Учебная работа. Всемирная торговая организация как один из основных мировых интеграционных союзов

всемирная торговая организация как один из основных мировых интеграционных союзов

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы все большее наиболее известных и авторитетных международных организацией является всемирная торговая организация (ВТО). ВТО — основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО — помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). ВТО — это, во-первых, широкая Политика по либерализации торговли, а во-вторых, сложнейшая система правил и регламентов отношений продавцов и покупателей. От того, насколько полно та или иная страна-участница использует все возможности, предоставляемые ВТО, во многом будет зависеть её будущее благосостояние. В настоящее время организация насчитывает 152 страны-участницы. менее месяца назад в данную организацию вступила и наша страна. горячие дебаты по поводу целесообразности этого вступления, тем не менее, еще не стихают.

Изучением ВТО, её структуры и процессов занимались такие известные автры, как: Акопова Е.С., Воронова О.Н., Гаврилко Н.Н..Не остались в тени и украинские учёные, которые изучали процесс вступления в ВТО Украины и её жизненной деятель, как полноценного члена ВТО: Кочура И.В., Хижняк С.С., Макогон Ю.В., Орехова Т.В..

Цель данной работы — выяснить историю создания организации, сферу деятель, её функции и принципы деятельности, сделать общую оценку интеграции Украины в ВТО, указав возможные плюсы и минусы для отечественной экономики, торгового баланса страны в частности. При наличие недостатков, предложить пути улучшения, используя возможности ВТО. Постановка данной цели предполагает решения ряда задач, среди которых:

-анализ структуры ВТО;

-выяснение состава организации;

характеристика развития международных экономических отношений в рамках ВТО;

-раскрытие последствий вступления Украины в данное интеграционное объединение для различных секторов экономики.

Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время мир глобализируется, экономики всех стран мира имеют тенденции к взаимной интеграции. В данном контексте ВТО является одной из наиболее известных и влиятельных структур, деятельность которой в настоящее время определяет развитие международной торговли, сотрудничество стран в данной сфере. Украина, как член данной организации, переживает процесс становления. Анализ данной ситуации очень интересен и целесообразен, так как существует множество противоречий и критики с разных сторон.

Объектом исследования является Всемирная торговая организация как один из основных мировых интеграционных союзов, предметом — деятельность данной организации, а также принятие участия в ней Украины, как одного из основных членов ВТО.

При написании данной курсовой работы были использованы такие методы научного исследования, как:

анализ;

аналогия;

дедукция;

наблюдение:

обобщение;

прогнозирование.

1.ВТО, КАК ГЛОБАЛЬНАЯ экономическая СИСТЕМА РЕГУЛИРВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1.1История и предпосылки возникновения

всемирный торговый экономика интеграция

После окончания второй мировой войны по Бреттон-Вудскому соглашению 1944 намечалось создать три международные экономические организации, которые занимались бы разными аспектами внешнеэкономического сотрудничества. Первые две действительно появились — они сейчас известны как всемирный банк и Международный валютный фонд <#"justify">страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики [2].

товары

Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров; текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.

ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.

Два фундаментальных принципа ГАТТ — это недискриминация и обеспечение доступа на Рынок.

Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

Доступ на Рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

Услуги

Принципы более свободного экспорта и импорта услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление услуг за рубежом, коммерческое присутствие или присутствие физических лиц, — были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны. Аналогично, отмена количественных квот носит выборочный характер, решения о ней принимаются в ходе переговоров.

Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

Интеллектуальная собственность

Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под «интеллектуальной собственностью» понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.

Разрешение споров

Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)

основной целью ГАТТ/ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции.

Таблица 1.1 — Торговые раунды ГАТТ и ВТО

ГодМесто проведенияОбсуждаемые вопросыЧисло стран-участников1947ЖеневаТарифы231949АннесиТарифы131951ТоркиТарифы381956ЖеневаТарифы261960-1967Женева (раунд Диллона)Тарифы261973-1979Женева (раунд Кенеди)Тарифы и антидемпинговые меры621973-1979Женева (Токийский раунд) открыт в ТокиоТарифы, нетарифные меры и «рамочные» соглашения1021986 — 1993Женева (Уругвайский раунд) открыт в Пунта-дель-Эсте, УругвайТарифы, нетарифные меры, правила, услуги, права интеллектуальной собственности, урегулирование споров, текстиль и одежда, сельское хозяйство, создание ВТО, и др. вопросы1232001- н/вЖенева (Доха раунд) открыт в столице Катара — ДохеПервый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Либерализация тарифных и нетарифных барьеров. вопросы нормализации условий сельскохозяйственной торговли, программа мер содействия торговле, торговля услугами149

ВТО — это мощнейшая международная экономическая система, предпосылки, для создания которой возникли ещё в далёком послевоенном прошлом. Она обеспечивает благоприятные условия для международной торговли странам участникам: доступ на мировой Рынок, не дискриминируя ни одного из его субъектов. Доступ на Рынок обеспечивается путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

1.2Структура и деятельность ВТО. Основные принципы ВТО

Начала действовать с 1 января 1995 г. в качестве организационного механизма по обеспечению реализации правовых документов, принятых в результате переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ с 1986 по 1993 г. и получивших название «Уругвайского раунда».

Структура ВТО выглядит замысловато и грамостко (Рис.1).

Рисунок 1 — структура Всемирной торговой организации

ВТО создает правовую основу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами. ВТО не имеет устава, содержащего правовые нормы и положения. Правовой основой ВТО являются: ГАТТ в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Всемирная торговая организация — постоянно действующая международная организация; в отличие от ГАТТ она является специализированным учреждением системы ООН. ГАТТ не имело формального статуса специализированного учреждения. Оно относилось к межправительственным учреждениям, связанным с системой ООН формальным соглашением.

