Учебная работа. Международный механизм обеспечения прав и свобод человека

международный механизм обеспечения прав и свобод человека

Содержание

Введение

Глава 1. международный механизм обеспечения прав и свобод человека: общие положения

.1 понятие и формирование международного механизма обеспечения прав и свобод человека

.2 Механизм обеспечения прав и свобод человека в рамках системы Организации Объединенных Наций

Глава 2. международный механизм обеспечения прав и свобод отдельных категорий лиц

.1 Обеспечение прав женщин

.2 Обеспечение прав детей

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы работы. Многими факторами обусловлен высокий уровень теоретической актуальности и практической значимости темы дипломной работы. Прежде всего, это связано с той ролью, которую играет обеспечение прав и свобод человека в современном мире.

Всеобщая декларация прав человека и другие международные нормы о правах человека носят универсальный характер. Государства обязаны обеспечить как минимум те права и свободы, которые предусмотрены международным правом, и внутреннее законода может расходиться с международными нормами лишь в плане расширения прав и свобод. права и свободы не дарованы государством, они принадлежат каждому и, если к тому же закреплены в конституции, то, следовательно, государство соглашается на их использование человеком. вместе с тем, механизм гарантий реализации прав и свобод человека еще во многом не совершенен.

Степень разработанности проблемы. В отечественной науке проблемы обеспечения прав и свобод человека в международном праве основательно рассматривались В.А. Василенко, В.Н. Елыцнычевым, Ю.М. Колосовым, П.М. Курисом, Д.Б. Левиным, В.А. Мазовым, Ю.В. Петровским, Г.И. Тункиным, Н.А. Ушаковым. однако на современном этапе развития международного права возникает необходимость выявить специфику ныне существующей системы обеспечения прав и свобод человека.

Объектом исследования являются международные отношения, складывающиеся в процессе функционирования международного механизма обеспечения прав и свобод человека.

Предмет исследования — обеспечение прав и свобод человека в современном мире.

Целью работы является исследование проблем обеспечения прав и свобод человека в международном праве.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать понятие и процесс формирования современной концепции прав и свобод человека;

определить особенности универсального и региональных международных механизмов обеспечения прав и свобод человека;

— сформулировать признаки, определяющие ООН как основной инструмент универсального механизма обеспечения прав и свобод человека;

— выявить особенности международного механизма обеспечения прав и свобод отдельных категорий лиц;

обозначить направления совершенствования международного механизма обеспечения прав и свобод человека.

Теоретико-методологическая основа работы сформировалась в результате изучения и использования большого теоретического и практического материала, литературных источников, официальных документов, законодательных и иных правовых актов по вопросам международно-правового обеспечения прав и свобод человека. В соответствии с мировоззренческой и основной методологической установкой, принятой автором, обеспечение прав и свобод человека в рамках системы ООН исследуется как основной инструмент универсального механизма обеспечения прав и свобод человека.

анализ опирается на материалистическую диалектику и органично связанные с ней общенаучные и частнонаучные методы исследования: социологический, исторический, структурно-функционального анализа, системного анализа и синтеза, диалектико-логический, формально-логический и иные.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы, собранный фактический материал и практические рекомендации могут быть использованы при проведении дальнейших научных исследований по данной проблематике.

структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и библиографический список.

Глава 1. международный механизм обеспечения прав и свобод человека: общие положения

.1 понятие и формирование международного механизма обеспечения прав и свобод человека

Институт прав и свобод закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — один из принципов международного права. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством. Формирование гуманитарного права тесно связано с идеей естественного права. Эта идея возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов.

Так, Сократ отстаивал объективность, общеобязательность гносеологических и этических норм, что объяснял незыблемостью, устойчивостью и обязательностью космического порядка. между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. «Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости». Не меньшую значимость имеют положения Цицерона, дополнившего мысль Аристотеля о государстве как органе, призванном выражать общее благо, утверждением о правовом характере государства и характеристикой его деятельности, направленной на установление правопорядка. Эти положения выдающегося юриста углубляются подчеркиванием всеобщности закона, «под действие которого должны попадать все».

новый этап в развитии человечества был связан с формированием более прогрессивной общественно-экономической формации — феодализма в странах Западной Европы. Разложение рабовладельческого строя и формирование феодального общества внесли существенные изменения в концепцию прав человека. Средневековое Право защищало статус человека как члена какого-либо ордена или объединения. Оно способствовало воспитанию чувства сословного либо профессионального достоинства. Поэтому постепенно изменяется сложившееся в рабовладельческую эпоху представление о труде как о постыдном занятии, недостойном человека. Однако нельзя забывать о жесткой зависимости угнетенных классов, основанной на сословно-классовой структуре общества и на характерном для феодальных государств отсутствии единой правовой системы и общих источников права. Но даже в этих условиях идея равенства всех перед законом начинает пробивать себе дорогу.

Первой страной, добившейся практических определенных результатов в правовом изменении статуса личности, была средневековая Англия, о чем свидетельствует правовой документ под названием Великая хартия вольностей от 15 июня 1215 г.. Пункт 39 Хартии сосредоточил в себе фундаментальные принципы гражданской свободы: «Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны». К первой половине XV в. относится приказ Хабеас корпус акт как средство восстановления свободы, поскольку на его основе всякий считающий себя незаконно лишенным свободы может обратиться к судье с просьбой приказать задержавшему доставить его в Суд.

Крупным прогрессивным шагом правового положения личности явились буржуазные революции. Идеи прав человека формируются и развиваются в течении всей истории государственности, когда потребовалось определить оптимальное соотношение в системе «человек-гражданского общества.

Важное место в разработке идей прав человека принадлежит Б. Спинозе. Б. Спиноза в своих социально-политических воззрениях рассматривает человека как естественное природное существо, которое подчиняется закону самосохранения. Этот естественный закон совпадает с естественным правом каждого человека на жизнь, свободу мысли и действий.

