Учебная работа. Социальное экономическое положение в странах с переходной экономикой: проблемы и перспективы решения

социальное экономическое положение в странах с переходной экономикой: проблемы и перспективы решения

Министерство сельского хозяйства российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет

имени императора Петра I»

Кафедра финансов и кредита

Курсовая работа

по дисциплине «мировая экономика»

на тему:

«Социальное экономическое положение в странах с переходной экономикой: проблемы и перспективы решения»

Выполнила: студентка бакалавр БФ-2-7

направление 080100 «Экономика»

профиль «Финансы и кредит»

Подготовила: Плотникова Мария Олеговна

Проверила : к.э.н. доцент Кандакова Г.В.

Воронеж 2013г.

Содержание

Введение

Глава 1: страны с переходной экономикой: основные черты, классификации модели

.1 основные черты переходной экономики. Классификация стран переходной экономики

.2 Модель реформирования экономики в странах Центрально-Восточной Европы

.3 Модель экономического роста в россии

Глава 2. Место стран с переходной экономикой в современном мировом хозяйстве

.1 Индикаторы показывающего завершение переходного периода развития

.2 Место стран с переходной экономикой в мировой экономике

.3 россия как государство с переходной экономикой

Заключение

список литературы

Введение

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена, по крайней мере, двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения научно-технической революции. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в технических и технологических отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

Становление современной рыночной экономики — дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое Мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного «подрыва» коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная Экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная Экономика характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Задачи курсовой работы:

Модель реформирования экономики в странах Центрально-Восточной Европы

Модель экономического роста в россии

Индикаторы показывающего завершение переходного периода развития

Место стран с переходной экономикой в мировой экономике

Проанализировав литературу по данной теме, можно с уверенностью сказать, что материалов достаточно как по теоретическим аспектам, так и по практическим, т.е. с рассмотрением развития отдельных государств. Не мало данных и статистического характера.

Глава 1. страны с переходной экономикой: основные черты, классификация, модели

.1 основные черты переходной экономики. Классификация стран переходной экономики

К странам с переходной экономикой относят 28 посткоммунистических государств. В их составе выделяют две региональные подгруппы. первая включает страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию. вторая подгруппа включает страны СНГ и Монголию. Китай, несмотря на его активное реформирование и промышленное развитие, пока относят к группе развивающихся стран. Страны с переходной экономикой заняты структурной перестройкой, необходимой для перехода к рыночному хозяйству, которое приходится обустраивать на обломках плановой социалистической системы. Эти страны производят около 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет по разным оценкам от 6 до 10% от мирового уровня.

Из четырех групп стран, выделяемых Всемирным банком в зависимости от уровня ВВП на душу населения (страны с низким доходом, с уровнем дохода ниже среднего, с уровнем дохода выше среднего, с высоким доходом), страны Восточной Европы преимущественно относятся к группе стран с уровнем дохода выше среднего. Китай и многие страны СНГ входят в группу стран с доходом ниже среднего. россия вступила в XXI век со среднедушевым доходом и относилась к группе стран с доходом ниже среднего уровня.

Специфика стран с переходной экономикой, связанна с однотипностью хозяйственных проблем и механизмов, свойственных посткоммунистическим государствам. Именно эти государства вошли в группу стран с переходной экономикой по классификации ООН. Однотипность экономических задач данной группы стран определяет характер трансформации экономики от директивно-плановой к рыночной.[1]

В странах с переходной экономикой первые шаги рыночных реформ были связаны с формированием материальных предпосылок рыночного хозяйства: рыночной инфраструктуры и новых межотраслевых пропорций. Рыночная инфраструктура создавалась заново (коммерческие банки, биржи, посреднические конторы, страховые компании и т. д.). Менялись межотраслевые и межсекторальные пропорции. Переход к рынку предполагал переориентацию в сторону отраслей конечного спроса, так как прежде наблюдалась гипертрофия производства средств производства.

