Учебная работа. Российско-иранские отношения

российско-иранские отношения

Содержание

Введение

Глава I. основные факторы, определяющие развитие российско-иранских отношений

.1 краткий экскурс в историю российско-иранских отношений

.2 объективные основания и препятствия российско-иранских связей и сотрудничества в 2000-е годы

Глава II. Направления российско-иранского сотрудничества

.1 Российско-иранский политический диалог

.2 российско-иранское промышленное и военно-техническое

сотрудничество

.3 Сотрудничество россии и Ирана в сфере экономики и культуры

Заключение

список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. россия и Иран являются государствами, занимающими важное геополитическое положение, обладающими большими запасами стратегически значимых полезных ископаемых, большими человеческими ресурсами и имеющими мощный военный и экономический потенциал. В современном мире стратегическое партнерство держав, таких крупных и столь близких друг к другу географически, каковыми являются Иран и россия, играет значительную роль в сфере обеспечения региональной стабильности и безопасности с целью создания благоприятной обстановки для развития взаимовыгодного экономического и культурного партнерства.

Сегодня Иран испытывает на себе огромное давление со стороны западного мира. именно поэтому Тегерану важно сохранить и, по возможности, укрепить сотрудничество с Россией, чье влияние в Западной Азии в последние годы возросло, в частности, в связи с расширением Евразийского экономического сообщества и ростом международного авторитета Шанхайской организации сотрудничества. Имеется множество предпосылок для долгосрочного российско-иранского партнерства в самых различных сферах. Но чтобы судить о реальных перспективах партнерства, было бы полезно обратиться к опыту прошлых лет и кратко рассмотреть историю российско-иранских отношений, делая особый акцент на этапах сотрудничества государств.

важным этапом сотрудничества являются 2000-е гг. россия вступила в новый век и новое тысячелетие с уже достаточно определенным пониманием в обществе допущенных в 1990-х гг. политическим руководством страны стратегических ошибок в оценках и осознании собственных национальных интересов и принятых на этой ущербной базе государственных решений во внутри- и внешнеполитической сфере. поэтому именно 2000-е гг. явились новым этапом российско-иранских отношений.

Степень научной разработанности проблемы. В целом проблемы взаимоотношений России и Ирана в 2000-е гг. рассматривались в работах, которые по своей направленности можно разделить на четыре группы.

первая группа — это исследования ситуации в Ближневосточном регионе и роли в данном регионе государства Иран. Например, статьи А. Драганова «Иран как региональный геополитический игрок», А. Кудрявцева «влияние внешнего фактора на внутриполитические процессы современного Ирана» и др. Имеются также исследования внутренних процессов в Иране: статьи А. Лукоянова «Современный Иран: перспективы развития страны», В. Красинского «Проблемы легитимации власти после президентских выборов в Иране» и др.

вторая группа — это исследования по проблемам российской внешней политики и стратегических интересов РФ, где так или иначе затрагивается и вопрос о характере взаимоотношений россии и Ирана (статья Г. Дробот «Анализ внешней политики России» и др.).

Третья группа — это исследования отдельных направлений сотрудничества россии и Ирана. Здесь можно выделить работы, где данные проблемы рассматривались с общетеоретической точки зрения, и исследования данных процессов в конкретной сфере сотрудничества. Аналитическая строгость и взвешенность оценок и прогнозов характеризуют труд С. Сухоруков «Иран: между Британией и Россией. От политики до экономики». Отдельно следует обозначить насыщенную фактологическим материалом и концептуально выверенную статью Д. Файзуллаева «Российские интересы в Иране».

Четвертая группа — анализ различных направлений и аспектов сотрудничества двух стран в целом (статьи М. Гайказова «россия и Иран: из истории взаимоотношений», М. Каменевой «россия и Иран: история и современность», Д. Касаткина «россия — Иран: новые ориентиры научного и культурного сотрудничества», Н. Мамедовой «взаимные интересы России и Ирана и их эволюция» и др.).

Целью исследования является анализ особенностей российско-иранских отношений в 2000-е гг.

Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:

) кратко рассмотреть историю российско-иранских отношений;

) выявить факторы, определяющие развитие российско-иранских отношений;

) охарактеризовать основные направления российско-иранского сотрудничества (в политической, военно-технической, экономической, культурной и др. сферах);

) сделать вывод о характере российско-иранских отношений в 2000-е гг. и определить перспективы российско-иранского сотрудничества на ближайшее будущее.

Объектом исследования являются основные направления российско-иранских отношений в 2000-е гг.

Предметом исследования выступают факторы развития отношений России и Ирана в 2000-е гг.

Источниковая база. Для раскрытия темы привлечен широкий круг разнохарактерных источников. Всю источниковедческую базу работы можно условно разделить по характеру на ряд групп: 1) международные акты, двусторонние соглашения России и Ирана, российские нормативно-правовые акты; 2) работы авторов, посвященные рассматриваемой проблематике; 3) статистические материалы; 4) материалы специализированных сайтов в сети Интернет.

Методологической основой исследования служит комплексный, системный анализ факторов экономического, политического, социального, географического характера, влияющих на эволюцию российско-иранских отношений.

Практическая значимость. В исследовании проведен анализ достаточно обширного материала, который может быть использован в дальнейшем при анализе отношений России и Ирана. Выводы, сделанные автором, представляют определенную пользу в деле разработки конкретных решений при формировании внешнеполитической концепции россии в отношении Западной Азии.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

российский иранский сотрудничество

Глава I. Основные факторы, определяющие развитие российско-иранских отношений

.1 Краткий экскурс в историю российско-иранских отношений

Политические отношения русского государства и Ирана имеют многовековую историю. Отправка послов прослеживается со времен Киевской Руси. Следует отметить попытки Российского государства и Ирана на протяжении XVI-XVII вв. заключить союз, направленный против Турции, а также Персидский поход Петра I (1722), формально совершавшийся с целью помочь правящей династии в Иране справиться с внутренними мятежами, на самом же деле — укрепить российские позиции в регионе. Начало XIX в. характеризуется обострением Восточного вопроса, связанным уже с борьбой за сферы влияния и рынки сбыта европейских держав, и значительным ухудшением российско-иранских отношений.

В XIX и начале XX вв. позиции Москвы в северных провинциях Персии, населенных преимущественно этническими азербайджанцами, настолько усилились, что российское руководство стало рассматривать возможность аннексии этих территорий. Начало Первой мировой войны и захват турецкими войсками в ноябре 1914 г. Тебриза только ускорили этот процесс. Как следствие, в Персию вошли русские войска и оккупировали всю ее северную часть вплоть до Исфагана.

Советское правительство в значительной степени пересмотрело прежние российско-персидские взаимоотношения. По его решению уже в марте 1918 г. из Персии были полностью выведены русские войска, а в феврале 1921 г. был подписан в целом равноправный договор, который мог бы стать базой для многолетнего плодотворного сотрудничества. При этом Москва не только отменила все ранее навязанные Персии договора, конвенции и соглашения царского правительства, но и безвозмездно передала ей имущество на сумму порядка 600 млн. руб. золотом. В 1920-х гг. советский Союз оказал Ирану значительную по тем временам экономическую помощь, построив несколько элеваторов и рисоочистительных заводов, мельничный комбинат в Тегеране и ряд других предприятий. До конца 1930-х гг. советско-иранские экономические отношения успешно развивались, ярким примером чему служит тот факт, что в 1938 г. на долю советского Союза приходилось около 40% всего внешнеторгового оборота страны. Однако позднее иранское руководство стало менять свои внешнеполитические приоритеты в сторону фашистской Германии вопреки действовавшему советско-персидскому договору от 1921 г. Согласно статьи 6 этого договора каждая из сторон обязалась не допускать на своих территориях действий организаций и групп, а также размещения войск враждебных государств. Последнее не исключало возможности ввода на иранскую территорию советских войск.

