Учебная работа. Мировой рынок транспортно-логистических услуг: состояние и тенденции развития

Мировой Рынок транспортно-логистических услуг: состояние и тенденции развития

Мировой рынок транспортно-логистических услуг: состояние и тенденции развития

1. Сущность логистики и состояние сектора транспортно-логистических услуг мирового рынка на современном этапе

1.1 Сущность логистики

Термин «логистика» (от греч. — Искусство вычислять, рассуждать) давно используется в науке и технике. В сфере экономических отношений и бизнесе логистика как вид деятельности получила достаточно широкое распространение, начиная с 1970-х гг. В общем смысле логистика есть наука о планировании, контроле и управлении процессами движения материальных, трудовых и информационных потоков. Белорусские экономисты В.Г. Булавко и П.Г. Никитенко рассматривают логистику как комплекс мер по организации процессов планирования, реализации продукции, контроля за ходом хранения товаров и их перемещения от производителей к потребителям с минимальными издержками [3, c. 8]. таким образом, критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения максимально возможного уровня предоставляемых услуг при минимальных затратах всех видов ресурсов.

В марте 1974 года Первым Европейским Конгрессом по логистике, проходившем в Берлине, было сформулировано и принято определение логистики как науки о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. [14]

программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года определяет логистические услуги как «услуги, связанные с поставкой и обработкой оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства, а также транспортные, складские, экспедиторские, информационные, финансовые, страховые услуги, оказываемые транспортно- и оптово-логистическими (торгово-логистическим) центрами» [6].

С середины 1990-х гг. в мировой торговле произошли кардинальные изменения, связанные, с одной стороны, со снижением торговых барьеров и либерализацией торговых режимов, а с другой — с динамичным развитием экспортно ориентированных секторов экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Интенсивный процесс переноса производства (в том числе крупнотоннажного) из Западной Европы и США в азиатские государства и формирование обратного потока готовых изделий в условиях роста потребления в развитых странах стали важнейшим стимулом развития глобального рынка транспортно-логистических услуг. помимо Китая в этом процессе активно задействованы государства Юго-Восточной Азии и Индия.

Выделяют более десяти основных разновидностей логистики, среди которых военная, закупочная, распределительная, сбытовая, складская, информационная, производственная, транспортная и другие.

Транспортной составляющей в условиях формирования логистической схемы придается первостепенное значение. Важно, что в условиях интеграционных процессов в экономике развитых стран пересматривается место и роль транспорта, который играет весьма важную роль как единая система, выполняющая перевозочную работу, доставляя ресурсы на предприятия, участвуя во внутризаводских перевозках и обеспечивая доставку готовой продукции к местам ее потребления. [5, с. 265]

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь к транспортно-логистическим услугам относит:

услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза;

услуги, связанные с погрузкой (выгрузкой) груза: обеспечение выполнения погрузочно-разгрузочных работ, в том числе перевалки груза при смешанной перевозке, закрепления, укрытия, увязки груза, а также предоставление необходимых для этих целей приспособлений;

организация процесса перевозки груза любым видом транспорта;

оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;

сопровождение груза в процессе перевозки и иные услуги по обеспечению его сохранности;

заключение договоров страхования груза;

согласование схемы (маршрута, последовательности) перевозки груза несколькими видами транспорта при смешанной перевозке;

консолидация и деконсолидация отправок грузов;

представление груза и сопроводительных документов в таможенные органы;

проверка количества мест, массы и состояния груза;

хранение груза;

прием груза в пункте назначения;

уплата пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми транспортно-экспедиционными услугами;

осуществление расчетов с участниками транспортно-экспедиционной деятельности;

консультирование по вопросам организации перевозок грузов;

оказание информационных услуг, связанных с перевозкой груза;

иные услуги, связанные с перевозкой груза. [9]

По данным Европейской логистической ассоциации, применение логистических разработок позволяет сократить время производства товаров на 25%, снизить издержки производства продукции до 30%, сократить объемы материально-технических запасов от 30 до 70%. С целью выявления масштаба распространения логистики и ее результатов Группой всемирного банка был проведен обзор 1450 компаний США, японии, Канады и западноевропейских стран. Из этих компаний 55% представляли промышленность, 15% — оптовую и розничную торговлю, 30% — услуги (транспортировку, хранение, электронную обработку данных) [1].

