Учебная работа. Теоретические аспекты исследования процессов в области безопасности в АТР

Теоретические аспекты исследования процессов в области безопасности в АТР

Контрольная работа

Теоретические аспекты исследования процессов в области безопасности в АТР

Содержание

1. Применение теории структурного реализма при анализе проблем безопасности в АТР

. "Слабые стороны" теории структурного реализма при анализе процессов в области безопасности в АТР

Литература

Приложение

1. Применение теории структурного реализма при анализе проблем безопасности в АТР

Свой вклад в анализ процессов в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе внесли представители различных парадигм международных отношений. Само понятие безопасности красной нитью проходит через все существующие теории в науке о международных отношениях. С точки зрения классического реализма, "безопасность" является логическим продолжением категории "национальных интересов" и представляет собой "стратегию, направленную на обеспечение жизненно-важных интересов государства-нации". Либерально-идеалистическая парадигма настаивает на том, что "безопасность" неразрывно связана с понятиями "всеобщее разоружение" и "коллективная безопасность", а угрозу представляют те участники международного процесса, "которые отказываются от сотрудничества, нарушают общепринятые моральные и правовые нормы" вне зависимости от того, сильные это государства или слабые. Таким образом, прямой путь для достижения безопасности, с либеральной точки зрения, это всеобщая демократизация.

Со временем понятие безопасности стало расширяться и на сегодняшний день включает в себя не только военную составляющую, но и целый ряд глобальных проблем, таких как защита окружающей среды, борьба с бедностью, продовольственный дефицит, демографические дисбалансы, утилизация отходов, незаконный оборот наркотиков, пиратство, международный терроризм и многие другие.

Представляется, что именно неореализм способен дать наиболее полное объяснение процессам в области безопасности, которые по сегодняшний день остаются нерешёнными в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Неореализм опирается, прежде всего, на постулаты классического реализма, главными представителями которого являются Ганс Моргентау, Эдвард Карр, Раймон Арон, Генри Киссинджер и др. Оперируя такими категориями классического реализма, как "баланс сил", "национальные интересы", "сила" как гарант безопасности, "суверенитет национальных государств", "принцип опоры на собственные силы", основатель нового подхода К. Уолтц усложнил реалистский подход, добавив в него понятие "структуры" международных отношений.

Структурный реализм обладает некоторыми принципиальными особенностями, которые позволили теории адаптироваться к современным реалиям. Во-первых, в отличие от классической теории, в основу которой заложен анархичный характер международных отношений, структурный реализм определяет область международных отношений как поле постоянно меняющегося баланса сил, который и определяет положение всей мировой системы, а также является причиной её коренных сдвигов. следовательно, способность государства реализовывать свои национальные интересы зависит не только от самого государства, но и от структуры глобального баланса сил. Другими словами, государства путем взаимодействия между собой создают структуру, которая оказывает непосредственное влияние на принятие их внешнеполитических решений в зависимости от роли и места, которое занимает каждое Во-вторых, в то время как классические реалисты начинают анализ с государства, как основного актора международных отношений, неореалисты подчеркивают, что для эффективной оценки международных процессов необходимо учитывать не только государства сами по себе (хотя для неореалистов национальное международной арене), но и весь комплекс "структур, которые они образуют, в том числе союзов и межправительственных организаций".

В-третьих, представители неореализма определяют "силу" как полезный инструмент для достижения собственной безопасности, внося качественно новые аспекты в определение. К. Уолтц, к примеру, включает в понятие "силы" такие компоненты, как численность населения государства, размеры его территории, обеспеченность ресурсами, экономическая мощь, военная мощь, политическая стабильность и политическая компетенция.

