Учебная работа. Страны с переходной экономикой, их активность в мировом хозяйстве

страны с переходной экономикой, их активность в мировом хозяйстве

ТЕМА:

страны с переходной экономикой, их активность в мировом хозяйстве

Оглавление

Введение

.Выделение в мировом хозяйстве стран с переходной экономикой

.1Предпосылки выделения стран с переходной экономикой

.2 характеристика стран с переходной экономикой

.Место и роль стран с переходной экономикой в мировом хозяйстве

.1Участие стран с переходной экономикой в мировой торговле

.2 Участие стран с переходной экономикой в международном инвестиционном сотрудничестве

.проблемы и перспективы вхождения в рыночную экономику бывших социалистических стран

.1Проблемы интеграции в мировое пространство стран с переходной экономикой

.2Перспективы интеграции стран с переходной экономикой в мировое хозяйство

Заключение

список использованных источников

Введение

Данная тема является весьма актуальной для современной науки. Это связано с тем, что стремительное движение по преобразованию стран с централизованным планированием в страны, с рыночной экономикой спустя десять лет привело к тому, что одна группа стран приближается к финишной черте, другая застряла в разных пунктах на этом пути, а несколько стран едва сдвинулись с начальной точки. Некоторые страны Центральной и Восточной Европы (страны ЦВЕ) и страны Балтии стучатся в двери Европейского союза. Но во многих странах Содружества Независимых Государств (СНГ), в том числе в россии, прогресс был неравномерным, и перспективы остаются туманными.

Целью данной работы является изучение особенностей развития стран с переходной экономикой и изучение их активности в мировом хозяйстве.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно:

1)особенности выделения в мировом хозяйстве стран с переходной экономикой;

2)изучить место и роль стран с переходной экономикой в мировом хозяйстве;

)изучить проблемы и перспективы вхождения в рыночную экономику бывших социалистических стран.

Предмет исследования — экономика стран с переходной рыночной экономикой.

объект исследования — экономические отношения, возникающие в процессе становления экономического развития стран с переходной рыночной экономикой.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1.Выделение в мировом хозяйстве стран с переходной экономикой

.1 Предпосылки выделения стран с переходной экономикой

Разделение мирового хозяйства на сферы экономической деятель и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только проанализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнить их между собой. однако в мире в целом примерно 200 стран, которые очень различны по уровню экономического развития. И знание классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития.

Принятое в мировой экономике <#"justify">мировая экономика состоит из множества национальных экономик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообразно выделить подсистемы. Такими подсистемами являются группы национальных экономик (группы стран). Обычно выделяют три большие группы стран: развитые, развивающиеся, с переходной экономикой.

Для включения страны в ту или иную группу применяют разные критерии.

Во-первых, это характер экономики — рыночная ли это экономика или переходная.

Во-вторых, это уровень ее социально-экономического развития, который определяется в первую очередь производством ВВП/ВИД на душу населения, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни.

Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход — это показатели системы национальных счетов, характеризующие объем добавленной стоимости, произведенной всеми отраслями и сферами экономики страны (ВВП, англ. GDP), или этой же стоимости, но с учетом переводимых в страну и из страны доходов (ВИД, англ. GNI).

Паритет покупательной способности (ППС) — это соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, т.е. с учетом в каждой стране цен на определенный набор товаров и услуг. А так как цены во всех странах мира различны, то паритет покупательной способности практически не совпадает с обменным курсом национальных валют (официальным или рыночным). Поэтому ППС применяется в аналитических целях, а не в хозяйственных расчетах.

Для стран с высоким уровнем развития типична ситуация, когда в структуре их ВВП преобладает третичный сектор (сфера услуг), вторичный сектор (промышленность и строительство) представлен прежде всего обрабатывающей промышленностью, а доля первичного сектора (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство) невелика. Хотя в структуре ВВП некоторых развивающихся стран велика доля третичного и вторичного секторов, обычно она объясняется широким развитием туризма, или торговли, или добывающей промышленности.

Уровень и качество жизни в стране определяются массой показателей, в первую очередь продолжительностью жизни, заболеваемостью различными болезнями, состоянием личной безопасности, природной среды, безработицей и, конечно, уровнем потребления различных товаров и услуг. Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является показатель под названием индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала, англ, human development index), который вбирает в себя индексы ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования, уровня ВВП на душу населения.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни строится на предпосылке, что в современных условиях минимальная продолжительность жизни даже в самых неблагополучных странах не опускается ниже 25 лет, а в наиболее благополучных странах максимальная продолжительность жизни не превышает в среднем 85 лет.

таким образом, мы можем прийти к следующему выводу, что в мировой экономике обычно выделяют три большие группы стран: развитые, развивающиеся, с переходной экономикой. Основанием для включения страны в ту или иную группу является характер ее экономики (рыночная или переходная) и уровень ее социально-экономического развития. Наибольший вес в мировой экономике имеют развитые страны, на которые приходится более половины мирового ВВП. Внутри каждой группы стран выделяются подгруппы.

Уровень социально-экономического развития определяется прежде всего производством ВВП/ВИД на душу населения по паритету покупательной способности, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни в стране.

Группа развитых стран немногочисленна (более 30 стран), в ней проживает всего 15% населения мира, однако производится около 55% мирового ВВП. Намного более многочисленна группа развивающихся стран, однако в ней производится менее 25% мирового ВВП в силу низкого уровня социально-экономического развития входящих в эту группу стран. Остальные 21% мирового ВВП производятся в группе стран с переходной экономикой, преимущественно в Китае, активно изменяющих свою административно-командную систему на современную рыночную.

