Учебная работа. Система государственного регулирования в Японии

Система государственного регулирования в Японии

Система государственного регулирования в японии

1. Развитие государственно-корпоративных структур как основа рыночного хозяйства Японии

.1 Особенности японской экономики. Исторические этапы развития

Послевоенный рост экономики Японии вывел ее в число ведущих мировых держав. В современном экономическом мире роль японии стабильно возрастает, и она стала державой, которая может выдвинуть свои условия в рамках модернизации мирового рыночного хозяйства.

По темпам роста, особенностям хозяйственной структуры, форме организации менеджмента, бизнеса, роли государства в регулировании внутренней и внешней экономической политики, качеству и конкурентоспособности товарной продукции Япония занимает ведущие места среди высокоразвитых стран мира. ВВП Японии составляет более 7,8% общемирового (более 55% от уровня США). На Японию приходится более 60% совокупного объема восточно-азиатского региона.

В международном разделении труда японская Экономика представляет собой супергигантскую перерабатывающую машину, в которую поступают привозимые из-за границы сырье и материалы, а на выходе получают готовую продукцию. Зависимость экономики Японии от импорта сырья заставляет японских менеджеров перестраивать структуру национального хозяйства, перемещая некоторые отрасли промышленности (с большими затратами сырья и сильно загрязняющие окружающую среду) в развивающиеся страны.

Экономическое развитие Японии в послевоенный период делится на ряд этапов.этап (1945-1960 гг.). Полная реконструкция экономики, господство США в мировой экономике. Среднегодовые темпы роста японской экономики в 50-е гг. составляли 9,2%. Была характерна экстенсивная модель роста, основанная на комплексной переработке импортного сырья, далее — все стадии производства и выпуск готовой продукции для экспорта в высокоразвитые страны. В условиях отсутствия собственной научно-технической базы Япония активно импортировала передовые технологии, далее совершенствуя и приспосабливая их к своим условиям производства. Экстенсивной модели Японии были характерны очень высокие темпы роста (к 70 гг. они достигли 14%) — в основном за счет бурного развития базовых отраслей экономики (металлургия, машиностроение, химическая промышленность) через модернизацию производства и интенсивное развитие инвестиционного процесса. К тому времени стали говорить о «японском экономическом чуде».этап (70-е гг.). В экономике Японии осуществлены серьезные структурные изменения, в результате которых к концу 70-х гг. Япония превратилась по экономической мощи во вторую после США державу мира. Это, прежде всего:

§интенсификация производства через снижение энергоматериалоемкости, т.к. полная зависимость от импорта топливных ресурсов и другого сырья не давала желаемых результатов;

§совершенствование отраслевой структуры через усиление наукоемких отраслей, электроники, телекоммуникации;

§развитие собственной сферы НИОКР с полным пакетом прикладных программ;

§изменение роли государства в сторону ослабления командных и усиления косвенных методов регулирования (инфляция, обеспечение стабильности национальной валюты, создание рыночных механизмов);

§изменения в области внешнеэкономической деятельности.этап (80-е гг.). высокая эффективность экономики на основе интенсивной модели развития, лидерство прикладных НИОКР, налоговая реформа.

Внешнеэкономическим успехам японии способствовали такие факторы, как:

§повышение эффективности на основе широкого использования результатов НТП;

§государственное стимулирование концентрации и централизации производства;

§более высокие по сравнению с Западной Европой и США темпы накопления капитала;

§приспособляемость японского менеджмента к условиям сильной зависимости экономики страны от внешнеэкономических связей. Одно из таких направлений — ориентация ряда производств на дешевую рабочую силу;

§сравнительно низкие расходы на оборону и вооружение;

§государственная политика перераспределения национального дохода.

В результате этого за короткое время Японии удалось захватить рынки государств Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии и Австралии.

доля Японии в мировой торговле сильно возросла за послевоенный период: если в 1950 г. она составляла 1%, то в начале 90-х гг. Япония вышла на третье место после США и ФРГ, и ее доля в мировом экспорте в 1992 г. составляла 9,2% (340 млрд. долларов) (США и Германии соответственно 12,1 и 447; 11,6 и 429).

причины таких непревзойденных успехов Японии неоднозначны. помимо вышеуказанных факторов группа экономистов выделяет ряд отличительных черт, создающих предпосылки для японского «экономического чуда».

