Учебная работа. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики

особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и Производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

Процесс становления свободных экономических зон в россии может быть разделен на несколько этапов:

Этап Характеристика1980 гначалом кампании по организации СЭЗ. большую часть зон предлагалось специализировать на добыче минерального сырья, производстве минеральных удобрений, других продуктов. Однако на осуществление проектов создания зон не имелось достаточно средств, отсутствовала четкая правовая основа.1990-1991Началом формирования нормативно-правовой базы. Были приняты такие документы, как Указ Президента СССР "об иностранных инвестициях в СССР" (октябрь 1990 г.); постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. и постановление Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1990 г. о СЭЗ "Находка" и др. Вступивший в силу в сентябре 1991 г. законименно в эти годы стало понятно, что многочисленные решения о создании СЭЗ не могут быть претворены в жизнь. Из числа создаваемых СЭЗ лишь единицы начали успешно функционировать. Развал экономики, политическая нестабильность, отсутствие начальных капиталовложений и другие причины не позволили осуществить задуманные проекты. В правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон (разновидности свободных таможенных зон и зон экспортного производства). В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического положения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.С 2005 г22 июля 2005 года был принят федеральный законроссийской Федерации". Закон заложил единую правовую основу создания и функционирования ОЭЗ на территории россии, в нем сформулированы новые принципы отношений власти и бизнеса на территории таких зон. важно то, что для ОЭЗ введена принципиально новая система налоговых и таможенных льгот. Все ранее созданные ОЭЗ прекратили свое существование с момента введения в действие Федерального закона № 116-ФЗ, за исключением двух — в Калининградской и Магаданской областях. Принципиальное отличие новых зон от прежних — только локальные размеры (не более 100 кв. км), полный запрет на проживание населения на территории зон, таможенное обустройство границ зон. В январе 2006 года в соответствии с федеральным законом № 116-ФЗ были созданы первые 6 особых экономических зон в городах Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге, Томске, Липецке и Елабуге.

первый этап охватывает вторую половину 1980-х годов — характеризуется началом кампании по организации СЭЗ. большую часть зон предлагалось специализировать на добыче минерального сырья, производстве минеральных удобрений, других продуктов. Однако на осуществление проектов создания зон не имелось достаточно средств, отсутствовала четкая правовая основа. Это привело к искажению самого принципа формирования свободных экономических зон: руководители регионов предполагали, что федеральное правительство должно обеспечить их средствами для создания на их территории СЭЗ, не надеясь на свои силы, на привлечение иностранных инвестиций. Таким образом, осуществление проектов создания на территории России свободных экономических зон, число которых превысило 100, должно было осуществляться на основе дефицитного в то время бюджет страны.

Второй этап охватывает 1990-1991 гг. и характеризуется началом формирования нормативно-правовой базы. Были приняты такие документы, как Указ Президента СССР "об иностранных инвестициях в СССР" (октябрь 1990 г.); постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. и постановление Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1990 г. о СЭЗ "Находка" и др. Вступивший в силу в сентябре 1991 г. законопределил, что свободные экономические зоны создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятель для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями.

третий период создания СЭЗ охватывает 1992-1994 гг. именно в эти годы стало понятно, что многочисленные решения о создании СЭЗ не могут быть претворены в жизнь. Из числа создаваемых СЭЗ лишь единицы начали успешно функционировать. Развал экономики, политическая нестабильность, отсутствие начальных капиталовложений и другие причины не позволили осуществить задуманные проекты. В правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон (разновидности свободных таможенных зон и зон экспортного производства). В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географического положения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Четвертый этап — с 2005 г. начался принципиально новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. 22 июля 2005 года был принят федеральный закон № 116-ФЗ "об особых экономических зонах в Российской Федерации". законтерритории России, в нем сформулированы новые принципы отношений власти и бизнеса на территории таких зон. важно то, что для ОЭЗ введена принципиально новая система налоговых и таможенных льгот. Все ранее созданные ОЭЗ прекратили свое существование с момента введения в действие Федерального закона № 116-ФЗ, за исключением двух — в Калининградской и Магаданской областях. Принципиальное отличие новых зон от прежних — только локальные размеры (не более 100 кв. км), полный запрет на проживание населения на территории зон, таможенное обустройство границ зон. В январе 2006 года в соответствии с федеральным законом № 116-ФЗ были созданы первые 6 особых экономических зон в городах Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге, Томске, Липецке и Елабуге.

По мнению ведущих экономических аналитиков и представителей бизнес-элиты, развитие ОЭЗ и эффективное использование предоставляемых им налоговых и таможенных льгот будут одними из самых "горячих" вопросов для российского бизнеса в ближайшие годы, особенно учитывая постоянно увеличивающийся административный пресс со стороны государственных органов на иных территориях страны.

Создание особых экономических зон, являясь одним из самых эффективных макроэкономических инструментов привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику, как правило, преследует цели:

·расширить экспортно-импортные операции;

·установить более открытые отношения с мировым рынком;

·развивать новые технику и технологии;

·внедрять инновации в производство.

Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ устанавливаются особые экологические и юридические льготы. К ним относятся:

упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

льготный налоговый режим — налогообложение по льготным ставкам — до 50% установленных на территории России для иностранных инвесторов;

понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;

предоставление права на долгосрочную аренду до 70 лет.

В России существуют ОЭЗ федерального уровня четырех типов:

Учебная работа. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики