Учебная работа. Торговые войны

Торговые войны

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования понятия "торговые войны"

1.1 понятие, причины и механизм ведения торговых войн

1.2 Инструменты ведения торговых войн

Глава 2. Торговые войны в мировой экономике

2.1 Эволюция торговых войн

2.2 Практика ведения торговых войн в мировой экономике

.3 участие России в торговых войнах

Глава 3. Последствия торговых войн и их влияние на экономическое развитие стран

Заключение

список использованной литературы

торговый война экономика соперничество

Введение

В последнее время обостряются все внутренне- и внешнеполитические государственные отношения. Это характеризуется значительным увеличением войн, как военного (с применением вооружения, будь то обычное, ядерное, химическое, биологическое, этническое, бинарное и др.), так и экономического и экономико-политического плана, которые характеризуются вполне ощутимым для государства действием. Одним из видов последних являются так называемые торговые и продовольственные войны, которые наносят основной удар по финансово-бюджетной сфере государства, загоняя последнее в невыносимое для жизни кабальное условие существования. В этом случае сильные государства, имеющие собственную производственную базу, могут перейти на самооборот, правда с большими для себя финансовыми потерями, и вполне существовать самостоятельно. В слабых же неминуемо наступит экономический кризис (если они полностью зависимы от торговых отношений), который приведет к технологическому либо продовольственному голоду.

Сам термин "торговые войны" сегодня стал привычным для прессы и телевидения выражением: так называют возникающие между государствами трения в сфере взаимной торговли, часто весьма несущественные. На взгляд специалистов, под этим грозным термином следует понимать не любые торговые препоны, а торговые ограничения, налагаемые одной страной, и ответные меры пострадавшей от них другой страны или нескольких стран.

Цель торговой войны состоит в обеспечении интересов национальных монополий, создание им благоприятных условий для борьбы с денежными конкурентами на внутреннем и внешнем рынках. В качестве орудия торговой войны выступает система торгово-политических и юридических мер, принимаемых на государственном уровне. Таким образом торговая война является внешнеполитическим действием какой-либо страны, направленным, на сохранение своих экономических позиций или на их повышение за счет ведения жесткой торговой политики по отношению к другим странам.

С момента образования государств и активизации международной торговли централизованная власть всячески старалась защитить своих производителей и завоевать новые рынки сбыта. "Боевые действия" в торговле проходили постоянно со времен античности, а то и первобытного строя, да и в любом военном конфликте между странами и народами всегда несложно выделить экономическую составляющую. сегодня в борьбе за рынки используется весь собиравшийся веками арсенал средств.

С точки зрения современной экономической теории причиной развертывания торговых войн становятся самые разные факторы: таможенные, территориальные, ценовые, санитарные, экологические.

исходом торговой войны является либо потеря странами экономического статуса, либо их полное разорение (при успешном ведении войны — для конкурентов, при неудачном — для страны, начавшей торговую войну, либо для обеих стран). Иногда страны, измотанные и разоренные торговыми войнами, прекращают их и приходят к соглашению и даже к примирению. Это связано с тем, что экономическая ситуация в них настолько ухудшена, что они уже не в состоянии выбраться из нее и занять прежние позиции на мировой арене.

Актуальность исследования данной темы заключается том, что после мирового финансового кризиса торговые войны все чаще охватывают страны, которые стараются максимально субсидировать национальных производителей или создать им более комфортные условия.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности, причин возникновения, результатов и последствий торговых войн.

Данная цель обусловила постановку и решение таких задач, как:

·рассмотрение механизмов и инструментов ведения торговых войн;

·изучение эволюции и практики ведения торговых войн в мировой экономике;

·определение роли и позиции россии в торговых войнах;

·изучение последствий торговых войн и их влияния на экономическое развитие стран.

Методологической основой являются научные методы, опирающиеся на требования объективного и всестороннего анализа торговых войн.

Структуру дипломной работы составляют введение, три главы, включающие пять параграфов и заключение.

Глава 1. Теоретические основы исследования понятия "торговые войны"

1.1 понятие, причины и механизм ведения торговых войн

Принято считать, что в международной торговле получает преимущество тот, кто может предложить рынку товар лучшего качества по более низкой цене. Отчасти это действительно так, однако борьба за рынки никогда не велась по строгим, но справедливым правилам, и здесь часто побеждает не тот, у кого товар лучше, а тот, кто просто действует хитрее и жестче.

Торговая война — это торговое соперничество 2 или более стран, проводящееся с целью захвата зарубежных рынков или предотвращения торговой "оккупации" национальной экономики. Изучение причин и методов ведения торговых войн составляет прерогативу различных наук, в том числе геоэкономики и мировой экономики. Торговая война может проводиться в рамках более широкого фронта "боевых действий" — т.н. экономической войны.

Многим казалось, что, когда после окончания второй мировой войны 23 страны подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade — ГАТТ), призванное не только обеспечить либерализацию торговых потоков, но и внедрить определенные правила для их регулирования, торговые войны с разбойничьим уклоном должны были потихоньку сойти на нет. В теории оно так и есть. В рамках ГАТТ были заложены основы действующей в сегодняшней ВТО внешне очень стройной системы для разбирательств торговых споров между государствами. Разрешение конфликтов происходит, как правило, в рамках, установленных во Всемирной торговой организации процедур, предусматривающих многоступенчатую работу по урегулированию конфликта.

Но даже на теоретическом уровне в современной международной торговле имеется суровое противоречие между либерализацией и протекционизмом. Вроде бы либерализация становится основной тенденцией торгового миропорядка. На это указывает растущая открытость национальных экономик, снижение уровня таможенных пошлин, отмена многих квот, ограничений, обострение конкурентной борьбы. успех на мировом рынке тесно связан с привлечением иностранных инвестиций. Большинство стран предлагают льготный торгово-инвестиционный режим для иностранных инвесторов.

Но никуда не делась и протекционистская тенденция — стремление всеми силами защищать отечественных производителей, сохранять рабочие места, поддерживать конкурентоспособность национальных товаров и отраслей. Нарушение равновесия между либерализацией и протекционизмом, ущемление интересов той или иной страны другой страной или группой стран приводит к возникновению торговых конфликтов, торговых войн.

С точки зрения современной экономической теории причиной развертывания торговых войн становятся самые разные факторы: таможенные, территориальные, ценовые, санитарные, экологические. Для войн в коммерческой никаких женевских конвенций пока не придумано. При этом даже образование зон свободной торговли и таможенных союзов не вносит принципиальных изменений в структуру мирового хозяйства. Объединение стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. дилемма "свободная торговля или протекционизм" не перестает существовать, она лишь переносится на иной уровень внешнеторговых отношений. Это полностью подтверждается оперативными сводками торговых войн последних двух десятилетий, в которых азартно участвовали многие ведущие члены ВТО.

Экономисты классического направления отрицательно относятся к торговым войнам, считают, что их проведение приводит к уменьшению экономического благосостояния всех стран вовлеченных в конфликт. В то же время, торговые войны теоретически оправдываются в рамках многих теоретических концепций, в том числе в рамках институциональной и кейнсианской теорий.

основные методы ведения наступательной торговой войны:

·понижения экспортных таможенных тарифов,

·повышение экспортных квот,

·использование демпинговых цен;

·в исключительных случаях используется торговая блокада.

К методам оборонительной торговой войны относится возведение торговых барьеров (англ. trade barriers):

·повышение импортных таможенных пошлин (в том числе использование уравнительных пошлин (англ. сountervailing duty), предусматривающих повышение цены импортируемого товара до уровня внутренних цен с целью предотвращения демпинга);

·снижение импортных квот;

·введение нетарифных ограничений (англ. non-tariff restrict) — барьеров, связанных с усложнением процедуры лицензирования и нагромождением таможенных формальностей;

·введение технических барьеров, предусматривающих возникновение сложностей с соответствием импортных товаров национальным стандартам и техническим условиям.

В случае, если все страны, ведущие торговую войну, придерживаются оборонительной тактики, возникает вероятность возникновения своеобразной "коллективной автаркии".

Торговые войны нередко перерастают в вооруженные конфликты, особенно в случае попыток прорвать торговую блокаду.

1.2 Инструменты ведения торговых войн

фактически, торговые войны появились довольно давно (практически с момента зарождения торговых отношений), но они носили одиночный характер, встречались очень редко и даже термин "торговая война" отсутствовал. Наибольший пик их активности пришелся на середину — конец двадцатого века. частично это связано с тем, что в результате появления ядерного оружия поставлено под угрозу существование всего человечества, следовательно, факт возникновения горячих войн между ядерными державами сведен к минимуму. В этом случае, как метод разрешения противоречий, применяются более "легальные" торговые или продовольственные войны, осуществляя так называемые экономические блокады, сажая В экономике данная политика называется сопернической торговлей, которая ведется до полного разорения государства (предприятия). Следует отметить, что двадцатый век явился переломным и в этом отношении. Так, до 1850 года в мире царила в основном комплементарная торговля (т.е. партнерство). вскоре появилась и к 1900 году была в пике конкурентная торговля (нацеленная на клиентуру). А во второй половине двадцатого века — соперническая торговля (преобладание), которая является одной из компонент торговых войн. впервые ее применила Япония, как средство экономического выживания после второй мировой войны. Сейчас же такая политика вошла в жизнь и применяется довольно часто, примером чего может послужить огромное число предприятий и государств-банкротов в последнее время.

