Учебная работа. Отношения КНР и ЕС в период современного финансово-экономического кризиса
отношения КНР и ЕС в период современного финансово-экономического кризиса
ДОКЛАД
«отношения КНР и ЕС в период современного финансово-экономического кризиса»
Введение
Общая динамика экономического развития КНР (2008-2013)
Начиная с 2008 г. такие явления как резкое падение темпов прироста ВВП, рост инфляции, непорядок на рынке недвижимости и в сфере кредитования являются яркими индикаторами кризисных явлений в китайской экономике. При этом многие эксперты как западные, так и китайские считают, что мировой финансово-экономический кризис стал лишь пусковым механизмом в процессе разрушения уже изрядно устаревшей экономической модели КНР, которая появилась на свет после удачных политических реформ Дэн Сяопина. основной причиной неустойчивости экономики КНР к волнам мирового кризиса принято считать несовершенность финансовой модели в данном государстве.
До настоящего времени экономические модели КНР предусматривали рост за счет экспорта товаров в другие страны, а также за счет привлечения иностранных инвестиций. Большие объемы экспортируемой продукции и крупные иностранные инвестиции привели к росту доходов населения, однако, к росту и стабилизации внутреннего рынка это не привело. одной из причин данного провала является весьма слабая система социальных гарантий, т.е. почти полное ее отсутствие. В итоге люди вместо того чтобы избавляться от денежной массы просто вынуждены откладывать ее на «черный день». Вторая причина — банковская система. Контрольные пакеты акций крупнейших банков принадлежат государству, которое в свою очередь пользуется возможностью субсидирования кажущихся ему нужных областей, а также выдает ссуды под очень низкий процент. В итоге государственная система финансового перераспределения работает очень слаженно, однако прибыльные коммерческие отрасли находятся не в лучших условиях. Стоит, однако, отметить, что в 1990-е годы такая система позволила Китаю заявить о себе на экономической арене, а также поддерживать стабильность. сегодня о ее целесообразности говорить не приходится. По словам Чэнь Цзяньгуана, ведущего экономиста «Мицухо секьюритиз», снижение темпов роста зависит лишь от того, что бизнес не имеет доступа к системе льготного кредитования, в отличие от крупных государственных предприятий, в итоге развивается «теневой» Рынок кредитования. Как отмечает газета «Чайна дейли», практически все малые фирмы прибегают к услугам «теневых» кредиторов. Размер подобного «кредитования» в стране колеблется около 1,83 триллиона долларов, что составляет практически 20 процентов от объема легального кредитования. Что касается больших объемов экспорта, то если раньше именно благодаря ему КНР удалось добиться такого экономического роста, то сегодня, по словам Чэнь Цзяньгуана, ведущего экономиста «Мицухо секьюритиз», средний и малый бизнес уже не в состоянии производить такие объемы товара, а внутренний рынок не способен обеспечить соответствующий спрос.
Таким образом, КНР оказалась на пороге необходимости новых реформ. В частности в 2012 г. активно проводились «кредитные реформы», в частности, Центробанк Китая уменьшил требования к объемам финансовых резервов, снизив его в 3 раза. вдвое, что помогает более эффективно развиваться малому и среднему бизнесу. Тем не менее, ряд проблем до их пор остается не решен. Чжан Ци, аналитик фонда ценных бумаг «Хайтун секьюритиз», полагает, что государство должно снизить финансирование низкодоходных отраслей и инфраструктуры и увеличить спонсирование медицинской и образовательной сферы. Снижение потребности граждан КНР откладывать деньги «в чулок» приведет к росту внутреннего спроса, и как следствие, ускорит развитие внутреннего рынка. В целом большинство неидеологизированных китайских экспертов сходятся во мнении о том, что если бы изначально лучше работала система перераспределения финансовых средств, в том числе и на социальное обеспечение, включая здравоохранение и образование, то таких последствий можно было бы и избежать. Чэнь Лэцзянь, аналитик инвестиционной компании «Жисинь чжэнцюань», полагает, что государство больше не может тратить такие суммы на развитие крупномасштабных проектов — теперь необходимо обратить внимание на более глубокие возможности реформ, например, на расширение сфер потребительских услуг.