всемирная торговая организация представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 140 государства и еще 31 страна, среди которых Китай, российская Федерация, Саудовская Аравия, которые ведут переговоры о вступлении в нее. среди членов ВТО — 32 развитых страны и 100 развивающихся стран. На число членов ВТО приходится более 90% всей мировой торговли.

ВТО согласно соглашению о создании ВТО является преемницей ГАТТ, но одновременно расширила круг регулируемых вопросов и намерена решать более сложные и ответственные задачи. Кроме того, само членство в ВТО предполагает согласие со всеми результатами Уругвайского раунда ГАТТ без каких-либо исключений.

Правовой основой ВТО являются ГАТТ в редакции 1994 г. (поэтому новую организацию часто называют ВТО/ГАТТ), а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов (за исключением соглашений по торговле гражданской авиатехникой, по режиму правительственных закупок и договоренностей по молочным продуктам и говядине). кроме того, в состав ВТО неотъемлемой частью входят так называемые механизм обзоров торговой политики и механизм разрешения споров. некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является обязательным для стран — членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них участвовать. ВТО получила полный правовой статус международной организации. Местопребывание ВТО — Женева (Швейцария).

Членом ВТО может быть страна, присоединившаяся ко всем соглашениям и договоренностям «уругвайского» раунда, кроме 4 соглашений, перечисленных выше. Самостоятельным членом ВТО является Европейский союз. Членство в ВТО является важнейшим условием интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта. кроме того, «гаттовские» правила содержат механизм разрешения торговых конфликтов, и это единственная возможность защищаться от неправомерных действий торговых партнеров.

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Основными направлениями деятель ВТО являются:

Таблица 1.2 — Основные направления деятель ВТО

контроль за принятиями и применение многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;урегулирование торговых споров между странами-членами;наблюдение за торговой политикой стран-членов;сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.

ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, а именно:

. таможенно-тарифное регулирование;

. антидемпинговое регулирование и применение компенсационных пошлин;

. использование субсидий и компенсационных мер;

. нетарифные ограничения;

. количественное регулирование и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта;

. деятельность государственных торговых предприятий;

. таможенные союзы и зоны свободной торговли;

. таможенные формальности, сборы, требования к внешнеторговой документации;

. внутренние Налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле;

. защитные меры в торговле;

. технические барьеры в торговле;

. санитарные и фитосанитарные меры;

. правила происхождения товара;

. торговля услугами;

. торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами;

. торговля сельскохозяйственной продукцией;

. осуществление правительственных закупок;

. торговля гражданской авиатехникой;

. торговые аспекты инвестиционных мер;

. международная торговля и защита окружающей среды.

важнейшие принципы ВТО в области регулирования международной торговли и торговой политики следующие.

Принцип наибольшего благоприятствования или принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц (ст. I ГАТТ-1994). Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер, и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют Право требовать все остальные Договаривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении нее дискриминационный подход.

Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).

Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. ХI — ХVI ч. II). В ст. Ч1 говорится, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».

Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии (ст. II ч. I).

Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идет о решении вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение «войны субсидий» и использование компенсационных мер в протекционистских целях (ст. XVI ч. 11).

Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса (ст. ХII ч. 11) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства (ст. ХVIII ч. II).

Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» (ст. ХХV ч. 111) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» (ст. ХIХ ч. 111) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. ХХIV ч. III). Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять многостороннюю торговую систему.

специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам Токийского раунда было принято положение о предоставлении развивающимся странам режима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специальный торговый режим для наименее развитых стран.

Исключение в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование (в соответствии с Соглашением о многих видах волокон) торговли этими товарами путем установления промышленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран.

Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО. Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, состоящая из представителей государств-членов, которая собирается раз в два года. Первая Конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 г., вторая — в Женеве (Швейцария) в мае 1998 г. Заключительная декларация первой Конференции министров подтвердила курс ВТО на либерализацию торговли и осуществление контроля за торговой политикой, а также приоритет многосторонней торговой системы перед региональными торговыми соглашениями. вторая конференция была посвящена 50-летию ГАТТ/ВТО. На ней присутствовали помимо министров главы государств и правительств, в частности, США, Швейцарии, ЮАР, Кубы.

За выполнение текущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет, созываемый по мере необходимости — обычно 8-10 раз в год. Он также проводит заседания в качестве Комиссии по урегулированию споров (рассмотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю за торговой политикой (регулярный контроль торговой политики членов ВТО). Четыре соглашения ВТО, обязательные только для заинтересованных стран (о торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине), привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному совету. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговле товарами; Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность и Совету по торговле услугами.

Совет по торговле товарами осуществляет контроль за действием многосторонних соглашений по торговле товарами, содержащихся в Приложении 1А (Annex 1А) Соглашения о создании ВТО. Он руководит деятельностью 14 комитетов, которые занимаются контролем за соблюдением принципов ВТО и соглашений ГАТТ-1994 по важнейшим направлениям деятельности ВТО в сфере торговли товарами, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.

В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым соглашениям, который наблюдает за соглашениями о зонах свободной торговли и таможенными союзами, относящимися к ВТО, обеспечивая форум для проведения переговоров и дискуссий во взаимоотношениях между региональными соглашениями и многосторонней торговой системой. В результате региональной экономической интеграции и создания более гибких механизмов в форме зон свободной торговли и таможенных союзов, признанных ГАТТ, некоторые группы стран действуют в ВТО совместно, имея единого представителя, выступающего на заседаниях и переговорах. Это относится к таким региональным организациям, как ЕС, МЕРКОСУР, СЕЛА.

Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) осуществляет контроль за соблюдением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1С Annex1С) к Соглашению о создании ВТО. Он занимается также вопросами, связанными с избежанием конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1В (Annex 1В), а также оказывает помощь группам переговоров по таким вопросам, как базовые телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морским перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочую группу по профессиональным услугам.

