Учебная работа. Проблема дискурса энергетической безопасности Европейского Союза

проблема дискурса энергетической безопасности Европейского Союза

Контрольная работа

проблема дискурса энергетической безопасности Европейского союза

Содержание

. Внутренняя организация дискурс-строя энергетической безопасности Европейского союза

. Структурная эволюция дискурс-строя энергетической безопасности Европейского союза

Литература

1. Внутренняя организация дискурс-строя энергетической безопасности Европейского союза

Анализ источниковой базы за период с 2013 до 2016 г. включительно позволяет говорить о том, что порядок дискурса энергетической безопасности в Европейском союзе образуют две основные дискурсивные парадигмы: либеральная (market-based discourse) и геополитическая (geopolitical discourse). Ниже коротко охарактеризуем особенности и логические предпосылки каждой из них.

Либеральный дискурс энергетической безопасности главным образом концентрируется на экономической составляющей исследуемой проблемы. В целом, необходимо отметить, что основу данной парадигмы составляют ключевые идеи неолиберализма, в частности открытый рынок и неограниченная безопасности, согласно логике либерального дискурса, лежит в плоскости эффективного функционирования рыночных механизмов.

Первоочередной задачей в части обеспечения энергетической безопасности должно стать завершение формирования единого внутреннего рынка Европейского союза. В свою очередь, открытие рынков и запуск механизма сравнительных преимуществ приведет к снижению цен на энергоносители и постепенной реализации основного принципа энергетической безопасности — «непрерывный доступ к энергетическим ресурсам по доступным ценам».

В основе отношений со странами-экспортерами также должны лежать принципы открытого рынка, прозрачности, честной конкуренции и верховенства права. Таким образом, зависимость европейского союза не воспринимается в качестве прямой угрозы (но и не положительно), а рассматривается сквозь призму взаимозависимости со странами-производителями энергетических ресурсов и через категорию взаимных выгод от торгово-экономических отношений. Постепенная либерализация отношений и конструирование общего рыночного пространства приведет к снижению взаимного недоверия и формированию устойчивого партнерства.

такого поставщика в будущем.

В рамках либерального дискурса отношения со странами-экспортерами выстраиваются на основе равного партнерства, однако не исключается и Интеграция в различных областях политической и экономической жизни на базе общих ценностей (главным образом, европейских).

Следуя логике либеральной парадигмы, в ряде случаев можно говорить о формировании особых отношений со странами-экспортерами как о залоге обеспечения энергетической безопасности. Для такого качества отношений характерно выстраивание общих институтов, дискуссионных площадок и диалогов в энергетической области.

В научной литературе встречается выделение в рамках либеральной парадигмы непосредственно либерального и интеграционного дискурсов. Однако, несмотря на ряд отличий, данные дискурсы имеют в своей основе схожую организацию и чаще всего употребляются без каких-либо логических разграничений. Для нашего исследования подобная детализация не является значимой ввиду того, что нас интересует, прежде всего, доминирующее в рамках существующего дискурс-строя направление в решении проблемы энергетической безопасности Европейского союза. Именно поэтому мы будем рассматривать характерные для интеграционного и либерального подходов особенности в рамках единого дискурсивного комплекса.

Геополитический комплекс воплощает в себе совсем иной подход к энергетической безопасности, нежели представленный выше либеральный дискурс. Если последний делает акцент на взаимной экономической выгоде для каждой из сторон в процессе торговли энергетическими ресурсами, взаимозависимости и партнерстве, геополитический дискурс обращается к властной подоплеке отношений Европейского союза со странами-экспортерами.

Зависимость от импорта энергетических ресурсов представляет собой непосредственную угрозу, так как дает возможность странам-экспортерам использовать сложившуюся ситуацию в политических целях. Именно поэтому отношения с поставщиками, согласно логике геополитического дискурса, должны лежать в плоскости безопасности.

Таким образом, возможность срывов в поставках требуемых ресурсов секьюритизирует энергетическую сферу и требует от Европейского союза реализации соответствующих мер, особенно в области инфраструктуры (строительство хранилищ и интерконнекторов на границе, обеспечивающих возможность реверсных поставок).

