Учебная работа. Основные направления американо-китайских отношений в XXI веке

основные направления американо-китайских отношений в XXI веке

Реферат

на тему "основные направления американо-китайских отношений в XXI в."

по дисциплине "процесс формирования внешней политики и дипломатия"

План

Введение

. новые подходы к оценке перспектив развития экономических отношений КНР и США: эффект глобального кризиса

2. Взаимодействие США и КНР в решении глобальных проблем

3. Сотрудничество КНР и США в военно-промышленном комплексе

Заключение

Литература

Введение

На рубеже XXI века начинают складываться во многом, и весьма существенном, новые американо-китайские отношения. Они новы по их практике, по стратегическим и тактическим замыслам и американских, и китайских руководителей.[1]

Поэтому актуальность моей работы заключается в рассмотрении американо-китайских отношений в разных аспектах таких как: экономическая сфера, военная мощь, проблемы экологии и здравоохранения.

Цель работы состоит в том, чтобы показать, как изменились отношения КНР и США в современном мире.

В рамках этой цели поставлены следующие задачи: во-первых, показать, как развивались китайско-американские отношения и какие противоречия в них возникали; во-вторых, рассмотреть отношения Китая с Америкой в разных сферах.

процесс согласования национальных интересов будет продолжаться долго, но обе стороны будут сохранять мир в отношениях, будут отстаивать самостоятельность, будут пытаться навязывать свою волю партнеру, будет продолжаться борьба за равноправие и независимость каждого из партнеров. В американо-китайских отношениях остаются важные и пока не находящие решения проблемы: во взаимоотношениях духовных миров обеих наций, то есть в соотношении их культур; в области торговли и экономики; в сфере политических отношений между нациями и государствами.

Что касается роли и места Америки и Китая в будущем, то вполне очевидно, что на пороге двадцать первого века — это два главных субъекта международных отношений. В нынешнем мире нет проблемы важнее их приспособления друг к другу; такому приспособлению необходимо содействовать. Столкновения между Америкой и Китаем в ходе их взаимного приспособления неизбежны. В то же время до широкомасштабной войны дело не дойдет. Каждая нация полагает, что в ходе мирного развития событий она займет достойное место.

В конце двадцатого века наступил исторический период непосредственных взаимоотношений Америки и Китая как двух главных держав на мировой арене. Именно в этой связи американо-китайские отношения приобретают важнейшее значение для России.

Американцы и китайцы — две сильно отличающиеся одна от другой нации. одна — с историей всего в двести с небольшим лет, другая — имеющая за плечами тысячелетия. Одна гордится своими достижениями за последние два века, позволившими ей встать во многих отношениях впереди всего мира, другая — своей древностью, стремлением возродить историческое величие.

Языки американцев и китайцев — английский и китайский — два самых распространенных языка в мире. Приблизительно по полтора миллиарда людей, то есть почти половина человечества, говорит либо на английском, либо на китайском языке. Одно это свидетельствует о важности этих наций для будущего развития человечества, взаимоотношений в нем, соотношения мировых культур.

Китайцы гордятся тем, что они веками, если не тысячелетиями, ассимилируют тех, с кем им пришлось соприкасаться, особенно в районах совместного проживания.

Американцы также гордятся собой как нацией, которая явилась сплавом разнородных элементов, частиц различных наций. У американцев и китайцев различный подход к вопросу об этнической чистоте нации. Китайцы гордятся своей кровной этнической чистотой и кровной близостью. американцы гордятся тем, что они появились как Нация, сформировались как нация и осознали себя как Нация людей с разными расовыми и национальными признаками, соединивших качества многих наций. У американцев и китайцев разный подход к идее крови, чистоты расы, этнической чистоты.

Американцы как Нация руководствуются интернациональным представлением о нации; их национализм или их патриотизм имеет интернациональную окраску. Гражданство США выступает в Америке как главная и первостепенная гарантия обеспечения прав каждой человеческой личности; при этом никак не ущемляется национальная принадлежность человека, если говорить о происхождении его предков. Китайцы как нация руководствуются национальными представлениями о нации; их национализм или их патриотизм имеет национальную или даже националистическую окраску. Принадлежность к ханьцам (собственно китайцам), к китайской нации в этом смысле — главная гарантия принадлежности к категории людей, которых не будут ущемлять в том или ином смысле только потому, что они не принадлежат к так называемым национальным меньшинствам. Понятие национального меньшинства в принципе существует в Китае, но его в принципе нет в США. Национальности в США не делятся на "национальное большинство" и "национальные меньшинства". понятие "национального большинства" − предмет гордости для китайцев; можно услышать даже заявления о том, что ханьцы, или китайцы, никогда и нигде, ни в одной стране мира, не будут "национальным меньшинством", но только представителями ханьцев, китайской нации, которая, если говорить о ее численности — а это также предмет национальной гордости или национального патриотизма китайцев, − является самой многочисленной в мире.

Между американцами и китайцами имеются различия, когда речь идет об ощущении каждым человеком, каждой частицей нации себя как гражданина, как человеческой личности и, тем более, как гражданина мира, частицы человечества, человека планеты. Соотношение между этими двумя ощущениями весьма непростое.

Американцы и китайцы — нации с различными миропредставлениями, то есть с различным подходом к важнейшим вопросам, например, к вопросу о человеке, о человеческой личности, ее правах и свободах, да и вообще о соотношении личности и общества, личности и государства. Для американцев понятие человеческой личности находится выше прочих понятий, в частности выше понятия принадлежности человека к той или иной национальной общности. Для американцев понятие человека и понятие его национальности — два разных понятия; при этом понятие человеческой личности находится на первом месте.

Для китайцев понятие человека неотделимо от понятия его национальной принадлежности. Более того, понятие национальной принадлежности выше, чем понятие человека.

Для американцев понятие человеческой личности выше понятия государства. Для китайцев понятие государства выше понятия человеческой личности. американцы и китайцы имеют различные представления о многих сторонах культуры и цивилизации. Если говорить о культуре, о духовности, то здесь многое разделяет американцев и китайцев. Тут речь идет не о более высокой или более низкой культуре и духовности, но просто о том, что существует различие между американцами и китайцами во взглядах на эти вопросы. Если под цивилизацией понимать материальные условия жизни человека, удобства, бытовые условия, то и здесь существуют различия между американцами и китайцами или, во всяком случае, различный уровень и различные традиции материальной жизни, что также сказывается на соотношении миропредставлений обеих наций.

В то же время, несмотря на различия, американцам и китайцам как частям единого человечества, живущего на одной планете, присуще общее. Поиски общности и компромиссов между ними возможны и необходимы. Иначе говоря, у каждой из этих двух наций есть присущее только ей своеобразие или своя специфика, но главнее всего то, что и те и другие — люди, а, следовательно, в коренном и главном у них общие интересы, они могут находить между собой взаимопонимание. другой вопрос, каких усилий это требует. [1]

1.1 новые подходы к оценке перспектив развития экономических отношений КНР и США: эффект глобального кризиса

первый подход: симбиотическое лидирование

Симбиотический от греческого symbiosis живущие вместе (этимология: syn — "вместе " + =BIOS "жизнь"). Идея этого подхода может быть выражена простой формулой: КНР + США = правящий миром двуглавый дракон = G2. доказательства формулы следующие.

Китай превратился в одну из великих держав, без которой уже невозможно представить себе мировую экономику и политику. И эта держава — одна из главных проблем США: государство с нерыночной экономикой и правящей коммунистической партией — это прямой вызов для штатов. Но США потому и являются крупнейшей экономической державой, что экономические интересы в стране имеют приоритет перед политическими устремлениями. высокий уровень развития торгово-экономических отношений является одной из основ стабильности американо-китайских отношений в настоящее время.

Более того, взаимоотношения между США и Китаем, несмотря на обильную политическую риторику, в экономическом отношении считаются настолько прекрасными, что многие эксперты говорят об экономическом симбиозе этих двух стран. Так, взаимосвязанность и взаимозависимость США и Китая порождают версию под названием "двуглавый дракон". Основная идея данной версии заключается в том, что в 21 веке будут владычествовать в мире две сверхдержавы: США и КНР. основными геополитическими факторами, определяющими мировое будущее, станут G2 ‒ Китай и Америка, а не G20 ("Great 20" или как их еще называют"Group 20") — "Большая двадцатка" или "Группа 20".

Симбиоз двух экономик, в самых общих чертах, можно представить следующим образом. Американские корпорации уже много лет переносят свои производства в Китай, активно используя китайскую политику "открытых дверей". Выгоды корпораций очевидны — китайская рабочая сила стоит в десять, двадцать, а то и в пятьдесят раз дешевле, чем собственно американская, поэтому расходы на оплату труда в себестоимости продукции (которые по отдельным товарам могут доходить по 50%), резко падают. Падение себестоимости влечет рост прибыли, поэтому рентабельность корпораций, перенесших Производство в Китай, зашкаливает за все разумные пределы. причем финансовый мировой кризис послужил только толчком для того, чтобы этот процесс принял массовый характер.

При этом надо отметить дополнительный эффект, который получает уже вся американская экономика от этого трансферта — стабильность внутренних цен. Инфляция удерживается на низком уровне, несмотря на разного рода денежные накачки, которые производила и производит ФРС США. На американском рынке дорожает только то, что не производится в Китае — жилье и нефть. Остальное не дорожает, это и является основным позитивным эффектом симбиоза.

Таковы выгоды США, а что касается Китая, то здесь ситуация еще более очевидная. Перенос американских мощностей в Китай создал там новые рабочие места, которые в условиях гигантской численности работоспособного населения оказались очень кстати. Миллионы людей получили работу и, что самое главное, значительный рост доходов. Кроме того, "высокие" доходы на предприятиях с участием иностранного капитала оказали мультиплицирующее воздействие и на всю остальную китайскую экономику, напрямую с иностранными рынками никак не связанную. Получая заработную плату на иностранных предприятиях, работающие на них китайцы тратят ее на приобретение товаров и услуг, производимых внутри страны, и, соответственно, создают "вторичный" Спрос, за счет которого развивается внутренний производственный сектор.

однако, невозможно осуществить такой массовый перенос промышленности из одной страны в другую без проблемных последствий. Одно из таких последствий — дисбалансы на глобальном уровне и уровне отношений между отдельными экономиками.

Истоки китайско-американского дисбаланса заключаются в том, что предприятия, находящиеся на территории КНР, экспортируют в Америку товаров больше, чем предприятия, расположенные на территории США, экспортируют в Китай. С другой стороны, Китай не является пока настолько богатой страной, чтобы предъявлять достойный Спрос на то, что Америка может туда поставлять. иными словами, американский экспорт недостаточно востребован в Китае, что делает дефицит в торговле между США и Китаем хроническим. однако, как считают эксперты, впереди тот период, который будет создавать положительную перспективу для Америки. По мере того как Китай будет богатеть, ему будет более доступно то, что продает Америка. И тогда будет найден новый баланс. Изменится конфигурация, а в настоящий момент обе страны просто проходят мертвую, переходную зону.

взаимная зависимость США и Китая настолько сильна, что любое неловкое движение одного из участников этого тандема может подорвать не только экономику партнера, но и мировую экономику в целом. Примечательны две детали. первая ‒ в Пекине главной движущей силой мировой финансовой стабилизации считают США, полагая, что в краткосрочном плане именно от Вашингтона, а не от коллективных действий других игроков, прежде всего, зависит нормализация глобальных финансовых рынков. Вторая ‒ Китай и США, судя по всему, уже достигли определенных договоренностей о "разделении сфер глобального влияния" и постепенном переходе от моновалютной долларовой системы мировой экономики к поливалютной, с собственными "зонами влияния". "Зона влияния" КНР будет включать не только Юго-Восточную Азию, но и, вероятно, Латинскую Америку, которая, впрочем, в ближайшее время может послужить предметом определенного торга между Пекином и Вашингтоном.

Необходимо отметить, что в настоящее время подход "симбиотическое лидирование", воплощенный в концепции "двуглавого дракона" начинает находить все больше приверженцев.

Второй подход: контроверзное лидирование

Контроверзный — подход, противоположный симбиотическому. Если симбиотический предполагает сосуществование, совместное владение, жизнь по принципу "и-и", то контроверзный (от французсуого "сontroverse") ‒ расхождение, разногласие, раздельное существование, раздельное владение, жизнь по принципу "или-или". Подход "контроверзное лидирование" означает, что лидировать будет кто-то один: или Китай, или США. Поэтому уже сейчас мир живет в условиях неизбежного противостояния двух экономических сверхдержав — Китая и США. Более того, в настоящее время мир находится на пороге Третьей американо-китайской войны. Для доказательства этого вывода приводят следующие исторические и экономические аргументы.

Первая американо-китайская война проходила в 1950-1953 годах в Корее, подлинную основу которой составляло (военное) столкновение держав, находившихся за пределами полуострова — США и КНР, а смыслом являлось стремление Вашингтона остановить в самом начале победное шествие китайской революции по Восточной Азии. закончилась война вничью.

В июле 1997 года началась вторая (финансовая) американо-китайская война. Первый ее этап был ознаменован двумя событиями ‒ объединением Китая с Гонконгом и "азиатским кризисом" 1997-1998 гг. Лейтмотивом послужило стремление США путем игры на падение гонконгского доллара, а вместе с ним и фондового рынка, превратить воссоединенные территории вместо дополнительного ресурса в обузу и постоянную проблему для КНР. В результате с 24 октября начались сообщения о резких падениях почти всех фондовых рынков мира, последовавших за обвалом фондового рынка Гонконга. Кризис начался с падения гонконгского доллара и распространился на всю Юго-Восточную Азию, еще не окрепшую после летнего кризиса в этом регионе, дальше кризис распространился в Европу и Америку. первый этап Второй американо-китайской войны принес чувствительное поражение Вашингтону и промежуточную победу Китаю, ведь КНР мало пострадала от азиатского кризиса.

Война за всю мировую нефть является содержанием второго этапа Второй американо-китайской войны. Вся история мировой нефти в 20 веке — это непрекращающаяся борьба между добытчиками и потребителями нефти. Высокая цена на нефть, доходящая до 100 долларов за баррель, продемонстрировала всему миру слабость ОПЕК и неспособность данной организации влиять на цену нефти. Цена на нефть формируется не только в нефтедобывающих странах, влияют и потребители нефти. И в число основных потребителей нефти стремительно входит Китай — с 2003 года второй крупнейший в мире ее потребитель после США.