Генеральному совету подотчетны 4 комитета: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с платежным балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Кроме того, в его ведении находятся 2 специальных органа: по проведению периодических обзоров торговой политики и по рассмотрению спорных вопросов.

Секретариат возглавляется Генеральным директором и четырьмя его заместителями. Он несет ответственность за обеспечение деятель органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам. Входящий в Секретариат отдел технического сотрудничества и профессиональной подготовки кадров оказывает помощь развивающимся странам путем предоставления информации, справочной и технической документации; проведения семинаров; организации миссий и курсов подготовки кадров в области торговой политики для государственных служащих из развивающихся стран и стран Восточной и Центральной Европы.

ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, предоставленными специализированным учреждениям ООН. Бюджет ВТО и размер индивидуальных взносов стран-членов основываются на традиционной практике и правилах ГАТТ-1994, а именно, на основе долей стран-членов ВТО в общем объеме осуществляемой ими торговли.

деятельность ВТО. Начальный период деятельности ВТО характеризуется решением следующих задач:

Таблица 1.3 — Характеристика видов деятель ВТО

реализация соглашений «Уругвайского раунда» переговоров, в результате которых было подписано свыше 50 документов — соглашений, решений, деклараций, протоколов;разрешение торговых споров. создан эффективный механизм их разрешения и значительная часть поданных в ВТО жалоб была урегулирована без обращения в высший арбитражный орган этой организации, т. е. в процессе консультаций заинтересованных сторон;создание апелляционного органа;расширение числа членов организации;разработка широкомасштабной программы деятельности по торговле и окружающей среде;ведение переговоров в таких секторах сферы услуг, как финансовые, телекоммуникационные, перемещение через границу физических лиц, предоставляющих услуги, морское судоходство.

При определении целей ВТО на перспективу в качестве первоочередной ставится дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами через совершенствование торговых правил. Проблема заключается прежде всего в разном понимании этой цели: одна группа стран не проявляет заинтересованности в увеличении своих обязательств по либерализации, взятых во время «Уругвайского раунда», тогда как другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение таможенных тарифов, проработать возможность либерализации торговли профессиональными видами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т. д.), больше гармонизировать технические стандарты и упростить правила определения происхождения товаров. К этому следует добавить договоренность на «Уругвайском раунде» о том, чтобы до конца столетия начать переговоры об обязательствах в сфере сельского хозяйства, услуг, регулирования инвестиций и конкурентной политики.

В области регулирования инвестиций главная задача состоит в разработке многосторонних правил, подобно существующим многосторонним правилам в торговле. В дополнение к мерам в отдельных секторах необходим всеобъемлющий подход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распространил на заграничные капиталовложения ее основополагающие принципы — режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, а также включал бы требования, связанные с охраной окружающей среды. В настоящее время отсутствуют четкие многосторонние рамки, потенциально несовместимых и даже дискриминационных национальных режимов в отношении иностранных инвестиций. Вопрос заключается в том, как обеспечить действительно многосторонний подход к этой проблеме, который бы принимал во внимание не только роль инвестиций в международной торговой системе, но и общую заинтересованность индустриальных и развивающихся стран в благоприятном инвестиционном климате. ныне в мире существует свыше 900 двусторонних инвестиционных соглашений, и лучше иметь одно для всех стран с одинаковыми правилами и дисциплиной.

Что касается регулирования конкурентной политики, то по мере либерализации торговли ее создают сами компании. Предполагается принять решение на многосторонней базе, обязывающее правительства соответственно скорректировать национальную конкурентную политику, либо разработать основные правила конкуренции.

Важное связанная, в частности, с государственными закупками; регионализм, т.е. распространение соглашений о преференциальной торговле между группами стран и влияние мировых цен на. сырье и доходы от торговли. Предполагается, что индустриальные страны должны сохранять открытыми свои рынки и больше их либерализовать в будущем. Развивающиеся страны должны продолжать идти по пути либерализационных реформ и углублять интегрированность в глобальную систему. индустриальные и развивающиеся страны вместе должны содействовать улучшению обстановки в наименее развитых странах. В качестве средства решения этой задачи предлагается обеспечить полную свободу доступа на внешние рынки товаров и услуг из наименее развитых стран (закрепить беспошлинный режим и устранить все остающиеся количественные ограничения импорта), улучшить режим для иностранных инвестиций в указанных странах, содействовать их региональному сотрудничеству и принять более гибкие правила происхождения в отношении товаров последних. Важно добиться универсальности ВТО: принять Китай, Россию и все другие страны в ее систему.

Сохранение приоритета правил и системы разрешения споров ВТО является не самоцелью, а средством избежать хаоса конкуренции и противоречий юрисдикции, когда правительства выбирают те правила, которые им более подходят. Механизм конвергенции региональных и многосторонней систем требует особого внимания. В лице ВТО мир имеет в настоящее время постоянно действующий форум в области торговой политики, а также более эффективные средства для согласования обязательств и претворения в жизнь торговых правил. С созданием ВТО и заключением всеобъемлющих соглашений о сотрудничестве с МБРР и МВФ не только завершится, но и обновится объединение торговли и финансов.

К методам регулирования внешнеэкономической деятельности на многосторонней основе относятся:

Таблица 1.4 — Методы регулирования внешнеэкономической деятель [11].

