Учебная работа. Особенности применения ИНКОТЕРМС-2010

особенности применения ИНКОТЕРМС-2010

Содержание

Введение

. Причины возникновения и теоретические аспекты ИНКОТЕРМС

.1 Причины возникновения ИНКОТЕРМС

.2 Принятие новой редакции ИНКОТЕРМС

.3 ИНКОТЕРМС 2010

. Использование ИНКОТЕРМС в договоре купли — продажи

.1 Применение ИНКОТЕРМС

.2 Выбор конкретного условия поставки

. особенности применения ИНКОТЕРМС в таможенном регулировании

Заключение

список литературы

Введение

На протяжении многих веков развития торгового оборота основным видом договоров, опосредующих реализацию товаров, как на международном уровне, так и в отдельных государствах являлся договор купли-продажи. В настоящее время он представляет собой чрезвычайно значимый в экономическом и социальном плане инструмент регулирования торговых взаимоотношений участников имущественного оборота.

В период глобализации экономики роль договоров купли-продажи существенно возросла, в результате чего возникла необходимость достижения большего единообразия их содержания. Такое единообразие достигается, в частности, при помощи международных правил толкования торговых терминов (International Rules for the Interpretation of Trade Terms), или ИНКОТЕРМС, разработанных Международной торговой палатой, и их широкого применения. Последняя редакция Правил опубликована в 2010 году.

Правила имеют большое практическое значение, так как в них установлены определенные нормы поведения контрагентов, что влияет на выгодность заключаемых договоров, а также закрепляет права и обязанности покупателя и продавца в коммерческих операциях в соответствии с выбранным условием поставки.

Помимо основной обязанности продавца предоставить товар в распоряжение покупателя или передать его для перевозки или доставить его в пункт назначения, а также помимо основной обязанности покупателя по принятию поставки, ИНКОТЕРМС регулирует также связанные с этим обязанности, в частности, обязанности по подаче извещения, по представлению документов, обеспечению страхования надлежащей упаковки товара и выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза и ввоза.

Предметом исследования данной курсовой работы являются ИНКОТЕРМС, их назначение и роль в регулировании международных и внутригосударственных торговых отношений, особенности формирования и исторического развития Правил, различные аспекты применения, а также вопросы соотношения ИНКОТЕРМС и отечественного законодательства о купле-продаже товаров

Целью теоретического исследования данной курсовой работы является теоретический анализ Правил толкования международных торговых терминов — ИНКОТЕРМС 2010.

Чтобы достичь поставленной цели, нужно решить ряд следующих задач:

. Определить понятие и значение ИНКОТЕРМС 2010;

. Проанализировать основные изменения в ИНКОТЕРМС 2000;

. Проанализировать как термины ИНКОТЕРМС применяются на практике.

1. Причины возникновения и теоретические аспекты ИНКОТЕРМС

.1 Причины возникновения ИНКОТЕРМС

ИНКОТЕРМС — международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международно — признанном документе.

Целью ИНКОТЕРМС является разработка свода международных правил толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле торговых терминов. Тем самым неуверенность в различном толковании подобных терминов в отдельных странах может быть сведена к нулю или в значительной степени уменьшена.

ИНКОТЕРМС определяют обязанности сторон по поставке и принятии товара. Позволяют максимально упростить формулировки заключенного договора купли- продажи и самое главное, выбор того или иного базиса поставки на основе ИНКОТЕРМС. Также во многом определяют цену товара, распределение между покупателем и продавцом расходов по доставке товара, т.е. в конечном счете коммерческую эффективность сделки.

широкое распространение ИНКОТЕРМС при заключении договоров международной купли-продажи товаров во всем мире объясняется рядом причин:

. Огромный авторитет Международной торговой палаты, под эгидой которой, и были разработаны ИНКОТЕРМС;

. ИНКОТЕРМС получили признание со стороны деловых кругов большинства стран;

. ИНКОТЕРМС периодически (примерно раз в десятилетие) обновляется, следуя за развитием научно-технического прогресса, учитывая передовой опыт и практику международной торговли, в первую очередь изменения в транспортировке и обработке товара;

. ИНКОТЕРМС позволяют избежать сторонам споров и различных толкований того или иного термина, условия договора, давая с учетом новейшей международной практики разъяснение по тем или иным базисам поставки;

. ИНКОТЕРМС позволяют максимально упростить формулировки заключаемого договора купли-продажи, избежать излишних нагромождений в распределении взаимных прав и обязанностей сторон, позволяет им четко определить объем принимаемых на себя обязательств;

. Выбор того или иного базиса поставки на основе ИНКОТЕРМС во многом определяют цену товара, распределение между покупателем и продавцом расходов по доставке товара, т.е. в конечном счете коммерческую эффективность сделки.

. Отсылки к ИНКОТЕРМС во внешнеэкономическом договоре значительно облегчают процесс заключения договора: посредством указания на любое стандартное условие ИНКОТЕРМС стороны избегают необходимости в расшифровке их положений в тексте договора.

Часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике в их соответствующих странах. Это влечет за собой недопонимание, споры и обращения в суды, а также потерю времени и денег.

Правила ИНКОТЕРМС определяют в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям.

впервые международные правила толкования торговых терминов были опубликованы в 1936 г. Международной торговой палатой.

Дополнения и изменения вносились затем в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 гг. с целью приведения правил в соответствие с текущей международной торговой практикой. 22 октября 2010 года Российский национальный комитет Международной торговой палаты — всемирной организации бизнеса впервые в России проводил уникальную международную конференцию "Incoterms 2010: новые Правила ICC по использованию национальных и международных торговых терминов". С 1 января 2011 года новые Правила ИНКОТЕРМС 2010 вступили в силу.

ИНКОТЕРМС фиксируют такие важные коммерческие и юридические вопросы по фактическому исполнению внешнеэкономического договора купли-продажи, как:

место и момент исполнения обязанностей продавца по передаче товара;

переход рисков с продавца на покупателя;

распределение обязанностей по оплате необходимых расходов и сборов, включая уплату таможенных платежей;

получение экспортных и импортных лицензий;

обязанность заключения договора перевозки;

распределение обязанностей сторон по перевозке и выполнению погрузочно-разгрузочных работ;

распределение обязанностей сторон по представлению отгрузочных, платежных и иных документов, а также необходимых извещений;

обязанность страхования;

распределение обязанностей сторон по обеспечению надлежащей упаковки;

инспектирование товара и др.

Вместе с тем, ИНКОТЕРМС регулируют далеко не все вопросы, возникающие в процессе исполнения договоров международной купли-продажи товаров, и их значимость не следует переоценивать. Так, за рамками ИНКОТЕРМС остались следующие аспекты внешнеэкономического контракта:

последствия нарушения обязательств по договору;

основания освобождения сторон от ответственности;

перехода права собственности на товар;

формы и способы расчетов между сторонами;

действительность договора;

количество и качество товара;

увеличение расходов после заключения договора;

форма договора;

отношения сторон по смежным контрактам (перевозка, страхование)

другие вопросы, которые должны специально регламентироваться в контракте.

Таким образом, ИНКОТЕРМС включает в себя правила толкования только терминов поставки и не затрагивает других условий договора международной купли-продажи.

Надо отметить, что в ИНКОТЕРМС использован общепринятый юридико-технический прием формулирования только обязанностей продавца и покупателя, а не их прав, поскольку конкретным обязанностям одной стороны практически "зеркально" корреспондируют права другой стороны[10].

Основной причиной пересмотра ИНКОТЕРМС является необходимость их адаптации к современной коммерческой практике. Так, в редакцию 1980 был введен термин "Франко перевозчик" (FCA) для использования в частых случаях, когда пунктом получения товара при морской торговле более не является традиционный пункт FOB (пересечение поручней судна), а пункт на суше перед погрузкой на борт судна, где товар размещен в контейнере для последующей перевозки морем или различными видами транспорта (так называемые смешанные или мультимодальные перевозки). Далее в редакции ИНКОТЕРМС 1990 статьи, касающиеся обязанности продавца по предоставлению доказательств поставки, позволили заменить бумажную документацию электронными (EDI) сообщениями, если стороны договорились об осуществлении электронной связи. Нет необходимости говорить, что постоянно предпринимаются усилия по совершенствованию текста ИНКОТЕРМС для облегчения их практического применения.

С учетом время от времени вносимых в ИНКОТЕРМС изменений важно обеспечить, чтобы в каждом случае, когда стороны намерены включить ИНКОТЕРМС в свой договор купли-продажи, всегда была сделана четкая ссылка на действующую редакцию. Это можно легко пропустить, когда, например, делается ссылка на более ранний вариант в используемых коммерсантами стандартных проформах договора или в бланках заказа. Отсутствие ссылки на действующую редакцию может привести к спорам относительно того, имели ли стороны намерение включить данную редакцию или более раннюю редакцию в качестве части их договора. Коммерсантам, желающим использовать ИНКОТЕРМС 2000, необходимо четко указать, что к их договору купли-продажи применяется ИНКОТЕРМС 2000[3].

.2 Принятие новой редакции ИНКОТЕРМС

С 1 января 2011 года вступила в силу новая версия ИНКОТЕРМС 2010.

между ИНКОТЕРМС 2000 и новым ИНКОТЕРМС 2010 есть ряд существенных отличий. Одни изменения должны будут включаться в новые договора купли-продажи товаров, заключённые до 1 января 2011 года; другие изменения просто должны быть обусловлены соглашением и приняты во внимание при подготовке контрактов, вступающих в силу с 1 января 2011 года.