С конца 2009 года из-за роста величины задолженности государственного и частного сектора по всему миру и одновременного понижения кредитных рейтингов ряда стран ЕС инвесторы стали опасаться развития долгового кризиса. В разных странах к развитию долгового кризиса привели различные причины: где-то кризис был вызван тем оказанием экстренной правительственной помощи компаниям банковского сектора, находившимся на грани банкротства из-за роста рыночных пузырей, или попытками правительства провести стимулирование экономики после того, как рыночные пузыри лопнули. В Греции рост величины госдолга был вызван расточительно высоким уровнем заработной платы госслужащих и значительными размерами пенсионных выплат. Развитию кризиса способствовала и структура еврозоны (валютный, а не бюджетно-налоговый союз), которая также негативно отразилась на возможности руководства европейских стран реагировать на развитие кризиса: в странах-членах еврозоны есть единая валюта, но нет единого налогового и пенсионного законодательства. Примечательно, что из-за того, что в собственности европейских банков находится значительная доля государственных облигаций стран, сомнения в платёжеспособности отдельных стран приводят к сомнениям в платёжеспособности их банковского сектора и наоборот.
Начиная с 2010 года опасения инвесторов начали усиливаться. 9 мая 2010 года министры финансов лидирующих стран Европы отреагировали на изменение инвестиционной обстановки созданием Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) с ресурсами размером в 75 млрд евро для обеспечения финансовой стабильности в Европе за счёт осуществления ряда антикризисных мер. В октябре 2011 года и феврале 2012 года лидерами еврозоны были согласованы меры предотвращения экономического краха, в том числе было заключено соглашение о списании банками 53,5% долговых обязательств правительства Греции, принадлежащих частным кредиторам, увеличение объёмов средств Европейского фонда финансовой стабильности до около €1 трлн, а также повышение уровня капитализации европейских банков до 9%. Также с целью повышения доверия инвесторов представителями стран-лидеров ЕС было заключено соглашение о бюджетно-налоговой стабильности (en: European Fiscal Compact), в рамках которого правительство каждой страны принимало на себя обязательства по внесению в конституцию поправок об обязательности сбалансированного бюджета.
В то время как объёмы выпуска государственных облигаций существенно возросли лишь в нескольких странах еврозоны, рост государственной задолженности стал восприниматься как общая проблема всех стран евросоюза в целом. Тем не менее, европейская валюта остаётся стабильной. На три страны, в наибольшей степени затронутых кризисом (Греция, Ирландия и Португалия), приходится 6 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) еврозоны.
1. Валютно-кредитные отношения (2008-2013)
Во время европейского кризиса суверенного долга ряд европейских стран потребовали помощи у МВФ и ЕС. Китай оказал помощь Европе посредством покупки евробондов стоимостью в миллиарды евро, в частности греческих, итальянских, ирландских, португальских и испанских. некоторые аналитики рассмотрели данный шаг как покупку политического влияния в ЕС. Однако Китай утверждает, что его целью является построение тесных торговых связей, и оказание помощи европейским государствам является необходимым условием для планомерного торгового сотрудничества.
Попытка европейцев обратиться к своему главному политическому союзнику США за финансовой помощью окончилась неудачно. Позже, обсуждалась идея участия России в антикризисных мерах Брюсселя, однако и она постепенно ушла из повестки дня.
В результате Китай остаётся фактически единственной страной, которая, несмотря на собственные трудности, обладает возможностями для того, чтобы стать спасителем для европейских экономик. Пекин мог бы поучаствовать в спасении еврозоны в разных формах — от увеличения своего капитала в МВФ, через которых деньги пошли бы в европейские страны, до прямых инвестиций в европейские компании или даже их покупки.
Евросоюз (ЕС) одобряет планы расширения состава мировых валют в корзине, использующейся для расчета курса специальных прав заимствования (SDR). Партнеры КНР по G20 в свою очередь полагают, что включение юаня в корзину SDR зависит в первую очередь от прогресса в вопросе либерализации курса китайской валюты. Курс китайской национальной валюты неукоснительно понижается с тех пор, как юань был привязан к доллару. Поэтому, несмотря на постоянный экономический рост страны, юань дешевеет по отношению к евро. Соответственно, цены товаров, которые идут на экспорт в Евросоюз, падают, что делает их более конкурентоспособными.
