Учебная работа. Юнеско и Казахстан. Образовательно-культурное сотрудничество

Юнеско и Казахстан. Образовательно-культурное сотрудничество

Введение

Актуальность дипломной работы. Дипломная работа посвящена истории становления и развития сотрудничества независимого Казахстана с одной из ведущей международной организаций — ЮНЕСКО, являющейся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций в сфере образования, науки и культуры.

Актуальность исследования истории сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО обусловлена постоянно расширяющимися направлениями международного сотрудничества независимого Казахстана, как с государствами, так и с международными организациями. Казахстан является полноправным членом более чем 60 международных организаций глобального, регионального и субрегионального уровня. В исторической науке назрела необходимость в глубоком и разностороннем изучении тех процессов в новейшей истории независимого Казахстана, которые позволили молодому государству достичь ряда положительных результатов в своем развитии. Следует отметить, что из множества факторов, повлиявших на развитие казахстанского общества, в данной работе выделен — аспект образования в контексте международного сотрудничества с одной из авторитетнейших всемирных организаций в сфере образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Данная организация, имея более чем шестидесятилетний опыт работы, большой штат специалистов и огромное количество приверженцев, на практике продемонстрировала всю мощь своей стратегии, силу реализуемых программ и проектов. Сотрудничество с ЮНЕСКО помогло многим странам преодолеть трудности в построении государственности и приобщиться к общемировому опыту. Для нашей республики данное сотрудничество открывает новые возможности для построения светского, интеллектуального и отвечающего всем современным требованиям общества. одновременно, исторический ракурс исследования, позволяет рассмотреть опыт развития мирового образовательного процесса и участие в нем ЮНЕСКО, проблемы и противоречия в сфере образования и становления основных направлений политики в данной области. Образование, став неотъемлемым правом каждого человека, приводит к революционным изменениям в сознании людей, общества и мира в целом, а это, в свою очередь, также имеет большое значение для дальнейшего развития независимого Казахстана.

мысль о принципиально важной роли образования для успешной интеграции Казахстана в мир глобальных международных рынков и социальных процессов была озвучена в 2004 г. в Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» и усилена в Послании Президента 2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» [1, с.3].

Актуальность темы находит свое отражение также в том, что в контексте современных международных отношений в сотрудничестве Казахстана с ЮНЕСКО заложен огромный потенциал. В этой связи представляется значимым исследование истории становления и развития отношений между Республикой Казахстан и ЮНЕСКО, использование на практике полученных в ходе изучения и анализа данных для повышения возможностей реализации казахстанских интересов в ЮНЕСКО, а также для выработки перспективных направлений сотрудничества с Организацией. Наряду с этим, данная тема представляет Интерес и в научном плане, поскольку, несмотря на наличие отдельных статей, и исследований по тематике функционирования ЮНЕСКО и сотрудничества с ней Республики Казахстан в сфере образования, она не являлась предметом специального комплексного изучения казахстанских авторов.

Историография дипломной работы. В настоящее время в условиях нового периода развития общества, особое внимание со стороны многих авторов уделяется важности и необходимости совершенствования системы образования. Роль ЮНЕСКО в системе образования с каждым годом возрастает, что приводит к повышению к ней интереса со стороны исследователей. История формирования и развития Организации, ее деятельность и осуществляемое ею международное сотрудничество представлены в трудах разных поколений исследователей из различных стран.

В целях отражения концептуальной основы казахстанской стратегии развития и формирования внешнеполитического курса страны были рассмотрены работы Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева представленные и как отдельные издания, и как выступления или послания [2, с.4]. Рассматривая отечественную историографию, можно выделить ряд крупных работ, в которых была дана оценка, наряду с оценкой внешнеполитического курса Казахстана, его непосредственному сотрудничеству с отдельными международными организациями. Так, например, в работах разных лет министра иностранных дел Республики Казахстан К.К. Токаева раскрыты факторы, которые оказали влияние на формирование концепции внешней политики страны, на отношения с различными странами мира и с международными организациями, в том числе с ЮНЕСКО[3].

