Учебная работа. Стратегии обеспечения экономической безопасности зарубежных стран

Стратегии обеспечения экономической безопасности зарубежных стран

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ государственный АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГАСУ)

Институт ИКЭиИСС

КУРСОВАЯ РАБОТА

Томск 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности

.1 Понятие экономической безопасности

.2 Виды угроз экономической безопасности

Глава 2. характеристика стратегий обеспечения экономической безопасности отдельных стран

.1 Стратегия обеспечения экономической безопасности европейских стран

.2 Стратегия обеспечения экономической безопасности США и Канады

.3 Стратегия обеспечения экономической безопасности Японии

Заключение

Список источников и литературы

Введение

проблема обеспечения экономической безопасности России является непременным условием ее возрождения. Качество обеспечения экономической безопасности в современных условиях осложняют влияние глобализации и условия тесной взаимозависимости национальных экономик различных стран.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости национальной экономики, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Объектом исследования является механизм обеспечения экономической безопасности.

Предметом исследования выступает практика обеспечения экономической безопасности зарубежных стран.

Цель работы — исследовать стратегии обеспечения экономической безопасности зарубежных стран.

Задачи работы:

раскрыть понятие экономической безопасности;

изучить виды угроз экономической безопасности;

исследовать опыт обеспечения экономической безопасности европейских стран;

исследовать опыт обеспечения экономической безопасности США и Канады

исследовать опыт обеспечения экономической безопасности Японии структура работы представлена: введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности

.1 Понятие экономической безопасности

Потребность в защите от различного рода нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности выступает в качестве базовой, основополагающей потребности, как в жизни отдельного человека или семьи, так и в рамках различных объединений людей, включая общество в целом и государство.

Безопасность авторов определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а ее реализация обеспечивается формированием системы отношений между субъектами общественной жизни (а также отношений «общество-природа»), которые поддерживаются совокупностью правовых, силовых, административных, технических и информационных мер».

Можно выделить три базовых уровня безопасности: личности, общества и государства, которые, в свою очередь, пересекаются с различными функциональными направлениями безопасности, такими, например, как внешняя, внутренняя, государственная, военная, экономическая, продовольственная, транспортная, экологическая, информационная и т.п.

экономическая безопасность можно отнести к числу наиболее приоритетных функциональных направлений безопасности. Между тем, в научной литературе до сих пор отсутствует единое понятие национальной экономической безопасности. Часть авторов понимают под национальной экономической безопасностью, прежде всего, безопасность международной экономической системы и включают в ее состав такие вопросы, как неравномерность экономического развития, рост задолженности, распространение голода, циклические колебания и другие аспекты общей дестабилизации мировой экономики. другие авторы в первую очередь изучают проблему обеспечения благоприятных условий для наиболее эффективного развития конкурентоспособности национальной экономики, включая свободный доступ к зарубежным источникам сырья и энергии, стабильность заграничных инвестиций и гарантии свободы обмена товарами и услугами.

.2 Виды угроз экономической безопасности

Для обеспечения экономической безопасности необходимо выделить те реальные и потенциальные деструктивные факторы безопасности, имеющие разнообразные проявления, которые выступают как потенциальные угрозы.

Угроза экономической безопасности страны — возможность нанесения ущерба народному хозяйству в целом и его отраслям в частности, финансово-кредитной системе государства, возможность нарушения социально-экономической стабильности общества и экономического положения человека [11, С. 62].

К угрозам относятся разного рода кризисы и кризисные ситуации, катастрофы, ситуации с деструктивным содержанием. угрозу как непосредственную опасность, требующую быстрого реагирования, целесообразно отличать от риска как возможной опасности, требующей профилактических действий, и уязвимости как индикатора состояния безопасности, свидетельствующего о ее потенциальной незащищенности. Угроза экономической безопасности является подсистемой системы угроз национальной безопасности.

Среди угроз экономической безопасности следует рассмотреть, во-первых, угрозы объективные и субъективные. угрозы объективные связаны с воздействием факторов, не зависящих от вмешательства человека (изменения в природной среде, экологические катастрофы, не связанные с человеческой деятельностью), субъективные же — обусловлены деятельностью человека (ошибки и недоработки человеческой деятельности).