обосновать справедливость выбора теории неореализма для анализа проблем в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе представляется целесообразным, используя пять тезисов о международной системе ("bedrock assumptions") одного из самых выдающихся современных представителей неореализма Джона Миршаймера, на которые он опирается в своей книге "The Tragedy of Great Power Politics". Основываясь на неореалистской концепции международных отношений, автор отвечает на вопрос, почему великие державы конкурируют между собой за Во-первых, международная система имеет анархичный характер, что, однако, несет в себе не хаос и конфликт, как могло бы показаться на первый взгляд, а своеобразный принцип упорядочения независимых государств в международной системе при отсутствии высшей власти над ними. Сами национальные государства остаются основными акторами на международной арене по той причине, что другие участники не обладают достаточными полномочиями для ведения внешней политики и не способны оказывать значительное влияние на протекающие международные процессы. Несмотря на то, что в АТР представлено огромное количество транснациональных корпораций (ТНК) (в ежегодном рейтинге Forbes, который представляет 200 крупнейших ТНК мира, в 2015 году 10 первых позиций делят между собой ТНК Китая и США, причем первые 4 строчки занимают компании Китая — ICBC, China Construction Bank, Agricultural Bank of China и Bank of China, высокие позиции занимают также ТНК Японии и РК) и международных неправительственных организаций (НПО) (в пятерку рейтинга NGO Advisor вошли такие американские НПО как Grameen Foundation и ACUMEN), тем не менее, они не могут конкурировать с национальными государствами за влияние на международной арене. К примеру, сторонами в многочисленных территориальных спорах в Юго-Восточной и Северо-Восточной Азии продолжают оставаться именно государства, которые преследуют свои национальные интересы. Необходимо также отметить, что регион выделяется наличием системы союзов между государствами, которые существуют для укрепления положения стран-участников в регионе и продвижения своих собственных интересов. Соединенные Штаты, стараясь сохранить лидирующие позиции в АТР, продолжают играть ключевую роль в этой системе альянсов, полагаясь, главным образом, на государства как основных акторов международной системы, а не на бизнес-структуры и неправительственные организации.

Во-вторых, великие державы изначально обладают некоторым объёмом наступательного военного потенциала, который может быть использован против других государств, что ведёт к недоверию между участниками на международной арене. Необходимо учитывать, что государства обладают разным объёмом ресурсов, что определяет их место и роль в системе, а уменьшение или наращивание этих ресурсов ведёт к изменению самой международной архитектуры.

В-третьих, намерения государств невозможно предугадать, а это означает, что ни одно использовать свой наступательный военный потенциал против него. Джон Миршаймер акцентирует внимание на том, что существует множество причин агрессии государств по отношению руг к другу, и нельзя быть до конца уверенным, что одна из таких причин не спровоцирует государств могут быстро меняться, сегодня они доброжелательны, завтра — враждебны. Такая неопределённость в отношении намерений неизбежна, что непосредственно ведёт к недоверию национальных государств друг к другу. Выход заключается в максимизации собственной военной мощи для обеспечения национальной безопасности.

Второй и третий тезисы ведут напрямую к "дилемме безопасности" — категории неореализма, которая была выработана Джоном Герцем для обозначения ситуации, при которой повышение уровня безопасности одного государства путем наращивания его военной мощи непосредственно ведёт к снижению уровня безопасности всех остальных государств. "Дилемма безопасности" и её последствия отчетливо просматриваются на примере Азиатско-Тихоокеанского региона. Возвышение Китая в XXI веке, усиление его экономической, политической и военной мощи на международной арене привело к изменению баланса сил в регионе. Принимая во внимание тот факт, что во время и после холодной войны в основе регионального порядка находились Соединённые Штаты и их традиционные союзники (Япония, Республика Корея, Тайвань, Филиппины, Таиланд, Австралия), появление нового центра силы рассматривается Соединёнными Штатами как угроза их собственной безопасности и попытка смещения страны с лидерских позиций. Такое положение привело к политике "возвращения" или "перебалансирования" США в сторону АТР, которая была озвучена президентом США Бараком Обамой в его выступлении перед австралийским парламентом 17 ноября 2011 года. Под давлением трансформирующейся региональной системы другие страны региона вынуждены адаптировать свою внешнюю политику к современным реалиям, что привело к попытке ряда стран "усидеть на двух стульях". ярким примером тому служит поведение Южной Кореи, которая старается маневрировать между двумя великими державами в регионе. С одной стороны, страна наравне с Японией остается основой системы военно-политических американских альянсов, а с другой стороны, осуществляет активные внешнеполитические шаги по сближению с КНР (так 1 июля 2015 года Китай и Республика Корея спустя 3 года после начала переговоров подписали соглашение о зоне свободной торговли, которое предполагает отмену пошлин на 90% товаров из Китая и Кореи на 20 лет). Что касается политического взаимодействия, Южная Корея также не может отрицать значение Китая в вопросах решения северокорейской проблемы (с точки зрения Сеула, именно Китай обеспечивает жизнеспособность северокорейского режима с помощью своей дипломатической и, главное, экономической поддержки). Таким образом, принимая во внимание существующие на сегодняшний день разногласия между Пекином и Пхеньяном в силу его непредсказуемой политики, налаживание политических отношений Сеула и Пекина может подорвать китайско-северокорейский союз.