основные черты переходной экономики:

во-первых, изменчивость, нестабильность, которые не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее. Она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений — необратимость, неповторяемость, а с другой — рост неопределенности развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы;

во-вторых, появление и функционирование особых переходных экономических форм, т.е. смешение старого и нового. Переходные формы свидетельствуют, с одной стороны, о существовании переходной экономики, с другой стороны, указывают направленность этого перехода и, по мнению некоторых авторов, являются признаком его необратимости’,

в-третьих, альтернативный характер развития переходной экономики, что реально означает возможность многовариантного развития экономики и выбора наиболее благоприятного варианта развития;

в-четвертых, особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. нового и старого, противоречия различных слоев общества, стоящих за теми или иными субъектами экономических отношений. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда имеют революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-экономическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими потрясениями;

в-пятых, историчность переходной экономики, которая связана с двумя обстоятельствами. Прежде всего, сами условия переходной экономики носят исторический характер; кроме того, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны, что означает, что даже известные общие для переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях.[2]

Все это необходимо было учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

1.2 Модель реформирования экономики в странах Центрально-Восточной Европы (Польша, Венгрия)

страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), к которым относятся Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Словакия, Румыния, Чехия, Югославия, находятся в состоянии перехода от центрально-управляемого хозяйства к рыночной экономике. Постсоциалистическая трансформация представляет собой многофакторный процесс, предполагающий изменение функций основных субъектов экономической системы, развитие рыночных механизмов и преобразование отношений собственности.[9]

Реформирование экономики в странах ЦВЕ первоначально базировалось в основном на реализации концепции «шоковой для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания»>терапии», подразумевающей быстрое обеспечение финансовой стабилизации и либерализацию цен, создание многообразия форм собственности, расширение прав экономических субъектов, открытие внутреннего рынка.

однако практика показала, что переход к рыночным отношениям требует более длительной и постепенной трансформации всего комплекса макро- и микроэкономических преобразований. поэтому впоследствии рассматриваемые страны перешли к долгосрочной стратегии экономических преобразований, предусматривающей структурную перестройку, развитие финансовых рынков, решение проблемы занятости и социальной защиты прав человека.

Следует заметить, что страны этого региона более сорока лет были главными партнерами советского Союза, и с этой точки зрения ход экономических реформ в рассматриваемых государствах, их результативность не могут не влиять на развитие народного хозяйства россии и на взаимоотношения с ней. Кроме того, накопленный странами ЦВЕ опыт практических мер по формированию рыночной среды может быть полезен для государств, осуществляющих переход от централизованной планируемой экономики к рыночному хозяйству.

По уровню социально-экономического развития почти все страны ЦВЕ относятся к среднеразвитым. С точки зрения структуры экономики, в регионе преобладают индустриальные и индустриально-аграрные страны, но отсутствуют страны, находящиеся на индустриальной стадии развития. Страны ЦВЕ уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП (в два-три раза меньше) и находятся примерно на уровне более развитых государств Латинской Америки. после Второй мировой войны во всех странах ЦВЕ была установлена административно-командная система.

постепенно (но в рамках этой системы) исходную советскую модель сменили национальные модели (югославская, венгерская, польская), допускавшие определенное развитие элементов рыночной экономики: преобладание единоличных крестьянских хозяйств, сохранение частного сектора в мелком производстве и розничной торговле, активное развитие внешнеэкономических связей со странами с рыночной экономикой вплоть до привлечения иностранного капитала. В тоже время в ряде стран (Албания, Румыния) до 1989-1990гг. в основном сохранялся хозяйственный механизм, присущий сталинской модели. анализ экономических реформ в странах Восточной Европы Все государства Центральной и Восточной Европы входят в число стран с переходной экономикой. После падения или трансформации коммунистических режимов в 1989-1991 гг. в странах региона осуществляется переход от административно-командной к рыночной системе. При этом важную роль продолжают играть такие сходные условия, как уровень экономического развития, наличие элементов рыночной экономики до установления и в период господства административно-командной системы, преобладающий менталитет населения, открытость экономики в отношении развитых стран. [4]

Создание рыночных институтов в странах Центральной и Восточной Европы осуществлялась в результате переплетения как эволюционного (градуалистического), так и радикального (шокового) вариантов преобразования. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере — в Чехии. Наибольшие результаты создания основ рыночной экономики к концу 90-х гг. были достигнуты в центрально-европейских странах — Венгрии, Польши, Словении, Чехии. Но при всех различиях в странах Центральной и Восточной Европы утвердились основы рыночной экономики: ликвидировано централизованная планирование, произошла либерализация цен на большинство товаров и услуг, введена внутренняя частичная конвертируемость национальных валют, исчез товарный дефицит.

