Учебная работа. Внешнеэкономические связи России

Внешнеэкономические связи россии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО профессионального ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Курсовая работа

Тема: Внешнеэкономические связи россии

Работу выполнила

студентка ФиКр-3

Кельдина Кристина

Научный руководитель

кгн, доцент Александрова Т.Е

Самара 2009

Содержание

Введение

Глава 1. Формы внешнеэкономических связей

.1понятие, основные функции внешнеэкономических связей

.2Торговля лицензиями

.3Лизинг

.4Банковская система и кредитование

.5Предоставление международных услуг

.6Торговля

.7свободные экономические зоны

Глава 2. Место и роль россии в мировой торговле

Россия во времена СССР

место и роль России в конце XX — начале XXI

Глава 3. Типология регионов по список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. экономическая система России переживает процесс глубокой трансформации, связанный с переходом от директивно-плановой к рыночной экономике, в котором важнейшим условием, способствующим формированию новых экономических отношений, является всестороннее развитие внешнеэкономических связей, более активное участие России в функционировании мирового хозяйства. Этот процесс, однако осложняется тем, что осуществляемые в стране реформы не имеют аналогов в мировой практике.

процесс трансформации внешнеэкономических связей носит системный характер и требует адекватного отражения в экономической науке. Произошла не только смена экономической системы, принципов ее управления, но изменился существовавший общественно-политический строй, кардинально изменив характер и сущность внешнеэкономических связей. В новых геополитических и геоэкономических условиях внешнеэкономические связи трансформируясь, теряя характер государственной монополии, предполагают не только включенность в этот процесс предприятий, осваивающих новые сферы и виды деятель, но и формирование новой целостной концептуально-методологической системы их регулирования и управления на макро- и микроуровне. новые внешнеэкономические реальности требуют категориального определения внешнеэкономической деятель и внешнеэкономического комплекса как элементов целостной системы, существенно влияющих на весь ход трансформационного процесса.

В данной работе мною рассматриваются основные формы внешнеэкомических связей, их структура и Глава 1. Формы внешнеэкономических связей

.1 понятие, основные функции внешнеэкономических связей

Внешнеэкономическими связями является хозяйственное взаимодействие государств, в основе которого лежит международное разделение труда. Включает международное движение товаров, рабочей силы, информации (научно-технический обмен), капитала, капиталовложений. К внешнеэкономическим связям относиться также обучение иностранных студентов, международный туризм, торговля лицензиями, Лизинг, Кредитование, предоставление международных услуг и др. Все виды внешнеэкономических связей взаимосвязаны, например, внешняя торговля часто сопровождается выдачей кредитов, научно-техническим обслуживанием, обменом специалистами. Развиваются такие формы внешнеэкономических связей , как сотрудничество на компенсационной основе — товарное возмещение кредитов на основе безналичных расчетов по долгосрочным комплексным программам, охватывающим сферы производства, науки и техники и др.

Главной причиной возникновения и развития ВЭС между странами является международное разделение труда.

основные направления развития ВЭС в современных условиях:

  • восстановление и развитие экспортного потенциала страны;
  • использование иностранных кредитов для технического переоснащения;
  • повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;
  • изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;
  • обеспечение экономической безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.

Переход к открытой рыночной экономике требует преобразований во внешнеэкономической сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое хозяйство. Необходимость преобразований определяется:

  • неблагоприятной структурой внешнеторгового оборота;
  • распадом СССР.

В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям через:

  • обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами;
  • развитие торговли;
  • рост обмена научно-техническими знаниями;
  • международную миграцию рабочей силы.

В современных условиях происходит качественное обновление технологической базы производства за счет:

  • внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
  • изменения структуры производства и потребления;
  • использование экспорта научно-технической информации научно-технических услуг.

Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях.

Такими функциями являются:

. организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;

. международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;

. организация международного денежного обращения.

