Учебная работа. Обязательства Республики Казахстан в рамках Таможенного Союза и переговорный процесс о присоединении в ВТО: возможные вызовы и решения

Обязательства Республики Казахстан в рамках Таможенного Союза и переговорный процесс о присоединении в ВТО: возможные вызовы и решения

КАЗАХСКИЙ национальный УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ

Факультет экономики и бизнеса

Кафедра макро-микроэкономики

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Обязательства РК в рамках Таможенного Союза и переговорный процесс о присоединении в ВТО: возможные вызовы и решения

Исполнитель

студент 3 курсаН.С. Муканов

Научный руководитель

старший преподавательО.В. Бордоусов

Алматы, 2011

План

Введение

.анализ внешнеэкономической политики Казахстана

.Оценка выгод и издержек от Таможенного союза

.Переговорный процесс: возможные вызовы и решения

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. выбранная тема исследования является актуальной на современном этапе. Это обусловлено тем, что в последние годы большинство стран ощутили негативное влияние мирового экономического кризиса. Не стали исключением и государства постсоветского пространства. В этих условиях возрастает необходимость интеграционных процессов, институционализации и наднационального регулирования внешней торговли в признанных международно-правовых рамках, как одного из способов смягчения последствий кризиса. Именно поэтому был сформирован Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ТС), а также последующее вступление этих стран участниц во Всемирную торговую организацию (ВТО) в качестве единой таможенной территории, как это сделали европейские страны, вступив в Евросоюз, а далее единым блоком вступили в ВТО. Но так как в ВТО вступить единой организацией для каждой из сторон будет довольно сложно, страны участницы ТС решили вступать индивидуально, одновременно и на согласованных позициях внутри союза, так они смогут вступить в ВТО и сохранить Таможенный союз. россия уже завершает переговоры в ближайшие месяцы и готовится стать полноправным членом ВТО с 2012 года. Казахстан, в свою очередь, также ведет усиленные переговоры и планирует закончить их в 2011 году, а в первой половине 2012 года постарается последовать России и присоединиться к ВТО одновременно. Присоединение Беларуси займет чуть больше времени.

января 2010 года Президент Н. А. Назарбаев в послании народу Казахстана «Новое десятилетие — новый экономический подъем — Новые возможности Казахстана» инициировал государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития, в которой отмечается следующее:

«На сегодняшний день у Казахстана в торговле с российской Федерацией, Республикой Беларусь и другими странами СНГ действует режим свободной торговли, предполагающий неприменение во взаимной торговле таможенных пошлин, количественных ограничений и иных эквивалентных мер.

Таможенный союз предполагает в дополнение к беспошлинной торговле применение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран и устранение внутренних таможенных границ.

Так, в соответствии с принятыми главами государств решениями с 1 января 2010 года наднациональному органу (Комиссии таможенного союза) передаются полномочия по ведению единого таможенного тарифа и применению нетарифных мер, которые будут распространяться на три государства и формироваться на основании предложений сторон.

С 1 июля 2010 года будет отменено таможенное оформление на внутренних таможенных границах, а до 1 июля 2011 года таможенный контроль. Таким образом, посредством устранения административных барьеров и обеспечения свободного передвижения товаров между нашими странами будет создана единая таможенная территория таможенного союза с внутренним рынком емкостью порядка 165 млн. человек.

Расширение внутреннего рынка станет основным стимулом для привлечения иностранных инвестиций, развития новых производств, кооперации взаимодополняющих предприятий, устранение административных барьеров также создаст условия для создания совместных предприятий и роста взаимных инвестиций.

До 2012 года будет сформировано Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и российской Федерации.

Формирование Единого экономического пространства предусматривает равный доступ к внутренней инфраструктуре государств-участников, что особенно актуально для Казахстана, как страны, не имеющей выхода к морю.

Также предусматривается установление единых условий функционирования рынка услуг, свободное передвижение рабочей силы и капитала, унифицированные правила конкуренции, промышленного субсидирования, единых мер поддержки сельского хозяйства, проведение единой экономической политики, тарифной политики, унифицированные правила государственных закупок.

В этих целях будут разработаны соответствующие международные документы, создающие правовую основу единого экономического пространства.

Будут инициированы предложения по заключению соглашений о преференциальной торговле с третьими странами и объединениями стран. Будут проведены переговоры по заключению соглашений о свободной торговле с Туркменистаном, государствами-участниками Европейской ассоциации свободной торговли (Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия, Исландия), Сербией и Черногорией, о преференциальной торговле с Египтом, Иорданией, Израилем, Афганистаном, странами персидского залива (королевство Саудовской Аравии, Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар, ОАЭ) и другими странами.