В ходе рыночных реформ в 90-е гг. преобладали 3 главных направления: либерализация, финансовая стабилизация и приватизация. Динамика основных показателей в странах Центральной и Восточной Европы Удельный вес рассматриваемых стран в мировом ВВП в середине 90-х гг. составил 2-2,5%. В мировом экспорте региону отводится 3,4%, в мировом импорте — 4,5%. Производство электроэнергии в этих странах составляет 3,9%; добыча каменного угля — 9,1% мирового уровня. Одним из важнейших показателей успехов экономических преобразований является экономический рост.

Одним и факторов высокого прироста ВВП является внутренний инвестиционный и потребительский спрос. Именно благодаря приросту инвестиций на (21,6%) и потребительского спроса на (7,2%) Польша добилась особенно впечатляющих успехов. При этом рост потребительского спроса был связан с повышением среднего уровня реальной заработной платы на 6,1%. Инвестиции являются основным фактором роста в Польше. Они возрастают в фиксированных ценах. [10]

Фактором, стимулирующим экономический рост Венгрии, было увеличение экспорта и наличие значительного притока иностранных инвестиций. поэтому показателю страна занимает лидирующее место среди стран ЦВЕ.

В последние годы в структуре капиталовложений стран ЦВЕ происходил процесс снижения удельного веса централизованных инвестиций при одновременном повышении доли инвестиций государственных и кооперативных предприятий. Значительные изменения происходят и в условиях финансирования инвестиций. Эти изменения затрагивали, прежде всего, области кредитования и осуществлялись в рамках реформы банковской системы (ужесточение условий получения кредитов, отмена приоритетных (льготных) кредитов, включая инвестиционные). Рынок ценных бумаг постепенно стал приобретать все более важную роль в финансировании инвестиционной деятельности предприятий.

Необходимым условием экономического роста являются трудовые ресурсы. анализ прироста населения в странах ЦВЕ показывает, что уровень рождаемости там является недостаточным даже для простого воспроизводства. Единственной страной, где традиционно растет рождаемость, является Албания.

В результате снижения уровня рождаемости в большинстве стран ЦВЕ в последнее десятилетие темпы роста трудоспособного населения сократились. Вследствие этого произошло уменьшение притока в народное хозяйство трудоспособной молодежи и увеличение доли лиц пенсионного возраста (17% общей численности населения). В некоторых странах (Польша, Венгрия) сложилась так называемая система двойной или повторной занятости населения, которая предполагает развитие кооперативного сектора и индивидуальной трудовой деятель, а также совместительство. Такая система способствует решению проблемы привлечения в народное хозяйство дополнительной рабочей силы. Тем не менее, в странах ЦВЕ весьма остро стоит проблема безработицы, обусловленная прежде всего сокращением занятости на государственных предприятиях.

В целях уменьшения безработицы проводятся попытки приостановки или замедления банкротств предприятий, влекущих за собой массовое высвобождение рабочей силы. Для этого принимаются специальные программы, связанные с осуществлением помощи предприятиям-банкротам со стороны государства путем, освобождения от возврата кредитов, взятых на развитие производства, скупки долгов предприятия государством, отсрочки погашения разного рода ссуд и др.

В относительно лучшем положении находились государства Центральной и Восточной Европы. несмотря на серьёзные трудности, экономические реформы здесь дают положительные результаты. Наиболее благоприятная ситуация сложилась в Венгрии, где темпы роста ВВП в 1993 году составили 3% . Застой, падение производства и торговли в течение 1991-1992 гг. характерны для Польши.

Для всех стран Восточной Европы характерен отрицательный платёжный баланс (пассивный), т.е. платежи превышают инвестиционные поступления, что свидетельствует о том, что они все являются должниками.