Новое издание ИНКОТЕРМС 2010 наиболее полно и точно отражает в себе торговую практику последнего десятилетия и содержит в себе ряд нововведений:

новая структура правил ИНКОТЕРМС — 2 группы терминов: термины, используемые при перевозке любыми видами транспорта, и термины, используемые при морской и внутренней водной перевозке (в Инкотермс 2000 было 4 группы);

безопасности грузов максимально возможно освещены с учетом различия правовых систем;

введение к каждому термину новых правил позволяет его пользователям точно выбрать корректный термин для торгового контракта;

учтены требования современного контейнерного транспорта.

международная торговая палата вводит два новых условия доставки:

DAP (Delivered At Place) — доставлено в месте, термин будет использоваться вместо DAF, DES и DDU

DAT (Delivered At Terminal) — доставлено на терминал, термин будет использоваться вместо DEQ.

Эти условия могут быть использованы независимо от соглашения о виде транспорта. Причина принятия решения о снижении количества условий было обусловлено тем, что трейдеры зачастую выбирали неверные или запутанные условия, ведущие к противоречивым или неясным контрактам.

Новые ИНКОТЕРМС направлены на использования в международной, так и в внутренней торговле. Для торговых организаций и блоков (к примеру ЕС), где границы формально отсутствуют, новые правила и условия стали проще для использования.

покупатель и продавец могут предоставлять контрактную документацию в виде электронных документов. Введением этого пункта, Международная торговая палата отражает свое понимание возрастающего объема использования электронной документации.

С 1 января 2011 года любая ссылка на ИНКОТЕРМС в контракте, подписанном 1 января или после, будет подразумевать ссылку на ИНКОТЕРМС 2010, если стороны не договорились иначе.

Следовательно, если организация занимается ВЭД, то необходимо провести тщательную ревизию типовых договоров организации, в которых есть ссылки на ИНКОТЕРМС, чтобы убедиться, что все договоры соответствуют нормам ИНКОТЕРМС 2010.

Также революционным положением ИНКОТЕРМС 2010 является обязанность сотрудничества продавца и покупателя в вопросах обеспечения экспортно-импортной очистки. ИНКОТЕРМС 2010 закрепляет обязанности по предоставлению информации для того, чтобы добиться экспортно-импортной очистки (например, информация относительно цепи поставок). Уточнены обязательства относительно сборов за транспортное обслуживание на терминале.

ИНКОТЕРМС 2010 стремится к тому, чтоб уменьшить вероятность возникновения ситуаций, когда покупателю придётся платить дважды за транспортную обслуживание на терминале. цена за перевозку товаров до условленного места назначения, результатом чего обычно является то, что покупатели вынуждены платить дважды, должна исчезнуть благодаря поправкам к ИНКОТЕРМС 2010 и условиям: CIP, CPT, CFR, CIF, DAT, DAP и CCP.

ИНКОТЕРМС 2010 содержит и разъяснения по вопросу перепродаж товара (как, например, множественная перепродажа товара во время транзита).

В частности, в термины FCA, CPT, CIP, FAS, FOB, CFR и CIF внесены поправки, предусматривающие, что продавец в середине цепочки продаж несет обязательство "обеспечить отгрузку товара", а не "отгрузить" товар. В обязательства продавца по заключению договора перевозки груза внесены поправки, позволяющие продавцу "обеспечить" договор поставки.

ИНКОТЕРМС 2010 были адаптированы для использования во внутренних контрактах. Это облегчило внедрение ИНКОТЕРМС в контракты, связанных с движением товаров внутри страны — например, в рамках торгового блока, таких как ЕС, где экспортные и импортные формальности в значительной степени исчезли, и в США, где наблюдается увеличение использования ИНКОТЕРМС 2010 вместо Модельного Торгового Кодекса (Uniform Commercial Code) при продажах на внутреннем рынке.

В ИНКОТЕРМС 2010 новый текст делит условия поставки на две широкие категории:

Доставка любым видом транспорта (морской, авто, воздушный, ж/д), к которым относятся условия ExW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP

Доставка по морю и внутренним водным путям. К данным условиям Инкотермс 2010 относит: доставку к борту судна / Free Alongside Ship (FAS); доставку на борт судна / Free on Board (FOB); стоимость, включая фрахт до / Cost and Freight (CFR); стоимость, страхование и фрахт / Cost, Insurance and Freight (CIF)

Ранее зачастую условия поставки FOB ошибочно использовались для обозначения любого пункта поставки. Новая редакция ИНКОТЕРМС 2010 четко указывает, что правило FOB предназначено для использования исключительно для морского и внутреннего водного транспорта[9].

Подводя итоги, можно выделить следующие основные изменения, произошедшие в ИНКОТЕРМС 2010:

Исчезли 4 вида из ИНКОТЕРМС 2000 (DAF, DES, DEQ и DDU) и были введены 2 новых условия:

DAP (Delivered At Place) — Доставлено в месте, который будет использоваться вместо DAF, DES и DDU,

DAT (Delivered At Terminal) — Доставлено на терминал, который будет использоваться вместо DEQ. Эти условия действуют, независимо от вида транспорта.