Завершение переговоров и вступление в ВТО. Полноправное членство Казахстана в ВТО, а также соответствие нормам и правилам данной международной организации обеспечит доступ казахстанским товарам на рынки стран-членов ВТО на не дискриминационной основе, а также позволит эффективно защищать интересы казахстанских производителей на рынках третьих стран путем доступа к международному арбитражу.

Членство в ВТО позволит увеличить приток капитала в виде прямых иностранных инвестиций за счет предсказуемости и транспарентности внешнеэкономической политики, а также устранит торговые ограничения и дискриминационный подход в торговых разбирательствах к казахстанским товарам.

К 2015 году ожидается:

. Беспрепятственный доступ к внешним рынкам казахстанских товаров в рамках интеграционных объединений, в том числе посредством вступления в ВТО;

2. Повышение рейтинга ВЭФ по вовлеченности в мировую торговлю до 80 места;

3. Формирование единого экономического пространства в рамках стран-участников таможенного союза.»

Из этого можно предположить, что стратегическими целями являются:

обеспечение конкурентоспособности несырьевого сектора казахстанской экономики;

развитие и продвижение экспорта казахстанской продукции несырьевого сектора экономики;

повышение эффективности внутренней торговли;

увеличение производительности труда в торговой сфере.

основной задачей всего этого является создание эффективной и оперативной системы продвижения и защиты экономических интересов республики путем интеграции в мировую торговую систему.

Целью исследования является анализ внешнеэкономической политики Казахстана и анализ преимуществ и угроз вступления Таможенного союза в ВТО.

При этом основными задачами являются:

анализ модели Таможенного союза в ВТО, его эффективность и целесообразность;

анализ внешнеэкономической политики Казахстана;

выявление дальнейших перспектив развития сотрудничества между участниками и определение роли на мировом рынке.

Главной проблемой является вопрос об эффективности и целесообразности вхождения Таможенного союза в ВТО.

Пути решения проблемы:

.Анализ выгод и издержек вхождения Таможенного союза в ВТО путем оценки объемов импорта в результате создания и переадресации торговли. Этот подход включает выполнение следующей процедуры:

Сбор данных по импорту для дезагрегированных групп продуктов по стоимости и объему импорта из стран-членов Таможенного союза и импорта из стран, не являющихся таковыми.

Расчет скрытых средних цен для каждой группы продуктов с использованием собранных данных по импорту.

Эконометрическая оценка собственной эластичности спроса по цене для импорта стран-членов Таможенного союза и перекрестной эластичности спроса по цене между импортом страны-члена и страны, не являющейся членом.

использование этих оценок эластичностей для определения оцениваемых текущих эффектов создания и переадресации торговли в Таможенном союзе и проведение симуляции эффектов создания и переадресации торговли в рамках вступления Таможенного союза в ВТО.

. анализ внешнеэкономической политики с целью оценки влияния международной конкуренции на развитие национальной экономики страны.

. Оценка переговорных процессов по вступлению в ВТО: возможные вызовы и пути их решения.

1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА

таможенный союз экономический единый

Казахстан как член мирового сообщества все еще находится на стадии вступления на Рынок мировой торговли. С самого основания республики Казахстан наблюдалась тенденция устойчивого роста объемов внешнеторгового оборота как со странами дальнего, так и со странами ближнего зарубежья, расширение географии внешней торговли. Так, если в 1993 г. экспортно-импортные операции осуществлялись с 62 странами мира, а в 1999 г. — уже более чем со 100 странами, то к 2004 г. Казахстан имел 175 стран-партнеров. Сейчас число стран торговых партнеров приближается к 190. основными торговыми партнерами Республики Казахстан являются страны ЕС, в особенности Италия, страны СНГ, российская Федерация, страны Юго-Восточной Азии, Китай. Динамика экспорта и импорта Республики Казахстан с 1995-2009 г. показана на рис. 1, где видно, что экспорт имел устойчивую динамику роста. В целом с 1995 по 2008 г. вместе с увеличением экспорта происходило постепенное увеличение импорта, который в 2008 г. достиг суммы в 37,889 млрд. долл. США. увеличение объемов импорта объясняется как ростом промышленного и сельскохозяйственного производства, платежеспособного спроса населения, сезонными факторами повышения внешнеэкономической деятельности особенно в летний период, так и растущим объемом российского импорта в Казахстан. Итого за наблюдаемый период Казахстан имел постоянное положительное сальдо торгового баланса. В 2009 г. сокращение экспорта характеризовалось общим ухудшением ситуации на мировых рынках сырья, внутренними диспропорциями в экономике страны и влиянием мирового экономического кризиса.