Однако руководство Китая заявляет, что Пекин пока не готов отказаться от стимулирования экономики и заинтересован в сохранении стабильного курса своей национальной валюты.
По словам председателя Центробанка КНР именно стабильный юань удержал Азию от краха. повышения стоимости юаня может привести к удорожанию и снижению экспорта.
Европа отчаянно нуждается в китайской финансовой помощи. В Пекине же недовольны тем, что европейцы отказывают признать Китай страной с рыночной экономикой (ЕС, ссылаясь на некие «законы» ВТО, обещает сделать это только в 2016 году), а также отказывают в продаже Пекину вооружений и технологий «двойного назначения». Не секрет, что дискриминационные меры в отношении Китая предпринимаются европейцами в ряде случаев по рекомендации Вашингтона.
Тема помощи Китая Европейскому Союзу в борьбе с кризисом занимает центральное место в китайско-европейском диалоге.
В начале февраля 2012 г. с этой целью Китай посетила канцлер ФРГ и фактический лидер ЕС Ангела Меркель. Она призвала Китай не сомневаться в стабильности евро и Европейского Союза и подчеркнула, что никакого кризиса евро нет, есть кризис чрезмерных долгов и конкурентоспособности. Выступая с речью в Академии общественных наук в Пекине, федеральный канцлер выразила убеждение, что Китай может оказать Европе помощь в урегулировании долгового кризиса в еврозоне. Она сказала, что Китай может внести вклад в решение проблемы высокого долга в Европе, поскольку эта проблема касается не только Европы, но и затрагивает глобальную экономику. Канцлер не забыла и о конкретных интересах ФРГ в Китае. Она отметила, что германский Рынок открыт для китайского бизнеса и потребовала аналогичного подхода со стороны Китая к германским деловым кругам.
Европейцам еще только предстоит на деле доказать, что они действительно начали «новую бюджетную жизнь». об этом гостье из Берлина довольно жестко напомнил Вэнь Цзябао, заявив, что ждет от ЕС еще больших усилий в борьбе с кризисом. правда, одновременно премьер Госсовета КНР счел нужным сообщить, что его страна «подумывает» о том, чтобы поддержать ныне действующий стабилизационный фонд EFSF или заступающий на «боевое дежурство» в середине лета ESM. А председатель КНР Ху Цзиньтао заверил Ангелу Меркель в том, что Китай не останется в стороне при решении проблем Евросоюза.
Продолжение кризиса — это опасность для китайского экспорта. А любое уменьшение производства в Китае чревато ростом социальной напряженности. поэтому Вэнь Цзябао на саммите 2012 года говорил, что китайская сторона готова расширить участие в преодолении долговых проблем Европы и намерена поддерживать тесные контакты и сотрудничество с европейской стороной.