В результате было выявлено, что:

·управление каналами движения продукции ведет к сокращению продолжительности цикла заказа на 80% и размера запасов на 30-70%, повышению производительности на 20-50%, уменьшению затрат на доставку продукции до 30% (Европейская ассоциация промышленности);

·снижение затрат на логистику на 1% эквивалентно 10%-ному росту объемов перевозок (компании General Motors, Bosch, Siemens, mitsubishi);

·организация получения товаров с помощью электронных заказов позволила многим фирмам увеличить объемы сбыта до 50% (Ассоциация промышленности США);

·в результате совершенствования логистики и снижения запасов на 30% уменьшились затраты на хранение и капитальные вложения, что, в свою очередь, привело к росту прибыли на активы почти на 35% (Henkel);

·используя интегрированное управление логистикой, некоторые промышленные компании снизили до 25% продолжительность процесса производства продукции, что позволило им сократить на 20% общие затраты на Таким образом, выделение функций логистики в самостоятельную систему обеспечения деятель предприятия позволяет значительно повысить его конкурентоспособность.

Единство материальных и товарных потоков на организационном, экономическом, технологическом и информационном уровнях обеспечивает единство логистической системы и определяет общую структуру рынка логистических услуг.

1.2 состояние сектора транспортно-логистических услуг мирового рынка на современном этапе

Согласно принятой классификации, основными сегментами транспортно-логистического рынка являются грузоперевозки, экспедиционные услуги, комплексные логистические услуги и управленческая логистика. [6]

рисунок 1. Структура мирового рынка логистики в 2007 году

В настоящее время в сфере транспортной логистики функционируют три типа предприятий:

)транспортная компания — фирма, занимающаяся перевозками грузов, чаще региональная или работающая на определенных внутренних или международных направлениях. Как правило, это специализированные по виду транспорта компании, владеющие крупными транспортными активами (большим количеством транспорта определенного вида) и сдающие их в аренду другим игрокам рынка логистических услуг или напрямую потребителям;

)транспортно-экспедиторская компания — фирма, специализирующаяся на организации перевозок и оказании широкого спектра логистических услуг. Как правило, не имеет четкой отраслевой специализации. Приоритетной для таких компаний является географическая экспансия:

)логистический аутсорсер — компания, ориентированная на оказание услуг по аутсорсингу логистики. принципиальное отличие от других игроков состоит в наличии отраслевых предложений, комплексности, сложности реализации услуг, регулярности их оказания и заключении долгосрочных контрактов.

Основными перевозчиками грузов на рынке являются транспортно-экспедиторские компании, доля которых в общем объеме грузоперевозок в 2009 году составляла до 80%.

рисунок 2. Осуществление грузоперевозок логистическими предприятиями, 2009 г.

Логистические аутсорсеры по сути являются посредниками (провайдерами) логистических услуг, выполняющим на базе международных стандартов отдельные или комплексные логистические функции: складирование, транспортировку, управление заказами, физическое распределение продукции, услуги по координации движения товарного потока, информационные, консалтинговые, финансовые услуги и т.д., а также управление логистическими цепочками или их звеньями.

По уровню комплексности предоставляемых услуг и глубине интеграции эти компании подразделяются на PL-провайдеров. Согласно этой типологии эксперты и ученые в области логистики выделяют:

PL-провайдеров (First Party Logistics Provider) — это компании с автономной логистикой, где все операции выполняет сам грузовладелец;

PL-пpoвaйдepoв (Second Party Logistics Provider) — компании, оказывающие традиционные услуги по транспортировке или управлению складскими помещениями;

PL-провайдеров (Third Party Logistics Provider) — предприятия, оказывающие услуги не только по транспортировке и экспедированию грузов, но и складирование, перегрузку, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью, за частую с использованием субподрядчиков;

PL-пpoвaйдepoв (Fourth Party Logistics Provider) — компании, которые решают комплекс задач по планированию, управлению и контролю всех логистических процессов заказчика с учетом долгосрочных стратегических целей. По сути, это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки грузов.