В табл. 1.1 и 1.2 представлены экспорт и импорт Казахстана со странами СНГ, с учетом которых можно сделать следующий вывод: объемы торговли в процентном соотношении с этими странами ежегодно снижаются, но падают не реальные объемы торговли, наоборот, они растут ежегодно, снижается потому что растет объем торговли в процентном соотношении со странами дальнего зарубежья. Однако эти страны все еще остаются главными нашими партнерами особенно РФ, на долю которой в 2009 г. приходилось 8% экспорта и 31% импорта.

Данные рис. 2.1 и 2.2 указывают на рост внешней торговли Казахстана со странами дальнего зарубежья. Если на страны СНГ в 1995 г. приходилось почти 55% экспорта и 69,7% всего импорта, то уже в 2009 г. эти доли составляли 15,7% и 42,5%, соответственно. Потоки экспорта с каждым годом увеличиваются в сторону стран остального мира, наблюдается рост объемов торговли. Рост объемов торговли с ними идет достаточно быстрыми темпами.

В целом торговая Политика Казахстана имела тенденцию на сужение внешнеэкономических связей со странами СНГ и на расширение торговли с остальным миром.

С 1995 по 2009 г. товарная структура казахстанского экспорта и импорта не претерпела больших изменений. По-прежнему экспорт по сравнению с импортом характеризуется наличием небольшой добавленной стоимости. Импортируется в основном продукция с высокой степенью технологической обработки, что, в свою очередь, предопределяет его высокую стоимость для казахстанских потребителей. более углубленный анализ внешнеэкономических связей представлен данными табл. 2.1 и 2.2, а также рис. 3.1 и 3.2. здесь сделана попытка отделить Евросоюз от остального мира. Данные убедительно показывают, что идут позитивные сдвиги в развитии внешнеэкономических связей с Европейским союзом.

теперь рассмотрим динамику экспорта и импорта Казахстана по отдельным видам товаров, занимающих наибольший удельный вес в общем объеме торговли. Динамика основных экспортных и импортных продуктов за период 1999-2008 гг. представлена ниже на рис. 4.1 и 4.2.

основными экспортными товарами Республики Казахстан являются нефть, цветные металлы, прокат черных металлов, рудные ископаемые, уголь, продукция нефтеперерабатывающей и химической промышленности, зерновые культуры, хлопок, шерсть и другая продукция агропромышленного комплекса. С другой стороны, Казахстан импортирует машины и оборудование, средства транспорта, приборы и автоматы, химическую продукцию, топливо, продовольственные товары, готовые изделия и товары народного потребления.

Казахстан больше всего экспортирует нефть и нефтепродукты. Удельный вес этих товаров в экспорте превышал 61%. В стоимостном выражении наибольшее объясняется самыми высокими ценами на нефть на тот период. Удельный вес на черные металлы, медь и зерновую пшеницу соответственно равны 3, 3,5, 2 %.

Товарная структура импорта Казахстана в основном включает машины, транспортные средства и оборудование, трубы из черных металлов, а также продукцию химической промышленности, пластмассы, каучук, нефть и газовый конденсат, природный газ и остальные продукты нефтепереработки. Удельный вес основного импортируемого товара машин и оборудования составляет 26,5%. Импорт нефти и нефтепродуктов стабильно увеличивался с 1999 по 2008 г., достигнув уровня свыше 11% от общего импорта.

В объеме мировой торговли доля казахстанской внешней торговли занимает незначительный удельных вес, тем не менее, доля экспорта выросла с 0,11% в 1999 г. до 0,365% в 2008 г., доля импорта соответственно с 0,06% до 0,194%.

По определению, таможенные союзы и прочие региональные торговые объединения проводят дискриминационную торговую политику. То есть импортные пошлины для стран-партнеров устанавливаются на более низком уровне (часто равны нулю), чем импортные пошлины для стран-непартнеров. Согласно экономической теории международной торговли экономическое благосостояние страны в условиях свободной торговли растет. Рост благосостояния за счет проведения свободной торговли связан с ростом экономической эффективности, который достигается при помощи специализации производства в стране и рационального обмена товарами с другими странами. Для Таможенного союза этот вывод справедлив лишь отчасти, поскольку он приводит к свободной торговле со странами-партнерами, а следовательно, и к росту экономической эффективности за счет специализации и обмена. Это явление известно под названием эффект создания торговли Таможенного союза. поскольку импорт государств-членов Таможенного союза облагается нулевыми или более низкими таможенными тарифами, то импорт государств-членов служит заменителем менее конкурентоспособного отечественного производства. В этом суть эффекта от создания торговли. Но помимо того Таможенный союз обеспечивает защиту производителей стран-партнеров на внутреннем рынке, т.е. дает возможность странам-партнерам ввозить в Казахстан товары по таким тарифным ставкам, которые ниже ставок, применяемых для других стран. Это побуждает потребителей переключиться с менее затратоемкого импорта стран-непартнеров на более затратоемкий импорт стран-партнеров. Это перераспределение расходов в пользу более затратоемкого импорта стран-партнеров снижает экономическую эффективность и известно под названием эффект переадресации торговли.