значительный вклад в проблему прав человека вносит Т. Гоббс. Согласно его пониманию, все люди как природные существа наделены примерно одинаковыми физическими и умственными способностями, что делает их равными между собой. Люди рождаются свободными и в своих действиях руководствуются личными интересами, а движущей силой их поведения выступает достижение жизненных благ.

Классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному был английский мыслитель XVII в. Д. Локк. К Локку восходят и многие положения классической либеральной доктрины прав и свобод индивида в условиях правовой государственности. «Свобода людей, находящихся под властью правительства, — отмечал он, — заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это — свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека«. Обоснованный Локком правовой принцип индивидуальной свободы лишь незначительно отличается от последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: «разрешено все, что не запрещено законом».

Ш. Монтескье утверждал, что не только в природе, но и в обществе действуют естественные законы. Формирование гражданского состояния или государства Монтескье рассматривает как необходимый исторический процесс. «В природном состоянии люди рождаются равными, но они не могут сохранять этого равенства, общество отнимает его у них, и они вновь становятся равными лишь благодаря законам».

Поиск путей перехода от абсолютизма к демократической организации гражданского общества продолжил Ж.-Ж. Руссо. Его требования установления свободы и социального равенства отвечает естественной природе человека.

великий философ XVIII в. Гегель считал, что человек не рождается от природы свободным, как считал Руссо. Человек, по Гегелю, свободен именно как духовное существо. Свободный человек и свободные учреждения формируются лишь в ходе длительного исторического развития, в процессе которого человек формирует себя самого в качестве свободной сущности и свой мир свободы, права и государства.

Идеи прав и свобод человека были развиты американскими просветителями (Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн и др.) и приобрели более демократическое звучание. Пропаганда либеральных идей в Америке сочеталась с активной политической борьбой прогрессивных сил против английской монархии, за утверждение государственной независимости Соединенных Штатов, что и обусловило закрепление идей естественного права в написанной американским просветителем и государственным деятелем Томасом Джефферсоном (1743-1826) Декларации независимости США (1776). «Все люди, — провозглашается в указанном документе, — созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых — право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью»; «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую Идеи естественного права нашли затем более концентрированное выражение в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (Франция), провозгласившей: «1. люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. 2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению«.

Эти великие документы передовых стран Западной Европы заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государства. Современные представления о содержании неотъемлемых прав и свобод человека отражают интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением имевших место в прошлом различных форм угнетения людей. Политической и правовой наукой ныне в качестве неотъемлемых признается широкий комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека.

Основу составляет принцип уважения прав человека и основных свобод, предполагающий их всеобщее личности с точки зрения их перечня и внутреннего содержания; во-вторых, их распространение на всех людей без какой-либо дискриминации; в-третьих, вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав; в-четвертых, равно почтительное отношение к основным правам и свободам как в нормальных жизненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.

Вторая половина XX в. была ознаменована обострением идейно-политической борьбы вокруг прав и свобод человека. После нескольких десятилетий безуспешных усилий заставить людей забыть о свободе рухнули тоталитарные режимы, права и свободы приобрели прочное международно-правовое закрепление. мощными союзниками свободы и прав человека стали соответствующие институты, признавая их основными.

«Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства».

В концентрированном виде гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека изложены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г.. Декларацию дополняют еще четыре документа ООН, придающие ей юридическую силу: международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу 3 января 1976 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.), международный пакт о гражданских и политических правах (действует с 23 марта 1976 г., ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.) и два факультативных протокола к последнему. Взятые все вместе, они составляют документ, известный под названием Международный билль о правах человека. К реальному обеспечению и неукоснительному соблюдению закрепленных в нем прав и свобод человека призваны стремиться все государства, если они действительно желают стать правовыми.

Первостепенное значение международных пактов о правах человека, как и предшествовавшей им Всеобщей декларации прав человека и относящихся к различным периодам конвенций в сфере гуманитарного права, заключается в том, что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.

Такие стандарты конституируются в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения либо конкретизации. Можно обозначить следующие функции стандартов: 1) определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств-участников пактов и других конвенций; 2) формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях; 3) установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность; 4) фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями и даже запретами.

Оба пакта характеризуются закреплением связи между правовым статусом личности и правом народов на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

В последнее время в связи с появлением очертаний многополярного мира доктринальное пространство международного гуманитарного сотрудничества становится в значительной мере плюралистичным и гетерогенным. Происходит утверждение идеи правомерности интерпретации прав человека со стороны каждого субъекта международного общения. В результате возникает теоретическая и практическая потребность в разрешении проблемы преодоления конфликта доктрин и достижения подлинно демократического универсального консенсуса относительно определения содержания прав и свобод человека и перспектив их дальнейшего развития.

Вряд ли можно сомневаться в том, что на сегодняшний день имеется универсальный консенсус в области обеспечения прав человека. однако он не стал панацеей от зачастую не всегда удовлетворительного положения с правами человека в мире. Это связано с тем, что в действующей модели консенсуса присутствует достаточно много моментов формальности, а также элементов явного или скрытого давления. Навязывание как стиль международного сотрудничества в области обеспечения прав человека снижает его эффективность.

Для традиционалистских национально-правовых систем прямое вторжение некоторой группы прав и идей, свойственных либеральным демократиям, неприемлемо, а то и просто оскорбительно — например, идея равноправия женщин. Практика показывает, что «триумфальное шествие» некоторых свобод, например свободы от рабства, приводило к определенным кризисным ситуациям в хозяйственной сфере, как это было в Африке.

