Учебная работа. Роль и значение международных торгов в современных условиях

Роль и Роль и

План

1.Международные торги (тендеры): содержание понятия

2.критерии классификации. Виды торгов

3.Конкурентные закупки (прокьюремент)

.преимущества и области использования международных тендеров

.Государственные закупки

.Международно-правовая регламентация тендерных процедур

1. Международные торги (тендеры): содержание понятия

Современное предприятие независимо от его размеров функционирует в исключительно конкурентном, глобальном бизнес-окружении, требующем переориентации на новую философию хозяйствования. Это вызвано в первую очередь научно-технической революцией, процессами глобализации международной экономической системы, изменением социальных целей национальных политик и режимов регулирования.

Одним из наиболее важных элементов интегрирования предприятия в глобализированную экономику является международная торговля, в том числе и через участие в международных конкурсных торгах (тендерах).

Торги (тендеры) являются одной из наиболее распространенных в современной международной практике форм торговли.

Торги — это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на поставку товара, предоставление услуг или осуществление работ с заранее определенными характеристиками, и после сравнения полученных к определенному сроку предложений выбирает наиболее выгодное (по цене и другим коммерческим или техническим условиям). Проведение международных торгов предполагает привлечение иностранных участников.

Таким образом, международные торги (International bid, tenders)-это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов (по цене и другим коммерческим и техническим условиям).

Организаторами торгов могут выступать правительственные органы, муниципальные советы, общественные организации и частные фирмы различных стран.

Тендер проводит либо сам заказчик, либо уполномоченная им организация, фирма.

В мировой практике объекты тендеров подразделяются на три категории:

товары — предметы любого вида и описания, в том числе сырье, изделия, оборудование, программные продукты, электрическая энергия, а также услуги, сопутствующие поставкам товаров, если стоимость таких сопутствующих услуг не превышает стоимости самих товаров;

работы — любая работа, связанная со строительством, реконструкцией, сносом, ремонтом или обновлением здания, сооружения или объекта, в том числе подготовка строительной площадки, выемка грунта, возведение, монтаж оборудования или материалов, отделочные работы, а также сопутствующие строительные услуги, если стоимость этих услуг не превышает стоимости самого строительства;

услуги — любой предмет закупок помимо товаров (работ).

Некоторые специалисты распределяют предметы закупки по этим категориям, руководствуясь иными критериями, например: услуги — любые нематериальные продукты, в том числе интеллектуальные; работы — все, что связано со строительством и ремонтом; товары — материальные продукты, а также «серийное» программное обеспечение.

. критерии классификации. Виды торгов

Торги можно классифицировать следующим образом:

1)по виду предмета торгов:

a)торги на Право заключения договора купли-продажи;

b)торги на Право заключения договора подряда;

2)по составу участников:

a)национальные (местные) торги;

b)международные торги;

с)торги с участием единичных участников;)торги с участием групповых объединений (консорциумов);

3)по финансовым условиям:

a)торги с предложением цены участникам;

b)торги с предложением участникам скидки с максимальной цены, установленной заказчиком;

4)по степени первичности выставляемого заказа:

a)первичные торги;

b)вторичные торги;)третичные торги;

5)по степени информированности участников:

a)гласные торги;

b)негласные торги;

6)по способам отбора участников:

a)открытые торги;

b)закрытые (ограниченные) торги;)единичные торги;

7)по процедурам выбора:

a)обычные торги;

b)упрощенные торги;

8)по предмету торгов:

a)торги на поставку товаров;

b)торги на выполнение работ и оказание услуг;

9)по процедуре допуска:

a)торги с квалификационным отбором;

b)торги без квалификационного отбора.

Открытые торги (open tenders).Открытые торги позволяют реализовать принципы эффективности, гласности и честной конкуренции. К участию в открытых торгах привлекаются все желающие фирмы и организации, как местные, так и иностранные. К открытым торгам прибегают в основном государственные и общественные учреждения, которые размещают заказы на стандартное и универсальное оборудование, несложные услуги, а также на небольшие по объему подрядные работы. Конкурсы, проводящиеся на заемные средства (например, на средства из федерального бюджета или на средства, кредитованные Мировым банком на проведение данного мероприятия), всегда бывают открытыми.