В августе-сентябре 1941 г. была проведена совместная англо-советская военная операция «Сочувствие» с целью защиты как иранских нефтяных месторождений от возможного их захвата войсками Германии и их союзников, так и южного транспортного коридора, по которому стали осуществляться поставки союзников по ленд-лизу для советского Союза.

После отставки шаха Реза Пехлеви Иран стал членом антигитлеровской коалиции, и через его территорию пошла военная техника из США и англии на фронты Великой Отечественной войны. именно Тегеран стал местом исторической встречи глав государств СССР, США и Англии, на которой решались судьбы войны и будущего мира. Следовательно, в годы Второй мировой войны советский и иранский народы были по одну сторону баррикад.

В 1950-1970-е гг. советско-иранские отношения складывались неровно. С одной стороны, несмотря на периодическое ухудшение двусторонних отношений, продолжалась экономическая помощь со стороны Советского Союза. За этот период советские специалисты построили в Иране свыше 200 промышленных объектов, в том числе Исфаганский металлургический другой стороны, в условиях двуполярного мира Тегеран активно сотрудничал с Вашингтоном в военно-политической сфере. Так, в 1955 г. Иран вступил в антисоветскую организацию центрального договора (СЕНТО), а в 1959 г. подписал двустороннее ирано-американское военное соглашение, позволявшее вводить американские войска на собственную территорию.

Однако, в сентябре 1962 г. советский Союз и Иран обменялись нотами «О непредоставлении иностранным государствам права иметь на территории Ирана ракетные базы всех типов». позднее были подписаны многочисленные соглашения о техническом, научном, культурном взаимодействии и создана советско-иранская комиссия по экономическому сотрудничеству. особенно масштабно наши государства развивали военно-техническое сотрудничество. фактически Советский Союз играл одну из основных ролей в оснащении вооружением и военной техникой иранских сухопутных войск. В период 1964-1979 гг. 500 иранских офицеров получили военное образование в СССР. В то же время в вопросах оснащения своей армии и флота иранское руководство полностью ориентировалось на западные страны.

Исламская революция 1979 г. внесла свои коррективы в российско-иранские связи. после провозглашения Ирана Исламской Республикой (ИРИ), несмотря на разрыв отношений с США, СССР стал считаться врагом Ирана, только уже не в военном, а в идеологическом плане. Однако отношения республиканского Ирана и советского Союза официально не прерывались. Улучшение российско-иранских отношений началось с приходом в СССР эпохи перестройки. Знаменательным событием в истории отношений между Москвой и Тегераном стало личное послание лидера исламской революции и основателя ИРИ аятоллы Хомейни михаилу Горбачеву.

Договоренность о нормализации двусторонних отношений была достигнута в ходе визита в Москву в 1989 г. бывшего спикером иранского парламента Али Акбара Хашеми Рафсанджани. К этому времени ирано-иракская война и Афганистан уже перестали быть раздражающими факторами во взаимоотношениях между Москвой и Тегераном. Более этого, у иранской стороны возникла сильная заинтересованность в закупке современных российских вооружений ввиду фактического эмбарго Запада на эту продукцию. В результате была подписана декларация, в соответствии с которой советский Союз выразил желание «сотрудничать с иранской стороной в деле укрепления ее обороноспособности». подтверждением этого стали четыре контракта в сфере военно-технического сотрудничества, подписанные в 1989-1991 гг. на сумму 5,1 млрд. долл. Их реализация уже в 1990 г. позволила Советскому Союзу получить, по разным оценкам, от 733 до 890 млн. долл..

В этот же период началось активное двустороннее сотрудничество и в ядерной сфере на основе подписанных соглашений.

США с самого начала резко отрицательно относились к продаже Россией вооружений в Иран и, начиная с 1992 г., оказывали активное давление по этому вопросу на новое российское руководство. Эта кампания увенчалась успехом: в мае 1995 г. на встрече с президентом США У. Клинтоном в Москве Б. Ельцин согласился на договоренности, в соответствии с которыми Россия обязалась досрочно, до конца 1999 г., завершить выполнение перед Ираном всех ранее подписанных контрактов по поставкам продукции и оказанию услуг военного назначения, после чего поставки по этим соглашениям более не производить; кроме того, российская сторона обязывалась впредь не заключать никаких новых соглашений военного характера с Тегераном (договоренности в рамках комиссии «Гор-Черномырдин»). главным мотивом этого беспрецедентного соглашения было стремление Б. Ельцина любыми путями заручиться поддержкой американцев в преддверии президентских выборов в России в 1996 г..

поскольку ущербность договоренностей с американцами 1995 г. была очевидна даже для ельцинского правительства, то практически сразу же после переизбрания Б. Ельцина на выборах 1996 г. российская сторона начала поиски путей ревизии взятых на себя обязательств. Уже в 1997 г. Президентом РФ был одобрен комплексный план развития военно-технического сотрудничества с Ираном. 3 ноября 2000 г. российская сторона уведомила американцев о своем предстоящем выходе из соглашения по Ирану.

Следует отметить, что в 1990-х гг. сотрудничество российской Федерации и Исламской республики Иран носило вынужденный характер. Но постепенно ситуация менялась. Вот как ее оценил российский иранист Владимир Сажин: «Сквозь сковывающую все живое мерзлоту шиитско-идеологических догматов все активнее стали пробиваться ростки прагматизма и открытости в иранском обществе, что усилило политико-экономические позиции реалистов…». россия в 2000-х гг. тоже существенно изменилась по сравнению с 1990-ми, что позволило ей строить свою внешнюю политику на совершенно иных, демократических принципах, отвечающих условиям современного мира.

Итак, в истории российско-иранских отношений было много разных событий, как со знаком минус, так и со знаком плюс. однако всегда стороны чувствовали и осознавали значимость друг для друга. Начало ХХI в. явилось и началом нового этапа во взаимоотношениях двух стран.

1.2. объективные основания и препятствия российско-иранских связей и сотрудничества в 2000-е годы

На развитие отношений россии и Исламской Республики Иран в 2000-е гг. оказывали влияние несколько факторов. Первый заключается в географической близости Ирана к государственным границам нашей страны. В этой связи российское руководство в 2000-е гг. всячески стремилось предпринимать осторожные шаги, прибегая только к политико-дипломатическим средствам неконфронтационного характера. Решение «иранского вопроса» силовым способом рассматривалось Россией как серьезный подрыв ее национальной безопасности.

Важным фактором политики россии в отношении Ирана, а также оценки деятельности Ирана в ядерной сфере, являлось то обстоятельство, что для России Иран являлся крупным, быстро развивавшимся исламским государством, без которого невозможно было решить многие острые международные проблемы. По мнению некоторых аналитиков, российско-иранское сотрудничество в 2000-е гг. в первую очередь было направлено на ограничение влияния третьих стран, а также других политических блоков в регионе. Высказывалось даже мнение, согласно которому от данного сотрудничества зависело геополитическое будущее самой россии.

Иран обладает крупнейшей в Западной Азии и Исламском мире экономикой и является одним из наиболее технологически развитых государств региона. Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа, а также ведёт разработку собственной ядерной программы. В силу этого Иран в 2000-е гг. рассматривался (и сегодня рассматривается) российским руководством как важный торгово-экономический партнер, емкий Рынок для продукции российской промышленности, прежде всего, военной и атомной.

Иран занимает стратегическое положение, связанное с его западной границей с Турцией и Ираком, с восточной — с Афганистаном и Пакистаном. На юге Иран имеет выход в стратегически важный Персидский залив и, соответственно, в Мировой океан, а на севере ему принадлежит южный сектор акватории Каспийского моря, богатого углеводородным сырьем. Здесь же он граничит с новыми закавказскими государствами — Азербайджаном, Арменией, а также Туркменистаном. Иран занимает второе место в мире по подтверждённым запасам природного газа. наличие в недрах страны больших запасов нефти и газа, значительного промышленного потенциала объективно превращают Иран одновременно и в партнера, и в конкурента России.