В рамках геополитического дискурса отношения со странами-экспортерами энергетических ресурсов представляются в виде игры с нулевой суммой, при которой победа одной из сторон автоматически означает проигрыш другой. Энергодефицитность Европейского союза будет использоваться соперниками с целью политического давления и продвижения собственных интересов. наоборот, в интересах стран-членов ЕС сделать все возможное, чтобы избежать подобного развития событий.

особое место отводится контролю над иностранными инвестициями в энергетический сектор европейской экономики, которые могут стать рычагом внешнего политического давления на страны-члены и, таким образом, представлять собой угрозу энергетической безопасности Европейского союза.

Таким образом, в центре геополитического дискурса лежит конфликтная природа отношений между импортерами и экспортерами в сфере энергетики, имеющая схожую логику с политическим реализмом и присущей ему системой отношений в рамках международной системы.

Ниже представлены ключевые понятия и фразы (элементы) характерные для либерального и геополитического дискурсов, сформированные на основе анализа источниковой базы за исследуемый период (Таблица 1).

детальный анализ высказываний официальных лиц и программных документов Европейского союза позволяет сделать вывод о том, что в исследуемый период произошло изменение границ в рамках дискурс-строя энергетической безопасности. Можно утверждать, что до начала активного вмешательства российской Федерации в политические события на Украине (март 2014 г.) и появления условий для возможных срывов в поставках российских энергетических ресурсов, в Европейском союзе доминировал либеральный дискурс энергетической безопасности. После указанного периода произошло резкое смещение в пользу геополитического дискурса с присущей ему логикой и системой отношений. таким образом, согласно положению теории о борьбе дискурсов, в указанный период геополитический комплекс под влиянием ряда обстоятельств одержал верх над либеральным и стал доминирующим в данной социальной области. При этом, как уже было отмечено выше, на практике не существует ситуаций, когда один единственный дискурс полностью определяет логику какой-либо области социальной действительности. Скорее, мы можем говорить о неравном распределении силы между дискурсами в рамках одного порядка. В нашем случае в период доминирования либеральной парадигмы часто даже в границах одного коммуникативного события присутствуют элементы различных дискурсов (либерального/геополитического) с разной степенью влияния.

Таблица 1. Ключевые элементы дискурсов энергетической безопасности Европейского союза

ДискурсКлючевые элементыЛиберальныйОбщий/единый/внутренний/открытый Рынок, международная торговля, интеграция, конкуренция, кооперация, стабильный и прозрачный режим регулирования, взаимное доверие, ассоциация, реформы, взаимозависимость, партнерство, взаимовыгодное сотрудничество, верховенство права.ГеополитическийЭнергетическая безопасность, безопасность поставок, энергетический кризис, перерывы в поставках, диверсификация, газохранилища, стратегическая инфраструктура, реверсивные поставки, трансграничные интерконнекторы, альтернативные источники/поставщики/инфраструктура, солидарность, единый голос во внешней политике.

Таким образом, анализ европейских источников за период с 2013 г. до 2016 г. позволяет утверждать, что дискурс-строй энергетической безопасности Европейского союза образован, главным образом, элементами двух дискурсивных парадигм: либеральной и геополитической, детальный анализ логики и основных характеристик которых представлен в следующей части.

. Структурная эволюция дискурс-строя энергетической безопасности Европейского союза

энергетический безопасность европейский союз

Детальный анализ источников за исследуемый период позволяет утверждать, что с 2013 г. до марта 2014 г. в рамках дискурс-строя доминировала либеральная парадигма, определявшая суть и логику проблемы энергетической безопасности Европейского союза, а также порядок ее решения.

Либеральная парадигма, основанная на примате нелиберальных ценностей, утверждает, что решение проблемы энергетической безопасности Европейского союза может быть достигнуто за счета завершения формирования единого внутреннего рынка. В свою очередь главные угрозы рассматриваются как следствие его неправильного функционирования.