По сравнению с другими индустриально развитыми странами Япония:

§имеет низкую инфляцию и определенный экономический цикл;

§больше сберегает и больше инвестирует;

§отдает предпочтение малым фирмам;

§имеет нехарактерные для других стран обычаи и экономические традиции, в том числе традиции сотрудничества между управляющими и рабочими, «занятость на всю жизнь», корпоративные союзы между концернами и т.д. (крупные производственно-сбытовые объединения «кейрецу»);

§работа на дому — использование неполного рабочего дня;

§искусство своевременно приобретать апробированную передовую производственную технологию из других стран и умение приспосабливать ее к своей экономике;

§сетевая система организации производства.

большое место в японской экономике занимают мелкие предприниматели. В промышленности около 50% рабочей силы находится на предприятиях с численностью менее 50 рабочих.

Отдельные группы экономистов большую роль отводят государству как движущей силе японской экономики. Государственное вмешательство во все времена в японии было рациональным, а не жестко директивным.этап (90-е гг.). Мировой циклический кризис сильно задел Японию в начале и середине 90-х гг. В конце 90-х гг. Япония находилась в режиме сильнейшего спада, т.е. в отличие от США в Японии обозначилась неблагоприятная экономическая ситуация со всеми признаками затяжной рецессии.

после ряда десятилетий интенсивного развития Японии ее экономическая модель сильно пошатнулась.

Правительство Японии было вынуждено в 1992 г. принять самую крупную программу чрезвычайных экономических мер в истории страны. Но экономический рост в 1993 г. даже с принятием программы чрезвычайных мер составил менее 2,1%. только в 2002 г. в Японии начался, хоть и незначительный, экономический рост, который продолжался до настоящего времени

Однако в 2008г. на почве мирового кризиса Экономика Японии переживает резкий спад. -Согласно опубликованным официальным данным, спад в экономике Японии за последний квартал 2008 года составил 3,3% это худший показатель со времен нефтяного кризиса в 1970-х. Япония занимает второе место в мире по объему ВВП после США, однако по темпам спада Экономика страны обошла и Соединенные Штаты, и страны Евросоюза. Это объясняется резко упавшим по всему миру спросом на основные производимые в Японии товары, в том числе электронику <#"center">корпоративный Политика научный технический

2.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятель

Активное участие государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятель (ВЭД) — характерная особенность Японии на протяжении последних четырех десятилетий. Государственное регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера.

Продуманная государственная политика регулирования ВЭД стала одним из главных рычагов превращения внешнеэкономических связей в действенный фактор развития страны. Она способствовала интеграции японии в мировое хозяйство с максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.

В практике государственного регулирования ВЭД используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов — законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей.

.3.1 Законодательная и административно-правовая регламентация

Японская практика регулирования ВЭД опирается на широкую нормативно-правовую базу. Система мер законодательного и административно-правового регулирования представляет собой иерархическую пирамиду, которую венчает законконцепцию государственного регулирования и носящий рамочный характер.

поскольку в этом законе содержится принцип свободной и многосторонней торговли, фигурирующий в основных международных договоренностях о либерализации и в кодексах МВФ, ОЭСР, ГАТТ/ВТО, его можно считать либеральным. Исходя из принципа свободы внешнеэкономических операций, при нормальных условиях он предусматривает лишь минимально необходимый государственный контроль. Введение системы лицензирования трансакций допускается лишь при чрезвычайных обстоятельствах (например, при резком ухудшении платежного баланса страны).

Нося рамочный характер, закон делегирует полномочия детального регулирования ВЭД в тех или иных областях подзаконным актам. Такое распределение обязанностей, по мнению японцев, позволяет более полно учитывать и адекватно реагировать на изменения в международной экономической обстановке и новые моменты в развитии национального хозяйства.

Второй этаж законодательных актов составляют законы, регулирующие основные блоки ВЭД : экспортно-импортные операции; таможенно-тарифную сферу; обслуживание внешней торговли (законы об экспортной инспекции, страховании внешней торговли, чрезвычайных мерах по развитию импорта и расширению прямых иностранных инвестиций в Японии, банках, страховом бизнесе, ценных бумагах и биржах и пр.); стандарты и технические требования (Закон о промышленной стандартизации и др.); права интеллектуальной собственности (законы о патентах, авторских правах и т.д.).

В основании пирамиды лежат многочисленные нормативные акты, принятые в развитие и во исполнение упомянутых выше законов. К ним относятся в первую очередь постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и т.п.

наличие как комплексного закона о ВЭД, так и законодательных актов, регулирующих практически все ее формы, сочетание их с детализированной системой нормативных актов и неформальными методами регулирования исключают пробелы в административно-правовом обеспечении этой сферы.