Представляет Интерес основные причины возникновения торговых войн, тактика их ведения, а также психологические и философские аспекты подготовки и ведения такого рода войн (ведения торговых войн между разными странами либо транснациональными корпорациями и концернами).

Сложившаяся ситуация в мире позволяет выделить следующие три основные причины возникновения торговых войн.

) "Борьба за новых территорий в соответствии с геополитикой государства. Страны должники (и не должники!) загоняются в такое положение, что более мощные конкуренты просто "поглощают" их, тем самым повышая свой экономический и геополитический потенциал.

) Средство выхода из кризиса, когда ведение жесткой торговой политики приводит к подъему экономического статуса государства за счет других стран. Естественно, чтобы вести торговую войну в этом случае такому государству необходимо иметь прибыльную отрасль или товар (в японии, например, таким товаром является технология), иначе государство просто превратят в банкрота.

)Ответная мера на жесткую торговую политику. Например, страна имеет основное Производство на территории своей страны и "дочерние" предприятия в других странах. При каких-либо разногласиях между этими государствами страна-поставщик вполне может прекратить поставку необходимых товаров в эти зависимые страны, и "дочерние" предприятия в них разорятся, нанося экономический ущерб.

Любая страна в мире, имеющая внешние торговые отношения, имеет и так называемую экономическую безопасность. Это значит, что любое действие во внешнеторговой политике сначала просчитывается экономистами, хотя результат не всегда совпадает с реальностью (это зависит от тактики ведения торговых войн).

Тактика ведения торговых войн сводится, в основном, к определению наиболее необходимого для страны-соперника товара и прекращению его поставок (в простейшем случае). Ответ может последовать в той же форме, однако, с милитаристскими государствами такие торговые войны идут недолго и перерастают в боевые действия с применением оружия (как это почти всегда заканчивалось во времена до XIX века), примером чего может послужить война в Ираке.

Малоэффективны также торговые войны по отношению к государству, имеющему большое число союзников, так как в этом случае "нападение" на эту страну может обернуться "защитой" от всех ее союзников.

анализ сложившейся мировой ситуации на рубеже XX и XXI столетий позволяет зафиксировать следующие варианты ведения торговых войн:

во-первых, прекращение поставок наиболее необходимых стране-противнику товаров (в основном, сырья);

во-вторых, полный отказ государства от торговых отношений с другим государством (если это возможно);

в-третьих, поставка заведомо недоброкачественной продукции (иногда по сниженным ценам);

в-четвертых, экономическая блокада (вариант "железного занавеса", т.е. полный отказ всех стран от торговых отношений с какой-либо страной);

в-пятых, запрет на импорт продукции страны-соперника.

В меньшей степени встречаются другие варианты.

В результате осуществления политики торговой войны, проводимой в нелинейном по своей природе обществе, последствия могут быть самыми неожиданными. В любом случае,100% совпадения рассчитанного результата от торговой войны и реально получившегося не существует, так как в ведении такого рода войн присутствует философские и психологические тонкости. иногда получается так страны, утомленные и разоренные торговыми войнами, прекращают их и приходят к соглашению. Это происходит потому, что экономическая ситуация в них настолько ухудшена, что они уже не в состоянии выбраться из нее и занять прежние позиции на мировой арене (в экономике такая стратегия называется мондиализацией бизнеса). Дело в том, что ни одно действие другого.

Глава 2. Торговые войны в мировой экономике

Как свидетельствует история, торговые войны между государствами, желающими защитить своих производителей, начались практически тогда же, когда зародилась и сама торговля. нередко это приводило к войнам настоящим, которые преследовали уже вполне конкретные политические цели.

В качестве примера можно привести запрет Афин на торговлю с Мегарами в 432-430 гг. до н.э. Это был первый из известных нам случаев применения экономических санкций в политических целях. Афины, возглавлявшие Делосский союз греческих полисов и проводившие политику экономической экспансии, ввели запрет на торговлю с Мегарами, полисом-членом Пелопонесского союза, возглавляемого Спартой. Кризис привел к Пелопонесской войне. Делосский союз потерпел поражение и был распущен. По условиям капитуляции Афины входили в Пелопонесский союз, и в них устанавливался выгодный Спарте олигархический режим.

Торговые войны вели Древний Египет, Римская империя, Византия. То же самое, правда, куда масштабнее, происходило и в последующие века.

В XVI веке самым перспективным направлением бизнеса была торговля специями, и какое-то время здесь доминировали португальцы. В то время лидирующие позиции завоевывались при помощи военной силы и политических интриг.

однако со временем все большее значение стал приобретать менеджмент. Больше шансов преуспеть в борьбе за рынки оказывалось у того, кто умел лучше управлять бизнесом, и в этом смысле преимуществом владели голландцы. Португальская заморская торговля, например, была фактически монополизирована государством, а вольные купцы должны были платить в казну Налоги, порой доходившие до 50% прибыли. Голландия же была республикой, которой управляли купцы, так что предпринимателям в этой стране жилось значительно комфортнее. Именно голландцы в 1602 году создали первое в мире акционерное общество — Голландскую Ост-Индскую компанию, которая взяла в свои руки торговлю с Востоком. Такая организация дела помогала добиваться преимущества в конкурентной борьбе, поскольку риски распределялись равномерно между всеми акционерами.

Применение силы — старый способ завоевания рынков, достаточно вспомнить "опиумные войны", когда англичане заставили Китай покупать свой бенгальский опиум и прочие товары, от которых он прежде отказывался. Однако значение военной силы постепенно отходило на второй план.

В первой половине XIX века англия, как практически единственная индустриальная держава мира, почти не ощущала конкуренции со стороны других стран. Английские коммерсанты организовали свои собственные коммерческие палаты повсюду, где только есть английские торговые и промышленные интересы. В этих палатах они выработали всю современную коммерческую систему англии, развили кредит, изыскали средства к его поддержанию, воспитали целые поколения коммерсантов, изучили все рынки мира, выработали торговую этику… Что же касается коммерческих палат в странах дальнего Востока, то следует заметить, что англичане из политического такта и некоторой общности европейских интересов в Китае и японии открыли двери своих палат для всех желающих, хотя общее руководство работою палат осталось в их руках. такой маневр англичан многими европейскими коммерсантами рассматривается как хитрый прием англичан быть в курсе предприятия других европейских наций и, учитывая слабости их, развивать свою деятельность

Подобная политика довольно долго помогала британским предпринимателям выдерживать напор набиравших силу индустриальных держав, таких как США, Германия, Япония и Италия.

германская система характеризуется широтой плана, рассчитанного вперед на несколько лет. Политическая система Германии доказывает туземцам, что из всех государств только одна Германия не имеет здесь никаких политических целей и выгод коммерческих и преследует только мирные культурные цели, устраивает школы, больницы, железные дороги, а в коммерческом отношении развивает вывоз туземных произведений, а не ввоз туда своих. Развитие вывоза постепенно поднимает культуру страны, увеличивает эксплуатацию естественных богатств, покупательную силу населения и его Потребность. Таким образом, подготовляется все растущий Рынок для Германии вследствие популярности в стране немцев, знакомств и торговых связей. Свою задачу она видит в объединении купцов и избегает вмешиваться в их связи, направляя лишь общую политику

Однако мероприятий пропагандистского характера было явно недостаточно, и немецкие предприниматели разработали комплекс мер, которые помогали им закрепляться на зарубежных коммерческих территориях. В частности, внедрению немцев на турецкий Рынок, на котором безраздельно господствовали англичане, предшествовала работа по изучению местных условий.

Ожесточенные столкновения шли на рубеже веков и за рынки других стран, причем конкуренты применяли самые разные приемы захвата и удержания. Прежде всего, прекрасно работали методы экономического характера. Так, итальянцы сумели в начале ХХ века перехватить у французов вывоз шелковичных коконов из Персии. Для этого они организовали доступное кредитование для персидских шелководов, устроили в Милане крупные склады для хранения коконов, а главное, сделали их ввоз беспошлинным.

другие методы были откровенно незаконными. Так, немцы завоевывали персидский Рынок с помощью контрабанды. Похожим образом действовала и Япония. наконец, использовались мелкие хитрости вроде подделки товарных знаков.

Первая мировая война была, как известно, войной и за рынки сбыта. Однако по-настоящему радикальный передел рынков произошел после второй мировой, когда силы европейских колониальных империй были необратимо подорваны и на арену вышли две сверхдержавы — США и СССР.

В 1948 году появилась организация под названием ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). ГАТТ должна была следить за тем, чтобы торговля развивалась свободно и чтобы страны больше не закрывали доступ на свои рынки с помощью запретительных тарифов и тому подобных мер. Такая постановка вопроса вполне устраивала США, которые, будучи ведущей индустриальной державой мира, рассчитывали заполнить мировые рынки своими товарами.

Вскоре после войны США взяли курс на захват рынков зашатавшейся британской империи. Для этой цели было, например, использовано эмбарго в отношении коммунистического Китая, которое США навязали своим союзникам. В Лондоне не могли не заметить, что это эмбарго больно бьет по британским интересам, однако никакие парламентские речи уже не могли остановить американскую экспансию. Когда же европейцы пытались защитить свои рынки от американцев, те жаловались в ГАТТ.

Если в давние времена торговцы, сражавшиеся за зарубежные рынки, использовали в основном военную силу, а в начале ХХ века все больше полагались на хитрость и знание рынка, то во второй половине столетия на первый план вышли всевозможные юридические ухищрения, которые помогали обходить правила ГАТТ и международные договоры.