увязывание в дальнейшем условий торговли и торговых режимов с принятыми в западных странах трудовыми и экологическими стандартами, основываясь на том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные нерыночные преимущества за счет низких издержек производства; в случае признания ВТО такой нормы, т.е. использования этих стандартов в протекционистских целях, в худшем положении могут оказаться развивающиеся страны, где производство трудо- и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе;принятие мер по обеспечению прозрачности государственных закупок, поскольку государственные закупки, распределенные по фирмам (странам) фаворитам, нарушают принцип справедливой конкуренции;определение принципов «открытого регионализма», подкрепленных твердыми обязательствами, которые предотвратили бы превращение региональных группировок в центробежные силы разрушения многосторонней системы. Вопрос о регионализме стал особо актуальным в связи с тем, что соглашения о тесном экономическом сотрудничестве или экономическом союзе отдельных стран, а также соглашения по типу зон свободной торговли, таможенных союзов стали существенным фактором международных экономических отношений. Число таких региональных группировок превысило 100. В настоящее время почти все страны-члены ВТО являются участницами одного или нескольких региональных соглашений.

ВТО — это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

Главные задачи ВТО — либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

2. ПРОБЛЕМЫ УКРАИНЫ В ВТО

2.1 Необходимость, история вступления Украины в ВТО

История взаимоотношений Украины и ВТО берет начало в 1993 году, когда наша страна обратилась с заявкой на вступление. С тех пор было подписано много меморандумов, сделано предложений и отклонено инициатив.

Украина вела переговоры о вступлении в ВТО более 14 лет. Перспектива членства в ВТО стала реальной в конце 2007 года. 14 ноября Украина подписала двухсторонний протокол о взаимном доступе на рынки товаров и услуг с Кыргызстаном, а 20 ноября — последний, 51-й по счету, двусторонний протокол со Вьетнамом [3].

ноября Европейский союз выдвинул последнее требование относительно вступления Украины в ВТО. Для того, чтобы стать 152-м членом этой организации, Киеву необходимо было выполнить требование Брюсселя относительно пересмотра регуляции по экспортной пошлине. В ходе переговоров сторонам удалось достичь компромисса: Украина, в частности, согласилась ограничить количество существующих экспортных пошлин, и не повышать их в будущем.

Рабочая группа по вступлению Украины во Всемирную торговую организацию 26 января на заседании в Женеве утвердила отчет Украины относительно вступления во ВТО. таким образом, Рабочая группа подтвердила, что Украина выполнила все требования, необходимые для вступления в эту международную торговую организацию.

В Женеве 5 февраля 2008 года Президент Украины Виктор Ющенко и Генеральный директор всемирной торговой организации Паскаль Лами подписали протокол о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию.

апреля 2008 года Верховная Рада Украины ратифицировала этот протокол и приняла ряд необходимых законов и нормативных документов. Такое решение поддержали 411 народных депутатов при составе Рады в 450 парламентариев.

Президент Украины 16 апреля подписал законтеперь 16 мая 2008 года Украина стала полноправным членом ВТО.

Вступление во ВТО давало для Украины ряд преимуществ на мировой арене:

Таблица 2.1 — преимущества, объясняющие необходимость вступления Украины в ВТО [18].

1. более широкое сотрудничество с ЕС

2. Создание зоны свободной торговли с ЕС

3. Украина официально получит рейтинг страны, на которую распространяются международные правила. Это закрепит за ней статус страны с рыночной экономикой.

4. Более стабильное, более прозрачное, более предсказуемое законодательство, которое сократит поле для коррупции, и будет способствовать уменьшению теневой экономики, усилению возможностей для легального бизнеса, улучшению инвестиционного климата.

5. Усилятся возможности противодействовать дискриминационным мерам, с которыми Украина сталкивается на мировых рынках, поскольку в данном случае эти меры будут уже регулироваться многосторонними правилами.

6. Улучшение режима доступа к иностранным рынкам. Украина сможет лучше противостоять антидемпинговым расследованиям, которые активно применяются против неё. Украине на безусловной основе будет предоставлен статус наибольшего благоприятствования.

История вступления Украины в ВТО была достаточно долгая. Имея ряд проблем во внешнеэкономической деятель, существовала необходимость в их решении. Пытаясь улучшить своё экономическое положение, Украина пошла на смелый шаг по вступлению в ВТО, этим объясняя необходимость совершения данного деяния.

2.2влияние членства в ВТО на экономику Украины

Вступление Украины в ВТО имеет как положительные, так и отрицательные стороны [17].

Одними из положительных сторон входа Украины в ВТО являются.

Средние импортные пошлины при поставках товаров в Украину составили 10,66% — для сельскохозяйственных продуктов и 4,95% — для промышленных товаров.

В целом пошлины установлены в диапазоне от 0 до 50%, при этом некоторые ограничения включают поэтапное сокращение на протяжении периода до 2013 года.

Самые высокие тарифы, которые Украина может применить, это тарифы на сахар — 50% и подсолнечное масло — 30%. другие продукты с предельным уровнем тарифов, установленном на уровне 25%, включают некоторые виды радиоприемной аппаратуры, синтетические нити и конвейерные/приводные ремни [21].

В категорию товаров со сниженными пошлинами, которые на начальном или конечном этапе будут исключены, входят гражданские самолёты, строительное оборудование, дистиллированный алкоголь, некоторые химические вещества, нефтяные масла, медоборудование, медпрепараты, древесина, целлюлозно-бумажные изделия, некоторые виды пряжи, ткани, основных металлов, сталь, IT-продукты, некоторые виды рыбы, мебель и игрушки.

Украина согласилась не применять другие налоги и пошлины, кроме своих обычных таможенных пошлин.

В части доступа к рынку услуг, Украина приняла обязательства во всех 11 ключевых секторах, включая бизнес-услуги, коммуникационные, по строительству и машиностроению, дистрибуции, в сфере образования и окружающей среды, финансов (страхование и банковская деятельность), здравоохранения. В этот перечень вошли также социальные услуги, туризма и путешествия, рекреационные, культуры и спорта, транспортные услуги, услуги красоты, парикмахерские, spa- и массажные.

Всемирная торговая организация предоставила Украине пять лет переходного периода для адаптации отдельных норм и положений ВТО.

