Учебная работа. Влияние религиозного фактора на региональные конфликты

влияние религиозного фактора на региональные конфликты

Содержание

Введение

Глава 1. Что такое религиозный фактор?

.1 понятие религиозного конфликта

.2 Региональные конфликты и их виды

Глава 2. влияние религии на региональные конфликты

.1 Влияние религии на конфликты в мировой истории

.2 Современное влияние религиозного фактора

Заключение

список использованной литературы

Введение

Для данного реферата мной была выбрана следующая тема — «Религиозный фактор в региональных конфликтах». Я остановила свой выбор на этой проблеме, поскольку именно в последние годы конфликты, основанные на религиозных спорах, случаются крайне часто. И именно сейчас данная проблематика имеет наибольшую актуальность. Важно знать, какую опасность несет в себе развитие религиозных конфликтов для мирового сообщества.

Целью моей работы является исследование влияния религиозного фактора на региональные конфликты. Объектом данного исследования являются региональные конфликты, а предметом — религиозный фактор, влияющий на появление и развитие конфликтов такого рода. Поэтому мной были поставлены следующие задачи:

исследовать понятие регионального конфликта в целом и религиозного конфликта в частности;

классифицировать религиозные войны;

проследить историю религиозных конфликтов с древности и до наших дней;

выделить основные тенденции проявления религиозного фактора в современных конфликтах.

В реферате были широко использованы труды таких деятелей науки, как Барышникова Д.Н., Цыганкова П.А и мн.др. Также очень полезными оказались статьи разных годов из научного журнала «Международная жизнь».

Тема религиозного фактора в региональных конфликтах на сегодняшний день крайне актуальна, и я надеюсь, что мой реферат поможет пролить свет на данную проблему и обозначить её положение в современном мире.

Глава 1. Что такое религиозный фактор?

.1 понятие религиозного конфликта

К сожалению, в нашем современном обществе проблема религиозных конфликтов крайне актуальна. Религиозные конфликты затрагивают многие страны, а решение подобных споров зачастую является сложным, противоречивым и достаточно долговременным процессом. В данном пункте моего реферата представлена попытка теоретического анализа религиозного конфликта и самого его понятия.

Религиозный конфликт — это столкновение религиозных групп либо религиозных индивидов по поводу различных позиций в сфере вероучения, правил построения религиозной организации и религиозной деятель в целом. Конфликт может проявляться в самых различных формах, среди которых конкуренция и борьба; конфронтация и религиозная вражда; разногласия и споры. многие из этих форм могут быть связаны с явлением религиозного фанатизма, и довольно часто этот фанатизм выливается в настоящую религиозную войну.

Кто же развязывает религиозный конфликт? Религиозный конфликт может возникать внутри конфессии (религии, направления, объединения), а также и между различными конфессиями, религиями и направлениями. При определенных условиях религиозный конфликт может стать формой выражения межэтнических, сословных или классовых противоречий или противоборства целых государств. Существует понятие понятие социорелигиозного конфликта, то есть «социально-политического конфликта, немалую роль в образовании которого занимает именно религиозный фактор». В истории всех мировых религий и почти всех стран мира зафиксированы случаи возникновения социорелигиозных конфликтов. Такие конфликты всегда имеют общие черты.

Социорелигиозные конфликты выражаются в следующих формах:

в расколах;

в образовании сект;

в религиозных войнах;

в отделении так называемых еретиков от основного направления религии;

— и в подобных им явлениях.

Религиозная война — это «общественно-политическое течение, связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими в целях формирования соответствующей государственности и народности».

Можно выделить отличительные признаки религиозных войн:

применение священных знамен и сигналов;

принадлежность противоборствующих группировок к разным религиям или разным направлениям одной религии;

ритуальные религиозные отправления воинов;

во главе войска стоят религиозные лидеры;

полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих государств;

в религиозной войне участвуют приверженцы одной религии с чисто религиозными целями. такими целями могут выступать желание защититься от экспансии другой религии или, напротив, навязывание своей веры в насильственной форме.