сегодня в борьбе за рынки используется весь собиравшийся веками арсенал средств. Всякий раз, когда в мире поднимается скандал вокруг чьей-то некачественной продукции, можно уверенно говорить, что это кто-то пытается прихватить ту или иную долю соответствующего рынка, а кто-то сопротивляется. Действительно, чтобы завоевать рынок, недостаточно располагать товаром лучшего качества и по низкой цене.

2.2 Практика ведения торговых войн в мировой экономике

Начиная со времен меркантилистов, когда впервые была выдвинута доктрина активного торгового баланса, многие страны стали исповедовать принцип повышения национального богатства через ограничительные действия во внешнеэкономических связях. Правительства промышленно развитых государств стали формировать свою экономическую политику на основе энергичного проникновения на внешние рынки с одновременной защитой национальной экономики от иностранных конкурентов с помощью таможенных барьеров и запретительных мер.

Недовольство стран из числа торговых соперников и партнеров подавлялось силой оружия или демонстрацией военной мощи. таким образом, торгово-экономические противоречия нередко перерастали в продолжительные и кровопролитные войны.

Торговые войны — достаточно устойчивая "Традиция" современных международных отношений. Они характерны как для отдельных стран, так и для торгово-экономических группировок. Как показывает практика, наибольшее число споров у членов ВТО возникало и возникает в связи с применением антидемпинговых и защитных мер, незаконных субсидий и компенсационных мер, с нарушением прав интеллектуальной собственности, технических барьеров, налогового режима, применяемого к импортной продукции. Часть споров касается запретов на импорт продукции по соображениям охраны жизни и здоровья населения.

Протекционистские настроения нарастают и в развитом мире, и в развивающемся — таков вывод исследования, проведенного Economist Intelligence Unit (EIU- аналитическое подразделение британского журнала Economist). Эксперты EIU опросили 286 руководителей крупных предприятий, действующих по всему миру. большинство опрошенных указали на рост протекционизма, выражающийся преимущественно в повышении пошлин и росте субсидий, особенно в сельском хозяйстве и промышленности. Каждый пятый из опрошенных отметил случаи срыва сделок и договоров из-за ужесточения правил инвестирования.

При этом если раньше протекционистские настроения были характерны для закрытых и слаборазвитых экономик, защищавшихся от экспансии лидеров, то теперь развитые страны, страдающие от сокращения рабочих мест и наплыва дешевой продукции из Азии и Латинской Америки, все более склонны защищать национальных производителей. Недовольство глобализацией в развитых странах довольно велико: по октябрьским опросам Gallup, только 28% европейцев и 26% американцев считают, что глобализация — благо (в Азии такого мнения придерживаются 52%).

В прошлом году сильно изменившийся за время глобального кризиса мир узнал о "валютных войнах". "Попытки мировой финансовой и политической элиты объявить о "конце кризиса" и завершить программы эмиссионной поддержки спроса закончились биржевым крахом в мае 2010 года, после которого упомянутые элиты впали "в ступор" и прекратили вообще какие-либо попытки что-то объяснить. Более того, поскольку проблемы падения спроса существенно обострились во всём мире, то началось явление, которое мы в начале 2000-х годов назвали "парадом девальваций".

А с лёгкой руки министра финансов Бразилии оно получило название "валютные войны". Суть этих войн в том, что страны, дабы помочь своим производителям нарастить экспорт, удешевляли национальные валюты, при этом иностранные дензнаки дорожали, давая преимущества экспортёрам перед импортёрами. Активнее всего практиковали это Китай, США и Евросоюз.

Добивались обесценивания страны по-разному: ЕС позволил своему Центробанку напрямую скупать облигации стран еврозоны с серьёзными бюджетными проблемами (Греции, Португалии, Ирландии и так далее). В результате существенно снизился курс евро (с пика в 1,6 относительно доллара до минимума — 1,18), хотя встречная активность США привела к тому, что нынешний уровень колеблется в пределах 1,3-1,4. Тем не менее, такая девальвация евро позволила ряду стран ЕС и прежде всего Германии получить серьезный доход от экспорта в США.

Штаты удешевляли свой доллар благодаря печатанию дензнаков.

Не остался в стороне от процесса девальвации и Китай, которому прочили роль нового лидера мировой экономики. Однако, сильно укрепив свои позиции, выбиться в лидеры, тем не менее, не смог, ведь даже при том, что он активно сдерживал рост своего юаня, спрос на китайскую продукцию (который и является главным мультипликатором его роста) в мире упал. Его нужно было компенсировать спросом внутренним, но последний существенно ограничен, из-за чего Китай начал активную эмиссию денег и различные программы стимулирования внутреннего спроса, что привело к раздуванию финансовых пузырей на его рынках.

На этом фоне экономики быстроразвивающихся стран (Китая, Индии и Бразилии) испытывали сильный рост курса из-за притока к ним спекулятивного капитала, убегающего из стран — мировых лидеров.

Риски перерастания "валютных войн" в силу их всеобщего неприятия в экономических элитах в "торговые войны" с 2011 года оцениваются как вполне реальные, поскольку национальные правительства даже крупных стран зачастую оценивают тарифные и нетарифные ограничения импорта как эффективный способ защиты экономик — более "тактический", чем регулирование импорта коррекцией валютных курсов.

Китай сегодня, как и США в 30-е годы, в период великой Депрессии, пользуется преимуществом стремительного роста производительности, наблюдавшегося на протяжении последних десяти лет, а также недооцененной валюты. Это помогает стране, посредством экспорта, сгладить последствия чрезмерно высокой доли в мировом производстве на фоне относительно низкой доли в мировом потреблении. Пока мировой спрос рос, все было хорошо. Однако глобальный финансовый кризис повлек за собой сокращение долга и снижение спроса в странах, ранее отличавшихся чрезмерным потреблением. Следуя примеру Штатов, Китай сделал все возможное, чтобы сохранить возможность экспортировать излишки производства, однако, его азиатские торговые партнеры и западные импортеры ничего не получают. Таким образом, как и прежде, торговые вопросы оказываются в эпицентре конфликта. стороны не понимают, или недооценивают проблемы друг друга, поэтому на данный момент сложно представить наиболее оптимальный путь выхода из опасной ситуации.

Проблема Китая заключается в том, что он не может быстро преодолеть свою зависимость от иностранного спроса. Переориентирование экономики от перепроизводства в сторону роста внутреннего потребления — это длительный и сложный процесс. Исторические прецеденты служат тому подтверждением. Но, в то же время, страны с дефицитом торгового баланса, в частности, на западе, с политической точки зрения не могут смириться с высокой безработицей на фоне смещения спроса в сторону стран с профицитом торгового баланса. Маловероятно, что в условиях безработицы в США на уровне 10% и выше в некоторых европейских странах, кому-нибудь захочется вникать в преимущества сокращения внутреннего спроса в пользу Китая, для поддержания занятости в Китае.

массовое ослабление монетарной политики в крупнейших экономиках, и вливание денежных средств в экономику для сглаживания последствий финансового кризиса, временно сняли напряженность, но, возможно, лишь за счет усугубления дисбалансов. США и Европа просто отсрочили необходимый рост сбережений. Китай, вложивший деньги в рост производства или в экономически невыгодные инфраструктурные инвестиции, за которые придется расплачиваться несчастным китайским потребителям, продолжит наращивать рост потребления.

Таким образом, торговые дисбалансы сейчас нужны, как никогда, чтобы оправдать рост инвестиций в профицитных странах, однако, растущая безработица делает их политически и экономически неприемлемыми для дефицитных стран. Рост сбережений в США столкнется с упрямо высокими сбережениями в Китае. Если в самое ближайшее время не удастся разработать совместное решение, ориентированное на долгосрочную перспективу, торговый конфликт будет лишь разрастаться.

Что касается 2011 года, он оказался годом второй волны кризиса — кризиса европейских государственных долгов. И уже заложены основы для третьей волны — кризиса БРИК (Бразилия, россия, Индия, Китай). Завершение второй волны ожидается в марте, после того как инвесторы уверуют в способность европейских властей и ЕЦБ противостоять рыночным силам.

Во втором квартале 2012 года, скорее всего, наступит время восстановительной коррекции и некоторого облегчения. Многим покажется, что худшее вновь оказалось позади, американская экономика вернулась на путь пусть и слабого, но экономического роста.

А затем, во втором полугодии, рынки начнут обыгрывать кризис развивающихся стран. Американские, а затем и европейские акции переиграют акции БРИК, также как и их валюты. Но это будет лишь хорошим поводом перевложиться из защитных активов в активы развивающихся стран.

год может стать годом ренессанса доллара США, от которого вряд ли стоит ждать обвала ранее января-марта 2013 года. А вот евро всерьез нацелилось на 1,20-1,25. однако огромный объем коротких позиций по евро может сыграть злую шутку с продавцами и его цены могут также быстро отскочить к 1,4, но уже, скорее, после марта. Аналогичное поведение можно ожидать и от золота — вслед за первоначальным снижением в районе $1450 может последовать отскок в направлении долгосрочной цели $2250-2500 за тройскую унцию. Из сырьевых валют под наибольшим риском наверняка окажется австралийский доллар, так как Экономика Австралии зависит от Китая.

В целом мировая экономика переживает классическую дефляционную спираль. И прежде чем мир пройдет нижнюю точку нам придется пережить торговые войны и волну протекционизма, а затем массовые банкротства предприятий и физлиц.