одной из причин тормоза можно назвать — напряженная политическая ситуация в этих странах. Она препятствует разработке и выбору соответствующей программы внутренней экономической политики направленной на преодоление кризиса и подъём производства. Событие в Югославии, на Украине, в Молдавии, Таджикистане, Закавказье и т.д. поглощают огромные бюджетные средства, подрывают сложившуюся структуру, углубляют экономический кризис. более того, все отрицательные перемены в этих странах повлияли на все секторы мировой экономики.

особенно высокие темпы производства (12,4%) отмечаются в перерабатывающихся отраслях. важным фактором преодоления экономического кризиса стало развитие частного сектора, на который в настоящее время приходится более 70% занятых и 64% производства ВВП. Хоть и медленными темпами, но обозначилась устойчивая тенденция снижения безработицы: с 14,9% в 1995 г. до 10% 1999 г.

среди факторов роста польской экономики за последние годы следует выделить ярко выраженные успехи по снижению инфляции (темп снижения в 1999 г. составил 7,3%) и активные позиции внешней торговли. Крупнейшими торговыми партнёрами являются страны Евросоюза, государства Центральной и Восточной Европы и россия. Наметилась тенденция к снижению доли госбюджета, внешнего долга — последнее в основном за счет достигнутой договоренности с Парижским и лондонским клубами. Динамично развивается Венгрия, где рыночные преобразования практически завершены.

Оживление производства в Венгрии в середине 90-х гг. происходит на фоне сохраняющейся разбалансированности финансовой системы. Преодолению спада в основном способствовали и иностранные инвестиции, по объему которых Венгрия лидирует среди стран Восточной Европы (18 ,2 млрд. долл. — 38% общего объема зарубежных инвестиций в эти страны). Основные экономические показатели за 1999 г. составили: темпы прироста ВВП — 3.7%, динамика промышленного производства — 10.2%. По меркам переходных экономик, сравнительно низкой оставалась безработица, уровень которой составил 7.1%. Темпы года. Таким образом, Венгрия становится одной из наиболее удачных в осуществлении трансформации стран Восточной Европы. В структуре народного хозяйства опережающими темпами развивается сфера услуг.

Чехия имела наибольшие успехи в достижении экономической стабильности. Государственный бюджет бездефицитен, обменный курс кроны устойчив, ВНП после сокращения на 0.9% в 1993 г. увеличился на 2.6% в 1994 г. и на 4% — в 1995г.

таким образом, последовательно проведенные реформы на востоке Европы могут дать дополнительный толчок европейской экономике, что, в свою очередь, увеличит возможности создания глобальной экономики.

1.3 Модель экономического роста в россии

переходный экономика индикатор рост

После длительного господства административно-командной системы в экономике россии на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям. исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в россии, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

·крайне высокая (даже для стран с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся «теневой экономике»;

·длительное (на протяжении жизни трех поколений) существование принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

·крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

·неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти непрерывному социально-политическому кризису.

Стратегическая цель переходного периода в россии — это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются:

а) преобладание частной собственности;

б) создание конкурентной среды;

в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;

г) эффективная система социальной защиты;

д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке Экономика. [11]

Формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.

Характеризуя формирующуюся в россии модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:

.огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;

.неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;

.отсутствие автономного от государства гражданского общества: неразрывную связь власти и собственности;

.слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.

Вместе с тем объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета.

В россии не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре — в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах россии. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.

характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.

На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.

Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе. Можно сделать выводы:

. Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), современная рыночная экономика (современный капитализм), административно-командная и традиционная экономика.

. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

. Переход от одной системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Экономике переходного типа свойственны некоторые специфические черты, в ней функционируют особые экономические формы (например, частично приватизированные предприятия) и одновременно идет интенсивное развитие форм, характерных для новой системы, и постепенное исчезновение старых экономических отношений.

. Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель переходной экономики имеет ряд характерных черт: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего частного предпринимательства, постоянное перераспределение прав собственности, преобладание финансового капитала над промышленным, крайне неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах, высокая криминализация экономической жизни, склонность населения к государственному патернализму.