В преддверии заседания европейского совета 21 мая 2013 г. председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу в своей речи перед Европейским парламентом отметил, что первоочередным шагом в процессе обеспечения энергетической безопасности Европейского союза в современных условиях является «завершение строительства внутреннего рынка. Открытие рынков всегда приводило к снижению цен для потребителей там, где подлинная открытость была достигнута. однако все еще существует множество нерешенных вопросов связанных с трансграничной торговлей, интеграцией и достижением честной конкуренции».

Прозрачный единый внутренний рынок также является ответом европейского союза на изменяющуюся мировую энергетическую конъюнктуру. «второй приоритет [после энергетической эффективности — В.П.], о котором бы я хотел поговорить — это наша общая энергетическая Политика… Нам необходимо превратить мозаику из 27 отдельных рынков в единый энергетический Рынок… конкурентный рынок без барьеров и технологических перекосов, где потребители выступают в роли активных и осведомленных игроков…». «Это приводит к увеличению инвестиций… большей определенности и прозрачности».

Согласно либеральной парадигме, отношения со странами-экспортерами должны строиться на основе прозрачности и взаимного доступа к энергетическим рынкам. «Европейский союз продолжает развивать прозрачные, конкурентные… глобальные энергетические рынки всеми доступными инструментами сотрудничества. ключевые принципы для торговли и инвестиций, такие как недискриминация и взаимный доступ к рынкам обсуждается в рамках двусторонних соглашений и многосторонних режимах регулирования».

весьма показательной с точки зрения политических приоритетов и доминирования либеральной дискурсивной парадигмы в указанный период является речь Комиссара по энергетики европейского союза Гюнтера Эттингера «Трансатлантическая энергетическая революция: энергетическая диверсификация Европейского союза и неконвенциональная нефть и газ Соединенных Штатов» в Вашингтоне 16 июля 2013 г. в Центре стратегических и международных исследовании: «Европейский союз и Соединенные Штаты разделяют общее представление о способах достижения энергетической безопасности… — главным образом путем открытого, конкурентного и прозрачного международного энергетического рынка». Более того, в рамках представленного коммуникативного события, главной целью которого, исходя из названия, должно быть раскрытие необходимости и преимуществ диверсификации, а также возможной роли США в данном процессе, термин «диверсификация» употребляется всего 3 раза, в то время как «рынок» — 30 раз, «партнерство» — 7 раз.

В рамках либерального дискурса, доминирующего в период с 2013 г. до марта 2014 г., проблема энергетической безопасности Европейского союза также должна решаться путем выстраивания особых отношений со странами-экспортерами, часто выходящих за рамки международного режима регулирования: «мы стремимся к заключению всеобъемлющего соглашения (с Россией — В.П.), призванного обновить и заменить старое Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1990-х гг. В новое соглашение следует включить главы, затрагивающие торговое и экономическое сотрудничество, включающее энергетику. Как стратегические партнеры и соседи с взаимозависимыми экономиками и растущим уровнем торговых и инвестиционных связей, нам необходимы двусторонние рамки (взаимодействия — В.П.), которые идут дальше правил Всемирной торговой организации…».

В свою очередь чаще строится на основе положения о взаимовыгодном сотрудничестве сторон (взаимозависимости). Председатель Европейкой Комиссии Жозе Мануэл Баррозу в указанный период так оценивал отношения между Европейским союзом и Россией: «несомненно, мы заинтересованы в нашей экономической взаимозависимости и наиболее тесном, чем когда либо, сотрудничестве в самых разнообразных областях: от торговли и инвестиций до энергетики…».

Надежность сторон в рамках энергетических отношений подтверждается также их приверженностью идеалам рыночной экономики, а также следованием по пути рыночных реформ. «несмотря на взлеты и падения в отношениях с Россией, Украина остается крупнейшей страной-транзитером российских энергетических ресурсов… Мы инициировали модернизацию украинской газовой транзитной системы, которая вместе с продолжающимися реформами газового сектора усилят роль Украины в качестве надежного стороны взаимовыгодных отношений Украины, Европейского союза и россии».

