Учебная работа. Таможенное регулирование региональной рыночной среды

Таможенное регулирование региональной рыночной среды

Содержание

Введение

Глава 1. Содержание региональной рыночной среды

.1 Система региональных рынков

.2 Формирование и функционирование региональных рынков

.3 место региональных рынков в воспроизводственном процессе

Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность на региональных рынках

.1 Влияние внешнеэкономической деятель на региональную рыночную среду

.2 Регионализация внешнеэкономической деятель

.3 Перспективы развития связей рынков стран СНГ

Глава 3. Таможенное регулирование региональной рыночной среды

.1 Региональное таможенное управление

.2 Территориальный принцип создания таможен

.3 Западносибирское таможенное управление

Заключение

список использованной литературы

региональный рынок таможенный внешнеэкономический

Введение

Конец XX — начало XXI века знаменуется сменой парадигмы регионального экономического развития и региональной политики. На смену традиционным теориям регионального развития приходят концепции межрегиональной конкуренции, глобально ориентированной региональной политики, транснациональной интеграции.

В современных условиях проблемы рынка необходимо изучать с позиций не только макро- и микроэкономики, но и пространственной стратегии и региональной политики. Это особенно важно в условиях Российской Федерации, с ее значительными внутрирегиональными различиями, которые влияют на формы проявления общих закономерностей развития рынка и процессы межрегиональных экономических связей.

Современная Экономика регионов характеризуется высокой степенью открытости. Все больше усиливается взаимосвязанность и взаимозависимость регионов, являющихся частями глобальной экономической системы. Региональные рынки являются открытыми системами, что предполагает тесные зависимости формирования товарных, финансовых, трудовых, информационных ресурсов и реализации конечной продукции каждого региона от размещения производства и потребления, структуры межрегиональных связей в масштабе россии, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Участие в территориальном и международном разделении труда становится все более важным фактором развития региональных рынков. В настоящее время в регионах России практически нет отрасли, которая прямо или косвенно не имела бы связей с другими регионами и внешними рынками. Развиваются межрегиональные торгово-посреднические, финансовые, информационные, научно-технические связи, прямые связи по кооперационным поставкам продукции между предприятиями, создаются совместные предприятия, филиалы международных корпораций, банков, финансово-промышленных групп, растет число различных договорных сделок по обмену товарами и услугами между регионами России и других государств.

Региональный рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей. При этом региональный Рынок рассматривается с позиций процесса воспроизводства, в котором переплетаются многочисленные взаимодействия субъектов региональной экономики, выступающих в виде производителей и потребителей различных видов товаров и услуг. Региональный рынок имеет открытый характер и развитые экономические связи с другими регионами страны и мира.

Система региональных рынков включает потребительский Рынок, рынок средств производства, финансовый рынок, Рынок недвижимости, рынок труда, рынок информации. взаимосвязь входящих в систему региональных рынков различного типа обеспечивается взаимодействием субъектов рыночных отношений и элементов производительных сил, воспроизводство которых происходит под влиянием региональных факторов и предпосылок.

Среди авторов, исследовавших региональную рыночную среду, наиболее отмечены следующие экономисты: Авдокушин Е.Ф., Шибанов Е.С., Драганов В.Г., Новоселов А.С., Герчикова И.Н., Вардомский Л. и др.

Предмет работы — региональная рыночная среда.

Объект работы — Экономика регионов.

Цель работы — исследование региональной рыночной среды.

задачи:

раскрыть сущность региональной рыночной среды;

изучить внешнеэкономическую деятельность на региональных рынках;

анализировать таможенное регулирование региональной рыночной среды.

Глава 1. Содержание региональной рыночной среды

.1 Система региональных рынков

радикальные преобразования экономической системы России происходят на народнохозяйственном и региональном уровнях. Формирование цивилизованного рынка и социально ориентированных рыночных отношений обуславливает необходимость изучения теоретических моделей рынка как общегосударственного уровня, так и на уровне регионов.

В последние годы появилось значительное количество отечественных научных работ, посвященных макро- и микроэкономическим проблемам формирования и развития рынка и рыночной инфраструктуры. Тем не менее проблемы формирования региональных рынков в условиях переходного периода, особенно с позиций системного воспроизводственного подхода, отражают лишь отдельные публикации. Формирование и развитие рынков на региональном уровне изучены недостаточно, рассматриваются лишь отдельные товарные рынки, а также связанные с ними вопросы развития элементов инфраструктуры.

В современных условиях Рынок следует изучать с позиций не только макро- и микроэкономики, но и с учетом пространственной стратегии и регионально и политики. Это особенно важно в условиях Российской Федерации, с ее значительными внутрирегиональными различиями, которые влияют на формы проявления общих закономерностей развития рынка и процессы межрегионального взаимодействия. Поэтому необходимо изучение рыночных отношений в их региональных формах, процессов формирования региональных рынков различного типа, масштаба и ареала распространения, а также формирования в рамках каждого отдельного региона необходимых материальных и финансовых ресурсов для обеспечения эффективного функционирования хозяйства и удовлетворения потребностей населения.[9. C.131]

Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными экономическими отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.