Глава 2. Место стран с переходной экономикой в современном мировом рынке

.1 Индикаторы показывающего завершение переходного периода развития

Главными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период роль в реализации процесса перехода от административно-командной экономической системы к рыночной отводится государству, которое должно последовательно осуществить ряд мероприятий глобального масштаба, которые являются следующие:

. Либерализация экономики — это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни.

. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды предполагают создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на Рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.

. Институциональные преобразования включают изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

. Структурные преобразования направлены в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. главная цель перестройки структуры экономики — развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т.д.

. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.[4]

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода. Магистральное направление экономической трансформации в странах с переходной экономикой — преобразование отношений собственности. Для бывших советских республик и социалистических стран Восточной Европы, ранее входивших в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), осуществляющих более или менее быстрый переход от планового хозяйства и авторитаризма к рыночной экономике и политической демократии, главным направлением является приватизация государственной собственности.

2.2 место стран с переходной экономикой в мировой экономике

Система стран с переходной экономикой довольно многочисленна. Сюда относятся 13 государств Восточной Европы, 15 государств бывшего СССР, а также Китай и Вьетнам. В процессе перехода от административно-командной к рыночной экономике
сформировались примерно три группы стран, отличающиеся друг
от друга стартовыми возможностями осуществления реформ, темпом и характером их проведения и достигнутыми результатами.

Первая группа стран представлена Польшей, Венгрией, Словакией, Чехией, Словенией и странами Балтии. Для этой группы
стран характерно непродолжительное (по историческим меркам)
существование плановой экономики — около 40 лет, причем
в менее жестком ее варианте. Стартовые возможности этой группы государств были весьма
благоприятны. В экономике сохранялись элементы частной собственности и частной инициативы, относительная сбалансированность народного хозяйства или небольшой объем диспропорций, готовность населения к принятию ценностей рыночной
экономики. сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено также тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой. Реформы
осуществлялись в результате сочетания эволюционного и радикального вариантов преобразований. преимущественно эволюционный характер реформ характерен для Венгрии, Словакии,
Словении, Хорватии. радикальные методы реформирования
применялись в Польше и в меньшей мере — в Чехии. В результате преобразований сформировалась односекторная модель переходной экономики. Отмечается сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике. Экономический
спад в большинстве стран региона составил 20-25 % ВВП и растянулся на период 1989-1993 гг. В 1994-1995 гг. в странах региона начался экономический подъем. Среднегодовые темпы
прироста ВВП в 1995-1997 гг. составляли в среднем 3-5 %.По уровню социально-экономического развития почти все
страны Центральной и Восточной Европы относятся к среднеразвитым. ВВП на душу населения составляет: в Чехии — 11,9 тыс.
долл., Словакии — 8,7 тыс. долл., Венгрии — 7,8 тыс. долл., Польше — 7,1 тыс. долл. названные страны в два-три раза уступают
странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП.

Вторая группа представлена Россией, другими странами-чле-
нами СНГ, а также Болгарией, Румынией, Югославией, Албанией, Монголией. Для бывшего СССР характерно длительное существование административно-командной системы (более 70 лет) в
самом жестком ее варианте. Экономика характеризовалась максимальным огосударствлением средств производства, тотальным
регламентированием хозяйственной деятельности, подавлением
любых попыток частной инициативы и частной собственности,
крайней степенью монополизации хозяйственной деятель.
Кроме того, в обществе распространились уравнительные тенденции и иждивенчество. Одним из позитивных результатов советской эпохи для всех республик, входивших в состав СССР, был
относительно высокий уровень квалификации рабочей силы.
В результате преобразований сформировалась односекторная модель переходной экономики. Продвижение к рынку сопряжено с
немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем
в странах первой группы. Сокращение ВВП во всех странах по
сравнению с показателями в 1990-1991 гг. было очень сильным:
оно колебалось от 30 % до 60 %. По промышленному производству оно составило от 10 % (Узбекистан) до 80 % (Грузия).Стабилизационные тенденции в большинстве стран-членов
СНГ укрепились во второй половине 90-х гг. С 1997 г. только Россия, Украина и Таджикистан остались в группе стран, где отсутствовал рост ВВП. Сегодня ВВП на душу населения составляет в России немногим более 5 тыс. долл., Украине — более
2 тыс. долл.