обширный фактологический и практический материал представлен в работах А.Х. Арыстанбековой. Ее монография «Объединенные нации и Казахстан» [4], и последовавшее за ней диссертационное исследование «Казахстан и Организация Объединенных Наций: история, проблемы, перспективы» [5], стали первыми исследованиями, посвященными непосредственному сотрудничеству Казахстана с ООН. Книга «Казахстан в ООН: история и перспективы» [6], позволила ознакомиться с историей создания всемирной организации и с основными направлениями сотрудничества Казахстана с ООН. В монографии А.Х. Арыстанбековой «Глобализация» [7], автор наглядно представила анализ нового явления в мировой практике построения и развития общества, основанного на знаниях, как залоге успешного развития. В ней также подробно рассматриваются вопросы глобализации и их влияние на формирование нового мирового порядка. Также была использована диссертационная работа А.М. Алиева «Казахстан-ЮНЕСКО: аспекты культурного сотрудничества», которая интересна тем, что в ней впервые в казахстанской науке была предпринята попытка анализа сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО в культурном аспекте [8]. Для понимания особенностей сотрудничества Республики Казахстан с международными организациями в рамках внешнеполитического курса страны были изучены работы казахстанских исследователей, посвященные отдельным аспектам внешней политики Казахстана. Так, в работе К.Х. Абусеитова «Женева — центр многосторонней дипломатии» [9], представлены подробные данные по всем организациям системы ООН в Женеве, в том числе аспекты сотрудничества Республики Казахстан с международными организациями.

Монография З.А. Бектеповой «Республика Казахстан и международные организации: состояние, тенденции и перспективы внешнеполитического сотрудничества» [10] посвящена анализу политических процессов становления и развития внешнеполитического сотрудничества Казахстана с международными организациями.

В перечисленных работах сотрудничество Казахстана с ЮНЕСКО рассматривается как составная часть международных экономических, политических, торговых, научных и культурных контактов нашей страны, однако специального, целенаправленного описания и анализа данного сотрудничества в них не дается. Аспект культурного сотрудничества Казахстана и ЮНЕСКО хорошо представлен в ряде периодических изданий. В них имеются информационные статьи и интервью, посвященные основным событиям, происходящим в рамках сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО.

По рассматриваемому вопросу в 2001 г. Министерство иностранных дел Республики Казахстан и Бюро ЮНЕСКО в г. Алматы издали в качестве статистическо-информационного материала брошюру под названием «Сотрудничество Казахстана с ЮНЕСКО. Хроника развития отношений (1991-2001 гг.)». В ней подробно и последовательно перечислены все совместно проведенные мероприятия, семинары и встречи граждан нашей республики с представителями ЮНЕСКО.

Информация, содержащаяся в брошюре, позволила проследить процесс установления отношений Казахстана с этой Организацией [11]. Во многих работах аспект сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО представлен с точки зрения комплексного международного сотрудничества нашей страны со всеми международными субъектами в рамках системы образования.

Так, в кандидатских диссертациях А.М. Рахимжанова [12], А.С. Жумадиловой [13], дан анализ поэтапного развития системы образования Казахстана, при этом деятельность ЮНЕСКО в сфере образования республики рассматривается в них главным образом через призму общего международного сотрудничества нашего государства.

В проделанной позже работе Г.В. Уранова «ЮНЕСКО. К 40-летию деятель» и написанной им же в соавторстве с Н.М. Канаевым монографии «ЮНЕСКО 40-лет» [14], данный пробел был ликвидирован.

В обоих изданиях особое внимание было уделено практической деятельности Организации в течение сорока лет после ее создания. Более того, в труде Г.В. Уранова особый интерес представляет исследование вопроса участия ЮНЕСКО в решении роблем и повышении эффективности массовой информатизации и коммуникаций [15].

В работах Г.В. Шведова [16], Е.А. Шибаева [17], Г.И. Морозова [18], ЮНЕСКО была представлена как независимая и самостоятельная организация в системе ООН. Однако ни одна из данных работ не отражала особых полномочий ЮНЕСКО. Организация была представлена здесь в качестве объекта сравнения, а ее деятельность рассматривалась в виде вспомогательного средства в улучшении работы ООН в целом.

