Учебная работа. Стимулирование внешнеэкономической деятельности малого бизнеса Узбекистана

Стимулирование внешнеэкономической деятель малого бизнеса Узбекистана

Содержание

Введение

Глава 1.
Теоретико-методические основы внешнеэкономической деятельности субъектов малого
бизнеса

1.1 сущность и
особенности внешнеэкономической деятельности малого бизнеса

.2 факторы,
стимулирующие экспортную деятельность субъектов малого бизнеса

Глава 2. Анализ
внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса в Республике
Узбекистан

.1 Зарубежный опыт
внешнеэкономической деятель субъектов малого бизнеса

.2 Тенденции и
развитость малого бизнеса в производственной сфере Узбекистана

2.3 Основные направления
совершенствования системы стимулирования внешнеэкономической деятельности
субъектов малого бизнеса в Республике Узбекистан

Заключениe

Литература



Введение

В Узбекистане разрабатываются и
принимаются различные меры, направленные на улучшение деловой среды для
дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства. К их числу
относятся снижение административных барьеров входа в рынок и выхода из него,
совершенствование системы правовой защиты предпринимателей, сокращение
вмешательства государственных органов в деятельность предприятий, снижение
налогового бремени и упрощение системы налогообложения, предоставление
различных льгот и преференций, расширение доступа к финансовым и
материально-техническим ресурсам.

Актуальность темы
исследования.
Одним из приоритетных
направлений углубления экономических реформ в Узбекистане является дальнейшее
развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, как важного сектора
экономики, производящего значительную часть ВВП республики, обеспечивающего
занятость населения и рост его благосостояния.

Как отмечает Президент Республики
Узбекистан И.А. Каримов: «Малый бизнес и частное предпринимательство уже
сегодня становятся не только основным звеном, обеспечивающим занятость населения
и источником его доходов, но и важнейшим фактором устойчивости экономики,
гарантом и опорой социальной и политической стабильности, активной движущей
силой продвижения страны по пути прогресса».

Предметом данной темы является совокупность методов и инструментов системы
стимулирования развития внешнеэкономической деятель субъектов малого
бизнеса (ВЭД СМБ) .

Объектом данной темы является сфера внешнеэкономической деятель субъектов малого
бизнеса в Республике Узбекистан.

Субъектом данной темы является предприниматели малого бизнеса.

Целью данной темы является изучение системы стимулирования ВЭД
малого бизнеса в Узбекистане на основе существующего опыта в Узбекистане и дать
соответствующих рекомендации.

В соответствии с целью темы
определены следующие задачи:

Ø  изучение
теоретических аспектов стимулирования ВЭД малого бизнеса;

Ø  изучение
существующего опыта в области стимулирования развития ВЭД малого бизнеса;

Ø  изучение
нормативно-правовой базы стимулирования ВЭД малого бизнеса в Республике Узбекистан;

Ø  анализ
тенденций развития стимулирования ВЭД малого бизнеса в Узбекистане;

Ø  выявление
основных проблем в сфере ВЭД СМБ в республике;

Ø  разработка
практических рекомендаций для активизации ВЭД СМБ в Узбекистане.


Глава 1. Теоретико-методические основы внешнеэкономической
деятельности субъектов малого бизнеса

после трансформации экономической
системы Узбекистана одной из приоритетных задач в области экономики стало
формирование класса реальных собственников и развитие малого бизнеса и частного
предпринимательства, как неотъемлемой части рыночной экономики.

В этой связи внимание отечественных
экономистов было направлено на изучение особенностей функционирования и
развития предприятий малого бизнеса и определение роли данного сектора в
экономике.

Роль малого бизнеса в экономике
определяется его способностью быстро адаптироваться к изменчивым условиям на
рынке и возможностью производить значительную часть ВВП, обеспечивать
занятость, способствовать росту благосостояния населения и обеспечению социальной
стабильности. Во многих странах мира предприятия малого бизнеса являются также
активными участниками ВЭД. наиболее актуальным вопросом в изучении сферы ВЭД
СМБ является определение факторов, стимулирующих экспортную деятельность
предприятий, для разработки комплекса практических мер по развитию данного
направления.

