Учебная работа. ООН как основной гарант международной безопасности в современном мире

ООН как основной гарант международной безопасности в современном мире

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА безопасности ООН

1.1 История создания Совета безопасности ООН

1.2 Совет безопасности ООН на современном этапе развития

2. ООН КАК основной ГАРАНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

2.1 структура и функции Совета безопасности ООН

2.2 Органы ООН как основной механизм достижения и поддержания международной стабильности и мира

3. ПЕРСПЕКТИВЫ развития СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН

3.1 Основные проблемы развития Совета Безопасности ООН

3.2 Тенденции развития Совета безопасности ООН

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Организация Объединенных Наций (далее — ООН), являющаяся уже на протяжении шести десятилетий основой и гарантом международного правопорядка, была и остается опорной конструкцией международных отношений и равноправного многостороннего сотрудничества в интересах всех государств.

Сегодня она сталкивается с новыми задачами, связанными с различными аспектами глобализации международной жизни, находящими свое проявление в новых вызовах и угрозах международному миру и безопасности.

Необходимость коллективного решения наиболее значимых вопросов, таких как изменение климата, преодоление нищеты, голода, болезней, борьба с терроризмом, черными рынками оружия массового уничтожения, пиратством, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия и т.д., заставила международное сообщество по-новому взглянуть на систему коллективной безопасности, а также на роль и место Совета безопасности ООН в деле эффективного разрешения международных споров, урегулирования конфликтов, разрешения кризисных ситуаций в различных областях жизни и принятия эффективных и приемлемых мер в рамках системы коллективной безопасности.

Такое новое видение роли и полномочий одного из главных и наиболее влиятельных органов ООН и всей международной системы в целом связано с произошедшим в последние десятилетия значительным расширением полномочий Совета Безопасности при сохранении его главной ответственности за поддержание международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН.

Развитие ОООН сформулировано в трудах советских и российских ученых: Бекяшева К. А., Боброва Р. Л., Дурденевского В. Н., Капустина А. Я., Ковалевой Т. М., Коровина Е. А., Котляра В. С., Крылова С. Б., Кузьмина Э. Л., Лукашука И. И., Малинина С. А., Моисеева Е. Г., Морозова Г. И., Тиунова О. И., Тункина Г. И., Федорова В. Н., Черниченко С. В., Шибаевой Е. А.

В ходе исследования были использованы работы следующих зарубежных ученых: Ж. Альвареса, Ч. Амерасингхе, М. Беджауи, Э. де Вет, С. Гудспида, Я. Джонстона, Г. Кельзена, Ф. Киргинс, С. Ламб, К. Манусамы, Л. Мартинеса, А. Марчика, Дж. Нолта, Л. Ольберга, Э. Розанда, А. Росса, Н. Ростоу, П. Сандса, П. Caca, С. Тэлмона, М. Хаппольда, К. Харпера, Р. Хиггинс, С. Честермана, О. Шахтера, М. Шоу.

Цель работы — рассмотреть особенности Совета безопасности ООН.

задачи работы:

. Рассмотреть развитие и становление совета безопасности ООН;

. Дать оценку ООН как основного гаранта международной безопасности в современном мире;

. Проанализировать перспективы развития совета безопасности ООН.

Методологическую базу исследования составляет комплекс общенаучных, а также специальных методов познания, в том числе формально-юридический, логический, исторический, сравнительно-правовой.

1. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН

.1 История создания Совета безопасности ООН

безопасность организация объединенная Нация

Исторические условия создания Организации Объединенных Наций во многом определили политический характер и особенности этой организации.

ООН была создана, прежде всего, как всемирная организация коллективной безопасности, призванная избавить грядущие поколения от бедствий войны, давать решительный отпор агрессии, всемерно содействовать сохранению и укреплению международного мира и безопасности. именно эта задача, четко сформулированная в Уставе ООН, определяет стержневое направление деятельности ООН, и так будет до тех пор, пока в мире действуют силы, заинтересованные в подавлении освободительной борьбы народов, в сохранении и расширении очагов военной опасности, в обострении международной обстановки.