В переходный период в экономике регионов возникают новые экономические отношения хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обусловленные реформированием структуры экономики, разрывом старых хозяйственных связей и образованием новых рыночных отношений. Решающая роль в формировании и развитии этих отношений принадлежит региональным рынкам.[9. C.134]

С развитием экономики регионов, появлением новых форм рыночных отношений, углублением специализации в сфере обращения формируются различные типы региональных рынков: потребительский Рынок, рынок средств производства, финансовый рынок и др. У субъектов региональной экономики возникает потребность в широком спектре как общерыночных, так и специфических видов услуг (торгово-посреднических, финансово-кредитных, внешнеэкономических, информационных, экономико-правовых). Для всего этого необходима система региональных рынков различного типа, которые обслуживали бы хозяйствующие субъекты всех форм собственности во всех регионах Российской Федерации. Современная Экономика требует развития в каждом регионе мощных торгово-складских комплексов, информационно-коммерческих сетей, высокоэффективных средств проведения денежных расчетов и др. Недостаточный уровень развития региональных рынков и рыночной инфраструктуры в ряде районов российской Федерации неизбежно приводит к снижению деловой активности, слабому развитию производства, нарушению нормального воспроизводственного процесса.[9.C.141

В связи с этим возникает необходимость в новом подходе к изучению системы региональных рынков на региональном уровне и в новых методах ее экономического регулирования. Поскольку в условиях перехода к развитым рыночным отношениям формируется многоукладная Экономика — новые элементы рыночной системы действуют одновременно с элементами старой системы, необходимо изучать взаимодействие системы рынков в регионе с различными хозяйствующими субъектами.

Региональный Рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей. При этом региональный Рынок рассматривается с позиций процесса воспроизводства — переплетения многочисленных взаимодействий субъектов региональной экономики, выступающих производителями и потребителями различных видов товаров и услуг. Региональный Рынок имеет открытый характер и развитые экономические связи с другими регионами страны и мира. [21. C.73]

Такое понятие регионального рынка определяет круг вопросов, подлежащих изучению. Это — совокупность региональных рыночных отношений, конкурентная среда региональных рынков, условия формирования эффективных внутрирегиональных и межрегиональных связей, развитие рыночной инфраструктуры региона, различные формы движения товаров и капиталов, региональные факторы, влияющие на емкость региональных рынков различного типа, экономические механизмы взаимодействия субъектов региональных рыночных отношений.

В регионе формируется система рынков различного типа. Рынки обеспечивают сочетание интересов и эквивалентность экономических отношений между субъектами региональной экономики через внутрирегиональные и межрегиональные экономические связи, обеспечивающие кругооборот материальных, трудовых, финансово-кредитных и информационных ресурсов.

Система региональных рынков — это взаимосвязанная совокупность рынков различного типа; их главная цель — обеспечить эффективное развитие региональной экономики. Система региональных рынков включает потребительский Рынок, рынок средств производства, финансовый рынок, Рынок недвижимости, рынок труда, рынок информации. Входящие в систему региональные рынки различного типа функционально связаны взаимодействием субъектов рыночных отношении и элементов производительных сил, воспроизводство которых происходит под влиянием региональных факторов и предпосылок. Этому соответствует струк турный и функциональный подход к изучению особенностей системы региональных рынков.[15. C.238]

Институциональная структура системы региональных рынков представлена определенными хозяйствующими субъектами, инфраструктурными элементами, каналами товародвижения и совокупностью экономических связей. Состав субъектов региональных рынков и их функции различаются в зависимости от типа рынка. Связи между различными типами рынков внутри системы могут быть двусторонними и многосторонними, при этом особо выделяются связи с внешней средой. Региональные рынки выделяются, обособляются в окружающей среде благодаря специфическим отношениям с этой средой Все региональные рынки взаимосвязаны и взаимодействуют в интересах субъектов рыночных отношений. При этом формируются предпосылки для регионального воспроизводственного процесса. Взаимодействие региональных рынков осуществляется саморегулируемым механизмом региональных отношений и регулирующим вмешательством государства и региональных администраций.[13. C.102]

1.2 Формирование и функционирование региональных рынков

Региональные рынки формируются как открытая система, которая реагирует как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую, социальную и политическую ситуацию. Все процессы формирования рынков и функционирования субъектов рыночных отношений находятся в зависимости от количественных и качественных характеристик экономического пространств ния внутри региона и характера и ассортимента производства. Эта зависимость предопределяет особенности процессов товародвижения и схемы торгово-экономических и финансовых связей.

Открытый характер региональной экономики обусловливает соответствующий подход к экономическому пространству, в рамках которого осуществляется воспроизводственный процесс и функционируют региональные рынки. В связи с этим следует различать внешнее и внутреннее экономическое пространство, так как каждое занимает определенное место в формировании взаимосвязей и зависимостей между субъектами региональной экономики.

Внешнее экономическое пространство имеет решающее экономики. Оно двояко влияет на формирование производственно-экономических и финансовых связей региональных рынков и возможных взаимодействий с потенциальными партнерами. С одной стороны, внешнее пространство обеспечивает хозяйствующие субъекты необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами и тем самым создает основу нормального функционирования. С другой стороны, внешнее экономическое пространство выступает потенциальной средой реализации продукции и услуг, гарантируя возможность участия всех субъектов в рыночных отношениях как равноправных партнеров, соблюдающих нормы и правила рыночных отношений.[14.C.104]

Внутреннее экономическое пространство включает условия и предпосылки для функционирования системы региональных рынков. К ним в первую очередь относятся расположенные на территории региона элементы экономического потенциала, составляющие материально-техническую основу регионального воспроизводственного процесса. Для обеспечения производства продукции и услуг элементы экономического потенциала должны постоянно возобновляться в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Это становится возможным на основе межрегионального обмена при развитой системе региональных рынков. Внутреннее экономическое пространство является основой региональных воспроизводственных циклов, обеспечивающих условия для активной деятель производителей и роста уровня жизни населения. наличие этих циклов обеспечивают горизонтальные связи в системе региональных рынков с учетом интересов субъектов регионального воспроизводственного процесса.[2. C.203]

