальных своих стадиях, инициировав ряд успешных направлений. прежде всего, следует отметить изменения динамики промышленного производства в столице и регионах по отношению друг к другу. Так, среднегодовой темп роста в обрабатывающей промышленности в Сеуле сократился с 9,5% в 1999-2002 гг. до 6,5% в 2003-2005 гг., в то время как по провинциям страны за тот период произошло его увеличение с 7,1 до 9,5% соответственно. В территориальном разрезе вклад столичного административного округа в темп прироста производств обрабатывающей промышленности также имел тенденцию к снижению при его одновременном повышении в регионах.

аналогичная картина наблюдалась также и в отношении общей производительности факторов производства, которая на местах (3,02%) более чем в 2 раза превысила таковую в Сеуле (1,48%), а в секторальном разрезе по охваченным программой отраслям в регионах она возросла с 2,56 до 5,09%. При этом по отдельным факторам, в частности по труду, имел место рост таковой в регионах (с 6,12 до 9,48%) при сокращении в столице (с 6,6 до 5,65%).

Прогрессивных сдвигов удалось достичь также и на микроуровне. Результаты анализа выборки данных по 1575 компаниям страны свидетельствуют об увеличении объемов продаж продукции и инвестиций в НИОКР у хозяйствующих субъектов, охваченных программой, по сравнению с предприятиями, не принимающими в ней участия: темпы роста по данным показателям у фирм-участниц составили соответственно 9,9 и 7,8% против 8 и 2,8% у аутсайдеров.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

Республика Корея быстрыми темпами интегрировалась в мировую экономику с самого начала кризиса 1997 г. Правительство предложило новую модель развития, которая включает повышение качества ведения деловой практики до мировых стандартов, развитие трудовых ресурсов и технологий и повышение эффективности институционных структур.

Опыт Республики Корея представляется интересным для стран, осуществляющих всестороннюю системную модернизацию, показывая основные пути и механизмы формирования «экономики знаний» и эффективность тех или иных мер по активизации инновационной деятельности при разработке собственной национальной стратегии индустриализации в нынешних условиях.

2. Республика КОРЕЯ — ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

.1 влияние ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

Экономика Южной Кореи считается одной из сильных и динамично развивающихся, тем не менее, происходящее в последние годы замедление темпов роста экономики — до 4% в год при мировом уровне в 5-6% — и начавшийся глобальный финансовый кризис заставили руководство страны сконцентрироваться на вопросах экономического развития, расширения международного сотрудничества в сфере финансов и внешней торговли, а также на преодолении последствий кризисных явлений.

По мере распространения глобального кризиса в Южной Корее проявляется все больше признаков затяжного экономического спада. По данным Банка Кореи, в четвертом квартале 2008 г. снижение ВВП составило 5,6% по сравнению с соответствующим периодом 2007 г., а также 0,5% по сравнению с предыдущим кварталом.

По данным Министерства стратегии и финансов Южной Кореи, отрицательное сальдо торгового баланса Республики Корея в 2008 г. составило около 13 млрд. долл. США. Дефицит торгового баланса фиксируется впервые с 1997 г. — на фоне мирового финансового кризиса и высоких цен на энергоносители, наблюдавшихся в прошедшем году.

среди отраслей, экспорт продукции которых в 2009 году рос наиболее активно, оказались нефтепереработка, судостроение, черная металлургия, машиностроение и телекоммуникации. С другой стороны, в таких отраслях, как текстильная промышленность, автомобилестроение, производство потребительской электроники, микрочипов и компьютеров, наблюдался спад объемов отгрузок.

Вполне очевидно, что вследствие снижения потребительского спроса и объемов экспорта в условиях мирового экономического спада южнокорейская Экономика сталкивается с растущей угрозой рецессии. В 2009 г., несмотря на некоторое ослабление инфляционного давления, многие экономические показатели, включая промышленное производство, внутренний Спрос и объем экспорта, продолжают ухудшаться, хотя скорость падения и замедляется. Так, экспорт в январе 2009 г. сократился на 33,8% по сравнению с январем 2008 г., в феврале падение экспорта замедлилось — до 17,1%, соответственно. Импорт в январе упал на 30,4%. В дальнейшем, по мере углубления экономического спада в странах — основных торговых партнерах — экспорт и импорт также будут снижаться, при этом небольшое активное сальдо торгового баланса будет сохранено.