2.3 Участие России в торговых войнах

российской дипломатии до сих пор удавалось избегать крупных торговых споров со своими партнерами, пользуясь арсеналом средств, прописанных в соответствующих двусторонних соглашениях, а также в российском законодательстве, которое соответствует мировой практике.

между тем, что сама Россия на мировом рынке нередко подвергается самой настоящей дискриминации даже, от, казалось бы, надежных партнеров и, по данным ВТО, входит в десятку наиболее дискриминируемых в отношении внешней торговли стран мира.

По данным Министерства экономического развития, в результате действия ограничительных мер в отношении российских товаров на зарубежных рынках наши экспортеры ежегодно теряют около 2 млрд. долларов.

Минэкономразвития россии по состоянию на 1 октября 2011 года зафиксировало 81 ограничительную меру, применяемую иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка. об этом сообщается в материалах Минэкономразвития РФ о социально-экономическом развитии РФ в январе-сентябре 2011 года.

Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Казахстан, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркмения, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, а также страны-члены ЕС как единая таможенная территория. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, Украине, США и Белоруссии.

более половины от всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. второе место занимают минеральные удобрения.

Наиболее известными и широко применяемыми нетарифными ограничениями являются антидемпинговые меры, что объясняется их предметной направленностью и эффективностью, достаточно хорошо проработанным механизмом расследований, а также тем, что они могут применяться на выборочной основе против конкретного экспортера по сравнению с другими мерами, непосредственно влияющими на торговые потоки. максимальное количество антидемпинговых мер против товаров российского происхождения действует в ЕС (9), затем в США (6), Китае (6) и Мексике (4). На остальные страны — Австралия, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Канада, Перу, Таиланд, Турция — приходится по 1-3 меры.

Из государств-участников СНГ этим инструментом регулирования импорта активно пользуется только Украина. Так, на Украине по состоянию на 1 мая 2010 г. действовало 5 антидемпинговых пошлин. специальные защитные меры применяются для ограничения импорта гораздо реже, поскольку они являются менее гибкими и точечным.

Наибольшее количество мер административного характера выявлено в государствах-участниках СНГ, и в первую очередь в Белоруссии. Одним из самых распространенных барьеров на пространстве СНГ является применение дифференцированных ставок акцизного налога, когда в отношении импортной продукции применяются ставки акциза существенно выше, чем в отношении отечественной продукции.

В январе-марте 2011 года были проведены 2 новых расследования для того, чтобы ввести меры защиты рынка. В результате проделанной работы перестали действовать 9 мер, которые препятствуют доступу российских товаров на зарубежные рынки. По предварительным оценкам, сумма предотвращенного ущерба составляет 105 млн. долларов.

Расследования также были инициированы в Украине в отношении импорта холодильников и в Молдавии в отношении импорта кондитерских изделий, а также в Пакистане в отношении импорта горячекатаного проката. Удалось добиться отмены антидемпинговых мер на горячекатаный и холоднокатаный прокат, которые действовали в Перу более 10 лет. В США также удалось добиться отмены антидемпинговой меры в отношении импорта магния, которая действовала 5 лет.

Между тем в прошлом году страны ЕС обвиняли Россию в протекционизме. "Россия в очередной раз признается торговым партнером с самыми жесткими заградительными мерами с начала кризиса", — отметила Еврокомиссия. В 2010 году россия экспортировала товаров на 398 млрд. долларов, импортировала — на 248,8 млрд. долларов.

однако ограничения на ввоз товаров существуют и в россии. Комиссия Таможенного союза (КТС), в который входят россия, Белоруссия и Казахстан, установила антидемпинговые пошлины на ввоз на единую таможенную территорию союза некоторых видов металлопродукции.

В частности, КТС приняла решение установить до 13 мая 2012 г. антидемпинговую пошлину в размере 21,8% от таможенной стоимости в отношении ввозимого на единую таможенную территорию союза машиностроительного крепежа (болты и гайки) отдельных видов с Украины, кроме продукции "Дружковского метизного завода" (г. Дружковка, Донецкая область).

КТС до 25 декабря 2013 г. установила антидемпинговую пошлину на никельсодержащий плоский прокат из коррозионностойкой стали (в листах или рулонах) из Бразилии, КНР, Южной Кореи и ЮАР — в размере от 4,8% до 62,8% в зависимости от страны происхождения.

Также до 16 июня 2013 г. будет действовать антидемпинговая пошлина в размере 19,4% на подшипниковые трубы из Китая. До 18 ноября 2015 г. установлены антидемпинговые пошлины на обсадные трубы (в размере 18,9%), насосно-компрессорные трубы (19,9%), нефтепроводные и газопроводные трубы диаметром до 820 мм (в размере 19,4%-37,8% в зависимости от предприятия-изготовителя) из Украины.

До 17 марта 2014 г. будет действовать специальная пошлина в размере 282,4 долл. за тонну в отношении отдельных видов крепежных изделий (болты, гайки, шайбы) из Китая. Также антидемпинговая пошлина в размере от 31,3% до 41,5% до 20 января 2013г. будет установлена на подшипники качения из КНР. До 26 декабря 2012г. установлена специальная пошлина в размере 1,4 долл. за 1 кг на столовые приборы из коррозионностойкой стали из Китая.

КТС также установила до 1 ноября 2012 г. специальную пошлину в размере 9,9% от таможенной стоимости, но не менее 1,5 тыс. долл. за тонну, в отношении ввозимых на единую таможенную территорию союза труб из коррозионностойкой стали наружным диаметром до 426 мм из Бразилии и КНР.

кроме того, до 24 сентября 2013 г. будет действовать антидемпинговая пошлина в размере 11,6% в отношении отдельных видов синтетических нейлоновых нитей, происходящих с Украины.

Вступление Росси в ВТО предоставило некоторые орудия для восстановления баланса в Российской экономике. Но оно создает и сложности. Москве придется открыть Россию для импортных товаров и придется забыть о торговых войнах с соседями.

Глава 3. Последствия торговых войн и их влияние на экономическое развитие стран

Исходом торговой войны является либо потеря странами экономического статуса, либо их полное разорение (при успешном ведении войны — для конкурентов, при неудачном — для страны, начавшей торговую войну, либо для обоих стран). Высокая степень монополизации товарных рынков, транснациональная структура доминирующих на них корпорации служат питательной средой для возникновения новых торговых войн, в которые вовлекаются не только отдельные государства, но и межгосударственные союзы. Вспышки торговых конфликтов между тремя основными центрами межимпериалистического соперничества носят перманентный характер. Страны запада стремятся к сглаживанию противоречий путем достижения компромиссов в рамках различных международных форумов (ВТО, Совещание глав "семерки" по экономическим вопросам и т.п.). Результаты свидетельствуют об отсутствии единства в решении проблем мирового рынка, что приводит многие торговые войны в разряд "хронических" . иными словами, возникновение торговых войн обеспечивается самой структурой мирового рынка и международных отношений. Фактически, ведение торговых войн уже гарантируется высоким экономическим потенциалом страны, так как на войну уходит значительные средства. Таким образом, слабые государства не ведут торговую войну, иначе они просто разорятся. Это подтверждается фактами, что в основном в торговых и продовольственных войнах замечены такие мощные страны-производители, как США, Япония, Германия, Мексика, или союзы стран (АКГ, ЕС, Атлантический союз и т.п.).

Процессы, происходящие сейчас в глобальной экономике, для государства могут закончиться тем, что в условиях глобализации финансов "национальное государство в лучшем случае сковывается, а в худшем — становится устаревшим" (Дж. Фримэн). Можно прийти к выводу, что в торговых войнах участвуют в основном мощные государства и их блоки, их исход в большинстве случаев непредсказуем, т.к. зависит от развития международной ситуации в мире и психологии проживающих на территории стран людей. В общем случае можно спрогнозировать результат с позиций экономики, но только для "вспыхивающих", т.е. длящихся недолго торговых войн.

любая страна в мире, имеющая внешние торговые отношения, имеет и так называемую экономическую безопасность. Это значит, что любое действие во внешнеторговой политике сначала просчитывается экономистами, хотя результат не всегда совпадает с реальностью (это зависит от тактики ведения торговых войн). Тактика ведения продовольственных и торговых войн сводится, в основном, к определению наиболее необходимого для страны-соперника товара и прекращению его поставок (в простейшем случае). Ответ может последовать в той же форме, однако, с милитаристскими государствами такие торговые войны идут недолго и перерастают в боевые действия с применением оружия (как это почти всегда заканчивалось во времена до XIX века), примером чего может послужить война в Ираке. Малоэффективны также торговые войны по отношению к государству, имеющему большое число союзников, так как в этом случае "нападение" на эту страну может обернуться "защитой" от всех ее союзников.

анализ сложившейся мировой ситуации на рубеже XX и XXI столетий позволяет зафиксировать следующие варианты ведения торговых и продовольственных войн: во-первых, прекращение поставок наиболее необходимых стране-противнику товаров (в основном, сырья); во-вторых, полный отказ государства от торговых отношений с другим государством (если это возможно); в-третьих, поставка заведомо недоброкачественной продукции (иногда по сниженным ценам); в-четвертых, экономическая блокада (вариант "железного занавеса", т.е. полный отказ всех стран от торговых отношений с какой-либо страной); в-пятых, запрет на импорт продукции страны-соперника. В меньшей степени встречаются другие варианты. В результате осуществления политики торговой войны, проводимой в нелинейном по своей природе обществе, последствия могут быть самыми неожиданными. В любом случае,100% совпадения рассчитанного результата от торговой войны и реально получившегося не существует, так как в ведении такого рода войн присутствует философские и психологические тонкости.