Второй тип угроз — угрозы внешние и внутренние. Внешние угрозы в современных условиях имеют особое значение. Это связано с тем, что современное развитие отличается принципиально новыми по отношению к предыдущему этапу характеристиками. Сопоставление следует проводить по таким параметрам, как основной производственный ресурс (сырье, энергия, информация), тип производственной деятельности (добыча, изготовление, последовательная обработка), характер базовых технологий (трудоемкие, капиталоемкие и наукоемкие). Для современного постиндустриального общества характерно комплексное социальное взаимодействие — то есть взаимодействие между людьми, где характер межличностных отношений определяется не воспроизводством опыта предыдущих поколений, а совместным поиском оптимальных решений, обладающих принципиальной новизной. Такая система связей сменила взаимодействие человека с природой в традиционном обществе и преобразованной природой в индустриальном обществе.

О развитии мира как глобального социально-экономического процесса свидетельствует наличие глобальных угроз человечеству, впервые обозначенных в первых докладах Римскому клубу. Глобальные проблемы носят динамический характер — в период с 1945 г., момента окончания второй мировой войны, до 1991 г. такой проблемой была гонка вооружений между СССР и США и угроза ядерной опасности. В 1998 году в число ядерных держав вошли Индия и Пакистан, «околоядерными» называют ЮАР, Израиль, Иран, КНДР, Японию, Тайвань, Бразилию, Аргентину. сегодня угроза войны и милитаризации национальных экономик становится второй по значимости, уступая место угрозам бедности и отсталости, связанным с растущим разрывом в уровне качества жизни «богатого Севера», где живет 20 % мирового народонаселения, и «бедного Юга» — слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Угроза нехватки продовольствия касается не только слаборазвитых стран, но мировых лидеров, что связано с сокращением площадей сельскохозяйственных территорий ввиду развития урбанизации, снижением производства морепродуктов, связанного с загрязнением акваторий рек и морей, с ожидаемым ростом населения планеты до 10 миллиардов человек, с нерациональным использованием территорий, приводящим к повышению импорта продуктов питания. ООН отнесла 37 стран мира к остро нуждающимся в продовольственной помощи.

Статус глобальных носят угрозы экологической безопасности и исчерпаемости природных ресурсов, выражающейся в энергетических и сырьевых кризисах, наиболее тяжелыми из которых отмечались проблемы 1970-1980-х гг. Эти факторы приводят к феномену экологизации сознания, которое выступает как «процесс неуклонного и последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий … на локальном, региональном и глобальном уровнях». Зависимость от внешних поставок энергоносителей характеризует развитие многих стран Европы, Азии и Америки. Прогнозные исследования говорят о том, что к 2030 г. зависимость Западной Европы от импорта природного газа будет составлять 80 % по сравнению с нынешними 50 % [12, С. 100].

В качестве внутренних (эндогенных) угроз сегодня выступают:

деиндустриализация страны, сохранение деформированности структуры экономики;

институциональная незавершенность экономических преобразований;

несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы;

слабая координация взаимосвязей реального и финансового секторов;

ограниченные возможности по страхованию рисков;

ухудшение состояния научно-технического потенциала;

изъятие из внутреннего оборота финансов и интеллекта;

нарастание безработицы;

дифференциация в доходах населения.

К этому же разряду относится и социально-демографическая безопасность, связанная с процессами воспроизводства населения и обеспечением населения достойными условиями жизни.

В-третьих, можно выделить угрозы текущие — рассчитанные на реализацию в краткосрочной временной перспективе, и долговременные — рассчитанные на реализацию в значительной временной перспективе.

Говоря об угрозах экономической безопасности страны, необходимо осознавать их динамический характер, способность к локализации и возникновению, что позволяет говорить об угрозах реальных и потенциальных.

Таким образом, угрозы имеют — так же как и экономическая безопасность в целом — комплексный.