В четвертом квартале 2008г. снижение объемов продаж потребительских товаров составило 4,4% относительно аналогичного периода 2007 г. (самое значимое снижение после кризиса 1997 г.). В течение квартала темпы сокращения увеличивались: октябрь — (-3,7)%, ноябрь — (-5,8)%, декабрь (-7)% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Особенно заметным стало сокращение продаж дорогих товаров, прежде всего, автомобилей, подряд в течение семи месяцев. Ожидания потребителей ухудшились на фоне колебаний рынка труда, цен на недвижимость, снижения реальных доходов.

В промышленном секторе в четвертом квартале 2008 г. объем инвестиций в основной капитал снизился почти на 16% — по отношению к 2007 г., и на 14% — по отношению к третьему кварталу 2008 г. Это связано с уменьшением объемов заказов на продукцию машиностроительной отрасли и на транспортное оборудование. Также уменьшились объемы производства в обрабатывающей и горнодобывающей промышленности — на 12,3%, при этом в декабре — на 19,8%.

Данные за март-апрель 2009 г., в целом, по сравнению с четвертым кварталом 2008 г., свидетельствуют о незначительном улучшении ситуации в первом квартале 2009 г. Улучшение (на 2%) наблюдается в гражданском строительстве (в январе — снижение на 9,3%, тогда как в декабре — на 16,2%), в коммерческом секторе (рост — 27,7% против 3,4% в декабре, из-за завершения налогового периода); в результате действий правительства произошло увеличение объемов заказов на строительные работы.

Некоторое улучшение, наблюдавшееся в январе 2009 г. в горной промышленности и обрабатывающей отрасли (+1,3%) связано с сезонными колебаниями, но, в сравнении с январем 2008 г., наблюдается падение на 25,6% — из-за уменьшения числа рабочих дней и резкого сокращения экспорта. Объемы отгрузки основной продукции снизились более чем на треть, в том числе автомобилей — на 49,4%.

Количество занятых в январе 2009 г. уменьшилось на 103 тыс. человек, в феврале — на 142 тыс. чел., основное снижение произошло в обрабатывающей промышленности — в связи с уменьшением экспорта и внутреннего спроса. При этом уровень безработицы повысился на 0,3% — до 3,6% по сравнению с декабрем 2008 г.; уровень занятости составил 57,3%, т. е. на один процент ниже, чем в январе 2008 г.

На финансовом рынке Южной Кореи также сохраняется нестабильность, что порождает весьма скептическое отношение к нему иностранных инвесторов, рекордными темпами распродающих акции национальных компаний на Корейской фондовой бирже. С начала 2008 г. и по октябрь превышение продаж корейских акций иностранцами над покупками составило 42,6 трлн. вон (29,59 млрд. долл. США по текущему курсу). такого Сеульская фондовая биржа не видела с самого своего основания в 1992 г. В результате корейский биржевой индекс KOSPI, в 2007 г. впервые преодолевший отметку в 2000 пунктов, опустился ниже 1000 пунктов. Начиная с ноября 2008 г. ситуация начала меняться в лучшую сторону, с ноября по март наблюдалось незначительное, в пределах 1%, увеличение нетто-покупок иностранных инвесторов.

Следует отметить, что в январе-феврале 2009 г. индекс деловой уверенности, по сравнению с предыдущими 14 месяцами, начал продвижение в положительную сторону — на фоне роста объема заказов в машиностроении, увеличения ликвидности финансовых институтов, снижения уровня учетной ставки. таким образом, меры, предпринятые правительством и направленные на стабилизацию финансового сектора и стимулирование инвесторов, уже начали приносить результаты.