При анализе внешней политики России в 2000-х гг. необходимо помнить, что, несмотря на потерю союзных республик, россия по-прежнему сохраняла статус евроазиатской державы. более того, в отличие от прежних времен, когда вектор внешней политики склонялся в сторону то Европы, то Азии, в 2000-е гг. (и в настоящее время) Россия удачно сочетала оба направления, на чем и базировалось ее возросшее геополитическое Также для России и Ирана важно не допустить Запад в бывшие советские республики Средней Азии. С особой настороженностью смотрят стороны на попытки проникновения США в регион.

Но на пути сближения россии с Ираном существует ряд сложных проблем. Ближневосточный регион отличается повышенным риском. На протяжении последних десятилетий здесь велись войны, причем и с участием международных сил (история отношений России и Ирана также не проста — в прошлом они не раз воевали друг с другом). Были объявлены санкции и торговые эмбарго к некоторым странам. Неоднократно нарастала напряженность в межконфессиональных отношениях (отношения ветвей ислама — шиитов и суннитов), а также межэтнические противоречия. Все эти обстоятельства сказывались на развитии региона. Можно сказать, что и в экономическом, и в политическом, и в этноконфессиональном плане регион представляет собой сосредоточение противоречий. В центре этих противоречий лежит Иран.

Перед Россией стоит необходимость не портить отношения с Западом, особенно с США, которые, считая Иран пособником международного терроризма (другой вопрос, насколько эти обвинения обоснованны), всячески препятствуют ему в налаживании нормальных связей с остальным миром, в том числе с Россией. именно в этом регионе, помимо российско-американских, сталкиваются и американо-европейские интересы. В 2002 г. Президент США Буш объявил Иран частью «оси зла». США обвиняют Иран в разработке ядерного оружия и подрывной деятель против американцев в Ираке.

Иранская ядерная программа стала серьезным фактором международных отношений. фактически с самого начала российско-иранского сотрудничества в области ядерной энергетики иранская ядерная программа стала одной из наиболее острых тем российско-американских отношений. Практически ни одна встреча официальных лиц россии и США различного уровня в 2000-е гг. не проходила без обсуждения «иранского вопроса». Действительно, иранская ядерная программа является серьезным вызовом международному режиму нераспространения ядерного оружия. Россия и США, как основные гаранты соблюдения договора о нераспространении ядерного оружия, считают нераспространение важным приоритетом во взаимоотношениях с различными акторами международных отношений.

Кроме того, Россия и США по-разному представляют место и роль Ирана в современном мире, свои отношения с этой страной, имеют отличные друг от друга оценки характера иранской ядерной программы, ее влияния на безопасность двух стран, по-разному видят решение «иранской проблемы».

Исходя из изложенного, в отношениях с Ираном россия вынуждена действовать с оглядкой на Запад.

Немаловажное характерны для Ирана. Приверженность нынешнего руководства ИРИ к ортодоксальной «хомейнистской» идеологии, поддержка им радикальных исламистских группировок на фоне нерешенности региональных проблем, усугубляют ситуацию в сфере международной безопасности вблизи от стратегически важных для РФ регионов Кавказа и Центральной Азии.

вместе с тем, подходы двух государств совпадают в отрицательном отношении к свергнутому режиму талибов в Афганистане. кроме того, Тегеран, по мнению некоторых авторов, играет ведущую роль в «уменьшении негативного отношения мусульманского мира к Москве за ее военные кампании в Чечне». Тегеран, несмотря на высказывания официальных лиц Ирана относительно недопустимости военного решения чеченского конфликта, тем не менее признает, что проблема Северного Кавказа и, в частности, Чечни — это внутренне дело россии, и не оказывает поддержку сепаратистским движениям. Для Ирана, в свою очередь, важна позиция России в урегулировании внутриафганского конфликта. И для россии, и для Ирана, и для среднеазиатских государств важны совместные действия в борьбе с трансграничным этническим и религиозным экстремизмом и незаконной транспортировкой наркотиков.

Можно назвать еще несколько важных областей, в которых цели России и Ирана расходятся. Это касается, в том числе, разработки энергоресурсов и экспортных маршрутов. кроме того, российские и иранские дипломаты уже несколько лет не могут придти к общему мнению в вопросе о территориальном разделе Каспийского моря.

Как справедливо отмечают многие российские и зарубежные исследователи, Иран имеет на Каспии свои собственные интересы, особенно в плане транспортировки каспийской нефти через свою территорию, а также для внутреннего ее потребления в северных районах страны. Реализация этих проектов помогла бы Ирану значительно обогатиться экономически и стать крупной региональной силой.

В отношении Каспия ключевым является то физико-географическое обстоятельство, что он представляет собой закрытый внутриконтинентальный водоем, не имеющий естественного соединения с Мировым океаном. Соответственно, к Каспийскому морю не должны применяться автоматически нормы и понятия международного морского права, в частности, положения Конвенции ООН по морскому праву. ныне действующий правовой режим Каспия установлен советско-иранскими договорами 1921 и 1940 гг.. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории моря, свободу рыболовства за исключением десятимильных национальных рыболовных зон и запрет на плавание в его акватории судов под флагом некаспийских государств.

Следует отметить, что все изложенные выше факторы, положительно либо отрицательно влияющие на развитие взаимоотношений России и Ирака, имели место не только в 2000-е гг., но и в более ранний период (1990-е гг.), а также не утратили своего значения и в настоящий момент.

Итак, у двух стран имеется целый ряд очень близких или совпадающих интересов как на региональном геополитическом уровне, так и в сфере двухсторонних отношений. Геостратегическое положение обоих государств позволяет им осуществить ряд совместных проектов (коммуникации, перевозки, взаимодополняемые производства и др.), двухстороннего сотрудничества. Россия и Иран имеют общий Интерес в том, чтобы совместными усилиями противостоять попыткам ограничить их участие в каспийских нефтяных проектах и вопреки всему сохранить свое влияние на развитие общей ситуации в зоне Каспия. вместе с тем, в 2000-е гг. сотрудничество России и Ирана было отягощено развитием ситуации вокруг иранской ядерной программы. Политика России на иранском направлении находилась под пристальным вниманием Запада, особенно США.

Глава II. Направления российско-иранского сотрудничества

Политика России в отношении ИРИ в 2000-е гг. во многом определялась особенностями целей и задач российской внешней политики в рассматриваемый период. прежде всего, это было верховенство внутренних задач россии над внешними, обеспечение устойчивого экономического развития страны, что подразумевало создание благоприятных внешних условий, в том числе стабильной международной ситуации по периметру российских границ. Последнее, в свою очередь, невозможно осуществить без соблюдения норм международного права, являющихся основой межгосударственных отношений. В этой связи большую роль в развитии политического взаимодействия россии с Ираном играли в 2000-е гг. контакты на высшем и высоком уровнях.

Уже в начале 2000-х гг. Президенты В.В. Путин и С.М. Хатами провели четыре встречи: в рамках «Саммита тысячелетия» (Нью-Йорк, сентябрь 2000 г.); в ходе официального визита Президента ИРИ в Россию (март 2001 г.; важным вкладом в укрепление договорно-правовой базы российско-иранских отношений стало подписание 12 марта 2001 г. в Москве президентами двух стран Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран (вступил в силу 5 апреля 2002 г.)); Каспийского саммита в Туркменистане (апрель 2002 г.); Саммита ОИК (Организация Исламская Конференция) в Малайзии (октябрь 2003 г.).

В сентябре 2001 г. и июне 2003 г. состоялись телефонные разговоры В.В. Путина и С.М. Хатами. Активно работал в начале 2000-х гг. межмидовский консультационный механизм. В апреле 2002 г. Москву посетил мининдел Ирана К. Харрази. В марте 2003 г. состоялся визит И.С. Иванова в Тегеран. Главы внешнеполитических ведомств двух стран ежегодно встречались в рамках сессий Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН), регулярно обменивались посланиями, контактировали по телефону. В 2001 — 2003 гг. состоялся целый ряд российско-иранских межмидовских консультаций. Были установлены и развивались связи по линии высших органов законодательной власти и советов безопасности двух стран, налажено российско-иранское взаимодействие в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Активное развитие получили межпарламентские связи. например, 12-15 октября 2004 г. Москву посетил председатель Комиссии Парламента Ирана по национальной безопасности и внешней политике А. Боруджерди. 11-12 декабря 2004 г. состоялся официальный визит Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ в Иран.