ООН явилась первой международной организацией, основанной на принципе равенства и равноправия двух противоположных социальных систем. В соответствии с ее Уставом гарантией этого равенства призван служить принцип единогласия постоянных членов главного органа ООН — по поддержанию мира — Совета безопасности.

Принципиальная и последовательная борьба Советского Союза совместно с братскими социалистическими странами и всеми миролюбивыми силами за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов активно способствует выполнению поставленных перед ООН задач, препятствует попыткам империализма использовать эту международную организацию в целях, идущих вразрез с Уставом ООН.

На основе принятой XXIV съездом КПСС Программы мира и международного сотрудничества, выражающей, как это признается повсюду, чаяния всех народов, всего человечества, советский Союз выступает за то, чтобы в полной мере использовать возможности ООН для решения острых международных проблем, для отпора любым актам агрессии и международного произвола, для утверждения принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем, для поддержки движений народов за свое национальное и социальное освобождение.

В современной обстановке возможности миролюбивых сил в их борьбе против сил агрессии и войны велики как никогда. Могущество мировой системы социализма, последовательная миролюбивая политика Советского Союза и братских социалистических стран, а также происходящие в мире важные прогрессивные процессы постепенно приводят капитализм к признанию необходимости вести дела с социалистическими государствами на основе мирного сосуществования.

большой победой разума и реализма в международных отношениях явилось вступление в силу договоров СССР и ПНР с ФРГ и комплекса соглашений по Западному Берлину, подписание договора об основах отношений между ГДР и ФРГ, осуществление практических шагов в развитии советско-французских и советско-американских отношений, достижение ряда важных международных соглашений по вопросам разоружения. Открываются перспективы к обеспечению прочного мира в Европе, созыву общеевропейского совещания. Ликвидация опаснейшего очага войны во Вьетнаме оздоровляет обстановку в Азии, открывает еще более благоприятные перспективы для борьбы сил мира и прогресса за дальнейшее укрепление международной безопасности.

Успехи, достигнутые на пути разрядки международной напряженности, постепенное внедрение в международные отношения принципа мирного сосуществования между двумя социальными системами повышают роль ООН как важного института, призванного содействовать урегулированию актуальных политических международных проблем в интересах укрепления всеобщего мира и безопасности.

Эффективность деятельности ООН в деле поддержания международного мира и безопасности зависит от многих факторов и в первую очередь от политики великих держав, от согласованности их усилий в выполнении той главной ответственности, которая в этом отношении возложена на них Уставом.

Принцип единогласия великих держав — постоянных членов Совета Безопасности в поддержании мира и международной безопасности — фундамент всего здания Организации Объединенных Наций. Соблюдение этого принципа означало бы на деле признание равноправия двух социальных систем, торжество политики мирного сосуществования и сотрудничества между ними.

В этой связи важное значение приобретают достигнутые в последние годы соглашения между советским Союзом и некоторыми другими постоянными членами Совета безопасности. Так, в Принципах сотрудничества между СССР и Францией, подписанных 30 октября 1971 г., указывается, что это сотрудничество в политической области будет находить, в частности, свое выражение с должным учетом прав и прерогатив других заинтересованных держав в осуществлении ответственности, которую несут обе страны в мире как постоянные члены Совета безопасности ООН.

В документе об Основах взаимоотношений между Советским Союзом и США, подписанном в Москве 29 мая 1972 г., подчеркивается, что на советском Союзе и Соединенных Штатах лежит особая обязанность, как и на других странах — постоянных членах Совета Безопасности, делать все от них зависящее, чтобы не возникло конфликтов или ситуаций, способных усилить международную напряженность. В этом документе отмечается также, что конечной задачей своих усилий СССР и США считают решение проблемы всеобщего и полного разоружения и обеспечение эффективной системы международной безопасности в соответствии с целями и принципами ООН.

Как известно, с конца 50-х и начала 60-х годов соотношение сил в ООН стало решительно меняться в пользу социализма и молодых развивающихся государств, возникших на развалинах колониальных империй. Этот процесс продолжал развиваться на всем протяжении 60-х годов и к настоящему времени в ООН по сравнению с первоначальным периодом произошли коренные перемены, отразившие, хотя и не в полной мере, новую расстановку сил в мире.