Четвертый тезис Дж. Миршаймера заключается в том, что выживание является важнейшим приоритетом великих держав, в силу чего государства стремятся защищать свою территориальную целостность и независимость своего внутреннего порядка. Унаследовав ряд категорий классического реализма, неореалистская парадигма признает "силу" гарантом государственной безопасности в конкурентной среде. Принимая во внимание трансформацию региональной системы в АТР, изменение баланса сил и, как следствие, приведение в действие "дилеммы безопасности", единственным способом обеспечить собственную выживаемость является увеличение военной мощи государства. Результатом стала активная милитаризация региона в XXI веке и гонка военно-ядерных и неядерных технологий.

Таблица №1. 15 стран с самым высоким уровнем военных расходов в 2015 году

Источник: SIPRI Fast Sheet: Trends in World Military Expenditure// Stockholm International Peace and Research Institute, April 2016. URL: #»justify»>важно также подчеркнуть, что именно США и КНР остаются абсолютными мировыми лидерами по расходам на оборону, правда, с большим отрывом в пользу Соединенных Штатов. Такое внимание стран региона к уровню военных расходов говорит о высокой степени нестабильности международной системы. причиной тому послужило множество факторов, к числу которых можно отнести усиление мощи КНР, эскалация многочисленных территориальных споров между региональными игроками, нерешённая ядерная проблема Корейского полуострова, Тайваньский вопрос, планы по развертыванию в Северо-Восточной Азии системы противоракетной обороны США, а также отсутствие институтов, которые могли бы вовремя и эффективно реагировать на угрозы международной безопасности АТР в XXI веке.

Пятый и заключительный тезис заключается в том, что великие державы являются рациональными акторами международных отношений, которые способны анализировать условия внешней среды и находить способы выживания в этих условиях. К примеру, нельзя отрицать, что китайская концепция "мирного возвышения" 2003 года, призванная убедить весь мир в том, что страна "не собирается идти путем Германии и Японии первой половины ХХ века", была грамотным и продуманным (рациональным) шагом китайского правительства. КНР предприняла попытку заранее по возможности нейтрализовать негативную реакцию мирового сообщества, которая могла справедливо последовать в результате резкого роста мощи Пекина как в экономическом, так и политическом плане.

Приведённые тезисы американского политолога Джона Миршаймера представляют собой каркас неореалистской парадигмы, которая по сей день не потеряла своей актуальности и способна дать научное объяснение политическим и экономическим процессам, а также процессам в области безопасности. Рассмотрев применяемость выделенных тезисов к логике поведения государств в Азиатско-Тихоокеанском регионе, нет сомнений, что выбранный теоретический инструментарий является приоритетным при исследовании международного порядка в АТР.

. "Слабые стороны" теории структурного реализма при анализе процессов в области безопасности в АТР

структурный реализм милитаризация тихоокеанский

Неореалистская парадигма, как и любое другое теоретическое направление, имеет ряд спорных положений, которые необходимо принимать во внимание при анализе международных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Три волны великих дебатов в международных отношениях, которые предопределили становление науки в XX веке, затрагивали концептуальные основы соперничающих теоретических школ (на тот момент реализма и идеализма), методологию дисциплины и вопросы самоопределения теорий и подходов. Они во многом выявили "слабые стороны" основных течений в теории международных отношений. Некоторые из них можно отчетливо просмотреть на примере Азиатско-Тихоокеанского региона.