экономический безопасность политика

Глава 2. характеристика стратегий обеспечения экономической безопасности отдельных стран

.1 Стратегия обеспечения экономической безопасности европейских стран

Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является закон о национальной безопасности 1964 г.

В соответствии с ним выделяют три категории национальных интересов: жизненно важные, стратегические интересы, интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы.

К жизненно важным интересам относятся: территориальная целостность, суверенитет, защита населения. Стратегические интересы заключаются в: поддержании мира на европейском континенте, в зонах, к нему прилегающих с востока и юга, в средиземноморском бассейне и на Ближнем Востоке; в сохранении полноценной экономической активности страны, свободы внешней торговли и коммуникаций, безопасности морских путей. Интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы заключаются в обеспечении независимости страны, выполнении международных обязательств, укреплении демократии и правопорядка.

В Германии законстраны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы министерства обороны. Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в поддержании экономического и социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы [11, С. 107].

Несмотря на то, что Германия является одним из крупнейших потребителей импортного сырья, этот факт не рассматривается в качестве угрозы экономической безопасности. При сохранении достигнутого уровня потребления энергоресурсов ставится задача достигнуть роста промышленного производства и повышения цен на немецкий экспорт.

И все же главный акцент страны ЕС делают на обеспечение национальной безопасности через измерение европейской безопасности, не уделяя такого важного внимания (как, например, бывшие постсоветские или тоталитарные страны) собственным возможностям по обеспечению экономической безопасности. Например, в уже упомянутой директиве Министерства обороны Германии отмечается, что «проблемы нашего сложного мира могут быть решены наилучшим образом через международную дискуссию и компромиссы, поэтому германская политика безопасности делает акцент на международных отношениях и наднациональных институтах».

Иными словами, в странах Западной Европы экономическая безопасность страны понимается не как стремление к самообеспеченности и независимости национальной экономики или политики от остального мира, а как состояние стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны, которое можно обеспечить на основе тесного политического и экономического сотрудничества. Вообще стоит отметить, что в развитых странах со сложившейся рыночной экономикой понятие экономической безопасности страны часто является эквивалентом понятия экономической политики, функцией от избранного политического и экономического курса.

В этом документе прописаны меры, которые необходимо предпринимать в области экономической политики при наступлении внутренних и внешних угроз устойчивому социально-экономическому развитию, к которым относятся: отрицательное воздействие внешнеэкономических факторов, ошибки экономической политики, проявляющиеся в «перегреве» или замедлении развития экономики, расширении спроса, превышающего продуктивность национального хозяйства.

Опыт небольших стран Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария) по обеспечению экономической безопасности показывает, что основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов у них является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке.

Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики. Они вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития.

Из этого вытекают стратегические цели формирования гибкой, эффективной структуры и специализации экономики. Своевременно проводимые структурные преобразования призваны способствовать повышению конкурентоспособности на внешних рынках и смягчению социальных последствий структурных сдвигов для населения этих стран.

Чехия, Венгрия, Польша, Словакия и страны Балтии в начале 1990-х годов избрали практически одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия:

оценку геополитической ситуации в регионе;

определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса;

соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами;

корректировку курса экономических реформ [11, С. 115].

В основу политики безопасности этих стран был положен курс на сближение национальных интересов с общеевропейскими интересами; политическую, экономическую, институциональную, культурную трансформацию в соответствии с западноевропейскими стандартами.

Фундаментальный принцип концепции политики безопасности Венгрии состоит в том, что безопасность не может быть сведена лишь к политической и военной; при этом повышается значимость экономических факторов. Основным элементом венгерской концепции является понятие интегральной природы безопасности, в том числе и ее экономической составляющей: ни одно государства; безопасность может быть осмыслена и обеспечена только в терминах сотрудничества. Исходя из этого, венгерская Политика безопасности покоится на трех фундаментальных основах: политической, военной и экономической интеграции с Западной Европой.

Вторую фундаментальную основу венгерской политики безопасности представляют собой возможности, предоставляемые региональным сотрудничеством в рамках Вышеградской группы, центрально-европейской инициативы, а также двусторонних отношений.