Создание 2 классов вместо 4: первый — для любого вида транспорта (EXW, FCA, CPT, CIP, DAP, DAT и DDP), второй — для доставки морским / речным путем (FAS, FOB, CFR и CIF).

Правила теперь работают как для международных, так и для внутренних поставок. Обязательства продавца и покупателя предоставлять контрактную документацию теперь может быть выполнено в электронном виде.

В страховых изменениях учитываются поправки Института лондонских страховщиков. новые правила вводят обязательство обоих сторон сделки предоставлять всю необходимую информацию по запросу при таможенной очистке. Это делается в целях безопасности международной торговли.

В правилах четко указана ответственность за уплату хранения товара на терминале, во избежание двойной уплаты.

.3 ИНКОТЕРМС 2010

новые правила ИНКОТЕРМС 2010 вступили в силу 1 января 2011 года. Они учитывают постоянное расширение зон свободной торговли, возрастание электронных коммуникаций в предпринимательских сделках, возрастающее беспокойство относительно сохранности перевозимого товара и изменений в транспортной практике. Правила ИНКОТЕРМС 2010 модернизировали и консолидировали термины "доставки", снизили общее число терминов с 13 до 11 и предложили более простую и ясную презентацию всех терминов. Ссылка на термин ИНКОТЕРМС 2010 в договоре купли-продажи ясно определяет соответствующие обязанности сторон и снижает риск юридических осложнений[8].

Категория E — Отгрузка.

В данную категорию входит условие EXW (Франко завод) которое применительно для любых видов транспорта.

Термин "Франко завод" означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.). продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта.

Данный термин возлагает, таким образом, минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Однако, если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за такую отгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи. Этот термин не может применяться, когда покупатель не в состоянии выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA, при условии, что продавец согласится нести расходы и риски за отгрузку товара.

Категория F — Основная перевозка не оплачена продавцом.

В данную категорию входят:

— FCA (Франко перевозчик) используется для любого вида транспорта.

Термин "Франко перевозчик" означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места. Следует отметить, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то продавец несет ответственность за отгрузку. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет. Данный термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешенные перевозки.

Под словом "Перевозчик" понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Если покупатель доверяет другому лицу, не являющемуся перевозчиком, принять товар, то продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его данному лицу.

— FAS (Франко вдоль борта судна) используется для Морского или внутреннего водного транспорта.

термин "Франко вдоль борта судна" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FAS на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Однако, если стороны желают, чтобы покупатель взял на себя обязанности по таможенной очистке товара для экспорта, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи.

FOB (Франко борт). Термин "Франко борт" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель. По условиям термина FOB на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться перевозке товара морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин FCA.

Категория C — Основная перевозка оплачена продавцом.

Данная категория включает в себя:

CFR (Стоимость и фрахт) используется для Морского или внутреннего водного транспорта.

термин "Стоимость и фрахт" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки.

продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, однако, риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. По условиям термина CFR на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CPT.

CIF (Стоимость, страхование и фрахт) используется для Морского или внутреннего водного транспорта.

Термин "Стоимость, страхование и фрахт" означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. Однако, по условиям термина CIF на продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки. следовательно, продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIF, от продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием.

В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. По условиям термина CIF на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Если стороны не собираются поставить товар через поручни судна, следует применять термин CIP.

CPT (Фрахт/перевозка оплачены до)

Термин "Фрахт/перевозка оплачены до" означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара, как и другие расходы после передачи товара перевозчику.

Под словом "перевозчик" понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. В случае осуществления перевозки в согласованный пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого из них.

CIP (Фрахт/перевозка и страхование оплачены до).

термин "Фрахт/перевозка и страхование оплачены до" означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы до доставки таким образом товара. Однако, по условиям CIP на продавца также возлагается обязанность по обеспечению страхования от рисков потери и повреждения товара во время перевозки в пользу покупателя. следовательно, продавец заключает договор страхования и оплачивает страховые взносы. покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIP от продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием.

В случае, если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования. Под словом "перевозчик" понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

В случае осуществления перевозки в пункт назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара в попечение первого перевозчика.

По условиям термина СIР на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта.

Категория D — Доставка.

Термины категории Доставка применяются для любых видов транспорта.

DAP (Поставка в пункте)

Данное условие используется вместо DAF, DES и DDU (ИНКОТЕРМС 2000). Это один из двух новых терминов. Обязанности продавца считаются выполненными, когда груз будет передан покупателю в любом оговоренном с продавцом месте в стране назначения

DAT (Поставка на терминале)

Данное условие используется вместо DEQ (ИНКОТЕРМС 2000). Также является новым термином. Обязанности продавца считаются выполненными с момента передачи в распоряжение покупателя груза на оговоренном в договоре терминале в порту назначения. При этом груз может быть доставлен любым видом транспорта (самолет, корабль, поезд, авто или трубопровод).