Итак, международный механизм обеспечения прав и свобод человека в современных условиях представляет собой сложный правовой комплекс, включающий в себя как внутригосударственные, так и международные средства. Это, с одной стороны, нормативные акты и ориентированные на их исполнение органы государства, а с другой, — международные договоры и создаваемые на их основе органы, призванные обеспечить реализацию принятых и / или признанных норм. Оценивая исторический опыт развития международного механизма обеспечения прав и свобод человека, следует учитывать, что это развитие отражает процессы, свойственные национальным правовым системам и степени эффективности внутреннего механизма обеспечения прав и свобод.

.2 Механизм обеспечения прав и свобод человека в рамках системы Организации Объединенных Наций

международный обеспечение право свобода

Международные пакты о правах человека готовились ООН свыше двадцати лет. лишь 16 декабря 1966 г. ООН одобрила оба соглашения (резолюция 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г.).

международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Экономические, социальные и культурные права сравнительно недавно стали провозглашаться и закрепляться законодательством различных стран мира и международными документами. Законодательные акты и конституции, принятые в XVIII — XIX вв., содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права в тот период рассматривались как побочный продукт их развития. Лишь с начала ХХ в. в конституциях ряда государств все больший упор стал делаться на социально-экономические права. К документам такого характера относятся Веймарская Конститу Германии 1919 г., Конституция Испанской Республики 1931 г., Конститу СССР 1936 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др..

В начале ХХ в. начали заключаться и первые международные соглашения в этой области, регулирующие главным образом трудовые отношения. К ним прежде всего следует отнести Статут Лиги Наций, а также конвенции, принятые в рамках международной Организации Труда (МОТ).

С принятием Устава ООН, а затем Всеобщей декларации прав человека начался качественно новый этап в международно-правовой регламентации таких прав. Конкретный их перечень в Пакте об экономических, социальных и культурных правах начинается с провозглашения права на труд (ст. 6), права каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст. 7), права на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), права каждого на достойный уровень жизни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.

Статья 2 Пакта о гражданских и политических правах обязывает государства немедленно после ратификации предоставить такие права всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. В то же время ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принять… меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

В настоящее время практически всеобщее признание со стороны государств — членов ООН получило положение Пакта о том, что «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как своими гражданскими и политическими правами» (преамбула).

Некоторые ученые, признавая обязательный характер Пакта, утверждают, что такие права неосуществимы, а сам Пакт за годы, прошедшие после его принятия, устарел. Тем не менее в многочисленных исследованиях, проведенных ООН, делается вывод, что эти права юридически обязательны и экономически осуществимы и для их реализации государства должны разработать соответствующие планы и предпринять конкретные меры. Отрицательное отношение многих стран к социально-экономическим правам в процессе разработки Пактов привело к тому, что создание разветвленной системы международного контрольного механизма было предусмотрено только применительно к Пакту о гражданских и политических правах.

международный пакт о гражданских и политических правах содержит широкий перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, «находившимся в пределах его территории и под его юрисдикцией», без каких-либо различий (п. 1 ст. 2). В этих целях участники рассматриваемого Пакта взяли на себя обязательство принять законодательные и другие меры в соответствии со своими конституционными процедурами, «которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте» (п. 2 ст. 2). «Все люди, — подчеркивается в Пакте, — равны перед законом и имеют Право без всякой дискриминации на равную защиту закона» (ст. 26). В Пакте специально признается Право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться «своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком» (ст. 27).

Ряд положений Пакта касается вопросов, которые регулируются также в Пакте об экономических, социальных и культурных правах: право каждого человека на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них (ст. 22), а также ст. ст. 23 и 24 о семье, браке и детях, провозгласившие равенство прав и обязанностей супругов и право каждого ребенка «на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства«.

Третья часть Пакта (ст. ст. 6 — 27) содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь (ст. 6), запрещение пыток (ст. 7), рабства, работорговли и принудительного труда (ст. 8), Право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9), Право каждого покидать свою страну и возвращаться обратно (ст. 12), равенство всех лиц перед судами и трибуналами (ст. 14), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) и другие. Среди политических прав Пакт провозглашает Право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе (ст. 25).

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов. В соответствии с п. 1 ст. 4 Пакта «во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется», государства «могут принимать меры в отступление от своих обязательств… только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения…». «Право отступления» не применяется (согласно п. 2 ст. 4 Пакта) к следующим фундаментальным правам и свободам: к праву на жизнь (ст. 6); к запрещению подвергать кого-либо пыткам или жестокому, бесчеловечному, унижающему достоинство обращению или наказанию (ст. 7); к запрещению рабства, работорговли и подневольного состояния (п. п. 1 и 2 ст. 8); к запрещению лишать свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства (ст. 11); к запрещению отмены принципа, согласно которому уголовный законкаждого на признание его правосубъектности (ст. 16); к праву каждого на свободу мысли, совести и религии (ст. 18).

Все эти права, как и многие другие, закрепленные в Пакте, в настоящее время приобрели характер «jus cogens» и должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. важная задача ООН — контроль за выполнением государствами данных прав.

Неотъемлемой частью международного Билля о правах человека стали еще пять основных международных соглашений по правам человека, в соответствии с которыми учреждены контрольные конвенционные органы. К ним относятся следующие: Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации); Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин (учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (учрежден Комитет против пыток); Конвенция о правах ребенка (учрежден Комитет по правам ребенка); Конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (учрежден Комитет о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей).

несомненно, что с развитием межгосударственных отношений в сфере прав человека неизбежно будет иметь место заключение новых международных соглашений, основные из которых будут составной частью международного Билля о правах человека.