Первой проблемной точкой в неореалистском подходе является игнорирование влияния внутренних факторов на поведение государств на международной арене. Представители структурного реализма унаследовали от классической теории невнимание к роли внутренних факторов, таких как политический режим и система государственного устройства, политические партии и группы интересов внутри государства, а также игнорирование роли взаимоотношений и даже "торга" между государственными органами за принятие отдельных внешнеполитических решений (к примеру, взаимодействие между Государственным департаментом, Министерством финансов, Министерством обороны и ЦРУ в США зачастую приводит к решениям с "общим знаменателем"). Неореалисты не учитывают и не представляют полную картину процесса принятия внешнеполитических решений внутри государства, изображая государство как "черный ящик" — непроницаемую и целостную международную единицу. Исходя из положений структурного реализма, международных отношений, а также от объёма его военно-политических, экономических и демографических ресурсов, которые и определяют "силу" государства. Однако представляется, что внутренняя политика оказывает большее воздействие на образ действий государств, чем принято считать в научном кругу последователей теории неореализма.

ярким примером можно считать решение Соединенных Штатов о поставке Тайваню большой партии вооружений в 1992 году (150 самолетов F-16 на сумму $6 млрд.). Неожиданно оказавшись в роли отстающего в предвыборной гонке, действующий президент США Дж. Буш был вынужден перейти к активным действиям по восстановлению собственной популярности. Несмотря на ряд крупных дипломатических достижений (среди которых успех операции "Буря в пустыне" в Персидском заливе) репутация президента значительно пострадала по причине экономических трудностей в стране, а также критики китайского направления внешней политики Буша со стороны демократов (к примеру, президент наложил вето на антикитайские законопроекты в Конгрессе). Поставки вооружений Китайской Республике (которая активно этого добивалась с 80-х годов) должны были продемонстрировать американским гражданам жесткую позицию президента в отношении коммунистического Китая и желание увеличить обороноспособность демократического Тайбэя. Китайское руководство, в свою очередь, осознавало, что победа У. Клинтона, оппонента Дж. Буша из демократического лагеря, чья предвыборная программа была построена на критике КНР, в большей степени нежелательна для Пекина, поэтому ограничился публичными резкими высказываниями в отношении Вашингтона.

Ещё одним примечательным примером является влияние различных групп интересов внутри Японии на принятие внешнеполитических решений, связанных с позицией страны восходящего солнца в отношении территориального спора с Китаем в районе Восточно-Китайского моря. Во-первых, важна сама роль личности японского премьер-министра, который в своей предвыборной кампании в 2012 году пообещал вывести безопасность Японии на качественно новый уровень. В этой связи важно также отметить, что неореалистская теория абстрагируется и от личностного уровня анализа, что также представляется её слабой стороной. Синдзо Абэ имеет имидж харизматичного лидера, активно отстаивающего национальные интересы Японии, а решение территориального спора является необходимой задачей как с экономической точки зрения (получение дополнительного источника природных ресурсов), так и с политической (стабилизация внутриполитической обстановки и сохранение власти за правящей партией и самим премьером).

Во-вторых, серьезную роль в принятии внешнеполитических решений играет Министерство иностранных дел Японии, формулирующее основные позиции по вопросам, касающимся безопасности государства и его территориальной целостности. Министерство занимается также реализацией и имплементацией выбранного внешнеполитического курса, проведением международных переговоров, по итогам которых формируется видение дальнейшего направления сотрудничества. Так, в апреле 2016 года впервые за три года была проведена встреча между министрами иностранных дел Китая и Японии, которая стала первым крошечным шагом на пути стабилизации отношений между двумя странами.

Кроме того, в Японии в 2013 году, в качестве ответа на внешнеполитическую угрозу со стороны КНР, был создан новый орган, призванный концентрировать внимание на вопросах национальной безопасности — Совет национальной безопасности. В состав Совета входят премьер-министр японии, руководитель аппарата правительства, министр иностранных дел и министр обороны, а также несколько политических и координационных групп. В ближайшие годы на этот орган возлагают большие надежды по причине беспрецедентной для Японии синергии представителей нескольких министерств при решении задач государственной важности.