DDP (Поставка с оплатой пошлины)

В данном случае груз должен быть передан продавцом в распоряжение покупателя на терминале в порту страны назначения или в оговоренном с продавцом месте (страны назначения). В этом случае продавец самостоятельно проводит таможенную очистку груза для импорта и оплачивает все таможенные платежи.

2. использование ИНКОТЕРМС в договоре купли — продажи

.1 Применение ИНКОТЕРМС

Правила ИНКОТЕРМС распространяется только на вопросы, связанные с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи товаров в отношении поставки проданных товаров (в последней редакции ИНКОТЕРМС уточнено, что правила не применяются при купле-продаже "нематериальных товаров"). Остальные положения договора купли-продажи не являются предметом регулирования правил ИНКОТЕРМС. В частности, в них не рассматриваются вопросы разрешения споров в случае нарушения условий контракта и ответственности сторон.

Побочные задачи ИНКОТЕРМС:

обеспечить получение экспортных и импортных лицензий;

обеспечить выставление документов соответствующей формы;

обеспечить необходимый объем страховой защиты;

обеспечить необходимую упаковку товара;

предоставлять другой стороне информацию о ходе выполнения

обязательств;

проводить проверки (качества и т.п. ).

Способы применения правил ИНКОТЕРМС 2010:

. Инкорпорация в договор купли-продажи

При желании применить правила необходимо четко указать на это в договоре следующим образом: "[избранный термин ИНКОТЕРМС, включая поименованное место, в соответствии с] INCOTERMS 2010" / ИНКОТЕРМС 2010".

. Избрания соответствующего термина ИНКОТЕРМС

Избранный термин ИНКОТЕРМС должен соответствовать товару, способу его транспортировки и, кроме того, отражать, до какой степени стороны намерены внести дополнительные обязательства, например, обязательство продавца или покупателя по организации перевозки или страхования. Пояснения к каждому термину содержат информацию, полезную для осуществления такого выбора. Какой бы термин ни был избран, сторонам следует учитывать, что на толкование их договора могут повлиять обычаи портов или иных пунктов.

. путем возможно более точного определения пункта или порта

Избранный термин ИНКОТЕРМС может работать, только если стороны определили пункт или порт, а еще лучше, если стороны определили по возможности как можно более точно такой пункт или порт.

Правила ИНКОТЕРМС традиционно использовались в договорах международной купли-продажи, когда товар пересекал границу. В различных частях света создание торговых союзов, как, например, Европейский Союз, сделали менее важным видимый контроль над товарами при прохождении их через границу соответствующих сторон.

Поэтому в подзаголовках правил ИНКОТЕРМС 2010 в явно выраженной форме указывается, что эти правила могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи товаров, так и во внутринациональных договорах купли-продажи. В результате правила ИНКОТЕРМС 2010 в ряде пунктов четко подчеркивают, что обязанность по осуществлению экспортно-импортных формальностей имеется только тогда, когда это применимо.

Два явления убедили Международную торговую палату в своевременности движения в этом направлении. Во-первых, коммерсанты широко используют правила ИНКОТЕРМС во внутринациональных договорах купли- продажи. Во-вторых, имеется возрастающее в США желание использовать во внутренней торговле ИНКОТЕРМС вместо ранее закрепленных в Единообразном торговом кодексе США терминов отгрузки и поставки.

Условия ИНКОТЕРМС становятся составной частью контракта только при наличии обоюдного решения сторон, т.е. если при определении взаимных обязанностей они прямо или косвенно ссылаются на данные условия. Но, чтобы избежать недоразумений и споров при заключении письменного формального контракта разумно включать следующую фразу: "При толковании настоящего контракта имеют силу условия ИНКОТЕРМС в действующей редакции". Последнее, рекомендуется делать в контрактах даже с такими странами, как Австрия, ФРГ, Франция, в которых условия ИНКОТЕРМС считаются относящимися к международным торговым обычаям и используются даже тогда, когда это контрактами специально не оговорено.

Но, если в контракте предусмотрены специальные оговорки, противоречащие условиям ИНКОТЕРМС, то их действие имеет преобладающее значение. Другими словами, условия ИНКОТЕРМС, если на них в контракте сделана ссылка, являются базисными условиями контракта до тех пор, пока в контракт не включены другие, противоречащие им условия.

Итак, стороны свободны в своем праве устанавливать в контракте условия по желанию и взаимно увязывать их с потребностями конкретной сделки. Нельзя, однако, упускать из виду, что простой ссылки на ИНКОТЕРМС недостаточно для определения полноты правовых отношении между сторонами контракта.

Другие обстоятельства — нарушение контракта и его последствия, а также вопрос собственности на товар — не регулируются условиями ИНКОТЕРМС.

Не следует упускать из виду две вещи:

Во-первых, перед тем как заключить контракт, необходимо договориться с клиентом о включении условий ИНКОТЕРМС в контракт, а также выяснить, в какой мере данные условия признаны законодательством страны-партнера.