В них в основном был раскрыт культурно-гуманитарный облик Организации, а не ее конкретная деятельность в сфере образования. много работ посвящено международным организациям, их правосубъектности, структуре, компетенции и различным аспектам деятельности. К первым исследованиям внутреннего права современных международных организаций, в первую очередь, системы ООН, относятся работы К.П. Рубаника «Международно-правовые проблемы ЮНЕСКО» [19], Ю.А. Сарвиро «Практика разрешения споров между ЮНЕСКО и ее персоналом» [20].

Среди работ правового характера есть и такие, которые рассматривают вопрос образования и сотрудничество в сфере образования с юридической точки зрения. Так, в работе Л.А. Струценко «влияние международных проектов в области образования на формирование ценностного отношения молодежи к Правам Человека» [21]. Вместе с тем остается нерешенным ряд проблем, в области сотрудничества Республики Казахстан с Юнеско.

Объектом дипломной работы стали исторические события, характеризующие процесс сотрудничества и взаимодействия Республики Казахстан и ЮНЕСКО в одной из основных сфер ее деятельности — образовании и культуры.

Предметом дипломной работы являются деятельность ЮНЕСКО в сфере образовательно-культурного сотрудничества и комплекс мер по его улучшению взаимодействия в рамках образовательно-культурного сотрудничества в отношениях Казахстана и ЮНЕСКО.

Научная новизна дипломной работы заключается в том, что впервые в отечественной исторической науке предпринята попытка провести комплексное исследование и дать целостный, обобщающий анализ историческим вопросам сотрудничества Республики Казахстан с ЮНЕСКО в сфере образования и культуры. кроме того, научная новизна исследования состоит в том, что в работе были определены и проанализированы историко-теоретические основы деятельности ООН и ЮНЕСКО в сфере образования и культуры, проанализирована работа ЮНЕСКО по разработке международных норм и обобщен опыт международного сотрудничества в области образования; исследована история открытия подразделения ЮНЕСКО в Казахстане и национальной Комиссии по делам ЮНЕСКО в РК; в ходе систематизации, анализа и обобщения изученного источникового материала показаны основные результаты реализуемых программ ЮНЕСКО в Казахстане.

Целью дипломной работы является комплексное исследование проблем по истории сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО в сфере образования и культуры, как специализированного учреждения ООН, и исследование влияния образования на развитие государства. В связи с тем, что рассматриваемая проблема является многоплановой, в соответствии с данной целью в дипломной работе ставятся следующие задачи:

дать исторический экскурс вклада международных организаций в развитие системы образования;

рассмотреть историю развития деятельности ЮНЕСКО как Всемирной Организации в сфере образования и культуры;

проанализировать в ретроспективе особенности взаимоотношений Казахстана и ЮНЕСКО на примере сотрудничества в сфере образования;

проанализировать образовательные программы ЮНЕСКО, реализуемые в Казахстане;

сделать выводы и сформулировать практические рекомендации по углублению процесса сотрудничества Казахстана с ЮНЕСКО в целом.

Методологическая и теоретическая основа дипломной работы. Теоретическую основу составляют концепции, декларации, конвенции о защите мирового и культурного наследия, решения, развития образования и культуры. Методологическую основу дипломной работы составляет метод системного подхода, сравнительно-исторический метод, структурно-функциональный анализ, а также методы синтеза и анализа эмпирических исследований. Сочетание указанных методов позволило осмыслить деятельность ЮНЕСКО в свете ее исторического прошлого и проанализировать последующее развитие процессов сотрудничества ЮНЕСКО и Казахстана. казахстан культурное сотрудничество

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при выработке приоритетов в развитии сотрудничества в сфере образования как в Республике Казахстан, так и во всем Центрально-азиатском регионе. Фактический материал будет интересен значительному кругу читателей — от специалистов: историков, востоковедов, политологов, социологов и практиков до представителей широкой общественности, интересующихся Деятельностью ЮНЕСКО в сфере образования и культуры в Республике Казахстан. Также материалы, научные выводы и рекомендации могут быть использованы для разработки новых учебных пособий и курсов лекций по истории сотрудничества Казахстана с международными организациями, истории Казахстана, истории международных отношений и внешней политики РК.

структура дипломной работы. Цели и основные задачи, поставленные в исследовании, определили структуру и логику изложения дипломной работы, которая состоит из введения, основной части, состоящей из 2 глав и 6 подразделов, заключения и списка использованных источников.