Сейчас в ООН входят 132 государства-члена, в то время как в 1945 г. устав подписало 51 государство. В 1945 г. социалистические государства располагали в Генеральной Ассамблее всего шестью голосами (СССР, УССР, БССР, Польша, Чехословакия, Югославия), тогда как на Америку, Западную Европу и британское содружество приходилось 35 голосов, что уже обеспечивало квалифицированное большинство (2/3 голосов), необходимое для принятия решений в Ассамблее по существенным вопросам. В 1945 г. в ООН были представлены около десяти африканских и азиатских стран. Причем все они находились в сильной зависимости от западных держав. Главным звеном «машины голосования» являлись 20 государств Латинской Америки, на которые в 1945 г. приходилось почти 40% общего числа членов ООН. Такое положение с небольшими изменениями сохранялось до конца 50-х годов. участие латиноамериканских стран в деятельности ООН в решающей степени контролировалось и направлялось в то время Вашингтоном.

Ныне основной силой в Генеральной Ассамблее и ряде других органов ООН, в той или иной мере занимающихся рассмотрением вопросов поддержания международного мира и безопасности, являются социалистические и развивающиеся страны, составляющие большинство членов организации.

Возможности ООН были широко использованы Советским Союзом при разработке и заключении международных соглашений, направленных к сдерживанию гонки ядерного вооружения: договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (1963 г.), договора о принципах деятельности государств в космосе (1967 г.), договора о нераспространении ядерного оружия (1970 г.), договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах оружия массового уничтожения (1971 г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.).

Под воздействием сил мира возросла роль ООН в урегулировании кризисных ситуаций, споров и конфликтов между государствами.

Уже в 50-х годах некоторые решения и действия ООН в известной мере содействовали разрядке кризисных ситуаций на Ближнем Востоке, явившихся следствием тройственной агрессии против Египта и американо-английской интервенции в Ливане и Иордании.

В период карибского кризиса (1962 г.) ООН сыграла роль буфера, амортизировавшего столкновение между США и СССР, выступила в роли посредника, к услугам которого обе стороны прибегали по взаимному согласию.

Направление войск ООН на Кипр (1964 г.) с согласия правительства Республики Кипр ослабило напряженность в этом районе, помогло сорвать планы НАТО, направленные против независимости этой страны и ее территориальной целостности.

ООН способствовала превращению военного конфликта между Индией и Пакистаном (1965 г.), урегулированного на основе Ташкентской декларации. В 1971 г. социалистическая дипломатия широко использовала трибуну ООН для мобилизации мирового общественного мнения в поддержку национально-освободительной борьбы бенгальского народа, увенчавшейся созданием независимой Народной Республики Бангладеш.

Особое значение имеет резолюция Совета безопасности от 22 ноября 1967 г., осуществление которой означало бы установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. Эта резолюция продолжает оказывать определенное сдерживающее влияние на израильского агрессора и его заокеанских покровителей.

Характеризуя деятельность Организации Объединенных Наций за четверть века ее существования, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в своем выступлении в Баку 2 октября 1970 г. указывал: «несмотря на все свои недостатки и слабости, Организация Объединенных Наций внесла полезный вклад в осуществление целей и принципов, провозглашенных в ее Уставе. Она содействовала преодолению ряда острых международных кризисов. Мы рассматриваем такой итог как серьезный успех внешней политики советского Союза, других социалистических стран, всех миролюбивых сил на нашей планете…

Развитие международной обстановки в 60-х годах и в настоящее время властно требует от Организации Объединенных Наций сосредоточения и активизации усилий на главном направлении, определяемом центральной задачей ООН — задачей поддержания мира и международной безопасности».