1.1 сущность и особенности внешнеэкономической деятельности малого
бизнеса

несмотря на часто встречающееся в
экономической литературе мнение о неспособности предприятий малого бизнеса
осуществлять эффективную ВЭД, в частности, экспортную деятельность, в силу
ограниченности их ресурсов и возможностей, в практике существует ряд
доказательств и примеров успешной деятельности малых и средних предприятий на
международном и глобальном рынках. В западных научных исследованиях
подчеркивается, что способность СМБ к интернационализации и глобализации
обусловлена наличием ряда факторов.

1.2 Факторы, стимулирующие экспортную деятельность субъектов
малого бизнеса

Некоторые авторы выделяют две группы
факторов: внутренние, связанные с характеристиками фирмы, и внешние, связанные
с внешней средой фирмы. Другие авторы разделили факторы, стимулирующие
экспортную деятельность предприятий, на проактивные, т.е. связанные с активными
действиями фирмы с целью поиска эффективного способа осуществления экспортной
деятель, и реактивные, связанные с реакцией фирмы на меняющиеся условия на
внутреннем рынке и ее пассивными действиями в рассмотрении возможностей
заниматься экспортной деятельностью.

Обобщение результатов теоретических
и практических исследований в области ВЭД СМБ и учет особенностей развития
экономики Узбекистана позволяют построить собственную классификацию факторов,
стимулирующих экспортную деятельность предприятий малого бизнеса (таблица 1).

Таблица 1

Факторы, стимулирующие экспортную
деятельность субъектов малого бизнеса

Внутренние
факторы (конкурентное преимущество предприятия)

Внешние
факторы (благоприятная деловая среда)


наличие уникального преимущества (уникальный продукт, его высокое качество,
соответствие международным стандартам, собственная технология производства,
собственный бренд); — личность руководителя (образование, опыт, мотивация и
готовность к осуществлению экспортной деятель); — наличие
квалифицированных кадров; — эффективная организационная структура
предприятия; — эффективная система управления; — обеспеченность
материально-техническими и финансовыми ресурсами; — опыт и навыки в области
экспортной деятельности; — высокий уровень знаний о внешнем рынке, обладание
эксклюзивной информацией; — низкий уровень риска и неопределенности; —
наличие оптимальной стратегии выхода на зарубежные рынки; — развитость
инновационной деятельности; — развитость маркетинговой деятельности; — доступ
в Интернет; — наличие систем контроля качества; — устойчивые связи с другими
предприятиями; — близость к зарубежным потребителям.


развитая конкурентная среда в экономике (низкие административные барьеры
входа в Рынок, низкие трансакционные издержки ведения бизнеса, оптимальный
государственный контроль, эффективная система правовой защиты
предпринимателей); — развитая рыночная инфраструктура (банковская система,
система небанковских финансовых институтов, биржевые рынки,
оптово-посреднические структуры, Рынок консультационных, инжиниринговых, аудиторских,
образовательных, страховых, транспортно-экспедиционных, телекоммуникационных
услуг, биржи труда, институты содействия ВЭД предприятий, институт
инновационных посредников); — развитость инструментов финансирования
(льготное кредитование, микрофинансирование, Лизинг, система гарантирования
кредитов); — эффективная бюджетно-налоговая политика (оптимальное налоговое
бремя, упрощенная система налогообложения, стабильность налогового
законодательства, предоставление налоговых льгот); — эффективная денежно-кредитная
политика (низкие темпы стороны реального сектора экономики, развитость банковского сектора); —
эффективная валютная политика (стабильный и равновесный обменный курс,
свободная конвертация по счету текущих операций); — развитость ВЭС страны,
благоприятный внешнеторговый режим (низкие таможенно-тарифные платежи,
технические барьеры, отсутствие ограничений); — развитость региональной
экономической интеграции; — эффективная инвестиционная политика (стимулирование
внутренних вложений и привлечение иностранных инвестиций); — эффективная
промышленная Политика; — политическая стабильность.