По данным Министерства экономики знаний Южной Кореи, прямые иностранные Инвестиции в экономику по сравнению с предыдущим годом возросли в 2008 г. на 11,3%, составив 11,7 млрд. долл. США. Рост инвестиций по сравнению с предыдущим годом зафиксирован впервые с 2004 г., чему способствовала успешная реализация соответствующего плана, принятого правительством страны в мае 2008 г. В 2009 г. министерство планирует привлечь иностранные инвестиции на сумму 12,5 млрд. долл. США. В январе объем ПИИ составил 1,7 млрд., по сравнению с январем предыдущего года — снижение на 38,2%, при этом в январе 2008 г. (2,7 млрд. долл.) по сравнению с январем 2007 г. (1,5 млрд. долл.) рост составил 69,8%.

Следует учитывать, что Южная Корея и сама выступает достаточно крупным инвестором. В 2007 г. объем южнокорейских прямых инвестиций в зарубежные страны впервые превысил 20 млрд. долл. США, что стало результатом значительного укрепления курса национальной валюты, а также политики правительства по стимулированию инвестиций за рубеж.

корея финансовый кризис экономика

2.2 АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА И основные РЕЗУЛЬТАТЫ БОРЬБЫ С КРИЗИСОМ

По итогам первой и второй волн финансового кризиса правительствами большинства стран были предприняты меры, направленные на стабилизацию финансового и других секторов экономики. На преодоление финансового кризиса ведущие экономики мира уже затратили более 9,4 трлн. долл. США (данные на 10 ноября 2008 г.), что составляет 15% мирового ВВП. В целом, разброс расходов по странам необычайно велик — от 1% (Австралия, Дания) до 225% к ВВП (Ирландия). Расширенный перечень наиболее общих направлений государственной поддержки можно представить в следующем виде: поддержка финансовой и банковской системы; стимулирование внутреннего спроса; меры институциональной поддержки, в том числе — налоговые льготы; развитие инфраструктуры и энергетики; регулирование рынка труда и системы социальной защиты населения; поддержка жилищного строительства и рынка недвижимости, автомобилестроения, и в развивающихся экономиках дополнительно — поддержка сельского хозяйства, экспортоориентированных отраслей, малого бизнеса.

Так как мировой кризис резко отрицательно сказался, прежде всего, на финансовой системе, то первоочередные меры были предприняты именно в направлении стабилизации объемов ликвидности.

Следует отметить, что, начиная с сентября 2008 г., правительство Южной Кореи прилагает активные усилия к преодолению кризиса долларовой ликвидности. В октябре 2008 г. был обнародован комплексный план, направленный на преодоление глобального финансового кризиса, и включающий в себя ряд мер, способных свести к минимуму отрицательные последствия неблагоприятной ситуации, сложившейся в мировой банковской системе, на фондовых и валютных рынках.

Данные меры включают: гарантии отечественным банкам по зарубежным займам; поддержку ликвидности национальной валюты и американского доллара; меры по стабилизации фондового рынка; поддержку малого и среднего бизнеса, а также участие в международных антикризисных действиях.

государственные гарантии отечественным банкам по займам в иностранной валюте у зарубежных финансовых учреждений в объеме 100 млрд. долл. США сроком на три года будут распространяться на кредиты, взятые в определенный период, с учетом того, что внешние заимствования корейских банков, подлежащие выплате до конца июня 2009 г., достигают 80 млрд. долл. США. Еще 30 млрд. долл. США планируется направить непосредственно в банковский сектор — для поддержания адекватного уровня воновой ликвидности с помощью сделок репо, скупки государственных долговых обязательств и ускоренного выкупа стабилизационных облигаций, интервенций на валютной бирже — во избежание резких колебаний обменного курса воны.

необходимые средства предполагается взять из государственных валютных резервов, в дальнейшем они должны уменьшить дефицит наличной валюты в отечественных банках.

Около 760 млн. долл. США (1 трлн. вон) должны быть направлены в подконтрольный государству Индустриальный банк Кореи — для расширения программы кредитования малого и среднего бизнеса в регионах.

Для оптимального реагирования на вызовы глобального финансового кризиса в октябре 2008 года в Южной Корее был создан новый орган — Экономический консультативный совет, заседания которого проходят регулярно, не реже одного раза в месяц. вместе с тем, на Банк Кореи была возложена задача обеспечения достаточной ликвидности финансовой системы — в случае, если механизм банковского кредитования начнет давать сбои.