1. Исторические аспекты развития ЮНЕСКО

.1 История возникновения и становление организации (конец XVIII в. -1946 г.)

сейчас, в эпоху глобализации, эпоху формирования многополярного и многокультурного мира, понимание того, что образование должно не только обучать, но и формировать целостную личность, является актуальным и бесспорным. Актуальным оно является и для международных организаций, работающих в данной сфере. На современном этапе образование не следует отождествлять лишь с формальным школьным и вузовским обучением — правильнее будет относить к нему любую деятельность, которая имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидуумов путем передачи им новых знаний, развития у них новых умений и навыков. Как отмечается в докладе ЮНЕСКО «учиться быть», образование не должно больше ограничиваться стенами школы [22, с. 14]. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.

идея создания международной организации для сотрудничества в области образования восходит к концу XVIII — началу ХIX столетия. Видный французский публицист, основатель сравнительной педагогики Марк-Антуан Жюльен Парижский (1775 — 1848) еще в 1817 г. призывал «организовать под покровительством и при поддержке одного или нескольких монархов, а также при содействии уже существующих просветительских обществ Специальную комиссию по образованию» [22, с.15].

Активный участник великой французской революции пропагандировал идеи международной солидарности, мира и сотрудничества между европейскими народами. По его инициативе было создано Французское общество объединенных наций, которое можно рассматривать в качестве одного из первых предшественников ЮНЕСКО. Предвосхитив многих европейских мыслителей, он сделал вывод о том, что сотрудничество государств в области образования — это лучший способ достичь всеобщего согласия и первый шаг к политическому взаимопониманию.

Пол века спустя, многие деятели культуры и просвещения обращались к политикам с призывами осознать ту роль, которую способно сыграть образование во взаимопонимании между народами и в сохранении мира на Земле. среди них можно назвать немца М.Курнига, разработавшего в 1904 г. проект международного педагогического консультативного центра. Он писал: «каждая новая война, в которую ввергаются народы или к которой они готовятся, — это результат осязаемого отсутствия международного единения в сфере образования» [22, с. 16]. (сорок лет спустя эта мысль будет повторена в первой статье Устава ЮНЕСКО.)

Начало первой мировой войны помешало реализации многих проектов, но в первые же годы после заключения Версальского мирного договора и подписания Устава Лиги Наций 44 государствами в 1919 г. проблема включения культуры и образования в сферу международной деятель по лижению и взаимному пониманию народов с целью сохранения мира зазвучала с новой силой [22, с. 17].

В 1922 г. по предложению французского государственного деятеля Леона Буржуа Лига Наций учредила Международный институт по интеллектуальному сотрудничеству в составе 12 человек. В работе комиссии приняли участие крупнейшие ученые, такие, как французский философ Анри Бергсон, её первый председатель; один из создателей учения о радиоактивности; великий физик теоретик Альберт Эйнштейн и другие. финансовые возможности Комиссии были более чем скромными: Лига Наций намеренно ограничивала её деятельность, рассматривая вопросы культуры и образования в качестве прерогативы современных государств-членов. Поэтому на первых порах ее деятельность сводилась к переписке и проведению ежегодных дискуссий, не имевших практических результатов. однако о том, насколько были близки устремления участников Комиссии идеям, заложенным в учредительных документах будущей ЮНЕСКО, можно судить по их заявлениям на ассамблеях Лиги Наций: «здесь много говориться о проблеме безопасности, но существует лишь одна абсолютная гарантия сохранения мира на земле: та, что коренится в умах и доброй воле людей. Это не соглашения, не договоры, не дипломатический инструментарий, не ограничение вооружений, но — образование, обмен идеями, взаимное знание, понимание и уважение» [22, с.18]. В ответ на просьбу Комиссии о помощи и содействии французское правительство предложило учредить в Париже Международный институт интеллектуального сотрудничества, обязуясь финансировать его деятельность. В 1926 г. решением Ассамблеи Лиги Наций эта организация была создана. Получив необходимую материальную базу и назначив постоянно действующий секретариат, Институт смог перейти к первым практическим шагам по развитию международного сотрудничества в области культуры. Его семь отделов занимались решением следующих вопросов: общими проблемами, межуниверситетскими контактами, связями между библиотеками и научными союзами, юридическими вопросами, касающихся интеллектуальной собственности и условий труда ученых и творческих работников, переводом литературных произведений и межгосударственным обменом ими, музеями и сотрудничеством в области искусства, связями с прессой и другими средствами массовой информации. Благодаря кругу обозначенных вопросов в общих чертах вырисовывались контуры будущей организации. Институт просуществовал до 1939 г. В своих документах он во многом предвосхитил те доводы, которые прозвучали позднее в пользу создания межправительственной организации, которой должна была стать ЮНЕСКО [22, с. 19].