Таможенное регулирование ВЭД тесно увязывается с задачами структурной перестройки экономики. Несмотря на относительное снижение роли тарифного регулирования внешнеэкономических связей по сравнению с периодом 60-70-х годов, таможенный тариф остается важным инструментом защиты национальных производителей в целом ряде чувствительных отраслей, прежде всего в аграрном комплексе. Решению поставленных задач содействует широкая дифференциация ставок таможенного тарифа.

Выполняя международные договоренности в рамках ГАТТ/ВТО о взаимном тарифном разоружении, Япония в то же время сохраняет активное нетарифное регулирование импорта. В качестве эффективного средства его ограничения широко применяется система строгих технических и других специальных требований относительно стандартов, сертификации, инспекции качества, техники безопасности и т.д.

.3.2 Система мер содействия и стимулирования

Эффективность государственного регулирования ВЭД во многом обеспечивается за счет выработки обоснованной внешнеэкономической стратегии с всесторонним учетом интересов и возможностей страны на отдельных этапах ее развития и на перспективу.

В качестве главной цели внешнеэкономической политики на 90-е годы провозглашено активное участие страны в создании и развитии нового международного экономического порядка. Речь идет о выработке международных правил, способствующих глобализации деловой активности и размыванию экономических границ; формировании новых норм движения капитала и зарубежных инвестиций, технологий; защите прав интеллектуальной собственности; гармонизации стандартов. Большое значение придается таким вопросам, как усиление координации макроэкономической и валютно-финансовой политики развитых стран, укрепление международной экономической системы, урегулирование внешнеторговых дисбалансов, поддержка развивающихся экономик. важное место отводится адекватному ответу на проблемы Восток — Запад, поддержке усилий восточноевропейских стран по интеграции в мировое хозяйство, консультативно-технической помощи российским реформам.

Большую роль играют экономические рычаги регулирования ВЭД. эффективным инструментом кредитования экспортно-импортных операций и зарубежного инвестирования японских компаний является Эксимбанк японии. В стране действуют системы налоговых льгот, в том числе не имеющие аналогов в мире, ориентированные на стимулирование как экспорта, так и импорта.

Развитию ВЭД способствует крупнейшая в мире по своим масштабам, диверсифицированная система государственного страхования торговли и инвестиций, надежно ограждающая интересы национальных операторов от различного рода рисков. Она включает общее страхование торговли, страхование валютных рисков, экспортных векселей, экспортных облигаций, авансовых платежей за импорт, зарубежных инвестиций, кредитов зарубежным предприятиям.

Количество страховых полисов, выданных за период с 1950 до середины 90-х годов, составило свыше 20,3 млн, а общая сумма страхования достигла порядка 317 трлн иен. Охват внешней торговли государственным страхованием (доля застрахованных поставок в общем объеме экспорта) в начале 70-х годов доходил до 70%, в 80-е годы несколько снизился, а в начале 90-х годов в связи с введением новых видов государственного страхования вновь поднялся до 45%. Все приведенные показатели — самые высокие в мире.

Государство выступает также организатором системы обслуживания внешнеэкономических связей и финансирует эту деятельность из бюджетных средств. Данная система носит разветвленный характер, охватывая такие сферы деятельности, как сбор и анализ маркетинговой информации, оказание информационно-консультационных услуг, организация рекламно-выставочной работы. Она содействует повышению эффективности ВЭД, приобщению к ней новых участников.

Важным направлением государственного участия во ВЭД является информационное обеспечение коммерческой работы, сбор и анализ зарубежной коммерческой информации. К этой широкомасштабной деятельности привлекаются Министерство иностранных дел, Министерство внешней торговли и промышленности, Управление науки и техники, Управление экономического планирования и другие организации.

Особое место в этом ряду занимает Японская организация содействия развитию внешней торговли (ДЖЕТРО), созданная в 1958 г. Она является некоммерческой и полностью финансируется правительством. ДЖЕТРО занимается изучением мировых товарных рынков, сбором и анализом маркетинговой информации, организацией выставок японских товаров за рубежом и торговых выставок других стран в Японии, рекламной и издательской работой. 79 представительств ДЖЕТРО работают в 56 странах мира. В самой японии имеется 33 отделения этой организации.