третья группа стран представлена странами Восточной Азии
(Китай, Вьетнам). Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25-30 лет. Китайскую экономику характеризовал крайне низкий уровень развития производительных сил, слаборазвитая промышленность, очень низкий уровень жизни населения (к моменту начала
реформ не менее ‘/4 населения Китая недоедали, жили за чертой
бедности). однако переход к рынку облегчался тем, что тяжелая
промышленность и военно-промышленный комплекс составляли
сравнительно небольшую долю в экономике этой страны, облегчая переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка. Кроме того, большую положительную роль сыграла
высокая трудовая Капитал в развитие экономики страны. Экономическая реформа в Китае ведет отсчет с декабря 1978 г. В стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». При этом Китаю, в отличие всех про¬
чих стран с переходной экономикой, удалось избежать транс¬
формационного спада. сегодня в Китае ВВП на душу населения
составляет 4,1 тыс. долл. доля Китая в валовом мировом продукте составляет 10 %, против 20 % США и 2 % россии. Вьетнам по-прежнему является страной с центрально планируемой экономикой, небольшим, но быстро растущим свободным рынком. более 100 долл.[3]

Практика рыночных преобразований во всех трех группах
стран позволяет отметить, что либерализация хозяйственной
жизни (отмена государственного контроля, развитие предпринимательской деятельности, «малая» приватизация) проходит сравнительно легко. Либерализация цен, демонополизация экономики и ее финансовая стабилизация сталкиваются с возможностью
широкого социального недовольства. Крайне трудно разрешимой
задачей оказывается эффективная приватизация крупных хозяйственных объектов и преодоление структурных диспропорций.

.3 россия как государство с переходной экономикой

В последнее десятилетие XX века россия пережила революцию. Она была вызвана тем, что к началу восьмидесятых годов Советский Союз встал перед необходимостью очередной догоняющей модернизации. попытки «ускорения» и «перестройки» не решили этой исторической задачи. Но коль скоро правящий политический класс оказывается не в состоянии справиться с задачей модернизации, общество, если оно не окончательно сгнило, меняет его революционным образом, что и произошло в нашей стране. Эти события были частью более общего процесса развала советской империи, социалистического лагеря, образования новых государств на территории СССР. Россия оказалась в компании ряда стран — от Киргизии и Узбекистана до Хорватии и Венгрии, пытающихся разными способами решить задачу модернизации.

Таким образом, россия принадлежит к так называемым переходным странам, countries in transition, для которых характерен переход: в политике — от тоталитаризма к демократии, в экономике — от жесткого распределения к рынку. Разумеется, за каждым из этих понятий стоят многочисленные характеристики, из которых, собственно, они и складываются. Переход от тоталитаризма к демократии включает, в частности: переход от однопартийности к многопартийности; от режима «социалистической законности», непосредственно опирающегося на физическое и психологическое насилие, а также на «социалистическое идеологического и информационного монополизма к плюрализму; от жесткой централизации к гибкой децентрализации и местному самоуправлению и т.д.

Констатируя принадлежность россии к группе транзитных стран, мы наделяем ее специфическим свойством сущностной нестабильности, что выделяет подобные страны из остальных, обретших то или иное стабильное состояние. Отсюда следует важность осознания того, что означает окончание переходного периода, и в какой фазе переходного периода находится сейчас Россия.

Прежде всего, отметим, что переходный период следует считать завершенным не только тогда, когда окончательно достигнуто именно то состояние, которое декларировалось первоначально как желаемое. возможны и другие исходы. Переходный период заканчивается и тогда, когда страна окончательно приходит к совершенно иному состоянию либо возвращается к изначальному. В таком случае можно говорить о прекращении перехода, а следовательно, о разрыве трансформации.

