Учебная работа. Россия и Европейский Союз: политические аспекты взаимодействия

россия и Европейский Союз: политические аспекты взаимодействия

россия и Европейский Союз: политические аспекты взаимодействия.

Введение

международный кризисный кооперация безопасность

Распад биполярной системы международных отношений открыл новый этап в отношениях между Россией и Европой. Российское руководство обратилось к европейскому опыту в области создания современного правового государства и передовой экономики. Большое внимание было уделено развитию всесторонних связей с европейским интеграционным объединением — Европейским союзом.

обращение России к европейскому опыту не было случайностью. К началу 1990-х годов в странах Западной Европы была создана развитая социально ориентированная экономика. Основными составляющими успеха были, с одной стороны, частный, рыночный характер экономики, являющейся, по сути, саморегулирующейся системой, и, с другой стороны, механизмы перераспределения под контролем государства определенной части создаваемого богатства, позволяющие поддерживать самых слабых и обездоленных. Уровень жизни в европейских странах был одним из самых высоких в мире. Во многом этому способствовали демократические механизмы управления государством, действующие во всех странах Западной Европы. Центральную роль играли такие понятия, как равенство всех граждан перед законом, гарантия основных прав и свобод личности, соблюдение принципа разделения властей (законодательная, судебная и исполнительная ветви власти не зависят напрямую друг от друга), выборность органов власти, свобода средств массовой информации и т. д.

С самого начала кооперация строилась вокруг нескольких рациональных идей. Важнейшей целью европейской интеграции должно было стать создание нового миропорядка в Европе, который в дальнейшем помог бы европейским народам избежать кровавых конфликтов.

Начало процессу было положено в 50-е годы прошлого века. 25 марта 1957 г. в Риме представители шести европейских стран (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург) подписали договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), позже объединенные в ЕЭС. К началу 90-х годов ЕС прошел в своем развитии ряд важных этапов. Первый, продолжавшийся с 1950-х годов до начала 1970-х годов, был весьма успешным. Второй — до середины 80-х годов — отмечен замедлением сотрудничества в ответ на экономические кризисы начала 70-х годов. И, наконец, третий начался с середины 80-х годов и продолжался до 2004 г. Он считается периодом быстрого и успешного развития (кооперация углублялась и охватывала все новые области), а также постепенного расширения состава ЕЭС. В 1972 г. в ЕЭС вступили великобритания, Ирландия, Дания, в 1981 г. — Греция. С 1986 г. в состав ЕЭС входят Испания и Португалия, в 1995 г. — Австрия, Финляндия и Швеция. Число членов интеграционного объединения достигло 15.

Распад Советского Союза и Организации Варшавского договора поставил на повестку дня вопрос о членстве в ЕС бывших участников так называемого «восточного блока». В 2004 г. в ЕС вступили Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, а также Кипр и Мальта. Вступление Болгарии и Румынии состоялось в 2007 г., и число государств — членов ЕС достигло 27.

Так называемый «ползучий» характер интеграции наряду с его фундаментальностью позволяет ей сохранять жизнеспособность даже в периоды политических и экономических потрясений. За истекший период была создана новая культура общественных и межгосударственных отношений и такая система регулирования, которая позволяла «снимать» накапливавшиеся противоречия в обществе и государстве. именно поэтому Россия, начиная выстраивать свою новую государственность, обратилась к европейскому опыту и направила свои усилия на развитие связей с ЕС.

Основная часть

В Советском Союзе европейская интеграция считалась вызовом «миру социализма», орудием борьбы против социалистического лагеря. первое в истории соглашение между Советским Союзом и ЕЭС — Соглашение о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве — было подписано только через несколько лет после начала перестройки, 11 декабря 1989 г.

Распад биполярной системы международных отношений стал сильным импульсом для сотрудничества между Россией и Евросоюзом. Появилась реальная возможность построения подлинно единой Европы на основе общих фундаментальных ценностей рыночной экономики, широкопредставительной демократии, прав и свобод человека.

Эксперты выделяли четыре фактора, определившие приоритетный характер отношений России и ЕС. Первый — высокая степень социальной и политической взаимозависимости. второй — необходимость координации военных усилий для обеспечения европейской безопасности. Третий — экономическая взаимозависимость, взаимодополняемость, сулящая огромные выгоды. Четвертый — историческая и культурная близость.