Необходимо отметить, что в период доминирования либеральной дискурсивной парадигмы энергетической безопасности элементы геополитического дискурса также проявляют себя в рамках анализируемых коммуникативных событий и составляют важную часть существующего дискурс-строя. Однако, диверсификация источников энергетических ресурсов, а также создание интерконнекторов, призванных соединить энергетические системы стран-членов Европейского союза, рассматриваются как необходимые, но не первоочередные задачи. Херман Ван Ромпёй в своей речи «Главные вызовы единой европейской энергетической политики», рассматривая пути решения проблем, стоящих перед Европейским союзом в энергетической сфере, выделил диверсификацию в качестве четвертого приоритета после энергетической эффективности, формирования единого энергетического рынка и инвестиций в инфраструктуру и исследования: «…четвертый и последний приоритет — диверсификация энергетических источников. Наша зависимость от иностранных энергетических источников является своеобразной Ахиллесовой пятой. Стоимость импортируемой на сегодняшний день нефти превышает 300 миллиардов евро. И эта зависимость, скорее всего, будет возрастать».

Исследование источниковой базы за период с марта 2014 г. до апреля 2016 г. позволяет говорить о доминировании геополитического дискурса в сфере энергетической безопасности Европейского союза. При этом, необходимо отметить, что детальный анализ ряда коммуникативных событий также позволяет проследить процесс изменения границ существующего дискурс-строя от либеральной к геополитической парадигме.

марта 2014 г. Президент европейского совета Херман Ван Ромпёй отметил в своей речи, что в контексте событий на Украине в ходе заседания европейского совета обсуждался вопрос о сокращении существующей зависимости европейского союза от импорта энергетических ресурсов. При этом решение проблемы энергетической безопасности видится, главным образом, в плоскости построения единого внутреннего рынка: «к 2035 г. мы будем на 80% зависеть от импорта нефти и газа. безусловно, лучшим способом решения данной проблемы является единый внутренний Рынок, и мы должны полностью использовать все его механизмы». вместе с тем можно отметить добавление значительного количества элементов, присущих геополитическому дискурсу: «Сегодня мы ясно дали понять, что Европа начинает работу над сокращением зависимости от импорта энергетических ресурсов, особенно из России: путем уменьшения спроса и увеличения эффективности; диверсифицируя источники энергии, как в Европе, так и за ее пределами… путем обеспечения энергетической безопасности на границе европейского союза и наших соседей… Мы предприняли ряд мер, главным образом в области строительства интерконнекторов… Государства-члены продемонстрируют солидарность, в случае внезапных перерывов в поставках энергетических ресурсов…».

таким образом, на основе проведенного анализа источниковой базы за исследуемый период можно сделать вывод, что с марта 2014 г. начался процесс активной артикуляции дискурс-строя энергетической безопасности Европейского союза, завершившийся изменением его внутренних границ в пользу доминирования геополитического дискурса. Следует отметить, что события на Украине и политика Российской Федерации в этот период, а также связанные с ними риски срывов поставок энергетических ресурсов в Европейский союз выступили в качестве своеобразного катализатора или, другими словами, «окна возможностей» для реализации подобного сценария.

Утверждение геополитического дискурса в качестве доминирующей парадигмы энергетической безопасности в исследуемый период связано, по нашему мнению, с появлением 28 мая 2014 г. Европейской стратегии энергетической безопасности. Данный документ предлагает комплекс необходимых мер на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу с целью устранения рисков, являющихся следствием высокой степени зависимости Европейского союза от импорта энергетических ресурсов, и, прежде всего, возможных перерывов в поставках. «Европейский союз, — указывается в тексте, — все еще остается уязвимым к внешним энергетическим шокам… следовательно, нам требуется всеобъемлющая стратегия энергетической безопасности, которая способствует устойчивости к таким шокам и перерывам в поставках энергетических ресурсов в краткосрочной перспективе, и сокращению зависимости от конкретного вида топлива, поставщика или источника ресурсов в долгосрочной перспективе». текст стратегии пронизан идеей противодействия внешним угрозам, что позволяет отнести чисто экономические (энергетические) по своей природе вопросы к сфере безопасности и ее внутренней логике.