Главным камнем преткновения в сфере валютных отношений также является вопрос о китайском юане. Его низкий курс по отношению к доллару объявлен Западом инструментом китайской экспортной экспансии. Канцлер Ангела Меркель напомнила, что обменные курсы валют должны иметь «как можно более реалистические стоимости». Люксембургский премьер Жан-Клод Юнкер, встречаясь в Брюсселе в качестве председателя группы стран еврозоны с коллегой из Пекина, упрекал его в том, что «китайский обменный курс занижен». Все это выглядело согласованной тактикой давления на китайскую политику в валютных делах. Китайская сторона отвергает претензии к юаню. Поддержание его относительной стабильности необходимо, чтобы не допустить банкротства многих китайских предприятий и роста безработицы в стране. Иначе также может возникнуть угроза росту глобальной экономики. Поэтому власти Китая нацелены на принятие и реализацию мер по постепенному повышению курса юаня. Также отмечается, что повышение курса евро по отношению к юаню является следствием колебаний обменного курса евро-доллар
Критики обвиняют правительство Китая в искусственном сдерживании курса национальной валюты для сохранения дешевого экспорта своих товаров. Высокопоставленные чиновники Еврокомиссии, призывая Пекин постепенно ревальвировать юань, подчеркивают, что «эта мера пойдет на пользу и экономике Китая, и его торгово-экономическим отношениям с ЕС, и многосторонним отношениям». В ответ премьер-министр КНР Вэнь Цзябао говорит, что «несправедливо требовать» от его страны повышения курса юаня. По его словам, «в разгар этого почти беспрецедентного международного финансового кризиса, сохранение обменного курса юаня благоприятствует экономическому развитию Китая и возобновлению роста мировой экономики. Сейчас некоторые страны, с одной стороны, хотят повышения курса юаня, а с другой — прибегают к наглым протекционистским мерам против Китая
2. Торговые отношения (2008-2013)
китайский валютный капитал сотрудничество
В сфере торговых отношений Евросоюз и Китай являются двумя крупнейшими трейдерами в мире. Китай — самая важная задача торговой политики ЕС. Европа является крупнейшим экспортным рынком Китая, а Китай является крупнейшим в Европе источником импорта. Каждый день стороны обмениваются товарами и услугами на сумму более чем в 1 миллиард евро. Двусторонняя торговля между ними увеличивается ежегодно, несмотря на экономический кризис.
За 2008 г. ЕС экспортировал в Китай товаров на 78,4 млрд евро. Импорт товаров из Китая за тот же период составил 247,6 млрд. *(Trade in Goods. EU27 with China. //Eurostat, Statistical Regime 4. Statistics of EU-China Bilatera lTrade.
В апреле 2008 года создан Экономический и торговый механизм высокого уровня. Он обеспечивает связи между Комиссией ЕС и Госсоветом Китая. Механизм функционирует на уровне вице-премьера, который занимается вопросами защиты прав интеллектуальной собственности, торговли, инвестиций и экономического сотрудничества. По своему формату он схож с Трансатлантическим экономическим советом ЕС-США. Главной его задачей является устранение дисбаланса в торговле между Китаем и ЕС (дефицит ЕС в торговле с Китаем составил в 2007 году 159 млрд. евро) и ликвидация торговых барьеров.
В 2011 году импорт европейских товаров вырос на 20% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 136.2 млд. Евро. Китайский экспорт составил 295.5 млд. Торговый дефицит, таким образом составил 155.9 млд. евро, что на 9% меньше уровня 2010 года (179 млд.). За первую половину 2012 темы европейского экспорта выросли в среднем на 11% в то время как китайский остался на том же уровне. дефицит торговли особенно заметен в таких секторах как офисное и телекоммуникационное оборудование, обувная, текстильная и сталелитейная промышленность.
Лидирующую позицию в структуре внешней торговли Китая с ЕС занимает категория «машины и Оборудование» (SITC 7), что довольно просто объясняется их более конкурентоспособной стоимостью. второе место занимает категория «Другие произведенные продукты» (SITC 6+8). очевидно, что Китай стал больше экспортировать химикатов, что связано с развитием его химической промышленности (в 2008 г. прирост составил 20%). Также стабильный рост наблюдается и в категории «Сырье». Торговля услугами относительно слаборазвита и составляет, примерно 1/10 от торговли товарам, что является еще одной причиной серьезного торгового дефицита ЕС в торговле с Китаем.
Невыполнение Китаем своих обязательств по ВТО.
Несмотря на то, что при вступлении в ВТО Китай обязался перевести все свои законы и правила, касающиеся торговли товарами и услугами на хотя бы один язык ВТО, 10 лет спустя этот вопрос все еще остается нерешенным. В этом ключе Китай является своеобразным крупнейшим исключением из правил.
Государственное субсидирование.
значительная доля крупных китайских компаний являются государственными, либо содержат государственный капитал. Их субсидирование и поддержка приводит к нарушению правил международной конкуренции и является источником напряжения между странами. Китай также не предоставляет полной информации о количестве субсидий. Существует необходимость дальнейшей либерализации доступа к китайским товарам, услугам и рынкам закупок.
Сохранение принудительной передачи технологии для европейских инвесторов и жестких требований для экспорта.