помимо подгрупп в каждой группе стран есть и объединяющая некоторые развивающиеся и переходные экономики подгруппа стран с формирующимися рынками, в которую включают страны с явными успехами в построении современной рыночной экономики в силу или быстрых темпов экономического роста, или изначально неплохого уровня развития, а также страны, которые относительно недавно вошли в число развитых.

На основе всех рассмотренных нами выше показателей можно выделить основные характеристики, включающие в себя группу стран с переходной экономикой, к которым в том числе в настоящий момент относится и Россия, которые будут рассмотрены в разделе 1.2. данной курсовой работы.

1.2Характеристика стран с переходной экономикой

К странам переходной экономики относят государства, которые с 80-90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к современной рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран — бывших советских республик, а также Монголия, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВНД надушу населения (только у Чехии, Венгрии и Словении он превышает 15 тыс. долл.), а иногда к развивающимся относят только три восточноазиатские страны.

Страны с переходной экономикой (переходные экономики) производят около 23% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (включая страны Балтии) — более 3%, страны СНГ — немногим менее 4% (в том числе россия — около 3%), Китай — около 15,5%. Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация.

В одну подгруппу можно выделить те бывшие советские республики, большинство из которых ныне объединены в Содружество независимых Государств (СНГ). Это позволяют сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна. Так, Белоруссия, Узбекистан, Туркмения проводят менее радикальные по сравнению с другими странами подгруппы реформы, а Таджикистан по уровню социально-экономического развития и в советские времена сильно отставал от других союзных республик. В эту подгруппу обычно включают и Монголию.

В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы (Центрально-Восточной Европы, ДВЕ), включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, вступление в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу.

В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имевшие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается.

Из прежней многочисленной группы стран с административно-командной экономикой остались только две страны: Куба и Северная Корея.

Тем не менее, особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики <#"justify">2.место и роль стран с переходной экономикой в мировом хозяйстве

.1 участие стран с переходной экономикой в мировой торговле

Экономические неурядицы развитых стран распространяются на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой через ослабление спроса на их экспорт и повышение волатильности потоков капитала и цен на сырьевые товары. Однако крупные развивающиеся экономики сталкиваются также с доморощенными проблемы: в некоторых из них (включая Китай) инвестиционный спрос ослаблен из-за финансовых трудностей в одних секторах

экономики и избытка производственных мощностей в других секторах.

Большинство стран с низкими доходами до сих пор развивались относительно успешно, но в настоящее время сталкиваются с усиливающимся неблагоприятным побочным воздействием спада, как в развитых странах, так и в странах со средним уровнем доходов. Перспективы на ближайшие два года продолжают оставаться неясными, что отражает наличие неопределенностей и рисков, могущих ухудшить ситуацию.

Веками международная торговля была центральным звеном процесса развития стран евразийского континента. Страны, торговавшие с иностранными государствами, извлекали из этого множество выгод. Большая международная интеграция означала улучшение экспортных возможностей для продукции фирм страны, что увеличивало возможности для расширения бизнеса, новых инвестиций и создания рабочих мест на родине. более широкая доступность импортных товаров и услуг предоставляла потребителям больший выбор продукции, приобретаемой обычно по более низкой цене и зачастую заключающей в себе новые технологии, улучшающие качество других продуктов. В условиях растущей конкуренции между предприятиями компании, работающие на международном рынке, используют технологические новшества и внедряют современную практику управления, становятся более эффективными и заинтересованными в том, чтобы идти в ногу со своими коллегами (и даже опережать их) в странах — партнерах по торговле. В экономической истории региона достаточно свидетельств того, что международная интеграция принесла большие плоды: значительные улучшения в распределении внутренних ресурсов, повышение производительности, более быстрый и устойчивый рост, сокращение бедности.

год стал началом перерыва в международной интеграции Европы и Центральной Азии. С этого момента на протяжении 70 лет большинство из 29 стран, входящих в настоящее время в регион ЕЦА, составляли в той или иной степени, почти единый торгово-инвестиционный блок, функционировавший отдельно от остального международного рынка и имевший другие правила и ограниченный доступ на данный Рынок. С распадом систем централизованного планирования во многих из этих стран и началом их перехода к рыночной экономике в начале 90-х годов этот изолированный торговый блок в целом распался.

подобное изменение экономического ландшафта усугублялось параллельной сменой политических режимов или их изменением. Здесь можно говорить о развале советского Союза, приведшего к созданию 15 новых независимых государств, и о распаде Югославии на 7 государств. Результатом стал разрыв традиционных связей между экономическими субъектами, расположенными на территории новых государств.

Последовавшая за этим внутренняя институциональная трансформация стран ЕЦА дала фирмам и потребителям свободу экономических решений, создавая стимулы к тому, чтобы международная торговля и инвестиции все больше определялись рыночными силами, а не административным указом. фактически, это улица с двусторонним движением: изменение стимулов для международной торговли стало центральным и необходимым фактором изменений во всех сферах внутренней экономики. Без открытой торговли мировые цены не могли бы повлиять на внутреннее распределение ресурсов и деятель, а следовательно, не было бы перехода к рыночной экономике, где цены устанавливаются свободно. Коротко говоря, рыночная экономика не могла быть «внутренней», сохраняя старорежимные рычаги управления торговлей. Результатом распада изолированного торгового блока ЕЦА стало высвобождение движущей силы международной интеграции.

многие страны ЕЦА — либо в начале переходного процесса, либо спустя некоторое время — сократили тарифы и уменьшили или устранили нетарифные барьеры (НТБ). В результате регион как целое состоит из стран с формально вполне либеральной торговой политикой. Ослабляя налагаемые политикой ограничения на границе, правительства сформировали стимулирующую основу, влияющую на торговые потоки. На сегодняшний день средневзвешенная ставка, применяемая для всех товаров во всех странах ЕЦА, составляет 5,1%; в странах

ЕЦА с переходной экономикой (т. е. кроме Кипра и Турции) средняя ставка равна 5,8%. Эти тарифные ставки выгодно отличаются от ставок развивающихся стран с сопоставимым уровнем дохода. Лишь очень немногие страны по существу сохранили контроль над торговлей, который был свойствен системе централизованного планирования. Тем не менее в некоторых странах региона по прежнему сохраняются высокие тарифы и ощутимые НТБ. В их числе некоторые центрально-азиатские республики и другие страны СНГ, например Беларусь.

Основные реформы торговой политики стран ЕЦА идут тремя путями: 1) односторонние реформы торговой политики; 2) двусторонние или региональные торговые соглашения; и 3) многосторонние торговые обязательства.

практически все страны формально сокращают тарифы в одностороннем порядке в рамках решения задач национальной экономической реформы, а не как следствие конкретных двусторонних/региональных или многосторонних торговых обязательств. Важно, что такая либерализация в основном проводилась этими странами самостоятельно, хотя и при поддержке (и требованиях) со стороны международного сообщества в первые годы переходного периода. По сравнению с развивающимися странами с сопоставимым уровнем дохода в ЕЦА тарифная защита отечественной промышленности и сельского хозяйства в среднем ниже, степень защиты с помощью нетарифных барьеров явно не больше, и эти страны меньше прибегают к конъюнктурным защитным мерам. С другой стороны, в большинстве стран ЕЦА мало что делается для стимулирования экспорта и зачастую экспорт не поощряется. Этот вопрос до сих пор остается одним из главных пунктов программы реформирования политики.

Все страны ЕЦА являются участниками двусторонних или региональных (порой нескольких) торговых соглашений (включая зоны свободной торговли и таможенные союзы) обеспечивающих взаимное сокращение тарифов, преференциальный доступ на Рынок и другие формы либерализации торговой политики. безусловно, самым ярким примером либерализации региональной торговли является присоединение к ЕС — для восьми стран ЕЦА этот процесс завершился в мае 2004 г. Еще четыре страны ЕЦА являются кандидатами на вступление в ЕС, а в целом в Юго-Восточной Европе большинство стран участвует в процессе стабилизации и объединения, который в конечном счете приведет их к членству в ЕС.

Было составлено бесчисленное множество других региональных соглашений о свободной торговле (ССТ) или таможенных союзов, к примеру 29 двусторонних ССТ между странами ЮВЕ, а также различные торговые соглашения в рамках СНГ, такие, как зона свободной торговли в СНГ, Евразийское экономическое сообщество и Центрально-азиатская организация сотрудничества. Соглашения в ЮВЕ, похоже, означают большую степень взаимной либерализации торговли, чем в СНГ. однако и ЮВЕ, и СНГ сталкиваются с огромными сложностями и направлены главным образом на обмен торговыми преференциями. основные трудности, с которыми сталкиваются обе группы стран, таковы: как упорядочить огромное число двусторонних ССТ, превратив их в соглашения регионального масштаба, и как расширить региональное сотрудничество за пределы преференций в товарной торговле и предусмотреть в них такие вопросы, как облегчение транзита и либерализация услуг.

На сегодняшний день 19 стран ЕЦА провели либерализацию своей торговой политики в многостороннем порядке, став членами всемирной торговой организации (ВТО), при этом большинство других стран — все в СНГ — находятся на различных этапах процесса вступления в ВТО. Вступление в ВТО в целом означает: свободный доступ на мировые рынки для фирм стран ЕЦА и наоборот; значительное сокращение нетарифных таможенных барьеров; приверженность признанным во всем мире принципам урегулирования споров, касающихся демпинга, защиты интеллектуальной собственности и государственных закупок, и многое другое. В сущности, доступ к рынку не является серьезной, всеобщей проблемой, влияющей на экспорт большинства стран ЕЦА, особенно в сравнении с внутренними ограничениями международной торговли. Но существуют проблемы доступа к рынку в отдельных отраслях, которые отчасти связаны с активным применением антидемпинговых мер в отношении стран с переходной экономикой, а также с сельскохозяйственной политикой развитых стран. Некоторые из этих проблем доступа к рынку будут решены благодаря вступлению в ВТО и, как можно надеяться, благодаря сдвигам, достигнутым на Раунде переговоров о вступлении в ВТО в Дохе. безусловно, вступление в ВТО важно для улучшения и гарантированного обеспечения доступа к рынку. Но оно еще более важно в том плане, что заставляет страны укреплять свой внутренний институциональный потенциал торговли, а также создавать устойчивый торговый режим и закреплять достигнутые результаты торговых реформ.

