Учебная работа. Особенности места и роли Российской Федерации и Китайской Народной Республики в условиях формирования нового миропорядка

особенности места и роли Российской Федерации и Китайской Народной Республики в условиях формирования нового миропорядка

МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет
журналистики, связей с общественностью и международных отношений

Кафедра
связей с общественностью и международных отношений

ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА

На тему:
«Особенности места и роли российской Федерации и Китайской Народной Республики
в условиях формирования нового миропорядка»

Москва, 2011

Содержание

Введение

Глава 1. сущность перехода к многополярной системе
международных отношений

.1 Многополярность как новая геополитическая модель мира

.2 Модели многополярной
системы международных отношений

Глава 2. РФ как потенциальный центр многополярной системы
международных отношений

.1 РФ: положение в системе международных отношений

.2 Анализ вызовов РФ

Глава 3. КНР как потенциальный центр многополярной системы
международных отношений

.1 КНР: положение в системе международных отношений

3.2 Анализ вызовов КНР

Заключение

список использованных
источников

Приложения

Введение

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что после распада биполярной
системы международных отношений идет процесс поиска новой системы. Этот процесс
весьма сложный. Преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и
внешнюю политику государств, но и на конкретного человека, его Мировоззрение,
принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его
жизнедеятельности. Все существовавшие в прошлом системы международных отношений
формировались в результате интенсивного соперничества, часто переходящим в
открытые конфликты и войны. Природа международных отношений не является
неизменной и не сводится к «естественному состоянию». Сложность и
противоречивость такого развития, его далеко не явный характер порождают
множество дискуссий, составляющих важную часть содержания теории международных
отношений. Именно поэтому особую важность приобретает политика отдельных
государств. Например, Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
совершенно очевидно, что эти две страны играют и будут играть весьма важную
роль в мировой политике и экономике.

Во многих теоретических исследованиях и аналитических документах
авторитетных исследовательских центров различных стран обсуждаются разные
варианты конфигурации системы международных отношений ближайшего и отдаленного
будущего. Но в них есть общее — система международных отношений в обозримом
будущем не станет в чистом виде однополярной, а под влиянием ряда факторов
будет развиваться в многополюсную. В российской науке опубликован ряд работ,
посвященных исследованию строящейся системы международных отношений в конце XX
— начале XXI вв. Наибольшее внимание данной теме было уделено такими известными
политологами как К. С. Гаджиев, А. Д. Богатуров, Э. Я. Баталов, Ю. П. Давыдов,
Н. А. Косолапов, М. А. Хрусталев и др. В большинстве своем авторы сходятся во
мнении, что Запад уже вплотную подошел к исчерпанию ресурсов своего
цивилизационного развития и все уверенней на мировой арене о своих претензиях
на активное участие заявляют развивающиеся страны такие как Россия, Китай,
Индия, Бразилия.

наиболее значимые работы зарубежных авторов по данной теме принадлежат
видному американскому политику Киссинджеру Г, сотруднику Китайского института
международных исследований МИД КНР Ван Хасину, египетскому исследователю А.
Абдель-Малеку, американскому политологу З.Бжезинскому, американскому философу
Ф. Фукуяме, американскому социологу и политологу С. Хантингтону и некоторым
другим. Этих авторов, за исключением Ф. Фукуямы, объединяет принадлежность к
направлению политического реализма, рассматривающего устройство МО с позиций распределения
силы.

Целью данной дипломной работы является изучение места и роли Российской
Федерации (в дальнейшем Россия) и Китайской Народной Республики (в дальнейшем
Китай) в условиях формирования нового миропорядка.

Объект исследования: возможности формирования многополярной системы
международных отношений и роль Росси и Китая на мировой арене.

Предметом исследования являются потенциал россии и Китая в условиях формирования
новой системы международных отношений.

Поставленная цель определяет исследовательские задачи.

.        Раскрыть понятие многополярности международных отношений.

.        рассмотреть сущность перехода к многополярному мировому порядку.