Глава 2. международный механизм обеспечения прав и свобод отдельных категорий лиц

.1 Обеспечение прав женщин

Запрет и противодействие дискриминации в отношении женщин были заложены уже в самых первых международных документах в области прав человека. Помимо ряда законодательных актов общего характера, затрагивающих положение женщин, ООН приняла и ряд специализированных документов, направленных на регламентацию именно этой категории субъектов права. Так, на базе Устава ООН в 50 — 60-е годы были разработаны важные документы, например, конвенции и рекомендации по отдельным аспектам положения женщин. К их числу относятся: Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г.; Конвенция МОТ N 100 о равном вознаграждении за труд 1951 г.; Конвенция МОТ N 103 об охране материнства 1952 г.; Конвенция ООН о политических правах женщин 1952 г.; Конвенция ООН о гражданстве замужних женщин 1957 г.; Конвенция МОТ N 111 о дискриминации в области труда и занятий 1958 г.; Конвенция ЮНЕСКО о дискриминации в образовании 1960 г.; Конвенция и Рекомендация ООН о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 и 1965 гг. и др.

Все эти Конвенции были ратифицированы многими государствами. Механизм ООН позволял следить за претворением в национальном законодательстве принципов, сформулированных в этих международных инструментах.

В 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. на основе данной Декларации уже упоминавшуюся выше Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее по тексту — Конвенция). Конвенция устанавливает общие принципы и меры достижения равных прав для женщин во всем мире. СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г. после распада СССР ее правопреемником по международным пактам и договорам, в том числе и по вышеназванной Конвенции, стала Россия.

октября 1999 г. Генеральной Ассамблеей ООН (далее — ГА ООН) был одобрен Факультативный протокол к Конвенции (он действует и в отношении Российской Федерации), допускающий Право подачи женщинами и женскими неправительственными организациями индивидуальных жалоб о нарушении Конвенции.

Всемирная конференция по правам человека в Вене в 1993 г. рекомендовала ГА ООН принять Декларацию о насилии в отношении женщин и настоятельно призвала государства бороться против этого явления. В том же году была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин. В ней государства — члены ООН обязываются включать в доклады о правах человека, предоставляемые в органы ООН, информацию, касающуюся насилия в отношении женщин и мер, принимаемых по его искоренению, а также анализ тенденций в данном вопросе. Комиссией ООН по правам человека назначен специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин.

Так в рамках международного права формировался институт международной защиты прав женщин, который представляет собой совокупность договорных норм международного права, регулирующих сотрудничество государств с целью уважения и соблюдения, а также обеспечения и защиты прав женщин во всех сферах жизни.

В современном мире права женщин приобрели исключительно важное значение для всех сторон жизни общества. Это касается и сферы экономики, и науки, и политики, и культуры, и социальной сферы и др. Ведь в основном обществом используется социальный потенциал мужского населения. Но потребности дальнейшего развития общества требуют все новых ресурсов, особенно интеллектуальных. Большие возможности в этом плане открывает использование потенциала женского населения, который в значительной мере остается невостребованным.

В процессе анализа международно-правовых норм в сфере прав человека, а в том числе и женщин, делается вывод о том, что перед институтом международной защиты прав женщин стоят две основные задачи: во-первых, способствовать обеспечению их прав в различных государствах; во-вторых, содействовать государствам в осуществлении обязательств, закрепленных в соглашениях о правах женщин.

Реализация вышеназванных задач обеспечивается созданными механизмами: международными (универсальными и региональными) и внутригосударственными, основными методами работы которых являются: рассмотрение докладов и другой информации государственных структур, обращение индивидов в международные органы, назначение специальных советников, мониторинг международных организаций положения женщин в отдельных государствах, финансовая помощь государствам в обеспечении прав женщин, контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств, привлечение к международно-правовой ответственности (в том числе уголовной ответственности).

На основе норм международного права созданы специализированные органы, реализующие универсальные международные механизмы обеспечения прав женщин.

. Комиссия по положению женщин ООН является координирующим органом ООН по решению проблем осуществления прав женщин на универсальном уровне, работающая под руководством ЭКОСОС. Отсюда и те формы и методы, которые она использует: принятие рекомендаций; вынесение решений, носящих необязательный характер; подготовка проектов конвенций; оказание консультативной и технической помощи отдельным государствам.

основным направлением деятельности Комиссии является разработка проектов международных договоров в области обеспечения отдельных прав женщин, прежде всего политических и гражданских. Резолюция 11(II) ЭКОСОС предусматривает, что функцией Комиссии является подготовка рекомендаций и докладов ЭКОСОС о защите прав женщин в политической, экономической, социальной и просветительной областях; она также дает рекомендации Совету по срочным проблемам. Согласно рекомендации, вынесенной Комиссией по положению женщин на ее первой сессии в 1947 г., ЭКОСОС расширил мандат Комиссии, включив в него поощрение гражданских прав женщин. Совет прямо заявил, что рекомендации по срочным проблемам, относящимся к правам женщин, должны быть направлены на проведение в жизнь принципа равенства между мужчинами и женщинами и что Комиссия должна предложить способы выполнения таких рекомендаций.

другим направлением деятельности Комиссии выступает изучение докладов государств о выполнении ими международных договоров. Однако данная работа не является эффективной, ибо государства либо вообще не представляют доклады, либо их отчеты содержат неполную и искаженную информацию. Кроме того, Комиссия не наделена правом сколько-нибудь существенно влиять на государства с целью принудить их реализовывать взятые на себя обязательства. Представляется, что функции Комиссии могут быть расширены за счет осуществления не только контроля за соблюдением государствами своих обязательств, но и определения санкций (политического характера) за их невыполнение.

. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН создан в силу ст. 17 Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., особенностью которого является то, что он полностью состоит из женщин, а таким образом из 23 экспертов-женщин, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией.

Комитет действует в качестве системы мониторинга для наблюдения за ходом соблюдения Конвенции государствами. Это выполняется главным образом посредством рассмотрения докладов, представленных государствами-участниками. К концу 2009 г. он рассмотрел сто двадцать семь докладов, представленных правительствами. По результатам Комитет высказывает предложения и непосредственно через ЭКОСОС вносит рекомендации общего характера, основанные на изучении докладов и информации, полученных от государств-участников, которые включаются в доклад Комитета наряду с замечаниями экспертов государств-участников, если таковые имеются.