Открытые конкурсные торги проводятся по следующим правилам:

§опубликование в открытой печати приглашения к участию в торгах, возможна дополнительная публикация в Интернете, а также отдельным поставщикам могут быть направлены специальные адресные приглашения. О крупных торгах объявляется за 2-4 и более месяцев до дня проведения, об обычных — за 1- 1,5 месяца, о небольших — иногда за 20 дней. В объявлениях об открытых торгах коротко сообщаются только основные сведения: название организации, проводящей торги; номер тендера; наименование, характер и количество закупаемого оборудования (или назначение и характеристика строительного объекта); порядок и срок представления предложений; адрес, по которому можно получить все необходимые сведения.

§обеспечение достаточного времени для подготовки и представления конкурсных заявок претендентами;

§обеспечение одинаковых условий и равных прав всем участникам торгов;

§установление четких и объективных критериев оценки;

§выявление победителя торгов и заключение с ним контракта в соответствии с условиями, установленными в конкурсной документации, а также, вскрытие и оглашение предложений тендерным комитетом в присутствии представителей фирм, участвующих в торгах, публикация итогов торгов в печати.

Разновидностью открытых торгов являются открытые торги с предварительной классификацией.

Они проводятся в два тура. В первом туре принимают участие все желающие соискатели. Предварительный отбор осуществляется с помощью самостоятельной конкурсной процедуры — «предквалификации».

Оференты представляют в тендерные комитеты материалы, подтверждающие их компетентность и опыт в выполнении подобных заказов. В материалах перечисляются объекты, в сооружении которых они принимали участие, приводятся отзывы покупателей и заказчиков. Задачей предварительного квалификационного отбора является определение технических, организационных, экономических возможностей потенциальных претендентов выполнить обязательства по контракту. Цель ограничения потенциального числа участников в данном случае не ставится.

Во втором туре участвуют только фирмы, отобранные тендерным комитетом на основе анализа представленных материалов. Среди отобранных претендентов проводится тендер по правилам, установленным для «открытых процедур».

Обычно в открытых предквалификационных торгах принимают участие до нескольких десятков фирм и консорциумов. Объявления о проведении открытых торгов публикуются покупателями (заказчиками) в газетах или специализированных журналах, поэтому часто такие торги называют публичными.

Применение открытых тендерных процедур, обеспечивая широкую гласность, позволяет добиться максимальной конкуренции и выбрать наиболее дешевый и в то же время качественный товар, услугу, следовательно, в полной мере гарантирует соблюдение принципа разумного расходования средств.

Но при всей значимости и важности открытых торгов для обеспечения эффективности расходования средств нельзя не видеть и определенные недостатки этого способа закупки. К их числу, в первую очередь, можно отнести следующее:

§длительность процедур проведения конкурсных торгов;

§значительные затраты заказчика по планированию торгов, подготовке конкурсных документов, рассмотрению конкурсных предложений и выявлению победителей;

§существенные затраты участников на подготовку конкурсных предложений, их прямые финансовые затраты, связанные с покупкой тендерной документации и получением необходимых гарантий, за которые коммерческие банки часто берут достаточно ощутимую плату.

Закрытые торги (closed tenders). К участию в закрытых торгах приглашаются лишь определенный список фирм (5-7), которым высылаются специальные приглашения.

заказчик в этом случае персонально приглашает к участию в торгах всех солидных известных в данной области производства фирм, имеющих большой опыт и хорошо технически вооруженных поставщиков и исполнителей, которые, по его мнению, способны справиться с заданием. Публикация приглашения и процедура предквалификации в этом случае не производятся. В результате составляется «краткий список» возможных поставщиков, количество которых должно быть достаточно большим, так как только в этом случае может быть обеспечена нормальный ход процедуры.

Закрытые торги — менее затратное по времени мероприятие.

Единичные торги. В этом случае привлекается к участию одна фирма (оферент) без привлечения конкурентов, но соблюдается вся внешняя процедура торгов по правилам данной страны. Поскольку данный метод исключает конкуренцию, в Руководстве по применению Типового закона подчеркивается, что его использование допускается лишь в чрезвычайных экономических обстоятельствах, при которых такая закупка может предотвратить серьезный ущерб. например, когда какому-либо предприятию, на котором занята большая часть населения какого-либо региона или города грозит закрытие, если не будет заключен договор о закупках, а также когда необходимый товар можно приобрести только у единственной фирмы-монополиста, а заключение прямого контракта запрещается законами данной страны. Признается, что решение о применении метода закупок из одного источника, как правило, должно применяться на высших уровнях правительства.