после избрания новым президентом Ирана М. Ахмадинежада 25 июня 2005 г. В.В. Путин направил ему поздравительное послание. 30 июня было получено ответное послание М. Ахмадинежада, в котором подтвержден настрой на развитие двусторонних отношений в различных областях. 15 сентября 2005 г. в ходе 60-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке Президент РФ провел встречу с М. Ахмадинежадом, а 25 октября 2005 г. состоялся телефонный разговор президентов России и ИРИ. 26 октября 2005 г. для участия в заседании глав правительств стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Москву посетил первый вице-президент Ирана П. Давуди. Он был принят Президентом и Председателем Правительства РФ.

В 2007 г. Путин стал первым немусульманским главой государства или правительства, принятым Верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи, и это было важным символическим жестом.

В самом начале 2006 г. обострился иранский ядерный кризис: Иран заявил о намерении возобновить полномасштабные исследования в области использования атомной энергии. В свою очередь, страны ЕС и США заявили, что переговоры окончательно зашли в тупик, и встал вопрос о переносе «иранского досье» в Совет безопасности ООН (СБ ООН), что и было сделано в конце марта 2006 г. В сложившейся ситуации значительный интерес вызвало предложение России. В.В. Путин 25 января 2006 г. выдвинул инициативу создания на территории России и других ядерных держав системы международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана. россия фактически предложила свой план решения «иранского вопроса». Однако российское предложение Ираном было отклонено.

В январе 2006 г. позиция Москвы в отношении «иранского досье» начинала меняться в сторону сближения с позицией европейских стран и США. российская сторона дала понять, что поддержит предложение о переносе рассмотрения «иранского вопроса» в СБ ООН. В то же время Россия возражала против принятия жестких мер в отношении Тегерана.

июля 2006 г. СБ ООН принял резолюцию 1696, призывавшую Тегеран прекратить обогащение, и в случае невыполнения принять меры в соответствии со ст. 41 гл. 7 Устава ООН. Переговоры между Ираном и странами «шестерки» во второй половине 2006 г. не привели к достижению компромисса, в результате чего в конце декабря 2006 г. решение «иранского вопроса» окончательно перешло в санкционную плоскость. При этом примерно со второй половины 2006 г. основным пунктом расхождений в позиции России и США по «иранской проблеме» стало не принятие репрессивных мер как таковых, а степень этих мер. 24 марта 2007 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию № 1747, которая незначительно ужесточала санкции в отношении Ирана. после отказа ИРИ выполнить положения данной резолюции и в результате длительных переговоров, свидетельствовавших о серьезных разногласиях между членами СБ ООН, в том числе россии и США, 3 марта 2008 г. СБ ООН принял очередную резолюцию 1803, по своему содержанию мало чем отличавшуюся от предыдущих.

Россия рассматривала резолюции как сигнал Тегерану о необходимости его полного сотрудничества с МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) и выполнения всех его требований. В то же время российская сторона выступала категорически против применения в отношении Ирана каких-либо силовых мер воздействия. Россия критиковала американский подход односторонних действий в отношении Ирана, в частности, введение односторонних санкций и угрозы применения силы, что, как полагали в российском руководстве, подрывало единство позиции стран «шестерки» в решении «иранской ядерной проблемы».

В целом, на отношение России к Ирану и к его ядерной программе влияли несколько важных факторов: географическая близость Ирана к российском границам, особенно с учетом стремления России при Президенте РФ В.В. Путине создать по периметру границ РФ пояс стабильности; Иран как важный актор в регионе Ближнего и Среднего Востока и Центральной Азии, без которого невозможно было решить ни одну международную проблему; Иран как важный торгово-экономический партнер россии. В то же время Россия выступала категорически против появления у Ирана ядерного оружия, поскольку со всей очевидностью это нанесло бы серьезный ущерб национальной безопасности РФ.

Важное место в российско-иранском диалоге в 2000-е гг. занимали вопросы региональной политики, прежде всего урегулирование афганского конфликта. серьезную обеспокоенность Ирана и России вызывал (и сегодня вызывает) тот факт, что контролируемая талибами территория превращается в опорную базу терроризма, трансграничного незаконного оборота наркотиков. Российские и иранские высшие должностные лица неоднократно обсуждали меры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков из Афганистана.

Помимо этого, Ираном и Россией в 2000-е гг. решалась важнейшая общая проблема — достижение консенсуса по вопросу раздела Каспия. Отстаивая свои национальные интересы, Москва и Тегеран стоят в настоящее время на разных позициях по этому вопросу. Россия, а также Казахстан, Туркмения и Азербайджан выступают против иранского проекта раздела Каспия на равные сектора (по 20%) между пятью прикаспийскими государствами. Эти государства выступают за другой проект, по которому длина береговой линии каждого из прибрежных государств должна определить, какая часть Каспия отойдет под национальную юрисдикцию. Иран, береговой участок которого составляет всего 14% периметра Каспия, настаивает на равном разделе. Но в этом случае Россия потеряет 200 тыс. кв.км..

В конце 2000-х гг. вопрос Каспия обострился в связи с проектом строительства газопровода «Набукко», который посредством транскаспийского газопровода должен был получать туркменский газ. однако неурегулированность правового статуса Каспия сделала все эти планы весьма шаткими. Отсутствие общепризнанной морской границы позволила Ирану, например, заявить, что газопровод находится на его территории, подкрепив эти претензии весьма внушительным по меркам Центральной Азии военным потенциалом.

Переговоры о правовом статусе Каспия продолжаются и сейчас.

Проявлением достаточно непростых российско-иранских политических отношений стало фактическое блокирование вступления Тегерана в ШОС в качестве полноправного члена (Иран в 2005 г. вступил в ШОС в качестве наблюдателя). Причина этого, по-видимому, состоит в том, что Москва не хочет создавать дополнительных проблем для развитии этой организации, обусловленных противостоянием Ирана и ряда ведущих стран Запада.

Следует признать, что в период с июня 2009 г. произошло ухудшение российско-иранских отношений, причем на фоне сближения позиции РФ и стран Запада по иранской ядерной проблеме, что показала российско-американская встреча на высшем уровне 23 сентября 2009 г. в Нью-Йорке, где Президент РФ Д. Медведев сообщил: «Что касается санкций в отношении Ирана, то позиция россии здесь проста: санкции редко приводят к продуктивному варианту, но в отдельных случаях их использование является неизбежным, но это проблема выбора».

Первый толчок к ухудшению российско-иранских отношений был дан в середине июня 2009 г., когда в ИРИ прошли президентские выборы, на которых побеждал Ахмадинежад (опираясь на административный ресурс). Но консерваторы хотели убедительной победы, поэтому они пошли на фальсификацию итогов выборов. В результате возникли массовые беспорядки, которые были жестоко подавлены властями. Спустя несколько дней в Екатеринбурге состоялся саммит ШОС. Приняв участие в работе саммита, Ахмадинежад поставил российскую сторону в сложное положение, вынудив, по сути, признать его победу в избирательной компании, что сразу вызвало критику Москвы со стороны иранской оппозиции.

Следующее негативное событие произошло в конце сентября 2009 г., когда стало известно о тайном строительстве вблизи священного для шиитов иранского города Кум нового завода по обогащению урана. строительство такого ядерного объекта можно было оправдать с военной точки зрения ввиду возможности израильского ракетно-бомбового удара по аналогичному объекту в Натанзе. Но это полностью подрывало доверие к иранской ядерной программе со стороны России, которая в течение долгого времени не только спасала ИРИ от введенная жестких («травмирующих») санкций со стороны СБ ООН, но и продолжала сотрудничать с Ираном в области атомной энергетики, несмотря на мощное давление со стороны Запада.