В частности в рамках Стратегии энергетической безопасности Европейского союза предлагаются следующие меры для достижения поставленной цели:

)немедленные действия, направленные на повышение потенциала Европейского союза к преодолению значительных перерывов в поставках энергетических ресурсов в зимний период 2014-2015 гг. (кооперация в рамках Газовой координационной группы, мониторинг газовых потоков и уровня запасов газа и т.д.);

)усиление механизмов солидарности, включающих координацию оценки рисков и планов чрезвычайного реагирования, а также защиты стратегической инфраструктуры;

)контроль спроса на энергетические ресурсы;

)строительство функционирующего и полностью интегрированного внутреннего рынка;

)увеличение внутреннего производства энергии в Европейском союзе;

)дальнейшее развитие энергетических технологий;

)диверсификация внешних поставщиков и связанной с поставками энергетических ресурсов инфраструктуры;

)объединение национальных энергетических политик и формирование единой переговорной позиции на международном уровне.

В рамках логики представленных выше тезисов разворачивается и политическая риторика данного периода. В отличие от либеральной парадигмы, внутри которой отношения со странами-экспортерами описываются посредством категории взаимозависимости, геополитический дискурс указывает на то, что существующий уровень импорта энергетических ресурсов представляет собой прямую угрозу безопасности всех стран-членов Сообщества. Марош Шевкович, заместитель председателя Европейкой комиссии по вопросу создания Энергетического союза, выступая на Конференции по энергетической безопасности, отметил, что «продолжающийся конфликт на востоке Украины стал тревожным напоминанием для политических лидеров, что… энергетическая зависимость ставит Европу в уязвимое положение, в случае перерывов в поставках».

Высокая степень чувствительности членов европейского союза к перерывам в поставках предоставляет возможность странам-экспортерам энергетических ресурсов оказывать давление, как на них, так и на Европейский союз в целом с целью достижения политических и иных целей. Согласно конфликтной природе взаимоотношений между сторонами, конструируемой в рамках геополитического дискурса, подобное развитие событий видится неминуемым, что само по себе является коллективной угрозой безопасности и должно быть устранено. другими словами, «без быстрых и решительных действий страны-члены [Европейского союза — В.П.] будут оставаться зависимыми от одного поставщика, который рассматривает продажу газа не только в качестве коммерческого вопроса, но и как политическое оружие» . Жозе Мануэл Баррозу в своей речи в рамках конференции, посвященной обсуждению проекта Стратегии энергетический безопасности, отметил, что «россия экспортирует 80% своей нефти и более чем 70% газа в ЕС, который на сегодняшний день является наиболее привлекательным для россии рынком. Доходы от этой торговли представляют собой значительную часть российского бюджета. Именно поэтому мы в течение последних месяцев настаивали на том, что энергетика не должна использоваться в качестве политического оружия. В противном случае это будет иметь негативные последствия для того, кто пытается это сделать». Таким образом, представленная интерпретация событий позволяет характеризовать отношения Европейского союза со странами-экспортерами энергетических ресурсов в рамках геополитического дискурса в виде игры с нулевой суммой, при которой победа одной стороны автоматически равна проигрышу другой.

В качестве главного способа нивелировать потенциальные угрозы зависимости европейского союза от импорта энергетических ресурсов в исследуемый период указывается диверсификация поставщиков, источников и маршрутов поставок. В заключении европейского Совета по итогам встречи 21 марта 2014 г. отмечено, что «Европейский Совет поручает Комиссии провести всестороннее исследование европейской энергетической безопасности и к июню 2014 г. представить комплексный план сокращения энергетической зависимости Европейского союза. Данный план должен отражать тот факт, что Европейскому союзу необходимо ускорить дальнейшую диверсификацию своих энергетических поставок…». Мартин Шульц, председатель европейского парламента в своей речи Европейскому совету по итогам выборов новой Комиссии Жан-Клода Юнкера указал на необходимость «…пересмотра нашей [европейского союза — В.П.] энергетической политики с целью диверсификации источников энергетических ресурсов и сокращения уровня энергетической зависимости». Общая позиция Комиссии ЕС представлена словами Ж.М. Баррозу, согласно которым «…Европейский союз должен сократить свою зависимость от конкретных поставщиков или видов топлива путем диверсификации энергетических источников, экспортеров и маршрутов, в частности в рамках Южного газового коридора (который Комиссия и я лично, неустанно продвигали в течение последних лет) и нового газового хаба на юге Европы». Речь председателя Европейской комиссии в отношении места Южного газового коридора в процессе диверсификации дополняет выступление Фредерики Могерини, верховного представителя европейского союза по иностранным делам и политики безопасности в Комиссии Юнкера: «Южный газовый коридор это более чем диверсификация или энергетическая безопасность для европейского союза. Это также расширение и углубление политических, экономических и общественных связей с несколькими партнерами».