иногда страны, измотанные и разоренные торговыми войнами, прекращают их и приходят к соглашению и даже к примирению. Это связано с тем, что экономическая ситуация в них настолько ухудшена, что они уже не в состоянии выбраться из нее и занять прежние позиции на мировой арене (в экономике такая стратегия называется мондиализацией бизнеса). Дело в том, что ни одно действие другого. На встрече правительственных кругов в Давосе (середина 90-х годов XX века) самым непредсказуемым в этом отношении была признана россия. Действительно, Россия находится в экономической зависимости от Запада, имея за рубежом огромную финансовую и геополитическую собственность . Кстати, по данным института национальных стратегических исследований национального университета безопасности США россии предрекается на будущее 4 варианта развития: полный упадок; создание Соединенных Штатов Евразии на базе СНГ; потеря Дальнего Востока и Сибири (которые отойдут к Китаю или Японии) и создание русского национального государства "Имперская россия". Из всех этих вариантов Запад не устраивает до сих пор только четвертый, причем западные и некоторые российские политологи постоянно муссируют идею о неизбежном распаде Советского Союза, чтобы не возникало и мысли о восстановлении "российской империи" . Для ведения торговой и продовольственной войны, кроме экономики необходимо еще учитывать психологию, менталитет проживающего на территории государства населения, поскольку именно психологический фактор определяет так называемую "экономическую живучесть" (которая, кстати, в России занимает одно из первых мест).

Торговые войны ведутся вплоть до полного уничтожения соперника, и, в основном, без применения оружия. Например, не имея практически ни одного месторождения (ни железной руды, ни каменного угля, ни известняка, ни газа) Япония, оказавшись на грани экономического кризиса, применила стратегию торговой войны, закрыв США импорт товаров и услуг и развивая технологию низкой оплаты труда при высокой стоимости и качестве товаров. Курс доллара стал нестабилен: в 1985 году он упал за 6 месяцев от 250 йен за доллар до 125 йен за доллар. США, надеясь уговорить Японию открыть свой внутренний рынок для товаров и услуг Америки, угрожают закрыть свой собственный рынок для японии, Бразилии и Кореи. Таким образом вступает так называемый принцип взаимности, когда в торговую войну втягиваются другие страны и т.д. На январь 1996 года курс доллара к йене составил приблизительно 110 йен за доллар.

По отношению к России также ведется торговая война, хотя здесь тактика иная — заполнить российский рынок иностранными товарами, вывозя из россии сырье (т.е. без последствий для Запада). здесь и лобовые атаки на российский рынок в виде массовых поставок залежалого третьесортного ширпотреба, и обходные маневры в виде затягивания торговых переговоров, и построение непроходимых оборонительных редутов в виде антидемпинговых пошлин на различную российскую продукцию. таким образом, осуществляется тактика ведения торговых войн Запада по отношению к россии, тогда как она не имела в 90-е годы прошлого века по существу никакой тактики ведения этой торговой войны: в результате чего ей нанесен немалый ущерб. В этом случае следовало бы ориентироваться на опыт западных стран, таких, как США, Япония и др., которые уже имеют опыт ведения торговых войн.

Последствием этого является увеличение долга странам, низкая удельная стоимость земли в россии, ухудшающееся экономическое положение населения, и, как следствие, рост смертности.

Как свидетельствует история, торговые войны между государствами, желающими защитить своих производителей, начались практически тогда же, когда зародилась и сама торговля. нередко это приводило к войнам настоящим, которые преследовали уже вполне конкретные политические цели. Так, по мнению директора американского Института Экономической Демократии американского Джона Смита, одной из причин начала Первой мировой войны стали торговые конфликты, постоянно возникавшие между наиболее богатыми и могущественными странами. Тогдашние политики обосновывали необходимость вступления Великобритании и Франции в войну с Германией в 1914 г. необходимостью "защиты национальных торговых интересов против германской экспансии". А вступлению японии во Вторую мировую войну предшествовали ее торговые конфликты с европейскими странами.

первая торговая война отмечалась в XVII в. Она вспыхнула между Англией, Голландией, Испанией и Францией за превосходство в мировой торговле. После этого торговые войны вспыхивали в разных регионах, их участниками были разные страны. В XX в. эти войны возникали между Европой и США, США и Японией, между странами Европы.

Нередки торговые войны, которые имеют и явно политическую подоплеку. Так, например, объектом "политических" торговых санкции со стороны США был Советский Союз. В 1974 году конгресс США единогласно принял поправку Джексона-Вэника, ограничивавшую торговлю со странами с "нерыночной экономикой", не признающих Право граждан на эмиграцию. И хотя Советского Союза давно уже нет, как и самой причины, по которой санкции были введены, поправка Джексона-Вэника в отношении россии продолжала действовать и являлась одним из основных препятствий на пути вступления ее в ВТО.

Практика возведения таможенных барьеров во внешнеэкономических отношениях привела в XXl в. к существенному осложнению международной торговли. Помимо мер таможенного тарифного регулирования стали повсеместно применяться инструменты квотирования и лицензирования. Под предлогом борьбы с ввозом и вывозом контрафактной продукции многие страны ввели в таможенную практику механизмы сертификации и технические ограничения. Со второй половины XX в. стала набирать силу ограничительная практика по экологическим соображениям. Например, если автомобиль имел ненадлежащие параметры по содержанию выхлопных газов, его импорт либо запрещался вовсе, либо обременялся высокими таможенными пошлинами.

Торговые войны по политическим мотивам обычно декларативны и являются не только способом прямого давления, но и утверждения международного авторитета страны, ее активной роли в мировом политическом процессе. именно поэтому мотивированные решения о санкциях принимаются президентами и парламентами. Они ориентиры внешнеполитической идеологии государства, пусть даже их экономический эффект невелик. В других случаях торговые войны носят экономический, протекционистский или экспансионистский характер.

Угроза объявления торговой войны — часто встречающийся способ разрешения торговых конфликтов. Любые дискриминационные меры к иностранному товару чреваты тем, что страна-экспортер ответит тем же. Импортер может пригрозить ответными санкциями. Есть и другие способы ведения войны: например, объявить продукцию импортера вредной или опасной.

Но, если речь идет о настоящей торговой войне, обе стороны обычно действуют очень продуманно. Угроза высказывается вслух только после неудачи длительных переговоров. А собственно до войны, то есть фактического применения санкций, дело почти никогда не доходит. Недаром меры к иностранным товарам вводятся не сразу, а через определенный срок. За это время стороны обычно успевают договориться.

Американо-японская автомобильная война — самая известная из последних торговых войн. Япония экспортирует в США свои автомобили на общую сумму $40 млрд. свой же внутренний рынок не хочет полностью открыть для американских машин. Америка начала переговоры с Японией об этой несправедливости еще в 1994 году. Результата не было. Тогда США поступили решительно: в 1995 году они обещали ввести на импортируемые японские машины 100-процентный импортный налог, что сделало бы их продажу просто невозможной. Чтобы этого избежать, Японии предлагалось открыть свой автомобильный рынок для американского экспорта. Но за остававшиеся до начала действия санкций полтора месяца страны, конечно, договорились. В выигрыше неожиданно остались японские автофирмы, так как американцы раскупили их машины накануне возможного введения налога.

Не успели США закончить автомобильную войну, как подоспела фотографическая. американцы решили, что их "Kodak" потому не очень удачно действует в Японии, что там его дискриминируют по сравнению с местной "Fuji". США уже грозили своим знаменитым 100-процентным налогом, но тут в дело вмешались адвокаты "Кодака", которые понимали, что в данном случае война ни к чему не приведет, и урезонили правительство.

США — почти непременный участник торговых войн. Торговая война США и Китая могла начаться из-за дискриминации американских товаров в Китае и распространения там незаконно скопированных американских видеокассет. Долгие переговоры ни к чему не привели. И тогда американский торговый представитель Мики Кантор обещал обложить ввозимые в США китайские товары все тем же 100-процентным налогом. Был даже опубликован список этих товаров. Китай ответил: обещал брать 100% с американских сигарет, видео— и аудиопродукции, телефонов. Но дату введения санкций обе стороны благоразумно отодвинули на два месяца. За это время они договорились. Китай обещал провести проверку своих фирм, торгующих видеокассетами.

Атомная торговая война между Россией и США — пример другого способа ведения "боевых действий". Это естественно, поскольку здесь задействованы три стороны. россия строит в Иране ядерный реактор на легкой воде, США, которым хотелось бы того же, протестуют, утверждая, что в нем может быть получен оружейный плутоний. россия доказывает, что получить его в таком реакторе невозможно. США грозят сократить помощь России. История продолжается.

Знаменитая банановая война — пример неудачи атакующей стороны. Ситуация такова: латиноамериканцы, экспортирующие бананы в Европу, платят за них пошлину, а объем их экспорта ограничен квотой. Экспортеры же из бывших французских и английских колоний (Африка, Карибский бассейн, Тихоокеанский регион) пошлин не платят, и квот для них нет. США, поддерживающие латиноамериканских экспортеров, пригрозили было начать торговую войну против ЕС. Но ЕС не испугался, а результат демарша был плачевен для латиноамериканцев (Chiquita Brands International и др.). Понадеявшись на отмену пошлин, они увеличили производство — ни пошлины, ни квоты не отменили, а из-за увеличения производства сильно упали цены на бананы.