В таблице 1 под внутренними
факторами понимаются факторы, определяющие устойчивое конкурентное преимущество
СМБ, т.е. условия, обеспечивающие превосходство конкретного предприятия над
отечественными и зарубежными конкурентами. Внешние факторы — это благоприятные
условия макросреды, в частности, наличие эффективных механизмов воздействия на
деятельность предприятий, стимулирующих их проводить экспортные операции.


Глава 2. анализ внешнеэкономической деятельности субъектов малого
бизнеса в Республике Узбекистан

таким образом, для совершенствования
системы стимулирования ВЭД СМБ в Узбекистане необходима разработка комплекса
мер по созданию благоприятных условий для дальнейшего развития бизнеса. Перед
самими СМБ стоит задача формирования и поддержания стабильного конкурентного
преимущества в свете расширения и углубления внешнеэкономических связей между
странами, либерализации торговли и возрастающей международной конкуренции.

важно подчеркнуть, что эффективность
экспортной деятельности предприятий малого бизнеса во многом определяется
правильностью разработанной стратегии выхода на зарубежные рынки в соответствие
с характеристиками фирмы, продукта, отрасли, макросреды. Процесс
интернационализации может осуществляться в различных формах (поэтапная
интернационализация, создание совместных предприятий, объединение предприятий в
альянсы и совместное осуществление внешнеэкономических операций и др.).

изучение опыта зарубежных стран
показывает, что наличие эффективной системы и механизмов стимулирования ВЭД СМБ
является необходимым условием повышения их роли в расширении
внешнеэкономических связей страны.

Меры, направленные на стимулирование
развития внешнеэкономических операций малого и среднего бизнеса, в развитых и
развивающихся странах реализуются через различные институты содействия,
основной функцией которых является оказание разного рода услуг субъектам
предпринимательства. К числу таких услуг относятся информационные,
консультационные, образовательные, финансовые, юридические, страховые услуги,
содействие в поиске зарубежных партнеров, продвижение экспортных товаров через
организацию выставок, рекламирование продукции предприятий и др. Благодаря
эффективной институциональной поддержке предприятия малого и среднего бизнеса
США, Японии, стран ЕС, Республики Корея, КНР и других стран являются активными
участниками ВЭД.

2.1 зарубежный опыт внешнеэкономической деятельности субъектов
малого бизнеса

Зарубежный опыт также
свидетельствует о том, что различные формы объединения предпринимателей
являются эффективным инструментом продвижения продукции субъектов малого и
среднего бизнеса на экспорт.

Одной из таких форм выступают консорциумы
по экспорту, представляющие собой добровольный союз компаний с целью
продвижения товаров и услуг членов консорциума за рубеж и оказания помощи в
экспорте продукции посредством объединения усилий.

В частности, опыт Италии показывает,
что малые и средние предприятия, объединив свои знания, финансовые ресурсы и
контакты в рамках консорциума по экспорту, могут значительно увеличить свой
экспортный потенциал и уменьшить расходы и риски при выходе на зарубежные
рынки. При этом большую роль играет государственная поддержка, оказываемая в
виде инициирования организации деятель консорциумов и их финансирования
посредством предоставления кредитов по льготным процентным ставкам, налоговых
льгот и других видов субсидий.

Таким образом, адаптация к условиям
Узбекистана приемлемых мер, заимствованных из опыта зарубежных стран, может
способствовать дальнейшему развитию ВЭД СМБ в республике. Для разработки
комплекса мер по совершенствованию системы стимулирования внешнеторговой
деятельности СМБ в Узбекистане важную роль может сыграть определение факторов,
оказавших наибольшее влияние на изменение объемов внешней торговли предприятий
малого бизнеса республики за последние годы.

К важным элементам системы
стимулирования ВЭД малого бизнеса относится эффективная законодательная база,
главной целью которой является создание общих экономических, правовых и
организационных условий для формирования благоприятной предпринимательской
среды.