Основой для первоначального быстрого развития отношений между Россией и ЕС во всех областях стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, подписанное на острове Корфу (Греция) 24 июня 1994 г. и вступившее в силу 1 декабря 1997 г. важной характерной чертой соглашения является то, что, во-первых, в нем декларировалась приверженность сторон общим демократическим ценностям и, во-вторых, что в СПС речь шла о создании зоны свободной торговли между Россией и ЕС в качестве перспективной цели сотрудничества. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве заложило прочный фундамент для развития диалога сторон по политическим, социальным и культурным вопросам.

В конце 90-х годов россия и ЕС попытались по-новому осмыслить пройденный путь и определить перспективы дальнейшей кооперации. Каждая из сторон приняла концепцию развития отношений со своим партнером. новые документы развивали идеи, заложенные в СПС, но не носили новаторского характера. Принимая их, стороны стремились подтвердить свою приверженность сотрудничеству в новых условиях.

В июне 1999 г. в Кельне Европейский совет одобрил «Коллективную стратегию европейского союза в отношении России». Целями стратегии провозглашалось укрепление демократии и правового государства в России, ее интеграция в общеевропейское экономическое и социальное пространство, сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами.

Российская концепция отношений с ЕС — «Стратегия развития отношений российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 годы)» — была представлена на саммите россия — ЕС в октябре 1999 г. в Хельсинки. Основными целями стратегии являлись обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире, привлечение хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского союза для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики, дальнейшее строительство демократического правового государства в России. В отличие от предыдущих документов в стратегии 1999 г. прямо указывалось, что в ближайшие 10 лет РФ не ставит целью вступление в Европейский союз или получение статуса ассоциированного члена. вместе с тем в документе была выражена поддержка идеи создания зоны свободной торговли между нашей страной и Европейским союзом в первые десятилетия XXI в.

В начале первого десятилетия XXI в. курс на развитие отношений с ЕС продолжал оставаться одним из основных направлений российской внешней политики. Об этом четко было сказано в Концепции внешней политики России от 28 июня 2000 г.: «российская Федерация видит в ЕС одного из своих важнейших политических и экономических партнеров и будет стремиться к развитию с ним интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурных колебаний». При этом, однако, в концепции 2000 г. акцент был сделан на многовекторной и сбалансированной политике, выстроенной на основе прагматизма (а не общности с Европой на основе ценностей), и главным направлением было заявлено сотрудничество со странами СНГ.

Наряду с появлением новых акцентов во внешнеполитической концепции россии эксперты отмечали, что после 2000 г. подходы россии и ЕС к отношениям друг с другом отличались усилением внутренней противоречивости. Для этого периода характерно нарастание числа вопросов, по которым между сторонами возникали разногласия.

Общий фон, на котором проходило развитие отношений между Россией и ЕС в этот период, был омрачен участием ряда стран Евросоюза в бомбардировках НАТО бывшей Югославии в марте 1999 г., а также американским вторжением в Ирак в 2003 г., предпринятых без санкции Совета безопасности ООН. Кроме того, планы расширения Североатлантического альянса, с точки зрения российского политического и военного руководства, представляли угрозу интересам россии. В результате сложилась ситуация, когда на фоне роста экономического сотрудничества, приближения границ ЕС к россии и усиления взаимозависимости между сторонами все чаще начали возникать некоторые трения. Сближение вело к обострению расхождений, требующих своего решения.

В связи с предстоящим расширением Евросоюза россия в 1999 г. передала в Еврокомиссию список российских «озабоченностей» из 15 пунктов. Москва предложила провести консультации по всему кругу вопросов, вызывающих у нее озабоченность, на что Брюссель ответил категорическим «нет». Переговоры по ним начались только в январе 2002 г.

«Камнем преткновения» стал и вопрос о положении и правах русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Хотя критерии приема в ЕС официально требуют уважения прав национальных меньшинств, для этих стран из правил были сделаны исключения, и Еврокомиссия отказывалась обсуждать с Россией эти вопросы в рамках переговоров о расширении. О сложности проходивших переговоров свидетельствует хотя бы то, что соответствующие договоренности между РФ и ЕС, по которым россия соглашалась распространить СПС на новые страны, были подписаны лишь 27 апреля 2004 г., буквально накануне официально объявленной даты расширения — 1 мая.

По мере приближения границ ЕС к россии в отношениях между ними растущее значение начали приобретать проблемы, связанные с так называемыми «пограничными» странами из числа государств постсоветского пространства.