В конце декабря 2008 г. официально было объявлено о том, что кризис ликвидности преодолен и серьезных опасений по поводу его возврата — нет. Банки и другие финансовые учреждения аккумулировали значительные объемы валюты, на финансовый рынок ими не поставлявшейся. Это стало одной из причин резкого снижения курса национальной валюты.

В декабре 2008 г. комитет по финансовому контролю призвал банки поддержать малый и средний бизнес, активизировав выдачу кредитов на различные цели (по закону, банки в Южной Корее обязаны поддерживать сектор МСБ). В то же время, правительство, помогая банкам финансами, не призывает их спасать компании, неспособные выйти из кризиса. Напротив, следует оказывать поддержку тем структурам, у которых есть потенциальные возможности преодолеть временные трудности.

В этих условиях правительство Южной Корее предпринимает активные меры по продвижению краткосрочных проектов развития местной промышленности, способствующие созданию новых рабочих в сферах малого и среднего бизнеса. В этом плане Южная Корея также применяет опыт и других стран по преодолению кризиса, увеличивая производственные Инвестиции и стимулируя потребление.

В августе 2008 г. в Южной Корее было объявлено о начале осуществления «Плана реформ относительно государственных корпораций: создание более эффективной структуры управления» («The Reform Plan for Public Firms: Creating a More Efficient Management Structure»). основные задачи данного плана: приватизация и консолидация 105 корпораций; улучшение эффективности управления еще 69 компаниями; реструктуризация филиалов еще 132 компаний; повышение качества корпоративного управления, раскрытия информации; введение дифференцированной системы оплаты труда; сокращение затрат на фонд оплаты труда.

В качестве основных требований программы можно выделить следующее: а) организация процессов приватизации и продажи активов в течение 2009 г.; б) консолидация предприятий, которая должна проходить по утвержденному плану, совместными усилиями заинтересованных сторон; в) сокращение и объявление фонда занятости в соответствии с установленным уровнем, при возможности сокращения существующей численности работников вплоть до 2012 г.; г) обязанность компаний — участниц программы еженедельно предоставлять отчеты о реализации плана в Министерство стратегии и финансов и заинтересованные министерства, а также Управление государственных учреждений.

В результате реализации данной программы предполагается сформировать систему аутсорсинга непрофильных функций корпораций, реализовать непрофильные активы частному сектору, сократить количество филиалов и дочерних подразделений, с сокращением на 10% численности занятых и фонда заработной платы.

В соответствии с планом, вводятся дифференцированные системы оплаты труда: «предельная зарплата», годовая оплата труда, оплата по трудовому вкладу. дополнительно устанавливаются требования к общественному раскрытию информации: периоды — каждые три месяца; количество пунктов — 33 вместо 27; подробное представление данных о программах переобучения, уровне стартовой зарплаты, аффилированных лицах, расходах на социальную ответственность, заграничных командировках руководства, аудиторских заключениях, объемах и направлениях вложения государственных инвестиций для госкорпораций; оценка эффективности бизнеса, деятельности профсоюза, включая содержание коллективного договора.

Сведения о компаниях, предоставляющих недостоверную или ложную информацию, размещаются в системе Alio (All Public Information in One // www.alio.go.kr) и на собственных веб-сайтах компаний.

Малые предприятия, с численностью занятых менее 50 человек, могут принимать указанные требования добровольно — после консультаций с соответствующими министерствами.

Программа реструктуризации госкомпаний — четвертая с начала 2008 г. мера в области преодоления глобального финансового кризиса и улучшения экономической ситуации в стране, предпринятая правительством. В ноябре 2008 г. также был одобрен законопроект, дающий возможность для приватизации государственных банков.

В связи с кризисом программу «747», предложенную президентом Ли Мен Баком, пришлось корректировать. (Ли Мён Пак пообещал обеспечить 7-процентный ежегодный экономический прирост (по итогам 2007 г. около 4-4.3 %), довести южнокорейский ВНП на душу населения до 40 000 долларов США (2007 г.- около 20000 долларов США) и в течение ближайших 10 лет войти в число семи ведущих экономик мира.) В результате появилась программа антикризисных мер и экономического развития Республики Корея до 2018г. «New Growth Engines Initiative» («Инициатива новых источников роста»), которая переплетается с программой 747.