В целом в большинстве стран ЕЦА широкомасштабная либерализация «первого поколения» мер политики в области товарной торговли, включая более низкие тарифы, сокращение НТБ и облегчение доступа к рынку, завершена, что привело к большей открытости. однако в некоторых странах, таких, как Беларусь, Туркменистан и Узбекистан, по-прежнему отсутствует даже это первое поколение реформ торговой политики. И даже для тех стран ЕЦА, которые уже достигли существенного уровня либерализации, требуется дальнейшее усовершенствование политики в области торговли товарами. В некоторых странах по-прежнему велик разрыв между обязательными и применяемыми тарифными ставками, а в некоторых случаях, к примеру в России, диапазоны тарифных ставок слишком широки, что создает возможности для произвола и коррупции. Также сохраняются антистимулы для экспорта, что приводит к потере возможностей для экономического роста и создания рабочих мест. Имеются многочисленные случаи, когда «нахлестывающиеся» двусторонние торговые соглашения, содержащие сложные правила о происхождении товара, делают правила торгов ли менее понятными, что мешает коммерсантам и инвесторам принимать взвешенные решения.

В то время как преференциальные положения некоторых региональных торговых соглашений в ЕЦА способствуют торговле, некоторые другие, наоборот, сдерживают ее. Большая гармонизация и «укрупнение» таких соглашений в единое региональное соглашение, к которому, например, стремятся страны ЮВЕ, были бы весьма полезны.

2.2 Участие стран с переходной экономикой в международном инвестиционном сотрудничестве

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) играют значительную роль в международных экономических отношениях и представляют важнейший источник капитала для многих национальных экономик. На современном этапе развития мирового хозяйства в условиях усиления процессов глобализации, либерализации и конкуренции подавляющее большинство стран стимулирует приток ПИИ, а правительства повышают свою роль в этой области, разрабатывая различные механизмы для привлечения иностранного капитала.

Необходимость привлечения ПИИ чрезвычайно актуальна для стран с переходной экономикой, так как без ПИИ затруднительно завершить рыночную реструктуризацию, обеспечить непрерывный, самоподдерживающийся экономический рост и интегрироваться в мировую экономику.

мировой торговля переходный Экономика

Таблица 1.

Глобальные притоки ПИИ (2010-2013, млн. долл. США)

Годы / Страна2010201120122013Весь мир1 079 0831 392 9571 453 5211 556 844В том числе: развитые страны8246421 120 5281 255 3791 258 334Развивающиеся страны229 295246 057274 431307 145

Согласно прогнозам EIU (Economist Intelligence Unit), если глобальные притоки ПИИ в ближайшие годы будут расти, то относительно умеренными темпами.

В таких условиях конкуренция для привлечения ПИИ становится более жесткой. Поэтому переходные экономики, для которых столь важна роль ПИИ в их становлении и развитии, должны совершенствовать свои политики и механизмы привлечения ПИИ.

В этом отношении ряд стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) добились определенного успеха (Венгрия, Польша, Чехия и Словакия). Согласно классификации ЮНКТАД по показателям ввоза и потенциалу в области привлечения ПИИ за 2010-2012 гг., многие страны ЦВЕ вошли в группу лидеров (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия и страны Балтии), т.е. имевшие высокий потенциал и реализовавшие свой потенциал.

В 2013 г. приток ПИИ в страны ЦВЕ составил почти 29 млрд. долл. США (табл. 2).

Таблица 2.

Притоки ПИИ в страны ЦВЕ (млн. долл. США)

Годы / Страна2010201120122013Польша7270934157134119Чехия6310498456399319Венгрия197716462440854россия3309271424692421Румыния1041102511571106Эстония305387542307Латвия347410164396Литва486379446732Словакия390192515794012остальные3710356248665443Всего25145263732501528709

Успех ряда стран ЦВЕ в привлечении прямого иностранного капитала обусловливается географическим фактором, наличием природных ресурсов, приватизационными процессами, а также выработкой эффективной государственной политики.

далее перечислим важнейшие для иностранных инвесторов меры государственного воздействия, стимулирующие приток ПИИ в те страны ЦВЕ, которые добились наилучших результатов в этой области:

Венгрия

В Венгрии иностранные компании освобождаются от налога на Прибыль на 10 лет при условии, что Инвестиции осуществлены после 31 декабря 2006 г. и их сумма составляет не менее 33 млн .долл. США. Данная льгота действует, начиная со второго налогового года после открытия предприятия, где должны работать не менее 500 человек, и будет иметь силу до 2015 г. включительно.

Вышеуказанная льгота может быть продлена до срока ее действия, если компания, оцениваемая в не менее 33 млн. долл. США, осуществляет инвестиции еще на сумму не менее 180 млн. долл. США. Если иностранная компания зарегистрирована или находится в слаборазвитых, экономически и социально отсталых территориях Венгрии, то данная льгота приобретает другие параметры. В таких случаях минимально требуемая сумма первоначальных инвестиций составляет 10 млн. долл. США, а численность занятых — 100.

В Венгрии стимулируется также R&D (research and development) деятельность. Налоговая база уменьшается на полную сумму тех расходов, которые осуществлены в этой области (зарплата, материалы, патенты, лицензии, ноу-хау, консультационные Издержки и т. д.).

Чехия

В Чехии меры государственного воздействия продуманы таким образом, чтобы иметь существенное влияние на инвестиционные проекты на ранних стадиях их развития, когда финансовые льготы имеют максимальный эффект.