Улучшение общего экономического благосостояния Таможенного союза зависит от того, какой эффект преобладает — создание торговли (положительный эффект) или переадресация торговли (отрицательный эффект). В некоторых случаях создание торговли приводит к снижению национальных тарифов (когда тарифы Таможенного союза ниже национальных тарифов). Тогда торговля с остальным миром становится более свободной и вследствие этого растет экономическое благосостояние. Это явление известно под названием создание внешней торговли.

Вступление в ВТО стран участниц Таможенного союза в дальнейшем может несколько сгладить эффект переадресации торговли, в силу того что список стран-партнеров расширится на 153 страны, тем самым существенно увеличив свободную торговлю, что повысит экономическую эффективность. По своей сути эффекты создания и переадресации торговли есть эффекты на экономическое благосостояние. однако экономическое благосостояние очень трудно измерить, и вместо этого анализ Таможенного союза обычно проводят через оценку объемов импорта (или экспорта), связанных с созданием и переадресацией торговли. Дело в том, что только в содержательном плане создание торговли воплощает рост экономической эффективности, а переадресация торговли — ее снижение. Поэтому вклад общего эффекта Таможенного союза на выгодность товарообмена зависит от того превышает ли создание торговли ее переадресацию. То есть, если эффект создания торговли больше, чем эффект переадресации торговли, то Таможенный союз повысит экономическую эффективность. Если это не так, то экономическая эффективность снизится.

Определение техники измерения. Собственная эластичность спроса по цене 1 — это процентное изменение величины на товар (товар 1) относительно процентного изменения цены этого же товара.

Перекрестная эластичность спроса по цене ɛ1, 2 — это процентное изменение величины спроса на товар 1 относительно процентного изменения цены второго товара (товар 2). Когда создается Таможенный союз, ликвидация или снижение тарифов на импорт стран-членов на самом деле снижает цену на товары, импортируемые из стран — членов Таможенного союза, поэтому эффект создания торговли можно измерить при помощи ɛ1. Ликвидация тарифов на импорт стран-членов, но не на импорт стран, не входящих в состав Таможенного союза, создает эффект, эквивалентный росту цен на импорт из стран, не входящих в Таможенный союз, поэтому эффект переадресации торговли можно измерить при помощи ɛ1, 2. Определение метода оценки выгоды и издержек от Таможенного союза. На практике оценка или стимулирование эффектов на экономическое благосостояние приводятся различными методами. Один из методов оценивает объемы импорта в результате создания и переадресации торговли. Этот подход включает выполнение следующей процедуры:

Сбор данных по импорту для дезагрегированных групп продуктов по стоимости и объему (а) импорта из стран — членов Таможенного союза и (б) импорта из стран, не являющихся таковыми.

Расчет скрытых средних цен для каждой группы продуктов с использованием собранных данных по импорту.

Эконометрическая оценка собственной эластичности спроса по цене для импорта стран-членов Таможенного союза и перекрестной эластичности спроса по цене между импортом страны — члена и страны, не являющейся членом.

использование этих оценок эластичностей для определения оцениваемых текущих эффектов создания и переадресации торговли в Таможенном союзе и проведение симуляции эффектов создания и переадресации торговли в рамках альтернативных будущих сценариев по Таможенному союзу.

В качестве информационной базы расчета использована таможенная статистика Казахстана за 2008 г., на основе которой определены объемы импорта и цены P1 для Таможенного союза и P2 для стран нетаможенного союза. Посредством этой базы данных построены эконометрические модели эластичности импорта по ценам P1 и P2. алгоритм расчета по эконометрической модели состоит из определения двух эластичностей спроса на импорт по ценам:

Собственная эластичность спроса по цене:

; (1.1)

Перекрестная эластичность спроса по цене:

, (1.2)

где Q1 — количество импорта из стран-партнеров; P1 — цена импорта стран-партнеров; P2 — цена импорта стран-непартнеров. ɛ1 оценивает то, как объем импорта страны-партнера изменяется относительно цены этого импорта. ɛ2 оценивает то, как объем импорта страны-партнера изменяется относительно цены импорта других стран.