Напряженность в российско-иранских отношениях еще более усилилась в декабре 2009 г., когда Ахмадинежад сделал достаточно провокационное заявление, проинформировав о своем намерении написать Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну письмо с требованием выплаты компенсаций Ирану за убытки, нанесенные другими странами во время Второй мировой войны. Это означало выставление финансовых претензий не только Вашингтону и Лондону, но и Москве.

В начале июня 2010 г. вице-президент ИРИ по правовым и парламентским делам Миртаджеддини, в ответ на поддержку со стороны Москвы новых международных санкций против Ирана, в интервью иранскому информационному агентству «Мехр» заявил, что «россия заплатит за то, что пошла по стопам американцев, и ее решение, без сомнения, вызовет всеобщее осуждение». По мнению В. Сажина, подобный тон неприемлем в международных отношениях и свидетельствует только об одном — иранское руководство расписывается в своем бессилии. В. Сажин в целом характеризует российско-иранские отношения как «настороженное партнерство».

Итак, российско-иранский политический диалог в 2000-е гг. охватывал широкий спектр двусторонних, региональных и международных вопросов, включая проблематику Каспийского моря, Центральной Азии, Закавказья, Афганистана, Ирака, а также борьбы с международным терроризмом и наркоторговлей. В начале-середине 2000-х гг. иранско-российские отношения постепенно двигались в сторону более тесного стратегического сотрудничества. Однако с конца 2000-х гг. все большую силу набирало «похолодание» российско-иранских отношений, что явилось логическим следствием как наблюдавшегося ранее «настороженного» партнерства, так и крайне неуступчивой политики нынешнего иранского руководства.

.2 российско-иранское промышленное и военно-техническое сотрудничество

отношения между Россией и Ираном в сфере промышленного и военно-технического сотрудничества развивались в 2000-е гг. на базе основополагающей общности геополитических интересов.

весьма развито российско-иранское сотрудничество в сфере атомной энергетики, которое заключается в постройке атомной электростанции в г. Бушере (первая АЭС в Иране и на всём Ближнем Востоке). Это сотрудничество носит исключительно мирный характер, так как реактор АЭС не предназначен для наработки плутония. Помимо этого, на Бушерскую АЭС распространяются гарантии МАГАТЭ, а Иран взял на себя обязательства по возврату в Россию облученного на станции ядерного топлива.

Строительство АЭС юго-восточнее г. Бушер было начато в 1975 г. западногерманским концерном Kraftwerk Union, подразделением Siemens. В 1980 г. правительство ФРГ присоединилось к санкциям США, введённым против Ирана после Исламской революции 1979 г., и строительство было прекращено. 24 августа 1992 г. правительства россии и Ирана подписали соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии, а на следующий день было заключено соглашение о продолжении строительства АЭС в Бушере. В настоящее время российская сторона практически выполнила свои обязательства по данному соглашению, хотя реализация этого была сопряжена со значительными трудностями. Так, первоначально планировалось запустить станцию осенью 2007 г., но из-за проблем с финансированием проекта и других затруднений, в том числе политического характера, предварительный срок запуска был перенесён на сентябрь 2009 г., а затем и на 2010 г. В мае 2010 г. начата «горячая обкатка» первой реакторной установки, а в ноябре 2010 г. Иран наконец-то осуществил пуск реактора АЭС в Бушере.

Предполагается, что для эксплуатации Бушерской АЭС в течение одного года с момента ее пуска будет создано российско-иранское совместное предприятие с участием ЗАО «Атомстройэкспорта». Его создание не предусмотрено контрактом и было инициировано российской стороной ввиду отсутствия опыта у иранских специалистов. Штат компании составит около 900 человек.

Стоит отметить, что Россия — единственное однако сотрудничество России и Ирана в энергетической сфере не ограничивается атомной энергетикой. В 2000-е гг. осуществлялись совместные проекты также в области тепловой и гидроэнергетики. Российская компания «Технопромэкспорт» осуществила, к примеру, недалеко от границы с Ираком строительство ТЭС «Табас», включающей два блока по 315 МВт..

Сотрудничество между Москвой и Тегераном в 2000-е гг. продолжалось как в областях высокотехнологической продукции, так и добычи (транспортировки) нефти и природного газа, строительства железных дорог в рамках проекта «Север-Юг», предусматривающего создание транспортного коридора от российско-финской границы до иранского порта Бендер-Аббас в Персидском заливе.

перспективной областью сотрудничества является нефтяная и газовая отрасль. Присутствие российских компаний на нефтяном и газовом рынке Ирана в 2000-е гг. и в настоящий момент ограничено. В Иране в 2000-е гг. (и сейчас) работали две российские нефтяные компании — «ЛУКойл» и «Татнефть». «ЛУКойл» совместно с норвежской компанией «Норск Хайдро» вела работы на нефтяном месторождении Анаран. В 2010 г. там добывалось до 100 тыс. баррелей нефти в день. Компания «Татнефть» сотрудничала с Министерством нефти Ирана в области новых технологий.

Работал в Иране в 2000-х гг. и российский газовый монополист «Газпром». российская компания осуществила инвестиции в разработку второй и третьей фаз освоения крупнейшего на Ближнем Востоке месторождения природного газа «Южный Парс».

российское присутствие в нефтегазовой сфере Ирана пока не слишком значительно, это объясняется высокой конкуренцией зарубежных компаний. Тем не менее, с 2008-2009 гг. идут переговоры о совместной разработке новых участков газового месторождения Южный Парс и о создании совместных предприятий с участием третьих стран. Стоит заметить, что в 2000-е гг. интересы России и Ирана часто сталкивались по вопросам цен на сырую нефть, несмотря на то, что обе страны являются крупнейшими экспортерами нефти и экономически нефтезависимыми странами. россия ясно выразила желание занять более весомое место на нефтяном рынке, в то время как Иран — обычно всегда агрессивно поддерживал снижение добычи с целью сохранения цен.

Международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг», активно формирующийся в настоящее время, должен стать основой транспортного союза ЕврАзЭС. МТК «Север — Юг» является, с одной стороны, российским транспортным коридором, предназначенным для транзитных, экспортно-импортных и внутренних перевозок. В то же время это и международный коридор, развивающий российскую магистраль на юг — в направлении Ирана и Индии — и на север, где он соединяется с европейскими транспортными коридорами.

Соглашением «О международном транспортном коридоре Север — Юг» был определен следующий маршрут МТК: из индийских портов до портов Ирана в Персидском заливе, далее по суше до Каспия, откуда грузы морским путем доставляются в российские порты Астрахань, Махачкала и Оля. Из российских портов грузы по железной дороге, внутренним водным путям с выходом в Балтийское и Черное море, а также при помощи автомобильных контейнерных перевозок отправляются в северном и западном направлениях.

Сомнения в рентабельности МТК «Север — Юг» не возникает. Так, в 1990-е гг. россия несла значительные экономические потери в связи с сокращением транзита иностранных грузов через свою территорию. Среди основных причин сокращения грузооборота в этот период назывались плохое состояние российских транспортных магистралей, а также проблема безопасности транспортировки грузов. Иностранные грузоотправители полагали, что затраты на безопасное сопровождение и страховку грузов сводили к нулю всю экономию от более короткого маршрута. В связи с этим они предпочитали платить за более долгий и более дорогой транзит через Суэцкий канал.

МТК «Север — Юг» способен составить серьезную конкуренцию транзиту через Суэцкий канал. Выгода транспортировки грузов по МТК очевидна. Стоимость доставки снижается на 30% по сравнению с доставкой через Суэцкий канал и Средиземное море. значительно сокращается и время доставки грузов. Путь через Суэцкий канал занимает 20 суток, в то время как по МТК — до 13 суток. Развитие МТК «Север — Юг» имеет важное значение не только для активизации евроазиатских транспортных, торговых и экономических связей в целом, но и служит базой для организации общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы ЕврАзЭС. Однако фактически значительного роста транспортных перевозок по МТК «Север — Юг» пока не наблюдается. Это связано, прежде всего, с серьезными сомнениями по поводу реальной эффективности функционирования МТК, поскольку транспортировка экспериментальной партии грузов и регулярная деятельность коридора не всегда совпадают по всем параметрам. Более того, россия пока не может обеспечить надлежащую четкость работы (соблюдение графика транспортировки) в течение достаточно продолжительного времени не только по МТК «Север — Юг», но даже по Транссибу, самому качественному российскому международному коридору.