Оценка результативности внешнеэкономической деятель по данным состава и структуры экспортно-импортных операций. Определяется с использованием системного подхода к анализу макроэкономики и частных показателей эффективности. Способы оценки различные: от сравнения производительности труда в странах-экспортерах и импортерах, до использования моделей равновесного роста и приемов оптимального программирования. В конечном счете формируется совокупность правил эффективности. Так, экономически выгоден ввоз продукции тех товарных <#"justify">.2 Торговля лицензиями

российская Федерация в своей внешнеэкономической деятельности использует многообразие форм внешнеэкономических связей: торговлю лицензиями, Лизинг, банковскую систему и кредитование, информационные услуги, торговлю, свободные экономические зоны. К перспективным формам научно-технического сотрудничества относят торговлю лицензиями, т. е. Разрешениями на передачу прав на применение изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен научной продукцией растет быстрыми темпами и уже достиг внушительных размеров.

лицензия — это свобода на совершение действий при использовании прав другого владельца. Лицо, передающее права, называется «Лицензиар», лицо, принимающее права, называется «Лицензиат».

Лицензиар как владелец исключительных прав, разрешает лицензиату в определенных договором пределах пользоваться объектом этих прав.

Предметом лицензионной торговли могут быть практически все патентуемые объекты. Причем продажа объектов интеллектуальной собственности производится на разных стадиях их жизненного цикла: изобретение может продаваться и как продукт и как технологический процесс; если изобретение существует на уровне идеи, то при покупке лицензии рискует лицензиат; на этапе подготовки технического решения объектами передаваемых прав могут быть чертежи, опытные образцы, что не дает гарантий эффективности использования у лицензиата; в самом лучшем варианте лицензия на запатентованное изобретение продается на этапе производственного использования, ведь это дает возможность лицензиату внедрить новшество в кратчайшие сроки и без потерь. Самая распространенная форма продажи лицензий в настоящее время — это продажа новшества на этапе внедрения в производство.

В последнее десятилетие приобрела популярность продажа лицензий на новшества, охраняемые в режиме ноу-хау; зачастую их передают в качестве дополнения к запатентованному изобретению, такая комплексная передача прав влияет на цену — к стоимости запатентованного объекта прибавляется стоимость ноу-хау, при использовании которого эффективность применения изобретения возрастает.

Лицензии бывают патентные и беспатентные (ноу-хау), перекрестные, чистые и сопутствующие, принудительные. Обычно отдельно решают вопрос о предоставлении сублицензий третьим лицам.

Оценку объекта лицензии теоретически исчисляют исходя из среднегодового объема продукции по лицензии, времени действия лицензионного соглашения, средней прибыли лицензиата на единицу продукции и доли прибыли, получаемой лицензиаром. Практически используют сложные системы расчетов, в которых учитываются многие факторы, влияющие на функционирование объекта интеллектуальной собственности.

истинная цена лицензии зависит от технической ценности изобретения, от размера капитальных вложений, необходимых для организации производства, от расходов на собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и от других факторов.

Совместно с объектом интеллектуальной собственности по отдельному соглашению могут передаваться необходимые инжиниринговые услуги. Расчет цены инжиниринговых услуг обычно производят исходя из анализа конкурентных материалов.

В последние годы в России статистика лицензионных договоров такова, что позволяет сделать вывод об оживлении лицензионной торговли. При этом очень популярна продажа лицензий на запатентованные объекты

.3 Лизинг

Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества между Россией и другими странами является лизинг, т. е. долгосрочная аренда машин и оборудования. Преимущество лизинга как формы предоставления во временное пользование определенных видов машин и оборудования заключается в том, что позволяет арендатору получать необходимые ему технические средства до выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое.

В зависимости от срока полезного использования объекта лизинга и экономической сущности договора лизинга различают:

Финансовый лизинг (финансовая аренда). Срок договора лизинга сравним со сроком полезного использования объекта лизинга. Как правило по окончании договора лизинга остаточная стоимость объекта лизинга близка к нулю и объект лизинга может перейти к лизингополучателю. По сути является одним из способов привлечения лизингополучателем целевого финансирования (в целях приобретения объекта лизинга).