После расширения перед Евросоюзом встала задача выстраивания политики по отношению к новым соседям, и прежде всего по отношению к бывшим советским республикам. суть ее сводилась к так называемому «мягкому» воздействию на эти страны для создания «пояса добрососедства» по периметру новых границ ЕС. В 2003 г. была сформулирована так называемая «концепция нового соседства» — опубликован документ «Большая Европа — соседство: новые рамки для отношений с нашими восточными и южными соседями», подготовленный в соответствии с рекомендациями Европейского совета 12-13 декабря 2002 г. Одним из ее адресатов являлась россия. Она, однако, отклонила предложение в ней участвовать, так как концепция соответствовала логике «донор — получатель помощи», от которой россия после 2000 г. стремилась отойти. Цель концепции — создание пояса стабильного и демократического развития вокруг ЕС. Она предполагала принятие программ, направленных на то, чтобы стимулировать процессы демократизации и экономического реформирования в странах, с которыми Евросоюз начал соседствовать после своего расширения в 2004 г.

Стремление ЕС распространить на постсоветские страны свое влияние вызывало определенное беспокойство в россии, провозгласившей соседние государства приоритетом своей внешней политики. Обладающая большим потенциалом для налаживания сотрудничества с постсоветскими республиками (общая история, языковая и культурно-цивилизационная близость, экономическая взаимозависимость) Россия, тем не менее, явно уступала Евросоюзу в том, что касается опыта в применении так называемой «мягкой силы». Вместе с тем в ЕС не вполне осознавали, что в обход России, без учета ее интересов найти адекватное решение проблем, стоящих перед странами постсоветского пространства, невозможно.

Расхождения проявились осенью 2004 г., когда стороны по-разному оценили результаты президентских выборов на Украине, а также в подходах к вопросам «замороженных конфликтов» в Приднестровье и на Кавказе. эксперты отмечали, что сотрудничеству между ЕС и РФ на постсоветском пространстве нет альтернативы, но ни Евросоюз, ни Россия к этому по-настоящему не были готовы.

Кроме вопросов, связанных с расширением ЕС и выстраиванием отношений между Россией и Евросоюзом на постсоветском пространстве, стороны решали проблемы преодоления разногласий по вопросам присоединения РФ к ВТО, ратификации Россией Киотского протокола, ограничивающего выброс в атмосферу веществ, вызывающих глобальное потепление, Калининградского транзита, отмены компенсационного сбора за пролеты самолетов ЕС над территорией Сибири, предоставления независимости сербской провинции Косово и др. ЕС периодически продолжал критиковать Россию за несоблюдение стандартов демократии.

В условиях постепенного нарастания кризисных элементов в отношениях сторон решено было разработать и принять новый документ, посвященный вопросам сотрудничества между Россией и ЕС, но не носящий обязывающего характера. Его целью являлось сохранение и поддержание отношений на достигнутом уровне и подтверждение сторонами своей приверженности курсу на дальнейшее развитие партнерства между Россией и ЕС. На саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. ЕС и россия приняли совместную «Концепцию создания четырех общих пространств» — экономического, пространства свободы, безопасности и правосудия, пространства внешней безопасности, а также общего пространства научных исследований и образования, включая культурные аспекты. В мае 2005 г. по каждому из пространств были утверждены совместные программы — так называемые «дорожные карты». Их принятие стало важным шагом вперед в развитии сотрудничества между Россией и ЕС.

В отличие от СПС, являющегося общим, юридически обязывающим совместным документом, и от стратегий сотрудничества, принятых в одностороннем порядке, «дорожные карты» представляют собой конкретный план совместных действий по развитию отношений между Россией и Евросоюзом и отражают новую концепцию партнерства. Они основаны не столько на логике «донор — получатель помощи», сколько на взаимных интересах и равноправном сотрудничестве. При этом четыре «дорожные карты» по общим пространствам, принятые в Москве в ходе встречи на высшем уровне между представителями ЕС и РФ 10 мая 2005 г., развивают в соответствующих сферах положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве применительно к сегодняшнему дню.

Важнейшая роль отведена реализации «дорожной карты» по формированию общего европейского экономического пространства (ОЕЭП), предусматривающего свободное движение товаров, услуг, капиталов и лиц между ними. Этот вариант экономической интеграции, не предусматривая членства россии в ЕС, является максимально приближенным к Единому внутреннему рынку. Такая схема реализована, с небольшими различиями, в отношениях между ЕС и Норвегией, а также между ЕС и Швейцарией. эксперты отмечают, что создание ОЕЭП является долгосрочной целью сотрудничества России с ЕС. В соответствии с «дорожными картами» стороны уделяли большое внимание формированию общего пространства свободы, безопасности и правосудия. Примером успешного сотрудничества в создании общего пространства свободы передвижения стало подписание между Россией и ЕС Соглашения об упрощении визового режима и реадмиссии, вступившего в силу 1 июня 2007 г.