Льготы действуют, если:

Инвестиции осуществляются в обрабатывающем секторе экономики, где минимум 50% инвестиционных расходов тратится на приобретение высокотехнологических машин и оборудования;

Инвестиции осуществляются для приобретения или строительства новых заводов, для расширения или модернизации существующих производственных мощностей;

— минимальная сумма инвестиций составляет 10 млн долл. США: данная сумма уменьшается до 3 млн долл. США при инвестировании на экономически отсталых территориях Чехии;

— предложенные проекты соответствуют всем требованиям охраны окружающей среды.

новые компании, инвестиции которых соответствуют вышеуказанным критериям, получают 10-летнее 100%-ное освобождение от налога на Прибыль, а уже существующие компании — 5-летнее частичное освобождение. кроме того, данные предприятия могут получить правительственные гранты на создание новых рабочих мест (от 2000 до 6000 долл. США на место), на повышение квалификации своих служащих (до 35% расходов на человека). Правительству Чехии также поручается предоставлять данным компаниям свою землю и промышленное имущество по дисконтным ставкам. 5 июня 2002 г. Правительство Чехии представило проекты двух программ: Программа поддержки проектов стратегических услуг и программа поддержки создания и расширения технологических центров. Эти программы предлагают следующие мероприятия, стимулирующие ПИИ:

— субсидии, покрывающие до 50% приемлемых расходов (например, оплата труда в течение первых двух лет, до 25% капитальных расходов на приобретение зданий, оборудования, интеллектуальной собственности и т. д.);

— субсидии, покрывающие до 35% расходов на специальное обучение на человека и до 60% расходов на общее обучение: специальным считается обучение, когда работник приобретает знания и умения, трудно передаваемые другим работникам и используемые в рамках только данного проекта; общим считается обучение, когда приобретенные знания и умения могут быть легко использованы и вне данного проекта.

Проектами стратегических услуг считаются, например, центры развития программного обеспечения, центры технического обслуживания высокотехнологического оборудования и т. д. условиями приемлемости для проектов стратегических услуг являются следующие:

·сумма инвестиций должна быть не менее 1,5 млн долл. США для проектов развития программного обеспечения или 750 тыс. долл. США для проектов в слаборазвитых регионах страны;

·инвестиции должны создать минимум 50 новых рабочих мест;

·минимум 25% инвестиций должны быть покрыты активами инвестора;

·минимум 50% продукции и услуг должны быть экспортированы;

·машины и оборудование должны быть современными;

·продолжительность проекта должна быть не менее 5 лет;

·предложенные проекты должны соответствовать всем требованиям охраны окружающей среды Чехии.

Технологические центры включают центры инновационной деятельности, которые связаны с производством. Типичный технологический центр должен, например, развивать товары, производственные линии и процессы и т. д., которые приведут к развитию. Но они никак не должны быть связаны с военной промышленностью. Условиями приемлемости для проектов развития технологических центров являются:

·сумма инвестиций должна быть не менее 450 тыс. долл. США;

·Инвестиции должны создать минимум 15 новых рабочих мест;

·минимум 25% инвестиций должны быть покрыты активами инвестора;

·минимум 50% продукции и услуг должны быть экспортированы;

·доля работающих иностранных специалистов в технологическом центре не должна превышать 40% от общего числа специалистов;

·машины и оборудование должны быть современными;

·продолжительность проекта должна быть не менее 5 лет;

·результаты работы технологического центра должны быть внедрены в серийное Производство в течение 3 лет;

·предложенные проекты должны соответствовать всем требованиям охраны окружающей среды Чехии.

Польша

В Польше существуют следующие меры привлечения для иностранных инвесторов:

·инвестиционные гранты, которые закрывают до 25% инвестиционных расходов;

·гранты занятости — до 4000 евро за каждое созданное рабочее место. Но общая помощь ограничена до суммы двухлетней зарплаты новых рабочих;

·гранты на обучение — до 1150 евро на рабочего;

·гранты на развитие инфраструктуры, которые обеспечивают местные власти для улучшения инвестиционной инфраструктуры (до 50% расходов).

Инвесторы, которые пользуются грантами, могут также получать другие льготы, например налоговые льготы в Специальных Экономических Зонах (СЭЗ), местные налоговые льготы и т. д. Тем не менее общая стоимость грантов и другой помощи инвестору не может превышать 50% общих инвестиционных расходов.

Инвестиционные расходы, подлежащие возмещению, включают:

1.Приобретение земли (максимум 5% инвестиционной стоимости).

2.Строительство или приобретение зданий (максимум 40% инвестиционной стоимости).

.Стоимость оборудования (максимум 70% инвестиционной стоимости).

.Стоимость нематериальных активов (максимум 25% инвестиционной стоимости).

Гранты могут быть предложены инвесторам, которые:

·инвестировали более 10 млн. евро;

·инвестировали 500 тыс. евро, которые привели к развитию или модернизации компании и создали не менее 100 новых рабочих мест минимум на 5 лет;

·создали не менее 20 новых рабочих мест минимум на 5 лет;

·представили новые технологии.

При инвестировании в СЭЗ компании освобождаются от подоходного налога. При крупномасштабной деятель инвестор может получать до 50% налоговых льгот. критерием для получения налоговых льгот является или размер инвестиций, или количество созданных новых рабочих мест.

Словакия

В Словакии инвестиционные стимулы имеют некоторую специфику по сравнению с другими странами ЦВЕ.

компании, которые имеют постоянное местонахождение в Республике Словакия, могут получать так называемый налоговый кредит. Начиная с первого налогового периода после декларирования налогов, компании получают 100%-ный возврат декларированных налогов на пять лет. Условия получения налогового кредита заключаются в следующем:

. Налогоплательщиком является компания, чей вклад наличных денег в регистрированный капитал составляет не менее:

·4,5 млн. евро в секторе обрабатывающей промышленности;

·2 млн. евро в секторе определенных услуг (туризм, услуги программирования и т. д.).