Иными словами, переходный период можно уподобить состоянию неустойчивого равновесия, когда объект может «свалиться» в любую (теоретически) сторону. Причем, для такого состояния характерно, что выход из него может явиться следствием относительно небольших, слабых воздействий — как внешних, так и внутренних. Подчеркнем, однако, что «свалиться» из состояния неустойчивого равновесия означает перейти к состоянию устойчивого равновесия, иными словами — к стабильности, которая, впрочем, может быть не только стабильным процветанием, но и стабильным бедствием.

Данное рассуждение актуально, поскольку 2015 год — это тот возможный рубеж, которым заканчивается срок активной жизни одного поколения (около 30 лет), отсчитывая с того момента, который можно считать началом транзита. следовательно, это тот рубеж, на котором правомочна постановка вопроса: чем закончился процесс перехода. Различные возможные ответы на эти вопросы будут определять сценарные развилки будущей возможной истории.

Завершит ли Россия к 2015 году переходный период и если да, то каким образом, либо, напротив, прервет процесс трансформации? Разумеется, веер возможных ответов достаточно широк. До завершения переходного периода в принципе возможно возвращение к изначальному режиму, поскольку все процессы еще протекают в условиях неустойчивого равновесия. Разумеется, по мере продвижения к концу переходного периода требуются все более и более мощные потрясения, чтобы повернуть процесс трансформации вспять или «вбок».

россия в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. теперь ста- новится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В нашей стране еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем.

Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Содержанием переходной экономики является преобразование всей системы экономических отношений, а не реформирование ее отдельных элементов или корректировку экономической политики. Под переходным периодом понимается исторически непродолжительный срок (но не менее одного десятилетия), во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование административно-командной системы и формируется основа рыночной системы. Важное исходные условия (на начало реформ). К ним относятся:

длительность существования административно-командной системы;

размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;

уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (в частности, размеры инфляции, внешнего долга и др.);

трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;

открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной системой и др.

В ходе приватизационного процесса в россии в период рыночных реформ использовался самый разнообразный инструментарий продажи (передачи) государственного имущества частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам). впервые на законодательном уровне способы приватизации государственных и муниципальных предприятий были определены в Законе «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 г. Приватизация в россии была осуществлена в радикальном варианте по особенности российского процесса приватизации cостояли в следующем:

. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже коли— чественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

. Приоритет социально-политических целей над экономическими. российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности осуществления приватизации в краткосрочном среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности.

Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. К лету 1992 г. возможные накопления работников предприятий были обесценены либерализацией цен в январе 1992 г. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации. Для проверки оценки имущества предприятий они не располагали ни средствами, ни кадрами, ни временем.

.Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения. [3]

В соответствии с таким набором объектов предложена и программа конкретных мероприятий, обусловленная действующим законодательством:

а) в отношении государственных предприятий — их преобразование в акционерные общества со 100% акций, находящихся в федеральной собственности или внесение в уставный капитал другого акционерного общества, более 75% акций которого в свою очередь также находятся в федеральной собственности (с отказом от использования права хозяйственного ведения);

б) в отношении хозяйственных обществ с участием государства — оптимизация участия государства в хозяйственных обществах на основе принятия решений о дальнейшем закреплении акций хозяйственного общества в государственной собственности, передачи акций в собственность на субфедеральный или муниципальный уровень, продажи таких акций или ликвидации общества, как такового;

в) в отношении недвижимого имущества — формирование полного реестра федеральной недвижимости, четкое разграничение и координация полномочий всех государственных органов, задействованных в этом процессе, применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости; ревизия и введение жесткого контроля над использованием недвижимости государственными предприятиями и учреждениями, создание правовой базы по механизму распоряжения федеральным имуществом с отработкой вопроса по возмещению расходов на осуществление управления им; кадровое обеспечение.