В этот же период в Женеве функционировало на правах неправительственной организации созданное в 1925 г. благодаря поддержке Института Жан — Жака Руссо при Женевском университете Международное бюро просвещения. В 1929 г. представители ряда государств встретились здесь для выработки и принятия нового Устава этой организации, в результате чего она фактически обрела межправительственный характер. Но и в новом качестве Бюро сохранило свою независимость от Лиги Наций. главное отличие — поставленные цели. Так основными задачами Бюро были: обработка информации по всем вопросам, связанным с просвещением; сбор сведений по проблемам обучения в государственных и частных учебных заведениях; осуществление теоретических и статистических исследований в области образования.

Во время второй мировой войны масштабы деятельности Бюро резко сократились. Организация сосредоточила свои усилия на оказании культурной помощи военнопленным.

Эти две организации можно рассматривать в качестве ближайших предшественников ЮНЕСКО [22, с.20].

В 1942 г. в разгар второй мировой войны правительства европейских стран, сражающиеся с нацистской Германией, и их союзники собираются в великобритании на Конференцию министров образования стран-союзников. война еще далека от завершения, но страны уже беспокоит вопрос о восстановлении систем образования с наступлением мира. В очень короткие сроки проект приобретает всемирные масштабы. новые государства, в том числе Соединенные Штаты Америки, изъявляют желание участвовать в этой работе [23, с.24]. Это говорит о возросшем авторитете и значимости проводимых мероприятий.

В 1942 году была создана Международная конференция министров образования восьми европейских государств (Бельгии, Греции, Нидерландов, Норвегии, Польши, Чехословакии, Франции, Югославии).

Организации. Генеральная конференция собирается раз в два года, и в ее работе участвуют государства-члены и члены-сотрудники. Для участия в работе Генеральной конференции также приглашаются в качестве наблюдателей государства, не являющиеся членами ЮНЕСКО, межправительственные организации, неправительственные организации и фонды.

Каждое бюджет. Генеральная конференция определяет направление и общую линию деятель ЮНЕСКО. Она принимает программу и бюджет ЮНЕСКО на последующие два года. Она избирает членов Исполнительного совета раз в четыре года и назначает Генерального директора. Рабочими языками Генеральной конференции являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

На конференции предполагалось обсудить пути преодоления ущерба, нанесенного войной делу образования в Европе. однако запланированная как единовременное мероприятие, она вылилась в систематические встречи вплоть до декабря 1945 года. Росло число участников форума: США и СССР присоединились к нему в качестве наблюдателей в мае 1943 года; Китай, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский союз, Индия — в июле того же года. Начав с обмена информацией о состоянии школьных зданий, наличии учебной литературы, численности педагогических кадров и планирования послевоенного устройства систем образования, участники Конференции все больше склонялись к объединению усилий в этой сфере [23, с. 25].

большой интерес к работе Конференции проявили многочисленные неправительственные ассоциации интеллектуалов из разных стран, которые не прекращали своей деятель во время войны. Среди наиболее влиятельных можно назвать английский совет по образованию для мирового гражданства (Council for Education in World Citizenchip), Британскую ассоциацию научного прогресса (British Association for Advancement of Science), участником которой был Джулиан Хаксли, впоследствии первый Генеральный директор ЮНЕСКО. Комитет образования по перестройке образования и другие. По их инициативе на рассмотрение Конференции было вынесено предложение о создании международной организации для сотрудничества в области образования. С целью его дальнейшей разработки в мае 1943 года в рамках Конференции был создан специальный комитет.

Надзор за надлежащей реализацией решений Генеральной конференции и подготовку ее работы осуществлял Исполнительный совет <#"justify">Назарбаев Н.А. Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций. — Астана, ТОО «АРКО», 2008. — С.264.