PL-провайдеров (Fifth Party Logistics Provider) — компании, осуществляющие свою деятельность на базе Интернет-логистики, т.е. использующие интернет как единую виртуальную платформу для электронных средств информации. [23, с. 5]

Таблица 1. Типология логистических предприятий

ПараметрТипы логистических предприятий1PL2PL3PL4PL5PLОписаниеГрузовладелецТранспортные компании, грузовые терминалы, склады, экспедиторы, агенты, таможенные брокерыФирмы, оказывающие комплексный логистический сервисИнтеграторы полного циклаИнтеграторы полного цикла на базе Интернет-логистикиОказываемые услуги-Одна из функций (исходя из сферы деятель)МногофункциональностьИнтегрированная многофункциональность, комплексность услугДоступ к рынкам сбытаМестный регионМестный регионМежрегиональныйГлобальный, доставка «от двери до двери»Глобальный, посредством интернетВзаимоотношения в цепи поставок-Разовые сделки, годовые контрактыДолговременные отношения (3-5 лет)Стратегическое партнерствоВиртуальное предприятиеКонкурентоспособность-РазрозненнаяКооперации логистических посредников, альянсыНесколько крупных альянсов на рынкеКлючевые компетенцииМного активов, минимум рисковМного активов, выполнение ключевых операцийСмещение от владения активами к владению информациейУправление информацией, Интеграция на основе ИТУправление информацией в едином информационном пространствеЦенность компании для клиента-Снижение издержек за счет оптимизации отдельных функцийСнижение издержек благодаря комплексной оптимизации бизнес-процессовСнижение издержек и оптимизация всех бизнес-процессов путем интеграцииСнижение издержек и оптимизация всех бизнес-процессов на базе ИТ и ЕИП

Бурное развитие азиатского рынка, а также ряда других стран, таких как Россия, Индия, Бразилия в первой половине 2000-х гг. объясняет высокие темпы роста транспортно-логистического сектора мировой экономики: в 2007 году по сравнению с предыдущим прирост составил 33%. [10, с. 199]

Под влиянием глобального кризиса в 2008 г. снизились объемы производства и потребления в развитых странах, а также сократились грузопотоки и упал спрос на весь комплекс транспортно-логистических услуг на фоне экономической рецессии. По оценкам международных исследовательских агентств, в данной связи темпы прироста мирового транспортно-логистического рынка снизились до 9%, а по итогам 2009 г. его объем сократился на 12%. В 2011 году мировой транспортно-логистический Рынок демонстрировал рост в пределах 10%, что, однако, существенно ниже показателя 2010 года. [9]

По итогам 2012 года стоимостный объем мирового рынка ТЛУ составит 4 трлн. долл., рост по сравнению с 2011 годом менее 5%.

Рисунок 3. Динамика мирового рынка транспортно-логистических услуг, 2007-2012 гг.

В 2010 г. все ведущие логистические провайдеры Европы демонстрировали рост оборота (в среднем на 21%) за счет наращивания операций в сегменте экспедирования, роста тарифов и объемов авиа- и морских перевозок, прежде всего между Азией и Европой.

В 2011-2012 гг. снижение динамики мировой торговли (прежде всего в направлении из Азии в Европу) отрицательно сказалось на темпах роста международных грузоперевозок и экспедиторских услуг. Их доля в структуре рынка ТЛУ в 2012 году сократилась до 55% (по сравнению с 69% в 2007 г.).

Таким образом, развитие транспортно-логистического сектора мировой экономики определяется динамикой роста мировой промышленности и торговли, а также расширением глобальных сетей дистрибуции.

2. Тенденции развития современного рынка транспортно-логистических услуг

На международном рынке логистических услуг можно выделить ряд характерных тенденций его развития.

1. Активно происходят процессы глобализации логистических компаний за счет слияний и поглощений и консолидации их бизнеса. В результате наблюдается усиление позиций компаний с развитой логистической сетью, представляющих комплекс услуг и широкую географию интернационализации бизнеса.