Дополнительно Стратегия энергетической безопасности закрепляет необходимость контроля над иностранными инвестициями в качестве одного из важнейших механизмов обеспечения энергетической безопасности ЕС и преодоления внешней зависимости. Особое внимание в данном контексте уделяется нефтеперерабатывающей отрасли и атомной энергетике.

Представленная выше деятель Комиссии Жан-Клода Юнкера. «Современные геополитические события с особой силой напомнили нам, что Европа чрезмерно полагается на импорт энергетических ресурсов. таким образом, я хочу реформировать… энергетическую политику путем создания Европейского энергетического союза. Нам необходимо объединить наши ресурсы, инфраструктуру и переговорные позиции… Мы должны диверсифицировать наши энергетические ресурсы, а также сократить высокую энергетическую зависимость некоторых стран-членов», — заявлено в программной речи нового председателя Европейской комиссии, озвученной на открытии пленарной сессии европейского парламента.

В основе плана по созданию Энергетического союза лежат следующие приоритеты:

)энергетическая безопасность, базирующаяся на солидарности и взаимном доверии стран-членов Европейского союза;

)полностью интегрированный европейский энергетический рынок;

)повышение энергетической эффективности;

)развитие возобновляемой энергетики путем увеличения инвестиций в исследования и инновации.

Помимо проведения вышеперечисленных мер в рамках Энергетического союза делается особый акцент на роли сжиженного природного газа в процессе обеспечения энергетической безопасности Европейского союза в случае возможных перерывов в поставках. При этом указывается, что «Комиссия ЕС будет также работать над устранением барьеров на пути импорта СПГ из Соединенных Штатов Америки и других стран-производителей». Мигель Ариас Каньете, комиссар по вопросам климата и энергии, в связи с этим также отметил, что тенденция «…снижения цен на сжиженный природный газ создает привлекательные предложения для Европы, и мы должны извлечь из этого выгоды. В связи с этим мы усилим наш диалог с международными партнерами для продвижения свободного… и прозрачного глобального рынка СПГ. В частности…путем развития… партнерских отношений с Австралией, а также включения в переговоры на высшем уровне с ключевыми поставщиками, такими как Алжир, Канада и Соединенные Штаты».

Как в тексте Стратегии энергетической безопасности, так и в рамках создания Энергетического союза особое место отводится инвестициям в строительство общеевропейской сети интерконнекторов, соединяющей энергетические системы стран-членов Европейского союза. В процессе обеспечения энергетической безопасности данному проекту, пожалуй, принадлежит одно из центральных мест, в связи с тем, что создание общеевропейской энергетической системы позволит транспортировать энергетические ресурсы в любую часть Европейского союза вне зависимости от места их происхождения, в случае перерывов в поставках одной из сторон по политическим или иным причинам. В рамках коммуникативных событий за исследуемый период признается сложность и длительность реализации данного проекта, однако, по словам Мароша Шевковича, заместителя председателя Европейкой комиссии по вопросу создания Энергетического союза, Европейский союз прикладывает значительные усилия для проведения реформ в области законодательства, а также привлечения инвестиций в инфраструктуру, соединяющую европейские энергетические системы, что особенно важно для стран, энергетически изолированных по разным историческим причинам. Также Европейская комиссия положительно оценила реализованные после принятия Стратегии энергетической безопасности инфраструктурные проекты, нацеленные на формирование общеевропейской энергетической системы. В частности были отмечены: объединение электрических сетей между Мальтой и Италией в апреле 2015 г., положившее конец изоляции Мальты; интерконнекторы между Литвой и Польшей, планируемой к запуску в декабре 2015 г.; а также новый терминал для сжиженного природного газа в Клайпеде (Литва).