таким образом, региональные рынки являются средством для непрерывного воспроизводства производительных сил и экономических отношений. Рынки объединяют в единое целое внешнее и внутреннее экономическое пространство регионального воспроизводственного процесса, а внутреннее пространство является социально-экономической средой для формирования инфраструктуры системы региональных рынков. Экономическое пространство наполняется конкретным содержанием через реализацию интересов субъектов региональной экономики, развитие рыночных отношений, производственно-экономических и финансовых связей, функционирование региональных воспроизводственных циклов. Все это содержание экономического пространства приводится в движение механизмом региональных рынков, что обеспечивает динамичность процесса развития региональной экономики.

1.3 Место региональных рынков в воспроизводственном процессе

Региональные рынки выполняют ряд важных функций в экономике региона. путем товарного обмена они обеспечивают непрерывность регионального воспроизводства, включая воспроизводство материальных, финансовых, информационных, трудовых ресурсов.

Региональный воспроизводственный процесс представляет собой возобновление на качественно новом уровне кругооборота материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов региона.

Социально-экономическое развитие любой территориальной системы определяется вертикальными и горизонтальными экономическими связями. только взаимодействие этих двух групп связей позволяет обеспечить нормальный региональный воспроизводственный процесс.

Вертикальные экономические связи обеспечивают главные регулирующие функции: подталкивают региональную систему к территориальному разделению труда, развивают хозяйство региона в соответствии с интересами экономики всего государства. Вертикальные связи и зависимости не постоянны, они меняются в зависимости от конкретного исторического этапа развития экономики, от уровня регионализации принимаемых управленческих решений. Вертикальные экономические связи только тогда эффективны, когда взаимодействуют с горизонтальными связями.[9. C.151]

действие горизонтальных связей обусловлено тем, что расположенные на территории предприятия являются не только элементами отраслевых систем, но и частями единой региональной системы. В связи с этим у предприятий возникает объективная необходимость в выполнении не только отраслевых задач, но и в решении региональных проблем. Поскольку предприятия пользуются региональными ресурсами и услугами инфраструктурных отраслей, они заинтересованы в комплексном и эффективном использовании этих ресурсов и развитии надежной и сбалансированной инфраструктурной базы с учетом особенностей каждого предприятия и региона в целом.[9. C.151]

Для глубокого понимания роли взаимосвязей и взаимозависимостей региональных рынков в воспроизводственном процессе Производство, распределение, обмен и потребление следует рассматривать как звенья единой цепи, связанные с непрерывным возобновлением! кругооборота материально-вещественных, финансово-кредитных и информационных потоков в региональной рыночной среде.

известно, что производство играет основную роль в региональном воспроизводственном процессе. именно производство определяет формы и характер материально-вещественных, финансово-кредитных и информационных связей по распределению, обмену и потреблению совокупного общественного продукта и национального дохода. Являясь основой развития региональной экономики производство определяет основные параметры развития регионального воспроизводственного процесса в целом. Важную роль в создании необходимых условий для развития производства играют региональные рынки. В функции региональных рынков средств производства входят обеспечение производственных предприятий сырьем, материалами, оборудованием и другими необходимыми товарами и услугами, а также организация сбыта произведенной продукции по различным каналам сферы обращения.[20. C.432]

Региональные финансовые рынки должны обеспечивать предприятия всеми необходимыми финансовыми и кредитными ресурсами долгосрочного и краткосрочного характера.

Переход к развитым рыночным отношениям в регионах россии происходит в сложных для производства условиях. Основанные на принципах территориального разделения труда, межрегиональные связи по поставкам сырья во многих отраслях промышленности нарушились. Это привело к перебоям в поставках ряда продуктов и материалов, необходимых для обеспечения производства. На сокращение производства в промышленности оказали влияние и нерешенные проблемы, накапливавшиеся долгие годы. беды многих предприятий похожи: недостаточное обновление основных фондов, превышение сроков освоения производственных мощностей, необеспеченность сырьем и материалами, низкий уровень рентабельности. [20. C.433]

В условиях неразвитости региональных рынков и конкурентной среды отдельные предприятия-монополисты необоснованно увеличивают цены на свою продукцию (в большей степени, чем растут затраты на производство). При этом Производство продукции в натуральном выражении может сокращаться.

Для преодоления негативных тенденций развитие и размещение промышленного производства следует осуществлять с учетом особенностей региональных рынков, а также специфики отраслевых факторов. Последние обусловлены особенностями технологических процессов, материально-технической базы и т.д. Промышленности нужна структурная перестройка в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка. Реконструкция действующих предприятий должна быть направлена на выпуск конкурентоспособной продукции. [20. C.441]

одна из проблем развития промышленного производства — слабая организация маркетинговой деятельности, недостаточное изучение конъюнктуры региональных рынков. многие предприятия не имеют служб маркетинга, научно обоснованной методики прогнозирования емкости рынка с учетом изменения доходов и цен для составления текущих и перспективных программ.