Не менее сложно развивался процесс создания общего пространства внешней безопасности, хотя по целому ряду важных международных проблем была отмечена общность в подходах между Россией и ЕС. Особое внимание стороны уделяли вопросам сотрудничества в области нераспространения ядерного оружия и оружия массового уничтожения, борьбе с терроризмом, ядерной безопасности, а также в урегулировании кризисов. В 2002 г. Россия отклонила предложение принять участие в операциях ЕС по урегулированию кризисов. однако по этим вопросам был начат постоянный политический диалог. В результате осенью 2008 г. россия согласилась участвовать в миротворческой операции, которую Евросоюз проводил по мандату Совета безопасности ООН в Чаде и Центральноафриканской Республике. В начале 2009 г. в этих странах началось развертывание российской вертолетной группы.

Заключение

В целом, пока ЕС не вышел на уровень четко сформулированной единой внешней политики и общей политики безопасности, внешнеполитическое сотрудничество россии с Евросоюзом подкрепляется двусторонними отношениями РФ с отдельными государствами — членами ЕС.

По оценкам экспертов, лучше всего проходила реализация «дорожной карты» по созданию совместного пространства культуры, науки и образования. С этой целью в Москве еще до официального принятия «дорожной карты» был образован международный центр науки и технологии, финансируемый странами Запада, большинство из которых входит в ЕС. Задача центра — перевод специалистов по вооружениям на работу по мирным проектам. С 1994 по 2006 год около 60 тыс. экспертов приняли участие в 2100 проектах на общую сумму 635 млн долларов. Была учреждена программа сотрудничества ученых стран ЕС и СНГ. Российские исследователи участвовали в ряде европейских проектов. россия присоединилась к Болонскому процессу, целью которого является взаимное признание дипломов о высшем и специальном образовании. Сотрудничество в области образования включало программу «Темпус», направленную на реформирование российского высшего образования с целью большей совместимости с системой, действующей в ЕС. В 2006 г. открыт Европейский учебный институт при МГИМО (У) МИД россии.

«Дорожные карты» по созданию четырех общих пространств, не являясь юридически обязывающими документами, сохраняли и развивали логику сотрудничества, заложенную в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994 г., срок действия которого истекал в декабре 2007 г. За 13 лет, прошедших с момента его подписания, и в России, и в ЕС произошли большие изменения. Российская экономика окрепла, на правах важного поставщика энергоносителей она все в большей степени вписывалась в мировую экономическую систему, более активной становилась внешняя политика России. Европейская Интеграция вышла на новый уровень развития, в ЕС вступили 12 новых членов. Отношения между Москвой и Брюсселем нуждались в новой договорно-правовой базе. Однако решение Евросоюза об открытии переговоров с Россией по этому вопросу неоднократно откладывалось по инициативе ряда новых членов ЕС. Эти страны выдвинули в качестве предварительных условий разрешение двусторонних споров, существующих в отношениях между ними и Россией. К лету 2008 г. противоречия были сняты, и 4 июля переговоры были начаты. Они, однако, вновь оказались под вопросом уже в сентябре 2008 г. в результате российско-грузинского конфликта вокруг Южной Осетии и Абхазии. после его урегулирования, важную позитивную роль в котором сыграла председательствовавшая в то время в ЕС Франция, переговоры были возобновлены. До заключения нового рамочного соглашения отношения продолжают регламентироваться СПС 1994 г., а также «дорожными картами» о создании общих пространств 2005 г.

Анализируя развитие отношений между Россией и Евросоюзом в конце первого десятилетия XXI в., эксперты отмечали ряд факторов, тормозящих их развитие. Так, на выработку общего курса Евросоюза по отношению к россии усилилось влияние новых членов ЕС, находящихся в плену своих субъективных представлений, во многом продиктованных мифами прошлого. В ЕС критически воспринимают отставание россии в формировании демократического и правового государства, реально гарантирующего верховенство закона. На отношениях РФ с ЕС сказывается и то, что в россии так до конца и не решен вопрос о том, в какой мере будут приняты европейские ценности. При этом со стороны России наблюдается не столько противопоставление себя Евросоюзу, сколько поиск самоидентификации и утверждения собственной государственности. важным представляется то, что ни у ЕС, ни у россии нет четкого видения долгосрочных перспектив сотрудничества.

В целом, однако, несмотря на отдельные трения и проблемы, отношения РФ и ЕС в 1991-2009 гг. развивались успешно. Россия и Евросоюз вполне обоснованно считают друг друга стратегическими партнерами.

Учебная работа. Россия и Европейский Союз: политические аспекты взаимодействия