В период доминирования геополитического дискурса в рамках дискурс-строя энергетической безопасности Европейского союза также присутствуют элементы, характерные для либеральной парадигмы. При этом, необходимо отметить, что анализ коммуникативных событий с марта-апреля 2014 г. до 2016 г. включительно позволяет зафиксировать изменение логики восприятия ряда дискурсивных элементов. В частности завершение процесса формирования единого внутреннего рынка и правильное функционирование рыночных механизмов в рамках либерального дискурса воспринимается как способ решения проблемы энергетической безопасности ЕС. В свою очередь, в геополитическом дискурсе важность данного процесса не отвергается, однако, служит совершенно иным целям — возможности коллективного противостояния энергетическим угрозам, а также продвижению единой позиции европейского союза на международной арене в данной социальной области.

Таким образом, анализ коммуникативных событий позволяет сделать вывод, что в исследуемый период порядок дискурса энергетической безопасности Европейского союза образуют две дискурсивные парадигмы: либеральная и геополитическая. Мы установили, что в период с 2013 г. до марта-апреля 2014 г. в рамках дискурс-строя доминировал либеральный дискурс с присущей ему системой элементов, описывающих проблему энергетической безопасности, а также способы ее решения. В период с марта по апрель 2014 г. нам удалось зафиксировать процесс артикуляции порядка дискурса энергетической безопасности, завершившийся изменением его внутренних границ в пользу доминирования геополитической дискурсивной парадигмы.

Литература

1)Arias Cañete M. Europe’s energy security challenges: La Unión hace la fuerza at the Atlantic Council. Washington, 04.02.2015. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>2)Arias Cañete M. How will the Paris agreement impact EU climate and energy policies? Brussels, 8 February 2016. #»justify»>3)Arias Cañete M. JOINT PRESS STATEMENT: Turkey — EU High Level Energy Dialogue Meeting. Istanbul, 28.01.2016. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>4)Arias Cañete M. Speech at the Energy Union Conference in Riga. Riga, 06.02.2015. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>5)Arias Cañete M. Speech at the Security of Supply Package Press Conference. Brussels, 16.02.2016. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>)EU to review Syrian arms embargo with regard to progress with U.S.-Russian peace conference initiative. Interview with Catherine Ashton. June 03, 2013. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>7)Füle S. EU-Turkey bound together. Conference of Ministry for EU Affairs Rethinking Global Challenges: Constructing a Common Future for Turkey and the EU. Istanbul, 7 June 2013. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>8)Füle S. Russian pressure on Eastern Partnership countries, destabilisation of eastern Ukraine. Plenary Session, European Parliament, Strasbourg, 16 April 2014. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>)Juncker J.-C. A New Start for Europe: My Agenda for Jobs, Growth, Fairness and Democratic Change. Opening Statement in the European Parliament Plenary Session. Strasbourg, 15.07.2014. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>)Main challenges of a European Energy Policy. Keynote address by President of the European Council Herman Van Rompuy. Brussels, 10 June 2013. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>)Oettinger G. A Transatlantic Energy Revolution: Europe’s Energy Diversification and U.S. Unconventional Oil and Gas. 16 July 2013. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>12)Oettinger G. European Energy Security Strategy: key priorities and actions. College of Europe and European Commission: First joint high-level Roundtable on EU Energy Policy. Brussels, 25 June 2014. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>13)Oettinger G. The future of TSOs — electricity and gas highways. 24 September 2013. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>14)Opening remarks by President Barroso at the Plenary Session of the 3rd Eastern Partnership Summit. Eastern Partnership Summit/Vilnius, 29 November 2013. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>)Remarks by President Herman Van Rompuy following the European Council. Brussels, 21 March 2014. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>16)Remarks by the High Representative/Vice-President Federica Mogherini at the Southern Gas Corridor Advisory Council. Baku, Azerbaijan, 29.02.2016. [электронный ресурс]. URL: #»justify»>)Schulz on the Energy Union. Brussels, 25.02.2015. [электронный ресурс]. URL: http://www.europarl.europa.eu/the-president/en/press/press_ release_speeches/press_release/press_release-2015/press_release-2015-februar y/html/schulz-on-the-energy-union?webaction=view.acceptCookies