Распределение и перераспределение совокупного общественного продукта в регионе осуществляются через сложную сеть каналов бюджетной и банковской сфер при участии финансового рынка, обслуживающего хозяйствующие субъекты различных форм собственности. Уровень развития финансового рынка в каждом регионе, коммерческих банков и их филиалов, небанковских финансовых институтов, страховых компаний и других « организаций финансово-кредитного обслуживания во многом определяет степень эффективности распределительных процессов в экономике.

Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность на региональных рынках

.1 Влияние внешнеэкономической деятель на региональную рыночную среду

Особая роль региональных факторов в социально-экономическом развитии России определяет особенности развития внешнеэкономических связей региональных рынков. Наряду с прямым влиянием на отраслевую структуру экономики регионов, внешнеэкономические связи оказывают и косвенное воздействие через систему межотраслевых связей, что выражается в мультипликативном изменении объемов производства многих отраслей. Отраслевые структурные сдвиги взаимосвязаны с размещением производительных сил: они влияют на создание новых производственных и инфраструктурных мощностей или, напротив, на сокращение производства продукции в том или ином регионе страны.

Развитие экспортных производств или возможность использования импортной продукции в регионе меняют масштабы развития и отраслевую структуру региональной экономики, а также влияют на связи с другими регионами. Внешнеэкономические связи региональных рынков осуществляются как прямым, так и косвенным образом. Через межрегиональные связи, дополняющие прямые внешнеэкономические связи, регионы косвенным образом через другие регионы страны вовлекаются в экономические отношения с зарубежными партнерами. В российских условиях правомерно говорить о наличии внешнеэкономических связей в каждом регионе страны, так как все регионы являются составляющими единого народнохозяйственного комплекса. Межрегиональные внутрироссийские связи объединяют регионы в систему, где каждый из элементов создает материальные предпосылки для участия страны в международном разделении труда.[1. C.122]

воздействие внешнеэкономических связей на региональные рынки происходит в двух аспектах. Поэтому следует изучать и прямое влияние внешнеэкономических связей на региональные рынки и их косвенное воздействие (через другие рынки).

Прямое воздействие внешнеэкономических связей на региональные рынки осуществляется, прежде всего, через импортные потоки. В свою очередь элементы системы региональных рынков и сами оказывают влияние на развитие внешнеэкономических связей региона, расширяя в конечном итоге собственные экспортные поставки. импортная продукция производственно-технического назначения, поступая на региональный Рынок средств производства, способствует техническому переоснащению промышленных предприятий, расположенных на данной территории, и восполняет нехватку отечественных машин и оборудования. В результате технического перевооружения производства за счет более высокопроизводительного и высококачественного импортного оборудования предприятия региона получают возможность расширить свой экспорт, куда входит и продукция производственно-технического назначения. [1. C.131]

Аналогична роль экспорта и импорта сырья и материалов. Участвуя в экспортных поставках и импортируя из-за рубежа продукцию, отечественные предприятия покупают и продают валюту на региональном валютном рынке. В этом процессе участвуют также иностранные и совместные предприятия. Региональный валютный рынок тесно связан с рынками средств производства и потребительских товаров, так как эти рынки участвуют в формировании спроса на валюту при импорте продукции и в формировании предложения валюты при экспорте товаров.

Косвенное воздействие внешнеэкономических связей на региональные рынки проявляется через воздействие рынка средств производства на потребительский Рынок: отрасли, производящие потребительские товары, получают высококачественное сырье и оборудование, новые технологии и лицензии; экспорт этой продукции обеспечивает валютные поступления, часть которых участники внешнеэкономических связей могут направлять на покупку импортных потребительских товаров.

Таким образом, внешнеэкономические связи оказывают влияние на всю систему региональных рынков.

К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая структура управления и координации внешнеэкономической деятельности на региональных рынках. У региональных органов управления появились новые функции:

разработка региональной стратегии развития внешнеэкономических отношений;

разработка и реализация мер, направленных на увеличение числа внешних контрактов, рост их эффективности;

В соответствии с федеральными законами внешнеэкономическая деятельность на региональных рынках подчинена единой внешнеэкономической политике страны. Это требует соблюдения принципа непротиворечивости программ, разрабатываемых в регионах, с общегосударственными. критерием их эффективности служит достижение максимальной результативности внешнеэкономической деятель в сочетании с влиянием на повышение уровня и качества жизни населения.

По Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995 г.) к предметам совместного ведения субъекта Федерации и Центра отнесены:

получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов Федерации;

пополнение внешних доходов России, непосредственно затрагивающих интересы субъектов Федерации;

координация деятельности по созданию и функционированию свободных экономических зон;

информационное обеспечение внешнеэкономической деятель.

К исключительному ведению субъектов Федерации относятся:

составление и реализация региональных программ развития внешнеэкономической деятельности;

предоставление дополнительных финансовых гарантий;

создание страховых залоговых фондов;

заключение внешнеторговых соглашений с субъектами иностранных государств.[3. C.54]

Вместе с тем некоторые субъекты Федерации при заключении договоров о разграничении полномочий с федеральным Центром получили исключительные права в области внешнеэкономической деятельности. Например, Республика Татарстан имеет Право самостоятельно заключать торгово-экономические соглашения с иностранными государствами, участвовать в работе международных экономических и финансовых организаций, привлекать иностранные, государственные, банковские и коммерческие кредиты под гарантии своего правительства, образовывать на своей территории свободные экономические зоны.[6. C.232]

.2 Регионализация внешнеэкономической деятель

Регионализация внешнеэкономической деятельности включает два аспекта. С одной стороны, для выполнения региональными органами управления своих функций им необходимы широкие полномочия, а значит, в пределах их возрастающей компетенции должны быть расширены их права в области внешнеэкономической деятельности. Регионализация управления должна повысить заинтересованность местных органов в расширении участия региона в международном разделении труда и в использовании результатов этого участия для экономического и социального развития региона.