К 2030-му КНР сравняется с США по объемам импортируемой нефти. При этом китайское руководство ясно осознает, что без обеспечения надежными источниками энергоресурсов дальнейший рост экономики станет невозможен. Именно поэтому энергетическая безопасность и поиск новых рынков становятся для Китая вопросом "выживания" как одного из лидеров мировой экономики. В свою очередь Вашингтон не заинтересован в усилении китайского присутствия на углеводородном рынке и готов использовать максимум политических и экономических рычагов для того, чтобы не допустить туда китайские нефтегазовые компании.

Текущий глобальный кризис только усугубил противостояние двух экономических сверхдержав. Существенно увеличились упреки Америки в адрес Китая в том, что его большой объем вкладов способствовал чрезмерному потреблению в США и формированию ценового пузыря на рынке активов. Участились заявления американских экспертов о том, что большое активное сальдо азиатских стран во главе с Китаем явилось истинным источником возникновения нынешнего финансового кризиса.

Китай же в свою очередь, защищаясь от обвинений США, утверждает, что источник огромного отрицательного сальдо торгового баланса США находится в структуре их собственной экономики и макроэкономической политики государства. К тому же требование к новым экономическим субъектам в азиатском регионе наращивать международные резервы и внутренние вклады представляет собой меры по повышению способностей противодействия кризису, извлеченные из горького опыта азиатского финансового кризиса. Эти меры можно рассматривать и как выписанный Международным валютным фондом, чьей работой, главным образом, руководит правительство США, "рецепт" для азиатских стран в условиях азиатского финансового кризиса. Теперь, по мнению некоторых американских специалистов, те же самые предложения стали источником возникновения финансового кризиса. Данные рассуждения явно противоречивы.

Главные причины кризиса, согласно китайской версии, кроются в модели потребления, просчетах экономической политики, неэффективности финансового контроля, способах функционирования финансовых учреждений США, а также в американских и мировых экономических структурах, под которыми понимаются МВФ, Мировой полагает, что прежний международный экономический порядок позволял небольшому количеству развитых стран контролировать механизм регулирования международной экономики в собственных интересах, тормозя развитие остального мира.

Аналитики отмечают, что напряжение в торговых отношениях между США и Китаем нарастает все больше по мере развития кризиса. Однако спектр мер и степень давления, которые может использовать новый американский президент, весьма ограничен: Китай является крупнейшим кредитором США, который держит в казначейских билетах Соединенных Штатов более $650 млрд. Если Китай начнет продавать казначейские билеты, это может повлечь за собой куда более жестокий кризис, чем нынешний — вплоть до обрушения доллара, что может вызвать спад в США и во всем мире. главным фактором, сдерживающим эту конфронтацию, является то, что обе страны могут потерять очень много. Однако высказывается мнение о том, что китайцы уже готовят почву для постепенной замены доллара США в качестве мировой валюты — по крайней мере, в азиатском регионе.

Так, Китай разрешил использование своей валюты при заключении контрактов с Гонконгом, а также с 10 странами, входящими в АСЕАН (Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии). Еще одним нововведением Китая стало соглашение о валютном свопе (currency swap) на 180 миллиардов юаней, заключенное с Южной Кореей. Валютным свопом (currency swap) называется соглашение на обмен определенного количества одной валюты на другую. При этом обязательным условием является обратная сделка через зафиксированный в договоре отрезок времени. Подобные соглашения на межгосударственных уровнях позволяют отказаться от использования в торговле долларов или евро.

Причем, количество таких соглашений, заключенных КНР, растет. Например, Китай 12 марта 2009 года договорился с Белоруссией о валютном свопе на три года на сумму 20 миллиардов юаней (около 2,9 миллиарда долларов) и около 8 триллионов местных белорусских рублей. Ранее аналогичные договоры были заключены с Малайзией, Аргентиной, Гонконгом и Индонезией.

многое говорит о том, что Китай готовится к "горячей фазе" войны. Это проявляется и в закупке вооружений, и в риторике руководителей Китая. Более того, как полагают эксперты, в ближайшее время Китай гарантированно вернет себе Тайвань, по "гонконгскому сценарию". мирно, но при поддержке своих вооруженных сил. А это — очевидные признаки геополитического поражения США.

некоторые эксперты полагают ‒ считать, что Третья американо-китайская война будет исключительно финансовой — это ошибка. третья американо-китайская война — это Третья мировая война. Состоится она "при любой погоде", даже если ее никто не будет провоцировать. И финансовая составляющая грядущей войны, безусловно, будет ключевым фактором столкновения двух ведущих сверхдержав начала 21 века.

третий подход: "китаецентристкий"

Китаецентристкий подход можно рассматривать как вариант взаимоисключающего подхода. Из мирового лидерства исключаются США. Формула китаецентристского подхода: Китай и только — центр и локомотив мирового развития. Для обоснования этой формулы приводят следующие рассуждения.

Китай не только влияет на всю международную экономику, но и является гарантом ее стабильности. Благодаря грамотной антикризисной и макроэкономической политике Китай выйдет из кризиса первым и потянет за собой остальные страны, став своеобразным локомотивом мирового развития. Этой точки зрения придерживаются и международные институты.

Текущая отчетность из Китая только подтверждает утверждение о том, что китайская экономическая система чувствует себя довольно уверенно в условиях современного кризиса. Инвестируя в долларовые активы, Китай решает несколько принципиальных задач. Он кредитует своих главных торговых партнеров, поддерживает их экономику на плаву, препятствует укреплению своей национальной валюты, делая более конкурентоспособным экспорт китайских товаров. В комплексе Китай значительно укрепляет свои позиции на международной арене, и оказывается способным напрямую влиять на состояние мировой экономики. Пекин скупил столько долларов и американских облигаций, что теперь может позволить себе диктовать свои правила игры США. Ведь если все эти средства будут "выброшены" на глобальный финансовый рынок, доллар рухнет, мировые рынки обвалятся, а миллионы акционеров по всему миру в одночасье окажутся в нищете. Таким образом, как считают некоторые эксперты, китайские товарищи "накинули удавку на шею дядюшке Сэму" и в нужный момент ее затянут.

другая часть золотовалютных резервов идет на зарубежное инвестирование в сырьевые и финансовые активы, на инфраструктурное строительство и покупку материальных объектов.

К тому же китайские компании и фонды, пользуясь снижением цен на мировых рынках, задешево покупают интересующие их объекты реальной экономики. Для них это гораздо более эффективные вложения капитала, чем покупка низкодоходных гособлигаций, а для американского реального сектора и фондового рынка приход китайских инвесторов вообще просто спасение. В настоящий момент для увеличения зарубежных закупок министерство коммерции КНР организовывает целый ряд делегаций, которые посещают страны ЕС и там занимаются скупкой местных компаний, главным образом, в секторе производства техники и различного оборудования.

Благодаря использованию золотовалютных резервов Китаю удалось значительно расширить свое присутствие на энергетическом и углеводородном рынках. Китайские компании тратят миллиарды долларов на покупку горнодобывающих активов за рубежом, пытаясь извлечь выгоду из сложной экономической конъюнктуры и снижающихся рыночных цен на сырье и акции компаний. КНР скупает газ в Туркмении, Судане, месторождения меди, кобальта, коксующиеся угли ‒ в частности в россии. Ввозит Китай в основном сырье (руду и металлы) и топливо (нефть и уголь). А именно эти товары и подешевели из-за кризиса в 4-5 раз.