Эластичности спроса оценены эконометрически при помощи данных физического и стоимостного объема торговли. А именно цены определяются, как уже указано выше, путем деления стоимостного объема импорта (или экспорта) на их физический объем. Для экспорта, как правило, оценивается только собственная эластичность спроса по цене, поскольку для Казахстана важен общий рост экспорта, а не то, происходит ли этот рост за счет производителей стран-партнеров или стран-непартнеров. После того как эти эластичности оценены, следует оценка объема торговли, связанного с созданием и переадресацией торговли. В этих целях из вышеуказанных уравнений соответственно выводятся следующие равенства:

Создание торговли (2.1)

Переадресация торговли (2.1)

Где ΔP1/P1 и ΔP2/P2 даются с учетом тарифа, применяемого Таможенным союзом. Например, предположим, что импорт стран-партнеров тарифами не облагается, однако импорт стран-непартнеров облагается 15%-ным тарифом. Если сравнивать со странами-непартнерами, то нулевой тариф на импорт стран-парнеров по сути является 15%-ным снижением цены. Но если сравнивать с импортом стран-партнеров, то 15%-ный тариф есть увеличение цены импорта стран-непартнеров на 15%.

подготовленные данные по двухзначным кодам ГС товаров, по которым имелось достаточно данных, по каждой позиции товаров использованы для расчетов эффекта торговли по эконометрическим моделям:

(Qcu) = β0 + β1 ∙ ln (Pcu) + β2 ∙ ln (Pnon) + u; (3.1)

где Q — объем импорта; CU, NCU — индексы соответственно стран-партнеров и стран-непартнеров Таможенного союза; β0, β1, β2 — параметры уравнения регрессии; Pcu, Pncu — цены товаров соответственно ввозимых в страну из Таможенного союза и вне его предела.

Модель по одному из товарных позиций (код ГС-07) имеет вид:

(Q) = — 0,720475654LogPcu + 2,496033051LogPncu

Вся расчетная характеристика этого уравнения приведена в приложении.

Отсюда Q = Pcu- 0,720475654 Pncu2,496033051

Создание торговли при 15 %-ном снижении цены на импорт:

ΔQcu = (ΔP1/P1)1Q = — 0,720475654 ∙ (-0,15) ∙ Q = 0,1080713481Q

Отсюда ΔQcu/Q = 0,1080713481.

Переадресация торговли при 15 %-ном росте цены на импорт:

ΔQcu = (ΔP2/P2)2Q = 2,496033051 ∙ (0,15) ∙ Q = 0,37440495765Q

Отсюда (ΔQncu/Q) = 0,37440495765

таким образом, создание торговли при 15 %-ном снижении цены принесет эффект торговли, равный 10,81 %, а переадресация торговли при росте цены P на 15 % повышает спрос на импорт на 37,44%, т.е. в данном случае цена оказывает существенное влияние на Спрос импорта из-за пределов Таможенного союза. Модель в общем показала отрицательный эффект, так как эффект переадресации торговли превышает эффект создания торговли на 26,63%. Вступление в ВТО на примере данной модели может немного исправить ситуацию в лучшую сторону. Путем постепенного уменьшения тарифа с 15% до 10%, в таком случае отрицательный эффект несколько сгладиться, так как эффект переадресации торговли равный 24,96% превысит эффект создания торговли, равный 7,2%, уже на 17,76%. Но тут также нужно помнить, что все расчеты сделаны лишь в рамках этой модели основанной на таможенной статистике не самого лучшего 2008 года, в самый разгар кризиса.

. ПЕРЕГОВОРНЫЙ процесс: ВОЗМОЖНЫЕ ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ

Таможенный союз нельзя противопоставлять ВТО, так как все соглашения в рамках Таможенного союза и единого экономического пространства (ЕЭП) соответствуют правилам и требованиям всемирной торговой организации (ВТО). Все подписанные документы Таможенного союза и единого экономического пространства выстраивались на основе правил и требований ВТО. Так что проблемы и разногласия в этом плане отсутствуют. Единственное, чем немного осложнено вступление в ВТО лишь тем, что страны участницы Таможенного союза должны учитывать ход переговорных процессов друг друга, так как они намеренны вступать по отдельности, но по заранее согласованным друг с другом условиях в рамках Таможенного союза. То есть каждая страна будет брать обязательства для своей экономики, но в то же время по тем вопросам, которые относятся в компетенцию Таможенного союза, будут единые условия. Для этого требуется свести результаты к единому перечню, а также гармонизировать результаты переговоров по вступлению в ВТО стран Таможенного союза.