Одной из причин недостаточного роста перевозок по МТК является незначительный интерес российских компаний к освоению нового рынка перевозок. Так, на Каспии россия представлена только одной полноценной компанией — «Совфрахт», перевозящая грузы в меридиональном направлении. Компания «Совфрахт» является стратегическим союзником иранской государственной компании IRISL, основная задача которой, определенная правительством Ирана, — обслуживание транспортного пути из Индии через Иран в Россию и далее в Европу. Но присутствие на Каспии только одной российской компании, даже такой крупной как «Совфрахт», недостаточно, учитывая рост торгово-экономических связей государств региона. кроме того, в 2000-е гг. участие Ирана в деятель МТК «Север — Юг» ограничивалось Каспийским морем, что не позволяло увеличить поток иранских грузов.

Пока в этот процесс не включатся крупные порты Волжско-Балтийского пути (Астрахань, Сызрань, Казань, Петрозаводск, Санкт-Петербург), а также порты на Балтийском море (Калининград, Клайпеда), деятельность МТК вряд ли будет эффективной. В этой связи очень показательно, что представительство иранской компании IRISL в Москве, недовольное низкой результативностью совместной деятель, решило самостоятельно работать в Петербурге и портах Балтии. очевидно, что российская сторона упускает немалые возможности в сфере перспектив развития транспортного бизнеса и получении значительных доходов. Высокая эффективность функционирования международного транспортного коридора «Север — Юг» не достижима, пока он существует как сугубо Каспийский проект.

В 2000-е гг. имело место и российско-иранское сотрудничество в космической сфере. Так, в 2002 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» подписал контракт с Институтом прикладных исследований ИРИ об изготовлении и запуске на орбиту космического аппарата Sinah-1, а также поставке в Иран оборудования наземной станции и макетов указанного космического аппарата. В октябре 2005 г. с космодрома «Плесецк» был запущен иранский космический аппарат дистанционного зондирования Земли Sinah-1. В январе того же года между Роскосмосом и ОАО «Авиаэкспорт» с одной стороны и Телекомуникационной компанией Ирана и Телекомуникационной инфраструктурной компанией Ирана, с другой, был подписан контракт на создание и запуск геостационарной системы спутниковой связи Zohreh.

однако дальнейшего развития российско-иранское сотрудничество в космической сфере не получило, так как Тегеран взял курс на кооперацию с Пекином с целью создания самостоятельной космической промышленности.

Несмотря на давление со стороны Запада, продолжалось в 2000-е гг. и российско-иранское военно-техническое сотрудничество, которое развивалось в строгом соответствии с действующими международно-правовыми нормами. В ходе визита в Москву Министра обороны Ирана 1-5 октября 2001 г. было подписано рамочное межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве между двумя странами.

Иранская армия имеет на вооружении значительное количество оружия и военной техники советского и российского производства. Это бронетанковая техника (танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры), орудия полевой артиллерии, зенитные средства (зенитные артиллерийские установки, зенитные ракетные комплексы, переносные зенитные ракетные комплексы), боевые самолеты, подводные лодки, стрелковое оружие и т.д. С иранской стороны имеется устойчивый спрос на новые военные поставки, в том числе запасных частей, боеприпасов, средств ремонта и обслуживания военной техники. Так, в течение 2006 г. Ирану были поставлены 29 зенитных ракетных комплексов «Тор М-1» на сумму 780 млн. долл., а в 2007 г. Тегеран получил 3 штурмовика Су-25УБТ. На иранских верфях в 2009 г. проводился ремонт дизельных подводных лодок проекта 877ЭКМ и осуществлена Модернизация 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24МК. Общий объем поставок Ирану только за 2005-2007 гг. период — 1,2 млрд. долл..

Возможности Российской Федерации удовлетворить Интерес Ирана к поставкам вооружений огромны. Однако в связи с принятием 9 июня 2010 г. резолюции 1929 СБ ООН реализация данных возможностей оказалась весьма затрудненной. Так, подписанный несколько лет назад контракт на поставку в Иран из резервов Минобороны россии пяти дивизионов зенитных ракетных систем среднего и дальнего радиуса действия «С-300 ПМУ-1» до сих пор не выполнен по политическим причинам. кроме того, в новую эру сотрудничества после 2000 г. ни одного контракта, сравнимого по масштабу с контрактами 1989-1991 гг., пока что не последовало. Судя по всему, односторонний разрыв Россией своих обязательств перед Ираном в 1990-е гг. под нажимом американцев больно задел иранскую сторону, сформировав в глазах иранцев образ России как нестабильного партнера. Однако можно предположить, что более существенным является фактор значительного изменения приоритетов национальной военно-технической политики Ирана в последние два десятилетия, связанный с попытками перехода к полному самообеспечению.

Итак, российско-иранское промышленное и военно-техническое сотрудничество в 2000-е гг. развивалось непросто, но без серьезных противоречий или разногласий, которые невозможно было бы разрешить нормальным путем. В результате сегодня у двух государств сложился целый ряд очень близких или совпадающих интересов как на региональном геополитическом уровне, так и в сфере двухсторонних связей. Основными направлениями российско-иранского экономического взаимодействия в 2000-е гг. были энергетика, сотрудничество в военной, нефтегазовой и транспортной сферах.

2.3 Сотрудничество россии и Ирана в сфере торговли и культуры

Привлекательность потенциала Ирана для расширения экономических связей с ним определяется не только его значительными природными богатствами, выгодным географическим положением, которое дает основание определять его как «доминантную ось» в Азии, но и состоянием его экономики. Свидетельством экономического развития страны является постоянный рост ВВП, который не остановился даже в мировой экономический кризис 2008-2009 гг. несмотря на разразившийся кризис, Иран остается платежеспособным государством: в начале 2009 г. его резервы составляли 81,7 миллиарда долларов, или более четверти ВВП, а внешний долг был равен всего 6,3 процента ВВП. Иранская экономика — крупнейшая экономика региона и входит в двадцатку крупнейших экономик мира.

Российско-иранское экономическое сотрудничество имеет свой наработанный в течение многих лет положительный опыт. У Москвы и Тегерана имеется довольно широкий перечень областей, сотрудничество в которых могло бы быть взаимовыгодным и эффективным. В 2000-е гг. сотрудничество между Москвой и Тегераном имело место не только в областях высокотехнологической продукции, нефтегазовой и транспортной сферах, но и в сфере поставок сырья, материалов, продовольствия и товаров легкой промышленности. До своего падения в 2009 г. отмечался достаточно устойчивый рост показателей экономического сотрудничества. Если в 2000 г. объем товарооборота между Россией и Ираном составил 603 млн. долл., то в 2005 г. — уже 2 млрд. долл. В 2006 г. он достиг 2,15 млрд. долл., т.е. увеличился в 3,1 раза по сравнению с 2000 г. В 2008 г. он превысил показатель в 3,7 млрд. долл. (рост по сравнению с 2007 г. — 12%). При этом экспорт РФ в ИРИ превысил 3,3 млрд. долл., а импорт — 401 млн. долл..

В 2009 г. закупки Россией иранских товаров существенно сократились, их доля в импорте составила 11,6%. В январе-феврале 2011 г. (как и в аналогичном периоде 2010 г.) доля Ирана во внешней торговле России составила 0,6%. доля России во внешней торговле Ирана в 2009-2010 гг. составляла 4,2% (для сравнения: доля Южной Кореи во внешней торговле Ирана — 7%).