В нормативно-правовых актах,
регулирующих ВЭД субъектов предпринимательства в Узбекистане, предусмотрено
предоставление экономических стимулов СМБ, осуществляющим внешнеторговую и
инвестиционную деятельность. К их числу относятся отмена экспортных таможенных
пошлин на все виды товаров (работ, услуг), а также лицензирования экспорта
товаров (работ, услуг) за исключением специфических; обложение по нулевой
ставке НДС экспорта товаров (работ, услуг) за СКВ, включая поставки в страны
СНГ; освобождение от уплаты акцизного налога поставок товаров на экспорт, за
исключением отдельных товаров, перечень которых определяется Кабинетом
Министров Республики Узбекистан; снижение ставки налога на доход и налога на
имущество для предприятий-экспортеров в зависимости от объема экспорта в общем
объеме реализации; освобождение от обязательной продажи в бюджет валютной
выручки; освобождение от уплаты таможенных пошлин при импорте технологического
оборудования и др.

вместе с тем в законодательстве
Республики Узбекистан имеется ряд положений, препятствующих активизации ВЭД
СМБ. В частности, нераспространение налоговых льгот на торгово-посреднические
предприятия, которые составляют наибольшую долю предприятий малого бизнеса,
занимающихся внешнеторговой деятельностью, установленные ограничения в выборе
формы расчетов и валюты платежа по экспортным контрактам, нераспространение
налоговых льгот (по НДС) при экспорте за не СКВ являются сильными
дестимулирующими факторами экспортной деятель СМБ. Кроме того,
существующая дискриминация инвесторов по категориям, объему инвестиций
сдерживает инвестиционную активность предприятий и приток иностранных
инвестиций в сектор малого бизнеса республики.

Устранение подобных норм в
законодательстве с целью его совершенствования способствует дальнейшему
развитию ВЭД СМБ в Узбекистане.

Для повышения качества
законодательства необходимо на этапе разработки и внесения изменений в
нормативно-правовые акты, оказывающие существенное воздействие на деятельность
сектора малого бизнеса, проводить обсуждение законопроектов с представителями
малого предпринимательства, т.е. проводить конструктивный диалог
«власть-бизнес», направленный на улучшение деловой среды. В этом случае будут
гарантированно оценены и полностью учтены последствия любых законодательных
проектов в отношении малого бизнеса и обеспечены условия его дальнейшего
динамичного развития.

Источник: Отчет о сотрудничестве по
развитию Узбекистан, 2009

В рамках программы сотрудничества с
Республикой Узбекистан ИБР было одобрена 284,9 млн. долл. США для реализации 13
проектов в таких сферах, как здравоохранение, энергетика, образование, линии
финансирования для коммерческих банков, институциональное развитие
государственных структур и др.

2.2 Тенденции и развитость малого бизнеса в производственной сфере
Узбекистана

Принимаемые государством меры по поддержке
и стимулированию малого бизнеса обеспечили его поступательное развитие с первых
лет независимости, о чем свидетельствует положительная динамика основных
показателей уровня развития данной сферы в Республике Узбекистан, таких как
удельный вес малого бизнеса в ВВП и в общей численности занятых в экономике. В
2010 г. удельный вес малого бизнеса в ВВП достиг 52,5%, а численность занятых в
данном секторе превысила 74% общей численности занятых в экономике (таблица 4).

Таблица 4

основные показатели уровня развития
малого бизнеса в Республике Узбекистан за 2000 — 2010 гг.

показатели

Ед.
изм.

2000

2001

2002

2003

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Удельный
вес малого бизнеса в ВВП

%

31,0

33,8

35,5

35,0

35,6

38,2

42,1

43,1

45,3

50,0

52,5

В
том числе малых предприятий и микрофирм

%

13,1

14,8

15,7

16,4

18,6

21,5

23,5

24,5

26,8

27,0

28,0

Количество
действующих юридических лиц

тыс.
ед.

149,3

177,7

215,7

229,6

237,5

268,6

346,1

379,0

436,3

436,8

445

Численность
занятых в малом бизнесе

тыс.
чел.

745,3

801,8

931,2

1045,1

1349,0

1386,9

7258,6

7503,5

7806,9

8196,9

8428,9

Удельный
вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике

%

49,7

53,0

54,5

56,7

60,3

65,5

69,3

71,1

72,6

73,4

Численность
занятых в хозяйствующих субъектах

тыс.
чел.