Ещё одной значимой группой интересов являются бизнес-структуры Японии. В результате заинтересованности японских бизнес-элит в сотрудничестве с китайскими компаниями в сфере добычи природных ресурсов, две страны, невзирая на давние глубокие противоречия по принадлежности группы островов Сэнкаку/ Дяоюйдао в Восточно-Китайском море, в 2008 году пришли к предварительному соглашению по совместной добыче газа. однако вскоре произошел инцидент с вторжением китайского рыболовецкого судна на территорию вблизи спорных островов и его столкновением с японской береговой охраной, что привело к прекращению переговоров.

Ещё одной слабой стороной в теории структурного реализма применительно к АТР является упрощенное представление о характере межгосударственного сотрудничества в регионе. Исходя из постулатов неореалистской парадигмы, государства сотрудничают, главным образом, из соображений выживаемости и обеспечения собственной безопасности. Тем не менее, при анализе многосторонних структур взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе неореализм не учитывает возрастающей тенденции к наращиванию региональных взаимосвязей и упрочнению экономической взаимозависимости, которая выходит на первый план на повестке дня региональных площадок сотрудничества. Усиление торгово-экономических связей между государствами АТР можно проследить исходя из тенденции на увеличение количества действующих торговых соглашений, которые осуществляются в рамках региональных платформ (см. рисунок №1)

Рисунок №1. Тенденции в сфере Азиатско-Тихоокеанских торговых соглашений, 1982 — 2012 гг.

Источник: Peter A. Petri, Michael G. Plummer and Fan Zhai (Eds.). The Trans-Pacific Partnership and Asia-Pacific Integration: A Quantitative Assessment// Peterson Institute for International Economics and East-West Center Policy Analyses in International Economics No. 98 — November 2012.

инвестиционной и торговой сферах просматривается также в самом количестве разновекторных интеграционных площадок и форумов, к числу которых относятся АТЭС, АСЕАН, ВАС, АСЕАН+3, ЗСТ АСЕАН+ Китай и многие другие. Кроме того, с 2015 года резко активизировались экономические проекты Китая (инициатива "один пояс, один путь", которая состоит из двух основных частей: сухопутная часть "Экономический пояс шёлкового пути" (ЭПШП) и вторая часть "Морской шёлковый путь") и США ("Транстихоокеанское партнерство"), которые напрямую не противоречат друг другу. Однако параллельно КНР развивает проект Регионального всеобъемлющего экономического партнерства (РВЭП), который некоторые специалисты называют альтернативой ТТП.

Отсюда следует, что позиция неореалистской парадигмы, которая делает акцент на общей угрозе как основном факторе, способствующем объединению государств, не находит своего отражения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Примером является наличие в регионе множества интеграционных платформ, в которых государства объединены совместными интересами в максимизации выгод от экономического сотрудничества, а также рост популярности в Азии концепции "наращивания взаимосвязей" (connectivity), которая предполагает тесное взаимодействие по абсолютно разным направлениям (физическое — развитие инфраструктурных проектов, институциональное — совершенствование нормативно-правовых механизмов взаимодействия, человеческое — упрочение контактов в сфере туризма, науки, культуры).

рисунок №2

Источник: Uppsala Data Conflict Program, Peace Research Institute Oslo Armed Conflict Dataset, 2013. URL: #»justify»>Тем не менее, в Азиатско-Тихоокеанском регионе стремительно растут масштабы угроз нетрадиционной безопасности. К их числу относятся угрозы нарушения условий безопасного использования коммуникаций и транспортных путей, национальная организованная преступность и терроризм, морской разбой и пиратство, экологические проблемы и стихийные бедствия, которые регулярно происходят в Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии и многие другие. Несмотря на то, что неореалистическая парадигма не уделяет должного внимания вышеперечисленным нетрадиционным угрозам безопасности, концентрируя своё внимание на угрозах военного характера, их возросшее значение в АТР необходимо учитывать при анализе процессов в области международной безопасности в регионе.

Таким образом, при исследовании проблем безопасности в АТР необходимо принимать во внимание все выделенные выше "слабые стороны" теории для обеспечения большей объективности при анализе.

Литература

.Ария первого гостя: Японский премьер встретится в Сочи с Владимиром Путиным вопреки позиции коллег по G7// коммерсант.ru — 5.05.2016. URL: #»justify»>Приложение

Процентное изменение военных расходов в Мире, 2013-2014гг

Учебная работа. Теоретические аспекты исследования процессов в области безопасности в АТР