структура товарооборота между Россией и Ираном является традиционной (она практически не изменялась с 2000 г.). В товарной структуре российского экспорта в Иран в 2009-2010 гг., как и в предыдущие годы, преобладали металлы и изделия из них — 68,23%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 8,05% (5,57%) и топливно-энергетические товары — 2,85% (5,04%). Основными товарами российского импорта из Ирана являются продовольственные и с/х товары — 81%, а также автомобили — 6,8%.

Импорт из ИРИ представлен товарами народного потребления и продовольственными товарами — 55%, а также, машинами и оборудованием (30%). В тоже время, доля российского импорта в Иран в 2008-2010 гг. не превышала 6% от величины общего объема импорта ИРИ. При этом доля ЕС в импорте составляла 22%, Китая — 15%, ОАЭ — 12%. В свою очередь, иранский импорт в РФ составил всего 0,2% российского импорта.

Слабым местом нашего взаимодействия остается инвестиционное сотрудничество, объем которого сейчас составляет менее 1% товарооборота. В 2007 г. стоимость инвестиционных потоков между РФ и ИРИ составила всего 1,9 млн. долл., а объем накопленных взаимных инвестиций — 177 млн. долл. В тоже время российские организации и компании осуществляют преимущественно прямые Инвестиции в иранскую экономику. Накопленные же иранские Инвестиции в России (по данным за 2009 г.) составили 896 тыс. долл..

очевидно, что российские компании, которые связаны с рынком или финансовыми организациями США, стараются максимально ограничивать свою деятельность на территории ИРИ из-за опасения попасть под американские санкции даже в условиях существенного снижения конкуренции на иранском рынке со стороны крупных западных компаний. Не стоит забывать и о сложностях чисто технологических — в Иране не принимаются карточки международных платежных систем. В стране выстроена совершенно обособленная банковская система, а местные кредитные учреждения связаны законами о ведении бизнеса на основе исламских норм.

С начала наступившего века благодаря комплексной поступательной работе обеих сторон отношения россии и Исламской Республики Иран далеко выходят за рамки политики и экономики. Инициируются гуманитарные контакты, проводятся регулярные культурные и спортивные мероприятия. Развивается сотрудничество субъектов РФ с городами и провинциями Ирана. Наиболее активно с российской стороны в этом участвуют Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Астраханская, Волгоградская, Нижегородская и Омская области.

В 2001 г. было открыто Генеральное консульство Исламской Республики Иран в г. Астрахани. Это означает широкую развитость социально-культурных отношений в указанном регионе между двумя государствами. В Астрахани открыто отделение персидского языка и иранистики на базе Астраханского государственного университета (АГУ). Функционируют курсы по изучению персидского языка на базе Астраханского государственного технического университета. Во всех крупных университетах Ирана открыты отделения русского языка. Для российских студентов, непосредственно занимающихся изучением персидского языка, проводятся ежегодные олимпиады по персидскому языку и литературе, литературные конкурсы на соискание премии Фирдоуси.

между АГУ и университетами северных провинций Ирана в 2002-2003 гг. были установлены прямые связи, в результате которых реализуются программы обмена студентами и преподавателями. Для оказания помощи в подготовке национальных кадров Министерство образования россии на регулярной основе выделяет государственные стипендии для приема на обучение иранских граждан в российских вузах. С 2008 г. в год выделяется 20 таких государственных стипендий.

В культурной сфере осуществляются регулярные совместные мероприятия, например — Дни культуры (дни культуры России в Иране — 2006 г., Дни культуры Ирана в россии — 2007 г., Дни культуры Ирана в Астрахани — 2009 г.). При поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, российского института культурологии, Культурного центра при посольстве Исламской республики Иран в Москве и российской академии наук проводились международные научные конференции «россия-Иран: диалог культур».

После одного из официальных визитов Генерального консула Исламской Республики Иран в г. Астрахани в Астраханскую областную научную библиотеку в дар было передано 66 экземпляров книг на персидском, арабском и английском языках. среди подаренных книг большая Исламская энциклопедия, 16 экземпляров которой на выпущено арабском языке и только 6 — на персидском, а также Сафихат Имама Хомейни — по 22 экземпляра на персидском и английском языках. Следует отметить, что в России значителен Интерес к иранской литературе. В нашей стране очень любят творения великих иранских поэтов, таких как Хафез, Фердоуси, Хайям. русская литература в Иране также пользуется большой популярностью.

Осуществляется регулярный обмен музыкальными и другими творческими коллективами. российские кинокартины принимают участие в тегеранских международных фестивалях короткометражных и анимационных фильмов. В свою очередь, в рамках прошедшего в Казани в 2009 г. фестиваля «Золотой минбар» был организован показ фильмов молодых иранских кинематографистов. Еще раньше, в начале 2007 г. в некоторых городах России были организованы представления древнего иранского драматургического жанра «тазие» («оплакивание»). В Северной Осетии в 2007 г. прошел кинофестиваль детских фильмов под девизом «Дети Ирана — детям Беслана». Творческие мероприятия очень хорошо принимались российской публикой.

В 2009 г. было получено согласие иранских властей на возобновление работы в г. Тегеране российского Культурного центра, что позволило еще больше активизировать двустороннее сотрудничество в области культуры. эффективная работа Культурного представительства Ирана при посольстве ИРИ в россии подтверждает это. В 2010 г. в России побывал руководитель организации культуры и исламских связей Ирана. Иран посетила российская делегация по межрелигиозному диалогу от православной церкви.

апреля 2011 г. в белом зале Государственной публичной исторической библиотеки россии открылась выставка «Иран и иранская Интерес уникальный, сохранившийся в единственном экземпляре рукописный трехъязычный словарь Д.П. Ознобишина, русского поэта пушкинского круга. Он увлекался персидской поэзией, переводил на русский язык произведения Саади, Хафиза. Отдельную витрину занимает книга С. Дашкова «Цари царей — Сасаниды. Иран III — VII вв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях», которая вошла в число победителей международного конкурса «Книга года», ежегодно объявляемого в Иране.

Можно отметить и расширяющиеся контакты между мусульманами России и Ирана. Такие связи осуществляются главным образом посредством сотрудничества с Духовным управлением мусульман россии. Различные конференции, посвященные мусульманской молодежи и ознакомлению россиян с пророками ислама, конкурсы чтецов священного Корана, издание книг — все это результаты совместной деятельности.

вместе с тем, Иран относится к числу самых непосещаемых россиянами стран, причина чего видится в сложившихся стереотипах и западной пропаганде, направленной против Ирана. Напротив, поток туристов из Ирана в Россию в 2000-е гг. увеличился. Россияне же, кто хоть раз побывал в Иране, говорят: «Оказывается, Иран абсолютно иной, чем мы думали раньше, он лучше!». Представляется, что Иран должен поменять подход к организации туризма, сделать акцент на культурный туризм. Тогда и россияне станут чаще выбирать эту страну для отдыха.

таким образом, несмотря на отдельные успехи, а также имеющиеся возможности и перспективы сотрудничества Ирана и России в экономической и торговой сферах, в целом современные российско-иранские экономические отношения достаточно слабы. Перспективы же дальнейшего экономического сотрудничества между нашими странами крайне неясны, так как в отношении ИРИ введены санкции со стороны СБ ООН, США и ряда других ведущих государств. Культурное сотрудничество между Россией и Ираном в 2000-е гг. развивалось достаточно активно, что способствовало укреплению дружбы и добрососедства между нашими народами.

Заключение

Отношения русского государства и Ирана имеют многовековую историю, причем в истории российско-иранских отношений было много разных событий, как положительных, так и отрицательных. однако всегда стороны чувствовали и осознавали значимость друг для друга. Начало ХХI в. явилось и началом нового этапа во взаимоотношениях двух стран.