Только на разработку новой программы правительством было выделено 5,48 млрд. долл. США. Инвестиции в частный сектор, а также в новую схему его развития в рамках антикризисной программы составят, соответственно, 68,4 млрд. долл. и 74,7 млрд. долл. США, что, по расчетам, должно увеличить объем выпускаемой продукции в частном секторе экономики со 116 млрд. долл. США в 2008 г. до 253 млрд. долл. к 2013 г. Предполагается увеличение экспорта — со 120,8 млрд. долл. США в 2009 г. до 306,9 млрд. долл. США к 2013 г., и 795,4 млрд. — к 2018 г.

Приоритетные проекты в 22 отраслях объединены в 6 групп: 1) энергетика и охрана окружающей среды; 2) транспортная система; 3) новые информационные технологии (IT); 4) новые разработки в интеграционной индустрии; 5) биоиндустрия; 6) научно-исследовательская работа. По мере реализации программы Южная Корея предполагает преодолеть позиционирование страны в качестве активного импортера новейших технологий и ноу-хау.

В целом, план реструктуризации экономики направлен на оценку степени риска и оказание поддержки жизнеспособным компаниям и предприятиям, обладающим потенциалом конкурентоспособности в посткризисном развитии. особое внимание уделяется реструктуризации крупных корпораций (чеболей) с последующей их приватизацией.

Среди мер, направленных на преодоление финансового и экономического кризиса, принятых в 2009 г., можно выделить пакет финансовых стимулов в размере 51,3 трлн. вон (5,8% ВВП), включающий, в том числе, снижение налогов (35,3 трлн. вон) и государственные расходы (16 трлн. вон). Для поддержания валютной ликвидности Южная Корея обладает резервами в размере 201,7 млрд. долл., кроме того, объем государственных гарантий по займам банков составит до 100 млрд. долл. США, а на прямое предоставление иностранной валюты предусмотрено 55 млрд. долл. США. дополнительно заключены соглашения по линии валютных «свопов» в сумме 90 млрд. долл. — с США, Японией и Китаем. Также увеличен Стабилизационный фонд иностранной валюты — с 10 до 20,6 трлн. вон.

создан также Стабилизационный фонд рынка облигаций в размере 10 трлн. вон, ориентированный на поддержку сектора МСБ и эмитентов кредитных карт. Предоставлены налоговые поощрения для увеличения срока владения облигациями. В банковском секторе для поддержания финансовой стабильности создан Фонд рекапитализации банков в размере 20 трлн. вон — с участием Банка Кореи, Банка развития и частных инвесторов. Правительство планирует создать ещё один фонд на общую сумму 40 трлн. вон — для выкупа «плохих» корпоративных долгов.

В сфере продвижения экспорта будет и далее развиваться государственно-частное партнерство, объем страхования экспорта составит 190 трлн. вон — против 130 трлн. в 2008 г. особое внимание будет уделено поддержке экспорта услуг, в том числе, образовательных и медицинских, привлечению потенциальных инвесторов в эти секторы экономики.

В сфере подготовки кадров выделяется направление по созданию рабочих мест по программе двигателей будущего роста и программе мирового лидерства, а также в частном и государственном секторах (молодежная практика, сфера социального обслуживания). Особое место в данном направлении занимает реализация нового курса Зеленой стратегии — с созданием необходимой инфраструктуры, развитием технологий с предоставлением компаниям, создающим рабочие места, прямой ликвидности от Банка развития (всего 10 трлн. вон).

Для малого и среднего бизнеса, составляющего основу «внутренних» отраслей промышленности, предусмотрено предоставление дополнительной помощи в размере 50 трлн. вон — через государственные банки, на основе оценки степени риска и жизнеспособности предприятий.

Поддержка строительного сектора также основана на оценке рискованности компаний. При этом надежные компании будут поддержаны банками, потенциально рисковые — банками и государством, вполне жизнеспособные будут реструктуризированы, остальные — ликвидированы.