. Иностранная доля в компании составляет не менее 60%.

Кроме налогового кредита, в Словакии существует нулевая пошлина на импорт: беспошлинный импорт на машины и оборудование, которые специфицированы в Таможенном кодексе.

компании могут также получать помощь, если вкладывают средства в создание новых рабочих мест. Такая помощь носит дискреционный характер и обговаривается на основе конкретного случая с региональными представительствами занятости. Поддержка предпринимателям имеет две формы:

·возмещаемые вклады, обговариваемые с региональным офисом занятости. Возмещение предоставляется тем компаниям, которые создали не менее 100 новых рабочих мест или сократили безработицу минимум на 300 мест;

·не возмещаемые вклады, обговариваемые с районным офисом занятости, которые предоставляются сотрудникам компании в 12-месячном периоде.

В обоих случаях помощь предоставляется в виде заработной платы, страхования, пенсий, помещений, командировочных и других расходов.

Заметим, что все перечисленные методы и инструменты инвестиционной политики, применяемые в вышеуказанных государствах и направленные на активизацию процесса привлечения прямого иностранного капитала, имеют стратегические цели. Льготные условия предоставляются именно тем инвестициям, которые имеют реальный вклад в национальную экономику и направлены на решение многих стратегических задач (завершение рыночной реструктуризации, приобретение новейших производственных технологий, сокращение безработицы, обеспечение непрерывного экономического роста, Интеграция в мировую экономику и т.д.), которые пока невозможно одолеть собственными силами.

Таким образом, изучение опыта стимулирования иностранных инвестиций ряда стран ЦВЕ, имевших значительный успех в привлечении иностранного капитала, играет важную роль в разработке эффективной и дееспособной политики привлечения ПИИ в переходные экономики, особенно для России и других стран бывшего советского Союза, которые по своим социально-экономическим, политическим и географическим характеристикам достаточно близки к государствам ЦВЕ и не реализуют имевший высокий потенциал привлечения ПИИ.

3.Проблемы и перспективы вхождения в рыночную экономику бывших социалистических стран

3.1 Проблемы интеграции в мировое пространство стран с переходной экономикой

Социалистическая Экономика была обречена из-за своей неэффективности. Она не сумела обеспечить переход на интенсивный тип экономического роста, не говоря об освоении новых ресурсосберегающих технологий. Ее всеобщий и системный кризис был выражением кризиса применяемых ею технологий. Коллапс экономики привел к распаду мировой системы социализма, а затем и Советского Союза. Для всех стран — участниц этого процесса результатом стали разрыв хозяйственных связей и неизбежный глубокий спад производства. В россии дезинтеграционный кризис на 35 % предопределил глубину трансформационного спада.

Переход к рынку выстраивался на использовании механизма саморегуляции. Он происходил на фоне спада, сопровождающегося инфляцией. На этом фоне приходилось проводить рыночные реформы: создавать рыночную инфраструктуру, проводить либерализацию цен, приватизацию и демонополизацию. Отпуск цен в условиях тотального товарного дефицита взвинтил их уровень. Незрелый Рынок не смог их сбалансировать. Государству пришлось приложить много усилий на обуздание инфляции, уровень которой перекрывал инвестиционный процесс.

Переход к рынку оказался болезненным, так как приватизация в одночасье не смогла сформировать эффективного собственника, способного работать в рыночных условиях. последующее развитие было связано с заменой неэффективных собственников на эффективных. Процесс приватизации следовало увязать с постепенным формированием нового типа корпоративного управления. Поскольку эту проблему решить было сразу невозможно, следовало на какое-то время сохранить часть государственных предприятий. Именно такой путь выбрал Китай, который строил свои стратегии не на основе глобального свертывания государственной собственности, а за счет альтернативной, вновь созданной частной предпринимательской деятельности. Такое альтернативное производство получило широкое распространение, в том числе и в промышленности.

В странах, где институциональные условия реформирования экономики были более продвинуты, удалось быстрее выйти из инвестиционного вакуума. В остальных усилились процессы клановой, теневой и криминальной экономики, делая их неуправляемыми.

Сегодня страны с переходной экономикой сменили стратегии выживания на стратегии эффективного развития. Они должны решить трансформацию промышленности, повернув ее на использование современных технологий. Перед этими странами стоит непростая задача определить согласование структурного и либерального преобразования рынков, где произошел поворот денежного капитала в реальный сектор. На первых порах реальному сектору необходимо сохранить физический капитал, который, в отличие от финансовых активов, стареет и может прийти в негодность. Инвестиции оказались неотвратимыми. Страны, которые смогли развиваться с помощью иностранного капитала, добились более значительных успехов в экономическом росте. На сегодняшний момент МВФ оценил состояние России и европейских посткоммунистических стран как государств, создавших надежные основы рыночной экономики. Но все же их рынки еще не отличаются зрелостью и необходимой устойчивостью, которую демонстрируют развитые страны.

В России необходимость инвестирования возникла во второй половине 1998 г. После кризиса 1998 г. российский капитал больше не мог связывать свои стратегии обогащения за счет перекачки ресурсов из реального сектора в спекулятивную деятельность. Такое поведение характерно для ситуации с высокой инфляцией. Обогащаться же по-прежнему за счет первичной приватизации также было невозможно, поскольку этот процесс уже завершился. денежный капитал направился в реальный сектор. Именно это обстоятельство обеспечило материальную основу для экономического роста. В европейских странах, которые смогли справиться с инфляцией на несколько лет раньше, экономический рост начался уже в середине 1990-х гг.