На развитие отношений россии и Исламской Республики Иран в 2000-е гг. оказывали влияние несколько факторов, многие из которых не утратили своего значения и сегодня. Геостратегическое положение обоих государств позволяет им осуществить ряд совместных проектов (коммуникации, перевозки, взаимодополняемые производства и др.), двухстороннего сотрудничества. Россия и Иран имеют общий Интерес в том, чтобы совместными усилиями противостоять попыткам ограничить их участие в каспийских нефтяных проектах и вопреки всему сохранить свое влияние на развитие общей ситуации в зоне Каспия. вместе с тем, в 2000-е гг. сотрудничество России и Ирана было отягощено развитием ситуации вокруг иранской ядерной программы. Политика России на иранском направлении находилась под пристальным вниманием Запада, особенно США.

Политика России в отношении ИРИ в 2000-е гг. во многом определялась особенностями целей и задач российской внешней политики в рассматриваемый период. прежде всего, это было верховенство внутренних задач россии над внешними, обеспечение устойчивого экономического развития страны, что подразумевало создание благоприятных внешних условий, в том числе стабильной международной ситуации по периметру российских границ. Последнее, в свою очередь, невозможно осуществить без соблюдения норм международного права, являющихся основой межгосударственных отношений. В этой связи большую роль в развитии политического взаимодействия россии с Ираном играли в 2000-е гг. контакты на высшем и высоком уровнях.

Российско-иранский политический диалог в 2000-е гг. охватывал широкий спектр двусторонних, региональных и международных вопросов, включая проблематику Каспийского моря, Центральной Азии, Закавказья, Афганистана, Ирака, а также борьбы с международным терроризмом и наркоторговлей. В начале-середине 2000-х гг. иранско-российские отношения постепенно двигались в сторону более тесного стратегического сотрудничества.

С конца 2000-х гг. все большую силу набирало «похолодание» российско-иранских отношений, что явилось логическим следствием как наблюдавшегося ранее «настороженного» партнерства, так и крайне неуступчивой политики нынешнего иранского руководства. однако это не изменило основную линию российского руководства по предотвращению решения «иранского вопроса» силовым путем.

Отношения между Россией и Ираном в сфере промышленного и военно-технического сотрудничества развивались в 2000-е гг. на базе основополагающей общности геополитических интересов. основными направлениями российско-иранского экономического взаимодействия в 2000-е гг. были энергетика, сотрудничество в военной, нефтегазовой и транспортной сферах. Сотрудничество в данной сфере развивалось непросто, но без серьезных противоречий или разногласий, которые невозможно было бы разрешить нормальным путем. В результате сегодня у двух государств сложился целый ряд очень близких или совпадающих интересов как на региональном геополитическом уровне, так и в сфере двухсторонних связей.

Однако, несмотря на ряд проблем, Россия и Иран потенциально являются сегодня государствами-партнерами, как в плане двусторонних экономических и торговых отношений, так и в плане регионального сотрудничества. Взаимовыгодность сотрудничества наших государств очевидна и имеет большие перспективы.

список литературы

Нормативно-правовые акты

Устав Организации Объединенных Наций. вместе с «Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи». Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945. Правила с изм. и доп. от 31.12.1978 // Действующее международное Право. Т. 1. — М.: Московский независимый институт международного права, 1996. — С. 7-33.

Договор о нераспространении ядерного оружия. Одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 г. // <#"justify">Научная и учебная литература

Гайказов М. россия и Иран: из истории взаимоотношений // россия и мусульманский мир. — 2004. — № 5. — С. 118-122.

Гушер А. Иран и россия: что мешает их дальнейшему сближению? // Азия и Африка сегодня. — 2007. — № 5. — С. 62-67.

Драганов А. Иран как региональный геополитический игрок // россия и мусульманский мир. — 2010. — № 2. — С. 134-139.

Дробот Г.А. анализ внешней политики России // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. — 2011. — Т. 254. — № 3. — С. 4-12.

Каменева М.С. Личность и взгляды Имама Хомейни // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. — 2010. — № 4. — С. 150-153.

Каменева М.С. россия и Иран: история и современность // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. — 2009. — № 4. — С. 157-164.

Каратаева К.Е. МТК «Север-Юг»: новые возможности или повторение старых ошибок? // проблемы национальной стратегии. — 2009. — № 1. — С. 128-147.

Касаткин Д. россия — Иран: новые ориентиры научного и культурного сотрудничества // Азия и Африка сегодня. — 2007. — № 12. — С. 53.

Кирсанов А.И. Афганистан как наркогосударство // Колосов Е.Н., Колосова Н.Н. В исламском Иране // География в школе. — 2009. — № 2. — С. 23-28.

Красинский В.В. проблемы легитимации власти после президентских выборов в Иране // Современное Право. — 2010. — № 1. — С. 138-142.

Кудрявцев А. Влияние внешнего фактора на внутриполитические процессы современного Ирана // россия и мусульманский мир. — 2010. — № 11. — С. 147-160.

Лукоянов А. Современный Иран: перспективы развития страны // Россия и мусульманский мир. — 2009. — № 2. — С. 108-116.

Мамедова Н.М. взаимные интересы России и Ирана и их эволюция // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. — 2007. — № 4. — С. 129-135.

Мамедова Н.М., Раванди-фадаи Л.М., Сулейманов Р.Р. революция в Иране: цивилизационный феномен и его перспективы // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. — 2010. — № 5. — С. 159-163.

Мамедова Н. россия и Иран: состояние и перспективы взаимодействия // россия и мусульманский мир. — 2004. — № 4. — С. 183-194.

Мирский Г.И. Иран: трещина в системе // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 11. — С. 3-13.

Михалёва М. Каспий — зона соперничества или сотрудничества? // Россия и мусульманский мир. — 2010. — № 1. — С. 55-63.

Муртузалиева С.Ю. проблемы эффективности развития внешнеэкономических связей России // проблемы современной экономики. — 2010. — № 4 (36). — С. 34-39.

Ногаев Н.Э. Иран и россия: динамика взаимоотношений в начале XXI века // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2008. — № 2. — С. 34-39.

Пашковская И.Г. Газопровод «Набукко»: проект создания // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — № 4. — С. 71-80.

Перепёлкин Л. Иран как барометр международных отношений // Азия и Африка сегодня. — 2007. — № 6. — С. 17-18.

Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2000). Учебник для вузов / Под ред. А.С. Протопопова. — М.: аспект Пресс, 2001. — 344 с.

Сажин В. Иранский узел // Евразия. — 2003. — № 5. — С. 11-16.

Селянина Ю.Г. Малые и средние экономики Ближнего Востока и Северной Африки в условиях мирового финансового кризиса // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 3(35). — С. 36-42.

Соколова Е.П. Приемы политической манипуляции в период выборов Президента российской Федерации 1996 года (по материалам региональной прессы) // Социум и Сухоруков С.А. Иран: между Британией и Россией. От политики до экономики. — СПб.: Алетейя, 2009. — 174 с.

Сюкияйнен Л.Р. об изучении правовых основ исламской экономики // Финансовое Право. — 2006. — № 3. — С. 31-35.

Такей Р. Время для разрядки в отношениях с Ираном // россия и мусульманский мир. — 2007. — № 8. — С. 103-118.

Талибзаде С.Х. восприятие творчества российских мыслителей (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева) в современном Иране // вопросы филологии. — 2008. — № 2. — С. 89-97.

Тимошина Т.М. Экономическая история россии. Учебное пособие. — М.: Юстицинформ, 2007. — 416 с.

Файзуллаев Д. российские интересы в Иране // Россия и мусульманский мир. — 2006. — № 9. — С. 147-159.

Шарко С.В. Перспективы ШОС в качестве интеграционной системы нового типа // Мир и политика. — 2010. — № 47. — С. 93-104.

Шоджаи М. Преподавание русского языка в Иране // Русский язык за рубежом. — 2007. — № 4. — С. 92-96.

Юртаев В.И. Иран: регионализация и геополитика // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. — 2010. — № 4. — С. 19-28.

Интернет-сайты

В Москве открылась международная конференция «Россия-Иран: диалог культур» // #»justify»>Волошин А.И., Алексеева З.И., Беляева Н.А. и др. россия и Азия — Геополитическая стратегия Российской Федерации // #»justify»>1.

Учебная работа. Российско-иранские отношения