Обязательства Республики Беларусь и Республики Казахстан по вопросам, входящим полностью или частично в компетенцию Таможенного союза, должны быть максимально гармонизированы по смыслу и возможным интерпретациям с обязательствами, согласованными Российской Федерацией в ВТО. При этом согласовываться должны верхние и нижние пределы тарифных обязательств.

На настоящий момент, Казахстан находится на стадии завершения переговорного процесса, который длится уже 15 лет, начиная с января 1996 года. Был представлен Меморандум о внешнеторговом режиме, создана рабочая группа, в которую входят 43 страны — члена ВТО, из которых 27 государств вступили в переговоры. На данный момент с 26 странами — членами ВТО завершены двусторонние переговоры по доступу товаров и услуг на Рынок.

С США остались два принципиальных вопроса: о возможности доступа прямых филиалов иностранных банков и страховых компаний на казахстанский финансовый рынок и вопрос «казахстанского содержания». Планируется завершить переговоры по этим вопросам в первом квартале 2011 года. Заметно ускорился процесс присоединения Казахстана к ВТО, что во многом связано с ускорением переговорного процесса по вступлению в ВТО россии. Так, если процесс вступления Казахстана и россии в ВТО по большей части завершен, то Беларусь значительно отстала в этом вопросе.

Переговорной процесс по вступлению в ВТО россии также находится на стадии завершения, более близкой к окончательному вступлению, чем Казахстан. основными не решенными вопросами остались решения по уровню сельскохозяйственных субсидий, режиму доступа на российский рынок мяса, деятельности государственных торговых предприятий, прозрачности законодательства и некоторым другим вопросам.

россия по вопросу уровня сельскохозяйственных субсидий, требует для себя возможность субсидировать сельское хозяйство на $9 млрд. ежегодно. На данном этапе она будет добиваться того что бы, уровень господдержки агропромышленного комплекса при вступлении в ВТО до 2017 г. был бы не ниже чем сейчас, т.е. около $4,5 млрд., при этом до 2012 г. объем поддержки мог бы увеличиваться до $9 млрд.

Но также этот вопрос возможно решить по-другому. Решение предоставляет нам Таможенный союз, точнее, Единое экономическое пространство, которое должно быть создано следующим этапом. Дело в том, что у стран-партнеров по ТС уровень господдержки села куда выше, особенно в Белоруссии, где субсидии составляют порядка $3,5 миллиарда. Так вот, весной этого года экспертная комиссия ТС по сельскому хозяйству разработала механизм перераспределения сельскохозяйственных дотаций в рамках создаваемого ЕЭП. Предполагается, что прямая господдержка не должна превышать 10% от валового производства сельскохозяйственного сектора страны. Предварительные расчеты показывают, что в таком случае в РФ дотации будут увеличены в 2 раза — до $8 млрд в год, а в Белоруссии и Казахстане — сокращены, соответственно, на 35% (до $900 млн), и на 20% (до $800 млн). Для Казахстана перераспределение будет не столь существенным, а для Беларуси в некотором плане будет полезным, так как сокращение объемов выдаваемых субсидий, вместо постоянного их увеличения, может привести к повышению эффективности функционирования предприятий отрасли, путем их реформирования. Причем, если ВТО признает ТС/ЕЭП, то провернуть этот передел дотаций можно будет вполне легально. Аналогичным образом Польша, вступив в 2004 году в Евросоюз, увеличила свои сельсхоздотации на $3 млрд за счет перераспределения лимитов господдержки между странами ЕС.

Помимо этих способов можно также использовать другие механизмы сельскохозяйственной поддержки, которые всесторонне поддерживает ВТО. А именно косвенная поддержка, путем строительства сельских дорог, газопроводов и линий электропередачи, развитие инфраструктуры села, страхование фермерских доходов и государственные расходы на науку и образование.

Помимо этого могут возникнуть проблемы, в случае вступления в Таможенный союз стран уже вступивших в ВТО, такие как Кыргызстан, Украина. Так как в этом случае нужно пересматривать условия, которые применены в соглашении по ВТО в рамках Таможенного союза, технически это очень сложно. Поэтому нужно разработать эффективные механизмы по разрешению подобных случаев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таможенный союз с мировой точки зрения, можно оценить как важным этапом на пути вступления в ВТО. А дальнейшее развитие должно привести к еще большей интеграции стран-участниц и создания единого экономического пространства (ЕЭП). последний в свою очередь может стать аналогом Евросоюза.