745,3

801,8

900,3

1062,2

1349,0

1386,9

1848,0

2124,0

2436,9

2765,9

3045,8

количество
вновь созданных рабочих мест в малом бизнесе

тыс.

296,9

372,1

369,2

375,4

392,6

434,2

425,5

415,0

453,7

463,5

479,0

Количество
субъектов малого бизнеса на 1000 чел.

ед.

6,0

7,1

8,6

8,3

9,2

10,3

13,2

14,4

16,8

18,6

19,9

Количество
предприятий МП, участвующих в ВЭД

тыс.
ед.

2,8

2,5

2,7

3,2

3,8

3,9

4,0

4,5

4,8

5,3

5,9

Источник: государственный комитет
Республики Узбекистан по статистике.

Для анализа роли сектора малого бизнеса
в экономике Узбекистана интересным представляется расчет Индекса развития
предпринимательства (ИРП) по методике ООН. Для расчета ИРП в Узбекистане в 2006
г. используются следующие показатели: доля частного сектора по отношению к
экономике в целом — 77,8%, доля малого бизнеса в ВВП — 42,1%, доля общего числа
занятых в малом бизнесе в численности занятых на всех хозяйствующих субъектах —
69,3%.

Результатом расчетов с
использованием указанных данных является ИРП, равный 0,2. полученный показатель
свидетельствует о недостаточном развитии сектора малого предпринимательства в
республике и необходимости реализации мер, направленных на обеспечение
последовательного усиления его роли в экономике страны.

В отчетном периоде субъектами малого
предпринимательства (бизнеса) произведено 52,5 процента ВВП (в январе-декабре
2009г. — 50,1 процента); обеспечена занятость 8639,3 тыс.человек или 74,3
процента всех занятых в экономике, в том числе в индивидуальном секторе занято
6666,5 тыс.человек, на малых предприятиях и микрофирмах — 1972,8 тыс.человек.

Доля продукции частного
предпринимательства (собственность граждан) в общем объеме продукции (работ,
услуг) малого бизнеса за январь-декабрь 2010 года характеризуется следующими
данными:

внешнеэкономический малый бизнес экспортный


Выполнено строительных работ на
4278,5 млрд.сум (52,3 процента общего объема строительных работ) или 137,0
процента к уровню января-декабря 2009г.; обеспечен рост грузооборота
автомобильного транспорта на 9,6 процента (75,8 процента общего объема
грузооборота республики), пассажирооборота — на 9,5 процента (83,8 процента
общего объема пассажирооборота); сформировано 50,5 процента общего объема
розничного товарооборота республики, который составил 10820,9 млрд.сум (рост на
25,0 процента), платных услуг, соответственно, 47,7 процента и 3776,3 млрд.сум
(13,7 процента); экспортировано продукции на 1774,3 млн.долл.США (13,6 процента
общего объема экспорта), или 102,9 процента к уровню января-декабря 2009г.,
импортировано — на 3223,7 млн.долл.США (36,6 процента всего импорта) или 80,4
процента к уровню января-декабря 2009г. Численность занятых в частном секторе
малого предпринимательства составила 7995,0 тыс.человек или 92,5 процента
общего количества занятых в сфере.

доля малого предпринимательства в
общем объеме продукции (работ, услуг) по отраслям экономики характеризуется
следующими данными:


В этой сфере произведено
промышленной продукции на 6568,8 млрд.сум (19,6 процента всего промышленного
производства республики) или 126,4 процента к уровню января-декабря 2009г.;
освоено инвестиций на 4745,8 млрд.сум (30,8 процента общего объема освоенных
инвестиций республики) или 145,3 процента к уровню января-декабря 2009 года;

Несмотря на то, что количество
предприятий малого предпринимательства, участвующих в ВЭД, начиная с 2001 года
стабильно увеличивается, их внешнеторговая деятельность за 2000 — 2006 гг.,
особенно экспорт, характеризуются нестабильностью (Рис. 1).