Главными угрозами экономической безопасности Венгрии, как отмечается в концепции, являются:

экономическая отсталость регионов Центральной и Восточной Европы от западно-европейских стран;

трудности перехода к рыночной экономике;

проблемы формирования демократических институтов.

В концепции Польши к перечисленным выше угрозам венгерской экономической безопасности добавлена еще одна — прекращение или значительное ограничение импорта стратегически важного сырья.

.2 Стратегия обеспечения экономической безопасности США и Канады

По данным информационного центра Канады, стратегической целью правительства в области обеспечения экономической безопасности страны является поддержание условий для долгосрочного роста производительности труда и капитала и тем самым — жизненного уровня населения, включающих надежную и динамичную деловую среду, способствующую внедрению инноваций, привлечению внутренних и внешних инвестиций и устойчивому экономическому росту.

Первой национальной программой обеспечения экономической безопасности в США можно назвать меморандум, утвержденный в 1990 г. с целью принятия соответствующих мер по обеспечению экономической безопасности.

В этом документе в качестве приоритетных целей дополнительно введены приложения об обеспечении национальных экономических интересов США в конкурентной борьбе с соперниками на мировой арене и о защите «лидирующих позиций США в технологических сферах», а «сохранение экономической мощи США» прямо связывается с проведением мер по обеспечению экономической безопасности.

Впоследствии президенты США не раз инициировали принятие Конгрессом различных документов, которые в названиях содержали словосочетание «экономическая безопасность».

Например, Акт об экономической безопасности США 1996 г. был посвящен информационной безопасности США, в частности, борьбе с экономическим шпионажем.

В данном документе «экономическая безопасность» понимается как часть национальной безопасности; направлена она на усиление законодательной защиты информации об инновациях и нововведениях от иностранного шпионажа, которые являются основой повышения конкурентоспособности экономики США.

После террористических актов 11 сентября 2000 г. в США происходит смещение акцентов в содержании предлагаемых к принятию документов по обеспечению экономической безопасности.

Так, Пакет по обеспечению экономической безопасности 2001 г. посвящен в основном проблемам потери рабочими своих мест в результате разрушения зданий в Нью-Йорке, а также организации этим гражданам социальной помощи (в области медицины, образования).

В данном документе вместе с тем предлагаются меры по оживлению американской экономики, что должно создать возможности для строительства большего количества зданий, привести к сокращению безработицы и увеличению рабочих мест; предложения по повышению энергетической независимости (отдельный энергетический план), по реформированию системы образования, по расширению рынков сбыта своей продукции за рубежом.

Данные анализа показывают, что в США так же, как и в других странах, нет общепринятого методологического подхода к обеспечению экономической безопасности. В этой стране «… проблема экономической безопасности не формулируется по причине уверенности в собственном могуществе и рассмотрении вопросов экономической безопасности в составе общих национальных интересов».

В Стратегии национальной безопасности США указывается, что «интересы США в области экономики и безопасности становятся все более неразделимыми»; и там же: «данная Стратегия распространяется в том числе и на экономическую сферу» [11, С. 122].

однако под этим понимается обеспечение процветания страны за счет такой экономической политики, которая должна способствовать наведению порядка в собственном доме, содействовать развитию свободных и открытых рынков, и устойчивому развитию, совершенствованию рыночных механизмов и структур».

В то же время в Стратегии четко обозначаются три компонента укрепления американской национальной безопасности:

поддержание мощного оборонного потенциала и использование активной дипломатии для развития сотрудничества с другими странами в области безопасности;

деятельность, направленная на открытие иностранных рынков и ускорение глобального экономического роста путем приспособления и создания институтов, которые помогают обеспечить безопасность и ускорить экономический рост во всем мире;

содействовать ускорению демократии за рубежом».

.3 Стратегия обеспечения экономической безопасности Японии

В Японии переход от традиционной трактовки безопасности в военно-политическом смысле к расширительному толкованию понятия безопасности произошел в начале 1970-х годов, когда достаточно четко обозначились признаки окончания эры безраздельного экономического превосходства США на глобальном уровне и в отдельных регионах, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Актуализация экономической безопасности для Японии была связана с еще одним важным аспектом — со стремлением к повышению роли страны в международных делах посредством использования ее мощи второй в мире экономической державы.