Классифицировать религиозные войны в настоящее время специалисты не берутся из-за огромного множества факторов, которые необходимо учитывать. например, национально-этические, политические, пограничные факторы и мн.др. сложно предоставить какому-то одному из этих факторов приоритет.

Однако религиозные конфликты можно разделить на пять групп:

. Религиозно-аболютистские конфликты.

. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты.

. Автономистские конфликты.

. Национально-ирредентистские войны (войны за объединение территории).

. Милленаристские войны (войны, связанные с верой в преобразование мира по исходу тысячелетнего цикла. Такие конфликты были тенденцией конца девяностых годов и начала нулевых).

Из-за чего же возникают религиозные конфликты? В первую очередь это несогласованность интересов между различными конфессиями или между различными направлениями одной религии. Религиозную войну можно отличить по тому, что она имеет достаточно четкие религиозные цели.

1.2 Региональные конфликты и их виды

Темой данного реферата является религиозный фактор в региональных конфликтах. Следует понимать, что не всегда религия будет единственным фактором к образованию конфликтной ситуации. необходимо рассмотреть региональные конфликты, их виды и классификацию отдельно, чтобы иметь более целостное Региональные конфликты — такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, их коалициями или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства. Они охватывают значительные географические и социальные пространства.

Особенности региональных конфликтов:

. Они непосредственно связаны с глобальными. С одной стороны, они выступают, как одна из форм назревающих глобальных конфликтов. С другой стороны, они могут ускорить процесс созревания глобальных конфликтов;

. поскольку в основе региональных конфликтов лежат экономические, политические, религиозные и идеологические противоречия, постольку они проявляются в форме национально-этнических и религиозных столкновений. Они носят затяжной характер и оказывают непосредственное воздействие на всю систему международных отношений;

. Региональные конфликты отличаются составом субъектов (административно-территориальные образования, этнические группы, государства или коалиции). Основную роль среди субъектов играют политические, экономические и национальные элиты;

. Региональные конфликты отличаются зонами распространения. Они охватывают большие географические пространства (регионы) и значительные массы людей;

. Региональные конфликты отличаются динамикой. Так, формирование образа конфликтной ситуации направляется элитами и происходит с активным использованием СМИ, а иногда — средств и методов информационной войны. Открытое конфликтное взаимодействие может протекать в формах войны, вооруженного конфликта, экономических санкций, идеологического противоборства.

Региональные конфликты классифицируются по четырем направлениям, а именно:

. По масштабу:

.1. Конфликты между государствами и коалициями;

.2. Конфликты между субъектами социального взаимодействия внутри государства;

. По особенностям географического положения:

.1. Конфликты в Азии;

.2. Конфликты в Африке;

.3. Конфликты в Латинской Америке;

.4 Европейские конфликты.

. По сфере проявления:

.1. Экономические конфликты;

.2. Политические конфликты;

.3. Духовно-идеологические конфликты;

.4. Военные конфликты.

. По национально-этническим особенностям:

.2. Религиозные конфликты;

.3. Этнополитические конфликты.

Остановимся на одной из самых распространенных разновидностей — политических конфликтах.

Политический конфликт — столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

особенностью политического конфликта является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене. Политические конфликты делятся на внешнеполитические и внутриполитические, но могут проявляться на межличностном уровне, на уровне малых групп, на уровне больших групп, на региональном и глобальном уровне. Политические конфликты могут выполнять как положительные, так и отрицательные функции.

зачастую именно политический фактор выступает дополнительно с религиозным. причем в современном мире религия по ходу процесса естественной секуляризации все более становится не настоящим поводом к развязыванию конфликта, а выступает в роли благовидного предлога для создания конфликтной ситуации из-за политической подоплеки.

В основном это касается такой тенденции, как исламизм (также известный как исламский фундаментализм), но подробнее об этом будет рассказано в пункте 2.2.