Технические требования к продукции в Китае отличаются от международных, что добавляет множество специфических и сложных процедур. По оценкам, только 46% из более чем 20 000 стандартов принятых в Китае соответствуют международным. В Китае также действует Обязательная схема сертификации (ССС), которая является значительным препятствием для многих иностранных фирм из-за своего «одностороннего» и строгого подхода.
права на интеллектуальную собственность.
Несмотря на серьезные усилия в этой области, нарушения прав интеллектуальной собственности в Китае как-то: авторское Право, торговые марки, патенты и коммерческие тайны — остается насущной проблемой. Слабо развита процедура правового преследования нарушителей.
Протекционистские меры.
Для разрешения существующих противоречий, а также в рамках диалога по сотрудничеству и развитию, Евросоюз регулярно выделяет средства из своего бюджета на развитие отношений с Китаем. В 2007 г. Европейская комиссия приняла новую стратегию по Китаю на период 2007-2013 гг.
Китай добивается присвоения ему статуса рыночной экономики; отмены антидемпинговых тарифов для своих экспортеров обуви, а также снятия эмбарго на продажу в КНР высоких технологий. ЕС со своей стороны требует расширения доли европейских товаров на китайском рынке.
3. движение капиталов и инвестиций (2008-2013)
Международное движение капиталов имеет важное значение для экономики КНР, особенно импорт капитала. Европейских предпринимателей привлекают в Китае возможности проникновения на гигантский рынок страны, освоения природных ресурсов и использования местной дешевой рабочей силы.
ПИИ 27 государств-членов ЕС в Китай составили 5,3 млрд в 2009 г. Для сравнения в 2007 г. этот показатель составил 6,6 млрд, в 2008 г. — 4,7 млрд. Объем китайских прямых инвестиций в ЕС составил 0,3 млрд. в 2009 г., 0,1 млрд. в 2008 г. и 0,8 млрд в 2007 г. Налицо значительное сокращение потока инвестиций в 2008 г.
накопленные инвестиции компаний из КНР в странах европейского союза к концу 2011 года измеряются сотнями миллиардов долларов США. Большинство из китайских инвесторов намерены наращивать капиталовложения в Европе
На конец 2011 года сумма накопленных инвестиций из Китая в ЕС достигла 366 миллиардов долларов США, из которых около 65 миллиардов пришли в 2011 году.
ЕС в целом и его государства-участники удовлетворены притоком инвестиций из Китая, благодаря которым «растет производительность и эффективность» европейской экономики. Для них это особенно важно в условиях долгового кризиса и мало обнадеживающих экономических перспектив.
Китайские инвесторы, уже вложившие деньги в экономику Европы, также в основном удовлетворены эффектом от инвестиций. Они считают ЕС «безопасным и стабильным местом для инвестирования, емким рынком». Важны для них также наличие передовых европейских технологий и квалифицированной рабочей силы. помимо большой емкости рынка, передовых технологий и квалифицированной рабочей силы в Европе инвесторам из КНР пришелся по душе благоприятный деловой климат, прозрачное законодательство. Случаи дискриминации китайского бизнеса «по национальному признаку» или «по соображениям национальной безопасности» здесь, по словам китайских предпринимателей, единичны.
По данным Евростата, только 1,4% от общего притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Европу идет из Китая. доля европейских потоков ПИИ в Китай остается на стабильном уровне 20% от всех ПИИ в Китай. таким образом, 27 государств-членов ЕС наряду с Тайванем, Гонконгом, США и Японией составляют топ-5 инвесторов в экономику Китая. Европейские компании инвестировали € 17800 млн в экономику Китая в 2011 году. Размер китайских ПИИ в ЕС составил € 3,1 млрд. в том же году. Однако следует учитывать, что часть китайских зарубежных инвестиций проходят через Гонконг.