Мировой рынок логистических услуг на протяжении последних 20 лет устойчиво расширяется, предлагая комплексные функциональные решения от мультимодальных транспортных услуг до дистрибьюторских центров со сложными технологиями комплектации и предпродажной подготовки товарных потоков, управлением дистрибьюторскими каналами, вплоть до контроля дебиторской задолженности. расширение сферы предоставляемых услуг влечет рост масштабов компаний и, как следствие, — сокращение издержек.

Примеры деятель крупнейших международных компаний на рынке транспортно-логистических услуг подтверждают тенденцию их географической и ассортиментной диверсификации в регионе Центральной и Восточной Европы (см. таблицу).

Таблица 2. основные характеристики международных логистических компаний

Как видно из приведенной таблицы, на мировом рынке основными поставщиками услуг являются крупные международные компании, предоставляющие широкий комплекс услуг. Рост масштабов компаний происходит в первую очередь за счет слияний и поглощений.

Примером глобализации логистических компаний может служить опыт формирования, интернационализации деятель и диверсификации услуг компании DHL — мирового лидера экспресс-доставки и логистики, имеющей богатый опыт работы в области воздушных, наземных, морских перевозок. сегодня сеть DHL охватывает более 220 стран мира. Компания была основана в Сан-Франциско (США) в 1960-х гг. Создатели компании организовали первую экспресс-доставку по принципу «от двери до двери», зародив новую индустрию и оказав влияние на принципы ведения бизнеса во всем мире (доставка документов для таможенного оформления груза происходила еще до прибытия корабля в порт назначения, что существенно сокращало время оформления грузов и затраты клиентов компании на транспортировку). В дальнейшем компания постоянно расширяла географию обслуживания с Гавайев на дальний Восток и в страны Тихоокеанского бассейна, открывала офисы в странах Ближнего Востока, Африки и Европы. К 1988 г. география обслуживания DHL была представлена 170 странами [20].

История компании наглядно демонстрирует этапы роста на основе слияний и поглощений. В 2002 г. Deutsche Post World Net приобрела 100% акций компании DHL. В 2003 г. Deutsche Post World Net объединила направления в области экспресс-доставки и логистики под единым брендом DHL. В декабре 2005 г. в Группу компаний Deutsche Post World Net вошла компания Exel, в которой на тот момент работали 11 тыс. высокопрофессиональных сотрудников, а сеть компании охватывала 135 стран. Exel предлагает решения в области транспорта и логистики крупнейшим компаниям [19].

кроме того, в группу входят ведущие международные компании в области доставки: Deutsche Post Euro Express (на рынке с 1997 г.) — лидер экспресс-доставки посылок в Европе; Danzas (основана в 1815 г.) — лидер в области доставки тяжелых грузов воздушным путем (и второе место по доставке фрахта морскими путями); Air Express International — крупнейшая компания на рынке США по доставке фрахта воздушным транспортом (вошла в состав группы Danzas в 2001 г.) [19].

В настоящее время Группа компаний Deutsche Post DHL (DP DHL) — мировой лидер в области логистики. В 2009 г. бренд компании DHL впервые вошел в число 100 лучших брендов в мире и занял 54-ю строчку в рейтинге [20].

. Следующей важнейшей характеристикой современного рынка логистических услуг является возрастание роли информационных технологий в деятель компаний (см. таблицу), в частности надежных телекоммуникационных систем и программного обеспечения, автоматизации звеньев логистической цепочки.

Так, компания DHL значительное внимание уделяет развитию информационных технологий. В компании используется сеть DHLNet, которая является одной из самых крупных частных сетей в мире. Это высокоскоростная информационная сеть TCP/IP, которая объединяет компьютеры офисов DHL более чем в 200 странах мира и, в частности, позволяет клиентам получать оперативную информацию о статусе отправки. На общемировом уровне основу сети DHLNet составляют три центра, расположенных в Европе (Лондон), Азиатско-Тихоокеанском регионе (Куала-Лумпур) и США (Скотдейл, штат Аризона). Они соединены между собой высокоскоростными каналами связи, благодаря чему можно оперативно отслеживать все этапы доставки. В DHL проконтролировать свой груз можно даже при помощи SMS или функции WAP мобильного телефона. Для каждого отдельно взятого груза создается индивидуальный маршрут в режиме он-лайн [19].

. Формирование фирменных логистических сетей и международных центров логистики (МЦЛ) — еще одна характерная тенденция рынка логистических услуг. Такие центры создаются крупнейшими корпорациями для повышения эффективности логистических функций. например, за последние годы крупными производителями высокотехнологической продукции, такими как DEC (Digital Equipment Corporation — США) и Sony (Япония), создан ряд МЦЛ. Создавая свой центр, DEC исходила из того, что прямая поставка зарубежным клиентам с отдельных предприятий вызывала нерегулярность отгрузок, относительно высокие расходы по распределению и ошибки в документации вследствие недостатка информации и знаний. Все это замедляло поставки и вызывало задержки на таможнях принимающих стран. В настоящее время DEC использует свой МЦЛ, находящийся на северо-востоке США, для управления распределением экспортных товаров. Здесь сконцентрирован высококвалифицированный персонал, подготавливающий экспортную документацию, контролирующий транзит и осуществляющий слежение за грузом. В компании Sony МЦЛ занимают центральное место в системе распределения. каждый региональный рынок, такой как Северная Европа или Западное побережье США, обслуживается местным МЦЛ. однако, учитывая рассредоточенную производственную базу, МЦЛ Sony функционируют также как центры комплектации и сборки, что позволяет добиваться благоприятных фрахтовых ставок. В результате задержки отправок сократились на 50%, значительных величин достигла экономия транспортных расходов и расходов на рабочую силу [15].

. несмотря на высокую степень эффективности внутрифирменных логистических цепочек, важнейшей тенденцией на рынке логистики становится аутсорсинг услуг, получивший в зарубежной практике название «контрактная логистика». привлечение услуг извне дает максимальную гибкость, поскольку позволяет получить почти немедленный доступ к новым рынкам и предложить клиентам индивидуальное обслуживание. По оценке Cap Gemini Ernst & Young, к 2008 г. североамериканские компании передали на аутсорсинг в среднем 56% своих логистических бюджетов, а западноевропейские и азиатско-тихоокеанские — 81 и 60% соответственно [24].

. возрастает роль маркетинговых стратегий в конкурентной борьбе логистических компаний на международном рынке. В маркетинговых стратегиях крупных логистических компаний преобладают ориентация на создание положительного имиджа компании и индивидуальные потребности клиента, использование так называемого клиентоориентированного маркетинга (комплекса коммуникационных инструментов, направленных на формирование клиентской базы и удовлетворение индивидуальных потребностей клиентов).

Так, в работе с клиентами американской компании DHL существует дифференцированный подход к потребностям клиентов. Упор сделан на использование товарных (диверсификация рынков, адаптация к локальным рынкам, работа с целевыми группами) и коммуникационных стратегий (директ-особенности среды местных рынков, создавая положительный и хорошо узнаваемый образ фирмы, исследует уровень удовлетворенности клиентов при использовании услуг компании.

Таким образом, важнейшие конкурентные преимущества компаний на мировом рынке логистических услуг определяются основными тенденциями его развития.

3. Проблемы и перспективы рынка логистики в Республике Беларусь

Развитие рынка услуг логистики позволит Республике Беларусь в полной мере использовать выгодное географическое положение и увеличить транзит грузов по территории страны, создать новые рабочие места, увеличить поступления валютной выручки. Дополнительные перспективы развития открывает Таможенный союз. На услуги транспорта в республике приходится 75% всего экспорта услуг в стране, и это одно из важнейших направлений экспортной стратегии Республики Беларусь. Транспортные услуги оказывают: железнодорожный и автомобильный транспорт; внутренний водный транспорт; газотранспортная система «Белтрансгаз» и нефтепровод «Дружба»; воздушный транспорт, транспортные и транспортно-экспедиционные организации.

Логистика становится одним из качественных элементов реализации транзитного потенциала страны. Развитие информационно-логистического сегмента и создание в транспортной инфраструктуре мультимодальных транспортно-логистических центров позволят повысить уровень конкурентоспособности транспортных услуг.

Рынок транспортно-логистических услуг Республики Беларусь находится в стадии становления, что подтверждается данными рейтинга качества логистических услуг Всемирного Банка, согласно которому Беларусь занимает 91 место. [12, с. 18]

Тем не менее, уже сейчас на нем действует более 100 ведущих транспортно-логистических компаний, членов Ассоциации международных экспедиторов и логистики (БАМЭ), которые по объему и комплексу предоставляемых услуг (перевозки всеми видами транспорта, таможенное оформление, страхование и т.д.) не уступают зарубежным. К основным компаниям можно отнести: ООО «ста Логистик», ООО «Крафттранс», ИП «Асстра», ООО «ТЭЛС», ООО «М&M», а также ряд государственных монополий, таких как ТРАНСРЭЙЛ БЧ, Белжелдортранс и др. [16].

Наряду с крупными компаниями в республике на рынке транспортно-логистических услуг функционирует более 1000 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых по доставке грузов в международном сообщении ограничивается кроме непосредственно перевозки услугами по сопровождению груза в пути, оформлению таможенных, товарно-транспортных и других перевозочных документов, а также посредническими услугами. По своей природе данные структуры не могут решать масштабные задачи по оптимизации грузовых потоков. В этих условиях строительство транспортно-логистических центров (ТЛЦ) позволит уже существующим национальным логистическим операторам расширить рынки сбыта и спектр предоставляемых услуг, предлагая транзитные услуги (складирование, консолидация, переупаковка и т.д.) для крупнейших международных логистических операторов.

В соответствии с Программой развития логистической системы на период до 2015 года на территории Республики Беларусь формируется сеть крупных логистических центров, которые, в свою очередь, позволят уже существующим национальным логистическим операторам расширить рынки сбыта и спектр предоставляемых услуг [8]. Формирование таких центров соответствует требованиям и тенденциям развития мирового рынка, о чем свидетельствует опыт стран Западной Европы. Так, в Голландии их деятельность приносит 40% дохода транспортного комплекса, во Франции — 31, в Германии — 25%. В странах Центральной и Восточной Европы эта доля в среднем составляет 30% [1].

По подсчетам европейских экспертов, один крупный ТЛЦ в состоянии обслуживать территорию в радиусе 650 км. Данный факт означает, что теоретически в Беларуси может работать один центр. Белорусские эксперты предполагают, что 10 центров площадью 50 тыс. кв. м. каждый смогут полностью обеспечить потребности и транзитного грузопотока, и внешнего рынка. В то же время Программа развития логистической системы на период до 2015 года предусматривает строительство в течение трех лет 50 ТЛЦ. Налицо факт различия во взглядах органов власти и представителей бизнеса на развитие логистической области Беларуси, что уже сейчас имеет негативное влияние для целого сектора логистических услуг. [12, с. 22]

первые логистические структуры, соответствующие требованиям международных стандартов, появились в Беларуси только в 2003 г. — открылись логистические центры в промзоне Колядичи (Минск) и на базе таможенного пограничного терминала «Брестгрузавтосервис» (г. Брест). однако до последнего времени транзитные логистические услуги в республике не стали ведущей сферой привлечения инвестиций. Доля такого рода услуг в общем объеме экспортных операций в Беларуси составляет до 12%, что в 3 раза ниже среднемирового показателя. При этом основной статьей экспорта услуг (54%) является транспортно-экспедиционная деятельность белорусских субъектов хозяйствования [2]. Формирование современной транспортно-логистической системы предполагает создание соответствующей инфраструктуры на основе прогрессивных транспортно-логистических технологий, форм организации производства и доставки грузов, а также сети транспортно-логистических центров.

В настоящее время на стадии строительства находится свыше 40 логистических центров. Введено в строй и полностью действует только 4 центра. Среди них ООО «двадцать четыре» — логистический центр нового поколения, оказывающий весь комплекс посреднических услуг в логистике (введен в строй в 2011 г. и пока не используется в полной мере). Это один из первых в республике логистических операторов уровня 3PL, оказывающих спектр логистических услуг по схеме «производитель-потребитель» с минимальным участием клиента в этом процессе. Он оборудован стеллажной системой, соответствующей европейским стандартам и действующим международным нормативным требованиям. Внедрена высокотехнологичная система управления процессами (WMS, ERP, информирование о месте нахождения заказа в режиме реального времени). Логистический оператор оказывает услуги по хранению пакетированных и негабаритных товаров, погрузочно-разгрузочные работы, обработку, транспортировку и экспедирование грузов, таможенное сопровождение товара. Крупнейшим инвестиционным проектом (общий объем инвестиций составит 21,5 млн евро) является также строящийся транспортно-логистический центр СООО «БелВингесЛогистик» в пос. Раков Воложинского района (предусмотрено 30 загрузочных площадок и 2 площадки для загрузки-разгрузки нестандартных грузов) [3].

По прогнозам экспертов, к 2015 году ожидается увеличение грузоперевозок по Беларуси в два раза — с 220 млн. т. до 440 млн. т. в год. [12]

В целях повышения эффективности функционирования национальной логистической системы необходимо решить ряд важных задач:

1.Создать единую транспортно-логистическую систему методом частно-государственного партнерства.

2.Обеспечить приток иностранных инвестиций в этот сектор услуг, в частности через строительство логистических центров, а также передачу земли в Собственность иностранному инвестору. Появление транснациональных корпораций с их передовыми стратегиями и технологиями поможет создать стабильный и успешный рынок логистических услуг.

.значительно расширить комплекс транспортно-логистических услуг (включая планирование, контроль, Менеджмент и доставку) при активном использовании аутсорсинга логистических услуг (технологии 3PL) на международном рынке.

.Открыть за рубежом многофункциональные логистические центры, представляющие комплексы объектов, обеспечивающих управление товарными, сервисными и информационными потоками, предназначенные для управления продвижением товаров, в том числе белорусского производства, их реализации в стране назначения.

.Формировать положительный имидж национальных поставщиков логистических услуг на международном рынке, используя опыт международных логистических компаний в области клиентоориентированного маркетинга.

.Принять соответствующую нормативно-правовую базу, в частности по межгосударственным интермодальным перевозкам, по унификации документооборота.

.Сформировать систему подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере 3PL и 4PL технологий и транспортных услуг в рамках: постоянно действующего краткосрочного семинара, курсов по подготовке и переподготовке кадров по логистике, подготовки менеджеров по специальности «Логистика» в ведущих вузах Беларуси.

.Создать национальный орган, курирующий сферу логистики в Республике Беларусь.

таким образом, необходимы координация государственной политики развития отечественной логистики, формирование централизованного института управления системой логистики. комплексное решение отмеченных задач с учетом тенденций развития мирового рынка логистических услуг позволит компаниям Республики Беларусь завоевать устойчивые позиции в международной логистике. Развитая логистическая инфраструктура страны стимулирует приток иностранных инвестиций, значительный рост объемов транзитных перевозок, формирование дополнительных конкурентных преимуществ белорусских участников рынка транспортно-логистических услуг и значительный рост экспортного потенциала страны.

логистика транспортный таможенный мировой

Заключение

На основе изложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:

1)В мировой экономической системе логистика, как наиболее эффективный рыночно-ориентированный способ планирования, формирования и развития товароматериальных и сопутствующих им потоков с наименьшими издержками и максимальным синергетическим эффектом во всей логистической цепи, прочно завоевала свои позиции.

2)Логистика рассматривается как основной инструмент оптимизации (снижения) затрат на всем пути движения товарно-материальных ресурсов и в связи с этим является важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности современных предприятий.

)Транспортно-логистический сектор мировой экономики развивается в соответствии с динамикой роста мировой промышленности и торговли, а также расширением глобальных сетей дистрибуции.

)Ввиду того, что крупные предприятия предпочитают передавать частично или полностью логистику на аутсорсинг, наблюдается тенденция усиление позиций компаний с развитой логистической сетью, представляющих комплекс услуг и широкую географию интернационализации бизнеса.

)Находящийся в стадии зарождения белорусский рынок ТЛУ в настоящее время сталкивается с рядом проблем, среди которых нехватка специалистов, недооценка значения логистики и непонимание смысла ее практического использования со стороны консервативных руководителей предприятий, отсутствие нормативно-правовой базы, а также неполное соответствие деятель представителей органов власти с потребностями.