1.2 Совет безопасности ООН на современном этапе развития

В XXI веке перед человечеством встают новые угрозы и вызовы, которые заставляют его уделять особое внимание вопросам обеспечения и поддержания международного мира и безопасности. Современная картина угроз миру и безопасности включает не только международные войны и конфликты, но и насилие против гражданского населения, организованную преступность, нищету, смертоносные инфекционные заболевания, деградацию окружающей среды, а также терроризм и оружие массового уничтожения. К концу XX столетия терроризм из локального внутреннего фактора превратился в международное явление, появилось понятие международного терроризма.

различные аспекты терроризма, понятие, социально-политические и организационно-тактические характеристики данного явления рассматриваются как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Вопрос о борьбе с терроризмом стоит в повестке дня ООН уже на протяжении нескольких десятилетий, в процесс его решения вовлечены главные органы этой организации, причем Совет Безопасности занимает особое положение. Связано это, прежде всего, с теми средствами и методами, которые используются данным органом для выполнения возложенных на него Уставом ООН функций.

главным образом Совет Безопасности участвует в борьбе с терроризмом посредством создания норм права и учреждения вспомогательных органов, призванных осуществлять мониторинг за имплементацией соответствующих положений резолюций.

сентября 2001 г. Совет безопасности принял нормативную резолюцию 1373, в которой установил достаточно широкий перечень обязательств, начиная с обязанности государств признать преступлением финансирование терроризма и заканчивая обязанностью заморозить денежные средства террористов и усилить контроль за пересечением границ. Положения резолюции не содержат решений в отношении определенного государства, а налагают на все государства неограниченные по времени обязательства общего характера по проблемам, представляющим Интерес для всего международного сообщества в целом, т. е. создают нормы международного права. Совет Безопасности отказался от практики применения принудительных мер в отношении отдельных государств и применил абсолютно новый подход, носящий общий характер и предполагающий создание норм права и учреждение новых органов.

Являясь важной вехой в процессе прогрессивного развития полномочий Совета Безопасности, резолюция 1373 заложила прочную правовую основу для сотрудничества государств в сфере борьбы с терроризмом и поставила перед ними задачу повышения уровня эффективности предпринимаемых действий. В связи с нормативным характером резолюции, а также необходимостью гарантировать эффективность и преемственность международных действий в данной области, в качестве вспомогательного органа был создан Контртеррористический комитет Совета Безопасности (далее — КТК), призванный осуществлять контрольные функции за осуществлением принятой резолюции. Новаторский характер резолюции проявился также в том, что впервые Советом Безопасности был создан комитет с глобальным охватом.

В соответствии с п. 6 резолюции 1373 (2001) КТК осуществляет контроль за выполнением положений резолюции. государства, не позднее чем через 90 дней с момента принятия резолюции, должны представить Комитету доклад о шагах, предпринятых ими для осуществления резолюции 1373 (2001). В дальнейшем такие доклады должны представляться КТК согласно утвержденному им графику.

Во исполнение п. 7 резолюции 1373 Совета Безопасности 16 октября 2001 г. были утверждены Руководящие принципы работы Контртеррористического комитета. В соответствии с положениями данного документа в состав КТК входят все члены Совета безопасности. Заседания КТК возглавляются Председателем, который назначается Советом безопасности. Председатель и его заместители образуют Бюро КТК. В соответствии с п. 1 Комитет в своей деятельности руководствуется принципами сотрудничества, транспарентности и беспристрастности. Совет безопасности осуществляет контроль за деятельностью КТК посредством рассмотрения докладов, представляемых ему на регулярной основе.

Со времени создания КТК его работа значительно расширилась, и на сегодняшний день в его арсенале имеется достаточно обширный набор методов и средств, начиная с рассмотрения докладов государств и заканчивая развитием связей с международными и региональными организациями. основные направления работы КТК следующие:

Мониторинг и поощрение осуществления резолюции 1373 (2001) главным образом посредством рассмотрения докладов государств-членов в соответствии с п. 6 резолюции.

С этой целью КТК был подготовлен список координаторов, к которым государства должны были обращаться с просьбами о предоставлении информации или оказании помощи в связи с вопросами, возникающими в контексте резолюции 1373 (2001).