Он вправе также предложить специализированным учреждениям ООН представить свои доклады и может получать информацию от неправительственных международных организаций. Именно сотрудничество с такими специализированными учреждениями ООН, как МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО может обеспечить Комитету владение полной информацией по конкретным проблемам. Связь Комитета с ними осуществляют специальные докладчики, назначенные для координации деятельности по узким (конкретным) вопросам (например, специальный советник по тендерным вопросам, специальный докладчик по вопросам насилия).

многолетний опыт работы Комитета экспертов свидетельствует, что в рамках ООН следует изыскать более действенные средства активизации общественного мнения для того, чтобы вынудить правительства проводить в своих странах планомерную социально-экономическую политику, направленную на улучшение положения женщин.

. Международная организация труда (далее — МОТ) была создана в 1919 г. еще в рамках Лиги Наций. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Деятельность МОТ по вопросам обеспечения женщинам равных с мужчинами прав в сфере труда развивается в трех направлениях: изучение статуса женщин в сфере труда и прогнозирование распределения ролей между мужчиной и женщиной на рынке труда, т.е. информационно-аналитическая деятельность; разработка и принятие специальных конвенций и рекомендаций относительно регулирования отдельных сторон трудовых отношений; обеспечение эффективного контроля за исполнением данных конвенций и рекомендаций.

Число Конвенций МОТ, как было уже выше упомянуто, специально посвященных защите прав трудящихся женщин, относительно невелико. Это такие Конвенции, как Конвенция 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 г.; Конвенция 111 о дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 г.; Конвенция 103 от 28 июня 1952 г. относительно охраны материнства, Конвенция МОТ 156 от 3 июня 1956 г. о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин и др..

Большое значение в формировании международных норм, касающихся женщин, имеют региональные конференции, созываемые в канун всемирных конференций в рамках Десятилетия женщины ООН экономическими комиссиями ООН в отдельных районах мира: Европы (ЭКЕ), Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Африки (ЭКА), Латинской Америки (ЭКЛА) и Западной Азии (ЭКСА). Обычно им предшествуют (или происходят одновременно с конференцией) форумы неправительственных организаций. На этих региональных конференциях после обсуждения положения женщин в регионе и оценки изменений, которые имели место, обычно принимается план действий или рекомендации на перспективный период. Эти ценные документы являются основой для работы Всемирной конференции и форума неправительственных организаций. В Европе роль таких конференций играют семинары. Их решения приравниваются по своему значению к рекомендациям региональных конференций.

Итак, все сказанное объясняет то особое значение, которое приобретает обеспечение прав женщин в рамках ООН. Институт прав женщин занимает важное место в международном праве; сложилась концепция международного обеспечения прав женщин, которая в настоящее время требует реализации. Международное обеспечение прав женщин — это институт международного права, представляющий собой совокупность договорных норм, регулирующих сотрудничество государств с целью всеобщего уважения и соблюдения, обеспечения и защиты прав женщин во всех сферах жизни. Данная задача решается путем создания различного рода международных механизмов, призванных повысить эффективность норм международного права в сфере обеспечения прав женщин. Мировой опыт показывает, что для половины человечества — женщин подлинная свобода и равноправие с мужчинами возможны лишь в условиях социального правового государства, за установление которого женские организации и должны бороться.

.2 Обеспечение прав детей

В настоящее время почти все государства-члены ООН ратифицировали Конвенцию о правах ребенка (далее — Конвенция), выразив таким образом свое понимание актуальности и необходимости норм, содержащихся в Конвенции, а также решимость выполнять обязательства, закрепленные данным международным договором. однако столь широкое международное признание Конвенции не является достаточным для того, чтобы ее нормы работали на практике. Реализация принятых государствами обязательств обусловлена многими факторами, важное место среди которых занимает международно-правовой механизм контроля за соблюдением обязательств государств в области обеспечения прав ребенка.

основными функциями Комитета по правам ребенка, созданного согласно Конвенции, являются рассмотрение докладов государств, поступающих с периодичностью 1 раз 5 лет после первоначального доклада в течение 2 лет с момента вступления Конвенции в силу для государства, и подготовка докладов о деятельности Комитета 1 раз в 2 года, которые Комитет направляет ГА ООН через ЭКОСОС. полномочия Комитета сводятся к даче общих рекомендаций и предложений, которые направляются заинтересованному государству и ГА ООН, также Комитет имеет Право предложить специализированным учреждениям ООН подготовить доклады об их деятельности в сфере прав ребенка, а ГА ООН — предложить Генеральному секретарю провести от имени ГА ООН исследование по отдельным вопросам, касающимся прав ребенка (ст. 45 Конвенции).

В настоящее время Комитет состоит из 18 независимых экспертов, выступающих в личном качестве, избираемых государствами-участниками Конвенции на 4 года из числа лиц, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой Конвенцией. Согласно п. 10 ст. 43, «Комитет, как правило, проводит свои сессии ежегодно», но начиная с 1994 г. сессии Комитета проходят 3 раза в год (в январе, апреле-мае и сентябре-октябре). В январе 2008 г. прошла 41-я сессия Комитета. Основное внимание на сессиях уделяется рассмотрению докладов государств. Требования к форме и содержанию периодических докладов были сформулированы Комитетом по правам ребенка в руководстве, утвержденном Комитетом на его 343-м заседании (13-я сессия) 11 октября 1991 г. руководство предусматривает, что доклады должны состоять из тематических разделов, включать детальную информацию правового, социального, культурного, воспитательного характера, статистические данные.