18)Šefčovič M. Concept of Energy Union framework — introductory speech at ITRE meeting. Brussels, 26 January 2015. [электронный ресурс]. URL:

19)Šefčovič M. Keynote speech at the EU Energy Security Conference 2015 organised by European Court of Auditors. Brussels, 05 May 2015. [электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-15-4918_en. htm

20)Šefčovič M. Speech at the Internationale Energy Agency. Paris, 15.02.2016. [электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/commission/ 2014-2019/sefcovic/announcements/speech-internationale-energy-agency-paris _en

21)Šefčovič M. Speech at the Ukraine Energy Forum in Kyiv: EU-UA Energy partnership: what’s achieved and what’s next — an EU perspective. Ukraine Energy Forum, Kyiv 1 — 3 March 2016. [электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/commission/2014-2019/sefcovic/announcements/ speech-ukraine-energy-forum-kyiv_en

22)Speech by Commissioner Arias Cañete at the Lisbon Council Towards an Effective Energy Union. Brussels, 17 February 2015. [электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-15-4439_en.htm (дата обращения: 15.05.2016).

23)Speech by Martin Schulz, President of the European Parliament at the special meeting of the European Council. Brussels, 16.07.2014. [электронный ресурс]. URL: http://www.europarl.europa.eu/the-president/en/press/press_ release_speeches/speeches/speeches-2014/speeches-2014-july/html/speech-by-martin-schulz-president-of-the-european-parliament-at-the-special-meeting-of-the-european-council

)Speech by President Barroso at the Conference Paving the way for a European Energy Security Strategy. Energy Security Strategy Conference. Brussels, 21 May 2014. [электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/ rapid/press-release_SPEECH-14-400_en.htm?locale=en

)Speech by President Barroso at the Russia-European Union — Potential for Partnership conference: Moving into a Partnership of Choice. 21 March 2013. [электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_ SPEECH-13-249_en.htm

)Speech by President Barroso on the preparations of the European Council of 22 May. European Parliament plenary session. Brussels, 21.05.2013. [электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-13-434_en. htm

)Speech to the European Council By Martin Schulz President of the European Parliament 19th of March 2015. [электронный ресурс]. URL: http://www.europarl.europa.eu/the-president/en/press/press_release_speeches/ speeches/speeches-2015/speeches-2015-march/html/speech-to-the-european-co uncil-by-martin-schulz-president-of-the-european-parliament-19th-of-march-2015;jsessionid=53EE559FF100EEF3CAA42B12EC8B9FD7

)Speech to the European Council by Martin Schulz, President of the European Parliament. Brussels, 23.10.2014. [электронный ресурс]. URL: http://www.europarl.europa.eu/the-president/en/press/press_release_speeches/ speeches/ speeches-2014/speeches-2014-october/html/speech-to-the-european-council-by-martin-schulz-president-of-the-european-parliament

)Speech to the European Council by Martin Schulz, President of the European Parliament. Brussels, 20-03-2014. [электронный ресурс]. URL: http://www.europarl.europa.eu/former_ep_presidents/president-schulz/en/press /press_release_speeches/speeches/sp-2014/sp-2014-march/html/speech-to-the-european-council-by-martin-schulz—president-of-the-european-parliament

)Statement of President Barroso at the pre-European Council debate. [электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/ rapid/press-release_SPEECH-11-64_en.pdf

Учебная работа. Проблема дискурса энергетической безопасности Европейского Союза