Переход к рынку сопровождался либерализацией внешнеэкономической деятельности. Прежде всего была ликвидирована Монополия государства на внешнеторговую деятельность. Теперь сами предприятия стали участниками мирового рынка.

Страны с переходной экономикой усилили открытость своих экономик, нуждаясь в новых технологиях. Потеря рынков Союза экономической взаимопомощи (СЭВ) обусловила их попытки войти в новые рынки через либерализацию своей внешнеэкономической деятельности.

В этом процессе пришлось вырабатывать опорные точки, достижение которых позволит направить внешнеэкономическую деятельность на экономический рост. К таким ключевым моментам следует отнести переоценку направлений товарного импорта и экспорта. Импорт товаров должен не столько быть потребительским, сколько стать материальным источником новых технологий и оборудования. Тогда он послужит мощным фактором экономического роста. Экспорт же по возможности должен быть диверсифицирован, поэтому все страны стали создавать льготы на ввоз новых технологий и оборудования.

Все посткоммунистические страны пытались с разным успехом препятствовать оттоку национального капитала и создавать условия для привлечения ПИИ. Политика привлечения ПИИ дала наибольший эффект в Китае, Венгрии и Эстонии.

Фактором роста служит экономическая интеграция. Европейские посткоммунистические страны это осознают, пытаясь включиться в экономическую зону Евросоюза. россия должна продолжать свои усилия в интеграционных процессах на хозяйственном поле СНГ.

Очень сложным вопросом являются выбор валютной политики и сроки проведения ее отдельных направлений. В валютных отношениях взятый курс на открытость экономики часто опережал ход реформирования внутреннего рынка. В россии шоковый процесс введения конвертируемости рубля в начале 1990-х гг. привел к массированному товарному импорту. Этот процесс сразу же повлек за собой разорение не только отдельных предприятий, но и целых отраслей, особенно легкой промышленности и аграрно-производственного комплекса. едва ли не половина внутреннего рынка была потеряна для отечественной промышленности.

Посткоммунистические страны, получившие возможность войти в Евросоюз, в стратегии валютного регулирования теперь станут подчиняться правилам этой организации. Россия, определив свои позиции в отношении валютной политики, выбрала для себя слегка девальвированный курс рубля, который стимулирует экспортеров, а импортеров держит на пределе рентабельности.

3.2Перспективы интеграции стран с переходной экономикой в мировое хозяйство

С учетом наблюдающегося в настоящее время сосредоточения производства и торговли в первичном секторе перед странами СНГ стоит задача укреплять свой промышленный потенциал для переработки природных ресурсов. В то же время, стратегии развития сельского хозяйства должны быть нацелены не только на повышение производительности труда, но и на укрепление деятель по переработке продуктов питания. Это особенно относится к странам СНГ с низким и средним уровнями дохода. Этот переход к деятель с более высокой добавленной стоимостью должен быть технически осуществим, поскольку на этих стадиях переработки не существует ограничений для внедрения технологий и повышения качества продукции. С этой целью правительства должны играть активную роль в мобилизации внутренних ресурсов, а также в обеспечении эффективного использования международных финансовых средств, особенно в странах с низким уровнем дохода.

некоторые из стран с переходной экономикой уже добились успехов в превращении их экономики в успешно функционирующие рынки и стали новыми государствами — членами Европейского союза (ЕС). другие страны с переходной экономикой в Юго-Восточной Европе и Содружества независимых Государств (СНГ) пока еще не завершили повестку дня в области проведения рыночных реформ и решения проблем, препятствующих их интеграции в мировое хозяйство. В последние годы их экономика стала бурно развиваться по сравнению с периодом резкого снижения деловой активности на начальном этапе переходного периода. Их резкому экономическому росту способствовали оживление мировой экономики, высокие цены на сырьевые товары и прогресс в области реформ. Однако этот рост по-прежнему не обеспечен достаточной степенью диверсификации экономики, лишая регион потенциальных выгод от полной интеграции в мировое хозяйство. основной вызов, с которым в той или иной степени сталкиваются эти страны, заключается в том, чтобы расширить базу их экономического роста и в среднесрочной перспективе удержать высокие темпы роста.

Достижение прогресса в дальнейшей интеграции стран с переходной экономикой в мировую экономику на основе прямых иностранных инвестиций во многих случаях способствовало повышению национального производственного потенциала. несмотря на недавнее значительное увеличение притока прямых иностранных инвестиций в эти страны, требуется больше инвестиций как в промышленные предприятия, так и в инфраструктуру регионов в целях восстановления их промышленного потенциала и обеспечения диверсификации производимых ими товаров и экспортной базы. Однако в целях привлечения дополнительных прямых иностранных инвестиций странам с переходной экономикой необходимо уделять повышенное внимание системным реформам и реформам, направленным на развитие рынка, созданию институтов в поддержку рынков, развитию правовых и нормативных систем в целях поощрения конкуренции, защите прав интеллектуальной собственности и других имущественных прав, обеспечению верховенства права, благому управлению и предоставлению финансовых услуг.