Изменения в динамике внешней торговли
СМБ Узбекистана обусловлены в первую очередь значительными изменениями в его
товарной структуре. В частности, значительный рост объемов экспорта в 2006 г.
был достигнут за счет увеличения объемов экспорта продовольствия,
хлопко-волокна, химической продукции, энергоносителей, черных и цветных
металлов и прочих товаров. К факторам, оказавшим влияние на рост объемов
экспорта СМБ в 2006 г., относятся: рост доходов в основных странах-импортерах,
снижение обменного курса сума по отношению к валютам основных торговых
партнеров по СНГ (российского рубля, казахского тенге), предоставление
различных таможенных и налоговых льгот, снижение административных барьеров
импорта в соседних странах.

стабильный рост импорта СМБ за
последние годы объясняется увеличением объема импорта машин и оборудования,
которые занимают наибольшую долю в товарной структуре их импорта и
стимулируется государством посредством предоставления налоговых и таможенных
льгот, ростом объемов импорта химической продукции, черных и цветных металлов и
прочих товаров. Основными факторами, повлиявшими на рост объемов импорта СМБ в
2006 году, являются рост реальных доходов населения, увеличение объемов
экспорта, а, следовательно, и экспортной выручки в результате снижения барьеров
на пути импорта в РФ.

Рис. 1. Динамика объемов внешней
торговли субъектов малого бизнеса в Республике Узбекистан за 2006 — 2010 гг. (в
млн. долл. США)

Источник: государственный комитет
Республики Узбекистан по статистике.

В целом, анализ тенденций развития
ВЭД СМБ в Узбекистане позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на
позитивные изменения, произошедшие в этой сфере за последние годы, потенциал
внешнеторговой деятельности СМБ, особенно в области экспорта, реализован
недостаточно. Об этом свидетельствует и то, что доля СМБ в общем объеме
экспорта страны значительно ниже, чем в общем объеме импорта (Рис. 2).

Рис. 2. Удельный вес малого
предпринимательства (МП) во внешнеторговых операциях Республики Узбекистан за
2000 − 2006 гг. (в процентах)

Источник: государственный комитет
Республики Узбекистан по статистике.

2.3 основные направления совершенствования системы стимулирования
внешнеэкономической деятель субъектов малого бизнеса в Республике Узбекистан

следовательно, основным направлением
дальнейшего развития малого предпринимательства в республике должно стать
увеличение объемов и повышение эффективности экспорта СМБ. перспективными
сферами для развития экспортного потенциала СМБ являются Производство
продовольственных товаров посредством глубокой переработки плодоовощной
продукции, Производство машин и оборудования, выпуск текстильной продукции,
строительных материалов, оказание строительных, туристических, транспортных
услуг.

недостаточная развитость ВЭД СМБ в
Узбекистане обусловлена наличием ряда проблем в этой сфере, к которым в числе
прочих относятся:

1.       высокие административные
барьеры;

2.       высокие трансакционные
Издержки;

.        отсутствие информации о
внешних рынках;

.        трудности в поисках партнеров
за рубежом;

.        проблемы в области
транспортно-транзитных перевозок (неразвитость и низкая эффективность
транспортно-экспедиционных услуг);

.        отсутствие гибких расчетных
механизмов при экспорте;

.        низкая
конкурентоспособность экспортной продукции;

.        непризнание узбекских
стандартов и сертификатов за рубежом (кроме Турции и стран СНГ);

.        высокие таможенно-тарифные
платежи при импорте;

.        высокие технические барьеры
(сложные процедуры сертификации и стандартизации);

.        проблемы с конвертацией
сумовых средств в СКВ.

Для активизации ВЭД СМБ республики
необходимо принятие комплекса мер, направленных на решение указанных проблем в
этой области и реформирование системы государственного стимулирования данной
сферы (схема 1).