В целом, можно отметить, что главным направлением антикризисных мер правительства Южной Кореи в процессе стабилизации национальной экономики по-прежнему остается активная инвестиционная политика государства. По каждому из направлений, равно как и в программах нового роста и зеленого роста, четко выделены инвестиционные приоритеты.

Южнокорейское правительство, помимо мер по преодолению кризиса внутри государства, предприняло шаги, направленные на активизацию международного сотрудничества с 20-ю странами с крупнейшими мировыми экономиками, а, кроме того, объявило о том, что будет продолжать укреплять региональные связи, сосредоточенные вокруг Южной Кореи, Китая и японии.

Здесь, прежде всего, имелось в виду, что Южная Корея продолжит распространение схемы двусторонних валютных своп-операций на страны G-20, а в пределах АТР — приложит усилия по скорейшей реализации планов в рамках «Инициативы Чиангмай».

кроме того, южнокорейское правительство решительно настроено осуществить подписание договора о свободной торговле с оставшимися странами Восточной Азии (блок ASEAN): с Китаем — в 2010 г., с Индией, Австралией — в 2011-м, с Японией — в 2012 г. С другими странами блока договор был подписан ранее.

опубликованные 20.01.2010 результаты ежегодного исследования американского фонда Heritage Foundation и газеты The Wall Street Journal представляют рейтинг самых свободных экономик мира на основе расчетов по десяти основным категориям, которые учитывают, в частности, степень экономических, торговых свобод, инвестиционной открытости, вмешательства государства в экономику, фактор коррупции и прочее. авторы исследования констатируют, что в кризисный 2009 год уровень экономических свобод снизился, что объясняется более сильным вмешательством государств в экономику стран в период рецессии.

Некоторые страны, в частности, великобритания и Китай, последовали примеру Америки и тоже существенно ограничили экономическую свободу. В тоже время многие страны, такие как Польша, республика Корея, Мексика, Япония, Германия и Франция, сохранили или даже расширили экономические свободы в своих странах, несмотря на глобальный кризис. Не обращая внимания на спад, эти страны продолжали либерализацию своих экономик, предоставляя предпринимателям и потребителям большую свободу в действиях.

В правительственном сообщении от 2010-01-07 говорилось, что отечественная экономика Южной Кореи пережила худший момент глобального экономического спада, но признаки неоперившегося восстановления экономики еще не тверды. Министерство Стратегии и финансов подчеркнуло в сообщении, что экономика пережила худшую фазу кризиса со стабилизировавшимся финансовым рынком и недавними индикаторами, указывающими на восстановления в производстве, инвестициях, и экспорте, но все еще трудно сказать, что основа для полного восстановления прочна.

Оценивая действия южнокорейского правительства, Директор международного Валютного Фонда Доминик Штраус-Кан отметил, что меры являются очень подходящими и способствуют повышению доверия к финансовой системе и надежным макроэкономическим основам Республики Корея.

таким образом, можно сделать следующие выводы:

В южнокорейской экономике под воздействием мирового финансового кризиса наблюдаются падение цен на акции, рост обменного курса валюты и нестабильность основных показателей. Финансовая нестабильность снижает рост, усугубляет безработицу и распространяется на сектора реальной экономики. В ответ на это южнокорейское правительство определило основные принципы выхода из нынешнего кризиса путем упреждающих, решительных и достаточных мер и осуществляет программу таких мер, используя различные инструменты политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Республика Корея быстрыми темпами интегрировалась в мировую экономику с самого начала кризиса 1997 г. Правительство предложило новую модель развития, которая включает повышение качества ведения деловой практики до мировых стандартов, развитие трудовых ресурсов и технологий и повышение эффективности институционных структур.

Опыт Республики Корея представляется интересным для стран, осуществляющих всестороннюю системную модернизацию, показывая основные пути и механизмы формирования «экономики знаний» и эффективность тех или иных мер по активизации инновационной деятельности при разработке собственной национальной стратегии индустриализации в нынешних условиях.