Как видно, "Китай скупает мир по дешевке", и он настроен на активную экспансию. Но в такой экспансии заинтересовано и мировое сообщество. Китайские закупки положительно сказываются на размерах экспортных заказов производителей целого ряда стран, включая Японию, Россию и США, что является своеобразным подспорьем для их развития.

Существенная часть золотовалютных резервов Китая также напрямую тратится на кредитование и поддержание, таким образом, мировой торговли и экономики. Так, в ходе стратегического экономического диалога США и Китай договорились выделить 20 миллиардов долларов на поддержку мировой торговли. К тому же КНР выделила в МВФ 40 млрд. долларов на поддержку наиболее слабых экономик. Это говорит о том, что КНР не только справляется со своими проблемами, но и дает торговым партнерам, зарубежным инвесторам и предприятиям возможность развиваться.

В целом, руководство КНР не драматизирует складывающуюся в китайской экономике обстановку. Оно полагает, что в 2009 году у Китая есть достаточно резервов для того, чтобы справиться с финансовым кризисом и его экономическими последствиями. И, что особенно важно, начинает рассматривать нынешнюю мировую и азиатскую финансовую ситуацию под углом того, как Китай может использовать данный момент в интересах упрочения собственных позиций в глобальной экономике и своего регионального лидерства в Восточной и Центральной Азии.

действительно, как отмечают аналитики, в настоящее время наблюдается постепенное смещение глобального торгового и дипломатического баланса в пользу Китая. На мировой арене Китай активно отстаивает позицию того, что "глобальный кризис требует глобального ответа". Иначе говоря, Запад, тем более, отдельно взятые США, больше не имеют права на принятие самостоятельных решений. Их надо принимать вместе с Китаем и другими влиятельными субъектами экономических и финансовых рынков. Необходимо срочно провести реструктуризацию трех китов мировой экономики — МВФ, ВБ и ВТО — с тем, чтобы увеличить присутствие развивающихся стран в целях создания справедливой и упорядоченной системы мировых финансов. В данном направлении КНР уже добилась очевидного прогресса. Например, в ходе последней реформы МВФ в рамках текущего мирового кризиса "вес голоса" Китая в МВФ был увеличен. Данный факт является существенным в рамках известной западной точки зрения, что эволюционный ход развития человечества в начале 21 века приносит наибольшую выгоду именно Китаю. Можно сделать вывод, что Китай в силу рассмотренных ранее причин менее всех пострадал от кризиса, и более всех будет определять будущую траекторию развития мировой экономики.

Четвертый подход: рандомизированный

Рандомизированный от английского "random" — случайный. Корень этого слова -"run" — бег, поток реки (латинское rivus). Рандомизированный отражает случайность, как признак события, так и признак величины. Случайность признак такого события, которое при формировании определенной совокупности условий может либо произойти, либо не произойти. Экономические события и величины — случайны. Этот вывод может быть сформулирован в виде двух слов — экономика рандомизирована. Рандомизированность — имманентное, то есть внутренне присущее экономике свойство.

Экономика рандомизирована потому, что природа рандомизирована и потому что общество рандомизировано. Другими словами случайный характер экономики порожден двумя причинами. Во-первых, внутренней неопределенностью ‒ неопределенностью физического мира, которая трансмитируется на фундаментальные экономические параметры (случайность дождя — случайность урожая — случайность цен) . Во-вторых — внешней неопределенностью — неопределенностью экономического поведения. Экономика была бы рандомизирована, даже если бы фундаментальные параметры были бы не рандомизированы. Это объясняется неопределенностью поведения экономических факторов, непредсказуемостью их действий по отношению друг к другу: индивидуальные рациональные ожидания ведут к социально иррациональному результату.

Из признания рандомизированного характера экономики следует, во-первых, невозможность ее точной настройки, ее эффективного регулирования. Во-вторых, аналитическая и практическая ограниченность направлений и школ экономической мысли, завязанных на дирижизме, роли государства и национальных особенностях. В-третьих, в принципиальной невозможности найти ответ на вопрос, который занимает сейчас экономистов — какая именно страна сможет вывести мировую экономику из рецессии. некоторые эксперты делают ставки на Китай, некоторые — на США, а кто-то убежден, что ни тому, ни другому государству не удастся стать локомотивом мирового развития, лишь совместными усилиями всех стран можно найти выход из кризиса. Кто прав, кто ошибается — покажет время.

Сможет ли Китай забрать экономическую "пальму первенства" у США и стать спасителем мировой экономики? Китай мог бы сыграть огромную роль в восстановлении мировой экономики, если бы не одно "но". Как отмечают ведущие специалисты, и до рецессии китайские потребители были очень осторожны, а теперь они вообще откладывают каждую копейку. Маловероятно, что такая стратегия китайских потребителей поможет оживить мировую экономику, ведь без роста спроса можно даже не надеяться на восстановление мировой экономики.

Сохранение экономического роста Китая хотя и является важным фактором для преодоления мирового кризиса, но он все же не в состоянии в одиночку вытащить мировую экономику из рецессии. КНР ‒ всего лишь один источник для роста мировой экономики.

Сможет ли США справиться с последствиями мирового кризиса и вытянуть за собой из рецессии весь мир?

Парадокс заключается в том, что экономику, которая оказалась в эпицентре кризиса и по большому счету стала причиной кризиса, все еще позиционируют как экономику, "которая спасет мир". Но прежде чем спасать мир, необходимо решить свои собственные проблемы, в частности разобраться с финансовыми рынками и восстановить банковскую систему.

таким образом, приходим к выводу: обе страны все еще очень сильно зависят от экспортных рынков, восстановления которых в ближайшее время никто не ждет, а США и КНР сейчас крайне волнует вопрос: где найти покупателей. Экспортерам всегда нужны импортеры, но на фоне усугубления состояния мировой экономики ни одна из стран не способна занять место США и стать крупнейшим в мире потребителем. поэтому многие эксперты полагают, что нынешний финансовый кризис — настоящий глобальный кризис, он может быть преодолен только совместными усилиями разных стран. К тому же все отчетливей становится тот факт, что выход из кризиса и дальнейшее развитие глобальной торговли и экономики невозможны без участия развивающихся стран. Такое участие невозможно обеспечить без реформы международной финансовой системы.

Так или иначе, но очень трудно в настоящее время что-то прогнозировать, поскольку в мире не существует пока аналогов того, что сейчас происходит. Весь характер протекания экономических циклов изменился, поскольку мы живем глобальной экономикой. вопрос не только в том, что товары делаются в Китае, а используются в Америке, но и в том, что сбережения делаются в Китае, а долги — в Америке. Это делает мир ассиметричным по потокам капитала. В конечном итоге деньги уходят из развивающейся страны в США в форме сбережений и возвращаются оттуда назад в виде инвестиций.

Невозможно создать и идеально эффективный международный механизм регулирования глобальной экономики. Невозможно и определить будущее китайско-американских экономических отношений. Их будущее поливариантно и его показатели характеризуются случайностью, то есть величинами, принимающими одно и только одно возможное значение, заранее неизвестное, зависящее от причин, которые заранее не могут быть учтены. Кризис только усиливает рандомизированность оценок перспектив экономических отношений КНР и США.[3]

.2 Взаимодействие США и КНР в решении глобальных проблем

Сотрудничество между Китаем и США в области охраны окружающей среды имеет большой потенциал

Заместитель министра охраны окружающей среды КНР Ли Ганцзе 28 июля на брифинге в рамках первого раунда стратегического и экономического диалога между Китаем и США отметил, что китайско-американское сотрудничество в области охраны окружающей среды имеет важное стратегическое значение, огромный потенциал и блестящие перспективы. К такому сотрудничеству стороны относятся с полной уверенностью.