Гласные торги. При гласных торгах цены, предложенные соискателями, объявляются публично в присутствии представителей всех участников торгов в назначенный день и час при открытии торгов. Кроме того, решение о победителях, а также о ценах других участников публикуются в печати, и сообщается заинтересованным лицам.

Негласные торги (non-public tenders).При негласных торгах не объявляется ни состав участников, ни предложенные ими цены. Они проводятся в отсутствие участников и без публикации результатов. А решение о победителях сообщается в конфиденциальном порядке. Обычно такие торги проводятся, если планируются аналогичные заказы и нецелесообразно информировать поставщиков и подрядчиков об уровне приемлемых для заказчиков условий.

В мировой практике могут применяться «двухэтапные торги» (двухстадийный тендер) — тендерная процедура, в соответствии с которой тендерный процесс разбивается на две стадии.

первая — предусматривает в составе приглашения на участие лишь самое общее описание предмета закупки. В ответ на них потенциальные претенденты подают предложения, содержащие технические, технологические и качественные характеристики предлагаемых товаров, работ или услуг или возможные условия продажи, но без указания цены. Оценка таких предложений производится только с точки зрения технико-экономических аспектов.

Вторая — подача окончательных технических предложений, отобранных на первом этапе фирм с указанием цены и всей требующейся в тендерной документации информации проводится как обычная тендерная процедура. Ей могут предшествовать переговоры между закупочной организацией и претендентами.

В отличие от рассмотренных выше конкурсов в двухстадийном инициатор может вносить изменения в конкурсные условия, а претендент на каждом этапе может уточнять, дополнять и изменять содержание своих конкурсных документов.

Двухстадийные торги являются наиболее сложными и применяются, как правило, в тех случаях, если:

не представляется возможным определить предварительно точные технические и качественные параметры заказываемых товаров, работ и услуг;

  • существуют различные возможности удовлетворения потребности закупки;
  • предметом закупки является научное исследование, эксперимент или другие проекты, услуги специфического характера.

3. Конкурентные закупки (прокьюремент)

Прокьюремент (или «искусство закупать») берет свое начало еще со времен великой Римской империи, когда важнейшие функции по обеспечению многочисленных легионов всем необходимым (от провианта до вооружений) лежали на плечах прокуратора (от лат. «попечитель», «управитель»). Современная мировая практика разработала систему мер и процедур, получивших название прокьюремент.

Прокьюремент — совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя при проведении закупочной кампании посредством конкурсных торгов.

Таким образом, прокьюремент представляет собой взаимосвязанную систему, включающую:

−планирование закупок;

−определение целесообразности предложенной закупки;

−регламентирование закупок;

−проведение закупок;

−контроль закупок.

Одним из основных инструментов прокьюремента являются конкурентные закупки, в первую очередь торги (конкурсы, тендеры).

В основу прокьюремента заложены следующие принципы:

  • открытость (гласность);
  • равноправие (справедливость);
  • экономичность;
  • эффективность;
  • ответственность.
  • основным принципом прокьюремента, по мнению большинства специалистов, является открытость (гласность). Она заключается в том, что все этапы проведения конкурсных торгов, начиная с установления условий их проведения до объявления победителей, осуществляются публично, и каждый участник имеет возможность с ними ознакомиться. многолетний мировой опыт показывает, что открытость является самым сильнодействующим средством от коррупции.
  • Принцип равноправия (справедливости) заключается в том, что условия проведения торгов, принципы, критерии и порядок определения победителя устанавливаются заранее, и для всех участников одинаковые. Кроме того, принципы прокьюремента не позволяют менять эти условия в ходе проведения конкурсных торгов. Категорическим требованием процедур прокьюремента является недопущение дискриминационных мер по отношению к кому-либо из участников.
  • Принцип эффективности нацеливает на максимальный конечный результат проведения конкурсов, чтобы в итоге были осуществлены закупки требуемых ресурсов с максимальной экономической выгодой для покупателя.
  • Принцип экономичности означает, что процедуры тендера должны осуществляться с минимально возможными затратами ресурсов.
  • В определенной степени экономичность влияет на конечную эффективность.
  • Принцип ответственности означает, что все уполномоченные лица (сам заказчик) отвечают за свои действия не только в административном порядке, но и юридически. Все условия контракта должны обязательно выполняться и при любых условиях, что особенно важно в современных условиях.
  • 4. преимущества и области использования международных тендеров
  • международный торги тендер закупка прокьюремент
  • Торги в зарубежной торговой практике играют важную роль, ежедневно в мире проводятся тысячи тендеров, по ним присуждаются многомиллионные контракты.
  • Широкое использование тендеров связано с тем, что они являются более эффективным способом заключения сделок по сравнению с традиционными.
  • Их проведение позволяет:
  • − расширить круг участников переговоров и выбрать партнера, обладающего наиболее конкурентоспособным товаром, со стабильным финансовым положением;
  • − добиться наиболее благоприятных условий контракта (оптимальные цены, условия финансирования, гарантии и т.д.) за счет обострения конкуренции среди потенциальных продавцов и поставщиков.
  • Кроме того, процедуры тендеров позволяют обеспечить непредвзятый выбор поставщика (продавца) при условии соблюдения жесткого регламента их проведения и использования единообразных, ясных и беспристрастных правил, предъявляемых ко всем участникам. В связи с чем, законодательства целого ряда стран предусматривают, что правительственные заказы на приобретение товаров, услуг или осуществление работ, как правило, в объемах, превышающих определенный лимит (порог), могут размещаться только через торги, причем в основном международные, т.е. с привлечением иностранных участников. Четко установленные правила и процедуры в законодательных актах дают возможность избежать коррупции и других недобросовестных действий со стороны фирм и компаний, борющихся за получение госзаказов и контролировать эффективность расходования бюджетных средств.
  • На международные торги выставляются заказы на поставку товаров народного потребления и средств производства, оказание инжиниринговых услуг, разработку месторождений полезных ископаемых и сооружение различных комплектных объектов промышленности и инфраструктуры. Заказы на сооружение объектов капитального строительства могут включать полный комплекс услуг (изыскания и исследования, проектирование, строительство, поставку и наладку всего комплекса оборудования). На торгах также могут распределяться экспортные квоты. таким образом, номенклатура товаров, выставляемых на торги, широка и разнообразна, включает как товары в материально-вещественной форме, так и услуги. Международные торги применяются и для выбора иностранных партнеров при создании совместных предприятий.
  • наиболее часто торги при правительственных заказах применяются развивающимися странами. На их долю приходится до 80 % общего числа проводимых в зарубежных странах торгов на машины и оборудование. широкое распространение торгов в развивающихся странах тесно связано с усилением там государственного вмешательства как в сферу производства, так и в сферу внешней торговли. В большинстве развивающихся стран действующее законода обязывает импортеров закупать за границей товары, в особенности оборудование, стоимость которого превышает определенную сумму, только через торги. Такие страны, как Бирма и Египет, где осуществлена государственная монополия внешней торговли, практически весь импорт товаров и все подрядные операции осуществляют через торги. В целом в развивающихся странах от 20 до 40 % всех импортируемых товаров (по стоимости) ввозится государственными организациями преимущественно путем организации торгов.
  • В связи с ростом государственной собственности в промышленно развитых странах торги все шире применяются для осуществления закупок и выполнения подрядных работ государственными хозяйственными предприятиями — электростанциями, угольными шахтами, железными дорогами и др. Наибольшее количество торгов проводится в ЮАР, Австралии и новой Зеландии, а также в США, Канаде, Франции, Германии, Италии и Исландии.
  • В Республике Беларусь международные торги являются одним из инструментов осуществления государственных закупок, работ, услуг. В настоящее время в республике активно формируется система проведения торгов в форме тендеров (конкурсов).
  • 5. государственные закупки
  • Поставка товаров для государственных нужд — довольно сложная и многогранная проблема, решение которой обеспечивается в рамках специально создаваемой системы — системы поставок товаров для государственных нужд или системы государственных заказов.
  • Система общественных заказов является частью общей экономической системы и во многом определяется ею. В свою очередь, система общественных заказов оказывает существенное влияние на экономику государства. В какой степени развит рынок, в такой степени и развита система госзаказов. Цивилизованная система госзакупок — это атрибут рыночной экономики.
  • Система общественных заказов в странах с традиционной рыночной экономикой (например, США, Франция или Германия) создавалась десятилетиями, отрабатывается и совершенствуется до сих пор, эффективно решая поставленные задачи. Что касается стран Восточной Европы, первыми к перестройке своих экономических систем госзакупок приступили Польша, Венгрия, Чехия. основы национальных систем госзакупок в этих странах были созданы уже в 1994-1995 годах.
  • Практически вслед за ними начали формировать рыночные системы общественных заказов Россия, Беларусь, Литва. В значительной мере этому способствовали отмена обязательного государственного заказа на производство и поставку продукции, идущей на государственные нужды, а также произошедшие в последнее время фундаментальные технико-организационные и структурные сдвиги в хозяйстве, развитие информационных технологий и достаточно высокая степень зрелости рыночных отношений.
  • Национальные системы госзаказов, как правило, уникальны и универсальны для различных субъектов. Их сложность и особенности обусловлены многоотраслевым характером государственных нужд, огромным количеством участников, различающихся по различным ведомствам, а также спецификой внешних и внутренних факторов.
  • Госзакупки −это коммерческие операции по приобретению товаров, работ или услуг государственным покупателем. Покупателями или заказчиками являются государственные органы или учреждения. продавцы или поставщики, подрядчики − это различные частные фирмы, компании.
  • При проведении закупок правительство стремиться достигнуть следующих целей:
  • экономия;
  • эффективность;
  • подотчетность;
  • поддержка отечественной промышленности и обеспечение занятости населения;
  • другие специфические цели (национальная безопасность, региональная интеграция, социальное равенство и т.д.).