обладая развитой сетью различного рода учреждений во многих странах, ДЖЕТРО представляет собой один из крупнейших в мире источников деловой информации. Ее базы данных оперируют огромным количеством сведений, в том числе обширными перечнями зарубежных экспортеров и японских импортеров. ДЖЕТРО имеет 31 информационный центр на территории Японии и 28 за рубежом.

.3.3 Институциональные основы регулирования

Эффективность японского внешнеэкономического комплекса в значительной мере зависит от прочности институциональных основ ВЭД. В системе органов государственного управления этой сферой можно выделить административные, координационные и консультативные.

среди государственных административных органов особое место занимает Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), которое разрабатывает и координирует промышленную и внешнеторговую политику страны. МВТП обеспечивает развитие торговых отношений с зарубежными странами, решает связанные с внешней торговлей валютные вопросы, содействует производству экспортных товаров, устанавливает квоты на импорт лицензируемых товаров, выдает разрешения на импорт, определяет соответствующие правила торговли.

Данное министерство играет ключевую роль в планировании и структурной перестройке экономики в сторону приоритетного развития внутреннего рынка, высокотехнологичных и непроизводственных отраслей, увеличения экспорта при одновременном росте зарубежных инвестиций, расширения производства за рубежом, создания конкурентоспособной информационноемкой экономики, сокращения внешнеторгового дисбаланса и уменьшения зависимости от импорта сырьевых товаров и энергоресурсов.

Последовательность и согласованность реализации торгово-экономической политики в значительной мере обеспечивается за счет тесной межведомственной координации правительственных органов. Среди межведомственных координационных структур — Торговый совет, Совещание министров по экономическим вопросам, Совместный штаб правительства и правящей партии по проведению структурных реформ и др.

особенностью японской системы государственного управления ВЭД является наличие большого числа (более 200) консультативных органов, функционирующих на различных уровнях, вплоть до правительства и премьер-министра. Они включают в свой состав не только бюрократов, но и представителей общественных, деловых, академических кругов и играют важную роль в достижении консенсуса по вопросам внешнеэкономической политики.

Японская система регулирования ВЭД отличается особой парадигмой взаимодействия государства и бизнеса. В ее основе — принятие частным сектором важнейших стратегических направлений государственной политики, своего рода государственный менталитет этого сектора. такая модель регулирования, использующая не только жестко административные меры и методы, но и дополняющие их мягкие формы, позволяет значительно повысить эффективность государственной политики, органично сочетая ее с законами рынка.

3. особенности государственной политики в области научно- технического развития

.1 Структура финансирования НИОКР

Удельный вес государственных ассигнований в общих расходах на НИОКР составляет в японии 25%, тогда как в других развитых странах — около 50%.однако прямые сравнения мало о чем говорят, так как государственные расходы на военные цели в США более, чем в 100 раз, превышают соответствующие расходы японии. Отсутствие подавления гражданских исследований военными НИОКР значительно повышает эффективность государственного воздействия на научно-исследовательскую деятельность в Японии.

В Японии государственные субсидии почти полностью концентрируются в университетах и государственных исследовательских учреждениях. лишь очень небольшая часть ассигнований направляется в лаборатории частных компаний, хотя они, как правило, работают гораздо эффективнее (особенно в области стоимости и сроков осуществления исследований). Например, в 1980 году японское правительство покрывало лишь 2% затрат на НИОКР в частном секторе. Статистика финансирования НИОКР по стадиям научно-исследовательской деятель выделяет фундаментальные исследования, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. Основную долю расходов на НИОКР в японии несет частный сектор, заинтересованный преимущественно в их прикладном характере. В 1965 году затраты на фундаментальные исследования составляли 30,3% всех расходов японии на НИОКР, однако в 70-е годы эта доля снизилась вдвое и на этом уровне стабилизировалась. Повысилась доля затрат на опытно- конструкторские разработки, что стимулировало быстрое внедрение в практику достижение фундаментальных и прикладных исследований.

Следует подчеркнуть, что в большинстве японских фирм расходы на НИОКР превышают размеры инвестиций в машины и оборудование.

О курсе на ускоренное развитие собственных фундаментальных исследований можно судить по увеличению числа фирменных научных учреждений. учитывая эту тенденцию, Совет по промышленно структуре японии (консультативный орган при МИТИ) предложил в 1984 году применить дополнительные финансовые и налоговые стимулы для частных японских фирм, ведущих работы в области фундаментальных исследований.