По его словам, последние 30 лет Китай и США непрерывно сотрудничают в области охраны окружающей среды и достигли в этом направлении заметных успехов. В ходе нынешнего раунда диалога китайская сторона высоко оценила китайско-американское сотрудничество в охране окружающей среды, подчеркнув, что экологические проблемы возникли в ходе экономического развития, поэтому и решать их необходимо в ходе экономического развития. В нынешнем процессе экономической глобализации одна отдельно взятая страна не в силах самостоятельно решить все проблемы окружающей среды.

В связи с этим необходимо укрепить сотрудничество для совместного отражения вызовов. С точки зрения будущего и со стратегических позиций Китай и США должны поддерживать и углублять сотрудничество в этой области.

Ли Ганцзе указал, что укрепление китайско-американского сотрудничества в области охраны окружающей среды благоприятствует разрешению экологических проблем, которые с каждым днем становятся более серьезными, не только в двух странах, но и во всем мире. Стратегический и экономический диалог между Китаем и США создал важную площадку для сотрудничества между двумя странами в этой области.

По его словам, на дальнейшем этапе китайско-американского сотрудничества в охране окружающей среды стороны должны с помощью механизма стратегического и экономического диалога между Китаем и США в полной мере проявить роль китайско-американской совместной комиссии по охране окружающей среды, активно претворять в жизнь разные программы действий, разработанные в рамках китайско-американского 10-летнего сотрудничества в области энергетики и охраны окружающей среды, укреплять обмены и взаимодействие в области индустрии, связанной с охраной окружающей среды, и практически содействовать развитию сотрудничества в охране окружающей среды между двумя странами. [4]

КНР и США считают двустороннее сотрудничество в области здравоохранения выгодным для мира и развития на планете

Заместитель министра здравоохранения Китая Инь Ли, находящийся в Вашингтоне для участия в первом раунде китайско-американского стратегического и экономического диалога, на брифинге отметил: на данном диалоге КНР и США единодушно указали, что укрепление сотрудничества в области здравоохранения не только принесет пользу народам двух стран, но и будет содействовать развитию китайско-американских всесторонних отношений активного сотрудничества с прицелом на 21-й век и, что особенно важно, благоприятствовать миру и развитию на всей планете.

По словам Инь Ли, стороны единодушно указали, что здоровье является целью, к которой неизменно стремится человечество. Хорошее здравоохранение не только может охранять и укреплять здоровье народа, но и может содействовать поступательному и сбалансированному экономическому и социальному развитию. По мере развития мировой экономической интеграции заболевания уже сейчас не имеют границ. В последние годы непрерывно появляются новые инфекционные заболевания, между тем некоторые традиционные инфекционные заболевания и неинфекционные хронические болезни также угрожают здоровью человечества и бросают вызов системе здравоохранения различных стран мира. Поэтому совместные усилия китайской и американской сторон по урегулированию проблем заболеваний, в особенности, проблем, касающихся глобального здравоохранения, имеют важное значение.

По словам Инь Ли, на протяжении прошедших более 20 лет сотрудничество между двумя странами в области здравоохранения развивалось очень успешно, две стороны провели широкое сотрудничество в области медицинских наук, подготовки кадров, профилактики и лечения новых заразных болезней, безопасности продуктов питания и управления медикаментами. В настоящее время стороны проводят тесное сотрудничество в области профилактики и лечения гриппа А(H1N1).

Инь Ли отметил, что китайская сторона на данном диалоге выдвинула 3 предложения для укрепления обмена и сотрудничества в области здравоохранения: во-первых, КНР и США должны поддерживать друг друга и взаимодействовать друг с другом в области глобального здравоохранения, содействовать созданию прозрачного режима обмена информацией и сотрудничества в рамках международных правил здравоохранения; во-вторых, стороны должны активно содействовать реформам медицинской системы здравоохранения, обмениваться соответствующей информацией о преобразованиях, улучшать медицинские услуги; в-третьих, стороны должны в дальнейшем усилять подготовку медработников.[5]

.3 Сотрудничество КНР и США в военно-промышленном комплексе

Сотрудничество между Китаем и США необходимо для "поддержания мира на планете и глобального развития". Об этом заявил заместитель председателя Центрального военного совета (ЦВС) КНР генерал Сюй Цайхоу, прибывший 24 октября в Америку с целью углубления стратегического диалога между двумя странами.

Он считается вторым человеком в военной иерархии Китая после председателя КНР Ху Цзиньтао. В последний раз визит на подобном высоком уровне состоялся в июле 2006, когда в США побывал бывший в то время зампредседателя ЦВС Го Босюн. А до этого — в марте 2001 году. В апреле того же года военные связи двух стран были заморожены после инцидента со столкновением американского самолета-разведчика с китайским истребителем над акваторией Южно-Китайского моря.

Пекин полностью разорвал военные отношения с Вашингтоном в начале октября 2008 года, реагируя на направленное Пентагоном Конгрессу США уведомление о намерении поставить на Тайвань зенитные и противокорабельные ракеты, а также боевые вертолеты "Апач" на общую сумму 6,5 млрд долларов. Тайбэй, в частности, запросил 330 ракет "ПАК-3" к зенитно-ракетным комплексам "Пэтриот" вместе с 12 пусковыми установками. Эти ЗРК предназначены для борьбы с самолетами и крылатыми ракетами, но способны также сбивать тактические баллистические ракеты. В уведомлении подчеркивалось, что данные сделки отвечают "интересам безопасности США" и поставки оружейных систем будут способствовать поддержанию в регионе "политической стабильности и военного баланса".

Пекин уже давно решительно выступает против продажи Тайбэю оружия. Белый дом же, заявляя о приверженности политике "одного Китая", неизменно подчеркивает, что действует в соответствии с американским законом об отношениях с Тайванем, возлагающим на администрацию обязанность снабжать Тайбэй оборонительным вооружением.

Объявляя в середине октября о грядущем визите генерала Сюй Цайхоу, пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррелл пояснил, что данную поездку "можно считать ответной — примерно два года назад в Китае побывал министр обороны Роберт гейтс".

По словам Моррелла, Гейтс "убежден в том, что необходимо укреплять военные контакты между США и Китаем, налаживать более открытый диалог, чтобы и мы, и Китай лучше понимали, как мы тратим многие миллиарды долларов, которые выделяются на оборону". "Чем больше транспарентности будет в наших отношениях, чем активнее будет вестись диалог, тем меньше вероятность возникновения недоразумений между двумя могучими державами на мировой арене", — добавил пресс- секретарь. "Мы надеемся, что у генерала после этого улучшится такого рода транспарентность может способствовать развитию наших отношений в долгосрочной перспективе", — подчеркнул Моррелл.

Вашингтон не скрывает, что его тревожат темпы модернизации китайских вооруженных сил. В 2000 году Конгресс даже обязал министра обороны представлять весной каждого года всеобъемлющую оценку военной стратегии КНР и изменений ситуации в районе Тайваньского пролива. Очередной такой доклад — "Военная мощь КНР — 2009" — был направлен пентагоновскими аналитиками на Капитолийский холм 25 марта.