Операционный (оперативный) Лизинг. Срок договора лизинга существенно меньше срока полезного использования объекта лизинга. По окончании договора объект лизинга либо возвращается лизингодателю и может быть передан в Лизинг повторно, либо выкупается лизингополучателем по (материальной) остаточной стоимости. По экономической сущности близок к аренде.

В контрактах по лизингу может быть предусмотрено техническое обслуживание поставляемой техники, обучения кадров и т. д. В контракте возможны положения о праве (или обязанности) арендатора купить товар по истечении срока аренды. Обычно устанавливается базисный период, в течение которого стороны не имеют права расторгнуть договор лизинга. (3)

К числу основных правовых актов, регламентирующих применение международного лизинга в РФ, относятся Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» (федеральный законвопросов лизинга, чем это предусмотрено гл.34 гражданского кодекса РФ, и Федеральный закон «О лизинге» от 29.10.98г. №164-ФЗ.

.4 Банковская система и кредитование

важное место в развитии экономики и внешнеэкономических связей занимает формирование банковской системы и кредитования.

Мировой рынок ссудных капиталов следует рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле — это Рынок, на котором осуществляются международные кредитные операции, или международный рынок ссудных капиталов. Он включает: а) Рынок иностранных кредитов и займов, охватывающий международные операции на национальных рынках ссудных капиталов (ссудно-заемные операции с нерезидентами на национальном рынке); б) евровалютный рынок, или еврорынок, на котором совершаются безналичные депозитно-ссудные операции в иностранных валютах за пределами стран — эмитентов этих валют, т.е. в евровалютах. поскольку евровалютные операции на международном рынке ссудных капиталов преобладают (по некоторым оценкам, на них приходится 70-90% всех международных кредитных операций), то термин «еврорынок» нередко используют в качестве синонима международного рынка ссудных капиталов.

российская Федерация устанавливает тесные контакты с основными международными финансовыми институтами — международным валютным фондом, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). ЕБРР принял обязательства о предоставлении кредитов, в основном совместным предприятиям, на сумму более 600 млн. долл., приступил к созданию ряда региональных фондов в размере до 50 млн. долл. каждый, в том числе в Смоленске, Мурманске, на Урале. одна из наиболее крупных организаций мира в области страхования иностранных частных инвестиций — Оверсиз прайвит инвестмен корпорейшен ( ОПИК ) предоставила россии кредиты, гарантии и страхование совместным предприятиям с американским участием на сумму свыше 2,5 млрд. долл. В 1993 году между правительственным Эксимбанком США и Министерством топлива и энергетики,Минфином и Центральным банком России было подписано Рамочное соглашение о долгосрочном кредите на развитие и реконструкцию предприятий нефтегазового комплекса российских компаний Пермьнефть и Нижневартовскнефтегаз. Их кредитором, под гарантии Эксимбанка, станет Ситибанк. Гарантированным кредитором по проектам Татнефти и Чернигорнефти является французский .5 Предоставление международных услуг

Под международной торговлей услугами понимается совершение операций между резидентами и нерезидентами страны. Сами же услуги определяются как «результат разнородной деятель, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги, при этом момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления этих услуг потребителям». Более простая формулировка, когда услугами считаются «целесообразные виды деятельности, направленные на удовлетворение потребностей человека и общества в целом, в процессе выполнения которых не создается материально-вещественный продукт».

Деятельность, образующая современную систему международных услуг многообразна. Например,

«Транспортные услуги» включают деятельность водного, воздушного, железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, космического транспорта, причем внутри отдельных видов транспорта выделяются пассажирские перевозки, грузовые перевозки, а также вспомогательные и дополнительные транспортные услуги.