)Развитие информационно-логистического сегмента в Республике Беларусь, а также расширение присутствия мультимодальных транспортно-логистических центров позволят повысить уровень конкурентоспособности транспортных услуг национальной экономики.

)Начало работы Единого экономического пространства и факторы Таможенного союза могут способствовать наращиванию объемов грузоперевозок по территории Республики Беларусь при условии расширения числа компаний, способных оказывать логистические услуги.

Список источников

1.Артюшеня, Д. Роль логистики в повышении конкурентоспособности предприятий / Д. Артюшеня [Электронный ресурс] // Автоперевозчик: международный журнал профессионалов. — 2008. — №5. — Режим доступа <#"justify">2.Беларуси нужно принять дополнительные меры для повышения привлекательности логистического бизнеса — М. Мясникович [Электронный ресурс] // Совет Министров Республики Беларусь. — Режим доступа: <#"justify">.Булавко, В.Г. Формирование транспортно-логистической системы Республики Беларусь / В.Г. Булавко, П.Г. Никитенко. — Минск: Беларус. навука, 2009. — 356 с.

.Зырянов, А. Логистизация распределительных систем: определения, оценка эффективности /А. Зырянов, Т. Синагатуллин // Ресурсы информация Снабжение Конкуренция. — 2009. — №1. — С. 21-24.

.Лавлок, К. .Митрова, Т. Транспортный Рынок мира и России [Электронный ресурс] / Т. Митрова // National Business — Режим доступа: <#"justify">.Нестеров, С.Ю. Управление и организация грузоперевозок автотранспортным логистическим предприятием /С.Ю. Нестеров — М.: Флинта, 2010. — 184 с.

8.О программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 29.08.2008 г. №1249 [электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2012.

.перечень транспортно-логистических услуг [Электронный ресурс] // Министерство транспорта и коммуникаций РБ / Режим доступа: < #"justify">.Почекина, В.В. международный рынок услуг / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук; под ред. В.Ф. Медведева. — Минск: БИП-С, 2004. — 264 с.

.преимущества особенности развития: 3PL [Электронный ресурс] // международная группа компаний Apply Logistic. — Режим доступа: <#"justify">.Рыбик, К. На гребне транзитной «волны». или…под ней?! / К. Рыбик // Дело. — — 2012. — №9. — С. 18-24.

.Рынок транспортно-логистических услуг в 2010-2011 годах и прогноз до 2014 года. Аналитический обзор [Электронный ресурс] // РосБизнесКонсалтинг. — Режим доступа: <#"justify">.Симонова, Л. Транспорт и логистика: риски и перспективы [Электронный ресурс] / Л. Симонова // РБК Daily. — Режим доступа: <#"justify">.Сморчков, И. основные тренды в становлении рынка логистических услуг / И. Сморчков, Д. Титюхин [электронный ресурс] // Логинфо: журнал о логистике в бизнесе. — Режим доступа: <#"justify">.Список членов ассоциации [электронный ресурс] // Ассоциация международных экспедиторов и логистики «БАМЭ». — Режим доступа <#"justify">17.About us [Electronic resource] // Kuehne + Nagel. — Mode of access: <#"justify">18.Butkevičius, J. Development of marketing strategies in Lithuanian transport companies / J. Butkevičius, A. Vyskupaitis [Electronic resource] // Transport and Telecommunication Institute of the University of Applied Sciences. — Mode of access: <#"justify">.Company Portrait: Our History [Electronic resource] // DHL. — Mode of access: <#"justify">.Express Division: Aviations [Electronic resource] // DHL. — Mode of access: <#"justify">.Information for Worlds Business Leaders [Electronic resource]. — Mode of access: <#"justify">.Innovation: Innovation Center [Electronic resource] // DHL. — Mode of access: <HTTP://www.dhl.com/en/about_us/innovation.html>. — Date of access: 06.09.2012.

Учебная работа. Мировой рынок транспортно-логистических услуг: состояние и тенденции развития