В настоящее время достаточно сильно наблюдается тенденция к регионализации, созданию торговых блоков, экономических и таможенных союзов, так как того требует конкуренция со стороны других экономических союзов. Проанализировав первые 50 крупных экономик мира можно заметить, что многие из них тесно сотрудничают между собой, образовывая экономические и политические объединения, некоторые даже выступают единым блоком, как например Европейский Союз. Причиной так же является вступление огромного ряда стран во Всемирную Торговую организацию (ВТО), а именно 153 стран-участниц, большинство из которых организовали торговые блоки и союзы, что непосредственно оказывает давление на страны вне организации. именно поэтому многие страны постсоветского пространства пытались реформировать и построить свою экономику, а затем поставить ее на конкурентно-способный путь и только потом вступить в ВТО, однако это удалось лишь малому числу стран. В действительности, стран, которые реформировали свою экономику и вступили в ВТО не в составе, какого либо торгового блока очень малое количество, так как многие понимают выгоду от создания экономических союзов. таким образом, страны участники намерены повысить внутри региональную конкуренцию, через которую смогут повысить конкурентоспособность, как стран участниц, так и самого союза.

Анализ внешнеэкономической политики Казахстана приводит к тому, что она должна ориентироваться на увеличение объемов и совершенствование структуры экспорта, защиту внутреннего рынка от некачественных, демпинговых и субсидированных товаров, создание благоприятного климата для притока прямых инвестиций, в особенности в развитие обрабатывающей промышленности, развитие со всеми странам взаимовыгодных торгово-экономических отношений.

анализ экспорта и импорта со странами СНГ, приводит к выводу, что объемы торговли в процентном соотношении с этими странами ежегодно снижаются, но падают не реальные объемы торговли, наоборот, они растут ежегодно, снижается потому что растет объем торговли в процентном соотношении со странами дальнего зарубежья, среди которых особо можно выделить страны Евросоюза. В целом торговая политика Казахстана до этого момента имела тенденцию на сужение внешнеэкономических связей со странами СНГ и на расширение торговли с остальным миром. Создание Таможенного союза даст новый импульс к развитию внешнеэкономических связей со странами СНГ. А его дальнейшее вступление в ВТО увеличит объемы внешнеторгового оборота.

основные положительные моменты вступления Казахстана в ВТО будут заключаться в следующем:

Во-первых, помимо того, что Казахстан будет признан страной с открытой рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство и мировые структуры, содействующие ее развитию, он автоматически получает в отношениях со всеми странами-членами организации режим наибольшего благоприятствования.

Во-вторых, в связи с большой вовлеченностью нашей республики в мировой экспорт нефти, нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии и угля для Казахстана большое значение в ВТО будет иметь условие ведения торговли между участниками ВТО на недискриминационной основе. Вступление в ВТО даст Казахстану ряд преимуществ в области лицензирования экспорта, стандартов, применения антидемпинговых и компенсационных пошлин и в целом будет способствовать росту внешнеэкономической активности государства.

В-третьих, от расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены должны выиграть казахстанские потребители. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. вместе с тем произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения.

В-четвертых, для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно-признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков — за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат — вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран-членов ВТО. Все это, в общем, будет содействовать снижению себестоимости казахстанской продукции.

В-пятых, создание цивилизованных условий конкуренции и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение структурных реформ и даст толчок для создания конкурентоспособной экономики. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в соответствие с нормами и правилами ВТО.

В-шестых, перспективы инвестиционного климата в связи с вступлением Казахстана в ВТО будут положительными. Приток иностранных инвестиций в экономику страны увеличится в силу таких факторов, как общее улучшение имиджа страны, открытости экономики Казахстана, улучшения законодательной базы, повышение прозрачности инвестиционных процедур, облегчение доступа на внутренний Рынок зарубежных финансовых институтов, развитие фондового рынка. инвестиционные потоки, несомненно, приведут к развитию отечественного производства, послужат мощным источником обновления производства и экономического роста страны, способствуют модернизации промышленного производства, росту экспорта, привлечению новых технологий и росту рабочих мест, повышению уровня квалификации местных специалистов.

В-седьмых, ускоренное развитие получат отрасли, выпускающие конечную продукцию с высоким уровнем наукоемкости и добавленной стоимости, высокой и средней технологичностью. Рост производства такой продукции может поддерживаться только выходом Казахстана на внешний рынок, который компенсирует «узость» внутреннего рынка и ограниченность внутреннего спроса. В результате расширения присутствия передовых технологий, товаров, услуг и инвестиций на внутреннем рынке, внедрения международных стандартов качества будут созданы благоприятные условия для повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции.