Еще один пример: рыбная война между Канадой и ЕС. Не вдаваясь в подробности морского права, можно объяснить дело так: испанцы ловили рыбу в международных водах — но вместе с тем достаточно близко от канадской 200-мильной прибрежной зоны. С одной стороны, испанцы правы, с другой — рыба не знает границ, она могла бы приплыть в канадские воды, если бы испанцы ее не поймали. Поэтому канадцы арестовали испанское рыболовецкое судно. Европейский союз был возмущен и грозил эмбарго на канадские морепродукты (их в Европе продают на $1 млрд). Но никакого эмбарго, конечно, не было, зато через год было подписано новое соглашение о правилах рыболовства в международных водах.

Одним из последних ярчайших примеров торговых войн являются двусторонние отношения США и Китая.

В начале 2012 года было объявлено о создании подразделения по контролю за торговой политикой (Trade Enforcement Unit), которое будет расследовать недобросовестную торговлю в таких странах, как Китай. Подразделение будет также заниматься предотвращением попадания на территорию страны небезопасных товаров из-за границы. И Конгресс должен будет сделать так, чтобы ни одна иностранная компания, приходящая на американский Рынок для создания своего бизнеса, не получила никаких конкурентных преимуществ. На протяжении последних лет двусторонние отношения США и Китая уже неоднократно испытывали на прочность различные политики как со стороны Поднебесной, так и со стороны Соединенных Штатов. Корень всех проблем раньше, да и теперь, многие аналитики и эксперты видят исключительно в валютном споре. Для примера, сейчас кросс-курс американского доллара к юаню составляет 6,2913. С июня 2010 г. власти Поднебесной решили начать постепенно освобождать национальную валюту от жесткого контроля со стороны Народного банка КНР, в результате чего пришел в действие механизм ревальвации юаня. Это происходило главным образом из-за того, что "реньменби", как называют юань, считается сильно недооцененным. Отсюда и критика Вашингтона — китайские товары поступают на американский рынок по заведомо меньшей стоимости, что делает их более привлекательными по сравнению с товарами, произведенными в США.

Так что в целом нынешняя валютная политика китайского Центробанка отвечает интересам Америки. Но не до конца. Из-за сильной недооценки китайской валюты ее курс продолжит повышаться. причем, по оценкам американских властей, сейчас юань недооценен к доллару на 25-40%. А значит, "справедливый", по мнению критиков, курс должен составлять около 5 юаней за один доллар. Таким образом, пока ситуация на валютном рынке далека от идеальной. Поэтому слабеющий внутренний Спрос в США, при котором американцы отдают все большее предпочтение относительно дешевым товарам, заставляет Вашингтон выступать со все более жесткой риторикой в адрес КНР.

На этом спор двух крупнейших в мире держав не заканчивается. На протяжении всего прошлого года неоднократно всплывали обвинения как американских, так и европейских компаний в адрес Китая. В голове у западного бизнеса, привыкшего к открытым дверям рыночной экономики, не укладываются те барьеры, которые на своей территории создает Китай. В этом контексте стоит сказать, что китайские власти, с одной стороны, всячески стимулируют и приветствуют иностранные инвестиции, а с другой, ведут типично протекционистскую политику в ряде секторов. особенно явно подобный конфликт интересов виден в тяжелой промышленности и в финансовом секторе континентального Китая. Так что регулярные призывы к Китаю как со стороны Европы, так и с берегов Америки "играть по правилам" в целом оправданы. Хотя идея защитить ключевые сектора национальной экономики едва ли может показаться порочной.

Наконец наиболее четко проследить отношения Китая и США можно через статистику внешней торговли и прямых инвестиций. Начнем с последнего. ежегодный объем прямых иностранных инвестиций американской экономики в китайскую можно оценить на уровне 50 млрд долл. Удивительно, но те же прямые иностранные инвестиции Китая в США в десятки раз меньше — всего около 0,8 млрд долл. в год. А вот в торговле ситуация зеркально противоположная. Если ежегодный объем экспорта американских товаров в Китай можно оценить в 92 млрд долл., то у Народной Республики в отношении США этот показатель равен 365 млрд долл. Очевидно, пока что китайские власти рассматривают Штаты исключительно как рынок сбыта. В то время как Америка изо всех сил старается покорить "красную" экономику.

Китай не является союзником США и, в общем-то, не скрывает этого. Пока Европа и другие страны будут сотрудничать в этом вопросе со Штатами, вводя эмбарго на импорт нефти из Ирана, Поднебесная станет их увеличивать. И вот почему. Китай срочно нуждается в росте стратегических запасов. Сейчас их уровень составляет 110 млн барр., а новая цель правительства — 500 млн барр. Этого должно хватить примерно на 3 месяца "автономного существования". получается, стране нужно увеличить резервы на 390 млн. барр.

эксперты из Goldman Sachs считают, что Китай начнет скупать черное золото у Ирана в больших объемах (сейчас — 540 тыс. барр./сутки) именно для увеличения резервов. При этом по ценам куда ниже рыночных, ведь Спрос на иранскую нефти упадет, а значит, диктовать условия станет покупатель. И даже если Ирану придется отказаться от прежней цены предложения, китайский спрос все равно будет поддерживать иранскую экономику. И если представить себе ситуацию, при которой очередная военная кампания на Ближнем Востоке станет неизбежной, американской демократии будет жизненно важно отрезать от своего противника всех партнеров, заинтересованных в его нормальной жизнедеятельности, с тем чтобы никто не смог встать на его защиту.

Также в марте 2012 года США, ЕС и Япония обратились во Всемирную торговую организацию (ВТО) с жалобой на Пекин. Иски сначала затронут проблему редкоземельных металлов, а затем автомобилей и поддержки китайских фирм государством. По мнению эксперта, КНР ограничивает экспорт сырья ради защиты своей экономики.

Америка вместе с ЕС и Японией требуют от Китая ослабить ограничения на экспорт редкоземельных металлов. Эти элементы используются в производстве широкого ассортимента продукции — от ракет до компьютеров, аккумуляторов для автомобилей и мобильных телефонов.

Жалоба в ВТО с призывом к Китаю начать официальные консультации по поводу вывоза редкоземельных металлов составлена от имени США, ЕС и Японии. Позже, вероятно, эти же стороны подадут жалобы на то, что Китай нарушает правила ВТО, субсидируя свои компании, а также устанавливая лимиты для иностранных фирм, которые выпускают солнечные батареи, автомобили, запчасти для них.

Торговые войны и конфликты вспыхивают даже внутри Союзного государства России и Белоруссии, представляющего собой пример наиболее тесного сотрудничества на постсоветском пространстве, не считая отношений между балтийскими республиками, входящими в Евросоюз. Европа ищет новые подходы к решению белорусской проблемы и пытается понять роль России в этом вопросе.

Если в отношении Украины российский истеблишмент признает право на независимость и самостоятельность, например, западных областей. Но по отношению к Беларуси такой сценарий исключен. Россия никогда или в ближайшие годы не выпустит Беларусь из зоны своего контроля и влияния. Кроме того, значительная часть белорусской промышленной и экономической элиты никогда не согласится на разрыв отношений с Россией. Никто из промышленников в Беларуси, рабочих и бизнесменов не поддержит идею восстановления таможенных барьеров с Россией и границ, потому что сейчас подавляющая часть продукции белорусской промышленности идет на российский рынок. В России это тоже прекрасно понимают. Все торговые войны между Минском и Москвой заканчивались капитуляцией первого ввиду отсутствия экономических ресурсов для сопротивления.

проблемы же в двусторонней торговле между Беларусью и Украиной возникли в связи с применением в этих странах различных стандартизированных подходов к качеству продукции. Украина постепенно переходит к стандартам ВТО, а Беларусь находится в рамках ГОСТов. Украино-белорусские торговые проблемы усилили и действия России по запрету ввоза на свою территорию украинской молочной продукции. Это тот стимул, который обусловил этот шаг, потому что есть единая таможенная зона для Казахстана, россии, Беларуси, и есть Украина — это два разных субъекта международных экономических торговых отношений. поэтому очевидно, что в рамках двусторонних отношений "Украина и Беларусь" эти вопросы не могут быть решены.

Госветфитослужба Украины с 1 марта 2012 года временно приостановила ввоз на территорию Украины молока и молочных продуктов из Беларуси, а также животных, восприимчивых к африканской чуме свиней, и продукции и сырья из них. 3 марта Беларусь в ответ на запрет Украиной поставок белорусской мясо-молочной продукции предприняла аналогичные меры по отношению к украинским продуктам. позже Беларусь решила не начинать торговую войну с Украиной.

Идут торговые войны и между США и ЕС. Апелляционный орган ВТО признал незаконным получение американской авиастроительной компанией Boeing субсидий и налоговых послаблений от государства объемом в 5,3 миллиарда долларов, что нарушает антимонопольное законода, сообщает Agence France Presse. Своим решением ВТО поставила точку в длившемся почти восемь лет разбирательстве Airbus и Boeing. ВТО заявила, что субсидии в период с 1989 по 2006 год позволили Boeing снизить цены на самолеты и осуществить проект по разработке авиалайнера Boeing-787 Dreamliner, что нанесло ущерб его европейскому конкуренту — Airbus. Airbus и Boeing одновременно приветствовали решение. Дело в том, что Boeing рассматривает решение апелляционной инстанции как свою победу, так как оно демонстрирует, что выделенные компании субсидии были незначительными в сравнении с теми, что ЕС выделил Airbus.