По оценкам Кабинета Министров Украины, которые были сделаны накануне вступления, членство в ВТО должно было принести ощутимые преимущества и новые возможности для экономики, в особенности для предприятий металлургического комплекса и химической промышленности. Например, по расчетам Украинского национального комитета международной торговой палаты, членство Украины в ВТО должно было стимулировать дополнительный прирост ВВП в объеме 1,5-2 млрд. долл. США, а при благоприятных условиях — до 4 млрд. долл. США.

Кроме роста темпов ВВП органы исполнительной власти Украины ожидали ускорения темпов притока иностранных инвестиций. Оценки различались в 10 раз — по оценкам Секретариата Президента Украины, рост мог достичь 5 млрд. долл. США ежегодно, а по данным Министерства экономики Украины — 500 млн. долл. США.

От вступления в ВТО выиграть смогли производители конкурентной продукции. В агропромышленном секторе отмечается положительная динамика производства масличных культур — семечек подсолнуха, рапса и подсолнечного масла. За эти три года Украине удалось стать действительно мировым игроком благодаря открытию новых рынков. Она занимает третье место в мире по производству подсолнечного масла.

Существуют так же и отрицательные стороны вступления Украины в членство ВТО.

Эксперты оговариваются, что во всех потерях Украины за последние три года нельзя винить только вступление в ВТО, потому что по времени это совпало с мировым финансовым кризисом. И все же, вступление в ВТО и открытие границ стало одной из причин, по которым в 2009 году ВВП Украины уменьшился на 15%. Для сравнения: экономика Европы за это же время просела всего на 3-4%.

Отрицательное сальдо торгового баланса Украины в 2010 году увеличилось по сравнению с 2009 годом в 1,6 раза и составило 9,3 млрд долларов, в первом полугодие 2011 года в 2,3 раза превышает уровень первого полугодия 2010 года и составляет 5,5 млрд долларов.

Не все отрасли Украины смогли прорваться на зарубежные рынки из-за низкой конкурентоспособности, тогда как украинский Рынок стал открыт для иностранцев, что привело к вытеснение отечественных товаров импортными. За три года многие украинские предприятия понесли значительные убытки, снизили объемы производства или просто закрылись, десятки тысяч человек потеряли работу. Особенно пострадали отрасли, которые выпускают не сырье, а готовый товар, так называемую продукцию с высокой добавочной стоимостью.

однако согласно правилам ВТО, страны могут пересмотреть условия членства в ВТО раз в три года. Поэтому у Украины появилась возможность скорректировать условия пребывания в ВТО. Премьер-министр Украины Николай Азаров на этот раз обещает выслушать мнение бизнеса, и учесть его пожелания, чего в 2008 году сделано не было.

В сельском хозяйстве Украина не будет субсидировать экспорт. помимо этого, страна ограничит свою влияющую на торговлю поддержку внутреннего сельхозпроизводителя суммой примерно 613 млн. долл., а также покрытие 5% от стоимости внутреннего с/х производства.

Как и в случае со всеми членами ВТО, у Украины не будет лимитов по расходам на внутренние программы поддержки, которые не имеют либо имеют минимальное влияние на торговлю, при условии, что эти программы соответствуют критериям, изложенным в договоре по сельскому хозяйству.

За три года сильно пострадало автомобилестроение страны. Если на момент вступления в ВТО на импортные машины действовала ввозная пошлина в размере 25%, то после 2008 года она была снижена до 10%. «Это очень низкая ставка с точки зрения конкуренции, мы открыли свой внутренний рынок и дали возможность импортерам ввозить на Украину автомобили по низкой пошлине», — указывает Дмитрий Олейник. «Для сравнения в России средневзвешенная пошлина на автомобили на уровне 30%, некоторые страны-члены ВТО до сих пор имеют 50% и выше», — добавляет он [19].

По данным экспертов, открытие рынка привело к тому, что за три года производство автомобилей на Украине снизилось в шесть раз, из 36 тыс. человек, работавших в отрасли на момент вступления страны в ВТО, осталось всего 18 тыс. человек.

До вступления Украины в ВТО пошлины в 25% защищали автопроизводства, благодаря этому на Украине были созданы мощности по производству 400-450 тыс. автомобилей (ЗАЗ, «Богдан Моторс» и «Еврокар»). теперь при низкой пошлине инвесторы не готовы вкладываться в местный Рынок, им выгоднее импортировать готовую автомобильную продукцию.

Серьезно пострадал от открытия рынка также агропромышленный комплекс Украины, особенно продовольственная группа. Так, при вступлении в ВТО Украина снизила ввозную пошлину на сахар с 300 евро за тонну до 50% ввозной пошлины, и согласилась дать квоту на ввоз на Украину сахара-сырца из тростника объемом 260 тыс. тонн по льготной ставке в 2%. Это практические беспошлинный ввоз 260 тыс. тонн сахарного сырца. До этого такой квоты не было. В итоге более 50 украинских заводов, производящих сахар, остановились. Доля импортного сахара из тростника на Украине, которая славится своим плодородным черноземом, выросла, а украинские производители потеряли 11% объемов внутреннего рынка, экспорт сахара практически остановился.

На рынке деревообработки также наблюдаются неадекватные условия, открывающие путь для импорта. Если в 2008 году объем производства мебели в Украине составил 1,3 млрд долларов, то в 2010 году — всего 400 млн долларов, то есть отрасль в денежном выражении просела более чем в три раза, указывает Олейник. До вступления Украины в ВТО действовала импортная пошлина в 30-40% в зависимости от групп товаров, однако в 2008 году появилась нулевая пошлина на ввоз импортной мебели. В итоге на Украину потекла мебель из стран Прибалтики, Китая, Италии и т.д.