В нем отмечается, что "темпы и масштабы военной трансформации Китая возросли в последние годы, чему способствовали закупки современного иностранного вооружения и продолжающийся высокий уровень инвестиций" в технологии и долгосрочные концептуальные реформы в вооруженных силах. В частности, происходит переход от армии, которую готовили к длительной защите своей территории, к такой, которая сможет сражаться и побеждать в краткосрочных конфликтах высокой интенсивности против хорошо вооруженного, с точки зрения современных технологий, противника.

однако "будущий курс Китая, в особенности как Пекин намеревается использовать свою нарастающую военную мощь" предсказать трудно из-за того, что все еще сохраняется "много неопределенностей", указывает Пентагон. "Вооруженные силы Китая продолжают развиваться и оснащаются деструктивными военными технологиями.., которые меняют военный баланс в регионе и могут привести к последствиям, выходящим за рамки Азиатско-Тихоокеанского региона", — считают аналитики. среди этих технологий — ядерные, космические, а также те, которые позволяют наносить удары через кибернетическое пространство.

Как отмечается в докладе, США рассчитывают, что Пекин станет "ответственным игроком" на мировой арене и "приветствуют дальнейшее развитие стабильного, мирного и процветающего Китая". однако Китаю надо быть более открытым в том, что касается модернизации своих вооруженных сил. В противном случае возрастает вероятность неправильного восприятия тех или иных шагов Пекина и ошибочных решений при реагировании на них.

частично ответы на все эти претензии Сюй Цайхоу дал, выступив 26 октября в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований. Он заверил, что Китай "никогда не будет стремиться к гегемонии, расширению военной деятель или гонке вооружений". Главная задача насчитывающей 2,4 млн человек китайской армии, продолжил генерал, — обеспечить защиту экономического развития страны, противостоять сепаратистам и экстремистам, вести борьбу с террористами, участвовать в миротворческих операциях и оказывать помощь пострадавшим в результате ударов стихии.

"Мы заметили, что США рассматривают сегодня терроризм как большую угрозу своей национальной безопасности, — указал генерал. — Те угрозы, с которыми сталкивается Китай и которые вызваны действиями сепаратистов, экстремистов и террористов, также нарастают". В качестве примера он привел вылазки боевиков из группировки "Восточный Туркестан", выступающей за независимость Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. "Я хочу подчеркнуть, что в Китае еще не завершен полностью процесс объединения, в то время как определенные силы продолжают строить планы по достижению независимости Тайваня, Восточного Туркестана и Тибета", — сказал Сюй Цайхоу.

По его словам, высказываемое Вашингтоном беспокойство по поводу высоких темпов модернизации китайских ВС "не имеет под собой оснований". А когда из зала последовал вопрос: а как же разработка крылатых и баллистических ракет, с помощью которых Пекин сможет наносить удары по американским кораблям в Тихом океане, Сюй Цайхоу ответил: "Эти вооружения предназначены лишь для самообороны". "Они имеют ограниченные возможности и отвечают лишь минимальным потребностям национальной безопасности", — добавил он.

"Все еще есть огромная пропасть между Китаем и развитым миром, — отметил генерал. — Мы сейчас всецело привержены мирному развитию и не будем бросать вызов или угрожать какой-либо другой стране".

Что же касается расходов на оборону, добавил Сюй Цайхоу, то они "довольно низкие" по сравнению с той же Америкой: соответственно 1,4 % и 4,8 % от ВВП.

По убеждению генерала, расширение и углубление военных связей предполагает уважительное отношение к суверенитету друг друга. однако это не наблюдается в тех случаях, когда "корабли ВМС США выполняют разведывательные миссии в 200-мильной исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Китая, что является посягательством на китайские интересы", сказал Сюй Цайхоу. "Обнадеживает то, что обе стороны признают, что мы не должны позволить подобным инцидентам нанести ущерб нашим государственным и военным взаимоотношениям, — указал он. — Я считаю, что наши военно-морские силы должны продолжать обсуждать меры по обеспечению безопасности на море в духе дружбы и взаимопонимания". "Китайско-американские отношения — одни из наиболее важных в мире, — сказал генерал. — А отношения между военными — важная составляющая двусторонних отношений в целом".

после речи в Центре стратегических и международных исследований Сюй Цайхоу отправился на прием, устроенный в его честь Гейтсом. серьезный же разговор за закрытыми дверями у них состоялся в здании Пентагона на следующий день. Когда китайский генерал подъехал ко входу в массивное пятигранное здание, его там встретил почетный караул. Беседа длилась 75 минут.

"Это была по всем меркам хорошая и продуктивная встреча, — рассказал потом журналистам Моррелл. — Он /Сюй Цайхоу/ весьма восприимчиво отнесся к словам министра Гейтса о том, что нам необходимо наращивать возможности для развития военного сотрудничества и обменов". Собеседники, по словам пресс-секретаря Минобороны, также затронули темы урегулирования дипломатическими средствами ядерных проблем КНДР и Ирана, "широкое согласие" было достигнуто и по поводу ситуации в Афганистане.

Согласно высокопоставленному представителю Пентагона, пожелавшему остаться неназванным, зампредседателя ЦВС на встрече вновь перечислил основные "препятствия", мешающие углублению отношений с военными США. Их — всего семь, утверждает газета "Вашингтон пост" /15 октября/, ссылающаяся на американских и китайских официальных лиц. По их словам, Пекин вручил соответствующий список заместителю министра обороны по политическим вопросам Мишель Флорной во время ее визита в Пекин 23 — 24 июня с.г. В нем, в частности, указывается, что Вашингтон должен вывести свои разведывательные корабли из ИЭЗ Китая и не снимать отпечатки пальцев у высокопоставленных представителей китайского Минобороны, приезжающих в США. Пекин также хотел бы, чтобы американские межконтинентальные баллистические ракеты не были нацелены на Китай.

Но на первом месте по-прежнему находится требование прекратить поставки вооружений Тайваню, что, по мнению Пекина, лишь осложняет обстановку в Тайваньском проливе и способствует росту сепаратистских устремлений на острове. Тайбэй уже трижды за последние три года обращался к Вашингтону с просьбой продать 66 истребителей Ф-16. Предыдущая администрация Джорджа Буша не решалась пойти на это из опасения вызвать жесткую ответную реакцию китайцев. "Продажа Тайваню Ф-16 создаст для нас большую проблему, — приводит газета слова китайского дипломата. — Может пострадать сотрудничество по другим вопросам".

Решение по Ф-16 предстоит теперь принимать президенту Бараку Обаме, который намерен посетить Китай 15-18 ноября. "Обама надеется укрепить связи с Пекином, но наиболее важной задачей он считает улучшение отношений с китайскими военными", — пишет "Вашингтон пост". По итогам переговоров Гейтса и Сюй Цайхоу Пентагон распространил 27 октября заявление, в котором указал, что США и Китай "согласились приложить больше усилий для налаживания прочных и продолжительных отношений между военными" двух стран.

Как отметило Минобороны, стороны "обсудили пути дальнейшего развития и улучшения военных отношений и согласились, что необходимо улучшать взаимопонимание и укреплять доверие между вооруженными силами". "Министр гейтс подчеркнул важность поддержания диалога, который основывается на открытом и содержательном обсуждении стратегических вопросов".