В мае 2011 года ВТО определила, что Airbus получил от Евросоюза субсидии на 18 миллиардов долларов.отвергал эти претензии, заявляя, что поддержка государства была выражена в кредитах, которые были или будут возвращены. В декабре Европейский Союз объявил об отмене государственных субсидий для корпорации Airbus, которые противоречили правилам ВТО. Как ожидается, аналогичным образом поступят США. Жалобы на Законность субсидий, полученных Boeing и Airbus от США и Евросоюза соответственно, были направлены в ВТО в один день — 6 октября 2004 года. С тех пор США и ЕС попеременно обвиняют друг друга в предоставлении субсидий своим авиастроителям. Boeing выпускает широкий спектр гражданской и военной авиационной техники, являясь наряду с Airbus крупнейшим производителем самолетов в мире (Lenta.ru).

В торговых войнах, как правило, не бывает победителей, взаимный обмен мерами по ограничению импорта приводит к сокращению объема международной торговли, затрагивающему в той или иной мере всех ее участников и уменьшению в той или иной степени экономического благосостояния абсолютно всех стран, вовлеченных в конфликт. Иногда последствия установления торговых барьеров влекут за собой очень серьезные последствия. ярким примером служит система дискриминационных экономических мер, введённых США против Кубы. Санкции были введёны в 1960 г., когда Куба экспроприировала Собственность американских граждан и корпораций; в 1962 г. санкции были ужесточены до уровня почти полного эмбарго. В качестве условия снятия санкций США требуют демократизации и уважения прав человека на Кубе, а также прекращения военного сотрудничества Кубы с другими странами. С 1966 года введён запрет на посещение Кубы для американских граждан. В настоящее время американцам запрещено совершать какие-либо сделки на Кубе (например, тратить каким-либо образом деньги) без специального разрешения. американским компаниям в третьих странах запрещено сотрудничать с кубинскими компаниями, компаниям третьих стран запрещено экспортировать в США продукцию кубинского производства или продукцию, содержащую кубинские компоненты. 12 марта 1996 года Конгресс США принял закон Хелмса-Бёртона, предусматривающий дополнительные санкции против иностранных компаний, торгующих с Кубой. Судам, перевозящим продукцию из Кубы или на Кубу, запрещено заходить в порты США. однако в июне 2010 года Комитет по сельскому хозяйству Конгресса США инициировал рассмотрение очередного законопроекта, направленного на смягчение режима санкций в отношении Кубы. Из-за санкций, влекущих нехватку еды, чистой воды и медикаментов, в первую очередь ухудшается положение населения Кубы. Недоедание и болезни, вызванные ростом цен на продукты питания и медицинские услуги, в большей степени затронули мужчин и пожилых людей, так как карточная система предоставляет льготы женщинам и детям. Начиная с 1992 года Генеральная Ассамблея ООН ежегодно принимает резолюцию, призывающую США отменить санкции. Резолюция ООН, носящая характер рекомендации, принимается подавляющим большинством голосов. Так, в 2004 году за её принятие высказались 182 страны, против — США, Израиль, Маршалловы острова и Палау. По мнению ООН, санкции противоречат уставу организации, нарушают нормы международного права и режим функционирования международных торговых связей, влекут подрыв кубинской экономики. Россия расценивает санкции как пережиток холодной войны, нарушение интересов юридических и физических лиц, а также свободы торговли и судоходства. Официальная Куба рассматривает санкции со стороны США как акт геноцида.

безусловно, валютные войны самым непосредственным образом влияют на формирование внешнеторговых потоков, на их состав и направление, и могут привести к включению в сферу противоборства и инструментов торговой политики.

Целью торговых войн, как и валютных, с точки зрения участвующих в них стран, является решение своих национальных проблем за счет других стран, в частности, поддержание достаточного уровня деловой активности в целом и занятости в особенности. С этой целью стремятся ограничить импорт и стимулировать экспорт.

Бразилия являет собой яркую представительницу стран, пострадавших от укрепления собственной валюты. Ее денежная единица реал за последние восемь лет по отношению к доллару укрепилась на более чем в два раза, в 2010 году укрепление составило 4,6 процента. В результате такой ревальвации в стране возник серьёзный торговый профицит (дорогая национальная валюта выгодна импортерам и невыгодна экспортерам).

Последствия масштабной торговой войны могут быть достаточно драматичны для мировой экономики. Сегодня около 70% всех производимых в мире товаров поступают в каналы международной торговли. Если эти каналы хотя бы частично блокируются, то неизбежно ограничивается и промышленное Производство.

Для современной глобальной экономики жизненно необходимыми являются открытые рынки и свободная торговля.

Но грозящие перерасти в настоящую торговую войну постоянные валютные споры, особенно между Китаем, США, ЕС и Японией, могут препятствовать дальнейшей глобализации экономики.

Развитые страны используют все возможные способы и методы получения дополнительных выгод от международной торговли, путем ведения протекционистских мер.

немало произошло торговых войн по этому поводу, размеры потерь исчисляются десятками миллиардов долларов.

впрочем, сегодня, пожалуй, нет ни одной страны, которую так или иначе не затронули бы торговые войны.

Заключение

Торговая война является проявлением в острой форме противоречий политического и экономического характера между наиболее развитыми современными странами в области внешней торговли. Цель торговой войны состоит в обеспечении интересов национальных монополий, создание им благоприятных условий для борьбы с денежными конкурентами на внутреннем и внешнем рынках. В качестве орудия торговой войны выступает система торгово-политических и юридических мер, принимаемых на государственном уровне. Таким образом, торговая война является внешнеполитическим действием какой-либо страны, направленным на сохранение своих экономических позиций или на их повышение за счет ведения жесткой торговой политики по отношению к другим странам.

Торговые войны между государствами, желающими защитить своих производителей, начались практически тогда же, когда возникла и сама торговля. нередко это приводило к войнам настоящим, которые преследовали уже вполне конкретные политические цели. Сегодня в борьбе за рынки используется весь собиравшийся веками арсенал средств.

Сложившаяся ситуация в мире позволяет выделить три основные причины возникновения торговых войн.

) "Борьба за новых территорий в соответствии с геополитикой государства. Страны должники (и не должники!) загоняются в такое положение, что более мощные конкуренты просто "поглощают" их, тем самым повышая свой экономический и геополитический потенциал.

) Средство выхода из кризиса, когда ведение жесткой торговой политики приводит к подъему экономического статуса государства за счет других стран. Естественно, чтобы вести торговую войну в этом случае такому государству необходимо иметь прибыльную отрасль или товар (в японии, например, таким товаром является технология), иначе государство просто превратят в банкрота.

)Ответная мера на жесткую торговую политику. Например, страна имеет основное Производство на территории своей страны и "дочерние" предприятия в других странах. При каких-либо разногласиях между этими государствами страна-поставщик вполне может прекратить поставку необходимых товаров в эти зависимые страны, и "дочерние" предприятия в них разорятся, нанося экономический ущерб.

Любая страна в мире, которая имеет внешние торговые отношения, имеет и так называемую экономическую безопасность. Это значит, что любое действие во внешнеторговой политике сначала просчитывается экономистами, хотя результат не всегда совпадает с реальностью (это зависит от тактики ведения торговых войн). Тактика ведения торговых войн сводится, в основном, к определению наиболее нужного для страны-соперника товара и прекращению его поставок (в простейшем случае). Ответ может последовать в той же форме, однако, с милитаристскими государствами такие торговые войны идут недолго и перерастают в боевые действия с применением оружия (как это почти всегда заканчивалось во времена до XIX века), примером чего может послужить война в Ираке. Малоэффективны также торговые войны по отношению к государству, имеющему большое число союзников, так как в этом случае "нападение" на эту страну может обернуться "защитой" от всех ее союзников.

К основным методам ведения торговых войн относятся: понижения экспортных таможенных тарифов, повышение экспортных квот, использование демпинговых цен, торговая блокада, повышение импортных таможенных пошлин,снижение импортных квот, введение нетарифных ограничений, введение технических барьеров, предусматривающих возникновение сложностей с соответствием импортных товаров национальным стандартам и техническим условиям.

ВТО не мешает торговым войнам, но она их регулирует. существуют серьезные ограничения на использование квот, тарифов — по какой процедуре, в каких случаях и на какое время они могут быть введены, какие ответные меры может принять пострадавшая страна. То есть это войны, но войны уже более цивилизованные. Благодаря действиям ВТО невозможно повторение ситуации, существовавшей в 1930-х годах, когда международная торговля практически полностью умерла.

Аналитики The Economist Intelligence Unit предупреждают о грандиозных торговых войнах, которые ожидают мир в ближайшем обозримом будущем. Выяснять отношения станут три центра силы: Северная Америка, Европа и Азия.

российской дипломатии до сих пор удавалось избегать крупных торговых споров со своими партнерами, пользуясь арсеналом средств, прописанных в соответствующих двусторонних соглашениях, а также в российском законодательстве, которое соответствует мировой практике.

между тем, что сама Россия на мировом рынке нередко подвергается самой настоящей дискриминации даже, от, казалось бы, надежных партнеров и, по данным ВТО, входит в десятку наиболее дискриминируемых в отношении внешней торговли стран мира.