За девять лет работы КТК его экспертами был осуществлен анализ деятельности всех 192 государств — членов ООН по осуществлению резолюции 1373 (2001). Сотрудничество КТК с международными, региональными и субрегиональными организациями. За период существования КТК было проведено пять специальных совещаний КТК и международных, региональных и субрегиональных организаций (первое совещание — Нью- Йорк, 6 марта 2003 г.; второе — Вашингтон, 7 октября 2003 г.; третье — Вена, 11-12 марта 2004 г.; четвертое — Алматы, Казахстан, 26-28 января 2005 г.; пятое совещание — Найроби, октябрь 2007 г.). Проведение совещаний способствовало установлению и развитию диалога с международными, региональными и субрегиональными организациями, которые располагают или намерены располагать контртеррористическими программами по вопросам, охватываемым резолюцией 1373 (2001), а также обмену информацией, осуществляемому в обе стороны.

февраля 2004 г. КТК представил на рассмотрение Совета безопасности документ «Предложения по активизации работы Контртеррористического комитета», в котором содержался комплекс мер, призванных содействовать устранению выявленных трудностей. В докладе отмечалась необходимость всячески поддерживать и укреплять ту роль, которую Совет Безопасности через посредство КТК играет в борьбе с терроризмом. По словам Председателя КТК (2003-2004) Иносенсио Ариаса, идея активизации работы КТК была основана на двух главных убеждениях. Во-первых, терроризм является одной из главных угроз международному миру и безопасности. Во-вторых, ООН должна играть ведущую роль в борьбе против этой угрозы, для чего необходимо сохранить и укрепить роль Совета безопасности посредством укрепления роли КТК.

По состоянию на сентябрь 2009 г. экспертами ИДКТК были осуществлены визиты в более чем 40 государств. В докладе КТК Совету Безопасности за 2009 г. отмечается, что поездки свидетельствуют о том, что борьба с терроризмом по-прежнему является проблемой для всех стран, а для достижения цели всестороннего осуществления резолюции 1373 (2001) государствам-членам необходимо постоянно держать под контролем их политику и меры по борьбе с терроризмом. огромное значение миссий по оценке состоит также в том, что ИДКТК удается получать значительно более точную информацию о региональных интересах государств— доноров, возможностях по оказанию технической помощи и существующих в таких государствах программах.

Центральное место в работе КТК по-прежнему занимает рассмотрение докладов государств — членов ООН в рамках осуществления резолюции 1373 (2001). после принятия в октябре 2006 г. обновленных методов работы КТК главным инструментом для диалога между КТК и государствами-членами служит предварительная оценка осуществления (ПОО), которая представляет картину положения борьбы с терроризмом в каждой стране на основании информации, полученной от самой страны, международных организаций и других открытых источников и предоставляемой только этой стране.

На основании информации, содержащейся в ПОО, ИДКТК в 2008 году подготовил первый глобальный Обзор осуществления резолюции 1373 (2001) в различных регионах и субрегионах мира. В ноябре 2009 г. на рассмотрение Совета безопасности был представлен второй Обзор осуществления государствами-членами резолюции 1373 (2001) Совета безопасности, который является результатом пересмотра и в некоторых аспектах дополненным вариантом первоначального обзора.

2. ООН КАК основной ГАРАНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

2.1 структура и функции Совета безопасности ООН

Состав Совета состоит из 15 членов: пять постоянных членов: Китай <#"justify">1. устав ООН. Полный текст на русском языке.

. Конститу Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. М.: Проспект, 2009 — 192 с.

. Федеральный законмеждународных договорах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями)

. Указ Президента РФ от 21 августа 2006 г. № 911 «О мерах по выполнению резолюций Совета безопасности ООН 1683 от 13 июня 2006 г. и 1689 от 20 июня 2006 г.»

. Указ Президента РФ от 20 июня 2002 г. № 627 «О мерах по выполнению резолюции Совета безопасности ООН 1412 от 17 мая 2002 г.»

. Указ Президента РФ от 28 августа 2001 г. № 1081 «О мерах по выполнению резолюции Совета безопасности ООН 1343 от 7 марта 2001 г.» (с изм. и доп. от 5 августа 2002 г., 15 августа 2003 г., 2 марта 2004 г.)