К компьютерным и информационным услугам относятся операции, связанные с созданием и внедрением программного обеспечения, обработкой данных, созданием, хранением и работой с базами данных, предоставлением услуг по установке, ремонту и обслуживанию вычисли-тельной техники, а также оказание информационных услуг — снабжение средств массовой информации сводками новостей, фотографическим материалом и тематическими статьями; передача данных и ин-формационное обеспечение пользователей на основе баз данных и информационно-вычислительных систем, включая специализированные информационные агентства и организации по сбору коммерче-ских сведений (Рейтер, РИА «новости», Гарант, Консультант и т. п.), а также услуги по использова-нию коммерческих веб-сайтов в Интернете.

Важную роль в сфере интеграционных процессов играет Международный центр научно — технической информации. Ее задачей является развитие Международной системы научно-технической на основе кооперирования национальных систем и создания международных специализированных и отраслевых информационных подсистем. Центр ведет свои работы по трем основным направлениям:
— справочно-информационное обслуживание потребителей МСНТ;


научно — исследовательские и проектные работы по созданию и освоению средств современной информационной технологии; научно — методическое обеспечение развития МСНТИ, координация деятельности ее подсистем. Интеграция в области информатики между странами Западной и Восточной Европы приобретает новые организационные виды (двусторонние и многосторонние проекты и соглашения).Примером двустороннего сотрудничества может служить совместное предприятие (СП) издательского комплекса Известия с концерном ФРГ. (5)

.6 Торговля

Важную роль во внешнеэкономических связях россии с зарубежными странами играет торговля. Она осуществляется между субъектами этой торговли через экспорт и импорт.

закондеятель» (1995 г.) дает следующие определения экспорта и импорта.

Экспорт это вывоз товара, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу. При этом совокупность необходимых мер: по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного законодательством РФ порядка вывоза за пределы россии вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники в дальнейшем; по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания; по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений указанного порядка.

Импорт это ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях обеспечения национальной безопасности; выполнения международных обязательств с учетом состояния на внутреннем товарном рынке; защиты внутреннего рынка. Введение количественных ограничений экспорта осуществляется с учетом выполнения российской Федерацией своих обязательств по соглашениям, заключенным в соответствии с Законом РФ «О соглашениях о разделе продукции (1995)», в частности обеспечения экспорта минерального сырья, являющегося в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвестора.

российская Федерация имеет право устанавливать государственную монополию на экспорт и импорт отдельных видов товара, перечни которых определяются федеральными законами. государственная монополия на экспорт или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования.

В соответствии с законодательством РФ и международными договорами могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих в себя соблюдение общественной морали и правопорядка; охрану жизни и здоровья людей; охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом; сохранение культурного наследия народов РФ; защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачу прав собственности на них; необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов.

По данным всемирного банка <#"justify">— формирование на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

разработка и принятие соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

организация СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;

взаимная экономическая заинтересованность как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

возможность (и готовность) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с пониманием того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

создание на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;

— предоставление иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации. (6)

В настоящее время в России создается ряд свободных экономических зон: Санкт-Петербург, Выборг, Янтарь, Находка. например: благодаря СЭЗ Находка в Дальневосточном регионе складываются потенциально значительный рынок ценных бумаг. Практически все остальные предприятия, в том числе и транспортные, уже акционированы. Опыт создания и успешного функционирования свободной экономической зоны Находка используется и в других СЭЗ России, особенно в тех, которые прилегают к морским побережьям, а, следовательно, имеют преимущества в развитии экспортно-импортных связей россии. Внешнеэкономическая деятельность в настоящее время все больше влияет на экономические и социальные аспекты развития территорий России.