Украинские производители мяса оказались в неравных условиях с игроками Европы и США. Пошлины на импортное мясо стали ниже 10%, тогда как у других стран более высокие пошлины, говорил министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк. Если три года назад Украина импортировала 500 тыс. тонн мяса, то в 2010 году вдвое меньше — всего 150-160 тыс. тонн всех видов мяса.

Падение объемов производства наблюдается также и в легкой промышленности. В 2010 году объемы производства основных видов товаров по сравнению с 2007 годом сократились на 40-45%, экспорт товаров упал на 28,4%, тогда как объемы импорта легкой промышленности за этот период выросли на 45,9%. негативные тенденции отмечаются также в винодельческой, молочной, пищевой и авиационной промышленности, указывают эксперты [4].

Несмотря на положительные стороны вступления Украины в ВТО, существует масса негативных сторон, которые отрицательно влияют на экономику страны и ВЭД в частности.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ внешней ТОРГОВЛИ УКРАИНЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВТО

3.1проблемы внешней торговли Украины в связи с вступлением в ВТО

процесс становления Украины как независимого, экономически самостоятельного государства тесно связан с необходимостью обретения ею надлежащего места в международной торговле. По сути своей, эти два процесса являются аспектами одной и той же проблемы — проблемы утверждения страны на мировой арене, и в первую очередь — через её признание как полноценного и полноправного субъекта внешнеэкономической деятельности. Ввиду существующей в Украине экономической ситуации, путь к такому признанию должен быть довольно долгим. Это объясняется тем, что большинство внутриэкономических проблем, с которыми столкнулась страна, — спад производства и снижение его эффективности, растущая безработица, кризисы в сфере платежей и натурализация хозяйственных связей — самым непосредственным образом связаны с действием внешнеэкономических факторов. В таких условиях Украине непросто найти свою нишу в мировом хозяйственном комплексе, тем более что рынки основных мировых товаров уже сформировались [9].

По расчетам Министерства экономики Украины, чрезвычайного увеличения импорта товаров вследствие вступления Украины в ВТО не состоится. Причина состоит в особенностях внутреннего рынка Украины, который еще недостаточно развит для поглощения больших объемов импорта [16].

Минэкономики имеет прогнозные расчеты изменений объемов импорта с учетом обязательств, взятых на себя Украиной в рамках переговорного процесса по вступлению в ВТО по отдельным товарным группам:

средняя ставка таможенной пошлины на продукцию легкой промышленности, соответственно тарифному положению Украины, может быть уменьшена с 6,35 до 5,97 %. Объемы импорта этой области возрастут с 660 до 750 млн. дол. США, или на 14 %;

в металлургии можно ожидать уменьшение ставки ввозной пошлины до «нулевой». В результате импорт увеличится с 1,2 до 1,4 млрд. дол. США, или на 16 %;

ставки таможенной пошлины на продукцию химической промышленности Украина предполагает уменьшить с 6,39 % до 5,73 %. Ожидается, что за переходный период объем импорта этой продукции возрастет с 1,7 до 1,9 млрд. дол. США, или на 11,5 %;

соответственно тарифному предложению предполагается уменьшение ставки ввозной пошлины на сельскохозяйственную продукцию с 20,96 до 12,53 %, а увеличение импорта этой продукции в Украину не превысит 7 -8 %. В данном случае важно, что на сегодняшний день отечественная продукция занимает 93 % рынка продуктов питания Украины. Такая ситуация не является типичной — на рынках других стран их отечественная продукция составляет 60 -70 %, остальное — импорт.

В целом средневзвешенная ставка действующего таможенного тарифа составляет 7,02 %, а снизить ее предлагается до 5,66%.

Следует подчеркнуть, что снижение импортных тарифов приведет к обострению конкуренции на внутреннем рынке между украинскими и зарубежными производителями. Со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию украинские компании столкнутся с импортом более конкурентоспособной иностранной продукцией. Это, в свою очередь, может вызвать снижение возможностей расширения производства для украинских производителей на внутреннем рынке.

необходимо также обратить внимание на тот факт, что изменения в сфере налоговых и других льгот приведут к закрытию некоторых предприятий.

В современных условиях Украина нуждается в новой государственной стратегии, новой модели торгово-экономических отношений, в основе которых лежит единство производства, экспорта и импорта в процессе кругооборота и оборота капитала, расширенного воспроизводства.

В качестве причин подобного положения дел по внешней торговле страны можно выделить целый ряд факторов, связанных с нарушением структурных связей в экономике государств постсоветского пространства после распада Советского Союза, а также нестабильность политического курса руководства страны.

Из-за высокого уровня зависимости от внешней торговли Экономика Украины оказалась слишком уязвимой к воздействию негативных факторов глобального кризиса. С обострением глобального кризиса и ухудшением спроса на мировых рынках и экспорт, и импорт украинской продукции существенно сократились.

Вследствие ценовой конкуренции, требований международных стандартов произошло сокращения традиционных рынков сбыта для украинского экспорта.

снижение тарифов на импорт продукции в Украину, за счёт членства во всемирной Торговой Организации, создаёт не только положительный, но и отрицательный эффект на экономику страны, в частности создаются новые барьеры для свободной рыночной торговли [5].

3.2Использование возможностей ВТО для улучшения торгового баланса Украины

Как свидетельствует опыт стран Центральной Европы, рост иностранных инвестиций после вступления в ВТО составляет от 50% до 200%.

Министерство экономики Украины прогнозирует приток инвестиций в размере 3 млрд. долларов.

Членами ВТО являются 152 государства, доля которых в мировой торговле составляет 96%. Став членом этой организации, Украина получит лучшие условия доступа на рынки стран — членов ВТО, вследствие уменьшения тарифных и нетарифных ограничений, что, несомненно, будет содействовать росту экспорта.