второй аспект регионализации внешнеэкономической деятельности связан со следующими обстоятельствами. Мировой рынок крайне не однороден, и требуется специальная региональная внешнеэкономическая политика, отражающая особенности торговых партнеров (природно-географические условия, территориальное расположение, политические факторы и т. п.). В частности, очевидна специфика американского, европейского и азиатского рынков развитых индустриальных стран, рынков развивающихся стран и бывших социалистических стран (европейских и азиатских стран). Для учета специфики внешнеэкономической деятельности на рынках различных государств следует создавать информационно-аналитические центры внешнеэкономических связей с различными регионами мира.[8. C.176]

Современная специализация и структура экономики государств СНГ свидетельствует об их органической взаимозависимости. На территориях почти всех этих государств расположены предприятия, имеющие монопольное положение в системе межрегиональных связей различных товарных рынков. Такое положение было оправданным при территориальном разделении труда в рамках единого государства. Но с появлением экономических границ и таможенных правил, защищающих преимущественно автономные экономические интересы каждого государства, сложилась ситуация, при которой, во-первых, монопольные предприятия, основанные на тесной производственной кооперации, столкнулись или с отсутствием внешнего рынка для реализации продукции, или с необходимостью создания внутренних условий производственной кооперации. последняя нереальна из-за высокой капиталоемкости такого пути и низкой экономической эффективности, которую обуславливают не отвечающие требованиям мирового рынка качественные характеристики продукции и услуг, произведенных в странах СНГ.[13. C.118]

таким образом, для решения перечисленных проблем необходимо единое экономическое пространство СНГ.

.3 Перспективы развития связей рынков стран СНГ

В целях развития межрегиональных и международных связей рынков России и рынков стран ближнего зарубежья целесообразно:

формирование единого экономического пространства на основе отмены таможенных пошлин, совмещения законодательных, налоговых, кредитно-денежных систем;

развитие и рационализация межрегиональных и международных кооперационных связей в масштабах, обеспечивающих поддержание производства в регионах россии;

сохранение ведущего положения на региональных рынках СНГ российских предприятий;

обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми располагают государства СНГ;

совместная инновационная деятельность, разработка рыночной инфраструктуры, позволяющей обеспечивать выход на международные линии связи и снабжение участвующих во внешнеэкономических связях предприятий необходимой информацией через сети Интернет и другие виды компьютерной связи, содействуют развитию дорожно-транспортных коммуникаций, примыкающих к предприятиям. Наряду с этим большое внимание должно уделяться кооперации предприятий, производящих экспортную продукцию, с соответствующими заводами, выпускающими необходимые детали и комплектующие изделия.[10. C.36]

С расширением внешнеэкономических связей регионов открываются большие возможности развития региональных рынков продовольственных товаров. Для многих регионов России, в которых отсутствуют условия для местного производства фруктов и овощей, особенно важно наладить бесперебойное круглогодичное снабжение населения фруктами и овощами из стран ближнего и дальнего зарубежья. Как показывают материалы выборочных обследований, одним из ограничивающих факторов организации такого снабжения является слабое развитие рыночной инфраструктуры, низкий уровень обеспеченности овоще- и фруктохранилищами, холодильниками, складами, необходимыми для карантинного хранения импортных плодов, сложности с транспортировкой, таможенными, погрузочно-разгрузочными операциями и т. д.[15. C.167]

Глава 3. Таможенное регулирование региональной рыночной среды

.1 Региональное таможенное управление

важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба строится и функционирует как единая система таможенных органов российской Федерации.

Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики.

За короткий срок были обеспечены как динамичный количественный рост системы таможенных органов, так и глубокие качественные изменения ее состава. Особенно результативными в этом плане были 1992-1993 гг. В целом более чем в два раза увеличилось количество пограничных таможен. Это означает, что на большей части границы они были созданы заново. На одну треть выросло число внутренних таможен. Значительно разветвленнее стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпами росло число внутренних таможенных постов. Качественно иной стала система региональных таможенных управлений. За два года было создано восемь новых таких управлений. Их сеть развивалась в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы. В последующие годы новым звеном стали специализированные таможенные органы (специализированные таможенные управления на правах региональных: РТУ тылового обеспечения, РТУ капитального строительства и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры и другие, а также специализированные таможни и акцизные таможенные посты). Создание такой системы таможенных органов позволило за короткий срок решить задачу организации и осуществления таможенного дела на новых границах и на всей территории России.[11. C.342]

Становление и развитие единой системы таможенных органов неразрывно связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации "О таможенном тарифе" и Таможенного кодекса российской Федерации. Разработка и принятие этих актов явились важным этапом формирования основ российского таможенного законодательства в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения.

По сути дела, принятие и введение в действие закона таможенном тарифе и Таможенного кодекса явились началом второго этапа становления и развития единой системы таможенных органов (середина 1993 — август 1996 гг.).[ 11. C.345]

главное содержание этого этапа составили дальнейшее развитие сети таможенных органов, совершенствование их организационной структуры и аппарата управления, форсированное создание объектов таможенной инфраструктуры, обеспечивающей перестройку организации и осуществление таможенного дела на основе нового таможенного законодательства.