Со стороны китайских инвесторов отмечались существующие проблемы в виде бюрократических барьеров и высоких операционных затрат. Административные сложности возникают у них преимущественно на региональном и местном уровнях. возникают проблемы с получением въездных виз, ориентированием в разнящихся законах государств Евросоюза, приспосабливанием к тонкостям многочисленных налоговых систем. Сказываются и культурные, ментальные, языковые различия между китайцами и европейцами. С другой стороны административных проблем у китайских предпринимателей больше на родине. Поддержку правительства в Китае получают только государственные предприятия-инвесторы, условия вывоза капитала за рубеж очень сложные и строгие, а начатый недавно процесс либерализации валютного законодательства еще далеко не завершен, поэтому получить разрешение на вывоз капитала очень сложно.
К существующим препятствиям для европейских инвесторов можно отнести так называемый «каталог инвестиций», который закрывает иностранным компаниям доступ к целым секторам экономики, выдвигая высокие требования к инвестору и вводя сложные прцедуры регистрации.
4. Научно-техническое сотрудничество (2008-2013)
Китай и Европа плодотворно сотрудничают в области науки и технологий. Соглашение о сотрудничестве было подписано в 1998 г. Китай стремится превратить свою экономику в инновационную и выделяет на это значительные финансовые ресурсы. Так, в 2009 г. расходная статья бюджета на исследования и разработки составила 25,7 млрд долларов США, что на 25,6% выше аналогичных расходов в 2008 г. Такие затраты на НИОКР поставили Китай на второе место в мире (после Японии) по расходам в этой сфере. Между тем, ЕС в сфере НИОКР стал державой номер один по количеству научных публикаций. таким образом, сотрудничество между Евросоюзом и Китаем в сфере науки и технологий является не просто вопросом, представляющим общий интерес, но и может быть обоюдно выгодным и взаимодополняющим.
Заключение
Перспективы двухстороннего экономического сотрудничества
ЕС нуждается в сохранении устойчивых отношений с Китаем. То же касается и самого Китая. Китай представляет собой второй по величине и скорости развития зарубежный Рынок для ЕС. В свою очередь ЕС является крупнейшим зарубежным рынком для Китая. Обе стороны стремятся к активному привлечению ПИИ. Стабильное функционирование европейского рынка является взаимным интересом обеих сторон. Хотя между Китаем и европейскими странами существуют идеологические расхождения и они находятся на разных этапах развития, тем не менее в сложной международной обстановке перед ними стоят подобные вызовы и задачи: Китай выдвинул цель всестороннего построения среднезажиточного общества к 2020 году, а Европа разработала стратегию развития до 2020 года, приоритетом которой является развитие интеллектуальной экономики и «зеленой экономики». таким образом, развитие является общим стремлением двух сторон. В настоящее время китайская и европейская стороны находятся на решающем этапе своего развития и рассматривают трансформацию способа экономического развития, инновации и осуществление поступательного развития в качестве стратегической цели, а их взаимодополняемость в экономической и технической областях будет играть свою роль еще длительное время. помимо этого, Пекин и Европа занимают близкие позиции по множеству международных вопросов, в связи с чем существуют большие потенциальные возможности для дальнейшего укрепления прагматического сотрудничества.
список использованных источников
китайский валютный капитал сотрудничество
1.Анисимова, А. Китай: трудности оказались большими, чем предполагали сначала // Компас. — М. — 2009. — №8.
.Глава миссии Китая в ЕС Сун Чжэ: китайско-европейские отношения станут более оживленными // Жэньминь жибао он-лайн [электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: #»justify»>.Евкин А., Каргапольцев И. Визит А. Меркель в КНР: отношения выходят на новый уровень // Компас. — М. — 2010. — №31.
.Евросоюз и Китай: поиски стратегического партнерства // интересно о Европе [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>.ЕС все еще по-старому смотрит на Китай // Жэньминь жибао он-лайн [электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: #»justify»>.Жиров Ф., Кириллов А. Китай не выпячивает свои экономические интересы // Компас. — М. — 2011. — №9.
.Жиров Ф., Кириллов А. Китай поддерживает усилия Европы // Компас. — М. — 2011. — №46.
.Каргапольцев, И. Продолжение реформ // Компас. — М. — 2010. — №28.
.Карпова, С. Китай примеривается к новой роли // Компас. — М. — 2010. — №49.