.        рассмотреть Россию как потенциальный центр многополярной системы
международных отношений.

.        Рассмотреть Китай как потенциальный центр многополярной системы
международных отношений.

.        сравнить потенциал России и Китая.

Основным методом, применяемым в процессе исследования, является
сравнительный системный анализ. С точки зрения методологии работа носит
междисциплинарный характер, поскольку она затрагивает политические
международные отношения, но и сферу экономики, сочетая методы сравнительно
анализа.

Структура данной дипломной работы состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованной литературы и приложений.

В главе первой нами была рассмотрена многополярность как новая
геополитическая модель мира, а так же сделан анализ теорий строящейся системы
международных отношений.

Во второй главе рассматривается положение Российской Федерации на мировой
арене с точки зрения геополитики, экономики, демографической ситуации,
ресурсного потенциала, участия в международных организациях, а также уделяется
внимание вызовам, с которыми сталкивается страна на сегодняшний день.

Аналогично в третьей главе рассматривается Китайская Народная Республика.

Результатом работы является поиск приоритетных направлений внутренней и
внешней политики Российской Федерации и Китайской Народной Республики для
укрепления своих позиций в строящейся системе международных отношений. Новизна
работы определяется следующим. Анализ тенденций развития международных
отношений начала XXI в. на предмет многополярности, а также анализ потенциала
Китая и России как центров многополярной системы международных отношений. При
подготовке данной дипломной работы были использованы документальные и
статистические источники, периодические издания, электронные ресурсы, информационно-справочные
издания, учебники, учебные пособия.


Глава
1. сущность перехода к многополярной системе международных отношений 
<../../../Local Settings/Temp/Rar$DI01.296/+ёюсхээюёЄш ьхёЄр ш Ёюыш ¦юёёшщёъющ LхфхЁрЎшш ш ¦шЄрщёъющ =рЁюфэющ ¦хёяєсышъш т єёыютш ї ЇюЁьшЁютрэш  эютюую ьшЁюяюЁ фър.doc>

.1 Многополярность как новая геополитическая модель
международных отношений

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью
перемен, новыми формами распределения власти. Основная структурная особенность
создающейся системы международных отношений — многополярность, отличающаяся не
только от биполярности периода холодной войны, но и от более ранних периодов
многополярности.

Многополярная система международных отношений — это система мирового
устройства, при которой несколько государств (более трех) обладают
приблизительно равным экономическим и военным потенциалом [35, c.404].

«Для многополярности, — отмечает российский ученый А.Д. Богатуров, —
характерна примерная сопоставимость совокупных возможностей одновременно
нескольких государств мира, ни одно из которых не обладает явно выраженным
превосходством над остальными. приблизительно такая структура международных
отношений была в Европе XIX века, когда европейские великие державы ревниво
следили друг за другом, не позволяя ни одной из них усилиться до такой степени,
чтобы коалиция всех остальных не обеспечивала им заведомого превосходства над
пытающимся “уйти в отрыв” соперником» [6, c.53].

Многополярность несет в себе как дополнительные возможности
сотрудничества, так и мало знакомые нагрузки и риски, поскольку существуют и
дальше будут развиваться конфликты и кризисы нового поколения.

важнейшим элементом международных отношений будут межцивилизационные
противоречия. каждая цивилизация располагает огромным человеческим и
материальным потенциалом, стремится утвердить себя в качестве влиятельного
центра мирового развития, и смягчение международных конфликтов будет возможно
лишь в случае готовности лидеров цивилизаций поддерживать диалог.

Окончательные контуры новой геополитической структуры еще не сложились.
Набирает силу тенденция перехода к многополярности, в рамках которой несколько
главных «центров силы» будут связаны отношениями партнерства и соперничества.
По мере движения к многополюсности зависимость мирового сообщества от
Соединенных Штатов будет сокращаться.