В июне 1995 г. в структуре ГТК россии Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил было реорганизовано в Региональное управление по борьбе с правонарушениями. Сформировались новые подразделения для осуществления валютного контроля, контроля таможенной стоимости, ведения таможенной статистики, отделы подготовки кадров и др. Создавались таможенные лаборатории.[11. C.346]

Неотъемлемым компонентом, подсистемой единой системы таможенных органов стали региональные таможенные управления (РТУ). Они заняли в системе организации и управления нишу между ГТК России и таможней. Деятельность РТУ отвечает объективным потребностям:

обеспечения неразрывного единства развития внешнеэкономических связей и организации таможенного дела на региональном уровне;

делегирования полномочий высшего органа управления нижестоящему в целях приближения оперативного управления к таможням и их подразделениям;

создания условий, позволяющих ГТК России строить свою работу на основе анализа и прогнозирования, стратегического планирования, реализации программ развития таможенной службы и таможенного дела, а также освободиться от ряда текущих малозначительных дел.[7. C.44]

РТУ осуществляет реализацию таможенной политики на территории подведомственного региона деятель под непосредственным руководством ГТК России.

Таможенные органы, расположенные на этой территории (за исключением тех, которые непосредственно подчинены ГТК России), находятся в непосредственном подчинении РТУ, а нижестоящие организации, входящие в систему ГТК россии, — находятся в оперативном подчинении РТУ. Оно осуществляет: координацию деятельности этих организаций и контроль за ней, обеспечивает взаимодействие с другими таможенными органами и организациями таможенной системы россии, а также с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами — участниками ВЭД.[7. C.45]

Всего же в Общем положении о РТУ зафиксировано свыше 100 основных его функций. Они отражают работу по всему широкому спектру направлений таможенного дела, функционирования таможенных органов и организаций, соблюдения таможенного законодательства и таможенных правил, обеспечения жизнедеятельности таможенных сотрудников на территориях подведомственного региона.

.2 Территориальный принцип создания таможен

Проблема совершенствования деятельности регионального таможенного управления является одной из ключевых в развитии единой системы таможенных органов.

Базовым звеном, подсистемой единой системы таможенных органов является таможня и ее основные подразделения. именно здесь сосредоточен центр тяжести работ по реализации задач и функций таможенной службы. Таможни и их подразделения создаются, как правило, по территориальному принципу, т. е. осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона, которая определяется ГТК россии.

В соответствии с этим принципом участник ВЭД должен произвести оформление товаров и другие таможенные формальности в той таможне, на подведомственной территории которой зарегистрирован его юридический адрес. Это дает возможность таможенным органам иметь необходимую информацию об участниках внешнеэкономической деятельности, хорошо знать друг друга и заинтересованно взаимодействовать.[4. C.348]

Согласно программе модернизации таможенной службы в зоне деятельности таможни создаются центры таможенного оформления, осуществляющие все операции, связанные с оформлением товаров, прибывающих по железнодорожным и автогрузовым путям, а также личного автотранспорта физических лиц и отдельно следующего багажа. В этих службах получатели и отправители грузов не будут иметь прямого контакта с конкретным таможенным работником, т. е. вводятся общепринятые в мировой практике правила и технологии таможенного оформления товаров, создающие гарантии его достоверности и оперативности.

Территориальный принцип организации и функционирования таможен определяет универсальный, комплексный характер их деятельности.

однако территориальный принцип организации не исключает специализации отдельных таможен, их подразделений на выполнении специфических, наиболее сложных видов деятельности, осуществлении таможенного дела при особых обстоятельствах.

Так, создание Энергетической таможни позволило повысить эффективность таможенного контроля за перемещением энергоносителей через таможенную границу.

В связи с возрастанием объема работ по таможенному оформлению и контролю подакцизных товаров в Московском регионе создана Акцизная таможня.

весьма актуальной является задача создания таможен и таможенных постов, специализирующихся в области контроля за перемещением специфических товаров (делящихся и радиоактивных материалов, алмазов и драгоценных металлов).[5. C.276]

Общее положение о таможне российской Федерации устанавливает, что она действует под общим руководством ГТК России. Вместе с тем большая часть таможен находится в непосредственном подчинении РТУ. лишь отдельные таможни в силу специфики их работы непосредственно подчинены ГТК России.

В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, расположенные на территории подведомственного региона. Исключение составляют те из них, которые непосредственно подчинены вышестоящим таможенным органам.

В зависимости от территориального размещения таможен и таможенных постов они подразделяются на пограничные и внутренние. Это связано как с маршрутами перемещения товаров, движения пассажиропотоков, так и с местами концентрации участников внешнеэкономической деятель.

К пограничным относятся таможни или их подразделения, расположенные в местах пересечения транспортными магистралями границы государства, а также в аэропортах, морских и речных портах. К ним относятся и пункты пропуска (перехода) всех видов автотранспорта через границу страны. Преимущественно они фиксируют прохождение товаров через границу и сообщают об этом во внутреннюю таможню, осуществляют таможенный контроль пассажиропотоков.

К внутренним относятся таможни и их подразделения, расположенные в местах концентрации участников внешнеэкономической деятель (получателей и отправителей грузов) на таможенной территории страны. Они осуществляют таможенное оформление товаров и контроль за их доставкой, сборы таможенных платежей и другие таможенные процедуры непосредственно на местах. Такие таможенные структуры создаются при крупных железнодорожных узлах, промышленных и добывающих предприятиях, в административно-территориальных центрах.[11. C.402]

указанная дифференциация в организации и функционировании таможен, их подразделений имеет свои преимущества и, вместе с тем, обусловливает ряд проблем организационного и управленческого характера.

С одной стороны, она позволила разгрузить пограничные таможни и таможенные посты от больших объемов работ по таможенному оформлению товаров и ускорить их перемещение через таможенную границу.

Но, с другой стороны, при этом возникли проблемы доставки товаров во внутренние таможни назначения, применения режима таможенного транзита.

таким образом, сложившаяся единая система таможенных органов обеспечивает распределение ее общих полномочий и функций по организации и осуществлению таможенного дела между таможенными органами сверху донизу, позволяет упорядочить построение и функционирование каждого таможенного органа, организовать эффективное управление системой в целом и отдельными ее подсистемами на всех уровнях.

.3 Западносибирское таможенное управление

юрисдикция созданного приказом ГТК РФ от 31 декабря 1992 г. Западно-Сибирского таможенного управления (ЗСТУ) сегодня распространена на таможни, действующие в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областях. Под контролем Управления находится 2700 км российско-казахстанской, 300 км российско-монгольской и 42 км российско-китайской государственной границы.[19. C.148]

С 1994 г. в составе ЗСТУ работают Толмачевская и Новокузнецкая таможни, а с 1995 г. — базовая таможня. В апреле того же года на основе подразделений правоохранительного блока Управления была образована Западно-Сибирская оперативная таможня. В настоящее время таможенная система региона включает 10 таможен и 24 таможенных поста, 14 из которых являются приграничными. В пограничной зоне действуют 24 пункта пропуска, в том числе 14 — автомобильных, 5 — железнодорожных, 4 — авиационных и один — речной.[19. C.150]

Уровень эффективности таможенного контроля на современном этапе определяется не только количеством таможенных органов, но и наличием полноценной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение всех требований таможенного законодательства. созданы и в настоящее время и действуют Западно-Сибирская таможенная лаборатория, Новосибирский региональный отдел вычислительного центра, дочернее унитарное предприятие "РостэкСибирь".

сегодня таможенная инфраструктура полностью обеспечивает потребности региона в таможенных складах и складах временного хранения. Всего в регионе 197 таких складов. На территории, подконтрольной Управлению, работают 11 таможенных перевозчиков, способных гарантированно доставить товары от таможенной границы к местам таможенного оформления, и около 60 декларантов на договорной основе, оказывающих помощь участникам внешнеэкономической деятельности в оформлении необходимых документов.[17. C.134]

Затрачиваемые Правительством средства на развитие таможенной службы возвращаются государству в виде прямого дохода. Четверть всех налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета формируется с участием таможенных органов России

География внешней торговли Западно-Сибирского региона за последние годы охватила 153 страны дальнего и ближнего зарубежья. В десятку стран — главных торговых партнеров — вошли Казахстан, Китай, Узбекистан, Украина, США, Германия, Япония, великобритания, Турция, Италия. Доля этих стран в товарообороте Западной Сибири составила 60,7%. Региональная торговля все больше приобретает организованный и цивилизованный характер, ведут ее в основном акционерные общества, российские государственные предприятия, товарищества с российскими инвестициями. Импортируется главным образом продукция машиностроения и нефтехимии, продовольственные товары и сырье для их производства. Приоритет в товарной структуре экспорта занимают черные и цветные металлы, изделия из них, продукция топливно-энергетического и нефтехимического комплексов.[17. C.231]

Западно-Сибирский регион вносит заметный вклад в общий объем внешней торговли страны, особенно в экспорт важнейших сырьевых товаров.

В импорте региона на долю машиностроительной продукции приходилось 38% и продовольственных товаров — 21%.

Организационный период развития таможенной службы в основном завершен, хотя еще есть проблемы, требующие разрешения. Многие таможни нуждаются в складских помещениях для хранения конфискованных товаров, вещественных доказательств. Следует добиваться ускорения пропуска товаров посредством максимального приближения пунктов и центров таможенного оформления к местам их доставки, действовать дифференцированно в зависимости от категории товаров и лиц, перемещающих их через границу. Уже в ближайшие годы предстоит улучшить результаты деятельности службы преимущественно за счет интенсификации методов работы. А это требует применения новых, более эффективных подходов к организации таможенного контроля и главным образом обеспечения полноты сбора таможенных платежей.[19. C. 150]

В ходе таможенного контроля особого внимания требует проверка правильного оформления документов на товары, которые ввозятся беспошлинно, имеют низкие ставки ввозной пошлины, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость или пользуются другими льготами. Отдельные участники внешнеэкономической деятель пытаются уклониться от уплаты таможенных платежей в полном объеме, предоставляют поддельные сертификаты происхождения товаров, занижают таможенную стоимость товаров, не спешат возвращать валютную выручку, умышленно указывают неверный код товарной номенклатуры заявленных товаров.[16. C.67]

увеличилось число регистрируемых правонарушений. При этом количество заведенных дел о нарушении таможенных правил выросло на 53%. Созданная в регионе Оперативная таможня фактически становится штабом оперативно-розыскной деятельности. Ее задача — использовать в работе более эффективный механизм противодействия правонарушениям, в первую очередь контрабанде в различных формах ее проявления. [16. C.102]

Несовершенство законов российской Федерации по вопросам классификации товаров, отнесенных к контрабандным, наносит явный вред экономическим интересам государства. Необходимо также однозначно определить нормы оплаты расходов таможен за длительное хранение в складах вещественных доказательств.