Во-вторых, по достижении договоренности о включении условий ИНКОТЕРМС в текст контракта нужно определить, какое из этих условий выбрать[2].

2.2 Выбор конкретного условия поставки

вполне очевидно, что каждая сторона стремится к тому, чтобы как можно больше ограничить собственные обязанности и риски и перенести их на другую сторону. Так, например, продавец хочет продавать на базе "ex works", т.е. со своего завода, а покупатель желает, чтобы товар был поставлен ему на склад за счет риска продавца. В распределении обязанностей и риска обе стороны, как правило, руководствуются двумя критериями:

. Положение на рынке.

Если на рынке существует множество конкурентов, продавец обычно вынужден предлагать по условиям, которые выгодны покупателю, иначе говоря, он, наверняка, обязан предложить свой товар на тех же самых условиях, что и конкуренты в стране покупателя. Скорее всего, в этом случае продавец вынужден будет предложить товар на условиях CIF, включая стоимость страхования и фрахт. По крайней мере, он будет вынужден организовать перевозку товара и заплатить за нее. Нельзя, конечно, упускать из виду, что все дополнительные расходы со стороны продавца отражаются в цене.

2. Контроль за транспортом и страхованием.

Крупный экспортер, регулярно поставляющий большое количество товаров, как правило, в состоянии получить от экспедиторов и страховых обществ более выгодные ставки, чем фирма, редко пользующаяся этими услугами. В таком случае целесообразнее организовать перевозку в стране экспортера, поскольку проведение работ на месте контролировать легче. здесь продавец может предложить условия CFR (включая стоимость и фрахт) или CIF (включая стоимость, страхование и фрахт)[6].

Иногда ИНКОТЕРМС критикуется за слишком широкий выбор терминов, полагая возможным ограничить число терминов таким образом, чтобы стороны могли избирать передачу товара либо в месте нахождения продавца либо в месте нахождения покупателя. Ответом на данный вопрос является существующее в коммерческой практике разнообразие способов доставки различных грузов. Такие товары, как нефтепродукты, уголь, руда или зерновые, перевозятся часто на специально зафрахтованных судах, которые принимают товар к перевозке только в виде полной отгрузки. При данном типе торговли конечный покупатель может быть вообще не известен, так как товар может быть продан во время перевозки. Это обстоятельство обусловливает требование предоставления такого оборотного транспортного документа, как коносамент. кроме того, даже если конечный покупатель определен, он по общему правилу не готов принять на себя расходы и риски, которые могут возникнуть в стране продавца. Это обусловливает Потребность в различных морских терминах, которые широко используются в мировой торговле.

В отношении готовых изделий морские, термины применяются редко. Во многих случаях сторонам рекомендуется использовать один из терминов ИНКОТЕРМС, предусматривающий передачу товара либо в месте нахождения продавца (EXW или FCA) либо в месте нахождения покупателя[5].

Что касается страхования, то здесь следует отметить, что при возможности продажи товара во время транспортировки целесообразно возложить на продавца обязанности по его страхованию в пользу покупателя. В иных случаях покупателю удобнее осуществить страхование самому, с тем чтобы страховое покрытие отвечало его конкретным потребностям.

Так, для продавца, желающего осуществить продажу экспортного товара на условиях, наиболее близких к обычной продаже товаров на внутреннем рынке, удобнее условие EXW (франко-завод). Данный термин означает, что товар предоставляется в распоряжение покупателя на заводе продавца (месте отгрузки товара). Здесь же на покупателя переходит и риск случайной гибели или порчи товара. Покупатель несет все расходы по погрузке, перевозке и страхованию товара, оплачивает таможенные пошлины. Это условие часто используется российскими экспортерами и импортерами, причем у последних появляется возможность избежать чрезмерных расходов в иностранной валюте: например, хотя бы в том, что они организуют доставку товара на собственном транспорте или на транспорте владельца, не требующего платы в иностранной валюте. Это уже большая экономия для отечественных предпринимателей, если учесть, что расходы по перевозке товара могут достигать половины его стоимости, а российские импортеры, как правило, испытывают острую нехватку иностранной валюты[2].

. Особенности применения ИНКОТЕРМС в таможенном регулировании

Ярче всего взаимосвязь ИНКОТЕРМС с нормами российского права проявляется при анализе таможенного законодательства (недаром большинство нормативных актов РФ, содержащих ссылки на ИНКОТЕРМС, относится именно к этой области законодательства).

Как известно, для таможенных целей (в первую очередь для определения размера таможенных пошлин, акцизов, НДС и сборов за таможенное оформление) используются методы оценки, предусмотренные Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 27.05.2000 г.) "О таможенном тарифе". В подавляющем большинстве случаев таможенная стоимость вывозимых товаров (экспортируемых) определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. Поскольку экспортеры при определении цены сделки часто используют ИНКОТЕРМС, то правильное использование последних поможет избежать споров о таможенной стоимости товаров.