В первой главе данного реферата рассмотрен теоретический аспект. В ней дается понятие регионального конфликта в целом и религиозного конфликта в частности:

Региональные конфликты — такие конфликты, которые возникают на основе противоречий, складывающихся между отдельными государствами, их коалициями или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства. Они охватывают значительные географические и социальные пространства.

Религиозный конфликт — это столкновение религиозных групп либо религиозных индивидов по поводу различных позиций в сфере вероучения, правил построения религиозной организации и религиозной деятель в целом. Конфликт может проявляться в самых различных формах, среди которых конкуренция и борьба; конфронтация и религиозная вражда; разногласия и споры.

Также рассматриваются разновидности и ключевые особенности обоих понятий для того, чтобы ясно представлять, что такое религиозный фактор в региональных конфликтах и каково его влияние.

Глава 2. Влияние религии на региональные конфликты

.1 Религиозные конфликты в мировой истории

О религиозных конфликтах имеет смысл говорить с появлением мировых религий — христианства, ислама и буддизма, укрепившихся к началу Средневековья в большинстве стран мира.

Именно в Средние века с распространением монотеизма распространилась и была узаконена религиозная дискриминация. Прогрессивным шагом по отношению к древности было то, что другие народы стали восприниматься не как чужие в принципе, а как потенциальные объекты для обращения в свою веру. Однако отказ от обращения налагал целый ряд ограничений, связанных с налогообложением, элементарными правами и т.д. Крупные общины иноверцев либо вообще были невозможны, либо они отгораживались от остального населения (с тех пор и по сей день используется термин «гетто», правда, в современном мире гетто скорее отражает этнический, а не религиозный признак). Переход в иную веру, как правило, считался тягчайшим преступлением. С другой стороны, на общины иноверцев не распространялась юрисдикция господствующей церкви, иноверцы не могли быть осуждены за ересь, однако могли быть осуждены за попытку обратить в свою веру.

Религия и религиозные притязания на территории, попытки обратить в свою веру были мощнейшим поводом развязывания войны в те времена. особенно известны Крестовые походы — серии военных походов в XI — XV вв., из Западной Европы, направленных против мусульман. огромные территории, ранее принадлежавшие исламскому миру, захватывались во времена крестовых походов, организованных во имя Господа. Также хорошо известны масштабные военные компании, которые неоднократно проводились на Ближнем Востоке и севере Африки во имя ислама.

В 16-м и 17-м веках в Европе пролилось немало крови из-за войн между католиками и протестантами (1550-1650). Этот период получил название Реформации, так как целью протестов было реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь. Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже не играли главную роль.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства. Католицизм стремился в международной политике к подавлению национальной независимости; протестантизм, наоборот, связывал своё дело с делом национальной независимости. поэтому, в общем, международная борьба между католицизмом и протестантизмом была борьбой между культурной реакцией, абсолютизмом и порабощением национальностей, с одной стороны, и культурным развитием, политической свободой и национальной независимостью — с другой.

В позднем Средневековье и Новом времени религия все меньше выступала поводом для развязывания конфликта. Ушли те времена, когда воины открыто обращали иноверцев в свою веру; переход к новому времени характеризовался другим типом религиозных войн — покровительским войнам, где государства, исповедующие одну религию, становились союзниками. особенно хорошо можно проследить такое развитие событий в так называемом Восточном вопросе — ряд христианских государств высказался против угнетения православных народов, проживающих на территории Османской империи. С активным вмешательством россии и серией победоносных русско-турецких войн большинство этих народов получило независимость. В том же Восточном вопросе произошел религиозный конфликт иного рода: Франция и россия столкнулись в Османской империи, так как и католичество, и православие хотели обеспечить доступ к святым местам и взять их под контроль.

Как бы то ни было, начало активного процесса секуляризации положило конец активному развязыванию войн за религию. Секуляризация — это историческое снижение значимости сверхъестественного и сакрального, отделение каких-то сфер жизни человека и государства от церкви.