Согласно заявлению, Гейтс принял приглашение посетить Китай в начале 2010 года. Туда же поедет в ближайшие месяцы и глава Комитета начальников штабов ВС США адмирал Майкл Маллен. Но перед этим он примет у себя китайского коллегу.

стороны, кроме того, договорились наращивать сотрудничество в деле оказания гуманитарной помощи, особенно после ударов стихии. В частности, намечается проведение совместных военно-морских учений по отработке действий во время спасательных операций. Планируется расширить программу обмена военными делегациями, проведения совместных культурных и спортивных мероприятий. В декабре в Пекин отправится американская межведомственная группа для продолжения консультаций, призванных не допустить возникновения "недоразумений" между кораблями двух стран в открытом море.

Зампредседателя ЦВС провел в Вашингтоне также беседу с первым заместителем госсекретаря Джеймсом Стайнбергом. "Мы надеемся, что визит Сюй Цайхоу будет способствовать налаживанию отношений взаимовыгодного сотрудничества между США и Китаем", — отметил на регулярном брифинге для журналистов 27 октября официальный представитель госдепартамента Иэн Келли.

В ответ на просьбу прокомментировать публикацию в китайской газете о намерении Пекина приступить к активным поискам останков американских летчиков, пропавших без вести при выполнении полетов над территорией КНР в 1950-х годах, Келли сказал: "Мы высоко оцениваем содействие китайского правительства".

С 2006 года между КНР и США действует программа сотрудничества между военными архивами, призванная, прежде всего, установить судьбу пропавших американских солдат. За последние годы в Китае было обнаружено около ста ранее неизвестных документов, касающихся гибели американских летчиков. По данным Пентагона, во время Корейской войны без вести пропали более 8,1 тыс. "джи ай". Хотя Китай официально не вступал в Корейскую войну, в боях участвовали так называемые "китайские добровольцы", фактически представлявшие собой регулярные войска под командованием военачальника Пэн Дэхуая.

американцы гибли на китайской территории и после войны в Корее. Китайцы неоднократно сбивали разведывательные самолеты США. В частности, в 1956 году не вернулся с задания пилот ВМС Джеймс Дин. Как выяснилось после запроса, переданного в 2005 году лично тогдашним министром обороны Дональдом Рамсфелдом, самолет Дина был сбит над провинцией Чжэцзян в Восточном Китае. Пилот погиб.

Согласно газете "Чайна дейли" (27 октября), активные поиски позволили пролить свет на судьбу 15 американцев — членов экипажа бомбардировщика Б-29, разбившегося близ деревни Цзяошуйкан в провинции Гуандун 5 ноября 1950 года. Самолет потерпел катастрофу при возвращении на авиабазу в японии.

Комментируя 4 ноября визит китайского генерала, адмирал Маллен отметил: "Я рад, что он приехал". "Мы только что возобновили военные связи между двумя странами, прерванные китайцами, — сказал он, выступая в национальном клубе печати в Вашингтоне.- И я надеюсь, что мы, наконец, оставим позади такую практику в наших военных отношений, когда мы то прерываем их, то возобновляем".

"Они (китайцы) стали вкладывать больше денег в свою оборону, — указал адмирал. — Они развивают технологии, которые сфокусированы на военных возможностях США. К примеру, на противодействии нашим авианосцам. Они занимаются разработкой баллистических ракет, космических технологий, они сумели уничтожить ракетой с земли пару лет назад свой спутник. И они усиленно занимаются освоением киберпространства, что вызывает у нас тревогу. Я надеюсь лишь, что у нас будут такие отношения с их военными лидерами, которые позволят обсуждать все эти вызовы, а также выслушивать их озабоченности…".

"Я надеюсь, что у нас будут такие отношения, которые позволят избежать какого-либо серьезного конфликта в будущем, — подчеркнул Маллен. — В целом, это очень стабильный регион. Конечно, сейчас мы все обеспокоены действиями Северной Кореи в плане дестабилизации региона и создания ядерного оружия, и я думаю, что мы лучше всего сможет решить эти проблемы, предпринимая совместные усилия".

Затронув тему Тайваня, адмирал высказал мнение, что "отношения между Тайбэем и Пекином стали более стабильными после избрания на острове нового правительства". "Мы бы хотели, чтобы проблема между Тайванем и Китаем была мирно урегулирована со временем, — добавил он. — У нас есть обязательства оказывать (военную) поддержку Тайваню. Мы будет продолжать делать это. Но больше всего мы бы хотели, чтобы проблема была мирно урегулирована… В последние месяцы напряженность там спала, и вероятность того, что там вспыхнет конфликт, уменьшилась".

программа визита Сюй Цайхоу в США была весьма насыщенной. 26 октября ему показали основанную в 1845 году Военно-морскую академию в Аннаполисе (штат Мэриленд), 28 октября — армейскую базу Форт-Беннинг в Джорджии, а также авиабазу Оффут в Небраске, где находится штаб-квартира Стратегического командования. 29 октября он побывал на авиабазе Неллис в Неваде. А днем позже в Сан-Диего /штат Калифорния/ ему был устроен тур по атомному авианосцу "Рональд Рейган". затем генерал до 3 ноября был гостем нового главы Тихоокеанского командования адмирала Роберта Уилларда, штаб-квартира которого находится на Гавайях. Сюй Цайхоу, в частности, осмотрел там ряд военных объектов.

Рассказывая журналистам в Вашингтоне 9 ноября о предстоящем визите в Китай Обамы, старший директор по делам Азии в Совете национальной безопасности Белого дома Джеффри Бейдер указал, что США считают Пекин "ключевым игроком" на мировой арене, "без участия которого невозможно решить ни один серьезный вопрос". Обама начнет свой визит 15 ноября с посещения Шанхая, где, в частности, встретится с представителями китайской молодежи. Затем уже в Пекине ему предстоят переговоры с председателем КНР Ху Цзиньтао и премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао. "Китай является ключевым игроком по таким международным вопросам, находящимся в центре нашего внимания, как восстановление мировой экономики, изменение климата, энергетика, ядерные программы КНДР и Ирана, проблемы нераспространения, ситуация в Афганистане и Пакистане и контроль над вооружениями", — отметил Бейдер. Он подчеркнул, что у Вашингтона и Пекина "будут определенные разногласия, мы останемся конкурентами, но мы хотим максимально расширить сферы, где мы можем сотрудничать". По его словам, "это просто необходимо, поскольку иначе не удастся устранить глобальные вызовы". [2]

Заключение

каков верный путь китайско-американских отношений? По этому вопросу есть несколько фраз, которые могут охарактеризовать этот путь: взаимное уважение, равноправие и взаимодоверие, взаимная выгода и обоюдный выигрыш, совместное развитие. Для развития китайско-американских отношений необходимо учитывать более широкие глобальные перспективы, а также придерживаться идущего в ногу со временем мышления, нужно исходить из стратегической высоты и долгосрочной перспективы, придерживаться ответственной позиции по отношению к истории и будущему, быть ответственными перед народами двух стран, а также перед населением всего мира.

История развития китайско-американских отношений свидетельствует о том, что когда два государства благополучно решают вопросы, затрагивающие интересы обеих стран, китайско-американские отношения успешно и стабильно развиваются. В противном случае, не прекращаются разногласия между государствами, и даже создается некая напряженность в отношениях.