В качестве основных направлений
совершенствования системы стимулирования развития ВЭД СМБ в Узбекистане
выделены либерализация внешнеторговой политики, углубление институциональных
реформ и совершенствование макроэкономической политики республики. В частности,
либерализацию внешнеторговой политики республики целесообразно осуществлять в
рамках унификации национальных законодательств стран-членов ЕврАзЭС и
приведения внешнеторгового режима в соответствие с требованиями ВТО. такой
подход будет способствовать расширению торговых возможностей, увеличению
размеров рынка сбыта, использованию преимуществ экономики масштаба, увеличению
притока иностранных инвестиций, усилению конкуренции и повышению
конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Дальнейшее углубление
институциональных реформ включает в себя реализацию мер, направленных на
формирование благоприятной деловой среды путем сокращения трансакционных
издержек внешнеторговой деятель СМБ. Среди них наиболее важными являются
развитие институтов содействия ВЭД СМБ, институтов финансирования СМБ,
повышение качества транспортно-экспедиционных услуг, внедрение системы «в одно
окно» при оформлении внешнеторговой документации, внедрение электронного
декларирования, электронной оплаты таможенных платежей, системы управления
рисками при таможенном досмотре товаров, дальнейшее развитие электронной
торговли в республике.

Схема 1

Развитие системы институциональной
поддержки ВЭД СМБ предполагает активизацию деятель существующих институтов
содействия (МВЭСИТ РУз, ТПП РУз, экономические службы посольств и торговые
представительства республики) и создание новых структур поддержки, в частности,
центров содействия экспорту при Ассоциации экспортеров Узбекистана.

большое значение также имеет
разработка механизма организации деятель консорциумов по экспорту в
Узбекистане.

Не менее важным направлением
институциональных реформ является развитие инновационного предпринимательства в
республике. Основными мерами в этой области являются: расширение доступа СМБ к
информации о научных разработках прикладного значения, развитие института
инновационных посредников, предоставление налоговых льгот для предприятий,
внедряющих инновации.

Задачами совершенствования
макроэкономической политики являются: повышение эффективности системы
налогообложения и налогового администрирования; поддержание стабильно низкого уровня
инфляции, обеспечение устойчивого обменного курса, либерализация банковского
сектора; стимулирование активизации инвестиционных процессов в республике;
совершенствование промышленной политики.



Заключение

В заключении можно дать
следующие выводы и предложения:

1.       Субъекты малого
предпринимательства способны осуществлять внешнеэкономические операции и
активно участвовать в процессах глобализации даже с первых лет своей
деятельности. Потенциал СМБ для проведения международных операций и
эффективность подобного рода деятельности зависит от наличия многих внутренних
факторов, которые относятся к характеристикам самих фирм, и внешних условий,
характеризующих в числе прочих и степень эффективности системы стимулирования
ВЭД.

2.       Существующий опыт Узбекистана
показывает, что для повышения доли малого бизнеса в общих объемах
внешнеэкономических операций страны необходима реализация государственных
программ, направленных на поддержку данного сектора экономики в сфере ВЭД, в
том числе и организация деятель различных институтов содействия ВЭД СМБ.

.        Малый бизнес Узбекистана
имеет большие потенциальные возможности в развитии ВЭД республики, и, прежде
всего, в увеличении общих объемов ее экспорта. Для раскрытия и мобилизации его
экспортного потенциала необходимо создание благоприятных условий, стимулирующих
продуктивное инвестирование предприятий в развитие бизнеса, налаживание
высокотехнологичных производств, нацеленных на выпуск диверсифицированной,
конкурентоспособной на внешних рынках продукции, что предполагает
реформирование различных сфер экономики.

.        Задача активизации
различных направлений ВЭД СМБ требует от государства комплексного подхода к
решению существующих проблем в этой сфере. Основными направлениями
совершенствования системы стимулирования ВЭД СМБ в Узбекистане являются
либерализация внешнеторговой политики, дальнейшее углубление институциональных
реформ и совершенствование макроэкономической политики.

. основными предлагаемыми мерами в
области институциональных реформ являются следующие: внедрение системы «в одно
окно» при оформлении внешнеторговой документации; совершенствование системы
таможенного оформления товаров через внедрение электронного декларирования,
электронной оплаты таможенных платежей, а также системы управления рисками при
таможенном досмотре товаров; дальнейшее развитие электронной торговли в
республике; активизация работы государственных структур (МВЭСИТ), деловых
ассоциаций (ТПП РУз) и экономических служб посольств и торговых
представительств республики в оказании содействия ВЭД СМБ, предоставление ими
услуг на бесплатной основе; создание во всех областях республики Центров
содействия экспорту; организация и развитие деятель консорциумов по
экспорту; повышение эффективности рынка транспортно-экспедиционных услуг;
повышение инновационной активности СМБ через расширение доступа к информации о
научных разработках прикладного значения, представление налоговых льгот для
предприятий, внедряющих инновации, развитие сети технологических инкубаторов,
создание промышленных кластеров.