После вступления в ВТО Украина обрела возможность реализации своих собственных интересов касательно торгового баланса [10].

Также членство в ВТО означает внедрение прозрачных и одинаковых для всех участников рынка условий хозяйственной деятельности и конкуренции. Это, безусловно, приведет к росту деловой активности и росту иностранных инвестиций, а также торгового баланса [15].

Таблица 3.1 — перечень возможностей ВТО, с использованием которых можно улучшить торговый баланс в Украине.

1. Уменьшить коммерческие риски в процессе экспорта и импорта.2. Упростить доступа к мировым рынкам.3. Уменьшение потерь украинских экспортёров от дискриминационных мер.4. Избегать посредничества на мировых рынках сбыта украинской продукции, тем самым увеличивая Доход украинских производителей, а следовательно и увеличивая бюджет страны, за счёт увеличенных налоговых отчислений.5. увеличить поступления в Госбюджет за счёт отмена льгот, расширения базы таможенных платежей, роста объема производства.

Членство в ВТО существенным образом влияет на промышленность Украины. В первую очередь это касается металлургической, химической, легкой и деревообрабатывающей отраслей, машиностроительной промышленности, в частности электронной, электротехнической, авиа- и судостроительной. Самый большой положительный эффект получают экспортоориентированные производства: металлургическая, химическая и текстильная отрасли промышленности.

Необходимо также отметить, что членство Украины в ВТО обусловит ускорение рыночной трансформации аграрного комплекса, который в долгосрочной перспективе будет иметь неопровержимые положительные последствия. вообще внедрение в аграрном секторе норм и правил ВТО, относительно сельского хозяйства, отвечает объективным потребностям реформирования аграрных отношений и будет оказывать содействие реализации сравнительных и конкурентных преимуществ отрасли на внешних рынках.

Говоря о преимуществах Украины в ВТО нужно также остановиться на рынке услуг. учитывая инфраструктурную целенаправленность большинства секторов услуг можно утверждать, что реформы, осуществляемые в контексте правил и норм ВТО, могли бы содействовать повышению конкурентоспособности большинства видов деятель и, таким образом улучшить функционирование экономики Украины в целом.

Рассматривая сектор услуг в первую очередь необходимо остановиться на секторе банковских услуг. Можно выделить следующие положительные аспекты, реализация которых за счёт ВТО обеспечит допуск филиалам иностранных банков на рынок банковских услуг Украины и тем самым увеличит её торговый баланс:

повышение уровня обслуживание трансакций в банковской системе, сократятся их сроки, спектр услуг расширится и усовершенствуются технологии их предоставления;

стимулирование через конкуренцию развития украинских банков в направлении расширения спектра услуг;

увеличение объемов кредитования, которые могут быть предоставлены такими учреждениями (собственный капитал материнских банков значительно больше чем дочерних).

Проблему осложнения надзора за такими учреждениями можно решить путем создания эффективной системы банковского надзора за такими учреждениями, в частности, национальный режим надзора, доступ к филиалу органов банковского надзора страны местонахождение самого банка, участие в национальной системе страхования банковских депозитов и т.п.

Главными положительными следствиями для страхового сектора от обретения Украиной членства во всемирной торговой организации стали:

увеличение иностранных инвестиций в страховой сектор;

стимулирование использования новейших технологий предоставление страховых услуг и доведение их уровня до мировых стандартов;

расширение ассортимента страховых услуг, повышение качества услуг и обслуживание клиентов.

Рынок услуг Украины является одним из наиболее привлекательных для иностранных инвесторов. Членство в ВТО для отрасли связи и информатизации обеспечивает следующие преимущества:

а) увеличение поступлений иностранных инвестиций в отрасль;

б) обеспечение принятия правил торговли в сфере предоставления услуг связи, которые действуют в большинства стран мира;

в) предоставление широких возможностей относительно справедливого урегулирования споров в сфере связи;

г) возможность использования потенциала Украины в сфере информационно-коммуникационных технологий на мировом рынке услуг;

д) повышение качества и расширение спектра услуг связи;

е) внедрение передовых технологий, а вообще это будет оказывать содействие ускорению экономических реформ в Украине в рамках обеспечения интеграционного процесса к ЕС;

ж) либерализация рынка телекоммуникаций будет оказывать содействие развитию других услуг: финансовых, информационных и компьютерных технологий, туризма, транспорта, которые в значительной мере зависят от эффективности коммуникационных систем.

Вступление Украины в ВТО носит противоречивый характер. В нем можно выделить ряд достоинств и недостатков. Открывающиеся перед Украиной перспективы, преимущества и то, что присоединение к странам всемирной торговой организации — необходимость без которой довольно сложно развиваться. За счёт получения и реализаций предоставленных возможностей от ВТО, Украина сможет реабилитировать свой торговый баланс в системе внешнеэкономических отношений.

ВЫВОДЫ

1.ВТО — это мощнейшая международная экономическая система, предпосылки, для создания которой возникли ещё в далёком послевоенном прошлом. Она обеспечивает благоприятные условия для международной торговли странам участникам: доступ на мировой Рынок, не дискриминируя ни одного из его субъектов. Доступ на Рынок обеспечивается путем отмены количественных ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.

2.Цель создания Всемирной Торговой Организации — обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно, в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого — огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.

.Правила ГАТТ/ВТО на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом дели они основаны на трех простых принципах:

принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;

принципе национального режима, который предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным поставщикам услуг более льготные условия деятель на рынке;

принципе транспарентности, который является ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАСТ), этот принцип пронизывает всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.

4.Структура ВТО многоуровневая и иерархична:

подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата — обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации.

.Украина вела переговоры о вступлении в ВТО более 14 лет. Перспектива членства в ВТО стала реальной в конце 2007 года. 14 ноября Украина подписала двухсторонний протокол о взаимном доступе на рынки товаров и услуг с Кыргызстаном, а 20 ноября — последний, 51-й по счету, двусторонний протокол со Вьетнамом.