Вашингтону следует понять, что по государственному суверенитету и территориальной целостности Китай никогда не отступал от своих принципов, и будет твердо придерживаться их в будущем. Китайская сторона надеется на строгое соблюдение американской стороной обещаний о совместной защите двусторонних отношений.

Назначение бывшего министра коммерции в качестве посла США в КНР говорит о том, что американское правительство придает огромное значение развитию китайско-американских торгово-экономических отношений. важной задачей для Соединенных Штатов в настоящее время является стимулирование роста экономики и сокращение безработицы. Для того, чтобы полностью преодолеть экономический спад необходимо трансформировать структуру экономики, увеличить экспорт. Можно предвидеть, что главным в будущей американской внешней политике станет опора на азиатские страны, в особенности на развивающиеся экономики в лице Китая. Эта хорошая возможность для дальнейшего углубления китайско-американских торгово-экономических отношений.

вслед за постоянным укреплением сотрудничества между Китаем и США в торговой и экономической сферах, некоторые легко решаемые вопросы в целом уже разрешены, существующие двусторонние разногласия затрагивают более серьезные проблемы, игра с интересами становится сложнее. Только завершившийся "скандал" между двумя ведущими американскими партиями по вопросу поднятия лимита госдолга вновь свидетельствовал о том, что внешняя политика Вашингтона зависит от внутренней, с легкостью может оказаться под контролем некоторых группировок, которые преследуют свои интересы.

Если окинуть взором историю, то можно глубже понять сложности китайско-американских отношений сотрудничества и партнерства. Связи между КНР и США прошли длительной период исследований, подведения итогов и притирки. Сложность, глубина и стратегичность китайско-американских отношений слились воедино. Для того, чтобы китайско-американские отношения шли по "здоровому" пути вперед, Вашингтону необходимо сдерживать конфликты, мудро, рационально и смело устранить все трудности в китайско-американских отношениях с той целью, чтобы они вышли из странного круга "неопределенностей".

Америка и Китай будут во все большей степени вынуждены либо совместно действовать, либо приспосабливаться друг к другу при развитии своих отношений с целым крупных стран, прежде всего с Россией, Японией, Индией. Существует также опасность того, что в случае если обе стороны, то есть Америка и Китай, будут полагать, что что-то отвечает их национальным интересам, интересам и той и другой стороны, то в жертву, в случае необходимости или если они сочтут это нужным, могут быть принесены интересы других наций.

В то же время процесс гармонизации национальных интересов Америки и Китая может оказаться не только длительным, но и весьма трудным и сложным. Пока же, в обозримом будущем, представляется, что американо-китайские отношения будут характеризоваться как необходимыми поисками компромиссов и соглашений, так и пока несовместимыми расхождениями в самопредставлениях каждого из партнеров о своей нынешней и будущей роли в мире.

Американцы и китайцы — гордые нации с высокоразвитым чувством собственного достоинства, с самоуважительным представлением о себе и о своей роли в истории человечества, в его настоящем и будущем. При этом у обеих наций имеется внутреннее убеждение в том, что именно их нация шла или идет и, во всяком случае, будет идти впереди всего человечества или в первой шеренге отряда человечества.

Америка и Китай расположены на разных континентах. У них нет общих сухопутных или морских границ. Они непосредственно не соприкасаются своими национальными территориями или ареалами проживания наций. следовательно, между ними нет территориальных проблем и проблем границ.

Сферы их интересов, однако, не только соприкасаются, но и накладываются одна на другую, переплетаются. причем, более того, обнимают не только их двусторонние отношения, но и регионы, даже весь земной шар.

американцы назвали свое государство Соединенными Штатами Америки. В этом наименовании заключена, в частности, идея об открытости для всех государств вступления в этот союз, само название которого включает в себя не идеологическое и не политическое, а географическое понятие — Америка. Они претендуют на то, что именно их государство представляет собой прообраз будущих Соединенных Штатов Земли. Китайцы в названии своего государства в XX и XXI вв. предпочитают иметь самоназвание Китая или китайской нации, страны и народа — "Чжунхуа", или Китай. При этом термин "Чжунхуа", или Китай, содержит в себе одновременно и этнический, и географический компоненты. Если говорить о содержании термина "чжунхуа", то его можно толковать и как принадлежащий только ханьцам, то есть он может быть этническим термином, им можно называть нацию, нацию "чжунхуа" или китайскую нацию при том понимании, что это Нация именно ханьцев, прежде всего ханьцев, но он может толковаться и как наименование нации, состоящей не только (хотя по преимуществу и в этом случае) из ханьцев, но и из всех тех, кто желает быть частью общей китайской нации, то есть в данном случае термин "чжунхуа" включает в себя и ханьцев, и национальные общности других людей, ныне живущих в составе Китая, включает то, что именуется в Китае национальными меньшинствами. Таким образом, любая нация может стать частью нации "чжунхуа" или китайской нации. В эту нацию может войти всякий желающий и принимающий правила нации ханьцев, нации "чжунхуа".

американцы открывают путь любому государству в состав их государства, конечно, при известных условиях и при принятии законов, не ущемляя идею национальности, но как бы предлагая формулу: одна планета — одно государство — много наций в одном государстве. Для американцев общеземной механизм мироустройства не подавляет нации, национальности, национальной принадлежности, но подчиняет их общепринятому (в США) мировому порядку. Для китайцев такого же рода мировой порядок связан с мыслью о том, что, в конечном счете, китайская Нация, или нация ханьцев, как самая многочисленная и наиболее способная к ассимиляции, включит в себя остальные нации.

Американцы и китайцы по-разному видят пути развития человечества. Каждый путь имеет свои особенности.

Китайцы продолжают использовать тезис об угрозе, которая якобы грозит выживанию китайской нации, и в то же время уверены, что они всех ассимилируют и что на Земле останется одна нация — китайская. Американцы тоже уверены в том, что на Земле останется одна нация — американская, в которую войдут как составные части некоего сплава другие нации, причем от людей при этом не потребуется терять свою национальную принадлежность, свою национальность.

В то же время процесс гармонизации национальных интересов Америки и Китая может оказаться не только длительным, но и весьма трудным и сложным. Пока же, в обозримом будущем, представляется, что американо-китайские отношения будут характеризоваться как необходимыми поисками компромиссов и соглашений, так и пока несовместимыми расхождениями в самопредставлениях каждого из партнеров о своей нынешней и будущей роли в мире.[1]

Литература

экономический китай симбиотический контроверзный

1. Галенович Ю.М. Китай в мировой политике. — М.: московский государственный университет международных отношений; "российская политическая энциклопедия", 2001.

2. Развитие военного сотрудничества КНР и США [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rodon.org/polit-091112111238

3. Михеева А., Фокин Н. новые подходы к оценке перспектив развития экономических отношений КНР и США: эффект глобального кризиса [электронный ресурс] // Экономика: В начале было слово. — Режим доступа: http://dictionary-economics.ru/art-48

4. Сотрудничество между Китаем и США в области охраны окружающей среды имеет большой потенциал [Электронный ресурс] // Газета "Жэньминь жибао". — Режим доступа: HTTP://russian.people.com.cn/31520/6713333.html

. КНР и США считают двустороннее сотрудничество в области здравоохранения выгодным для мира и развития на планете [Электронный ресурс] // газета "Жэньминь жибао". — Режим доступа: HTTP://russian.people.com.cn/31520/6713381.html

Учебная работа. Основные направления американо-китайских отношений в XXI веке