страны Юго-Восточной Европы сталкиваются с многочисленными проблемами в плане более эффективного использования выгод от их дальнейшей интеграции в мировую экономику. Необходимо укреплять региональное сотрудничество в контексте Соглашения о свободной торговле в Центральной Европе и в рамках Совета регионального сотрудничества, а также устранять нетарифные барьеры в целях придания импульса межрегиональной торговле. кроме того, необходимо расширить доступ на рынки для экспортных товаров на основе активной деятельности в целях поощрения экспорта, совместимой с правилами всемирной торговой организации <#"justify">Заключение

Исходя из цели, поставленной при написании курсовой работы, мы можем прийти к следующим выводам:

Принятое в мировой экономике <#"justify">мировая экономика состоит из множества национальных экономик. Если ее рассматривать как сложную систему, то в ней целесообразно выделить подсистемы. Такими подсистемами являются группы национальных экономик (группы стран). Обычно выделяют три большие группы стран: развитые, развивающиеся, с переходной экономикой.

в мировой экономике обычно выделяют три большие группы стран: развитые, развивающиеся, с переходной экономикой. Основанием для включения страны в ту или иную группу является характер ее экономики (рыночная или переходная) и уровень ее социально-экономического развития. Наибольший вес в мировой экономике имеют развитые страны, на которые приходится более половины мирового ВВП. Внутри каждой группы стран выделяются подгруппы.

Уровень социально-экономического развития определяется прежде всего производством ВВП/ВИД на душу населения по паритету покупательной способности, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни в стране.

Группа развитых стран немногочисленна (более 30 стран), в ней проживает всего 15% населения мира, однако производится около 55% мирового ВВП. Намного более многочисленна группа развивающихся стран, однако в ней производится менее 25% мирового ВВП в силу низкого уровня социально-экономического развития входящих в эту группу стран. Остальные 21% мирового ВВП производятся в группе стран с переходной экономикой, преимущественно в Китае, активно изменяющих свою административно-командную систему на современную рыночную.

помимо подгрупп в каждой группе стран есть и объединяющая некоторые развивающиеся и переходные экономики подгруппа стран с формирующимися рынками, в которую включают страны с явными успехами в построении современной рыночной экономики в силу или быстрых темпов экономического роста, или изначально неплохого уровня развития, а также страны, которые относительно недавно вошли в число развитых.

К странам переходной экономики относят государства, которые с 80-90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к современной рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран — бывших советских республик, а также Монголия, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм).

Страны с переходной экономикой (переходные экономики) производят около 23% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (включая страны Балтии) — более 3%, страны СНГ — немногим менее 4% (в том числе россия — около 3%), Китай — около 15,5%. Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация.

Если говорить о термине «переходная Экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) играют значительную роль в международных экономических отношениях и представляют важнейший источник капитала для многих национальных экономик. На современном этапе развития мирового хозяйства в условиях усиления процессов глобализации, либерализации и конкуренции подавляющее большинство стран стимулирует приток ПИИ, а правительства повышают свою роль в этой области, разрабатывая различные механизмы для привлечения иностранного капитала.

изучение опыта стимулирования иностранных инвестиций ряда стран ЦВЕ, имевших значительный успех в привлечении иностранного капитала, играет важную роль в разработке эффективной и дееспособной политики привлечения ПИИ в переходные экономики, особенно для России и других стран бывшего советского Союза, которые по своим социально-экономическим, политическим и географическим характеристикам достаточно близки к государствам ЦВЕ и не реализуют имевший высокий потенциал привлечения ПИИ.

С учетом наблюдающегося в настоящее время сосредоточения производства и торговли в первичном секторе перед странами СНГ стоит задача укреплять свой промышленный потенциал для переработки природных ресурсов. В то же время, стратегии развития сельского хозяйства должны быть нацелены не только на повышение производительности труда, но и на укрепление деятель по переработке продуктов питания. Это особенно относится к странам СНГ с низким и средним уровнями дохода. Этот переход к деятель с более высокой добавленной стоимостью должен быть технически осуществим, поскольку на этих стадиях переработки не существует ограничений для внедрения технологий и повышения качества продукции. С этой целью правительства должны играть активную роль в мобилизации внутренних ресурсов, а также в обеспечении эффективного использования международных финансовых средств, особенно в странах с низким уровнем дохода.

С учетом различного характера и темпов интеграции отдельных стран с переходной экономикой в работу международных рынков набор стратегий, необходимых для поощрения и поддержки экономической диверсификации, будет варьироваться по странам. однако все эти стратегии должны быть согласованными и обеспечивать участие всех членов общества для достижения долгосрочной цели поддержания стабильно высоких темпов роста и более высокого уровня жизни.

Список использованных источников

1.Авдоменко С.В. страны переходной экономики. — М.: 2002. С. 154.

.Бродман Г. Как страны с переходной экономикой в Восточной Европе и Центральной Азии реинтегрируются в международную торговлю. 2013. С. 88.

.Давыдова Н.С. проблемы интеграции стран пост советского пространства // — 2013. — № 11. — С. 8-11.

4.Мисакян М.Н. привлечение иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой // Вестник СПбГУ. -2013. — № 5. — С. 68-74.

5.Пакулов А.С. Интеграция стран с переходной экономикой в мировое хозяйство // Инфа-М. — 2012. — № 6. — С. 11-15.

6.Слободкина А.С. Инвестиции и интеграция: проблемы и особенности инвестирования в страны переходной экономики // Экономика. — 2013. — № 1. — С. 2-8.

Учебная работа. Страны с переходной экономикой, их активность в мировом хозяйстве