Так, если в соответствии с выбранным базисом поставки согласно ИНКОТЕРМС в цену контракта включаются расходы по основной перевозке товара (до получателя), страхованию и др., то с учетом этих расходов будет определяться таможенная стоимость товара, а значит пошлины и налоги. Исходя из этого, российскому экспортеру выгоднее использовать базисы, не предполагающие включение в цену контракта иные расходы, например, EXW[9].

Очевидно, что при разных условиях поставки цены на один и тот же товар не могут быть одинаковы даже при прочих равных условиях сделки (размер партии, страна происхождения и страна вывоза (ввоза — при экспорте) и т.п.). например, при единой стоимости на единицу товара указанная в контракте сумма на условиях поставки "с завода" (EXW) будет наиболее низкой, т.е. будет почти совпадать непосредственно с ценой товара, тогда как цена на условиях DDP включает все возможные виды транспортных расходов и будет наиболее высокой. Поэтому ссылки на соответствующий термин ИНКОТЕРМС необходимо делать обдуманно, четко просчитав экономический эффект от сделки, с учетом позиции контролирующих органов к оценке того или иного базиса в таможенных целях и помнить, что структура цены контракта имеет прямую взаимосвязь с выбранными условиями поставки (EXW, FOB, CIF, DDP и т.д.).

Формулируя базис поставки российскому экспортеру выгоднее отделить расходы по транспортировке товара от цены контракта, заключив два разных договора: купли-продажи и перевозки. В противном случае, если транспортные расходы экспортера включены в цену товара, таможенная пошлина будет рассчитываться, в том числе и с суммы расходов на транспортировку, включенную в цену контракта.

Кроме того, делая в контракте ссылку на ИНКОТЕРМС, следует помнить, что они регламентируют распределение между покупателем и продавцом обязанностей по таможенной очистке товара.

основным принципом ИНКОТЕРМС является возложение на находящуюся в наилучшем положении сторону обязанностей по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза и ввоза, и по оплате связанных с экспортом и импортом расходов и иных сборов.

Обязанность по выполнению таможенных формальностей, необходимых соответственно для вывоза и ввоза, касается не только распределения функций и расходов. Важно также знать, на ком именно — на продавце или на покупателе — лежит риск возникновения связанных с этим трудностей. Как правило, трудности в виде просрочки возникают только как результат предоставления таможенным властям неадекватной или неточной информации или вследствие использования несоответствующих таможенных процедур. В некоторых случаях неправильная информация может быть результатом самой таможенной процедуры, а введение непредвиденных запрещений экспорта или импорта может препятствовать вывозу или ввозу товара в ту или иную страну и тем самым привести к неисполнению договора купли-продажи. инкотермс торговый договор таможенный

ИНКОТЕРМС не разрешает вопроса о том, несет ли сторона, на которую была возложена обязанность по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза и ввоза, перед другой стороной ответственность за нарушение договора или она может быть освобождена от ответственности на основании норм применимого права или согласно условиям договора купли-продажи.

По общему правилу находящаяся в стране экспорта или импорта сторона принимает на себя обязанность по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза и ввоза. Во-первых, для нее легче определить расходы, трудности и риски, связанные с выполнением таможенных формальностей. Во-вторых, таможенное и налоговое законода может предполагать, что соответственно экспортер и импортер несут в своей стране расходы по выполнению таможенных формальностей, что позволяет находящейся в такой стране стороне снизить налогообложение без предоставления иностранцам такой льготы. Следует напомнить, что согласно преамбуле термина DDP может оказаться целесообразным исключение из обязанностей продавца некоторых подобных расходов, в частности налога на добавленную стоимость (НДС), уплачиваемого в отношении импортируемых товаров[2]

Для российских участников внешнеэкономической деятельности ИНКОТЕРМС носит рекомендательный характер, то есть отечественные компании могут не использовать его во внешнеторговых договорах, за исключением договоров с партнерами из ряда стран.

Условия контракта нужно приводить в соответствие с терминами ИНКОТЕРМС при заполнении грузовой таможенной декларации, декларации таможенной стоимости, заявления на выдачу экспортной или импортной лицензии; оформлении паспорта бартерной сделки. помимо этого, в некоторых странах (например, на Украине и в Ираке при осуществлении внешнеторговых сделок, а в Испании при импорте) использование ИНКОТЕРМС обязательно. Поэтому при заключении договора с резидентом одной из таких стран российская компания тоже должна будет применять правила ИНКОТЕРМС. важно учитывать, что ИНКОТЕРМС, как и Венская конвенция, не определяет порядок перехода права собственности от продавца к покупателю. Если момент перехода права собственности в договоре специально не установлен, то каждая сторона, как правило, определяет его по нормам своего национального законодательства исходя из условий договора.

Неопределенность с переходом права собственности может привести к возникновению спорных ситуаций между отечественным экспортером и налоговыми органами. нередко момент перехода права собственности налоговые органы определяют исходя из условий поставки, на основании чего отказывают экспортерам в возмещении НДС.