В заключение необходимо отметить, что в отношении приватизации у правительства существует очень ограниченный набор действий, которые можно предпринять:

прямые переговоры с потенциальными стратегическими покупателями акций крупнейших корпораций, остающихся в государственной собственности, для обеспечения бюджетных доходов;

резкое усиление мер административного характера по управлению государственной собственностью (пакеты акций, недвижимость) для демонстрации борьбы со злоупотреблениями и «повышения управляемости» госсобственностью;

осуществление организационных перестановок для демонстрации разработки новой концепции приватизации и управления.[3]

Практика показывает, что в начале XXI в. российское государство осознало важность вышеперечисленных проблем и в период президентства В.В. Путина, а затем и Д.А. Медведева уже сделан ряд важных шагов в направлении их решения. В то же время проводимые правовые и институциональные меры не принесут полных успехов, если не будут дополнены мерами по формированию в россии здоровой этической основы предпринимательства и государственной службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыслим без вовлечения в него морально-нравственного содержания их жизни, оказывающего огромное влияние на мотивацию хозяйственного поведения наряду с собственно экономическими интересами.

Заключение

Переходный период- это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. одной из относительно простых форм демонтажа выступает либерализация экономики. Но рыночное поведение экономических субъектов может опираться только на рыночные институты. Поэтому институционнальная транформация первична по отношению к другим направлениям реформ.

На раннем этапе реформ центральная задача состояла в подавлении инфляции, обеспечении макроэкономической стабилиации и либерализации экономики. В ходе реформ большинство стран были вынудены пойти на резкие и болезненные для народного хозяйства и населения меры «шоковой для снятия или устранения симптомов и проявлений заболевания»>терапии». Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием рыночных институтов позволяет перейти к этапу экономического роста. На завершающем этапе реформ должна сложиться современная структура экономики.

Теория и практика трансформации позволяют выделить несколько закономерностей переходного периода. Это изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация, приватизация, трансформационный спад и Интеграция в мировое хозяйство. Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что конечной целью постсоциалистической трансформации для россии является социальная рыночная экономика.

Российская Экономика относится к экономической модели переходного периода или трансформационной модели. Если даже не брать во внимание политические аспекты трансформационного перехода, то уникальность экономических факторов развития России преломляет общемировые тенденции формирования рыночной модели в российский вариант н из-за особенностей «русской души», а хотя бы из-за масштабов и климатических условий ее территории. Независимо от эффективности транспортной системы и характера энергообеспечения экономики и населения издержки на эти составляющие часто резко отличаются от подобных затрат в других странах. Все это лишь количественные параметры, которые не влияют на суть модели. однако и эти обстоятельства не только модифицируют инфраструктурную составляющую российской модели, но и значительной мере формируют пути включения экономики страны в мировое рыночное хозяйство.

При этом не следует забывать, что и развитые страны, и мировая экономика в целом не застыли, а двигаются вперед, в известном смысле находясь в состоянии перехода к современной стадии рыночного развития. Поэтому и Россия должна ориентироваться не на промежуточную, середины прошлого века, а на формирующуюся ХХI веке стадию рыночного развития мирового сообщества.

Список литературы

1. Абрамов В. Л. мировая Экономика: Учебное пособие. / Абрамов В. Л. — 3-е изд., прераб. — М.: Издательско — торговая экономическая теория: Пособие для преподават., аспирантов и стажеров. С.П. Гурко, М.Н. Базылева и др.. 4-е изд., стереотип. Мн.: Книжный дом; Экоперспектива. 2009.- 637 с., <#"justify">4. Булатова А.С. мировая экономика. / Булатова А.С. — М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2008. -642 — 656c.

. Гелб А., Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы. / Гелб А., Грей Ч., — 4-е изд — М.: 2010,-235с.

. Гурова И.П. мировая экономика: учебник / И.П. Гурова. — М.: Омега-Л, 2008, — 394с.

. Диденко Н.И. международная экономика./ Диденко Н.И. — Ростов — на — Дону: ФЕНИКС, 2009.-326c.

. Доклад подготовлен в Фонде ИНДЕМ авторским коллективом в составе: М.А.Краснов, Г.А.Сатаров, М.А.Федотов в сентябре-октябре 2008 г.

. Кереев А. международная экономика. / Кереев А.- М.:ИНФРА — М, 2009.- 318 с.

. Колесова В. П. мировая экономика. Экономика зарубежных стран : учеб. для вузов / под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. — М.: Флинта, 2009. -480 с.

. HTTP://www.nuru.ru/ek/general/002_2.htm

Учебная работа. Социальное экономическое положение в странах с переходной экономикой: проблемы и перспективы решения