ноября Европейский союз выдвинул последнее требование относительно вступления Украины в ВТО. Для того, чтобы стать 152-м членом этой организации, Киеву необходимо было выполнить требование Брюсселя относительно пересмотра регуляции по экспортной пошлине. В ходе переговоров сторонам удалось достичь компромисса: Украина, в частности, согласилась ограничить количество существующих экспортных пошлин, и не повышать их в будущем.

.У вступления Украины в торговую организацию есть ярые приверженцы и противники. Анализ социально — экономических процессов, которые происходили в Украине на протяжении последнего десятилетия, позволяет сделать вывод о том, что дальнейшее развитие государства во многом будет зависит от согласования тенденций внутреннего экономического развития с общемировыми, и прежде всего, теми, которые вырабатываются в сфере регулирования мировой торговли товарами, услугами и технологиями.

.Членство в ВТО означает внедрение прозрачных и одинаковых для всех участников рынка условий хозяйственной деятель и конкуренции. Это, безусловно, приведет к росту деловой активности и росту иностранных инвестиций. Как свидетельствует опыт стран Центральной Европы, рост иностранных инвестиций после вступления в ВТО составляет от 50% до 200%. Министерство экономики Украины прогнозирует приток инвестиций в размере 3 млрд. долларов. Членами ВТО являются 152 государства, доля которых в мировой торговле составляет 96%. Став членом этой организации, Украина получит лучшие условия доступа на рынки стран — членов ВТО, вследствие уменьшения тарифных и нетарифных ограничений, что, несомненно, будет содействовать росту экспорта.

.Со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию украинские компании столкнутся с импортом более конкурентоспособной иностранной продукцией. Это, в свою очередь, может вызвать снижение возможностей расширения производства для украинских производителей на внутреннем рынке.

.снижение импортных тарифов приведет к обострению конкуренции на внутреннем рынке между украинскими и зарубежными производителями, после вступления Украины в ВТО.

.Во время перехода к европейским стандартам, вынужденные изменения в сфере налоговых и других льгот приведут к закрытию некоторых предприятий в Украине, под влиянием ВТО.

.Использование возможностей ВТО, как его члена будет способствовать улучшению торгового баланса страны и экономике страны в целом. Это такие возможности, как:

— Уменьшить коммерческие риски в процессе экспорта и импорта. — Упростить доступа к мировым рынкам. — Уменьшение потерь украинских экспортёров от дискриминационных мер. — Избегать посредничества на мировых рынках сбыта украинской продукции, тем самым увеличивая Доход украинских производителей, а следовательно и увеличивая бюджет страны, за счёт увеличенных налоговых отчислений. — увеличить поступления в Госбюджет за счёт отмена льгот, расширения базы таможенных платежей, роста объема производства.

Перечень ссылок

1.Окопова Е.С., Воронова О.Н., Гаврилко Н.Н. мировая экономика и международные экономические отношения. — ростов-на-Дону: Деникс, 2001г. — 362 с.

.Каменев М. Окончательное ВТОржение// бизнес. — 14.04.2008. — №15 (794). — с.38-40

.Карпов А. Незаметный подарок// Еженедельник «Фокус». — 8.02.2008. — №6(70). — с.40

.Кочура И.В., Хижняк С.С. Украина — ВТО: проблемы, риски, перспективы, Региональный сборник научных трудов по экономике: Д , Юго-Восток, 2003г. — 410 с.

.Макогон Ю.В., Орехова Т.В. Глобализация и Украина в мировой экономике. — Донецк: Альфа-пресс, 2005. — 400с.

.Макогон Ю.В., Фомичева Н.В., Шилец Е.С., Джастус Э.Ю. Экономика зарубежных стран: Учебное пособие / под общей ред. Ю.В.Макогона. Донецк: ДонНУ, 2008. — 394 с.

.Марракешкское соглашение о создании ВТО// Внешнеэкономический бюлетень. — 1997г. — №5.

.мировая экономика: Ученик / Под ред. проф.. А.С.Булатова. — М.: Экономистъ, 2003. — 734с.

.Осика С.Г., Пятницький В.Т. Світова організація торгівлі/ 2-ге видання, перероблене і доповнене. — К.: «К.І.С.», 2004. — 516с.

.Петросян О.А существующие проблемы функционирования стран-участниц ВТО//Сборник трудов магистров. — 2004 г.

.Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятель: Учебник. — М.: Юристъ, 1999. — 456 с.

.Слинько Д. Торг уместен// Всеукраинский деловой еженедельник «.Солонынко К.С. Міжнародна економіка: Навч. посібник. — К.: Кондор, 2008. — 382с.

.Сыроватка С. Испытание авторитетом// Всеукраинский деловой еженедельник «.Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 174 с.

.Школа І.М., Козменко В.М., Бабінська О.В. Міжнародні економічні відносини: Підручник / За ред.І.М.Школи. — 2-ге вид.,перероб. і доповн. — Чернівці: книги — XXI, 2007. — 544с.

17.John Marone. Winners and losers// Business Ukraine. — 5.05.2008. — №16. — p.12-13

18.<HTTP://www.newsland.ru/news/detail/id/791472/> статья «Кто несёт убытки?». Вступление в ВТО привело Украину к массовым увольнениям.

19.<HTTP://www.analitik.org.ua/ukr/theme/vto/> статья «Вступление Украины в ВТО: за и против».

20.<HTTP://mpt.tatarstan.ru/rus/info.php?id=24201>

.Portal.gov.ua/rus/index.php?v=5&tek=178&par=5&art=459> статья «Необходимость вступления Украины в ВТО»

Учебная работа. Всемирная торговая организация как один из основных мировых интеграционных союзов