Дальнейшая интеграция регионов российской Федерации в мировой рынок, предопределяет необходимость решения широкого спектра, поблеем. Среди них важную роль играет формирование новой геополитической роли регионов Сибири и Дальнего Востока, изменение их места в экономике страны. Активизация восточных регионов во внешнеэкономической деятель и интеграция в мировую экономику обусловливаются такими факторами, как возможность интенсивного развития внешнеэкономических связей регионов на мировом рынке товаров, капиталов и услуг, ограниченных возможностями внутреннего рынка, и трансформация отношений со странами ближнего зарубежья и Восточной Европы; укрепление и расширение экономических и торговых связей регионов Сибири и дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, значительными возможностями развития транспортного обслуживания грузопотоков Европа-Азия; наличие минерально-сырьевых ресурсов, имеющих мировое настоящее время определяется экспортом сырья и энергоносителей. возрастает их роль в экспорте страны. Доля Сибири в экспорте природного газа составляет почти 100%, нефти-88%, алюминия-85%, меди свыше70%. Велика доля в экспортных поставках страны угля, никеля, продукции нефтеперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, азотных удобрений, нефтепродуктов. Однако экстенсивные факторы наращивания экспорта углеводородного сырья практически исчерпаны, что не может, не отразится на стоимостном объеме сибирского экспорта. Предоставление большей самостоятельности субъектам Федерации в области внешнеэкономических отношений способствовало активизации регионов Сибири и дальнего Востока во внешнеэкономических связях, следствием чего стало увеличение стоимостных объемов регионального экспорта. Возросло и число предприятий, участвующих в экономических связях с зарубежными странами. Их численность достигла шести тысяч. Однако основной объем поставок товаров из Сибири и с Дальнего Востока осуществляется такими предприятиями, как Братский алюминиевый завод, АО Саянский алюминиевый завод , РАО Норильский никель, АО ИРКАЗ, АО Запсибметкомбинат, АО Кузнецкий металлургический изменяется отраслевая структура экспорта. Наряду с традиционными отраслями топливного, металлургического и лесного комплексов возрастает экспорт машин, оборудования, техники.

Предприятия обрабатывающей промышленности поставляли продукцию, произведенную на основе высоких и средних технологий. Рост экспортапродукции отраслей машиностроения объясняется также восстановлением производственных связей со странами СНГ. На долю высокоразвитых стран приходится, почти 65% общего объема импорта предприятиями региона среди них выделяются Германия, Япония, Италия, США. доля машин и оборудования, импортируемых из этих государств, (7) составляет от 30 до 85%. среди Развивающихся стран все большую роль играют страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Сингапур, Южная Корея.(8)

Глава 2. место и роль России в моровой торговле

.1 Россия во времена СССР

внешнеэкономический мировой торговля

внешняя торговля России отражала характер её экономики. Главную роль в экспорте играли продовольственные товары и сырьё для их производства (54,7% всего экспорта в 1913). В импорте преобладали сырьё (48,6%) и готовые изделия (32,8%). Наряду с машинами, цветными металлами, хлопком, шерстью ввозились на значительные суммы предметы роскоши для буржуазии и помещиков, 1-я мировая война 1914-18 дезорганизовала внешнюю торговлю. Она ярко выявила экономическую отсталость страны, её зависимость от импорта, особенно машин и оборудования.

Плановый характер социалистического народного хозяйства СССР обусловливает и плановый характер его внешней торговли. Её объём и структура определяются потребностями и возможностями социалистической экономики на каждом данном этапе в соответствии с требованиями закона планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. В зависимости от объективных экономических и политических условий того или иного этапа развития СССР менялись структура и объём внешней торговли. Так, в первые годы Советской власти, вследствие организованной империалистами экономической блокады, внешнеторговые операции были незначительны, а торговый баланс пассивным. В период восстановления народного хозяйства (1921-26), когда требовалось развивать лёгкую промышленность, в импорте преобладало сырьё (хлопок, шерсть, кожа). структура экспорта мало изменилась по сравнению с дореволюционным периодом (в 1924 зерно — 37,8%, лес и лесоматериалы — 13%, нефть и нефтепродукты — 11%, пушнина — 5%). заметно выросли экономические связи с капиталистическими странами. СССР прорвал кредитную блокаду: Германия, <#"justify">используемая литература:

1)С.С. Шишов Экономическая география и регионалистика. Учебное пособие Под редакцией д.г.н., проф. Т.Г. Морозовой. Москва 1998 г. Издательство ИНФРА-М; с 141-231.