По данным Министерства экономического развития, в результате действия ограничительных мер в отношении российских товаров на зарубежных рынках наши экспортеры ежегодно теряют около 2 млрд. долларов.

Минэкономразвития россии по состоянию на 1 октября 2011 года зафиксировало 81 ограничительную меру, применяемую иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка. об этом сообщается в материалах Минэкономразвития РФ о социально-экономическом развитии РФ в январе-сентябре 2011 года.

Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Казахстан, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркмения, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, а также страны-члены ЕС как единая таможенная территория. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, Украине, США и Белоруссии.

более половины от всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. второе место занимают минеральные удобрения.

Наиболее известными и широко применяемыми нетарифными ограничениями являются антидемпинговые меры, что объясняется их предметной направленностью и эффективностью, достаточно хорошо проработанным механизмом расследований, а также тем, что они могут применяться на выборочной основе против конкретного экспортера по сравнению с другими мерами, непосредственно влияющими на торговые потоки. максимальное количество антидемпинговых мер против товаров российского происхождения действует в ЕС (9), затем в США (6), Китае (6) и Мексике (4). На остальные страны — Австралия, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Канада, Перу, Таиланд, Турция — приходится по 1-3 меры.

Из государств-участников СНГ этим инструментом регулирования импорта активно пользуется только Украина. Так, на Украине по состоянию на 1 мая 2010 г. действовало 5 антидемпинговых пошлин. специальные защитные меры применяются для ограничения импорта гораздо реже, поскольку они являются менее гибкими и точечным.

Наибольшее количество мер административного характера выявлено в государствах-участниках СНГ, и в первую очередь в Белоруссии. Одним из самых распространенных барьеров на пространстве СНГ является применение дифференцированных ставок акцизного налога, когда в отношении импортной продукции применяются ставки акциза существенно выше, чем в отношении отечественной продукции.

Более половины от всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. второе место занимают минеральные удобрения.

Вступление Росси в ВТО предоставило некоторые орудия для восстановления баланса в Российской экономике. Но оно создает и сложности. Москве придется открыть Россию для импортных товаров и придется забыть о торговых войнах с соседями.

иногда страны, измотанные и разоренные торговыми войнами, прекращают их и приходят к соглашению и даже к примирению. Это связано с тем, что экономическая ситуация в них настолько ухудшена, что они уже не в состоянии выбраться из нее и занять прежние позиции на мировой арене (в экономике такая стратегия называется мондиализацией бизнеса).

Как свидетельствует история, торговые войны между государствами, желающими защитить своих производителей, начались практически тогда же, когда зародилась и сама торговля. нередко это приводило к войнам настоящим, которые преследовали уже вполне конкретные политические цели. Так, по мнению директора американского Института Экономической Демократии американского Джона Смита, одной из причин начала Первой мировой войны стали торговые конфликты, постоянно возникавшие между наиболее богатыми и могущественными странами. Тогдашние политики обосновывали необходимость вступления Великобритании и Франции в войну с Германией в 1914 г. необходимостью "защиты национальных торговых интересов против германской экспансии". А вступлению японии во Вторую мировую войну предшествовали ее торговые конфликты с европейскими странами.

Практика возведения таможенных барьеров во внешнеэкономических отношениях привела в XXl в. к существенному осложнению международной торговли. Помимо мер таможенного тарифного регулирования стали повсеместно применяться инструменты квотирования и лицензирования. Под предлогом борьбы с ввозом и вывозом контрафактной продукции многие страны ввели в таможенную практику механизмы сертификации и технические ограничения. Со второй половины XX в. стала набирать силу ограничительная практика по экологическим соображениям. Например, если автомобиль имел ненадлежащие параметры по содержанию выхлопных газов, его импорт либо запрещался вовсе, либо обременялся высокими таможенными пошлинами.

Торговые войны по политическим мотивам обычно декларативны и являются не только способом прямого давления, но и утверждения международного авторитета страны, ее активной роли в мировом политическом процессе. именно поэтому мотивированные решения о санкциях принимаются президентами и парламентами. Они ориентиры внешнеполитической идеологии государства, пусть даже их экономический эффект невелик. В других случаях торговые войны носят экономический, протекционистский или экспансионистский характер.

Угроза объявления торговой войны — часто встречающийся способ разрешения торговых конфликтов. Любые дискриминационные меры к иностранному товару чреваты тем, что страна-экспортер ответит тем же. Импортер может пригрозить ответными санкциями. Есть и другие способы ведения войны: например, объявить продукцию импортера вредной или опасной.

Но, если речь идет о настоящей торговой войне, обе стороны обычно действуют очень продуманно. Угроза высказывается вслух только после неудачи длительных переговоров. А собственно до войны, то есть фактического применения санкций, дело почти никогда не доходит. Недаром меры к иностранным товарам вводятся не сразу, а через определенный срок. За это время стороны обычно успевают договориться.

В торговых войнах, как правило, не бывает победителей, взаимный обмен мерами по ограничению импорта приводит к сокращению объема международной торговли, затрагивающему в той или иной мере всех ее участников и уменьшению в той или иной степени экономического благосостояния абсолютно всех стран, вовлеченных в конфликт. Иногда последствия установления торговых барьеров влекут за собой очень серьезные последствия. ярким примером служит система дискриминационных экономических мер, введённых США против Кубы.

Последствия масштабной торговой войны могут быть достаточно драматичны для мировой экономики. Сегодня около 70% всех производимых в мире товаров поступают в каналы международной торговли. Если эти каналы хотя бы частично блокируются, то неизбежно ограничивается и промышленное Производство.

Для современной глобальной экономики жизненно необходимыми являются открытые рынки и свободная торговля.

Но грозящие перерасти в настоящую торговую войну постоянные валютные споры, особенно между Китаем, США, ЕС и Японией, могут препятствовать дальнейшей глобализации экономики.

Немало произошло торговых войн по этому поводу, размеры потерь исчисляются десятками миллиардов долларов.

Торговые войны — достаточно устойчивая "традиция" современных международных отношений. Они характерны как для отдельных стран, так и для торгово-экономических группировок. Как показывает практика, наибольшее число споров у членов ВТО возникало и возникает в связи с применением антидемпинговых и защитных мер, незаконных субсидий и компенсационных мер, с нарушением прав интеллектуальной собственности, технических барьеров, налогового режима, применяемого к импортной продукции. Часть споров касается запретов на импорт продукции по соображениям охраны жизни и здоровья населения.

Список использованной литературы

.HTTP://cia-center.ru/news/7044

.http://www.my-article.net/get/наука/история/всемирная-история/итоги-колониальной-политики-европейских-держав-к-концу-xviii-в

.HTTP://www.businessman.su/nodes/4365/

.http://www.izvestia.ru/news/388404

.HTTP://www.epr-magazine.ru/business/innovations/freefight/

.http://student.km.ru/view.asp?id=D7AB9ECBBF5911D39722000000000000&idrubr=5D21D4E03EB74A98AAA30F8F45C5E31E

.HTTP://www.planeta.by/article/621

.http://news.mail.ru/politics/7008865/

.HTTP://www.u-f.ru/ru/Archive/2006/11/45/Abroad/ID_3618

.http://torgrus.com/news/16561

.HTTP://www.bolshoybusiness.ru/archive/2/39/

.http://www.kursiv.kz/proekty/avtorskie-kolonki/eric-naiman/1195218133-2012-torgovye-vojny-i-protekcionizm.html

.http://weandworld.ru/economy/232-trade-war.html

.http://0652.biz.ua/novosti/vlast/torgovyie-voynyi.html

.http://vadim-galkin.ru/politics/customs/wto-creation/

.HTTP://www.vedco.ru/news/new/1574604/

.http://www.customsunion.ru/info/2250.html

.http://www.rusimpex.ru/Content/News/look_news.php3?urlext=2011_04_03.txt

.HTTP://www.new-pressa.ru/content/view/7532/162/

.http://www.7samuraev.ru/arxiv_news.php?id=8229

.HTTP://rus.ruvr.ru/2009/07/23/991554.html

.http://www.wto.ru/chto.asp?f=preim

.HTTP://expert.ru/expert/2012/13/vojna-ob_yavlena-boevyie-dejstviya-otlozhenyi/

.HTTP://www.rosbalt.ru/business/2011/01/12/807608.html

.http://www.newsru.com/finance/14mar2012/tradewar.html

.http://www.zerkalo.az/2012-03-15/economics/27959-

.http://ru.ibtimes.com/articles/457/20110127/260684.htm

.HTTP://www.ippnou.ru/print/005242/

.http://chrysotile.ru/ru/site/index/antiasbestovaja_kampanija

.HTTP://www.vestifinance.ru/articles/6587

.http://dfact.net/news/show/2011-10-12/2794_mezhdu-ssha-i-kitaem-nachalas-torgovaya-vojna/

.HTTP://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1331668980

.http://www.newsland.ru/news/detail/id/920629/

.HTTP://www.vsesmi.ru/news/6037978/9748600/

.http://www.fundshub.ru/market/industry/9068.php

.HTTP://www.empitry.com/421-gosudarstvo-v-mezhdunarodnoj-torgovle.html

.http://ru.wikipedia.org/wiki/Санкции_США_против_Кубы

.HTTP://palm.newsru.com/finance/14mar2012/tradewar.html

.http://sbiblio.com/biblio/archive/polikarpov_fi/03.aspx

Учебная работа. Торговые войны