Нуждаются в совершенствовании механизмы взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности. По классификации Всероссийской торговой организации таможни делятся на три типа: таможня для таможни, таможня для правительства, таможня для участников внешнеэкономической деятель.

Служба Западно-Сибирского таможенного управления имеет ярко выраженные черты таможни второго типа. Задача же состоит в том, чтобы подчинить всю работу интересам участников внешнеэкономических связей, а значит способствовать росту отечественной экономики. Именно поэтому Государственный таможенный комитет России взял курс на модернизацию таможенной службы. Предстоит увеличить объемы и скорость внешнеторгового оборота, повысить эффективность управленческой деятель, обеспечить стопроцентный сбор таможенных платежей, их надежное поступление в федеральный бюджет.[19. C.151]

В ходе модернизации необходимо адаптировать систему таможенного контроля и оформления к набирающей темпы динамике товаро- и пассажиропотоков, оптимизировать число и .структуру таможенных органов. Наряду с упрощением и унификацией таможенных процедур предстоит обновление существующих и создание новых таможенных технологий. Также следует укрепить обратную связь с предприятиями и организациями региона. Постоянно учитывать мнение участников внешнеэкономической деятельности ЗСТУ намерено в ходе работы консультативного совета.

Заключение

Итак, региональный Рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей. При этом региональный Рынок рассматривается с позиций процесса воспроизводства — переплетения многочисленных взаимодействий субъектов региональной экономики, выступающих производителями и потребителями различных видов товаров и услуг. Региональный Рынок имеет открытый характер и развитые экономические связи с другими регионами страны и мира. Региональные рынки являются средством для непрерывного воспроизводства производительных сил и экономических отношений. Рынки объединяют в единое целое внешнее и внутреннее экономическое пространство регионального воспроизводственного процесса, а внутреннее пространство является социально-экономической средой для формирования инфраструктуры системы региональных рынков.

Региональные рынки выполняют ряд важных функций в экономике региона. Путем товарного обмена они обеспечивают непрерывность регионального воспроизводства, включая воспроизводство материальных, финансовых, информационных, трудовых ресурсов. Региональный воспроизводственный процесс представляет собой возобновление на качественно новом уровне кругооборота материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов региона.

Развитие экономики страны в условиях международного разделения труда изменяет отраслевую и территориальную структуру народного хозяйства, а внутрироссийская межрегиональная Интеграция и экономика каждого из регионов развиваются с учетом этих условий. Воздействие внешнеэкономических связей на региональные рынки происходит в двух аспектах. Поэтому следует изучать и прямое влияние внешнеэкономических связей на региональные рынки и их косвенное воздействие (через другие рынки).

Регионализация внешнеэкономической деятель включает два аспекта. С одной стороны, для выполнения региональными органами управления своих функций им необходимы широкие полномочия, а значит, в пределах их возрастающей компетенции должны быть расширены их права в области внешнеэкономической деятельности Второй аспект регионализации внешнеэкономической деятель связан со следующими обстоятельствами. Мировой Рынок крайне не однороден, и требуется специальная региональная внешнеэкономическая Политика, отражающая особенности торговых партнеров (природно-географические условия, территориальное расположение, политические факторы и т. п.).

Территориальный принцип организации и функционирования таможен определяет универсальный, комплексный характер их деятельности. однако территориальный принцип организации не исключает специализации отдельных таможен, их подразделений на выполнении специфических, наиболее сложных видов деятельности, осуществлении таможенного дела при особых обстоятельствах.

Таким образом, сложившаяся единая система таможенных органов обеспечивает распределение ее общих полномочий и функций по организации и осуществлению таможенного дела между таможенными органами сверху донизу, позволяет упорядочить построение и функционирование каждого таможенного органа, организовать эффективное управление системой в целом и отдельными ее подсистемами на всех уровнях.

список использованной литературы

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристь, 2014. — 368с.

Адашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М.: Магистр, 2013. — 274с.

Вардомский Л. Внешнеэкономические факторы и состояние экономики регионов России. // внешняя торговля. 2014. №12. С.47-60.

Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М.: ЮНИТИ, 2014. — 501с.

Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятель. М.: Консалтбанкир, 2012. — 624с.

Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2014. — 495с.

Лисов А., Пресняков В. Федеральная целевая программа развития таможенной службы России. // внешняя торговля. 2014. №4. C.40-56.

Мастепанов А.М. Региональные и внешнеэкономические аспекты энергетической политики России. М.: ВНИИОЭНГ, 2013. -327с.

Новоселов А.С. Теория региональных рынков. ростов н./Д.: Феникс, 2012. — 448с.

Овчинников В. Интеграция финансовых рынков стран СНГ в мировую систему распределения ресурсов. // Основы таможенного дела. / Под ред. В.Г. Драганова. — М.: Экономика, 2011. — 687с.

Развитие производства в рыночной среде. / Под ред. А.П. Горкина. — М.: Альфа-М, 2013. — 176с.

Регионализация в развитии россии. / Под ред. А.И. Трейвиш. — М.: УРСС, 2012. — 296с.

Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики. / Под ред. В.Г. Алиева. — М.: Экономика, 2012. — 646с.

Регионоведение. / Под ред. Т.Ф. Ермоленко. — ростов н./Д.: Феникс, 2014. — 416с.

Теневая экономика региона: то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента»>диагностика и меры нейтрализации. / Под ред. А.И. Татаркина. — М.: Экономика, 2014. — 277с.

Учебная работа. Таможенное регулирование региональной рыночной среды