)Киров Курс экономической теории. Под общей редакцией: проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е.А. Издательство АСА. с 57-125.

3)И.В Макаров, А.П. Рубцов. «основы внешнеэкономической деятельности. Издательство МГИУ; с 206 — 211.

4)А. Киреев. международная экономика.- М.: Международные отношения, 1997.

)Международные экономические отношения / Под редакцией В. Е. Рыбалкина.- М., 1997. Издательство аспект ПРЕСС; с. 133-136, 155.

6)Холопов А. Внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования международной торговли. Мировая экономика и международные отношения, 1997, №12.

)Холопов А. Внешнеторговая политика: тарифные методы регулирования международной торговли. Мировая экономика и международные отношения, 1997.

8)Российский статистический ежегодник 2008; ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА государственной СТАТИСТИКИ. Внешнеэкономическая деятельность; с. 768, 781, 783.

9)Т.Е Александрова, И.И. Фирулина «экономическая и социальная география Российской Федерации». Издательство СГЭУ;с 217-219, 220-223.

)Современные проблемы внешнеэкономической деятельности России / Дербилов Д.А. — Самара 1998.

11)<#"justify">СЭЗГод созданияНормативный актСЭЗ «Находка» в Приморском крае1990Резолюция ВС РСФСРСЭЗ «Технополис Зеленоград»Постановление ВС РСФСРСЭЗ в Калининградской областиСЭЗ «Даурия» вЧитинской области1991Указы Председателя Президиума ВС РСФСРСвободная предпринемательская зона в Санкт-ПетербургеСвободная экономическая предпринемательская зон в ВыборгеСЭЗ в Алтайском краеСЭЗ «Ева» в Еврейской АОСЭЗ «Садко» в Новогородской областиСЭЗ «Кузбасс» в Кемеровской области«Сахалин»Постановление Президиума ВС РСФСРЭкологическая и экономическая зона «Горный Алтай»Постановление Совета Министров РСФСРЗона свободной торговли «Шереметьево»1992Указы президента РФСвободные таможенные зоны «московский франко-порт» и «Франко-порт Терминал»1993Специальная экономическая зона в границах заповедного экологического района минеральных источников РФ — Кавказких минеральных вод1994Постановление Правительства РФСЭЗ «Кабардино-Балкария»1995Указ Президента РФСвободная таможенная зона на территории, прилегающей в аэропорту «Ульяновск-Восточный»1996Постановление Правительства РФМеждународный бизнес центр «Ингушетия»1996Федеральный законОсобая экономическая зона в Калининградской областиСЭЗ «Елабуга» Елабужского автомобильного заводаПостановление Правительства РФРегион интенсивного экономического развития «Осетия»СЭЗ в Республике ХакасияУказ Президента РФОсобая экономическая зона в Магаданской области1999Федеральный законСравнительные характеристики СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининградской области

