Учебная работа. Перспективы и особенности развития электронной коммерции в Китае

Перспективы и особенности развития электронной коммерции в Китае

Перспективы и особенности развития электронной коммерции в Китае

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению разных аспектов развития китайской модели e-коммерции. Китайская модель предполагает развитие электронной коммерции как инструмента продвижения китайских товаров на внешние рынки, а также как средства развития распределительной инфраструктуры внутри страны. электронная коммерция в КНДР является стратегически важным механизмом стимулирования промышленного производства.

ключевые слова: Интернет, электронная коммерция, китайская модель.

Китай делает ставку на ускоренное развитие электронной коммерции. Главное конкурентное преимущество экономики КНДР, заключающееся в дешевой рабочей силе, постепенно утрачивается. Изначально одним из факторов быстрого роста китайской экономики стала ее открытость, базировавшаяся на экспортоориентированной модели развития, которая за счет роста валютной выручки способствовала повышению техно- и наукоемкости экономики, освоению новейших информационно-коммуникационных технологий, внедрению современных схем промышленной логистики [1, с. 11-12].

В настоящее время КНДР активно использует все возможности электронной коммерции и бизнеса для трансграничного продвижения своих товаров на зарубежные рынки посредством прямых продаж, развития дропшиппинга и других форм коммерции.

Особенностью китайского подхода к организации электронной коммерции является активное регулирующее вмешательство государства в данную сферу. Иными словами, государство ставит перед бизнесом задачи, формулирует цели и с его помощью развивает приоритетные направления экономики КНДР. Таким образом, политику китайского правительства в сфере электронной коммерции можно описать тремя ключевыми словами:

1)направление (2)стимулирование (3)содействие (государство содействует субъектам экономики в достижении поставленных целей).

Китай является мировым лидером в области развития Интернета. Так, в 2013 г. Китайский центр сетевой информации (СК№С) опубликовал данные, в соответствии с которыми число пользователей Интернета в КНДР составило 564 млн человек, а уровень проникновения Интернета — 42,1% (рис. 1). таким образом, исходя из того, что в мире насчитывается около 2,5 млрд интернет-пользователей, можно заключить, что каждый пятый интернет-пользователь в мире — китаец [3].

Рис. 1. Уровень проникновения Интернета в Китае, %.

Источник: по данным CNNIC

По численности онлайн-аудитории Китай достиг первенства в мире еще пять лет назад, и не случайно во многих исследованиях мирового рынка электронного бизнеса и коммерции КНДР все чаще называют расширяющейся онлайн-империей. В 2005 г. в Китае были опубликованы "Взгляды канцелярии Госсовета КНДР на ускоряющееся развитие электронной коммерции", содержащие перечень мер, нацеленных на ускорение развития электронной коммерции в стране [3, с. 91-97]. рассмотрим: некоторые из них:

1.Внесение изменений в политический курс и законодательную систему КНДР с целью усовершенствования норм права, финансовой системы и системы налогообложения, а также создание благоприятных условий для инвестиций.

2.Ускорение создания системы поддержки электронной коммерции и бизнеса в сфере кредитования, стандартов, платежей, перевозок и т.д.

3.Повышение доступности информации, а также пропаганда электронной коммерции среди предприятий и потребителей.

4.Усовершенствование технической базы и системы обслуживания электронной коммерции и бизнеса.

5.Пропаганда необходимости подготовки кадров для сферы электронной коммерции и бизнеса.

7.Содействие участию электронного бизнеса и коммерции в международных торгово-промышленных выставках.

Стоит отметить, что продвижение китайских товаров на внешние рынки не является единственной целью, речь идет о решении глобальных задач. Дело в том, что стратегия Китая не сводится только к использованию пассивной оборонительной тактики торговой защиты, она представляет собой активную наступательную тактику получения преимуществ за счет интеграционных союзов [1, с. 344-345]. К примеру, в 2010 г. Китай совместно с Брунеем, Индонезией, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром и Таиландом создал зону свободной торговли CAFTA (China and ASEAN free trade area) на базе стран — членов АСЕАН. В результате ежегодный прирост взаимной торговли CAFTA на 20% компенсирует недостаточное развитие традиционных каналов товародвижения за счет электронной коммерции [1, с. 345-347]. электронный коммерция китайский

Китайская модель предполагает развитие электронной коммерции как инструмента продвижения китайских товаров на внешние рынки, а также совершенствования распределительной инфраструктуры внутри страны. При этом электронная коммерция в Китае является не столько источником налоговых поступлений, сколько важным стратегическим механизмом стимулирования промышленного производства. именно по этой причине в КНДР большинство логистических видов деятель управляется органами государственной власти или строго контролируются ими [2, с. 526-529].

В отличие от других стран в КНДР для развития электронной коммерции государством создаются благоприятные условия: отсутствие налогов; современная система товародвижения; льготный таможенный режим.

Отметим, что Экономика Китая получает налоги не с электронной коммерции, а с промышленного производства. однако нельзя сказать, что в стране ничего не предпринимается для налогообложения предпринимателей, занимающихся электронной коммерцией. Планируемая налоговая реформа поможет сделать личный подоходный налог одним из основных видов налогов, который впоследствии будет играть более важную роль, чем налог на доходы предприятий.

Литература

1.Дин Жуджунь, Ковалев М.М., Новик В.В. феномен экономического развития Китая. — БГУ, 2008.

2.Сток Дж. Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. — М.: Инфра-М, 2005.

3.Цзюнь Жун Х. Развитие электронной коммерции в Китае / Электронная торговля в СНГ и восточноевропейских странах. — БГУ, 2006.

4.электронный ресурс: [http://chinalogist.ru/book/articles/obzory/kitay-dognal- i-peregnal-ssha-po-internet-torgovle [Дата доступа: 22.11.2015].

Учебная работа. Перспективы и особенности развития электронной коммерции в Китае