Постепенно, медленными шагами, государства начали становиться светскими, наука и первый план вышли истинные политические притязания.

2.2 Современное влияние религиозного фактора

политический конфликт фундаментализм социорелигиозный

В современном мире вряд ли представляется возможным найти такие конфликты, которые бы носили сугубо религиозный характер. Так называемые религиозные войны в современности отсутствуют, в чистом виде межрелигиозные или внутрирелигиозные конфликты в настоящее время не существуют. При этом в конфликтах присутствует следующая тенденция: усиление политической составляющей современных войн, которая может перерастать в открытый терроризм.

В настоящее время в мировой политике имеет большое солидный урон репутации своей же религии. большинство представителей мусульманской уммы и духовных лидеров ислама подчеркивают, что не поддерживают отношений с группировками, которые, прикрываясь мусульманской риторикой, пытаются реализовать политические цели. Более того, приводимые террористами в пример догматы зачастую искажены и не имеют к религии ислама никакого отношения.

Таким образом, разумно заключить, что не существует понятия «исламского терроризма», но существуют террористы, которым выгодно искажать религию ислама для того, чтобы прикрывать догматами религии свои политические цели. Это делается для того, чтобы террористы выглядели в глазах общественности не «злодеями», а этакими героями-мучениками, ведущими «священную войну» — джихад. Также террористы могут вербовать на свою сторону людей, которые не знают в точности постулатов ислама и легко вводятся в заблуждение. Ещё одна немаловажная черта — значительная материальная поддержка террористических организаций под знаменем «борьбы с неверными» от частных лиц и даже государств.

К сожалению, важнейшим показателем усиления роли политики в региональных конфликтах является современный терроризм. Он же чаще всего является показателем невысокой эффективности политической власти.

К самым значительным религиозным конфликтам XX века можно отнести:

а) возникновение и расцвет исламского фундаментализма.

Уже многое было сказано о явлении исламского фундаментализма. профессор Дамаскского университета Садик Аль-Азм считает, что исламизм «представляет собой защитную реакцию против долговременной эрозии главенствующей роли ислама в общественной, институциональной, экономической, социальной и культурной жизни мусульманских обществ в 20-ом столетии». По его мнению, исламизм вводится в практику через «возрождение понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных формах».

Аль-Азм перечисляет следующие неотъемлемые свойства исламизма:

фундаментализм — как возвращение к основам ислама (салафизм);

возрождение — активной веры и обрядов;

интегрализм — объединение всех сфер жизни общества и государства под законами шариата;

теократизм — восстановление Аллаха как верховной власти;

теономизм — буквально «главенство законов Господа», прямое, буквальное и всестороннее применение норм шариата;

терроризм — как способ наносить врагу максимальный урон без учёта любых долговременных последствий.

б) Религиозное противостояние в Ирландии (1960-е — 1998).

Этот этнополитический конфликт в Северной Ирландии (Соединённое королевство) был вызван спором между центральными британскими властями и местными праворадикальными католическими и национальными организациями касательно статуса региона. Главной силой, противодействовавшей великобритании, была Ирландская Республиканская Армия. В свою очередь главным противником ИРА стал протестантский орден Оранжистов и поддерживавшие его протестантские организации.

апреля 1998 года в Белфасте британским и ирландским правительствами было подписано соглашение, которое было одобрено большинством политических партий Северной Ирландии.

В результате подписания соглашения была воссоздана Североирландская ассамблея, целью которой является решение экономических и социальных проблем. Также были созданы Совет министров Севера и Юга для оформления взаимодействия между разными частями острова Ирландия и Британо-ирландский совет для оформления взаимоотношений между всеми органами представительной власти Великобритании и Ирландии.

в) Революция в Иране.

Исламская революция в Иране — цепь событий в Иране в январе 1978 -феврале 1979 годов, следствием которых стали эмиграция шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, упразднение монархии и установление новой администрации, которую возглавил аятолла Хомейни.

Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение для всего мира. установление прочной исламской власти в богатом углеводородами Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире.