Основные характе- ристикиСЭЗ «Находка»ОЭЗ в Калининградской областиЭтапы создания и развития (по нормативным документам)Решение о создании — 14.07.1990 г. (постановление ВС РСФСР)Положение о СЭЗ — 23.11.1990г.Положение о СЭЗ «Янтарь» — 25.09.1991г.Фактическая отмена налоговых льгот для совместных предприятий в СЭЗ — Закон РФ «Об основах налоговой системы», 01.01.1992г.Дополнительные финансовые льготы зонам и гарантии иностранным инвесторам — указ Президента РФ от 04.06.1992г.новая редакция Положения о СЭЗ — постановление Правительства от 26.02.1992г.Кредитные льготы — постановление Правительства, август 1992 г.подтверждение таможенных льгот — указ Президента РФ от 23.12.1992г.Упразднение таможенных льгот — законфинансовые льготы (кредиты), поручение о создании свободных таможенных зон и передача местного аэродрома для совместного использования в военных и гражданских целях — постановление Правительства РФ от 08.09.1994 г.Восстановление и расширение налоговых льгот — указ Президента РФ от 07/12.1993 г. дополнительные финансовые льготы (кредиты, субвенции) — постановление Правительства РФ от 25.05.1994 г.Отмена налоговых льгот — закондеятель — Закон РФ от 24.02.1995 г.Создание специализированной зоны экспортного производства на территории СЭЗ «Находка» — указ Президента РФ «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в СЭЗ «Находка» от 11.03.1996 г.Отмена таможенных льгот — указ Президента РФ от 06.03.1995 г.Льготы для компенсации потерь участникам ВЭД — постановление Правительства РФ от 10.05.1995 г.Восстановление таможенных, финансовых и, в перспективе, налоговых льгот — Закон РФ «об особой экономической зоне в Калининградской области », подписан Президентом РФ 22.01.1996 г.Территорияг. Находка и Партизанский район Приморского края, площадь около 4600 кв. кмКалининградская область, площадь около 15000 кв. км.СпециализацияДобыча и глубокая переработка местных ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса, в перспективе — легкая промышленностьРадиоэлектроника и электронная промышленность, судостроение, производство оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокая переработка рыбы и других морепродуктов, Производство товаров народного потребления, международный туризм.преимущества для создания свободной экономической зоны. выгодное экономико-географичекое положение: близость от крупнейших центров АТР, фактически сложившаяся «Монополия» Находки на внешнюю торговлю россии со странами региона 2. Развитая транспортная инфраструктура — крупные незамерзающие порты, оконечный пункт Транссибирской магистрали 3. наличие некоторого промышленного потенциала города 4. хорошие климатические условия для сельского хозяйства 5. Опыт внешнеторговой деятель.1. Выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой 2. Наличие незамерзающего морского порта 3. уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов) 4. Высококвалифицированная рабочая сила, высокая концентрация учебных заведений 5. наличие машиностроительных производств высоких технологий (в составе ВПК) 6. наличие предпосылок для создания курортно-туристического комплекса международного значения (район Куршской косы) 7. наличие некоторого опыта внешнеэкономической деятельности (в качестве СЭЗ «Янтарь»)недостатки региона для создания свободной экономической зоны1 . недостаточная степень раз- вития транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов и железной дороги от Хабаров- до Находки 2. Удаленность от центральных районов россии, высокие транспортные издержки на доставку экспортных и импортных грузов 3. Неразвитость АПК и легкой промышленности 4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ (Китай, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур), привлекательных для потенциальных инвесторов 5. В перспективе возможна конкуренция местным портам со стороны модернизируемого порта Зарубино, предоставляющего выход к морю, в том числе, северо-восточным провинциям Китая1. использование для военных нужд большей части территории, высокая степень милитаризованности промышленности 2. узкая специализация на рыбной промышленности (40°/. объема производства), большая доля ресурсоемких производств (переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность), неразвитость АПК и легкой промышленности 3. Изношенный и технологически устаревший парк промышленного обор повышенная энергоемкость хозяйства 4. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области от удаленных регионов России и стран СНГ по снабжению сырьем и комплектующими (до 90% ввоза) и по сбыту продукции (более 70% вывоза) 5. Неразвитость транспортно- дорожной, жилищной инфраструктуры 6. дефицит электроэнергии, зависимость от Литвы в сфере энерго- (80%) и газоснабжения (100%) 7. наличие сильных конкурентов местному порту (страны Балтии, в перспективе — новый российский порт в Финском заливе) для обслуживания экс- портно-импортных потоков грузов

Учебная работа. Внешнеэкономические связи России