Главным препятствием на пути к этой цели была экономическая уязвимость Японии, обусловленная высоким уровнем внешней ресурсозависимости, достигавшей на тот момент 80%.

Исходя из этого приоритетным направлением в обеспечении национальной безопасности было принято опережающее экономическое развитие страны, торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество с другими государствами. С тех пор была выделена национальная экономическая безопасность, под которой стали понимать способность экономики страны противостоять любой внешней угрозе.

В процессе формирования концепции экономической безопасности страны отправной точкой служит понятие угроз, которое является центральным в большинстве зарубежных исследований в данной области. «Очень часто при исследовании проблемы обеспечения экономической безопасности страны авторы не разделяют угрозы и факторы, делающие экономическую систему уязвимой для этих угроз.

В результате многие слабости национальной экономики, имеющие объективную природу, особенно в развивающихся странах, ошибочно отождествляются с угрозами». Отождествление слабостей экономики с угрозами встречается в научной литературе достаточно часто, и это «несет в себе опасность принятия неадекватных мер по обеспечению экономической безопасности».

В соответствии с данным подходом зависимость от импорта продовольствия свидетельствует о слабости агропромышленного комплекса страны, но если продовольственные товары могут свободно приобретаться на мировом рынке (да еще по ценам более низким, чем внутренние), то данная слабость угрозой не является [11, С. 127].

Угрозой в этом случае будут выступать факторы, способные привести к ограничению возможностей импорта дешевого продовольствия, например, вследствие эмбарго, дефицита на мировом рынке или отсутствия необходимых средств у отечественных импортеров, или ошибочной политики властей какой-либо страны, направленной на импортозамещение. То же относится к недостаточному производству зерна на душу населения и сильной зависимости одной страны от рынков сырья и сбыта другой.

В обоих случаях реальная угроза исходит не от указанных слабостей национальной экономики, а от возможности стабильного доступа на интересующие страну рынки. иными словами, «угрозу представляет не отсутствие соответствующих производств в национальной экономике и зависимость от внешних рынков (неважно из-за дефицита каких факторов производства — сырья или достаточно производительных технологий), а факторы, способные помешать приобретению соответствующих продуктов и технологий».

Так, Япония, не способная по причине неблагоприятного климата и отсутствия необходимых природных ископаемых собственными силами обеспечить себя продовольственными и энергетическими ресурсами, основными угрозами своей продовольственной и энергетической безопасности видит не эту неспособность, а «нарушение стабильности в основных для этой страны нефтедобывающих регионах в мире, неурожай в странах-экспортерах зерна, обстоятельства, при которых морской транспорт страны может оказаться парализованным, резкое сокращение поставок в силу напряженности двусторонних политических взаимоотношений со странами, важными с точки зрения динамики развития японской экономики, подрыв мировой системы свободной торговли, снижение экономической мощи государства».

Заключение

экономическая безопасность — это материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. В настоящее время используется немало различных определений понятия «экономическая безопасность».

Большинство авторов под экономической безопасностью понимают состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы.

безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

анализ опыта зарубежных стран показал, что в основе их стратегии безопасности лежит обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке.

список источников и литературы

1.Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели / Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко // вопросы экономики. — 2012. — № 12. — С. 13-16.

2.Гусаков Н.П. Концептуальные подходы к разработке новой Стратегии экономической безопасности / Н.П.Гусаков, И.В.Андронова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — N 45. — С.2-14.

.Корнилов М. О сущности экономической безопасности / М. Корнилов // Пробл. теории и практики управл. — 2015. — N 8. — С.123-129.

.Криворотов, В.В. экономическая безопасность государства и регионов: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению «Экономика» / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 351 с.

.Круглов В.Н. совершенствование методики оценки экономической безопасности региона / В.Н. Круглов, Д.В. Доценко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — N 15. — С.85-92.

Учебная работа. Стратегии обеспечения экономической безопасности зарубежных стран