В южнокорейской экономике под воздействием мирового финансового кризиса наблюдаются падение цен на акции, рост обменного курса валюты и нестабильность основных показателей. Финансовая нестабильность снижает рост, усугубляет безработицу и распространяется на сектора реальной экономики. В ответ на это южнокорейское правительство определило основные принципы выхода из нынешнего кризиса путем упреждающих, решительных и достаточных мер и осуществляет программу таких мер, используя различные инструменты политики.

таким образом, можно отметить, что действия правительства по преодолению последствий кризиса носят достаточно решительный характер и, опираясь на опыт, полученный в 1997 г., Южная Корея стремится не только противостоять негативному влиянию, но и активно реализовывать перспективные стратегические планы по развитию источников будущего роста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абдурасулова Д. Промышленная Политика Южной Кореи // Экономист. — 2009. — N 1. — С.57-65.

2.Абдурасулова Дж. Республика Корея: промышленная политика в условиях глобализации // мировая экономика и международные отношения. — 2009. — N 5. — С.100-107.

.Абишева М.А., Рахимжанова А.Ж. основные МЕРЫ ВЕДУЩИХ ГОСУДАРСТВ МИРА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО финансового КРИЗИСА // Информационно-аналитический журнал «Analytic». -2009. — №1. — С.23

.Вступительная речь Посла на брифинге, посвященном ситуации на Корейском полуострове (18 декабря 2008 года) #»justify»>.Гил, К.С. Эволюция внешнеэкономической стратегии развития Республики Корея: дисс. канд. экон. наук: 08.00.14 / К.С. Гил. — Минск, 2007. -140с.

.Гладков И.С. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: Дашков и Ко, 2003. — С. 105.

.Гладков И.С. Опыт антикризисного управления в республике Корея // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. — №5. — С.14-17

8.Димитров, Д.И. Внешнеэкономическая Политика Республики Корея в начале XXI в.: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.14 / Д.И. Димитров. — М., 2009. — 20с.

9.Павлов В. Азия открыла второй фронт // Ежедневная деловая газета РБК daily <HTTP://rbcdaily.ru/2008/10/10/world/384691>

.Петров Л. Южнокорейский план 747 между небом и землёй. // Журнал КоммерсантЪ-ежемесячное издание для руководителя «Восточный базар». — 2008. — №107. — С.56-58

.Суслина С.С. Республика Корея и мировой финансовый кризис // «Мировое и национальное хозяйство» издание МГИМО (У) МИД россии №8. — 2009. — http://www.mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=102

.Федоровский А. Реформы продолжаются // Азия и Африка сегодня. — 2009. — N 11. — С.24-26.

.экономическая политика Республики Корея после финансового кризиса 1997 г. // Энергия: Экономика, техника, экология. — 2008. — N 1. — С.56-60.

.Южная Корея прошлая худшую стадию финансового кризиса http://news.xinhuanet.com/english/2010-01/07/content_12770628.htm

.развития (Korea Development Institute) http://www.kdi.re.kr

.Министерство стратегии и финансов РК

.Материалы сайта HTTP://www.infokorea.ru/facts/economy/growth.php

.Материалы сайта http://world.kbs.co.kr/english/

.Материалы сайта HTTP://www.infokorea.ru/facts/economy/perspective.php

23.Business Korea. — September, 2004. — Р. 15, 28-33.

.B.J. Song; D.Lim. Korean Industry vision 2020 and megatrends // KIET Industrial Economic Review. No. 1. 2006. P. 10.

.Country Studies: South Korea // The Economist (10 апреля 2009).

.The Han kook Ilbo. January 10, 2000; Business Korea. 2000. — Vol. 17. — № 9. — Р. 8-10.

.Y.S. Kim. Regional Industrial Policy in Korea — its outcomes and implications // КГЕТ Industrial economic review. No. 2. 2008. P. 20.

.World.kbs.co.kr 25.01.2009. // Информационно-аналитический журнал «Analytic». — 2009. — №3. — С.17-23

.Хангуг тхонге вольбо (Статистический ежемесячник РК). — Сеул. — Р. 207, 246.

Учебная работа. Южная Корея в условиях финансового кризиса