Распределение расходов на НИОКР по отраслям науки (по исследовательским органам в млрд. иен) во 1 полуг.2008г. (табл)

Отрасли1 полугодие 2008г.Всего449,9504,4529,5603,8660,4763,9Гуманитарные науки19,121,223,824,924,329,6Естественные и технические науки420,7471,5494,3566,3621,0717,6прочие10,211,811,412,515,116,7

Таким образом, одной из особенностей структуры расходов на НИОКР кроме их прикладной направленности является их концентрация преимущественно в области технических наук.

Сравнительно низкая доля государства в финансировании НИОКР, их преимущественно прикладная направленность обусловили две особенности результатов японских исследований и разработок — высокий уровень технологической отдачи, выражающийся в большом количестве зарегистрированных патентов и весьма небольшом количестве принципиальных нововведений.

.2 Роль государства в сфере НИОКР

При отсутствии государственного вмешательства частные фирмы склонны к «недовложению» средств в фундаментальные исследования.

основными зонами государственного воздействия на нововведения в частных компаниях являются:»предложение», т.е. оказание финансовой и технической помощи, включая формирование научно-исследовательской инфраструктуры;

«Спрос» — государственные контракты на выполнение исследовательских работ и закупку новых видов продукции; «среда» — налоговая, патентная Политика и другие меры косвенного государственного регулирования (некоторые экономисты считают их более эффективными, чем прямые государственные субсидии).

Система государственного управления научно-техническим развитием предусматривает гибкое использование разнообразных форм стимулирования технического развития частного производства. Сюда относится: финансирование НИОКР в частных корпорациях по государственным заказам; использование системы фондов для поощрения исследовательской деятельности в частных компаниях; налоговая политика правительства, предусматривающая освобождение от налогов исследовательской и производственной деятель в наиболее перспективных областях науки и техники; выдача государственных дотаций крупным корпорациям для закупки лицензий и «ноу-хау»; методы кредитного регулирования, сводящиеся к предоставлению кредитов на льготных условиях для расширения НИОКР и производственной деятельности в перспективных отраслях промышленности; политика национализации и приватизации отраслей, сводящаяся к развитию за государственный счет перспективных отраслей промышленности, и передача их в частные руки по мере достижения ими уровня коммерческой рентабельности; государственное картелирование частных производителей в перспективных отраслях; внешнеторговая политика, целью которой является защита японского производства от конкуренции, обеспечение оптимальных условий получения технологий из-за рубежа; Политика в области импорта капитала, предусматривающая курс на освоение новой технологии в японских корпорациях, а не в филиалах западных фирм.

Помимо традиционного финансирования страны через бюджет, доходная часть которого формируется за счет налогов, в японии существует и параллельная, тоже государственная, система финансирования проектов, но с привлечением внебюджетных, в традиционном понимании, средств. Эта система называется государственной инвестиционной программой и используется для развития приоритетных с точки зрения государства, производств и проектов. Таким образом, правительство японии имеет реальный рычаг проведения структурной и промышленной политики. сегодня эта система существует в так называемой программы государственных займов и инвестиций — ПГЗИ, созданной в виде близком к сегодняшнему в 1953 году. Кроме источников поступления средств ПГЗИ отличается от общегосударственного бюджетного финансирования и тем, что ее средства выделяются на условиях возвратности, срочности и платности. капиталовложения и займы, получаемые в рамках ПГЗИ, подлежат полному возврату с начислением процентов, которые в данный момент устанавливаются в основном на уровне частных кредитных компаний.

программа разрабатывается правительством одновременно с проектом бюджета, но отдельно от него. Японский инвестиционный бюджет тоже проходит ежегодное утверждение Парламентом. В структуре и механизме реализации ПГЗИ важную роль играют два ключевых органа программы — Бюро трастовых фондов и японский основные средства государственной инвестиционной программы.

Второй направляет значительную часть собранных средств на цели программы государственного инвестирования. Японский банк развития был учрежден правительством в 1951 году. В первые послевоенные годы (1947-1949) его предшественником был выполнял Специальный счет фонда товарной поддержки, на котором аккумулировались средства, поступившие в виде помощи и внешних займов по линии Доджа, а также от частичной реализации товаров, поступивших в качестве гуманитарной помощи. Сегодня аналогом этого счета является специальный счет промышленного инвестирования, являющийся составной частью ПГЗИ.

финансовые ресурсы ПГЗИ формируются за счет пяти основных источников: система почтовых сбережений граждан; система почтового страхования жизни; пенсионные фонды; специальный счет промышленного инвестирования; гарантированные правительством обязательства и займы. государственная инвестиционная программа Японии несколько раз меняла свои приоритеты в соответствии с изменениями экономической ситуации в стране.