.Карпова, С. Китайские капиталовложения за рубежом — долгосрочная тенденция // Компас. — М. — 2011. — №14.
.Кириллов, А Визит Саркози в Пекин обозначил, но не решил проблемы в отношения ЕС-КНР // Компас. — М. — 2010. — №20.
.Китай и ЕС подписали 5 документов о сотрудничестве // Жэньминь жибао он-лайн [электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: #»justify»>.Комментарий: Китай и ЕС совместными усилиями берегут двусторонние отношения // Жэньминь жибао он-лайн [электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: #»justify»>.Макарчев, В. Сделка компании Рио Тинто с госкапиталом КНР не состоялась // Компас. — М. — 2009. — №25.
.Морозов, Н. В Датско-Китайских отношениях возобладал прагматизм // Компас. — М. — 2011. — №45.
.Морозов, Н. отношения Дания — КНР: уравнение со многими неизвестными // Компас. — М. — 2012. — №27.
.Нестеров В., Саммит Китай — ЕС в Пекине: времена изменились // Newsland [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>.Носов М., ЕС — Китай на пути к глобальному партнерству/ М. Носов [электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: www.ieras-library.ru/documenti/soveurope/2005/nosov.doc — Дата доступа: 10.03.2013.
.Поляков, А. Визит Ху Цзиньтао в Португалию // Компас. — М. — 2010. — №47.
.Селищев, А. Экономика КНР: противоречия стабилизации // Компас. — М. — 2012. — №49.
.Сидельников, М. В Китае внешне все спокойно // Компас. — М. — 2008. — №43.
.Смелов В., Филиппов В. ФРГ и КНР приняли двустороннее сотрудничество на новый уровень // Компас. — М. — 2011. — №28.
.Стратегический диалог между Китаем и ЕС // Интернет-телевидение Китая (CNTV) [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>.Торгово-экономические отношения между Китаем и ЕС в 2010 г. // CRI Online [электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: #»justify»>.Чуркин А. Спор вокруг экспорта редкоземельных металлов ка элемент экономического противостояния Китая с Западом // Компас. — М. — 2012. — №22.
27.Avery N., Sanderson H. Europe Crisis Adds Concern to China Outlook at Moodys /Scott Lanman, John Liu // Bloomberg News [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>.Chen Xin, The financial crisis and EU-China trade interdependency/ Chen Xin // NewEurope Online [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>.China and the EU: The longest of marches/ Patrick Graham // The Guardian [электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: #»justify»>.China says ready to help solve EU debt crisis // EUbusiness [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>31.EU-China 2012 // European Commission [электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: #»justify»>32.EU-China relations in times of crisis // EurActiv.com [электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: #»justify»>.Euro debt crisis to test EU-China partnership // EurActiv.com [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>.Fu Ying, China and Europe can build a new partnership out of this crisis/ Fu Ying // The Guardian [электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: #»justify»>.Impact of EU crisis on China // Xinhuanet [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>.John Ross, China’s economic stimulus offers Europe a lesson/ John Ross // The Guardian [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>.John W. Schoen, As China’s growth slows, the world worries // NBC News [электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: #»justify»>.Jonas Parello-Plesner, Chinas stake in the euro crisis/ Parello-Plesner J. // EastAsiaForum [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>.Kevin Yao, China growth could halve if Europe crisis worsens: IMF/ Patrick Graham // Reuters [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>.Mamta Badkar, CHINA CRASH 2012: Here’s Why It’s Finally Happening // NBC News [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>.Mezo J, Udvari B. Effects of the debt crisis on the EU-China relations/ Mezo J // Munich Personal RePEc Archive [электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: #»justify»>.Sorroza, A. The economic and financial crisis affecting Europe seems to be changing the map of the interests involved in the EU-China relationship/ Alicia Sorroza // Elcano Royal Institute [электронный ресурс]. — 2011. — Режим доступа: #»justify»>.William Adams, Xia Youfu, Pang Zhongying China, the European Union, and Trade Relations // Carnegie Endowment [электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: http://carnegieendowment.org/2010/09/20/china-european-union-and-trade-relations/1u8u — 2011. — Дата доступа: 12.03.2013.