В-восьмых, членство в ВТО обеспечит Казахстану выход в унифицированное международное правовое пространство, которое создаст всем экспортерам и импортерам стабильные и предсказуемые условия деятельности. Казахстан может реально рассчитывать на получение права участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными интересами. Кроме того, появится возможность доступа к оперативной информации во внешнеэкономической политике и намерениям правительств стран-участниц ВТО, что позволит вырабатывать более эффективную торговую и экономическую политику.

Поэтому можно сделать вывод, что даже страны с высоким экономическим развитием давно уже избрали для себя путь многоэтапной интеграции и политического сближения. именно стабильным, устойчивым и поступательным развитием западные страны обязаны своим межгосударственным, политическим и экономическим объединениям. По сути, ВТО стало конкурентным полем битвы не государств, а целого ряда экономических союзов и торговых блоков.

список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Статистические сборники Агентства Республики Казахстан:

«Казахстан в цифрах 1991 — 2008»

«Казахстан в 2008 году»

«Казахстан в 2009 году»

«Статистический биллютень»

2.Проект победитель в рамках конкурса Национального банка Республики Казахстан «преимущества и перспективы создания Таможенного союза» — Муканов Н.С., Корпебаев Г.М., Тулеуов О.А.

3.Таможенная статистика за 2008 г.

4.Казахстан — анализ торговой и инвестиционной политики в рамках проекта ТАСИС.

5.Отраслевые последствия вступления Казахстана в ВТО — Алма Нуршаихова, Даур Чигамбаев, АО «Центр развития торговой политики».

6.Интервью вице Министра Экономического развития и торговли РК, члена рабочей группы по вступлению в ВТО Тимура Сулейменова.

7.Интервью Министра экономического развития и торговли РК Жанар Айтжановой.

Таблица 1.1

Экспорт Казахстана (% от суммы экспорта)

страны СНГ199519961997199819992000200120022003200420052006200720082009Россия42,342,035,229,619,819,920,415,515,214,110,59,89,88,88,2Кыргызстан1,41,91,01,21,11,21,31,31,20,91,00,70,70,60,9Таджикистан0,81,00,80,80,81,10,80,70,60,80,60,40,60,40,6Узбекистан3,23,31,52,31,21,51,31,21,61,41,21,01,81,82,1Туркменистан0,90,70,80,20,20,10,20,20,10,20,10,10,20,30,3Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.

Таблица 1.2

Импорт Казахстана (% от суммы экспорта)

страны СНГ199519961997199819992000200120022003200420052006200720082009Россия49,954,845,839,436,748,444,938,739,037,738,038,335,536,331,3Кыргызстан0,82,11,51,20,70,90,70,60,70,60,60,60,50,50,4Таджикистан0,30,40,10,10,10,10,10,00,10,00,10,10,10,00,1Узбекистан7,12,11,52,22,42,42,22,11,81,51,61,31,61,41,1Туркменистан6,34,21,10,50,50,80,60,40,70,50,60,60,40,60,2Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.

Рис. 2.1 Динамика экспорта Казахстана со странами СНГ и остального мира (% от суммы экспорта)

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.

Рис. 2.2 Динамика импорта Казахстана со странами СНГ и остального мира (% от суммы импорта)

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.

Таблица 2.1

Казахстанский экспорт, %

Регион199519961997199819992000200120022003200420052006200720082009СНГ52,955,744,839,326,126,030,622,723,120,414,614,616,715,615,7ЕС22,117,926,831,622,922,829,030,932,535,841,343,240,742,948,7Остальной мир25,026,428,429,151,051,240,446,444,443,844,142,242,641,535,6Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.

Таблица 2.2

Импорт в Казахстан, %

Регион199519961997199819992000200120022003200420052006200720082009СНГ69,769,454,247,643,954,251,346,246,847,946,946,744,646,242,5ЕС13,313,021,623,725,120,418,819,120,424,525,826,424,622,627,4Остальной мир17,017,624,228,731,025,429,934,732,827,627,326,930,831,230,1Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.

Рис. 3.1 Динамика изменения направленности экспорта из Казахстана

(% от суммы экспорта)

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.

Рис. 3.2 Динамика изменения направленности импорта из Казахстана

(% от суммы импорта)

Рис. 4.1 Динамика объемов основных экспортных позиций Казахстана (млн. долл. США)

Рис. 4.2 Динамика объемов основных импортных позиций Казахстана (млн. долл. США)

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике.

исходные данные и расчеты распределения импорта товарной позиции КОД ГС 07

(овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды)

по странам Таможенного и вне Таможенного Союза

*CU — Таможенный союз

*NCU — Нетаможенный союз

Учебная работа. Обязательства Республики Казахстан в рамках Таможенного Союза и переговорный процесс о присоединении в ВТО: возможные вызовы и решения