сразу после войны она стремилась содействовать быстрому восстановлению выпуска промышленной продукции, а с 50-х годов и далее обеспечивала поступательный рост промышленности.

Доля государственных расходов на НИОКР в Японии составляет 20%всех расходов на науку и около 1,5% расходов на НИОКР в промышленности, что является самым низким показателем среди развитых стран. В то же время в японии роль государства в данной области более значительна. Это стало возможным благодаря так называемому подходу «стартовые деньги».

В соответствии с этим подходом государство, выделяя сравнительно небольшие средства, финансирует начало разработки тех или иных проектов, которые в противном случае оказались бы для частного бизнеса слишком рискованными.

Частные компании, видя, что осуществлять в него свои инвестиции. На более поздних стадиях проект осуществляется уже целиком за счет частных компаний.

Положительной стороной данного подхода является то, что результаты исследований быстро внедряются в производство, то есть фаза коммерциализации сокращается и становится более эффективной.

Японский центр ключевых технологий Японский центр ключевых технологий был создан МИТИ и Министерством связи и коммуникаций в 1985 году. сегодня он полностью подчинен МИТИ (конкретнее АИСТ). Его задачами являются оказание помощи в разработке новых технологий главным образом малым и средним фирмам и обеспечение международной кооперации. Центр предоставляет инвестиции, займы и услуги по организации исследований.

Центр выделяет Инвестиции прежде всего для осуществления фундаментальных исследований, выполняемых совместно несколькими компаниями, и предоставляет займы для проведения прикладных исследований отдельными фирмами. Это отражает позицию правительства, заключающуюся в том, что в сфере фундаментальных исследований можно объединять ресурсы компаний, не боясь возникновения конкуренции между ними; займы же более эффективны в процессе коммерциализации новых технологий отдельными фирмами.

В принципе, в японии не обеспечивается оптимального, с точки зрения всего общества, финансирования исследований и разработок со стороны частного сектора. Во-первых, фундаментальные исследования по самой своей природе весьма рискованное предприятие. И рискуют, прежде всего, корпорации, так как им приходится инвестировать средства под эти исследования. Во-вторых, результаты фундаментальных исследований нередко непредсказуемы, область их коммерческого применения может выходить за сферу коммерческих интересов фирмы. В этом случае фирмы, по существу, финансируют исследования, результатами которых пользуются другие фирмы. Внешние потери не позволяют фирме-инноватору получать все выгоды от своих изобретений. Поэтому неопределенность результатов НИОКР удерживает многие фирмы от затрат ресурсов. однако если их идеи можно осуществить в ходе проекта, поддерживаемого государством, компании также готовы вложить в него часть средств.

Японская промышленная Политика развивает высокотехнологичные отрасли не столько посредством использования рыночного механизма, сколько путем вовлечения компаний в проекты, частично финансируемые государством.

Государство играет все более активную роль в стимулировании коллективных промышленных исследований и разработок в частном секторе. Это создает определенные преимущества на стадии коммерческого освоения нововведений, но отрицательно сказывается на генерировании и апробации принципиально новых идей.

В последнее время наблюдается тенденция к усилению регламентации финансирования НИОКР и повышение в их структуре доли расходов на фундаментальные исследования, а также стремление Японии проводить свою научно-техническую политику и за рубежом.

Вывод

сейчас можно с уверенностью сказать, что сосредоточение усилий на внедрении новых технологий в сочетании с проведением активной промышленной политики на основе первоочередного финансирования приоритетных отраслей стало базой для экономического возрождения японии.

Литература

1. Бакош Г. «Технологическая политика в японии: уроки для стран Восточной Европы». — журнал «Вопросы экономики» №9, 1997 г.

. Барон Л. «бюджет развития по-японски». — Журнал «Япония сегодня» №4,1997 г.

. Загашвили В., Шишков Ю. «мировая торговля и международные инвестиции». — Журнал «мировая экономика и международные отношения» №8, 2000 г.

. Мильнер, Олейник, Рогиненко «Японский парадокс (реальность и противоречия капиталистического управления)». — М.: Изд-во «мысль», 1985

. Хосака Н. «Финансирование науки — это тоже наука». — журнал «Япония сегодня» №3, 1997 г.

. «Япония. Экономика, общество и научно-технических прогресс» под ред. Зайцева В.К., Певзнера Я.А., Рамзеса В.Б. — М.: Изд-во «Наука», 1988г.

Учебная работа. Система государственного регулирования в Японии