Назарбаев Н.А. Казахстан — 2030. процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. — Алматы: Атамұра, 1997. — 66 с.

Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. — Алматы: Білім, 1997. — 736 с.

Арыстанбекова А.Х. Объединенные нации и Казахстан. — Алматы: Дайк-Пресс, 2002. — 432 с.

Арыстанбекова А.Х. Казахстан и Организация Объединенных Наций: история, проблемы и перспективы: дис. док. ист. наук. — Алматы: Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова МОН РК, 2003. — 347 с.

Арыстанбекова А.Х. Казахстан в ООН: история и перспективы. — Алматы: Дайк-Пресс, 2004. — 434 с.

Арыстанбекова А.Х. Глобализация. — Алматы: Дайк-Пресс, 2007. — 304 с.

Алиев А.М. Казахстан-ЮНЕСКО: аспекты культурного сотрудничества: дис. канд. ист. наук. — Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2003. — 132 с.

Абусеитов К. Женева — центр многосторонней дипломатии. — Алматы: Дайк-Пресс, 2005. — 152 с.

Бектепова З.А. Республика Казахстан и международные организации: состояние, тенденции и перспективы внешнеполитического сотрудничества. — Алматы: КазНПУ им. Абая, 2008. — 152 с.

Сотрудничество Казахстана с ЮНЕСКО. Хроника развития отношений. — Алматы: Центр внешней политики и анализа, 2002. — 41 с.

Рахимжанов А.М. История развития системы образования Республики Казахстан в десятилетний период ее становления и независимости (1991-2001 гг.): дис. канд. ист. наук. — Костанай: Костанайский государственный университет им. Ахмета Байтурсынова, 2001. — 118 с.

Жумадилова А.С. Международное сотрудничество Республики Казахстан в сфере образования (1991-2001 гг.): дис. канд. ист. наук. — Алматы: Институт истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова МОН РК, 2004. — 128 с.

Уранов Г.В., Канаев Н.М. ЮНЕСКО 40-лет. — М.: Знание, 1996. — 64 с.

Уранов Г.В. ЮНЕСКО: к 40-летию деятель. — М.: Международные отношения, 1986. — 128 с.

Шведов Г.В. ООН по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО) // международный политико-экономический ежегодник. — М., 1990. — 254 с.

Шибаев Е.А. специализированные учреждения ООН. — М.: Международные отношения, 1996. — 275 с.

Морозов Г.И. Организация Объединенных Наций. — М.: ИМО, 1992. — 167 с.

Рубаник К.П. Международно-правовые проблемы ЮНЕСКО. — М.: Международные отношения, 1969. — 165 с.

Сарвиро Ю. А. Практика разрешения споров между ЮНЕСКО и ее персоналом. Гражданское и гражданское процессуальное Право в России и зарубежных странах: тенденции развития и перемены: Сборник статей / редкол.: В.В. Безбах, Е.П. Ермакова, Е.В. Ситкарева. — М.: МАКС Пресс, 2010. -361 с.

Струценко Л.А. влияние международных проектов в области образования на формирование ценностного отношения молодежи к Правам Человека. М., 2009. -350 с.

Документационный центр Штаб-квартиры ЮНЕСКО. устав ЮНЕСКО.// Руководство Генеральной конференции. — Париж: ЮНЕСКО, 2002. — 207 c.

устав Национальных комиссий по делам ЮНЕСКО.// основные документы. Руководство Генеральной конференции и Правила процедуры Исполнительного Совета. — Париж: ЮНЕСКО, 1998. -162 с.

Международные нормативные Акты ЮНЕСКО. Конвенции. Соглашения. Протоколы. — М.: Издательская ФирмаДокументационный центр Штаб-квартиры ЮНЕСКО. Среднесрочная стратегия на 2002-2007 гг. Вклад в дело мира и человеческого развития в эпоху глобализации посредством образования, науки, культуры и коммуникации. — Париж: ЮНЕСКО, 2002. — 467 c.

Документационный центр Штаб-квартиры ЮНЕСКО. Среднесрочная стратегия на 2008-2013 гг. (34 С/4). — Париж: ЮНЕСКО, 2008. — 342 с.

Постановление Кабинета Министров от 24.12.1992 № 1077 «О создании Национальной Комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО».