г) противостояние сербов и хорватов.

Противостояние сербов и хорватов по религиозному признаку сыграло трагическую роль в судьбе Югославии.

д) Развитие «теологии освобождения» в 1960-х гг.

теология освобождения — одно из течений социального христианства, христианская школа теологии, в особенности в Римско-католической церкви.

Два главных принципа теологии освобождения:

) вопрос об источнике греха;

) идея о том, что христиане должны использовать во благо таланты, данные им Богом, включающие интеллект и, в частности, науку. Теологи данного направления используют социологию и экономические науки для изучения феномена бедности, считая, что бедность является источником греха.

Религиозные конфликты отличаются крайней угрозой не только для мирного населения, но и для целостности государств. Такие конфликты отличаются сложностью противоречий, которые, как правило, накапливаются на протяжении длительного времени и в итоге выливаются не просто в мирные протесты, но дают почву для терроризма, или гражданских войн. В последнее время религиозный фактор уходит на второй план, уступая место политическим противоречиям. Это также вредит имиджу религии, которой прикрываются для благовидности целей, в реальности являющихся сугубо политическими.

Во второй главе реферата мной рассмотрена краткая история религиозных войн и конфликтов с древности и до наших дней, а также трансформация религиозных конфликтов в современности, причиной которой является тенденция к секуляризации.

Секуляризация — это процесс отделения науки и культуры от церкви. В настоящее время процесс секуляризации продолжается и его обороты только нарастают. В современном мире все большее количество государств становятся светскими, а церковь вынуждена признавать технологические новшества и достижения научно-технического прогресса.

Из-за того, что роль религии в международных конфликтах отходит на второй план, религию зачастую используют в качестве благовидного предлога для развязывания войны. Есть смысл говорить о религиозном терроризме, в особенности касающемся ислама. Исламский фундаментализм (исламизм) стал одной из острейших проблем современности в области региональных конфликтов.

Заключение

В данном реферате мной была исследована проблема региональных конфликтов и влияние религиозного фактора на их развитие. В рамках этого исследования я рассмотрела понятия регионального конфликта и религиозной войны, а также проследила развитие конфликтов на почве религии в мировой истории и их трансформацию на нынешнем этапе международных отношений.

Теоретико-методологической основой данной работы послужили труды Барышникова Д.Н., Цыганкова П.А. и статьи из журнала «Международная жизнь». Я основывалась на новейших статьях российских исследователей для составления более подробной картины.

На основе проделанной мной работы хотелось бы подвести итог: тема международных отношений и региональных конфликтов вечна. Религиозные конфликты занимают в этой проблеме особое положение, поскольку тема религии достаточно щекотлива, и сейчас не всегда представляется возможным понять, выступает ли религия истинным поводом к развязке конфликта или скрывает собой иные мотивы. Во все времена существовали конфликты на почве религии, и сейчас задача мирового сообщества состоит в том, чтобы предотвращать их развитие на современном, невиданном прежде этапе.

Список использованной литературы

1.Барышников Д.Н.. Конфликты и мировая политика. — М.: Восток-Запад, 2008.

2.Косиченко А.Г. Глобализация и религия// международная жизнь. — 2013. — №6.

.Международные экономические отношения. — М.: Российская политическая энциклопедия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2001. <HTTP://www.ozon.ru/context/detail/id/4036368/?partner=isolda>

.Миротворцы. Спецслужбы в локальных конфликтах. — М.: Современная школа, 2010.

.Морис Д. Эволюция войн. — М.: Центрполиграф, 2009.

.Оганесян Д., митрополит Илларион. Современные вызовы глобального мира: секуляризм и религиозное Мировоззрение// Международная жизнь. — 2010. — №6.

.Поволоцкий Г. Шиито-суннитские отношения на современном этапе. // Международная жизнь. — №10. — 2012.

.Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. — М.: Гардарики, 2002.

Учебная работа. Влияние религиозного фактора на региональные конфликты