. важным направлением
совершенствования системы стимулирования ВЭД СМБ в Узбекистане является
совершенствование макроэкономической политики через реализацию следующих мер:
совершенствование системы налогообложения и налогового администрирования:
исключение практики двойного налогообложения, оптимизация налогооблагаемой базы
по налогу на Прибыль, отмена неэффективных налогов и сборов, объединение
налогов, начисляемых с одной базы, совершенствование системы налоговых
проверок; полный переход к рыночным инструментам денежно-кредитного
регулирования, передача несвойственных банкам функций соответствующим
министерствам и ведомствам, обеспечение своевременной конвертации сумовых
средств в СКВ, бесперебойное обеспечение наличностью с депозитных счетов в
банках, дальнейшее развитие институтов кредитования СМБ; расширение
инструментов финансирования экспорта за счет развития факторинговых и
форфейтинговых операций банков, механизмов кредитования импортеров
отечественной продукции, осуществление страхования экспортных операций от
политических и коммерческих рисков за счет средств государственного бюджета и
под гарантию правительства; предоставление равных экономических и правовых
условий всем категориям инвесторов, в том числе и СМБ; поощрение кооперации
крупных и мелких предприятий через формирование субконтрактных и субподрядных
отношений.

. Стимулирование развития ВЭД СМБ
предусматривает также реализацию мер, направленных на создание общих
благоприятных условий для развития малого бизнеса, к которым относятся: дальнейшее
сокращение и упорядочение административных процедур, в том числе связанных с
получением различных разрешений и лицензий на осуществление предпринимательской
деятель; дальнейшее упорядочение и совершенствование процесса проведения
проверок, повышение прозрачности процедуры проверок, установление эффективных
критериев отбора субъектов предпринимательской деятель для проведения
проверок; повышение уровня правовой грамотности предпринимателей посредством
создания материалов для СМБ с подробным, четким и ясным описанием их прав и
обязанностей и распространения этих материалов среди СМБ.



 

Список использованной литературы

1.       Каримов И.А.
прогресс страны и повышение уровня жизни нашего народа — конечная цель всех
демократических обновлений и экономических реформ. — Т.: Узбекистан, 2007.

.        Указ Президента
Республики Узбекистан от 10.10.1997 г. №УП-1871 «О дополнительных мерах по
стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)».

.        Развитие
кластеров и сетей малого и среднего бизнеса: руководство для консорциумов по
экспорту. — Вена: Организация объединенных наций по промышленному развитию,
2009.

.        Налоговый
Кодекс Республики Узбекистан.

.        Постановление
Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей либерализации
валютного рынка» №263 от 22.06.2001 г.

.        Закона
Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» от 29 августа 1997 г. № 470-I.

.        отчет о
сотрудничестве по развитию Узбекистан, 2009 ст.41.

.        особенности
развития предпринимательства и малых и средних предприятий в странах с
переходной экономикой. — Economic Commission for Europe, 1999. — С. 5.

.        основные
показатели социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2009,
2010, 2011 году.

.        «Динамика и
структура экспорт-импорта РУз за 1996-2009г» Доклад. Центр Экономических исследований,
2009 г.;

.        «Регулирование
внешней торговли РУз за 1996-2009г» Доклад. Центр Экономических исследований,
2010г.;

12.       Doing
Business 2010.The World Bank.;

13.     Kandasami
S. Internationalization of Small and Medium-sized Born-global Firms: a Conceptual
Model. — Australia: University of Western Australia

14.       www.stat.uz.

15.     HTTP://infoman.uz/2011/01/uz-2010-yakunlari

16.     www.review.uz

17.     www.statistics.uz

18.     www.mfer.uz

19.     www.uzreport.uz

Учебная работа. Стимулирование внешнеэкономической деятельности малого бизнеса Узбекистана