Президент Н.А. Назарбаев и современный Казахстан. // отв. ред. Б.К.Султанов. // Сборник документов и материалов. — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. — 256 с.

Внешнеполитическая деятельность Президента РК Н.А. Назарбаева в 2009 году.//под ред. К.Ш. Сарыбай. — Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. — 432 с.

Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстан. — Астана: Елорда 2001. — 552 с.

дипломатическая служба Республики Казахстан / под общей редакцией К.К. Токаева. — Алматы: дом Печати «Эдильвейс», 2004. — 544 с.

Токаев К.К. пять лет ООН: интервью с министром иностранных дел РК.// Казахстанская правда. — 1997. — 15 марта.

В ближайшее время в Алматы будет открыто региональное Бюро ЮНЕСКО. Интервью с советником по региональной коммуникации в Азии «О программе ЮНЕСКО в Казахстане» г-ном М. Хедлоу. //Panorama. — 1994. — 27 августа.

Тасмагамбетов И.Н. ЮНЕСКО в Казахстане: веление времени и поступь истории.//Дипломатический курьер. — 2009. — № 3. — 174 с.

Положение о национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО от 7 августа 2000 года № 1210.

Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Образование для всех. Следуем ли мы намеченному курсу. — Париж: ЮНЕСКО, 2008. — 328 с.

всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2010 год. прочная основа: Образование и воспитание детей младшего возраста. — Париж, 2010. — 428 c.

всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2008. Образование для всех к 2015 году. Добьемся ли мы успеха. — Париж: ЮНЕСКО, 2008. — 493 с.

год всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Преодоление неравенства: важная роль управления. — Париж: ЮНЕСКО, 2009. — 517 с.

национальный отчет. Среднесрочная десятилетнего периода оценка достижения целей ОДВ: донести образование до всех и до каждого. — Алматы: Кластерное Бюро ЮНЕСКО в Алматы, 2008. — 310 с.

Романовский С.К., Сисакян Н.М., Вахрушева В.В. ЮНЕСКО и современность. — М.: Международные отношения. 1966. — 567 с.

ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире ЮНЕСКО / под ред. Г. Джонсон. — Париж: ЮНЕСКО, 1995. — 298 с.

Аллак Жак. Вклад в будущее, приоритет образования. — М.: Педагогика-Пресс, 2010. — 349 с.

Борьба с неграмотностью в мире. некоторый положительный опыт 1971-1980 гг. и перспективы на будущее. — Минск: ЮНЕСКО, 1983. — 102 c.

К истории сотрудничества Республики Казахстана с ЮНЕСКО по продвижению концепции культуры мира посредством образования.//Вестник КазНУ им аль-Фараби. Серия международное отношение и международное Право. — 2010. — № 1-2 (45-46). — 119 с.

Исторический обзор реализации программы ЮНЕСКО «Образование для всех» в Казахстане.// Известия национальной Академии наук РК. Серия общественных наук. — 2010. — № 2 (275). — 102 с.

международный год грамотности — год возможностей.// сост.: А.С. Панкратов, Н.Л. Яблонский. — М., 1991. — 214 c.

Просвещение и подготовка национальных кадров в странах Востока.// отв. ред. Федоренко В.М., Сирийская А.Р. — М.: Наука, 1991. — 173 c.

Образование в мультикультурной среде: деятельность ЮНЕСКО.// Материалы международной научной конференции, посвященной памяти К.Т. Талипова (Алматы, 23 ноября 2007 г.). — Алматы, 2010. — 436 с.

«Шахнаме» в программе ЮНЕСКО «Память мира» // Материалы международной научной конференции «Ұлы Дала өркениеті және Шаһнама» (Алматы, 7-8 октября 2009 г.). — Алматы, 2010. — 279 с.

Тангян А.С. Образование и общественный процесс в развивающихся странах. — М.: Наука, 1995. — 144 c.

Канаев Н.М. Казахстан и ЮНЕСКО. Культурное и образовательное сотрудничество. — М.: Международные отношения, 2006. — 432 с. Миллиард неграмотных.// Специальный номер Курьер ЮНЕСКО. — 1990, сентябрь. — 240 с.

Учебная работа. Юнеско и Казахстан. Образовательно-культурное сотрудничество