Рынок государственных закупок составляет существенную часть оборота международной торговли. Объемы закупок государств значительно превышают закупки компаний, даже самых крупных. Конкурсные же механизмы наиболее эффективны именно при крупных закупках.

. Международно-правовая регламентация тендерных процедур

порядок проведения международных торгов регламентируется рядом документов, имеющих различный правовой статус. Среди них можно выделить:

1.международные соглашения;

2.рекомендации международных организаций;

.национальные законодательные акты.

К первой группе документов относится соглашение ГАТТ (ВТО) « О правительственных закупках", принятое в ходе Токийского раунда переговоров в 1979 году. Оно было разработано группой "Нетарифные ограничения" для ликвидации скрытых и явных условий в тендерном законодательстве стран — участниц ВТО, направленных на протекцию отечественных товаров или поставщиков. Соглашение призвано обеспечить необходимую открытость процедуры торгов и свободную конкуренцию их участников, в нем предусматривается предоставление национального режима благоприятствования иностранным поставщикам или их подрядчикам.

В Соглашении "О правительственных закупках" содержатся общие правила проведения торгов, включая порядок предквалификации участников, сроки опубликования информации о проведении конкурса, требования к тендерной документации, принципы предоставления, получения и вскрытия предложений, правила присуждения контрактов и ряд других специфических норм. Предусмотрены также меры по контролю за соблюдением данного соглашения.

фактически его можно рассматривать как общие типовые нормы, которым должно соответствовать национальное тендерное законодательство стран-членов ВТО.

"руководство по заключению контрактов в развивающихся странах", изданное ЮНИДО, содержит материалы по заключению торгов на объекты капитального строительства. В нем предлагаются типовые формы контрактов тендеров, содержится перечень требований к тендерной документации, определен список документов и информации, которые могут быть использованы при проведении предварительной классификации, указывается перечень документов, подготавливаемых консалтинговыми фирмами в ходе проведения торгов, и содержится ряд других рекомендаций. Использование этого руководства позволяет разработать подробное информационное и документальное обеспечение торгов.

проблемам совместного участия нескольких фирм в торгах посвящено руководство по составлению международных договоров между странами, объединяющимися для реализации.

Определенный Интерес представляет Типовой закон о закупках, принятый ЮНСИТРАЛ. Он создан специально с целью сблизить и в определенной степени унифицировать законода различных стран о закупках, которое в настоящее время существенно отличается друг от друга и в отдельных случаях входит в противоречие с общепринятой мировой практикой.

Национальные нормативные документы, регламентирующие порядок проведения торгов в каждой отдельно взятой стране, существенно отличаются друг от друга по содержанию и форме. Они могут быть представлены в виде специальных законодательных актов, директивных материалов правительственных органов.

Учебная работа. Роль и значение международных торгов в современных условиях