. Андреев М.В. Современные стратегии реформирования Совета безопасности ООН. Казань, 2012 -196 с.

. Бирюков П.Н. Международное Право М.: Юристъ, 2009 — 328 с.

. Вылегжанин А.Н. Решения Международного суда ООН по спорам о разграничении морских пространств. — М.: 2008 — 279 с.

. Говердовская Т.В. Активизация вспомогательных органов Совета Безопасности ООН как способ повышения эффективности его деятельности // Альманах современной науки и образования. Исторические науки, философские науки, искусствоведение, культурология, политические науки, юридические науки и методика их преподавания. №6(13), Часть I, Тамбов, 2008. С. 60-63.

. Говердовская Т.В. О роли экономических санкций Совета безопасности ООН в деле поддержания международного мира и безопасности //Астраханский Государственный Университет. Институт экономики и права. Юридический факультет. Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества государств. Материалы Международной научной конференции 28 октября — 29 октября 2008г., г. Астрахань, С.46-49.

. Говердовская Т.В. Реформирование Совета безопасности ООН -один из способов повышения эффективности функционирования данной универсальной международной организации // Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Международный сборник научных трудов. Выпуск 37, Воронеж, 2007, С. 82-90.

. Ефимов Г.К. устав ООН- испытание временем, в сборнике «Международные организации», посвященном памяти Г.И.Морозова. — М., 2008 — 256 с.

. Колосов Ю.М., Кузнецов В. И. Международное Право М.: Инфра-М, 2011 — 432 с.

. Кривчикова Э.С. Проблема повышения эффективности ООН. В сборнике «Международные организации», посвященном памяти Г.И. Морозова. — М., 2011 — 320 с.

. Лабин Д.К. Международно-правовое обеспечение мирового экономического порядка. — М., 2011 — 280 с.

. Лукашук И.И. Право международных организаций // Международное право. М., 2010. С. 94-95

. Орлова А.С. Национальное . Сергеев В.М., Алексеенкова Е.С., Коктыш К.Е., Петров К.Е., Чимирис Е.С., Орлова А.С. БРИК — политическая реальность посткризисного мира? Новые возможности для россии // Аналитические доклады МГИМО (У) МИД россии. Декабрь 2010. Вып. 1 (24).

. Снегина С.Н. Миростроительство в рамках деятель ООН по поддержанию мира // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета КГУ. Выпуск 5, часть 1. — Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2011. — С. 114 -119

. Снегина С.Н. Новое в деятель ООН по поддержанию мира // Институт социально-экономических и правовых наук, Академия наук Республики Татарстан. Теоретико-методологическое обеспечение социально-экономического, правового и политического развития РТ. Научные труды сотрудников, аспирантов и соискателей. Т. ХХ. — Казань: Изд-во «Фэн», 2012. — С.265-269

. Снегина С.Н. Превентивная дипломатия и механизм ее реализации в рамках ООН // Сборник аспирантских научных работ. Выпуск 7, часть 2 / Под ред. Р.М. Валеева. — Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2010. — С. 135-140

. Снегина С.Н. Развитие деятель Совета Безопасности ООН в деле обеспечения мира // Сборник аспирантских научных работ. Выпуск 6 / Под ред. Р.М. Валеева. — Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2010. — С. 421-424.

. Сорокина О.Ю. полномочия Совета Безопасности ООН и действия региональных организаций по поддержанию мира. // Международное публичное и частное право. 2011. №2 (41).

. Толстых В.Л. Консультативные заключения Международного Суда ООН. — М., 2010 — 280 с.

. Ушаков Н.А. Международное Право М.: Юристъ, 2011 — 304 с.

. Хурчак Н.М.. Говердовская Т.В. Реформирование Совета безопасности ООН для обеспечения глобальной безопасности (глобального мира) // Ученые записки: Материалы документов итоговой научной конференции АГУ 2011-2012 гг., Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2013, С.417-419.



Учебная работа. ООН как основной гарант международной безопасности в современном мире