таким образом, происходит продвижение к многополярности, что означает
снижение удельного веса США в мировой экономике и мировой политике, постепенное
растворение однополюсного мира в иной структуре международных отношений. Можно
утверждать, что на протяжении столетия трансформация глобальной структуры международных
отношений совершила полный цикл. От многополярности, которая сложилась до конца
XIX столетия, она прошла через двухполярность, которая сулила закончиться
однополярностью и в начале XXI столетия вернулась к многополярности [9, c.23].

Строящаяся система международных отношений имеет три серьезных отличия от
модели, существовавшей после холодной войны:

.        Мультицивилизационный характер. Ранее многополярные системы
строились на христианской цивилизации. Сегодня участниками многополярной
системы международных отношений становятся КНР, Индия.

.        Все основные центры имеют ядерное оружие, что раньше было только
при биполярной системе международных отношении.

.        Механизмы, делавшие международную систему управляемой (Совбез
ООН, всемирный банк, МВФ, ВТО и пр.), сегодня уже не столь эффективны.

Процесс становления многополярного мира будет продолжительным и богатым
коллизиями. Долговременным станет конфликт двух тенденций — формирования
многополярности и стремления Соединенных Штатов сохранить однополюсную структуру
международных отношений. В результате взаимодействие «центров силы» будет
характеризоваться сочетанием партнерства и соперничества. При этом переход к
многополярному миру ограничит возможности проведения какой-либо державой
гегемонистской политики [19, c.29].

однако то, что мир уходит от однополярности, совсем не означает, что он
переходит к миру многополярному. Ведь такая модель подразумевает наличие
определенной мировой системы, где полюсы действительно субъективны — имея
хорошо осознанную идентичность и основанную на ней систему интересов, они
декларируют понятные внешнеполитические цели и тем самым задают остальному миру
определенную систему координат. Субъектность является проявлением идентичности,
а вот она у потенциальных полюсов многополярного мира сейчас оказывается
размыта/ Ни одно однако кризис однополярного мира дает новые шансы [41, c. 152].

Насущная задача государств, формирующих многополярную систему международных
отношений — формирование единых правил для всех без исключения акторов.

таким
образом, становление новой системы международных отношений продолжает быть
проблемой. Линейное их развитие в прошлом, основанное на принципах Вестфальской
(идея баланса сил, основной принцип — принцип национального государственного
суверенитета), Венской (элементами системы выступали не только государства, но
и коалиции
<#"522558.files/image001.gif">

приложение 3

ДИНАМИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В % К ПРЕДЫДУЩЕМУ ПЕРИОДУ.


приложение 4

СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ


Приложение 5

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, территория, ДОЛЯ ВОЕННЫХ РАСХОДОВ ОТ ВВП И
ЧИСЛЕННОСТЬ ВООРУЖЕННЫХ сил НЕКОТОРЫХ СТРАН МИРА.

Страна

Численность населения
млн.человек

Территория тыс.кв.км

Доля военных расходов от ВВП
в %

Численность вооруженных сил
млн.чел.

США

9373

4

1,2

россия

141,9

17045

2,7

1,2

Китай

1300,00

9597

5

2,8

Германия

81,8

357

0,3


Приложение 6

ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В ДОЛЛ. США В 2010

Страна

ВВП на душу

Страна

ВВП на душу

Люксембург

58900

24

ФРГ

28700

США

40100

25

Сингапур

27800

Норвегия

40000

26

ЕС

26900

Гонконг

34200

40

новая Зеландия

23200

Швейцария

33800

41

Катар

23200

Ирландия

31900

46

Израиль

20800

Исландия

31900

52

Южная Корея

19200

Канада

31500

59

Чехия

16800

Австрия

31300

70

Литва

12500

30700

71

Аргентина

12400

великобритания

29600

73

Саудовская Аравия

12000

Япония

29400

82

Россия

9800

Финляндия

29000

121

Китай

5600

Франция

28700

 

приложение 7

ПРОБЛЕМА ГОЛОДА В МИРЕ


Учебная работа. Особенности места и роли Российской Федерации и Китайской Народной Республики в условиях формирования нового миропорядка