Комитет по правам ребенка наделен компетенцией в области рассмотрения докладов государств, на основании которых вырабатываются рекомендации заинтересованному государству. Следует также отметить, что в соответствии с правилами Комитета он может получать информацию о состоянии обеспечения прав ребенка в конкретном государстве не только от самого государства, но и от неправительственных организаций, организаций системы ООН, из прессы. Это позволяет оценить ситуацию в государстве и предоставленный им доклад более разносторонне и подготовить соответствующие рекомендации. Например, в 2009 г. РФ представила Комитету по правам ребенка девятый периодический доклад о реализации прав ребенка в РФ. Одновременно с этим 11 неправительственных организаций направили Комитету совместный альтернативный доклад, и по результатам его предварительного рассмотрения Комитет задал Правительству РФ 35 дополнительных вопросов.

Однако не все государства-участники Конвенции предоставляют доклады Комитету своевременно, хотя, как отмечает Комитет, качество представляемых докладов в целом высокое. Также существует проблема, связанная со сроками рассмотрения Комитетом представляемых государствами докладов. Так, в 2003 г. РФ представила Комитету третий периодический доклад о реализации прав ребенка в РФ за период с 1998 по 2002 г., однако рассмотрен этот доклад Комитетом был лишь в сентябре 2005 г. Очевидно, в подобных ситуациях недостатки в имплементации Конвенции могут быть выявлены несвоевременно, что может негативно сказаться на обеспечении прав ребенка. В целом подобные временные отсрочки снижают эффективность работы Комитета по рассмотрению докладов и подготовке рекомендаций.

Помимо рекомендаций конкретным государствам в рамках полномочий, предоставленных п. d ст. 45 Конвенции о правах ребенка, Комитет по правам ребенка готовит общие рекомендации на различные темы, в том числе по организационным вопросам. Так, Комитетом были приняты общие рекомендации: «О детях в вооруженных конфликтах» (сентябрь 2005 г.), «Управление ювенальной юстицией» (сентябрь 2007 г.), «Исключительные случаи предоставления объединенных докладов государств» (январь 2008 г.), «Содержание и размер докладов государств» (май 2008 г.), «Предоставление периодических докладов» (январь 2009 г.), «О работе Комитета в составе двух палат» (сентябрь 2009 г.).

С 2001 г. Комитет также готовит комментарии к положениям Конвенции о правах ребенка — общие комментарии. Комитет издал 5 таких комментариев: «Цели образования» (п. 1 ст. 29 Конвенции) 2007 г., «Роль независимых национальных организаций по защите прав человека в деле поощрения и защиты прав ребенка» 2007 г., «ВИЧ/СПИД и права ребенка» 2008 г., «Здоровье и развитие подростков в контексте Конвенции о правах ребенка» 2009 г., «Общие меры по имплементации Конвенции о правах ребенка» 2009 г. Данные комментарии адресованы государствам-участникам Конвенции и призваны способствовать лучшему выполнению принятых по Конвенции обязательств. Общие комментарии содержат перечни конкретных мероприятий, предлагаемых осуществить государствам для наилучшего обеспечения определенных прав ребенка. Так, в комментарии «Общие меры по имплементации Конвенции о правах ребенка» (пп. 66-70) Комитет предлагает государствам осуществить ряд мер для выполнения норм ст. 42 Конвенции о правах ребенка, обязывающей государства широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.

В частности, Комитет указывает на выполнение государствами следующих мероприятий: следует сделать общедоступной информацию о государственных органах и независимых организациях, занимающихся вопросами имплементации прав ребенка и мониторингом ситуации в этой области, включая сведения о том, как можно обратиться в указанные органы и организации; следует также сделать широко доступным текст Конвенции о правах ребенка, в том числе на национальных языках (сам Комитет располагает текстами официальных и неофициальных переводов, подготовленных Управлением Верховного комиссара по правам человека); особое внимание следует уделить распространению Конвенции среди неграмотных людей; следует принять во внимание, что ЮНИСЕФ и неправительственные организации во многих странах мира разработали варианты текста Конвенции, адаптированного для детского возраста; рекомендуется ввести в школах всех уровней образовательные программы и семинары, посвященные обеспечению прав ребенка; рекомендуется проводить обучающие семинары с теми, кто работает с детьми и для детей (учителя, социальные работники, работники детских учреждений), а также с теми, кто вовлечен в реализацию, осуществление прав ребенка, — должностными лицами правительств, парламентариями, судьями, сотрудниками полиции и солдатами вооруженных сил, включая силы по поддержанию мира. Цель таких семинаров — формирование представления о ребенке как обладателе прав человека, расширение знания положений Конвенции о правах ребенка и поощрение активного претворения в жизнь ее положений.

В общих комментариях «Роль независимых национальных организаций по защите прав человека в деле поощрения и защиты прав ребенка» содержится точка зрения Комитета относительно роли и функций таких организаций в поощрении и контроле за осуществлением прав ребенка. По мнению Комитета, независимые организации, наделенные полномочиями в области поощрения и обеспечения прав ребенка необходимо создать в каждом государстве, так как это является частью обязательства государств гарантировать осуществление положений Конвенции. Полномочия таких организаций должны включать их право рассматривать индивидуальные жалобы, поданные самими детьми и их представителями, а также Право проводить расследование случаев нарушения прав детей.

Должность Специального представителя Генерального секретаря ООН по вопросам о положении детей в вооруженных конфликтах существует с 1996 г.. За время действия мандата Специальным представителем было подготовлено и представлено ГА ООН пять докладов, большая часть которых содержит информацию о результатах посещения различных стран (так, в 2006 г. специальный представитель посетил Северную Ирландию, Гватемалу, Эфиопию, Эритрею, Анголу, Российскую Федерацию и Афганистан).

Конвенционные механизмы контроля дополняют другие способы воздействия на государства с целью обеспечения наилучшего обеспечения прав и интересов ребенка. В системе ООН особую роль играет Верховный комиссар ООН по правам человека. Его работа направлена на координацию деятель по обеспечению прав человека, в том числе прав ребенка, и предоставление помощи государствам для осуществления региональных программ по обеспечению прав человека.