Также существуют другие трудности, которые могут возникнуть у российских участников ВЭД — импортеров. Если стороны выбрали условие поставки DDP, то продавец должен уплатить все Налоги и сборы, взимаемые при ввозе товара в Россию, включая НДС, уплачиваемый на таможне. однако из-за того, что НДС на таможне уплачивается именно иностранным поставщиком, российский импортер (покупатель товара) не сможет предъявить его к вычету. именно такую позицию занимают налоговые органы и арбитражные суды.

Выходом из сложившейся ситуации может быть специальная оговорка в контракте о том, что НДС при ввозе товара уплачивает российский импортер. Тогда продавец по-прежнему будет нести все расходы по доставке и таможенному оформлению товара при его ввозе на территорию россии, но НДС на таможне будет платить покупатель. В этом случае импортер сможет принять к вычету таможенный НДС. умелое использование базисов поставки по ИНКОТЕРМС оказывает существенное влияние на формирование налогооблагаемой базы, на исчисление и уплату налогов.

Так, включение расходов по транспортировке товаров, продукции (работ, услуг), в выручку от реализации этой продукции (работ, услуг) в продажные цены товаров зависит от выбранного сторонами внешнеэкономического контракта принципа формирования цены на товары, продукцию (работы, услуги). Расходы, включаемые в цену контракта, весьма разнообразны и составляют иногда до 40-50 % от контрактной цены.

Если расходы российского экспортера по доставке товара до места отгрузки (порта, терминала) включены в цену контракта, то они относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на Прибыль. Если же эти расходы в цену товара не включаются, а оплачиваются покупателем отдельно (сверх цены на товар), то согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, их нельзя относить на себестоимость.

Тем не менее, экспортеру выгоднее указывать дополнительные расходы (в частности, по перевозке) отдельно, чем включать их в стоимость контракта (т.е. надо правильно оформлять контракт и расчетные документы). Это позволит снизить контрактную цену, что в свою очередь уменьшает таможенные платежи и налогооблагаемую базу[7].

таким образом, грамотное применение правил ИНКОТЕРМС позволит сторонам контракта избежать спорных ситуаций, разрешение которых требует времени и материальных затрат, а также вносит элементы неопределенности в отношения сторон и наносит ущерб их деловым взаимоотношениям.

Заключение

ИНКОТЕРМС это международные правила толкования торговых терминов, разработанные Международной торговой палатой. Торговые термины, о толковании которых идет речь в ИНКОТЕРМС, представляют собой не что иное, как различные типы основных или, иначе, базисных условий договоров купли-продажи (поставки), в которых фиксируются вопросы, связанные с моментом исполнения продавцом обязанностей по договору, переходом с продавца на покупателя риска случайной гибели (повреждения) товара и др.

Экспертами Международной торговой палаты была проведена колоссальная работа по анализу опыта международной торговли последних лет, учитывались конструктивные замечания и пожелания коммерсантов из разных стран.

Принятие новой редакции ИНКОТЕРМС 2010 в основном было вызвано не столько развитием научно-технического прогресса, сколько необходимостью дальнейшей детализации взаимных прав и обязанностей сторон договора международной купли-продажи.

толкование многих терминов было упрощено, устранены повторы и неточности. Кроме того, были детализированы обязанности продавца и покупателя, моменты исполнения обязанностей продавца по передаче товара. Большое преимущество нового издания ИНКОТЕРМС состоит также в том, что они ясно трактуют обязательства по погрузке и разгрузке и для покупателя и для продавца.

Значимость ИНКОТЕРМС, как составляющих базисные условия внешнеэкономических контрактов российских предпринимателей с их зарубежными партнерами трудно переоценить.

Они определяют обязанности сторон по поставке и принятии товара, позволяют максимально упростить формулировки заключаемого договора купли-продажи и самое главное, выбор того или иного базиса поставки на основе ИНКОТЕРМС во многом определяют цену товара, распределение между покупателем и продавцом расходов по доставке товара, т.е. в конечном счете коммерческую эффективность сделки.

инкотермс торговый договор таможенный

Список литературы

1. Таможенный кодекс таможенного союза (в ред. Протокола от 16.04.2010)

. Комментарий ICC к Инкотермс 2010: понимание и практ. применение. Публикация ICC № 720 = ICC Guide to Incoterms® 2010 by Jan Ramberg. ICC Publication No. 720 Е. / Ян Рамберг ; [пер. с англ. Н.Г. Вилковой]

. Плотников А.Ю. Инкотермс-2000. Содержание, практика применения, комментарии. — М. 2001.

. Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: Право и практика. — М.: Международные отношения, 2009

5. Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс 2000". М, 2000

. Применение ИНКОТЕРМС в практике МКАС при ТПП РФ,- Н.Г.ВИЛКОВА, доктор юридических наук;

Учебная работа. Особенности применения ИНКОТЕРМС-2010