Вопросами прав ребенка занимается Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). ЮНИСЕФ по предложению Комитета по правам ребенка может предоставлять заключения экспертов и доклады относительно осуществления Конвенции в сфере полномочий ЮНИСЕФ. При наличии в докладах государств, представляемых Комитету по правам ребенка, просьб о технической консультации и помощи такие просьбы могут быть переданы Комитетом в ЮНИСЕФ для исполнения.

Вопросы прав ребенка не остаются без внимания и в работе главных органов ООН — ГА ООН и Совета безопасности ООН (далее — СБ ООН). Так, ГА ООН приняла ряд деклараций, непосредственно касающихся прав ребенка: Декларация и план действий «мир, пригодный для жизни детей», принятые на 27-й специальной сессии ГА ООН (2002), всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (1986), Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974), Декларация прав ребенка (1959).

СБ ООН, обладая полномочиями в области поддержания мира и безопасности, принимает резолюции, непосредственно касающиеся защиты прав ребенка в вооруженных конфликтах (№ 1261 (1999), № 1314 (2000), № 1460 (2003)), в которых призывает государства соблюдать права детей в период вооруженных конфликтов, ратифицировать факультативный протокол к Конвенции о защите прав ребенка в вооруженных конфликтах, затрагивает вопросы призыва на военную службу и др.

В настоящее время Комитет принял решение работать в составе двух палат, что будет способствовать более быстрому рассмотрению докладов. Говоря об эффективности такого метода контроля, как рассмотрение докладов и выработка рекомендаций, следует отметить, что до момента представления государством очередного периодического доклада Комитет не имеет информации от государств о том, как исполняются его рекомендации.

Итак, сегодня в мире сложилась система обеспечения прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Что касается россии, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции о правах детей, выполнение рекомендаций ООН.

Проведенный анализ показывает, что формы контроля за соблюдением обязательств государств в области обеспечения прав ребенка многообразны, и включают деятельность ряда международных организаций, органов и специальных представителей. В связи с этим не представляется целесообразным предусматривать дополнительные формы контроля. Касательно методов контроля, стоит отметить, что в области обеспечения прав ребенка они сводятся в основном к представлению докладов и как результат их рассмотрения к выработке рекомендаций со стороны контрольных органов, которые не всегда бывают своевременными. однако такой метод представляется недостаточно эффективным. учитывая существующие недостатки в рассмотрении докладов государств и выработке рекомендаций, сам Комитет по правам ребенка указал на необходимость реформы его деятель в связи с увеличивающимся объемом работы по рассмотрению докладов государств.

Заключение

Международное право регулирует широкий круг вопросов, включающий безопасность, дипломатические отношения, торговлю, культуру и, конечно, права человека. Права человека — универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. концепция прав человека — это общепризнанная система представлений и взглядов о месте и роли прав человека в обществе и государстве.

вторая мировая война стала поворотным этапом в деле становления взаимодействия государств и народов в сфере обеспечения прав и свобод человека. Человечество осознало необходимость объединения усилий в защите общих интересов людей. Это выразилось в создании Организации Объединенных Наций. Вступивший в силу 24 октября 1945 г. устав ООН поставил перед собой цель — «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии». В Уставе отражены обязательные для государств принципы в области обеспечения прав и свобод человека.

В 1946 г. ООН создала Комиссию по правам человека и поручила ей разработать Международный Билль о правах человека, который должен был служить эталоном и по которому государства получали бы возможность оценивать свои достижения в гуманитарной области. Сейчас Международный Билль о правах человека включает в себя Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отказ от применения смертной казни в мирное время.

Во Всеобщей декларации прав человека закрепляются такие стандарты в области прав человека, как равенство людей, недопустимость дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии и другим признакам, Право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, запрет пыток или жестокого обращения, запрет рабства и работорговли, Право каждого на правосубъективность, равенство всех перед законом, Право на обращение в суд, запрет произвольных арестов, презумпция невиновности и запрет обратной силы уголовного закона, право на свободу убеждений, на мирные собрания и другие права и свободы человека.

В развитие Всеобщей декларации в дальнейшем были приняты многочисленные конвенции по правам человека. Права человека стали наиболее кодифицированной отраслью международного права; на основе закрепленных в Уставе ООН целей разработаны многочисленные конвенции, декларации и резолюции по правам человека, которые имеют отношение к геноциду, расовой дискриминации, дискриминации женщин, правам инвалидов, праву на развитие, правам детей, регламентации смертной казни. Эти международные соглашения составляют юридическую базу международно-правового обеспечения прав и свобод каждого человека и всей цивилизации.

В глобализирующемся мире XXI века лишь путем разумного сочетания интересов государства и личности возможно создать такой международный правопорядок, который будет достойным человеческой цивилизации.

Список литературы

Международные и нормативно-правовые акты

1.устав Организации Объединенных Наций (Вместе с «Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи») (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Действующее международное Право. Т. 1. — М.: Московский независимый институт международного права, 1996. — С. 7-33.

2.Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // российская газета. — 1998. — 10 декабря.

.Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М.: Юридическая литература, 1990. — С. 32-53.

.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М.: Юридическая литература, 1990. — С. 20-32.

.Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Принята 21.12.1965 Резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН) // международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М.: Юридическая литература, 1990. — С. 125-139.

.Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Принята 18.12.1979 Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН) // международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М.: Юридическая литература, 1990. — С. 341-355.

.Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Заключена 10.12.1984) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М.: Юридическая литература, 1990. — С. 109-125.

.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. — Выпуск XLVI. — 1993.

.Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (Принята 18.12.1990 Резолюцией 45/158 на 69-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. — М.: БЕК, 1996. — С. 492-515.

.Резолюция 48/104 Генеральной Ассамблеей ООН «Декларация об искоренении насилия в отношении женщин» (Принята 20.12.1993 на 85-ом пленарном заседании 48-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // #»justify»>11.Глобализация и ее влияние на полное пользование правами человека // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 2000 г., 55/102.// [электронный ресурс]. Режим доступа: www.icj-cij.org, свободный.

Научная и учебная литература

1.2.Бабин Б.В. Категория развития и проблема программных актов в современном международном праве // Международное публичное и частное право. — 2010. — №1. — С. 21-27.

.Баймуратов М.А. международный правопорядок: концептуальные подходы к становлению понятийной характеристики // Международное публичное и частное право. — 2010. — №1. — С. 8-14.

.Бахин С.В. Субправо. 2-е изд. — СПб.: СКФ «россия-Нева», 2008. — 489 с.

.Бобылев А.И. Функции государства: понятие, классификация, общая характеристика // Право и государство: теория и практика. — 2010. — №3. — С. 48-54.

6.большой юридический словарь // <#"justify">7.Воскобитова М.Р. особенности использования адвокатом источников международного права при обращении в межгосударственные органы по защите прав человека // Адвокатская практика. — 2009. — №2. — С. 16-21.

8.Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М.: Мысль, 1990. — 529 с.

.Глухарева Л.А. права человека: гуманитарный курс. 2-е изд. — М.: ИНФРА.М — НОРМА, 2008. — 511 с.

.Гоббс Т. Левиафан. — М.: Изд-во «мир«, 1988. — 672 с.

.Карташкин В.А., Пожидаева М.В. Пакты о правах человека и реформирование правозащитного механизма ООН // Юрист-международник. — 2006. — №3. — С. 34-39.

.Кирилловых А.А. Право на образование в свете болонской декларации // социальное и пенсионное право. — 2010. — №1. — С. 20-24.

14.Конузин А. сильная ООН — основа здоровых международных отношений // международная жизнь. — 2006. — №11. — С. 18-24.

15.Корейво Е.В. Права человека в международно-правовых актах: проблемы дефинирования // Международное публичное и частное право. — 2010. — №1. — С. 27-32.

.Локк Д. Избранные философские произведения. Т. II. — М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960. — 567 с.

.Мажорина М.В. Система регулирования международных торговых отношений // Российское право в Интернете. — 2009. — №4. — С. 34-37.

.Малышев В. Дополнительные механизмы охраны и защиты материнства и детства // Право и жизнь. — 2009. — №5. — С. 25-31.

.Манов Б.Г. Международное Право и современность // Журнал российского права. — 2008. — №1. — С. 56-62.

.Михайлова М.Д. некоторые проблемы глобализации // Международное публичное и частное право. — 2009. — №3. — С. 30-34.

.Монтескье Ш. Избр. произв. — М.: Госполитиздат, 1955. — 589 с.

.Петровский В.Е. правило «открытого окна»: о правах человека в России и современном мире // Полис. — 2010. — №1. — С. 184-191.

.Рахманова Е.Н. Гармонизация и унификация уголовного законодательства в глобализующемся мире // российская юстиция. — 2009. — №4. — С. 22-26.

.Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. — М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. — 689 с.

.Серегин Н.С. К 60-летию Организации Объединенных Наций // Право и политика. — 2005. — №10. — С. 5-11.

.Сократ. Платон. .Спиноза Б. Избр. произв. В 2 т. — М.: Госполитиздат, 1957. — Т. 1. — 768 с.

.Тихомиров Ю.А. Цели и формы государственно-правовой интеграции // Правовое обеспечение межгосударственной интеграции: Сб. статей. — М.: Изд-во «Олита», 2005. — 378 с.

.Федосеева Н.Н., Костромина Д.Д. Международно-правовое закрепление прав женщин и механизмы их реализации // Международное публичное и частное право. — 2007. — №5. — С. 19-22.

.Хабермас Ю. Религия, Право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе // Полис. — 2010. — №2. — С. 58-63.

.Храмцов А.Ф. социальное государство: проблемы индикации // Государственная .Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 томах. Том 1 / под ред. Крашенинникова Н.А. — М.: Норма, 2008. — 789 с.

.Цицерон М.Т. Диалоги. — М.: Высшая школа, 1994. — 345 с.

.Чекин А.Н., Акимов А.Н. О соотношении международного права и национального права в эпоху глобализации // Международное публичное и частное право. — 2009. — №5. — С. 24-26.

.Широбоков С.А. Механизм демократических правоотношений человека и государства // Конституционное и муниципальное право. — 2008. — №3. — С. 50-55.

.Шульц О.Г. место и роль института Верховного комиссара ООН по правам человека в международном механизме прав человека // .Юнусов А.А., Юнусов Э.А. права человека как явление цивилизации и общечеловеческая Ценность // Юридическое образование и наука. — 2006. — №3. — С. 34-38.

Ресурсы Интернет

1.Декларации ООН // http: www.un.org./russian/esa/social/crime.htm <HTTP://www.un.org./russian/esa/social/crime.htm>.

.Конвенции ООН [электронный ресурс] // .

.Комментарий Комитета ООН по правам ребенка «Общие меры по имплементации Конвенции о правах ребенка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: <HTTP://www.interpravo.ru/>.

.Материалы проекта «Права человека перед вызовами XXI века» (РАПН); материалы Петербургского семинара по правам человека // Материалы Исследовательского комитета по правам человека Российской ассоциации политических исследований // <HTTP://vtt.net.ru/book/export/html/50>.

.Международные соглашения по правам человека [Электронный ресурс] // .

.Требования к форме и содержанию периодических докладов: Руководство, утвержденное Комитетом на 343-м заседании (13-я сессия) 11 октября 1991 г. // [электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.org, свободный.

.http: www.un.org./russian/esa/social/crime.htm <HTTP://www.un.org./russian/esa/social/crime.htm>.

Учебная работа. Международный механизм обеспечения прав и свобод человека